ТСН 21-301-96 (МГСН 5.01-94 с изм. 1 1996, с изм 2 1999), часть 2

В одноэтажных зданиях и на последнем верхнем этаже многоэтажных зданий допускается предусматривать естественное дымоудаление через оконные проемы или фонари верхнего света.

В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны в пределах одного пожарного отсека.


(Измененная редакция, Изм. № 2)


3.18. Пуск в действие систем противодымной защиты должен осуществляться автоматически, дистанционно и от кнопок ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж автостоянки, на лестничных площадках на этажах, в лифтовых холлах и тамбур-шлюзах.

3.19. Предел огнестойкости шахт дымоудаления должен быть не менее 1 ч, или 400 °С не менее 2 ч - в зависимости от расчетного значения температуры удаляемого газа на входе в вентилятор. Каждая шахта должна обслуживаться отдельным вытяжным вентилятором, сохраняющим работоспособность при температуре 600°С не менее 1 ч. Допускается применение устройств, обеспечивающих снижение температуры газов до пределов, установленных паспортными данными вентиляторов. Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противодымных клапанов определяются расчетом.


(Измененная редакция, Изм. № 2)


3.20. Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая тамбур-шлюзы, шахты лифтов и лестничные клетки, должна предусматривать подачу воздуха через нормально закрытые противопожарные клапаны с пределом огнестойкости не менее 1 ч и сопротивлением дымопрониканию не менее 8000 кг 1 м 1 на 1 м2 площади проходного сечения, оборудованные автоматическим, дистанционным и ручным управлением приводов. Параметры приточной противодымной вентиляции необходимо определять расчетом согласно СНиП 2.04.05-91* при скорости воздуха в открытом проеме не менее 1,3 м/с.

3.21. Дымоудаление из рамп может осуществляться через проемы в наружных ограждениях и в покрытии.

3.22. Электротехнические устройства автостоянок должны проектироваться согласно требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ), ВСН 01-89 и настоящих норм.

*)3.23. В зданиях, сооружениях автостоянок с системами пожарной автоматики на путях эвакуации необходимо предусматривать световые указатели, подключенные к сети эвакуационного освещения. Указатели следует устанавливать на высоте 2 м и 0 ,5 м от пола. Световые указатели мест установки соединительных головок для подключения передвижной пожарной техники необходимо подключать к сети эвакуационного освещения. На фасадах сооружения автостоянки необходимо предусматривать установку светоуказателей расположения гидрантов.

Световые указатели должны включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.

В системе электроснабжения следует предусматривать устройства защитного отключения.

3.24. Пожарную сигнализацию автостоянок необходимо проектировать в соответствии со СНиП 2.04.09-84 и настоящими нормами.

3.25. Автостоянки с подземной частью вместимостью более 100 машино-мест необходимо оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), в которую включаются: диспетчерский пульт управления, сеть громкоговорящих устройств и линий связи: световые указатели направления движения к выходам.

Диспетчерский пульт должен размешаться не ниже первого подземного этажа и иметь непосредственный выход наружу или на лестничную клетку, ведущую наружу. В помещении диспетчерского пульта должны находиться устройства управления всеми системами противопожарной зашиты автостоянок.

3.26. Автостоянки с 2 подземными этажами и более следует оборудовать полуавтоматической речевой системой оповещения (с использованием микрофона). Для этой цели может быть использована радиотрансляционная сеть. Слышимость должна быть обеспечена в любом месте (помещении) автостоянки при работающем двигателе автомашины. В других случаях в автостоянках, оснащенных системами пожарной автоматики, необходимо предусматривать подачу тревожного звукового сигнала (сирена и т.п.), включение которого осуществляется при срабатывании указанных систем.

Сети системы оповещения должны быть выполнены с учетом требований, предъявляемых к сетям пожарной сигнализации.

3.27. При оценке загрязнения атмосферы выбросами от автомашин, размещаемых на автостоянке, а также при определении воздухообмена на автостоянке следует руководствоваться требованиями, приведенными в обязательном приложении 2.


(Введен дополнительно, Изм. № 2)


4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОСТОЯНКАМ С МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ПАРКОВКИ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЗ УЧАСТИЯ ВОДИТЕЛЕЙ


4.1. Состав и площади помещений, параметры автостоянки с механизированным устройством определяются в соответствии с техническими особенностями используемой системы парковки автомобилей.

4.2. Управление механизированным устройством, контроль за его работой и пожарной безопасностью автостоянки должны осуществляться из помещения. расположенного на посадочном этаже, диспетчером.

*)4.3. Автостоянки с механизированным устройством необходимо оборудовать установками автоматического пожаротушения согласно СНиП 2.04.09-84.

4.4. Для подключения автоматических установок пожаротушения к передвижной пожарной технике следует предусматривать трубопроводы с соединительными головками (согласно п. 3.8), обеспечивающими расчетный расход воды.

*)4.5. Размещение оросителей системы автоматического пожаротушения должно обеспечивать орошение остекленных поверхностей автомобиля. Свободный напор у действующего оросителя должен быть не менее 0,05 МПа.

4.6. Механизированное устройство автостоянки должно иметь поддоны, на которых размещаются автомашины и на которых при тушении пожара могла бы скапливаться вода слоем не менее 30 мм.

*)4.7. Автостоянки с механизированными устройствами допускается проектировать надземными и подземными. Пристраивать надземные автостоянки допускается только к глухим стенам зданий, имеющих другое назначение: предел огнестойкости стен должен быть не менее 2,5 ч.

*)4.8. Блок автостоянки с механизированным устройством может иметь вместимость не более 30 машино-мест. В случае компоновки автостоянки из нескольких блоков их следует разделять противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. для надземных и 2,5 ч. ¾ для подземных. К каждому блоку должен быть предусмотрен подъезд для пожарных автомашин.

4.9. Автостоянки с механизированными устройствами допускается проектировать с использованием металлического каркаса, ограждающие конструкции должны выполняться из негорючих материалов без утеплителя.


*)5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОСТОЯНКАМ ОТКРЫТОГО ТИПА


5.1. Здания автостоянок открытого типа следует предусматривать: I , II степени огнестойкости ¾ не более 9-ти этажей, с площадью застройки между противопожарными стенами не более 4000 кв. м; III а степени огнестойкости ¾ не более 6-ти этажей, с площадью застройки между противопожарными стенами на более 2500 кв. м, с шириной корпуса не более 36 м, с отметкой пола верхнего этажа, не превышающей 20 м над средней планировочной отметкой земли.

Проекты автостоянок IIIa степени огнестойкости для индивидуальных владельцев с закрепленными машино-местами подлежат согласованию с территориальными органами государственного надзора в установленном порядке.

5.2. Устройство боксов, сооружение стен (также наружных) и перегородок, в том числе решетчатых, затрудняющих проветривание, не допускается. Высота поэтажных парапетов не должна превышать 1 м. Конструктивная система зданий III а степени огнестойкости должна быть каркасной.


(Измененная редакция, Изм. № 2)


5.3. Автостоянки для индивидуальных владельцев с закрепленными машино-местами следует оборудовать установками автоматического пожаротушения при размещении на этаже 100 и более машино-мест.

5.4. Количество рамп и их параметры определяются заданием на проектирование и проектом.

5.5. С каждого этажа следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов в соответствии с таблицей 3.

В качестве эвакуационного пути допускается считать проход по пандусам на полуэтаж к лестничным клеткам. Проход должен иметь ширину не менее 80 см и на 10-15 см возвышаться над проезжей частью (с устройством колесоотбоя).

5.6. Конструкции лестничных клеток во всех зданиях открытых стоянок, независимо от их степени огнестойкости, должны иметь предел огнестойкости и предел распространения огня, соответствующие II степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85*.

5.7. В сооружении автостоянки должны предусматриваться закольцованные сухотрубы с обратными клапанами у патрубков, выведенных наружу для передвижной пожарной техники. Пропускная способность сухотрубов должна рассчитываться на орошение каждой точки автостоянки двумя струями не менее 5 л/с каждая от разных стояков. Сухотрубы со шкафами пожарных кранов должны иметь удобный доступ со стороны лестничных клеток. Диаметр кранов на сухотрубах должен быть 66 мм. Ни первом этаже следует предусматривать отапливаемое помещение для хранения противопожарного инвентаря.

5.8. В зданиях автостоянок более 6 этажей в объеме лестничных клеток следует предусматривать лифты, которые должны быть приспособлены для подъема пожарных подразделений.

5.9. Все встроенные и встроенно-пристроенные помещения, не относящиеся к автостоянке (в т.ч. автомагазины и др.), должны отделяться от пространства автостоянки противопожарными стенами I типа и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2 ,5 ч. и проектироваться в соответствии с действующими нормами.

Помещения дежурного и помещения для хранения противопожарного инвентаря должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.

5.10. В автостоянках открытого типа с шириной корпуса до 72 м включительно предусматривается естественная вентиляция за счет проветривания.


6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАДСТРОЙКЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОСТОЯНОК


6.1. При проектировании надстройки (реконструкции) существующих автостоянок следует руководствоваться требованиями к проектированию автостоянок закрытого и открытого типа согласно настоящим нормам.

6.2. Существующие автостоянки, подлежащие надстройке, могут быть одноэтажными (плоскостными), заглубленными в землю, подземными.

6.3. Включение или невключение существующей автостоянки в объем надстройки определяется заданием на проектирование и проектом.

6.4. В случае, если в объем надстройки существующая автостоянка не включается, надстраиваемая и существующая части автостоянки должны иметь раздельные конструкции, въезды и выезды. Увязка инженерных коммуникаций обеих частей автостоянки определяется проектом.

6.4.1. Несущие опоры и перекрытие, на котором возводится надстройка, должны иметь предел огнестойкости не менее 2,5 ч.

6.4.2. Максимально допустимая площадь застройки (этажа) надстраиваемого корпуса должна составлять:

2500 кв.м - для открытой автостоянки IIIа степени огнестойкости;

4000 кв.м - для открытой автостоянки I-II степени огнестойкости;

5200 кв.м - для закрытой автостоянки.

Ширина корпусов надстройки должна быть не более 36 м с целью обеспечения естественного проветривания пространства между покрытием плоскостной автостоянки и перекрытием, на котором возводится надстройка. Высота этого пространства (зазора) должна быть не менее 0,8 м, его ограждение и использование для складских и других нужд не допускается.

Разрывы между корпусами должны составлять:

6 м - для закрытых автостоянок;

12 м - для открытых автостоянок I-II степени огнестойкости;

15 м - для открытых автостоянок IIIа степени огнестойкости.

В пределах разрывов существующие боксы подлежат сносу. С противоположных сторон разрыва существующие боксы, расположенные под возводимыми корпусами, должны быть защищены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,5 ч. По высоте эти перегородки не должны перегораживать зазор (0,8 м) для проветривания между покрытием боксов и перекрытием, на котором возводится надстройка. Между корпусами могут предусматриваться отдельные соединяющие проезды (проходы).

6.4.3. Проезды автостоянки, расположенной под надстройкой, должны иметь естественное или искусственное освещение.

6.4.4. В случае осуществления надстройки из двух и более корпусов разделение проездов плоскостной автостоянки воротами в границах каждого корпуса не допускается.

6.4.5. Каждый бокс плоскостной автостоянки, над которой возводится надстройка, следует оборудовать спринклером с устройством закольцованного сухотруба с обратными клапанами у патрубков, выведенных для подъезда передвижной пожарной техники.

6.4.6. В плоскостных автостоянках, расположенных непосредственно под надстраиваемыми корпусами, не допускается размещение мастерских по ремонту автомобилей и др.

6.4.7. При осуществлении надстройки следует обеспечить безопасность пользователей существующей плоскостной автостоянки в соответствии с нормами по технике безопасности строительства.


Раздел 6 Введен дополнительно, Изм. № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

(Измененная редакция, Изм. № 2)


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


*) АВТОСТОЯНКА ЗАКРЫТОГО ТИПА ¾ здание автостоянки с наружными стеновыми ограждениями.

*) АВТОСТОЯНКА ОТКРЫТОГО ТИПА ¾ здание автостоянки без наружных стеновых ограждений.

БЛОКИРОВАННЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ ¾ одноквартирный жилой дом с самостоятельным выходом, пристроенный вплотную (сблокированный) к аналогичным жилым домам.

КОТТЕДЖ ¾ одноквартирный жилой дом.

ПАНДУС, РАМПА ¾ наклонная конструкция, предназначенная для въезда (выезда) автомобилей на разные уровни автостоянки.

Пандус и рампа используются в настоящих нормах как взаимозаменяемые понятия.

Рампа (пандус) может быть открытая, т.е. не имеющая полностью или частично стеновых ограждений или покрытия, а также закрытая ¾ имеющая стены и покрытие, изолирующие рампу от внешней среды.

ПЕРВЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ЭТАЖ ¾ верхний подземный этаж.

ПОДЗЕМНЫЙ ЭТАЖ ¾ этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

*) ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ¾ основное помещение автостоянки, по назначению и использованию не относящееся к складским помещениям.

ПОСАДОЧНЫЙ ЭТАЖ ¾ этаж основного входа в автостоянку.

ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ ¾ этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.


(Измененная редакция, Изм. № 2)



Приложение 2

(обязательное)


Требования к разработке разделов по охране окружающей среды при проектировании стоянок легковых автомобилей


1. Определение выбросов в атмосферу от автомобилей следует производить по методике, изложенной в ОНТП 01-91, приложение 5, при этом учитывать следующие исходные данные.

1.1. Удельные выбросы загрязняющих веществ (СО; СН; NО) при расчетах в проектах строительства автостоянок до 2005 г. следует принимать по данным таблицы 4 приложения 5 ОНТП 01-91 по показателям 2000 г. Показатели режимов содержания автомобилей на автостоянках при определении валовых выбросов принимать по табл. 5 пособия к МГСН 5.01-94* с учетом коэффициента усреднения за год, равного 0,5.

1.2. Указанные в табл. 5 пособия к МГСН 5.05-94* количество въездов в час следует считать от общего количества машино-мест, обеспеченного одним въездом-выездом, но не менее 1 минуты на выезд одной машины.

1.3. Удельные выбросы диоксида серы (SО) принимать по данным таблицы, приведенной ниже:


Тип автомобиля

Вид топлива

Удельный пробеговый выброс SО, г/км

холодный период

теплый период, закрытая автостоянка

Легковые автомобили

Б

0,009

0,007


Автобусы**:





- особо малого класса

Б


0,090

0,070

- малого класса

Б


0, 140

0,110

- среднего класса

Б


0,260

0,210

- большого класса

Б


0,330

0,260

- большого класса

Д


0,850

0,680

- особо большого класса

Д


0,970

0,780


Грузовые автомобили**:





- особо малой грузоподъемности

Б


0,100

0,080

- малой грузоподъемности

Б


0,130

0,109

- средней грузоподъемности

Б


0,220

0,180

- большой грузоподъемности

Б


0,280

0,240

- большой грузоподъемности

Д


0,850

0,680

- особо большой грузоподъемности

Д


0,970

0,780


Примечания:


1. Вид топлива: Б - бензин, Д - дизельное топливо.

2. Для газобаллонных автомобилей (сжатый газ) удельные значения выбросов SO уменьшаются на 10%.

3. Коэффициент влияния режима движения принимается равным 1,0.

4. Данные (**) приведены для случая размещения на стоянках транспорта указанных видов. Для СО, СН, NO удельные выбросы принимать по показателям 2000 г., расчет выбросов проводить по ОНТП 01-91.


1.4. Определение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при регулировке двигателя на автомобиле в гаражных условиях (без ремонта двигателя) производить при следующих условиях:

- регулировка производится при различных оборотах двигателя на холостом ходу в течение 10 мин, что эквивалентно пробегу автомобиля 1,7 км при средней скорости 10 км/час;

- количество регулировок определяется технологическим расчетом (кратное ТО-2);

- регулировка производится только при наличии шлангового отсоса. При этом возможный прорыв выхлопных газов в помещение следует принимать не более 10%.

1.5. Для открытых автостоянок количество въездов и выездов следует принимать соответственно 15 и 25%.

2. Расчет вентиляции автостоянок производить при следующих исходных данных.

2.1. Воздухообмен в автостоянках индивидуального (личного) транспорта определяется расчетом при усредненном значении количества въездов и выездов соответственно равным 2 и 8% от общего количества машино-мест. При этом концентрацию оксида углерода (СО) следует принимать 20 мг/куб.м. Объем воздухообмена не должен составлять менее 150 куб.м/час на одно машино-место.

2.2. Воздухообмен в автостоянках кратковременного хранения при офисах и общего назначения определяется расчетом по максимальным значениям количества въездов и выездов, указанных в таблице 5 Пособия к МГСН 5.01-94*. При этом, концентрацию оксида углерода (СО) следует принимать в зависимости от продолжительности пребывания людей, но не более 1,0 часа, руководствуясь данными технологической части проекта и ГОСТа "Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" (12.1-005-88).

2.3. В подземных автостоянках вместимостью более 25 машино-мест предусматривать установку резервного приточного или вытяжного вентилятора.

3. Требования ОНТП 01-91 и МГСН 5.01-94* (при разработке раздела проекта по охране окружающей среды) относятся к проектированию вновь строящихся автостоянок. Для реконструируемых объектов или строящихся на территории действующих предприятий и иных объектов определение выбросов от автотранспорта (при разработке раздела проекта по охране окружающей среды) производится по методическим документам (для действующих предприятий), утвержденным Госкомэкологии России.

Указанные выше данные необходимо учитывать при экспертизе проектной документации.


Приложение 2 Введено дополнительно, Изм. № 2


РАЗЪЯСНЕНИЕ

к отдельным требованиям Московских городских

строительных норм "Стоянки легковых автомобилей"


Исключено, Изм. № 2



СОДЕРЖАНИЕ



Область применения

Нормативные ссылки

1. Общие требования

2. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

3. Инженерное оборудование

4. Специальные требования к автостоянкам с механизированными устройствами парковки автомобилей без участия водителей

5. Специальные требования к автостоянкам открытого типа

Приложение. Термины и определения

Закрыть

Строительный каталог