Пособие к ТСН 31-307-96 (МГСН 4.07-96), часть 4


5.1.30 Для разнохарактерных или тематических игр ("стройка", "конструктор", "дом", "зоопарк", настольные игры и пр.) целесообразно выделить с помощью оборудования 2,3 или 4 полузамкнутых пространства по 3-4 каждое. Хранение игрового и учебного материала лучше организовать вблизи "зоны столиков", используемых в свободное от еды или организованных занятий время для самостоятельных игр и занятий.


5.1.31 Для игр может использоваться также подоконный ленточный стол. В этом случае вблизи от ленточного стола следует разместить емкости для детской литературы, настольных игр, мелкого строительного материала.


5.1.32 Помещение для занятий по подгруппам (из расчета на 10-12 мест) оборудуется детскими двух- или одноместными столами, стульями, грифельной (маркерной) доской, стеллажом для игр и пособий. Помещение имеет многоцелевое назначение - групповые и индивидуальные занятия с детьми, с учетом их индивидуальных наклонностей или особенностей развития. Помещение может использоваться для занятий коррекцией (например, речи), как помещение для тихих игр, показа теле- и видеопрограмм, а также психологической разгрузки.


5.1.33 "Домашний уголок" оборудуется как фрагмент гостиной с мебелью, озеленением, аквариумом, аудио- и видеоаппаратурой и т.п.


5.1.34 Зона уголка живой природы должна иметь естественное освещение. При этом размещение аквариума, цветов не должно сокращать уровень естественной освещенности в помещении.


5.1.35 В групповых для детей 4-7 лет целесообразно предусматривать зону ручного труда: она может совмещаться с "зоной столиков" или, если позволяет площадь групповой, - может предусматриваться для ручного труда "Модуль-мастер."


5.1.36 Игральная детей от 1 до 2 лет делится на 6 функциональных зон: зону игр и занятий детей, зону переодевания детей, зону кормления, зону уголка живой природы, а также рабочую зону сестры-воспитательницы. Рабочее место сестры-воспитательницы должно располагаться с учетом удобного обзора всего помещения групповой, а также спальни.


5.1.37 В связи с тем, что дети двухлетнего возраста продолжительное время проводят, играя за детскими столами, эти столы следует располагать под углом 45 градусов по отношению к плоскости оконного проема. Такое расположение мебели обеспечит наилучшую освещенность рабочих поверхностей столиков.


"Зона столиков" - зона кормления детей 1-2 лет должна находиться в непосредственной близости от буфетного помещения.


Для кормления детей в возрасте от 1 до 2 лет используются детские двухместные столы и детские кресла с подножкой.


5.1.38 Значительная часть помещения групповой детей 1-2 лет должна быть отведена для игр. В зоне подвижных игр необходимо не менее 3,55х1,2 м площади пола для катальной горки.


Спальни



5.1.39 Спальни групповых ячеек детей от 2 лет оборудуются индивидуальными детскими кроватями, в группах детей до 2 лет - кровати оборудуются защитными сетками.


5.1.40 Расположение детских кроваток должно обеспечивать удобство подхода и переодевания детей. Минимальное расстояние между кроватями, с учетом безопасности инфекционных заболеваний, равно 0,3 м; при меньшем расстоянии между кроватями необходим экран высотой от ложа кровати не менее 0,3 м


Одежду в спальнях дети складывают на детские стульчики.


5.1.41 Для разнорежимного сна или незапланированного отдыха детей в спальнях целесообразно выделять отдельные 2-3 зоны расстановкой кроватей или с применением перегородок-барьеров. В группах детей от 4 лет рекомендуется разделение спальни на две зоны для мальчиков и девочек.


5.1.42 Применение новых типов облегченных кроваток, кроваток-ковриков или трансформируемых одно- или двухуровневых кроваток требует согласования с органами Госсанэпиднадзора.



Туалетные



5.1.43 Туалетные делятся на умывальную зону и зону санитарных кабин.


5.1.44 Умывальные оборудуются одинаково во всех детских группах. В них должно быть по три детских умывальника, вешалка для полотенец, душевой поддон, как правило имеющий доступ с трех сторон для проведения закаливающих процедур с детьми.


5.1.45 Функциональные связи основных и дополнительных помещений групповой ячейки показаны на рис. 22; приемы размещения мебели в раздевальных (приемных) детей разных возрастов - на рис. 23-25; основные функциональные зоны групповой, разные варианты размещения мебели в отдельных зонах и в помещениях в целом показаны на рис. 26-30; примеры организации функциональных зон спален детей разных возрастов и с применением разных типов кроваток показаны на рис. 31 -32; функциональные зоны туалетных детских групп - на рис. 33.



5.2. Специализированные групповые ячейки


Групповые ячейки детских групп с приоритетом одного или нескольких

направлений развития (интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое)



5.2.1. В групповой ячейке с приоритетным направлением интеллектуального развития целесообразно иметь помещение для занятий детей по подгруппам, площадью 12-18 или классное помещение площадью 40-50 для занятий группы, с кладовой для пособий и оборудования. Классное помещение целесообразно предусматривать одно на две расположенные рядом групповые ячейки.


5.2.2 Помещение для занятий детей по подгруппам и классное помещение оборудуется по аналогии со школьным классом индивидуальными одноместными или двухместными столами. Характер оборудования определяется конкретной образовательной программой и указывается в задании на проектирование.


5.2.3 В составе групповой ячейки с приоритетным направлением интеллектуального развития или на две размещаемые рядом такие групповые ячейки, желательно иметь комнату персонала, используемую для хранения методического материала, аудио- видеоаппаратуры, а также в качестве комнаты для приходящих преподавателей. При классном помещении целесообразно предусматривать комнату преподавателей. Комната преподавателей должна быть оборудована шкафом для верхней одежды, стеллажом или шкафом для пособий и оборудования, рабочим столом, стульями.


5.2.4 В групповой ячейке с художественно-эстетическом направлением развития могут предусматриваться те же помещения или планировочные приемы размещения оборудования, что и в универсальной групповой ячейке, не имеющей дополнительных помещений. Классное помещение, или комната занятий по подгруппам в составе такой групповой ячейки оборудуются как изостудия: детскими мольбертами, табуретками, тумбами для постановочных композиций, гончарными кругами и т.п. Для освещения постановок используются трансформируемые светильники на стойках, для освещения ученических мест - подвесные светильники с направленным освещением вниз, фиксируемые на высоте 2 м от уровня пола.


5.2.5 В составе групповой ячейки с художественно-эстетическим направлением рекомендуется в помещении групповой или рядом с ним при наличии визуальной связи предусматривать установку пространственного элемента "Модуль-мастер" (площадью от 4 до 12 ). В зоне "Модуль-мастера" следует предусмотреть подводку воды и детскую раковину. "Модуль-мастер" может использоваться в качестве игровой функциональной зоны, где ребенок предоставлен сам себе, не боится что-либо испачкать или испачкаться сам. Задача модуля - стимулировать детей к самостоятельному творчеству и при этом обеспечить условия чистоты и сохранности остального пространства помещения, где он установлен.


5.2.6 В помещении групповой детской группы с художественно-эстетическим направлением развития в зависимости от педагогической программы, могут быть рекомендованы для размещения "Модуль-театр" или "Модуль-музыка".


"Модуль-театр" - сцена площадью от 6 до 12-15 , высотой 0,2 -0,5 м, с занавесом и сменными декорациями.


"Модуль-музыка" - подиум в форме сцены, с аудио-центром.


Аудио-центр должен устанавливаться так, чтобы ребенок мог принимать участие в работе с пультом во время занятий и быть защищенным от поломок в остальное время. По внешнему периметру "Модуль-музыка" может оборудоваться фиксируемыми простыми музыкальными инструментами или звучащими предметами - цимбалы, бубны, колокольчики, треугольник, дудки, барабан и т.д.


5.2.7 Функциональные модули могут предусматриваться общими на две детские группы при поочередном использовании детьми разных групп. Как частный случай, помещения с модулями могут размещаться между групповыми рядом расположенных групповых ячеек и поочередно раскрываться то в одну, то в другую сторону. Трансформация может сопровождаться применением выдвижных или поворотных платформ (сцены, музыкального подиума), когда весь Модуль поворачивается либо выдвигается то в одну, то в другую сторону. Кроме экономической целесообразности этот прием имеет важное значение с точки зрения новизны ощущений при периодической трансформации внутреннего пространства помещений групповой, что положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.


5.2.8 В интерьере групповой с направленностью художественно-эстетического развития выделяются места (фрагменты) самостоятельного эстетического освоения детьми окружающего пространства:


подставки или ниши для икебаны, тумбы для скульптур, пустые рамки или паспарту для картин, в которые дети вставляют собственные рисунки.


Для воспитания у детей представления о цветовом дизайне в составе интерьера групповой, на стенах или перегородках полезно иметь съемные заменяемые рамы-панели, имеющие разные цвет, декоративный рисунок, фактуру.


Для развития представления о световом дизайне в зоне игрового пространства групповой рекомендуется предусмотреть варианты разнохарактерного освещения ("мерцающие светлячки", "камин" - для чтения сказок или прослушивания музыки, "светящийся каскад" или "бегущая дорожка" - для праздников, игр и т.д.).



Групповые ячейки детских групп с приоритетным направлением

укрепления здоровья детей



5.2.9 Для детей с ослабленным здоровьем устанавливается щадящий режим: в неблагоприятную погоду дети не гуляют, с ними проводят ряд лечебных, закаливающих и оздоровительных процедур - ингаляции, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, физиотерапия и т.п. Немаловажным является укрепление психического здоровья, для чего в групповой ячейке должны быть предусмотрены помещения или отдельные зоны для релаксации, отдыха, а также обеспечена ребенку возможность регулирования психологической дистанции с окружающими детьми и персоналом.


5.2.10 Щадящий режим для детей с ослабленным здоровьем, в связи с сокращением времени пребывания детей на воздухе в плохую погоду, предполагает создание открытых и полуоткрытых пространств в составе групповой ячейки: открытые террасы (площадью до 40-60 ), оборудуемые трансформируемыми солнцезащитными устройствами, и остекленные веранды (площадью до 20 ). Террасы должны оборудоваться как солярий и иметь ветрозащитное ограждение на уровне 1 м от пола, а также иметь трансформируемые солнцезащитные устройства. В качестве солнцезащитных устройств можно предусмотреть маркизы, пляжные зонты, тенты и другое оборудование комплектной поставки.


Наличие веранды и террасы в групповой ячейке увеличивает зону двигательной активности у детей, создает удобные условия для проведения утренней зарядки, увеличивает общее время пребывания на свежем воздухе.


5.2.11 На площади открытой террасы может быть предусмотрена ванна-бассейн с подогревом воды. Возможны разные варианты. Ванна-бассейн может предусматриваться и в отдельном помещении с трансформируемым съемным или раздвижным светопрозрачным ограждением.


Вместо стационарной ванны-бассейна может быть использован надувной или сборный детский бассейн. Забор и слив воды в бассейне должен осуществляться через соответствующие инженерные системы здания. Применительно к сборным или надувным бассейнам можно использовать гибкие шланги и портативные бытовые электронасосы.


5.2.12 Ванна-бассейн в групповой ячейке оздоровительной группы может был расположена в отдельном помещении или непосредственно на площади умывальной зоны (соответственно увеличенной по площади). При ванне-бассейне следует предусматривать душевую кабину и кабину для переодевания детей.


5.2.13 При применении ванны-бассейна необходимо предварительно разработать и представить на согласование органов Госсанэпиднадзора режим и порядок ее эксплуатации в детской группе, а также иметь сертификаты - гигиенический и соответствия - на конструкцию и материалы ванны.


5.2.14 Веранду целесообразно предусматривать сообщающейся с открытой террасой.


Веранду следует проектировать с расчетной температурой внутреннего воздуха - + 10-12 °С.


Веранда может быть с элементами озеленения, декоративными композициями из растений и элементов благоустройства. Температура и влажность воздуха в этом случае должны предусматриваться в зависимости от выбранных растений - районированных сезонных, растений прерий или тропических.


5.2.15 Если в составе групповой ячейки веранда не предусматривается, на террасе желательно предусмотреть ветрозащитные ограждения.


5.2.16 Веранда и терраса должны органично входить в состав групповой (общего игрового пространства групповой ячейки). При этом следует сохранять визуальную связь между всеми открытыми, полуоткрытыми и закрытыми помещениями игрового пространства, т. к. дети единовременно, по собственному выбору, могут находиться в любой из этих зон. Такая связь обеспечивается, например, если терраса и веранда примыкают со стороны групповой, имеющей в наружной стене витраж или оконные проемы с балконной дверью.


Остекленная веранда может быть проходной, выполняя роль тамбура при выходе на террасу.


5.2.17 В составе помещений групповой ячейки оздоровительной группы желательно иметь комнату психологической разгрузки для детей - "Домашний уголок", а также комнату коррекции.


Комната коррекции предназначается для работы специалиста с одним или несколькими детьми единовременно. В соответствии с программой это помещение может оборудоваться как физиокабинет.


5.2.18 Часть оздоровительных и закаливающих мероприятий могут осуществляться с использованием душевого поддона в умывальной зоне. Для процедур с водой предусматривается дополнительная душевая сетка, закрепляемая внизу непосредственно над поддоном. Доступ к душевому поддону должен быть обеспечен с трех сторон.


5.2.19 В составе оздоровительной групповой ячейки должны предусматриваться места для установки пространственного модуля физкультурно-игрового оборудования ("Модуль-гладиатор") или физкультурно-оздоровительных тренажеров: в групповой, в раздевальной, на веранде или в рекреационном пространстве групповой ячейки, входящем в общее игровое пространство групповой ячейки при соответствующем увеличении площадей.



Групповые ячейки детских групп с приоритетной

компенсирующей направленностью



5.2.20 Групповые ячейки с компенсирующей направленностью в соответствующих ДОУ и в ДОУ общего типа следует проектировать изолированными от других групповых ячеек. Общими на 2 или более групповых ячеек допускается предусматривать медицинские, процедурные и физиотерапевтические кабинеты, помещения для определенных видов компенсирующей деятельности.


5.2.21 Наполняемость детских групп с компенсирующей направленностью принимается в соответствии и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и приведена в Приложении 4 (обязательное).


5.2.22 Для ряда направлений компенсирующей деятельности могут быть использованы универсальные групповые ячейки ДОУ общего типа. В универсальных групповых ячейках могут также размещаться группы детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, которые организуются только для детей старше 3 лет и имеют наполняемость - до 12 детей, а также для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих, с иными отклонениями, не указанными в табл. Приложения 4 (направленность - 10 мест в ясельных и 15 мест - для детей 3 и более лет).


5.2.23 Групповая ячейка дошкольного учреждения компенсирующего назначения имеет расширенный состав помещений. Планировочная структура компенсирующей групповой ячейки должна быть основана на центральном расположении групповой и комнаты коррекции (для специальных занятий), которые, в свою очередь, функционально связаны с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной.


5.2.24 Групповые ячейки компенсирующей направленности для детей с нарушениями развития могут проектироваться универсальными. В такую групповую ячейку должно входить помещение для специальных занятий площадью не менее 18 , которое, в зависимости от вида нарушения у детей может использоваться как:


класс занятий для детей с нарушением слуха, интеллекта, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей;


кабинет тифлопедагога для слепых и слабовидящих детей;


плеопто-ортоптическая комната для детей с косоглазием и амблиопией;


кабинет логопеда для детей с нарушением речи.


5.2.25 Остальные помещения универсальной групповой ячейки компенсирующей направленности имеют следующие площади:


раздевальная - 15 ; групповая - 36-40 ; спальня - 30 ; буфетная - 5 ; туалетная -12 .


5.2.26 Комната коррекции может предусматриваться на 2 или более групповые ячейки по согласованию с органами образования.


5.2.27 В составе групповой ячейки компенсирующей направленности целесообразно также предусматривать террасу, остекленную веранду, зону психологической разгрузки - "Домашний уголок".


5.2.28 Необходимый состав и площади помещений специализированных компенсирующих групповых ячеек дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха, зрения и интеллекта следует принимать по Приложению 5 (обязательное), опорно-двигательного аппарата - по Приложению 6 (обязательное).


5.2.29 В школьном учреждении для детей с нарушениями развития с круглосуточным пребыванием детей в течение рабочей недели или более длительного времени в составе групповой ячейки дополнительно следует предусматривать помещение столовой (площадью не менее 16 ) в комплексе с буфетной.


5.2.30 В групповых ячейках ДОУ, работающих в круглосуточном (5-6 дневном) режиме, целесообразно спальню разделять на 2-4 зоны - для достижения комфорта и в целях полового воспитания детей. Между спальней и групповой должна предусматриваться визуальная связь.


5.2.31 В групповых ячейках для детей с нарушением слуха (слабослышащих) в классе для занятий наряду с основным естественным освещением слева следует предусматривать дополнительное верхнее освещение позади сидящих (на высоте не ниже 1,5 м от уровня пола).


Входы в класс для занятий и групповую следует оборудовать двухстворчатыми дверями.


Следует предусматривать изоляцию труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети.


Следует предусматривать непосредственную связь между туалетной, групповой и спальней в групповой ячейке.


5.2.32 Класс для занятий детей с нарушением слуха предусматривается для систематических занятий с использованием сурдотехнической аппаратуры, по сохранению и развитию остаточного слуха, а также формированию словесной речи (зрительному, тактильно-вибрационному).


В этом классе стены и потолок должны иметь акустическую отделку. Хозяйственные помещения с электрооборудованием (кухня, постирочная) должны быть удалены от классов для занятий.


5.2.33 В групповых ячейках для детей с нарушением зрения (с косоглазием и амблиопией) следует предусматривать плеопто-ортоптическую комнату длиной не менее 6 м и ориентировать ее на север (с отклонением до 22,5 градусов в обе стороны) или применять солнцезащитные устройства. В этом помещении осуществляется корректировка и лечение зрения на специальной аппаратуре.


Функциональная зона длиной 6 м в плеопто-ортоптической комнате нужна как линейная дистанция, вдоль которой ребенок передвигается при работе с аппаратами или при проверке зрения; ширина этой зоны может составлять не более 1,5 м.


В плеопто-ортоптической комнате следует выделить темное помещение площадью 6 (для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе) с окраской стен в темно-зеленый цвет.


Плеопто-ортоптическую комнату не следует располагать смежно с помещениями, имеющих электрооборудование.


Плеопто-ортоптическая комната и помещения обслуживаемой групповой ячейки должны быть расположены на одном этаже и вблизи друг от друга, так как детям после процедур требуется отдых и первые 3-5 минут после процедуры они плохо видят.


Плеопто-ортоптическая комната предусматривается одна на две групповые ячейки детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.


5.2.34 В состав групповой ячейки для слепых и слабовидящих детей входит кабинет тифлопедагога для занятий одновременно с двумя-тремя детьми. При оборудовании кабинета необходимо выделять свободное пространство для развития у детей двигательных навыков.


5.2.35 Кабинет тифлопедагога и классы для занятий не следует располагать в непосредственной близости от залов для музыкальных и гимнастических занятий.


5.2.36 Ограждающие поверхности и оборудование в групповых ячейках для детей с нарушением зрения должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициенты отражения которых должны быть не ниже: потолка - 70 %, стен - 50-60 %, пола - 25-30 %, столов - 45 %.


5.2.37 В групповых ячейках для детей с нарушением зрения в перегородках между групповой и спальней, между групповой и туалетной целесообразно предусматривать остекленные двери, проемы.


5.2.38 В групповых ячейках для детей с нарушением зрения целесообразно:


между помещениями групповой (игровой), спальни (спален), в отдельных случаях буфетной и туалетной (умывальная зона) предусматривать раздвижные двери, а также двери с фиксированными в распахнутом состоянии створками или вообще не предусматривать заполнения дверных проемов, чтобы не представлять препятствий при движении детей;


избегать выступов, внешних углов или скруглять их (радиус 0,05-0,1 м);


предусматривать контрастную окраску дверей, границ ступеней, мебели и оборудования по отношению к окраске стен.


5.2.39 В групповой для детей с нарушениями интеллекта, отличающихся повышенной возбудимостью, "зона столиков" оборудуется одноместными столиками для проведения коррекционно-воспитательных занятий по формированию у детей элементарных математических представлений, развитию речи, изобразительной деятельности, восприятия и мышления, для возможно более полного восстановления их нервно-психической деятельности и по подготовке к обучению в школе.


Если в составе групповой ячейки предусматривается класс, занятия проводятся в классе, который также оборудуется одноместными столиками.


5.2.40 В логопедической комнате для детей с нарушением интеллекта проводятся индивидуальные занятия с ребенком. Логопедическая комната должна быть связана с групповой или раздевальной.


5.2.41 В групповой ячейке для детей с нарушениями интеллекта должны соблюдаться следующие требования:


входы в туалетную должны быть предусмотрены и из групповой и из спальни;


в спальне следует предусматривать двери с уплотнителями притворов;


в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закруглены (радиус не менее 0,05 м).


5.2.42 В групповых (классах) групповых ячеек детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с последствиями полиомиелита и церебральных параличей) проводятся занятия по развитию речи, внимания, памяти, слуха, пространственно-временных представлений.


"Зона столиков" в групповой (классе) оборудуется ученическими столами и шкафом для пособий. Для передвижения детей по периметру "зоны столиков" следует предусматривать свободные проходы, оборудованные опорным поручнем на высоте 0,5 м от уровня пола. Диаметр поручня - 0,05 м. Столы и стулья должны жестко крепиться к полу. При размещении столов необходимо обеспечить свободный доступ к каждому ребенку, проходы шириной не менее 0,75 м между столами, между рядами столов и стеной или иным оборудованием, сохраняя возможность самостоятельного передвижения детей с нарушенной моторикой.


5.2.43 В раздевальных для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата зону переодевания и хранения одежды следует располагать рядом.


Кровати и скамьи для переодевания в спальнях для этих детей следует дополнительно жестко фиксировать, не допуская возможности их перемещения при пользовании детьми, а скамьи для переодевания оснастить дополнительными жесткими поручнями.


5.2.44 Функциональные связи основных помещений компенсирующей групповой ячейки показаны на рис. 34; пример планировочного решения групповой ячейки детской группы с компенсирующей направленностью - на рис. 35; пример расстановки оборудования в комнатах коррекции для детей с нарушением зрения - на рис. 36.



6. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ


Залы для музыкальных и гимнастических занятий



6.1 Зал для музыкальных и гимнастических занятий предназначается для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.


В соответствии с функциональным использованием помещение зала делится на следующие зоны: гимнастических и музыкальных занятий, хранения предметов и игрушек, используемых во время занятий (мячи, обручи и пр.), просмотра теле-видео и диапрограмм, прослушивания музыкального воспроизведения.


6.2 Залы для музыкальных и гимнастических занятий рекомендуется проектировать с соотношением сторон 1:1,5 но не более 1:2. Наилучшая форма зала - квадратная.


6.3 Окна в зале рекомендуется размещать с одной стороны. Дополнительно могут быть предусмотрены с противоположной стороны высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет.


6.4 В залах (зонах) для гимнастических занятий должны быть предусмотрены устройства для крепления спортивного оборудования: в потолке - крюк для каната; стационарные или трансформируемые детские баскетбольные щиты, стойки или крюки в стенах - для двухкомандных игр (пионербол, бадминтон, детский теннис). Вдоль стен зала общей длиной 15-20 м может предусматриваться стационарный балетный станок с зеркалом (за станком) на высоту не менее 1,6 м. Может предусматриваться другое стационарное оборудование по заданию на проектирование при согласовании с органами образования и Госсанэпиднадзора.


6.5 Расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать оптимальные условия для двигательной активности детей. Наиболее целесообразно предметы оборудования, особенно стационарные, располагать по периметру зала.


При организации зоны просмотра теле- и видеопрограмм необходимо учитывать, что наилучшее восприятие изображения обеспечивается в том случае, когда изображение перпендикулярно лучу зрения. При рассмотрении сбоку допустимый угол обзора без искажения равен 45 градусам к оси изображения. В вертикальной плоскости оптимальный угол обзора равен 0-30 градусов (т.е. от линии взора и до 30 градусов вверх), допустимый - 30 градусов вверх и 40 градусов вниз от линии взора.


6.6 Место для проведения праздничных выступлений меняется в зависимости от характера праздника.


Для проведения новогодних торжеств зону праздничных выступлений целесообразно располагать на центральном месте в помещении. Места для зрителей (детские стульчики) размещаются по периметру зала. Во время проведения других праздников или во время детских (кукольных) спектаклей зона выступлений обычно располагается у одной из стен помещения, с учетом удобного обзора.


6.7 Для оформления детских утренников и спектаклей рекомендуется одну торцевую стену зала оставлять свободной от крупногабаритного стационарного оборудования, без оконных и, желательно, дверных проемов, чтобы обеспечить возможность создания импровизированной или стационарной сцены, которая может быть трансформируемой (выкатной, поворотной), может выдвигаться из помещения артистической и т.п.


6.8 При залах (зонах) музыкальных занятий следует предусматривать кладовые (зоны хранения оборудования), т.к. во время занятий часто меняются предметы, с которыми занимаются дети (флажки, обручи и т.п.).


Стационарное оборудование (пианино и т.п.) следует располагать по периметру зала (зоны), высвобождая основное пространство для двигательной активности детей, поскольку музыкальные занятия нередко сопровождаются танцами, ритмикой.


6.9 Многофункциональное использование помещений залов для музыкальных и гимнастических занятий требует предусматривать возможность трансформации внутреннего пространства этих помещений с целью наилучшего их соответствия одной или другой функциям, а также с целью привнесения дополнительной возможности разнообразить интерьер, характер окружающей ребенка среды, создавая дополнительные стимулы эмоционального развития. Возможность изменения пространственной среды должна быть заложена прежде всего в оборудовании помещения зала.


6.10 Трансформация зальных помещений может также осуществляться с изменением планировочной структуры - объединением смежных помещений. Могут объединяться рядом расположенные залы для музыкальных и гимнастических занятий; зал для музыкальных и гимнастических занятий и холл; зал разминки при бассейне, или артистическая, которая увеличивает общий объем сцены и др. Залы могут объединяться также с зимним садом, террасой, галереей.


6.11 Внутри зального помещения трансформация может осуществляться с помощью складной и трансформируемой мебели, в том числе мебели-игрушки, тренажеров.


Эффективно применение раздвижных перегородок, при большой площади зала отгораживающих сцену, стационарное оборудование и пр. Наиболее целесообразны раздвижные или складчатые (гармончатые) перегородки.


Перегородки могут быть с остеклением, не ниже 1,25 м от пола. При более низком расположении остекления должно применяться безопасное или армированное стекло, либо остекление должно иметь защитные элементы (рейки, поручни, решетки).


Раздвижные перегородки могут иметь жесткую обшивку или мягкое покрытие из пластиков.


Все вновь применяемые материалы (пластики) должны иметь сертификаты гигиенический и соответствия.


6.12 В зале физкультурных занятий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать стационарное оборудование по периметру стен, чтобы освободить середину зала для ковра, на котором проводится большая часть занятий. В торце зала, в непосредственной близости с ковром устанавливается большое настенное зеркало минимальной высотой 1,8 м.


6.13 Залы для музыкальных занятий в ДОУ для групп детей с нарушением слуха следует располагать вдали от помещений пищеблока и постирочной, работающих на электрооборудовании.


6.14 В залах музыкальных и физкультурных занятий в ДОУ для детей с нарушением интеллекта полы следует предусматривать с покрытием, образующим геометрический рисунок, облегчающий детям процесс построения.


6.15 Для залов музыкальных и гимнастических занятий наиболее рациональными являются 9- или 12-метровые пролеты. Возможны другие конструктивные решения залов, но без промежуточных опор и с пропорциями помещения не более двух квадратов.

Закрыть

Строительный каталог