СНиП 2.01.51-90, часть 4

300 кПа (3 кгс/см2 ) — для линий глубокого заложения;

100 кПа (1 кгс/см2 ) — для линий мелкого заложения.

7.23. На два-три отсека следует предусматривать, как правило, один защищенный эвакуационный выход, приспосабливая для этой цели подземные сооружения метрополитенов, сообщающиеся с поверхностью земли.

7.24. Расчетную продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в сооружениях метрополитенов, приспосабливаемых под убежища, следует принимать равной двум суткам.

Для жизнеобеспечения укрываемого населения необходимо предусматривать защищенные системы резервного электроснабжения, воздухоснабжения, канализации и водоотлива, а также средства управления, сигнализации, связи, оповещения и противопожарные. Для хранения продовольствия, медицинского имущества, а также для медицинского обслуживания укрываемых людей необходимо предусматривать приспособление в этих целях отдельных служебных помещений на станциях и в вестибюлях.

Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время, следует использовать для жизнеобеспечения укрываемого населения.

7.25. Резервное электроснабжение, а также воздухоснабжение необходимо предусматривать по децентрализованной системе соответственно от защищенных дизельных электростанций (ДЭС) и фильтровентиляционных установок (ФВУ), как правило, из расчета на два-три отсека.

7.26. Систему воздухоснабжения следует проектировать для работы по режиму чистой вентиляции и фильтровентиляции. Кроме того, необходимо предусматривать режим пребывания укрываемых на постоянном объеме внутреннего воздуха с его рециркуляцией.

Вентиляционные каналы системы воздухоснабжения следует отделять от внешней среды клапанами-отсекателями, срабатывающими от воздействия воздушной ударной волны, и защитно-герметическими затворами.

В системе воздухоснабжения необходимо предусматривать автоматизированный контроль за содержанием вредных примесей в наружном воздухе и за его параметрами.

7.27. Для оперативного руководства работой метрополитенов в режиме убежищ, а также управления устройствами защиты и жизнеобеспечения следует предусматривать создание защищенных командных пунктов.

Автомобильные дороги

7.28. Автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения общей сети Союза ССР следует прокладывать не ближе 2 км от границ проектной застройки категорированных городов.

В тех случаях, когда указанные дороги проходят через категорированные города, необходимо предусматривать строительство обходных автомобильных дорог, прокладываемых не ближе 2 км от границ проектной застройки городов.

7.29. При развитии сети автомобильных дорог следует предусматривать стыковку городских магистралей с загородными магистральными дорогами, а также строительство автомобильных подъездных путей к железнодорожным станциям и портам—пунктам посадки (высадки) эвакуируемого населения.

7.30. Автодорожные и железнодорожные мосты через судоходные реки, размещаемые вне категорированных городов, следует располагать на расстояниях, исключающих их одновременное разрушение одним ядерным взрывом.

7.31. На автомобильных магистралях, пересекающих зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, в местах их пересечения с границей этой зоны необходимо предусматривать строительство площадок для мойки и осмотра автотранспорта, приспосабливаемых в случае аварий на АС для специальной обработки подвижного состава автотранспорта, сельскохозяйственных животных, одежды и предметов домашнего обихода, а также для санитарной обработки людей.

7.32. В зоне возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) АС следует проектировать не менее двух дорог с твердым покрытием, обеспечивающих выход на АС с трех-четырех противоположных направлений.

Магистральные трубопроводы

7.33. Трассы магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) при наземной прокладке труб должны проходить за пределами зон возможных разрушений, а при заглубленном их размещении — вне зон возможных сильных разрушений.

В зонах возможных слабых разрушений допускается открытая (незаглубленная) прокладка магистральных трубопроводов только через препятствия.

При прокладке магистральных трубопроводов в зонах возможного катастрофического затопления следует сводить до минимума количество открытых (незаглубленных) участков и предусматривать мероприятия, обеспечивающие нормальную их эксплуатацию.

7.34. Максимально допустимый объем транспортирования нефти (нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов) или газа (газового конденсата) в одном техническом коридоре магистральных трубопроводов следует принимать равным 260 млн т условного топлива в год.

В случае совместной прокладки в одном техническом коридоре нефтепроводов (нефтепродуктопроводов, трубопроводов сжиженных углеводородных газов) и газопроводов (газовых конденсатопроводов) допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании увеличивать этот объем до 370 млн т условного топлива в год.

7.35. Расстояние между техническими коридорами магистральных трубопроводов следует принимать, как правило, не менее 30 км.

При соответствующем обосновании допускается уменьшать это расстояние до 15 км на участках со сложными топографическими условиями.

7.36. Перекачивающие насосные и компрессорные станции по трассе магистральных трубопроводов необходимо располагать за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.

Расстояния между перекачивающими насосными и компрессорными станциями как в одном коридоре, так и в соседних технических коридорах магистральных трубопроводов следует принимать не менее 30 км.

Минимальное удаление трубопроводов, перекачивающих насосных и компрессорных станций от зданий и сооружений необходимо принимать в соответствии с требованиями норм проектирования магистральных трубопроводов.

7.37. При проектировании магистральных газопроводов следует предусматривать кольцевание их с существующими и строящимися газопроводами.

Объекты морского и речного транспорта

7.38. На береговых объектах морского и речного транспорта инженерно-технические мероприятия должны предусматривать:

создание для портов, судоремонтных заводов (СРЗ) и ремонтно-эксплуатационных баз речного флота (РЭБ), находящихся в зонах возможных сильных разрушений, в запасных перегрузочных пунктах (ЗПП), пунктах выполнения морских перегрузочных работ в рейдовых условиях, запасных морских перегрузочных районах (ЗМПР), а также на запасных судоремонтных базах (ЗСБ), в морских пунктах переоборудования и судоремонта в условиях рассредоточения (ППСР) и на стоянках плавучих доков;

устойчивое снабжение береговых объектов электроэнергией (в том числе за счет передачи электроэнергии на берег от судовых электростанций), водой, горючим, смазочными и другими материалами, запасными частями;

разработку и осуществление комплекса мероприятий по защите объектов морского транспорта от воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов, а объектов речного транспорта — от воздействия волны прорыва при разрушении напорного фронта гидроузлов с учетом возможной форсированной сработки водохранилищ.

7.39. ЗПП, ЗСБ и стоянки для плавучих доков следует создавать в существующих некатегорированных, 1-й и 2-й категории по гражданской обороне портах и в портовых пунктах, а также на необорудованных побережьях и берегах рек, расположенных вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон поражающего воздействия гравитационных волн подводных ядерных взрывов и зон возможного катастрофического затопления.

Создание ЗПП и ЗСБ необходимо осуществлять в основном за счет использования подвижных перегрузочных и судоремонтных средств с привлечением плавсредств портового и технического флота.

Количество ЗПП и ЗСБ, их мощности и места расположения определяются Минморфлотом СССР и Минречфлотом РСФСР, а также Главречфлотами или соответствующими им управлениями при Советах Министров союзных республик по согласованию при необходимости с Минобороны СССР.

7.40. ЗПП, ЗСБ, места, выбранные для производства грузовых операций на необорудованном побережье, и пункты рейдовых перегрузочных работ должны быть связаны с железнодорожной или автодорожной сетью общегосударственного (республиканского) значения.

7.41. При компоновке генерального плана порта следует предусматривать чередование закрытых складов с площадками для грузов открытого хранения, а при компоновке генерального плана СРЗ — закрытых производственных зданий с открытыми площадками для производства ремонтных работ и складирования крупногабаритных узлов, деталей и материалов.

7.42. При проектировании постов и СРЗ защитные сооружения гражданской обороны, как правило, должны располагаться вне зон возможного затопления гравитационными волнами подводных ядерных взрывов или волнами прорыва при разрушении гидроузлов. В случае отсутствия незатапливаемой территории защитные сооружения следует располагать в местах воздействия указанных волн такой высоты, которые не будут создавать давления, превышающего расчетное для указанных сооружений.

7.43. Причалы для погрузки (выгрузки) разрядных грузов (взрывчатых веществ и материалов, СДЯВ и пр.), железнодорожные пути для накопления (отстоя) вагонов (цистерн), акватория для судов с такими грузами должны быть удалены на расстояние не менее 250 м от жилых, производственных и складских зданий, а также от остальных причалов, мест стоянки судов с другими грузами и мест складирования самовозгорающихся и легковоспламеняющихся грузов.

Указанные береговые объекты с разрядными грузами оборудуются системой постановки водяных завес и заливки водой (дегазатором) на случай разлива СДЯВ, а также локальной системой оповещения об аварии со СДЯВ работающего персонала и населения, проживающего в зонах возможного опасного химического заражения.

7.44. При проектировании перевалочных и бункеровочных нефтебаз следует предусматривать возможность беспричального слива жидкого топлива на суда из железнодорожных цистерн, а также использование танкеров в качестве плавучих бункеровочных нефтебаз.

7.45. Управления пароходств, порты и СРЗ, расположенные в категорированных городах, а также отдельно расположенные порты и СРЗ особой важности должны иметь защищенные пункты управления.

7.46. ЗПП, ЗСБ и базы стоянок плавучих средств должны обеспечиваться необходимыми средствами связи, достаточными для приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны, осуществления руководства перегрузочными работами, промышленной деятельностью предприятий, а также управления движением флота.

Объекты воздушного транспорта

7.47. В целях повышения устойчивости функционирования гражданской авиации (ГА) в военное время для авиационных отрядов предусматриваются аэродромы рассредоточения.

7.48. В качестве аэродромов рассредоточения предусматривается использование (при необходимости с заблаговременным дооборудованием) всех аэродромов и в первую очередь находящихся за пределами зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления, а также отдельных участков автомобильных дорог, специально подготавливаемых в мирное время.

7.49. При строительстве новых и реконструкции существующих аэропортов необходимо предусматривать инженерно-технические мероприятия по санитарной обработке людей, обеззараживанию техники и имущества.

7.50. При проектировании новых аэропортов, а также при реконструкции существующих складов горючего и смазочных материалов (ГСМ) аэропортов, расположенных в зонах возможных разрушений, следует предусматривать строительство подземных емкостей ГСМ. При соответствующем обосновании допускается хранение ГСМ в наземных обвалованных емкостях.

7.51. Аэропорты, расположенные вне зон возможных разрушений, должны обеспечиваться централизованным электроснабжением от расположенных вне зон возможных разрушений внешних источников электроэнергии и электрических сетей.

В случаях если сети электроснабжения аэропортов проходят в пределах зон возможных разрушений, их следует предусматривать в кабельном исполнении.

7.52. Для управления в особый период воздушным движением, производством, гражданской обороной и воздушным движением в районах аэродромов на территориях аэропортов гражданской авиации создаются защищенные пункты управления аэропортов (ЗПУА).

7.53. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью и гражданской обороной авиапредприятии должны создаваться защищенные пункты управления объединенных авиационных отрядов (ЗПУ ОАО). В базовых аэропортах ЗПУ ОАО должны выполнять и функции ЗПУА.

7.54. В целях повышения устойчивости системы управления воздушным движением должны создаваться защищенные пункты управления районных центров Единой системы управления воздушным движением (ЗПУ РЦ ЕС УВД). Располагать их следует, как правило, вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. В отдельных случаях они могут быть совмещены с другими пунктами управления авиацией.

7.55. Защищенные пункты управления различного назначения и передающие радиоцентры для них должны иметь степень защиты в соответствии с требованиями настоящих Норм.

Передающие радиоцентры следует располагать по возможности вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.


8. ЗАЩИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА И РАСТЕНИЕВОДСТВА

Защита сельскохозяйственных животных

8.1. В районах, расположенных за пределами зон возможных разрушений категорированных городов и объектов, следует предусматривать защиту сельскохозяйственных животных в военное время от радиоактивного заражения (загрязнения).

Подготовительные инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие осуществление указанной защиты животных, должны проводиться заблаговременно, в мирное время, с учетом обеспечения возможного перехода на соответствующий режим защиты в течение одних суток.

8.2. При радиоактивном заражении (загрязнении) местности животноводческие помещения должны обеспечивать непрерывное пребывание в них животных в течение не менее двух суток. На этот период необходимо иметь защищенные запасы кормов и воды.

8.3. Для обеспечения животных водой на фермах и комплексах оборудуются защищенные водозаборные скважины. В качестве резервного водоснабжения следует предусматривать использование существующих и вновь устраиваемых шахтных или трубчатых колодцев, а также защищенных резервуаров.

8.4. Для проведения ветеринарной обработки зараженных (загрязненных) животных на фермах и комплексах следует предусматривать оборудование специальных площадок.

8.5. На животноводческих фермах и комплексах, а также птицефабриках необходимо предусматривать автономные источники электроснабжения.

Защита продукции животноводства, растениеводства и продовольственных товаров

8.6. При проектировании новых и реконструкции действующих предприятий по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для храпения продовольственных

товаров должна предусматриваться защита этой продукции и товаров от заражения (загрязнения) аэрозолями радиоактивных веществ (РВ) и отравляющих веществ (ОВ), биологических (бактериальных) средств (БС).

8.7. Ограждающие строительные конструкции производственных зданий и сооружений на предприятиях по переработке продукции животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольствия должны иметь необходимую непроницаемость для аэрозолей РВ, ОВ и БС, обеспечиваемую за счет уплотнения или герметизации этих конструкций.

8.8. Проектирование уплотнения (герметизации) помещений предприятий, перерабатывающих продукцию животноводства и растениеводства, а также баз, холодильников и складов для хранения продовольствия следует осуществлять в соответствии с Основными требованиями по уплотнению (герметизации) ограждающих строительных конструкций продовольственных баз, холодильников, складов и других помещений, предназначаемых для хранения продовольственных товаров, пищевого сырья и фуража, для защиты их от средств массового поражения, утвержденными совместным приказом начальника Гражданской обороны СССР и Госстроя СССР по согласованию с Госпланом СССР.

8.9. Склады, предназначенные для хранения продовольствия в газовой среде, относятся к герметизированным и дополнительной герметизации не подлежат.


9. СВЕТОВАЯ МАСКИРОВКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

9.1. Световая маскировка должна проводиться для создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40— 0,76 мкм).

9.2. Требования настоящего раздела распространяются на городские и сельские поселения и объекты народного хозяйства, расположенные в зоне светомаскировки, включающей территории союзных и автономных республик, краев и областей, согласно табл. 7.


Таблица 7


Союзные и автономные республики, края и области, которые включены в зону светомаскировки

РСФСР:

Алтайский край (только Горно-Алтайская автономная область)

Дагестанская АССР

Краснодарский кран

Кабардино-Балкарская ССР

Красноярский край (за исключением Северо-

Калмыцкая ССР

Енисейского, Туруханского, Тюхтетского

Карельская АССР

районов, Taймырского (Долгано-ненецкого) и

Северо-Осетинская ССР

Эвенкийского национальных округов

Тувинская АССР

Ставропольский край

Чечено-Ингушская республика

Приморский край

Украинская ССР

Хабаровский край

Белорусская ССР

Амурская область

Узбекская ССР

Архангельская область

Казахская ССР:

Астраханская область

Актюбинская область

Белгородская область

Алма-Атинская область

Брянская область

Восточно-Казахстанская область

Волгоградская область

Гурьевская область

Вологодская область

Джамбульская область

Воронежская область

Джезказганская область

Иркутская область

Кзыл-Ординская область

Калининградская область

Мангистауская область

Калининская область

Семипалатинская область

Камчатская область

Талды-Курганская область

Курская область

Уральская область

Ленинградская область

Чимкентская область

Магаданская область

Республика Грузия

Мурманская область

Азербайджанская республика

Новгородская область

Литовская республика

Псковская область

ССР Молдова

Ростовская область

Латвийская республика

Саратовская область

Республика Кыргызтан

Сахалинская область

Таджикская ССР

Смоленская область

Республика Армения

Читинская область

Туркменская ССР

Бурятская ССР

Эстонская республика


9.3. В городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства, не входящих в зону светомаскировки, осуществляются заблаговременно, как правило, только организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала «Воздушная тревога».

9.4. Световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, должна предусматриваться в двух режимах: частичного и полного затемнения.

Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводиться заблаговременно, в мирное время.

9.5. В режиме частичного затемнения должно предусматриваться завершение подготовки к введению режима полного затемнения. Режим частичного затемнения не должен нарушать нормальную производственную деятельность в городских и сельских поселениях и на объектах народного хозяйства.

Переход с обычного освещения на режим частичного затемнения должен производиться не более чем за 16 ч.

Режим частичного затемнения после его введения действует постоянно, кроме времени действия режима полного затемнения.

9.6. Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется с объявлением сигнала «Отбой воздушной тревоги».

Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен осуществляться не более чем за 3 мин.

При светомаскировке производственных огней (факелов, горячего шлака, расплавленного металла и т. д.) допускается увеличение продолжительности перехода на режим полного затемнения до 10 мин. В этом случае допускается выключать внутреннее электроосвещение производственных помещений после окончания светомаскировки производственных огней, находящихся в них, но не позднее чем через 10 мин после подачи сигнала «Воздушная тревога».

9.7. Городской транспорт, а также средства регулирования его движения в режиме частичного затемнения светомаскировке не подлежат.

В режиме полного затемнения городской наземный транспорт должен останавливаться, его осветительные огни, а также средства регулирования движения должны выключаться.

9.8. Световая маскировка железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта должна производиться в соответствии с требованиями Норм проектирования световой маскировки городских и сельских поселении и объектов народного хозяйства, а также ведомственных инструкции по световой маскировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых министерствами и ведомствами по согласованию с Минобороны СССР (начальником Гражданской обороны СССР).


10. ОБЪЕКТЫ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРИСПОСАБЛИВАЕМЫЕ ДЛЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ЛЮДЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ОДЕЖДЫ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА

10.1. Вновь строящиеся, реконструируемые и действующие бани, душевые предприятий, прачечные, фабрики химической чистки, прачечные самообслуживания, включая кооперативные предприятия стирки белья и химической чистки, а также посты мойки и уборки подвижного состава автотранспорта независимо от их ведомственной подчиненности должны приспосабливаться соответственно для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта в военное время, а также при производственных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях.

10.2. На объекты коммунально-бытового назначения, перечисленные в п. 10.1 настоящих Норм, должны быть разработаны проекты их приспособления для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.

В этих проектах следует выделять два этапа:

1-й этап—подготовительные мероприятия, подлежащие выполнению заблаговременно, в ходе строительства новых и реконструкции существующих объектов, а также при различных видах ремонта действующих объектов. В этот этап необходимо включать наиболее трудоемкие строительно-монтажные работы, обеспечивающие перевод объектов в течение 24 ч на режим санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, но не затрудняющие их работу в режиме мирного времени;

2-й этап — мероприятия по переводу объектов на режим санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, осуществляемые в особый период. В этот этап следует включать мероприятия, выполнение которых на 1-м этапе нецелесообразно.

10.3. При проектировании приспособления объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта, подвергшихся заражению (загрязнению) РВ, ОВ и БС, необходимо предусматривать круглосуточную непрерывную работу этих объектов и поточность обработки, не допускающую пересечения загрязненных потоков людей, одежды, подвижного состава автотранспорта с потоками, прошедшими соответствующую обработку.

10.4. Пропускную способность бани или душевой в режиме санитарной обработки людей, производственную мощность прачечной или фабрики химической чистки в режиме специальной обработки одежды, а также пропускную способность участка по специальной обработке подвижного состава автотранспорта следует определять в соответствии с требованиями Норм проектирования приспособления объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное


УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО ОПАСНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ ОТ 50-ТОННЫХ ЕМКОСТЕЙ СО СДЯВ


Таблица 1


Высота обваловки (поддона, стакана), м

Удаление границ зоны возможного опасн ого химического заряжения от емкостей со СДЯВ, км


Аммиак

Водород цианистый

Нитрилакриловой кислоты

Сернистый ангидрид

Сероводород

Сероуглерод

Фосген

Хлор

Хлорпикрин

Ангидрид уксусный

Винил хлористый

Дихлорэтан

Кислота азотная

Кислота соляная

Метил бромистый

Метил

изоцинат

Без обваловки

1,15

2,6

0,9

1,1

0,9

0,2

8

5,7

1,8

0,15

0,45

0,3

0,45

0,8

0,65

4,5

1

0,35

1,25

0,43

0,5

0,45

0,07

2,5

1,2

0,6

0,06

0,07

0,13

0,21

0,38

0,45

1,6

2

0,25

1

0,3

0,38

0,35

0,07

1,9

1

0,45

0,06

0,08

0,14

0,33

0,38

1.5

3

0,23

0,95

0,27

0,35

0,3

0,07

1,65

0,9

0,38

0,06

0,12

0,3

0,48

1.5


Примечание. Расстояния, указанные в табл. 1, следует определять:

для необвалованных емкостей—от стенок резервуара;

для обвалованных емкостей—от внутренней границы обвалования (от поддона, стакана).

Для определения удаления границ зон возможного опасного химического заражения при других количествах СДЯВ в емкостях необходимо использовать коэффициенты, приведенные в табл. 2.


Таблица 2


Количество СДЯВ, т

1

5

10

25

50

100

250

500

1000

2500

5000

10000

20000 и более

Поправочный коэффициент

0,1

0,3

0,4

0,7

1

1,5

2,5

3,6

5,3

8,9

13

19

28,2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное


ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СДЯВ И ВЕЩЕСТВ, ОБРАЗУЮЩИХ ПРИ АВАРИЯХ (РАЗРУШЕНИЯХ, ПОЖАРАХ) ЗОНЫ ОПАСНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ


Группа

Характеристики

Типичные представители

1

Жидкие летучие СДЯВ, хранимые в емкостях под давлением (сжатые и сжиженные газы)

Хлор, сернистый газ, сероводород, фосген, бромметил, окись углерода

2

Жидкие летучие СДЯВ, хранимые в емкостях без давления

Нитро- и аминосоединения ароматического ряда, синильная кислота, нитрил акриловой кислоты, тетраэтилсвинец, хлорная смесь, дифосген, дихлорэтан, хлорпикрин

3

Дымящие кислоты

Серная—с плотностью 1,87 и более, азотная—с плотностью 1,4 и более, соляная— с плотностью 1,15 и более, хлорсульфоновая и плавиковые кислоты, хлорангидриды серной, сернистой и пиросернистой кислот

4

Сыпучие и твердые не летучие СДЯВ и вещества при хранении до40° С

Сулема, мышьяковистый(мышьяковый) ангидрид, фосфор желтый, алкалоиды, алдрин, дилдрин, арсенат кальция и натрия, арсенид кальция

5

Сыпучие и твердые летучие СДЯВ и вещества при храпении до 40° С

Соли синильной кислоты, цианистая и оксицианистая ртуть, цианистая медь и другие препараты, этилмеркурфосфат, этилмеркурхлорид, меркуран


Примечание. Принадлежность к СДЯВ веществ, не предусмотренных данным Перечнем, устанавливается Минздравом СССР.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обязательное


ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАВАЛОВ ОТ ЗДАНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ЭТАЖНОСТИ


Этажность

до(включительно)

Зона возможного распространения завалов при уклоне, %


До 10

10-15

16-20

21-30

31-35

36 и более


От

протя

женных

сторон

зданий

От

торцов

зданий

От

зда

ний

башен

ного

типа





a'





a"





a'





a"





a'



а"





а'





a"





а'





а"



9 этажей

0,65 H

0,55 H

0,65 Н

0,6 H

0,8 H

0,6 H

0,85 H

0,6H

0,9 H

0,55 H

H

0,55H

Н

12 этажей

0,75 H

0,6 H

0,75 H

0,65 H

0,9 H

0,65 H

H

0,6 H

1,1 H

0,6 H

1,2 H

0,6 Н

1,2 Н

14 этажей

0,75 H

0,6 H

0,75 Н

0,65 H

0,9 H

0,65 H

H

0,6 Н

1,1 H

0,6 H

1,2 H

0,6 Н

1,2 Н

16 этажей

H

0,65 H

H

0,9 H

0,3 H

0,65 H

1,6 H

0,8 H

1,65 H

0,75 H

2,1 H

0,7 Н

2,5 Н

20 этажей

H

0,65 H

H

0,9 H

0,3 H

0,75H

1,6 H

0,8 H

1,65 H

0,75 H

2,1 H

0,7 Н

2,5 Н

25 этажей

H

0,65 H

H

0,9 H

0,3 H

0,85 H

1,6 H

0,8 H

1,65 H

0,75 H

2,1 H

0,7 Н

2,55 Н

Закрыть

Строительный каталог