Музейщики предлагают ввести мораторий на снос старинных зданий в пределах Садового кольца Москвы

Директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Коробьина считает, что необходимо ввести мораторий на снос старинных зданий в пределах Садового кольца Москвы.

«В качестве позитивной программы «на сейчас» я бы предложила: наложить мораторий на снос исторической застройки в пределах Садового кольца, ограничить там движение, для чего уместно вспомнить лондонский опыт (платный въезд)», — сказала И.Коробьина в интервью «Московскому комсомольцу», опубликованном в четверг.

По ее мнению, это «позволит сохранить остатки нашего города как уникального и неповторимого явления».

«Далее — в идеале вывод из Кремля правительства куда-нибудь поближе к «Шереметьево», вслед за чем туда потянутся администрация и все организации, душой и телом тяготеющие к верховной власти, а таких легион. Исторический город Москва должен развивать жилье, культурные, общественные и туристические функции и связанное с ними обслуживание на самом высоком уровне», — заявила директор музея.

Как отмечает И.Коробьина, историческая застройка ветшает, научная реставрация требует больших затрат, «и есть очень удобная позиция коммерческих застройщиков: давайте снесем все это гнилье и построим новое, хорошее». «И здесь нужно проявить политическую волю, сделав выбор в пользу истории и культуры», — уверена она.

Директор музея архитектуры высказалась в поддержку проекта децентрализации России Михаила Хазанова «Линия-2100», который многие считают утопичным.

«Да, есть футуристический проект Хазанова, предлагающий формирование линейного города МоскоПит между старой и новой столицами с правительственным центром в Бологом. И такие проекты, несмотря на утопичность, необходимы! Ведь если архитектор решает только сиюминутные задачи, общество никогда не сформулирует мечту о будущем», — подчеркнула она.

В этом смысле, добавила И.Коробьина, «проект децентрализации России «Линия-2100», подразумевающий формирование энергетического русла через всю страну и системы расселения «без провинции», по-моему, вполне мог бы стать российской национальной идеей, которой, как мне кажется, сегодня нет, что лишает людей ощущения перспективы в их жизни, порождает недоверие и к настоящему, и к будущему».

По ее мнению, идеальная городская среда — Рим, где «все исторические слои — и античный, и ренессанс, и барокко, и классицизм, и муссолиниевская архитектура — существуют одновременно и не камуфлируются, не перестраиваются, но поддерживаются в идеальном состоянии».

«Так, римляне уже более 20 лет не могут достроить метро, потому что, прорывая туннели, все время натыкаются на археологические сенсации. Тогда все строительство останавливается, объект консервируется, становясь народным достоянием. Государство при этом несет колоссальные экономические потери из-за замороженных денег. Транспортная проблема не решена. Но итальянцы идут на это, понимая, что культура, историческая среда важнее. Без нее Рим — не Рим», — отметила директор музея.

Кроме того, она считает, что России пора отходить от гранитно- бронзовой монументальности: «гранит и бронза остались в XIX веке». «Гранитно-бронзовая монументальная пропаганда, естественно, являлась частью советской идеологии. Она финансировалась и откладывалась в общественном сознании как стереотипная форма выражения «ценностей государственной важности». Думаю, именно поэтому современные городские объекты (даже посвященные культуре и искусству) также решаются в виде бронзовых истуканов», — пояснила директор музея.

«Язык современного искусства, проникая в городскую среду, очень обогащает ее, делает гуманной и притягательной. Для этого есть широчайший арсенал средств, в том числе и низкобюджетных, но дающих действенный эффект», — отметила И.Коробьина.

19.08.10

Закрыть

Строительный каталог