Одно из последних заседаний правительства Москвы закончилось крупным скандалом

Одно из последних заседаний правительства Москвы закончилось крупным скандалом. Мэр Юрий Лужков набросился с обвинениями на главного архитектора столицы Александра Кузьмина, который по своей должности курировал создание проекта планировки парка Сокольники. Проект был в результате отвергнут с поручением провести служебное расследование. Одна из основных причин - документ был составлен так, что позволял даже строительство жилого дома в парке, который является памятником садово-паркового искусства. Кроме того, в Сокольниках до сих пор остается большое количество построек, назначение которых к функционированию парка никакого отношения не имеет.

Застройка столичных зеленых территорий - болезненная тема. Причем не всегда речь идет о нарушающих закон частных инвесторах и потворствующих им чиновниках: планы по застройке парков появляются и на самом высоком уровне столичного руководства. Несмотря на то, что в последнее время московский мэр бесконечно повторяет: природные границы не корректировать, ни одного метра зелени не отдавать. Отрезать лакомый кусочек природы позволяет и столичное законодательство, причем сделать это можно по-тихому, непублично. И, конечно, то еще обстоятельство, что земля в Москве - на вес золота. А за золотом охотников всегда было много...

На территориях столичного природного комплекса согласно московским законам мэрия может устанавливать пять режимов градостроительной деятельности. Первый режим - самый строгий - практически полностью запрещает работы в парке, кроме восстановительных: реставрация нарушенных природных объектов, ремонт памятников культуры и истории. А четвертый и пятый режимы соответственно самые "либеральные". Номер четыре позволяет, например, вырубить старый сквер и высадить на его месте новый. А номер пять предполагает даже новое строительство зданий жилищного, общественного и офисного назначения.

Вот этот самый режим номер пять появился и на проекте планировки Сокольников. Участок земли с такой меткой расположен на окраине парка со стороны улицы Сокольнический Вал, в самом конце 1 - го Лучевого просека. А вообще, согласно отвергнутому проекту, из занимаемого Сокольниками 591 гектара около 135 гектаров признавались застроенными или возможными для застройки. Причем на участках общей площадью 7, 8 гектара появлялась возможность строительства зданий высотой 25-35 метров.

"Мы получим эффект троянского коня, если, освободив территории парка, построим там 30-метровые здания, - заявил на заседании правительства Москвы Лужков. - Категорически не будет допущено строительство высотного здания. Такой дом на краю природоохранной зоны - это очень выгодно, но совершенно не годится для этой территории". Об освобождении территории мэр упомянул не просто так: по подсчетам главного архитектора Александра Кузьмина, сейчас в Сокольниках около трех десятков посторонних объектов. Справиться с ними столичным властям никак не удается. Еще в 2004 году было принято постановление о выводе сторонних непрофильных объектов из Сокольников, а также парков Измайлово и Фили. Однако в июле 2007 года пришлось принимать новое постановление - о дополнительных мерах по реализации предыдущего. Это значит, что работа по зачистке природных территорий была проведена, мягко говоря, неэффективно. "Необходимо вычистить все конюшни", - потребовал на заседании мэр. Остается надеяться, что с третьей попытки сделать это удастся. Предполагается, что часть сооружений попросту снесут, а землю под ними покроют газонами, другую же часть построек перепрофилируют под рекреационные цели.

В число "непрофильных" объектов Сокольников попали и корпуса самого крупного комплекса на территории парка - одноименного культурно-выставочного центра. Столичные власти уже определились, как с ними поступить: постройки реконструируют и разместят в них досуговый центр - с тренажерными залами, бассейном, детским клубом. Кроме того, появятся в парке и новые объекты - "не противоречащие его статусу", как утверждают авторы проекта планировки. Например, дворец мороженого.

Обсуждения в мэрии ситуации в московских парках нередко заканчиваются скандалами. И если в случае с Сокольниками мэр сделал выволочку Кузьмину и инициировал служебное расследование, то история с Филями закончилась увольнением директора этого парка культуры и отдыха Валерия Косабуцкого.

Такие оргвыводы сделал мэр после одного из заседаний правительства Москвы в марте прошлого года. Перед этим с докладом выступил замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. "Директор Филевского парка 21 ноября 2003 года вместо мэра подписал инвестиционный контракт и решил себе построить офисные здания", - заявил чиновник. Речь шла о строительстве на территории парка здания общей площадью почти 3 тыс. квадратных метров, причем по контракту 70 % площадей должны были отойти частному инвестору и лишь 30 % - городу. Митволь подсчитал ущерб от деятельности Косабуцкого: 62 млн. рублей.

Чуть менее чем за год до этого строгий выговор с предупреждением о неполном служебном соответствии получил от мэра руководитель дирекции природного заказника "Долина реки Сетунь" Вячеслав Микляев, а главе Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Леониду Бочину и префекту Западного административного округа Юрию Алпатову Лужков пригрозил увольнением. Причина - провал программы по экологической реабилитации природного заказника. В частности, чиновникам за полтора года так и не удалось вывести непрофильные объекты вроде гаражей и завода душистых веществ. Однако особого прогресса не видно и сейчас: не далее как в ноябре прошлого года на коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды глава ведомства раскритиковал работу по развитию заказника.

Нередко устраивал мэр разбор полетов и по поводу ситуации в других столичных парках. Один из свежих примеров - парк Москворецкий. Последние месяцы природоохранная прокуратура Москвы и столичный Департамент природопользования регулярно отчитываются об инспекциях и количестве уголовных дел по фактам незаконного строительства в Москворецком. Число этих дел давно уже превысило полсотни, есть и несколько решений суда о сносе незаконных построек. Главным раздражителем для городского руководства стали расположенные недалеко от Гребного канала, на берегу Москвы-реки, садоводческие товарищества "Речник" и "Огородник". Дачников, многие из которых и впрямь выстроили шикарные коттеджи, обвинили во всех грехах: и в незаконном захвате земли, и в нарушении многочисленных экологических норм.

Впрочем, дело это оказалось весьма непростым с юридической точки зрения, так что процесс выдворения дачников с драгоценной земли Москворецкого парка идет пока ни шатко ни валко. Интересно другое: зачищая парк от незваных, с точки зрения столичных властей, пользователей, мэрия и сама не прочь поучаствовать в застройке Москворецкого. Причем стройка предполагается нешуточная.

Царицыно вырубили, на очереди - ЦПКиО

В сентябре 2007 года правительство Москвы в целом одобрило предварительный проект планировки участков особо охраняемой природной территории "Природно- исторический парк Москворецкий", прилегающих к району Крылатское и Москве-реке. Как раз тех самых участков, на которых расположены опальные садоводческие товарищества. Этот правительственный проект вызвал возмущение экологов. Согласно документу, в ближайшее время в парке развернется строительство, в основном спортивное. Здесь появятся, например, гостиничный комплекс уже построенного ранее крытого конькобежного центра "Крылатское" с подземной автостоянкой, волейбольный комплекс, многофункциональный спорткомплекс, олимпийский центр хоккея на траве, крытая картинговая трасса и так далее. Интересно, что ради массовой застройки парка авторы проекта его планировки предложили изменить природоохранное законодательство столицы. Дело в том, что в случае реализации проекта доля планировочных районов природного назначения в Западном округе составит 13, 4 % при установленном минимуме в 14 %.

Еще один недавний пример неоднозначного решения правительства Москвы по поводу столичных зеленых территорий - реставрация Царицынского парка. Этот дорогостоящий проект - предмет гордости столичных властей, отреставрировавших дворцовый комплекс Царицыно (кстати, не без претензий со стороны видных архитекторов). Реставрации подверглась и природа: не так давно парк открыли в его историческом виде образца XVIII века. Кто бы против: аккуратный регулярный парк с газоном и дорожками - прекрасное зрелище. Однако для этого пришлось уничтожить лесопарк с вековыми деревьями. На участке в 59 гектаров, прилегающем к северному входу в парк, в прошлом году вырубили более 3 тыс. деревьев и более 200 тыс. кустарников. Между тем Южный административный округ, на территории которого расположен парк, переполнен промпредприятиями. И потому каждое дерево здесь - совсем не лишний глоток воздуха.

Может печально закончиться и другой проект столичных властей - по "облагораживанию" Центрального парка культуры и отдыха имени Горького (вместе с прилегающим к нему историческим Нескучным садом). Началось с того, что осенью 2006 года правительство Москвы одобрило проект их планировки. Согласно этому документу, в частности, от ЦПКиО имени Горького отрезается солидный участок площадью 1, 83 гектара (это ближайший к Калужской площади угол парка, рядом с аттракционами). Этот кусок соответственно лишается природоохранного статуса и отдается под застройку: предполагается возвести гостиницу и театр-мюзикл, а под ними - автостоянку на более чем 600 мест.

Летом 2007 года в СМИ появилась информация: столичные власти намерены акционировать парк Горького (за исключением территории Нескучного сада). Это значит продать часть его имущества, в состав которого входит и земельный участок площадью около 100 гектаров. Одна из причин возникновения такой идеи в том, что столичное правительство не сможет профинансировать ни строительство мюзик-холла, ни возведение гостиницы. А последствием возможной продажи части парка может стать его застройка коммерческой и жилой недвижимостью. Впрочем, как только информация просочилась в СМИ, столичные чиновники уверили общественность, что вопрос об акционировании вовсе не решен и что это только один из вариантов развития ЦПКиО.

Спасение парков - тотальный запрет на их перепланировку Операции с целыми природоохранными комплексами провернуть незаметно практически невозможно. А вот отрезать от зеленых территорий города небольшие кусочки - вполне. Дело в том, что согласно столичным законам правительство Москвы наделено полномочиями проводить так называемые корректировки границ природного комплекса, в том числе особо охраняемых природных территорий (ООПТ - наиболее защищенные законом зеленые земли). Как правило, отрезают куски заповедных земель для того, чтобы в дальнейшем отдать их под застройку.

Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин только в 2006 году насчитал 34 такие корректировки. Причем речь идет лишь о тех правительственных распоряжениях и постановлениях, которые оказались в открытых базах данных. Постановления столичной мэрии не всегда доступны широкой общественности даже после их принятия, а уж обсуждение их и подавно непубличная процедура.

По действующему закону отрезанные втихую зеленые территории должны компенсировать - придавать природоохранный статус равнозначному по площади земельному участку. Однако на самом деле это правило скорее фикция. Во-первых, не всегда участки оказываются равнозначными: в том же 2006 году, по данным Митрохина, чиновники мэрии отрезали от столичных парков 568 гектаров, а компенсировали всего 506. Во-вторых, качество компенсации зачастую сомнительное: вместо засаженного деревьями сквера могут предложить кусок газона в нескольких километрах от него. "Процедура компенсации отнюдь не означает, что взамен вырубленных деревьев высаживают столько же других, - поясняет Митрохин. - Власти города просто придают статус охраняемой природной территории уже существующим зеленым насаждениям". Иначе говоря, площадь ООПТ остается неизменной, но при этом общая площадь городской "зеленки" сокращается. Такая вот хитроумная арифметика. Горожанам же не так важно, в каком сквере они гуляют, в особо или не особо охраняемом. Главное, чтобы этот сквер был.

Митрохин предлагал законодательно запретить любые корректировки границ природного комплекса Москвы, но его поправки не прошли. Вместо этого городская дума приняла в октябре прошлого года (правда, пока только в первом чтении) альтернативный законопроект, согласно которому корректировку границ столичных особо охраняемых природных территорий ограничат лишь временем и пространством: урезать каждый из парков можно будет не чаще чем раз в три года и не более чем на 1 % территории. Даже если эти поправки и примут в окончательном чтении, "охранной грамотой" для московских парков они вряд ли станут. 1 % - это не так уж и мало. Например, для парка Москворецкий это 36, 6 гектара. И опять же, речь идет только об ООПТ. А не защищенные особым охранным статусом парки, сады, скверы и кустарники Москвы под поправки не попадают. Таких же большинство.

Вторая лазейка в московском законодательстве - право правительства Москвы устанавливать на природной территории режимы регулирования градостроительной деятельности. Два из этих режимов, как уже говорилось выше, позволяют практически любое строительство в парке. Все тот же Митрохин в том же октябре прошлого года предлагал вообще отменить возможность применения этих режимов в ООПТ, однако его поправки парламентское большинство Мосгордумы благополучно "прокатило". Аргументация что в этом, что в предыдущем случае была схожей: мол, жесткие запреты на работы в природных зонах могут только навредить. Например, по мнению депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, отмена четвертого и пятого режимов град- деятельности не позволит, например, реставрировать и поддерживать в должном состоянии исторические усадьбы. "Но ведь реконструкция памятников и строительство необходимых для работы парков объектов разрешены другими режимами", - парирует Митрохин.

Спорить о пользе и вреде запретов - дело гиблое, долгое.А пока выходит, что судьба московских парков по-прежнему остается практически целиком в руках исполнительной власти. Сейчас мэр Юрий Лужков постоянно заявляет, что ни пяди "зеленки" не отдаст, корректировку границ природоохранных территорий не позволит (как это произошло в случае с Сокольниками). Это, конечно, хорошо. Однако не так давно тот же мэр собственноручно подписывал большинство постановлений о корректировках границ и о строительстве на "освобожденных" территориях. И что мешает ему или его преемнику сделать это в будущем - вопрос риторический. Пока ничего не мешает.

15.01.08

Обсудить  /  1
Закрыть

Строительный каталог