Инструмент современного строительства — бетононасос

В этой статье: как работает бетононасос; виды, типы бетононасосов; характеристики стационарного бетононасоса; характеристики автобетононасоса; виды и характеристики шибера (клапана) бетононасоса; виды и характеристики бетонораспределительных стрел; требования к бетонной смеси; порядок работы бетононасоса; промывка бетононасоса; как подобрать бетононасос в аренду.

Инструмент современного строительства

Более века назад железобетон начал вытеснять привычные дерево и кирпич со стройплощадок — с этим строительным материалом работать было проще, а главное быстрее. В те времена еще не были так распространены домостроительные комбинаты и заводы ЖБИ, а архитекторы и строители, экспериментируя с монолитным железобетоном, столкнулись с двумя проблемами — отсутствие качественной опалубки и средства подачи бетона на высоту здания. Строительство или, что более верно, сборка зданий из готовых железобетонных плит казалось удачным решением — особенно эта технология строительства прижилась в СССР. Монолитное строительство ожило с полвека назад, когда появилось решение, как поднять жидкий бетон на высоту нескольких десятков метров непрерывным потоком — бетононасос, занявший важное место среди современного строительного оборудования.

Типы и принцип работы бетононасосов

Их различают по типу (гидравлические и механические), по конструкции насоса (поршневые и безпоршневые), стационарные или на базе автомобиля.

Принцип работы поршневых бетононасосов — бетонная смесь всасывается из бункера, а возвратное движение поршня, на который переключается колено шибера, толкает ее в трубу бетоновода. Значительным преимуществом обладают агрегаты с гидравлическим (вакуумным) приводом — в их работе скорость подачи смеси практически неизменна, т.к. их поршень обладает большим ходом (1500-2500 мм, в то время как у кривошипно-шатунных — 300-400 мм), отчего смесь перемещается по бетоноводу равномерно и без импульсных скачков. Благодаря этому снижается сопротивление перемещению смеси в бетоноводе, что позволяет использовать двигатели меньшей мощности, чем в конструкции бетононасосов с механическим кривошипно-шатунным приводом. Гидравлические бетононасосы способны транспортировать смесь бетона на большую высоту и дистанцию — по сравнению с механическим приводом гидравлический создает большее давление в бетоноводе.

Бетононасосы с поршневым приводом подвержены износу поршней — из-за трения, вызванного микрочастицами бетонной смеси и цементного молочка, проникающими между стенками поршней и поршневого цилиндра. Износ бетононасосов с механическим приводом происходит быстрее, чем у гидравлических — меньший запас хода поршней вынуждает их выполнить большее число циклов для достижения необходимого давления в бетоноводе.

Бетононасосы с поршневым приводом
Прицепной, поршневой бетононасос Concrete Boy 350H

Двухцилиндровый поршневой бетононасос способен подавать бетон практически непрерывно — это обеспечивают попеременные такты закачки бетона в цилиндры. Одноцилиндровый бетононасос будет работать прерывисто — подаваемая им смесь бетона в бетоноводе пульсирует от максимального к минимальному давлению, сообразно движению поршня.

В гидравлических поршневых бетононасосах в качестве наполнителя используется вода или минеральное масло, в первом варианте достигается давление порядка 5 МПа, во втором — 10 МПа.

Роторный бетононасос (относится к безпоршневым) устроен так: корпус, внутри которого помещен ротор с закрепленными на нем толкающими-прижимными роликами, покрытыми по периметру резиной. В корпусе ротора обрезиненное отверстие, в котором расположен армированный резиновый шланг (D 125 мм) — при вращении ротора покрытые резиной ролики обжимают шланг, продвигая бетонную смесь по шлангу от приемного бункера к бетоноводу. Конструкция роторного бетононасоса обеспечивает равномерную подачу бетона, в том числе жесткого, пробки в них устраняются быстро — переключением насоса на реверс. Однако производительность роторных бетононасосов, как правило, невелика. Они применяются при малых объемах работ — на тех участках, где подаче и укладке бетона серьезно препятствует частое армирование. Основной недостаток роторного бетононасоса любой производительности — быстрый износ шланга, повреждаемого заполнителем бетонной смеси (в особенности щебнем).

Стационарный бетононасос

Выполняется в вариантах «с шасси» и «без шасси» — агрегат «без шасси» обычно устанавливается на бортовой грузовик или платформу для удобства транспортировки.

Стационарный бетононасос
Бетононасос стационарный с дизельным двигателем HBT80C-1818DIII

Стоит сразу отметить, что конструкция в виде прицепа «с шасси» не означает, что его можно перевозить от одного строительного объекта к другому, прицепив к грузовику — стационарный бетононасос можно перемешать так лишь по стройплощадке. Перевозка стационарного бетононасоса «с шасси» на большие дистанции выполняется только на платформе, куда его необходимо погрузить/завести.

Стационарные бетононасосы, в зависимости от модели, способны подавать от 5 до 200 м3/час на максимальную высоту более 250 м, а при горизонтальном положении труб-бетоноводов — на дистанцию более километра. Их конструкция поддерживает два рабочих режима: подача бетона под высоким давлением (производительность при этом мала) и режим низкого давления, но с большей производительностью. Эта необходимость вызвана тем, что при укладке труб бетоновода на острый угол требуется развить более высокое давление в цилиндрах, чтобы поднять по ним бетон. Переключение режимов производится через пульт управления бетононасосом, который может быть стационарным и дистанционным (второе удобнее).

Привод стационарного бетононасоса — электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания. В условиях России широко распространен второй тип привода, поскольку на стадии бетонных работ строительные площадки, как правило, не располагают достаточным источником электроэнергии.

Обладая малыми размерами, стационарные бетононасосы достаточно эффективны — работают стабильно, не требуют высоких эксплуатационных затрат. Программное обеспечение современных агрегатов способно самостоятельно подобрать оптимальный рабочий режим (число ходов поршней, им можно управлять и вручную), в зависимости от жесткости данного вида бетона и температуры в окружающей среде. Подогрев дизтоплива в холодный сезон (для дизельного привода), реверсное перемешивания бетона в бункере, система охлаждения масла — качественные способности бетононасосов стационарных.

От автобетононасосов бетононасосы стационарные отличаются тем, что они не оснащены управляемой и подвижной стрелой бетоновода, т.е. их подготовка к работе на заданном участке бетонирования требует ручного монтажа труб бетоновода. При необходимости подъема бетона на высоту — собранный бетоновод поднимается к месту работ с помощью подъемного крана или крепится к фасаду возводимого здания, а сам бетононасос устанавливается в участке стройки, допускающем свободный подъезд автомиксеров.

Если предполагается малый объем работ по бетонированию, то использование стационарного бетононасоса не рентабельно — он выгоден, если существует недельный объем работ и более (требуется привезти сам бетононасос, трубы бетоновода, смонтировать их — все это займет время). Если объемы работ по бетонированию невелики или сроки их исполнения крайне малы — потребуется бетононасос автомобильный.

Автобетононасосы

Установка стационарного бетононасоса на платформу-прицеп или в кузов грузовика не обеспечит ему мобильности — его можно будет лишь перевозить с места на место. Полноценный бетононасос автомобильный — это особая конструкция, помещенная на шасси грузовика, зачастую дополнительно усиленная большим числом шасси, чем имеет серийная версия грузовика данной марки. Важным элементом конструкции автобетононасоса будет раскладная стрела бетоновода — состоящая из нескольких колен, она подвижна в каждой из них. Повороты и подъемы секций стрелы управляемы и позволяют быстро придать бетоноводу необходимое положение и начать заливку бетона. Длина стрелы бетоновода у автобетононасосов различна по производителю и марке, стандартная наименьшая составляет 22 м, наибольшая — 64 м. Существуют бетононасосы автомобильные со стрелами большей длины, но они производятся только под конкретный заказ. Единственный производитель, выпускающий такие автобетононасосы относительно серийно — китайская компания «Sany», чей бетононасос автомобильный «SY5650THB-72» с длиной стрелы 72 м в 2009 году внесен в число рекордов Гинесса.

Автобетононасосы
Автобетононасос Doosan-Daewoo DCP 50X

По производительности автобетононасосы уступают стационарным из-за менее мощного двигателя — в среднем она составит около 130 м3/час. Однако по срокам готовности к работе им нет равных — через полчаса после заезда на стройплощадку бетононасос автомобильный полностью готов к работе! Привод бетононасосов на шасси грузовика — двигатель самого грузовика (как правило, дизельный). Существуют модели автобетононасосов с электродвигателем — т.е. самостоятельным приводом для бетононасоса, не связанным с двигателем авто. Некоторые модели автобетононасосов позволяют составить бетонную смесь на стройплощадке — при загрузке в бункер ее компонентов. Допустима коррекция качества готового бетона непосредственно в бункере.

Стоимость автобетононасосов по сравнению со стационарными гораздо выше — самые мощные агрегаты с наибольшей длиной вывода стрелы бетоновода стоят никак не меньше нескольких миллионов рублей.

Важный элемент бетононасоса — шибер (клапан)

Его стоит рассмотреть внимательно: шибер служит для соединения с вводом бетоновода то одного, то другого цилиндра, для попеременного соединения приемного бункера с цилиндрами. В одноцилиндровом бетононасосе шибер то перекрывает путь бетонной смеси в бетоновод, то открывает его — таким образом, создается давление смеси и она буквально «выстреливается» в бетоновод. Управление текущим положением шибера происходит программно с управляющего блока.

Существует три вида шиберов (клапанов): C-образный (евро обозначение — BRF), S-образный (евро обозначение — BSF) и рок-шибер (евро обозначение — RL). Шиберы первых двух видов отлиты из высокопрочной стали или чугуна, рок-клапан — только из чугуна.

Как они выглядят внешне: С-клапан — изогнут (слегка), подобно букве «C»; S-клапан напоминает латинскую букву «S». Рок-клапан (продукт компании «Schwing» (США)) устроен сложнее — это усеченный конус, односторонне «сплющенный» по центру в горизонтальной плоскости. Не «сплющенный» конец рок-клапана попеременно подводится гидравликой к поршням, каждый из двух раструбов «сплющенного» — к бетоноводу. Внутри рок-шибер полый, между двумя раструбами (сообщающимися между собой) вверху и внизу выведены ребра-пороги — для плотного контакта с бетоноводом.

Шибер любого из трех видов комплектуется набором резиновых прокладок и уплотнительных колец. Какая конструкция шибера (клапана) лучше? У них есть некоторая специализация — рок-клапан предназначен для «тяжелых» и «грубых» бетонов, которые быстро забивают ствол С- или S-шибера. Вообще, по устойчивости к забиванию ствола шибера бетоном, сопротивлению гидродинамическому удару, клапаны можно расставить в таком порядке — С-клапан, S-клапан и рок-клапан. С точки зрения надежности лидируют S-клапаны, проще эксплуатировать и обслуживать С-клапаны, а наибольшая экономия расходов по эксплуатации — у рок-клапанов.

Качество работы бетононасоса, по большому счету, не зависит от установленного на нем вида шибера — все дело в надежной изоляции мест соединения. При повышении давления вода и воздух будут просачиваться через непрочно прилегающие или изношенные кольца уплотнения, на стенках ствола шибера будут накапливаться отложения бетона, что и приведет к пробке. Поэтому приоритетным в выборе вида шибера (клапана) для бетононасоса будет наличие расходных з/частей к нему на местном рынке.

Бетонораспределительная стрела

Это средство доставки и укладки бетона выглядит точно так же, как стрела автобетононасоса, но применяется самостоятельно. Она устанавливается на перекрытия возводимого объекта, благодаря чему обладает большей площадью рабочего пространства — до 32 м в радиусе. Самостоятельно нагнетать бетон бетонораспределительная стрела не может — это делает стационарный бетононасос, соединяемый со стрелой трубами бетоновода.

Бетонораспределительная стрела

Бетонораспределительные стрелы бывают двух видов — механические и гидравлические. Первый вид состоит из шарнирно закрепленных специальных труб и способен перемещаться только горизонтально. Набольший радиус охвата механических бетонораспределительных стрел — 10-14 м (в действительности, он несколько больше за счет длины распределительного шланга, устанавливаемого на концевое колено). Установка на особые аутригеры (выдвижные опоры), поднимающие механическую стрелу на высоту до 4-х м, позволяет с ее помощью бетонировать как горизонтальные, так и вертикальные поверхности. Механические стрелы устроены просто, оттого имеют малый вес (по сравнению с другими видами бетонораспределительных стрел) и их достаточно легко переместить между участками бетонирования.

Гидравлические бетонораспределительные стрелы, в свою очередь, подразделяются на два вида — стрелы на аутригерах и стационарные стрелы.

Первый вид внешне похож на механические стрелы, что вполне объяснимо — гидравлические стрелы на аутригерах являются их модификацией, они подобны стрелам автобетононасосов. Их охват рабочей площади составляет от 12-17 м (зависит от конкретной модели), они управляются дистанционно (пультом) и способны передвигаться с помощью гидравлики как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Перенос гидравлических стрел с участка на участок производится подъемным краном.

Второй вид гидравлических бетонораспределительных стрел устроен наиболее сложно — эти стрелы гораздо мощнее описанных выше и оттого дороги. Стационарная гидравлическая стрела обладает большой производительностью — ее радиус рабочего действия составляет 24-36 м (от модели). Можно выполнить бетонные работы практически на нескольких этажах здания без перемещения стрелы этого вида, что снимает нагрузку с башенного крана, освобождая его для других строительных целей — он задействуется лишь для выставления стрелы и ее демонтажа.

Область применения бетонораспределительных стрел — высотные здания, куда не могут дотянуться стрелы автобетононасосов или их работе препятствуют колонны или перекрытия. Особенно удобно иметь дело с гидравлическими бетонораспределительными стрелами — управляя ими с помощью дистанционного пульта, можно подвести к участку бетонирования с наибольшей точностью, облегчив сам процесс работ.

Какую бетонную смесь может перекачивать бетононасос

Смесь, которую бетононасос сможет прокачивать по бетоноводу, не должна содержать наполнитель крупнее, чем 30% (для щебня) и 40% (для гравия) от внутреннего диаметра труб бетоновода (т.е. для диаметра трубы 125 мм зерна щебня не должны быть крупнее 37 мм, а гравий — не крупнее 50 мм). Марка бетонной смеси, предназначенной для транспортировки бетононасосом, должна быть от М-300 и выше.

Подвижность бетонной смеси, определяемая по осадке конуса, должна быть в пределах: для механического привода — 70-140 мм, для гидропривода — 40-120 мм. При не соблюдении этого условия попытки прокачки приведут к множественным пробкам — в первом случае из-за малой подвижности смеси, во втором — из-за расслоения на компоненты (более легкая вода пойдет быстрее, чем наполнитель). Осадку конуса в данной смеси бетона нужно провести на строительной площадке, получив образец из бункера автомиксера — можно, конечно, поверить документации от поставщика, но в случае не соответствия этих данных реальным у вас будет бумажка с цифрами и забитый бетоновод.

Порядок работы с бетононасосом

Если у автобетононасоса стрела бетоновода подвижна, то для стационарного бетононасоса ее придется монтировать, тщательно продумав порядок сборки колен бетоновода и надежный крепеж при выводе на высоту — подаваемый бетон не легок и, по мере заполнения бетоновода, может сдвинуть или сорвать его. Поэтому все вертикальные (удаленность от бетононасоса не менее 9-ти метров!) и наклонные участки бетоновода требуется надежно закрепить на стальных мачтах, фермах или строительных лесах.

Порядок работы с бетононасосом
Бетононасос со стрелой 70 метров

Линия бетоновода не должен содержать резких поворотов и острых углов, вертикальных участков под углом в 90 градусов — лучше добавить колен и увеличить длину бетоновода для придания наименее острого угла. Подъем ствола бетоновода на высоту требуется расположить в 10 м от бетононасоса, перед вертикальным участком встроить в ствол игольчатый клапан, предотвращающий возврат смеси бетона при остановке насоса. На металлическую трубу бетоновода, выведенного на участок бетонирования, надевается армированный шланг (длина — обычно 4 м) — с его помощью поступающий бетон распределяется по участку.

Перед началом фактической перекачки бетона к месту работ и по их завершении обязательными являются две операции — прокачка пусковой смеси и промывка бетононасоса/бетоновода. Это условие действует для бетононасосов любого типа.

Пусковая смесь для бетононасоса выступает в роли смазки, без этого закупорка бетоноводов неизбежна. Есть несколько вариантов пусковой смеси, от классического до более современного:

  1. Порошок особого состава, упакованный в пакеты по 230 гр. Его оболочка может быть водорастворимой, а может и не быть — внимательно изучите инструкцию на упаковке до ее применения (проще вскрыть и высыпать только содержимое пакета). На один 230 граммовый пакет потребуется 18-19 (по инструкции) литровое ведро теплой (!) воды (в зимнее время — горячей). Полученный состав перемешивается до полного растворения порошка и заливается в бункер бетононасоса, затем выполняется прокачка. Для 30 м бетоновода с 12-ти сантиметровым диаметром труб понадобится раствор пусковой смеси на основе содержимого одного пакетика — исходя из этого, высчитывается требуемое количество смеси для каждого конкретного бетоновода. Стоимость 230 гр. пакетированной пусковой смеси составит в среднем 250 руб. На характеристики бетона порошковая пусковая смесь не влияет;
  2. Вручную — потребуется 150 кг цемента (3 мешка) и 200 л воды. Замес производится в бункере бетононасоса, полученный состав должен соответствовать марке бетона, который будет прокачиваться следом. Стоимость материалов и работы оператора (при аренде бетононасоса) в этом варианте — около 1500 руб.;
  3. Готовая пусковая смесь, она же — цементное молочко. Производится на бетонном заводе, требует доставки отдельным автомиксером. Обходится недешево — около 8 000 руб., в эту цену входит доставка 5 кубовым автомиксером и само цементное молочко, которого требуется не более 2 м3.

Прокачку пусковой смеси будет правильнее сопроводить промывочным шаром из губки, предварительно смочив его в составе пусковой смеси — его поверхность смочит большую часть внутреннего периметра бетоновода. Не забудьте перед пуском переключить пальцы игольчатого звена-клапана в положение «открыто», а выход бетоновода оснастить насадкой-уловителем шара. По завершении прокачки пусковой смеси переключите игольчатый клапан в положение «закрыто»! Итак, начинается основная работа — два автомиксера с бетоном уже должны быть на строительной площадке. Убедившись в готовности команды рабочих на участке бетонирования (используя рацию), проверив качество бетона в автомиксере — нужно подняться на него по лестнице и заглянуть внутрь емкости через люк — оператор бетононасоса дает водителю автомиксера команду подавать бетон и, после поступления одного кубометра в бункер, запускает агрегат.

Проверка качества бетона в цилиндре автомиксера состоит из оценки, достаточно ли воды содержит смесь — она должна полностью смазать бетононасос, это важно! Если в бетоне недостаточно воды — попадая в бункер, она покрывается трещинами и разваливается на куски — нужно добавить воды в таком количестве, чтобы она покрыла (как минимум!) верхние раструбы цилиндров. Оператор должен согласовать ритм подачи бетона с водителем — заполнив бункер полностью, нужно остановить подачу бетона из автомиксера, дожидаясь, пока бункер не опустеет наполовину и лишь после продолжить ввод бетона в него. Цель — добиться смешения новой порции бетона с промешанной в бункере бетононасоса. После наращиваем скорость выдачи бетона и не снижаем ее до выхода смеси на участке бетонирования (сообщат рабочие по рации). С этого момента подача бетона ведется в штатном порядке.

Гидравлический прицепной бетононасос
Гидравлический прицепной бетононасос

Во время работы бетононасоса оператор должен внимательно отслеживать показания датчика давления в гидравлике — после стабилизации подачи, показания датчика следует считать нормальными и запомнить их. Нарастание давления при внешне нормальном состоянии смеси сообщит о ее сползании — нужно добавить в бункер воду, не останавливая насос. При необходимости остановки/запуск бетононасоса в течение рабочего дня, следует понижать подачу для уменьшения стартового гидравлического удара в системе — как только насос войдет в нормальный ритм, скорость подачи можно увеличить.

Промывка поршневого бетононасоса и бетоновода

Для очистки системы от остатков бетона понадобится: теплая вода (200 л на несколько циклов очистки); воздушный компрессор; промывочное звено, рассчитанное на подачу воды или сжатого воздуха (под давлением не более 10 бар); промывочные шары и пыжи в виде цилиндра. Последние выполнены из губчатого материала под диаметр бетоновода (цена промывочных шаров и пыжей зависит от их диаметра, в среднем 450 руб. — шар и 750 руб. — пыж).

Прочистку бетоновода нужно проводить сразу по завершении подачи последней партии бетона, подготовив все необходимое для этого до опорожнения последнего автомиксера. Важно постоянно поддерживать связь с оператором на площадке бетонирования — он должен сообщить, когда останется залить лишь объем смеси, содержащийся в системе на данный момент. После такого сигнала нужно прекратить подачу бетона и залить в бункер бетононасоса воду — полученная в результате жидкая смесь поддерживается в бункере на как можно меньшем уровне, но не настолько, чтобы в цилиндры поршней попал воздух (поступление воздуха приведет к проблеме — он расслоит смесь).

Завершив заливку, оператор участка бетонирования дает сигнал оператору бетононасоса — тот переключает работу бетононасоса на реверс (обратный режим) для уменьшения количества смеси в той части бетоновода, что расположена ближе к участку работ и для понижения давления в бетоноводе. Затем бетоновод отсоединяется от насоса и наращивается дополнительными секциями для достижения участка, предназначенного для сброса содержимого бетоновода (их нужно подготовить и собрать до нужной длины заранее). Обязательно следует надеть на концевую трубу, подводящую бетоновод к участку сброса, насадку-уловитель промывочного шара — он может вылететь на приличной скорости. Оператор участка бетонирования снимает раздаточный шланг со своего конца бетоновода и устанавливает вместо последнего колена насадку для продувки, предварительно вставив в бетоновод обильно смоченной водой промывочный шар (лучше скомбинировать — сначала ввести шар, а за ним пыж). Запуск сжатого воздуха оператором участка бетонирования и перевод пальцев игольчатого клапана в положение «открыто» нужно выполнить как можно одновременно — движение промывочного шара по бетоноводу не должно прекратиться ни на минуту. Операцию по промывке лучше провести дважды — в бетоновод нужно повторно подать воду через бетононасос, переключив игольчатый клапан в положение «закрыто».

Бункер бетононасоса промывается и чистится с подставкой под выходное отверстие сливного лотка. Особенно удобно, если данная модель оснащена собственным водяным насосом со шлангом и емкостью для воды, прогреваемой горячими газами выхлопной трубы — легче выполнить промывку и удаление остатков бетонной смеси, т.к. не нужно думать, где взять горячую воду.

Куда сбрасывать остатки бетона после промывки системы? Просто на землю сбросить нельзя — это серьезно повредит почве, ведь полужидкий материал разольется по стройплощадке. Вариантов два: сбор остатков промывки в ящик; сброс в бункер предпоследнего автомиксера, предварительно согласовав эту операцию с поставщиком бетона. В первом варианте нужно собрать из досок квадратный ящик-опалубку (высота 2 000 мм, глубина 500 мм), выстелив его пвх-пленкой толщиной 200 мкм — после промывки его содержимое можно будет переместить для утилизации. Второй вариант: завести шланг сброса от бетоновода в бункер автомиксера, запустить его в направлении «загрузки» и закрепив цепью (иначе он выскочит и все забрызгает), затем начать процесс промывки, описанный выше.

Аренда бетононасоса — критерии выбора

Если потребность в бетононасосе возникает лишь периодически — нет смысла приобретать сей дорогостоящий агрегат и тратить время на поиск опытного оператора, нанимаемого на короткий срок. Выгоднее арендовать, причем не только сам механизм, но и услуги его оператора — он лучше других знает индивидуальные особенности данного бетононасоса. Учтите, что все эксплуатационные расходы во время срока аренды придется нести вам, как арендатору — внимательно изучите перечень дополнительных расходов и требований, предъявляемых арендодателем!

Из чего исходить при выборе поставщика? Определяющими здесь будут ваши потребности:

  1. Дистанция, на которую будет транспортироваться смесь бетона. Определение дистанции транспортировки важно не только для автобетононасосов с ограниченной длиной стрелы, но и для стационарных бетононасосов — исходя из нее определяется мощность самого агрегата, ведь при ее недостаточности доставка смеси на большие дистанции будет невозможна, что называется, физически. Кроме того, для стационарных бетононасосов понадобится бетоновод определенной длины, задать которую следует арендодателям.
  2. Общий объем бетонных работ. При объемах работ до 1500 м3 достаточен бетононасос, способный подать 10 м3/ч, при 4 000 м3 — 20 м3/ч, при 10 000 м3 и выше — от 40 м3/ч. Тут важно подойти с позиции выгоды — чем больше мощность бетононасоса, тем выше его арендная плата.
  3. Предпочтительный тип двигателя (электродвигатель или дизель). Тип двигателя — эксплуатационные расходы, разумеется, понесет арендатор и ему выгодно определить наилучший источник энергии, если есть такой выбор.
  4. Тип привода (механический или гидравлический). Привод — если вы внимательно ознакомились с материалом, изложенным выше, то знаете, что мощность бетононасосов с гидравлическим приводом выше, чем у механических. Поэтому арендовать насос с гидравлическим приводом выгоднее — он более производителен.
  5. Срок, в течение которого данный бетононасос эксплуатируется. Тут просто — если агрегат ветхий и изношенный, то он будет чаще ломаться, чем исправно работать. А это невыгодно!

Что еще нужно знать? Выгоднее выбрать ту модель бетононасоса, которая способна самостоятельно промешивать смесь в бункере (виброрешетки может быть недостаточно!) — дорожное покрытие, по которому на строительную площадку следуют автомиксеры, вряд ли отличается высоким качеством — смесь в бункере автомиксера расслоится в той или иной степени, что повлияет как на работу бетононасоса, так и на качество уложенной смеси на участке работ.

В рабочую 8-ми часовую смену арендованного бетононасоса входит примерно час, необходимый на прокачку пусковой смеси и промывку системы после работы — т.е. фактическое время работы, в течение которого насос будет исправно качать смесь, равно 7 часам. Если позволяет удаленность участка работ и планировка строительной площадки, то удобнее арендовать автобетононасос — его не придется перемещать спецтранспортом, к нему не требуется арендовать бетоновод (средняя стоимость аренды 3-х м секции — 350 руб. за смену) и не нужно его собирать/разбирать (на это уйдет от 4-х до 8-ми часов).

Средняя стоимость аренды автобетононасоса — 19 000 руб. за 8-ми часовую смену (длина стрелы — 32 м, производительность — 90 м3/ч), стационарного бетононасоса (производительность — 180 м3/ч) — 15 000 руб. за смену. Но — если предполагается большой объем работ с использованием бетонораспределительных стрел, то лучшим вариантом будет стационарный бетононасос высокой мощности, способный подать смесь на несколько участков работ одновременно. Перед принятием окончательного решения взвесьте все «за» и «против» — не торопитесь!

© Абдюжанов Рустам, специально для рмнт.ру

08.06.11

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог