Всё о бензиновых триммерах

image

Что лучше – ручная коса-литовка или мотокоса-триммер?

Задаться вопросом, вынесенным в заголовок, меня заставил случай, произошедший со мною. На первый взгляд – ответ очевиден, естественно мотокоса по всем статьям – лучше, но это мне, например, понятно сейчас. А десять лет назад, в далёком 1998 году, когда этот вопрос впервые встал передо мной, ответ на него был совершенно неизвестен, потому как тогда этот вид инструмента – мотокосы, попадали в Россию единичными экземплярами, и никто ничего про них сказать не мог.

Есть у меня дачка – не дачка, огород – не огород. В общем, кусок земли, где я отдыхаю, 10 соток с избушкой. По причине отсутствия особого желания в земле усердно копошиться, выращивая натурпродукт, растёт на этих десяти сотках в основном – трава, ну и редкие кустики, да пару клумб с цветочками жена разбивает. Для придания участку благородного вида, косил я эту траву несколько лет инструментом старинной конструкции и привычным в обращении – косой-литовкой, пару часов в неделю помахать литовкой – это не работа, а сплошное удовольствие.

Но случилась у меня неприятность – сильно травмировал ногу, и целое лето участок был некошеным. Приезжаю на следующее лето – боже мой, трава – выше головы. Беру косу-литовку, начинаю косить. А не тут то было. Новая трава – вперемежку с высохшей старой, да ещё весь участок порос мелким однолетним тальником. В общем, после трёх взмахов косу править пришлось, а после десятка – треснула старая рукоять. Не удовольствие, а грубая работа получилась. Плюнул, бросил такую косьбу, и вечерком домой подался. А на другой день пошёл в хозяйственный магазин новую косу купить. И там увидел совершенно незнакомого вида инструмент, одиноко стоящий у стены, на ценнике которого было написано незнакомое слово «Триммер», а под ним мелко – «бензокоса». Конечно же, я очень заинтересовался, внимательно разглядел устройство, а потом расспросил продавца, который и рассказал всё, что мог, об этом агрегате. Так вот я впервые узнал о существовании бензокосы, устройства, позволяющего легко косить траву и заменяющую ручной инструмент для косьбы, изобретённый в глубокой древности и многие века остававшийся неизменным – косу-литовку.

Устройство бензокосы

Устройство бензокосы оказалось очень простым.

Обычный бензиновый двигатель внутреннего сгорания, примерно такой же, как и в бензопиле, но вместо шины бензопилы к редуктору двигателя прикреплена длинная трубчатая штанга, внутри которой проходит вал, передающий вращающий момент от двигателя на рабочий инструмент, крепящийся на конце этого вала. Вся эта конструкция подвешивается на ремне, перекинутом через плечо, благодаря чему её не надо держать на весу руками, что очень важно при чувствительном весе бензопилы – примерно 5 килограммов. К штанге прикреплена рукоять, с помощью которой можно удобно перемещать конец штанги с закреплённым на нём инструментом вдоль поверхности земли. Со стороны, обращённой к ногам человека, инструмент ограждён лёгким защитным щитком – кожухом, чтобы случайно не задеть его при работе.

image

Ну и про сам инструмент. Это было очень ново для меня – траву косили леской! То есть инструмент представляет собой круглый барабан, с двух сторон которого из отверстий примерно на 15 сантиметров выходит толстая нейлоновая леска. При раскрутке барабана с высокой скоростью леска под действием центробежной силы вытягивается струной и, ударяя по травинке, легко её перерубает. Так как леска нейлоновая, то есть - пластмассовая, она довольно быстро изнашивается, поэтому есть возможность прямо на ходу её удлинять, разматывая с катушки, расположенной внутри барабана.

Продавец называл бензокосу по иностранному – «триммер». Впоследствии я поинтересовался происхождением этого слова, обратившись к «первоисточнику» - англо-русскому словарю. Английский глагол «to trim», от которого и происходит слово «trimmer», на русский язык переводится как «подрезать, подстригать, подравнивать». Значит слово «триммер» буквально переводится как «подрезатель», «подстригатель», «подравниватель». А так как в русском языке есть слова «косить» и «коса», то и инструмент этот можно называть мотокоса или, по аналогии с бензопилой - бензокоса.

Соответственно рабочий инструмент, крепящийся к штанге бензокосы – триммера называется триммерной головкой.

То, что триммерные головки бывают разные, я узнал тут же, в магазине. Продавец, услыхав о моих затруднениях с косьбой, сказал, что в комплекте бензокоса есть триммерная головка с ножом, которой по плечу косьба сухой травы и мелкого кустарника. Замена головки с леской на головку с ножом заняла 10 минут вместе с поисками куда-то потерявшегося ключа. В общем, из магазина я вышел счастливым обладателем нового инструмента - бензокосы фирмы RUOBY. Сейчас триммеры этой фирмы у нас найти практически невозможно, а вот тогда – 10 лет назад, в магазине это оказалась единственная модель.

В следующий выходной, поутру, я приступил к практическим испытаниям нового приобретения. Приготовил бензосмесь с маслом, как для бензопилы, и залил её в бензобак. Надев перевязь, я сначала примерился и отрегулировал высоту подвеса бензопилы, соответственно моему росту. Поводил концом штанги с ножом над землёй, движения не требуют никаких значительных усилий. Дёргаю за ручку пускателя, аналогичного пускателю давно знакомого инструмента – бензопилы, мотор заводится. Звук довольно громкий, как у всех двухтактных двигателей, да ещё и расположен мотор высоко, но это неудобство и потерпеть можно. И приступаю к косьбе. Ощущение – замечательное, близкое к восторгу. Трава послушно ложится, срезаемая быстро вращающимся двухлепестковым ножом, по форме напоминающим пропеллер самолёта.

Если косьба ручной косой – тяжёлый труд, требующий большого усилия для «протаскивания» косы при срезании травы, особенно густой и высокой, то здесь – практически никакого усилия прикладывать не надо. Мототриммер косит сам, тебе остаётся только направлять его в гущу травы. Для триммерной головки с ножом оказалась по силам и старая высохшая трава, и молодые побеги тальника, и толстые стволы медвежьей дудки. В общем, через пару часов работы весь мой участок, заросший дикой травой, был аккуратно выкошен и стал напоминать английский газон, а не поляну в тайге. Косьба этого участка ручной косой у меня занимала дня три – четыре, даже притом, что так сильно зарастать я ему раньше не позволял.

С тех пор я буквально влюбился в этот замечательный инструмент, как его не назови – бензокоса, мототриммер или же просто – триммер. Прослужила мне эта бензокоса четыре года, и после того, как у неё прогорел глушитель, а звук мотора стал сосем невыносимым, я купил себе новый триммер. Выбор в 2002 году был уже гораздо больше, и мне удалось купить совсем новую на тот момент модель MTD 890. Двигатель у этого триммера четырёхтактный и шумит гораздо меньше, чем двухтактные двигатели большинства бензокос, что собственно и послужило главным аргументом при покупке – к шуму предыдущего триммера мне привыкнуть так и не удалось, я даже купил наушники для работы с ним. Этот триммер работает у меня на даче до сих пор, а в магазинах можно купить его младших братьев – новые модели, сменившие старую.

А вопрос о том, что лучше – ручная коса-литовка, или же бензокоса – триммер для меня больше не существует. Ответ на него теперь совершенно тривиален – ну конечно же бензокоса.

История газонокосилок

Познакомившись, купив и регулярно пользуясь замечательным инструментом - бензокосой – триммером, я заинтересовался историей газонокошения с помощью механических инструментов. За рубежом парковые газоны и лужайки с короткой, ухоженной травой известны с 17 века. Но наслаждаться красотой газонов раньше могли только аристократы, так как содержание газона требовало очень много человеческих сил и времени. Поэтому газоны были довольно редки, а с травой на них боролись самыми разными способами - пасли домашних животных, косили косой, серпом или срезали ножницами.

Первый патент на так называемую "машину для подстригания травы" 31 августа 1830 года получил англичанин Эдвин Бадинг, это и был прообраз современной газонокосилки.

Конструкцию Бадинг подсмотрел на ткацкой фабрике, где работал бригадиром. Там применялось приспособление для однородной стрижки ворса ковров, представляющее собой вращающийся цилиндр с ножами, стационарно закрепленный на станине. Бадинг понял, что такая конструкция, установленная на колеса, может быть использована для стрижки травы. Вместе с инженером Джоном Ферраби он сделал первую газонокосилку и начал ее массовое производство. Все первые газонокосилки были сделаны из чугуна, а цилиндр с ножами с помощью шестерен приводился во вращение от задних колёс, крутящихся при передвижении газонокосилки. Косилку с помощью ручек, аналогичных ручкам тачки, толкал по газону косильщик. Использовали и запряженных в такие косилки осликов и лошадей. Впоследствии вариантов конструкций механики газонокосилок было придумано довольно много, но все они приводились в действие с помощью мускульной силы людей или животных.

Бадинг и Ферраби продавали лицензию на производство своей косилки всем желающим. Компания из английского города Ипсвич «Ransomes» начала производство газонокосилок в 1832 году и стала самой успешной. «Ransomes» осталась единственной существующей с тех давних пор компанией, которая и сегодня является известнейшим производителем садовой техники.

В 1890-х годах появились газонокосилки, работающие на паровом или бензиновом двигателе. Сначала газонокосилки с паровым двигателем пользовались большей популярностью, однако вскоре стало понятно, что на то, чтобы раскочегарить газонокосилку на паровом двигателе уходит намного больше времени, чем на саму стрижку газона и к 1900 году бензиновый двигатель победил.

В 1902 году компания «Ransomes», которая уже носила имя «Ransomes, Sims and Jefferies», начала производство газонокосилок с бензиновым двигателем и до первой мировой войны лидировала на рынке садовой техники.

После первой мировой войны произошел всплеск производства газонокосилок. Технологии шагнули вперед, компании нуждались в новых рынках сбыта, потребители переезжали в новые загородные дома, неотъемлемым дополнением к которым был небольшой садик.

Самой успешной компанией, появившейся в то время, стала британская компания «Atco». Бензиновые газонокосилки «Atco», запущенные в производство в 1921 году, имели бешеный успех. В те же двадцатые - тридцатые годы многие производители пытались делать электрические газонокосилки, однако потребность в них настала много позже.

В пятидесятые годы прогресс сделал громадный шаг вперед, газонокосилки стали недорогими и очень надежными. А в шестидесятые годы, после начала применения в производстве пластмасс, газонокосилки стали еще дешевле, и стали непременной принадлежностью почти любого английского и американского дома, имеющего лужайку.

Первый садовый триммер изобрел в 1972 году бизнесмен Джордж Боллас из Хьюстона.

Он довольно долго ломал голову над тем, как постричь траву вокруг деревьев и кустарников, не повреждая их. Идея пришла ему в голову, когда он мыл машину в автомойке. Ему очень понравилось, что валики с нейлоновой щетиной, которые моют машину, не оставляют царапин на лаковом покрытии автомобиля. Вернувшись домой, он немедленно поставил эксперимент. Взяв пустую жестянку из-под кукурузы, Боллас проделал в ней отверстия и закрепил в них короткие отрезки толстой рыболовной лески. Затем он привинтил это приспособление к ротору своего садового мотокультиватора и за несколько секунд аккуратно, без малейшего ущерба деревьям, подстриг траву. Очень быстро изобретение было оценено производителями, и начался его массовый выпуск, сперва как дополнительного инструмента для существующих газонокосилок. Вскоре новый инструмент принял современный вид – небольшой бензиновый или электрический мотор с длинной штангой, на конце которой и закреплён вращающийся барабан с лесками.

Боллас назвал своё изобретение «Weed Eater» - «уничтожитель сорняков», но название не привилось, и теперь устройства для косьбы с помощью вращающейся лески повсеместно называют триммерами.

Бензокоса–триммер – незаменимый помощник

Современный триммер может стать помощником при выполнении множества самых разнообразных работ, производимых и на дачном участке, и на огороде, и в приусадебном хозяйстве. Из устройства, предназначенного для одной цели – косьбы, он, благодаря разнообразным сменным головкам, превратился в многофункциональный агрегат, которому по плечу обрезка деревьев и кустарников, формирование крон живых изгородей, культивирование почвы, уборка снега. И для основной работы – кошения травы, придумали и выпускают множество триммерных головок и ножей. Число режущих лесок в триммерной головке может быть от одной до двенадцати. Леска может выпускаться на замену износившейся вручную, полуавтоматически и автоматически. Она может быть намотана в барабане на одну или две катушки. Триммерные ножи могут изготавливаться из пластика и из стали и иметь самую разнообразную форму.

Двигатель у триммера может быть не только бензиновый, но и электрический. Триммеры с электродвигателем не получили столь широкое распространение, как бензиновые. Причина понятна – во-первых, электрический триммер привязан шнуром питания к электросети, сильно проигрывая бензиновому триммеру в мобильности. Во-вторых – велика опасность поражения электротоком, электрическим триммером нельзя работать в дождь и на мокрой после дождя или от росы траве. В-третьих, бензиновые триммеры – мощнее. То есть электротриммер применим только для небольших газонов, расположенных рядом с домом.

Прежде, чем покупать бензокосу, вам надо определиться, какую основную работу придётся ей делать. Если вы собираетесь заготавливать сено для домашних животных, или ваш газон имеет размеры футбольного поля и порос сорной травой и кустарником - вам однозначно нужен профессиональный бензиновый триммер. А для периодической стрижки небольшого газона и косметического ухода за декоративными кустами можно приобрести полупрофессиональную или же любительскую (бытовую) модель бензокосы.

Режущую головку выбирают исходя из того, что растёт на обрабатываемой территории - если на обрабатываемой территории много фруктовых деревьев, камней, кустарника, вам нужна триммерная головка с режущей леской, чтобы не повредить деревья и не сломать ножи. А если деревья и камни отсутствуют, применяется пластмассовый или металлический нож - фреза. Форма ножа тоже выбирается в зависимости от того, будет резаться только трава или трава с кустарником.

Выбор - двухтактный или четырёхтактный двигатель – дело вкуса, мощность двигателей, разработанных для применения на бензокосилках, примерно одинакова. Двухтактный двигатель сильнее шумит и у него незначительно больше вибрация. Четырёхтактный двигатель – дороже, но мне нравится больше, в основном из-за меньшего шума и вибрации.

Множество дополнительных приспособлений облегчают работу с бензокосой. Можно приобрести различные перевязи для подвески бензокоса, ручки разной формы для установки на штангу, наколенники и защитные щитки.

Ну и, конечно же, можно приобрести самые разнообразные триммерные головки.

Выбор триммера

Выбор бензокос в магазинах по продаже инструмента и садового инвентаря сейчас – широчайший. Перечень фирм, выпускающих эти устройства довольно велик. Это и Alpina, и SunGarden, и Homelite, и Husgvarna, и Makita, и McCULLOCH, и SOLO, и Stiga, и Hitachi, и любимая мною MTD, и многие другие. Все эти фирмы выпускают широкий спектр бензокос - от бытовых до профессиональных. Разница очевидна – бытовая бензокоса предназначена для эпизодической работы на приусадебной лужайке, пару часов в неделю, а профессиональным инструментом работают по несколько часов каждый день. Соответственно различны и мощность двигателя, и надёжность, и комплектность и конструкция триммерных головок. Скажем, если в бытовой бензокосе вполне можно обойтись триммерной головкой с ручной подачей лески, то в профессиональной полуавтоматическая или автоматическая подача лески становится насущной необходимостью.

Все современные бензокосы имеют устройства для уменьшения вибрации двигателя. Практически все имеют лёгкий запуск двигателя, то есть заводятся «с полпинка».

Многие модели в базовом комплекте имеют несколько триммерных головок для различных условий косьбы, но даже если головка в комплекте – одна, то в дополнение можно купить и другую. Следует только обратить внимание на описание бензокосы – у некоторых моделей возможность замены головок заложена в конструкции и не требует никаких дополнительных устройств, а у некоторых замена головки с леской на головку с ножом требует применения специального переходника.

В большинстве современных триммеров применены двухтактные двигатели внутреннего сгорания, мощностью от 1 л.с. у бытовых моделей до 3-4 л.с. у профессиональных. Иногда применяют и четырёхтактные двигатели.

Конструкция всех современных триммеров практически одинакова, хотя встречаются и очень оригинальные модели – например бензиновый триммер SOLO 155, двигатель которого одевается как рюкзак, а вращающий момент к штанге с триммерной головкой передаётся с помощью гибкого вала.

Типичный представитель бытового триммера – бензотриммер MTD TB 10 CS. Двухтактный двигатель с облегченным запуском мощностью 1 л.с., система для быстрой смены многофункциональных насадок без применения инструмента, делают его незаменимым помощником в саду.

А для работников, занимающихся уходом за городскими газонами, можно порекомендовать бензиновый триммер ALPINA Star 55 DP с двигателем мощностью 2,85 л.с., комплектуемого сменными триммерными головками - с полуавтоматическим выпуском лески и с металлическим ножом – фрезой, позволяющим срезать кустарник.

В общем, выбрать – есть из чего.

11.09.08

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог