Большой театр: история одной реконструкции

Какие ассоциации вызывает слово «большой» у обычного жителя нашей страны? Словосочетание можно даже не продолжать — Большой уже давно стал именем нарицательным главного театра России, расположенного на Театральной площади в центре столицы.

Большой театр
Mihály Zichy. Auditorium of the Bolshoi Theatre. 1856

Место, которое обязательно старались посетить гости столицы, настоящая Мекка театралов не только из России, но и других стран, символ Москвы, здание с интереснейшей историей, своими собственными традициями и атмосферой — все это Государственный академический театр оперы и балета.


Отреставрированный зал Большого театра

Как известно, 28 октября состоялось торжественное открытие театра после шести лет проведения работ по реконструкции этого величественного сооружения. Масштабы мероприятия потрясли всех, билеты на торжество стоили баснословных денег, а между тем свободного места в зале было не отыскать. Впрочем, распределением билетов на церемонию занимались лично представители Администрации президента, и вход туда обычным гражданам был заказан. Зато знаменитости и высокие чиновники заполнили ложи Большого театра практически полностью. Кроме того, миллионы пользователей интернета смогли увидеть церемонию открытия он-лайн.


Церемония открытия Большого — 28 октября

Церемония уже была названа самым значимым событием в культурной жизни нашей страны за последние 20 лет и вызвала большой резонанс во всем мире.

Порадовавшись такому счастливому завершению довольно печальной истории, хотелось бы вспомнить все, что предшествовало торжественному открытию Большого театра.

Предыстория

Прежде чем приступать к рассказу о современной истории главного театра нашей страны, главным событием которой стали длительная реконструкция и торжественное открытие, хотелось бы упомянуть о самых значительных вехах истории Большого театра, чтобы понять — насколько значимым и символичным является это здание для Москвы и России.

Днем открытия Большого, тогда еще частного театра, считается 28 марта 1776 года, когда Екатерина Вторая подписала указ, согласно которому князь Петр Урусов получал привилегии сроком на десять лет на содержание спектаклей, балов, маскарадов и прочих увеселений. Самого здания театра тогда еще не было, а драматическая и оперная труппы являлись единым целым. Состав театра был самым разным — от талантливых крепостных крестьян до приглашенных известных зарубежных артистов.

В 1780 году для московского театра было возведено здание на Неглинке, сооружение в будущем получило название Старый Петровский театр и служило местом выступлений труппы Урусова, который разделил бремя руководства с Майклом Медоксом, «обрусевшим» англичанином, эквилибристом и механиком, выступавшим с различными лекциями и механическими «чудесами».


Старый Петровский театр

Уже в 1805 году Старый Петровский театр сгорел, и московская труппа была вынуждена выступать на различных частных сценах. Кстати, руководил ей в то время уже князь Волконский, отчитывавшийся в своих действиях перед Опекунским советом. С 1808 года зданием приютившим труппу стал Арбатский театр, так же, к сожалению, сгоревший во время пожара в столице в 1812 году.

В 1819 году был объявлен конкурс на строительство нового здания для московского императорского театра, победителем в котором стал Андрей Михайлов, профессор Академии художеств. Впрочем, его проект был признан слишком дорогостоящим, и архитектору Осипу Бове было дано указание исправить проект, что он и сделал, внеся некоторые улучшения и изменения.

Строительство, начатое в 1820 году, продолжалось пять лет, и уже в 1825 году Большой Петровский театр распахнул двери перед зрителями. Здание по тем временам считалось действительно очень большим — зал вмещал более двух тысяч человек, были созданы все удобства и для артистов и для зрителей, а богатое убранство поражало воображение гостей театра.


Большой Петровский театр на Театральной площади

И вновь Большой Петровский театр постигла участь предшественников — в 1853 году здание выгорело практически полностью и нуждалось в полной реконструкции.


Пожар в Большом Петровском театре, 1853 год

Победителем нового конкурса, объявленного властями для выбора проекта восстановления здания, стал Альберт Кавос, профессор Петербургской Академии художеств и главный архитектор императорских театров. Реконструкция продвигалась стремительно — только в 1855 году начались разборки руин сгоревшего здания и уже в августе 1856 года восстановленный театр распахнул свои двери перед публикой. Такая спешка объяснялась просто — необходимо было завершить строительство до коронации императора Александра Второго.

Новое здание имело значительные отличия от предшественника, славилось на весь мир своей великолепной акустикой, богатым убранством, росписями и вниманием к деталям.


Большой императорский театр, 1883 год

Однако построенное на сваях сооружение быстро ветшало, уровень грунтовых вод снизился, и верхняя часть поддерживающих сооружений просто сгнила, что вызвало значительную осадку здания. В 1895 и 1898 годах проводился ремонт фундамента Большого театра, что позволило улучшить состояние здания.

С 1917 года Большой театр получил статус Государственного, именно с его сцены было объявлено о создании СССР, здесь проводились съезды Советов и заседания Коминтерна.


Съезд Советов в Большом театре

Однако необходимость в новой реконструкции снова назревала и в 1921 году после обследования специальной комиссией, признавшей состояние здания неудовлетворительным, были проведены работы по укреплению оснований под кольцевыми стенами зрительного зала, а также восстановлены помещения гардеробов, созданы новые репетиционные здания, перепланированы лестницы и возведены артистические уборные. В 1938 году была произведена капитальная реконструкция сцены.

На 1941 год были запланированы работы по строительству на освободившейся после сноса старых зданий территории за театром (вплоть до Кузнецкого моста) необходимых для деятельности Большого театра помещений, а также работы по обеспечению вентиляции всех помещений и пожарной безопасности здания. Всем этим планам помешало начало Великой Отечественной войны.

Ежегодно в здании проводился косметический ремонт, в 1975 году, к 200-й годовщине театра, были осуществлены некоторые реставрационные работы в Бетховенском и зрительном залах. Однако главные проблемы Большого театра — нехватка внутренних помещений и неустойчивость фундамента — решены так и не были.

Еще в 1987 году постановлением Правительства СССР было принято решение о срочной необходимости полной реконструкции Большого театра. Однако прошло целых 8 лет прежде, чем был заложен первый камень в основание фундамента филиала театра, что позволило бы не прекращать выступления труппы на время проведения реконструкции. И еще 7 лет понадобилось на строительство здания Новой сцены.

Лишь после этого появилась возможность приступить к реконструкции Большого театра.

Реконструкция

2 июля 2005 года Большой театр был закрыт на реконструкцию. На тот момент износ здания составлял от 50 до 70%, сооружение нуждалось в капитальном ремонте и укреплении фундамента.

Первоначально рассматривались различные варианты восстановления здания: от обычного капитального ремонта до полной реконструкции Большого театра. В результате остановились на проекте, который был одобрен самой труппой театра, деятелями культуры, а также архитекторами и властями.

Данный проект предусматривал проведение кардинальной реконструкции сценической части с углублением подземного пространства, а также научную реставрацию зрительской части театра. Внешний облик здания — памятника архитектуры и истории — необходимо было сохранить в первозданном виде.

Планировалось, что на реконструкцию театра будет потрачено порядка 19 миллиардов рублей, однако в итоге реконструкция стала самой дорогостоящей в мире — только по официальным данным за 6 лет проведения ремонтных и восстановительных работ было потрачено свыше 700 миллионов долларов (по неподтвержденным неофициальным — в 2 раза больше).

Для сравнения: завершившаяся несколько лет назад реконструкция Миланской «Ла Скала» обошлась итальянскому правительству и инвесторам всего в 72 миллиона долларов, реконструкция королевской оперы в Лондоне — «Ковент Гаден» — в 350 миллионов, а на уникальную по своему исполнению реконструкцию Московского Кремля было потрачено 312 миллионов долларов.


Реконструкция Большого театра

Первый скандал вокруг реконструкции Большого театра возник уже в декабре 2005 года, когда Михаил Швыдкой, занимавший тогда пост главы Роскультуры, заявил, что на проведение ремонтных работ в ГАБТе потребуется не менее 1 миллиарда долларов. В результате разразившегося скандала запросы Агентства по культуре и кинематографии России уменьшились до 600 миллионов долларов. Такие «аппетиты», например, прокомментировал американец Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям, заявивший, что на такие средства он мог бы построить 3 театра в Москве. Завышенным бюджет реконструкции назвали и независимые эксперты, а также специалисты Министерства экономического развития.

Как бы то ни было, подготовка к реконструкции началась. Как сказано на официальном сайте Большого театра, первые четыре года реализации проекта «происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов». То есть, фактически, до 2009 года, до того момента, как ходом проведения реконструкции главного театра России заинтересовался и взял под контроль лично президент Дмитрий Медведев, в здании не происходило практически ничего! Да, была снята штукатурка со стен и вбито 2 тысячи свай, которые стали временным фундаментом Большого театра, однако за 4 года планировалось полностью завершить реставрационные работы, а к ним строители даже не приступали.

Только осенью 2009 года, после создания специальной межведомственной группы, которая взяла под контроль ход реставрации и реконструкции главной сцены нашей страны, после многочисленных подготовительных работ огромное, сильно изношенное здание ГАБТ было наконец-то перенесено с временных опор на постоянный, новый фундамент, и в помещениях театра началась масштабная реставрация.


Внутренние работы по реконструкции Большого театра

Тогда же, в сентябре 2009 года Следственный Комитет при Прокуратуре Российской Федерации объявил, что начато расследование причин, по которым сумма реконструкции Государственного академического театра оперы и балета увеличилась в 16 раз — до 700 миллионов долларов. Факты нарушений и растрат были выявлены в ходе проверки, осуществленной Счетной палатой в федеральном государственном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

Так, было установлено, что еще в августе 2003 года между дирекцией и неким закрытым акционерным обществом «Курортпроект» был заключен контракт на создание проекта второй очереди реконструкции и реставрации комплекса зданий Большого театра России на общую сумму 98,048 миллиона рублей.

Затем, после заключения дополнительных соглашений к данному контракту, эта сумма составила порядка 164,329 миллиона рублей. Проверка Счетной палаты показала: средства перечислялись за одну и ту же выполненную работу. Всего в течение 6 лет деньги в ЗАО «Курортпроект» поступили 3 раза!

В результате только сам проект реконструкции Большого обошелся государству (то есть налогоплательщикам) в 500 миллионов рублей.

Кстати, по первоначальному замыслу, театр должны были отремонтировать уже к 2008 году. Впрочем, сроки окончания работ по реконструкции постоянно переносились. Занимавший в то время пост мэра Москвы Юрий Лужков неоднократно высказывал недовольство по поводу хода работ и требовал от подрядчика — ЗАО «СУИпроект» — ускорить темпы. Интересно, что еще в феврале 2006 года Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета театра, выразив недоверие по поводу заявленной стоимости реконструкции.

В конце лета 2009 года Счетная палата также проверила работу строителей и выявила, что сумма, потраченная на реконструкцию, уже в 16 раз превышает первоначально запланированную.

Александр Авдеев, занимавший пост Министра культуры, тогда отметил, что правительство сделало большую ошибку, не взяв на себя контроль над ходом выполнения работ по реконструкции Большого театра, а также назвал утвержденную схему реконструкции «крайне неудачной». А Алексей Клименко, являвшийся в 2009 году членом градостроительного совета при мэрии Москвы, заявил, что в растратах и превышении сметы виновны строители, действовавшие практически бесконтрольно в течение нескольких лет и чиновники, попустительствовавшие такому положению дел.

Покинувший проект реконструкции еще в 2008 году, то есть еще до начала скандала по поводу растрат, архитектор Никита Шангин, подчеркнул, что уходит, так как чиновники не прислушиваются к мнению автора и «уродуют проект в угоду воровству, которое процветает на строительстве Большого театра».

Интересно, что в результате проверки Счетной палаты и расследования Следственного комитета никто так и не был наказан. Да, произошла смена генерального подрядчика, однако конкретные виновники так и не были названы.

Впрочем, очень многие аналитики связывают отставку Юрия Лужкова, «утратившего доверие президента», именно с затянувшейся, скандальной реконструкцией Большого театра, хотя, скорее всего, ситуация с БТ стала всего лишь одной из причин ухода мэра. Снят был с должности и Сергей Круглик, бывший заместитель главы Минрегионов, который таким образом был наказан за политику ценообразования, приведшую к значительному превышению первоначальной стоимости.

Многие участники реконструкции, в частности представители подрядчика, оправдывались тем, что и курс доллара поднялся за эти годы, и строительные материалы подорожали, и состояние здания театра оказалось намного хуже, чем ожидалось, однако все эти вполне объективные причины все же не могут полностью объяснить столь значительное превышение сметы.

С 2009 года реконструкция ГАБТ проводилась гораздо более быстрыми темпами, новым генеральным подрядчиком стала компания «Сумма Капитал», возглавляемая Зиявудином Магомедовым. В реставрации участвовали и другие компании, так, «СУ-155» занималась строительством подземного зала для репетиций.


Большой театр на реконструкции, осень 2009 года

Кстати, в октябре 2009 года Давид Каплан, занимающий пост председателя совета директоров компании «Сумма Капитал», признался, что на строительной площадке Большого театра практически полностью отсутствует необходимая сметная, проектная и разрешительная документация. То есть трижды оплаченный проект ЗАО «Курортпроект» так и не был завершен!

К началу 2010 года на работах по реконструкции ГАБТ было занято более 2,6 тысяч человек, а также 992 реставратора — только площадь поверхностей для золочения всех элементов главного зала театра составила 796 квадратных метров.

В апреле 2010 года были сняты леса и москвичи смогли увидеть обновленный фасад здания, который избавился от «налета коммунистического прошлого» и снова стал императорским театром, таким, как его планировал архитектор Альберт Кавос.


Обновленный фасад ГАБТ, 2010 год

Уже 28 сентября 2011 года специальная комиссия приняла готовое здание театра и началась подготовка к церемонии его торжественного открытия.

Что же получил Большой в результате столь длительной и дорогостоящей реконструкции и реставрации?

Из самых современных новинок стоит отметить компьютеризированную сцену с семью платформами, что позволит быстро менять декорации, создавать объемные, ступенчатые сцены.

За счет строительства шести подземных этажей площадь театра увеличилась в 2 раза — с 40 до 80 тысяч квадратных метров. На новых этажах появилась масса вспомогательных помещений, в том числе и современная студия звукозаписи.


Большой после реконструкции

Была также расширена оркестровая яма, появился новый подземный зал для репетиций и концертов. Помещение, в советские времена носившее название «Бетховенский зал», снова стало «Имперским залом», вернув себе пурпурную и золотую гамму и двухглавых орлов.

Количество мест в зрительном зале уменьшилось до 1700, но кресла, по словам администрации театра, стали намного удобнее.

По словам директора театра Анатолия Иксанова, средства были потрачены не зря — реставраторы обновили буквально каждый листочек в отделке Большого, главная проблема — неустойчивость фундамента, была успешно решена, и здание обрело новую жизнь и получило новые функциональные возможности.

Далеко не все разделяют оптимизм директора театра. Так, солист Большого, Николай Цискаридзе назвал реконструкцию «вандализмом» и отметил, что потолки в репетиционном зале настолько низки, что невозможно поднять балерину. Кроме того, по словам солиста, вместо старинной лепнины появилась пластмасса или папье-маше, приклеенные обычным ПВА и покрашенные золотой краской. «Зритель легко может отломать кусочек на память и унести с собой» — отметил Цискаридзе. Исчезли и бронзовые ручки, на их смену пришло обычное железо, чуть облагороженное все той же золотистой краской. Вместо деревянного пола в коридорах уложен кафель, на котором, по словам танцора, невозможно согреться и легко поскользнуться. А в гримуборных не предусмотрены окна и нормальная вентиляция, а ведь артисты проводят здесь массу времени — сетует Николай Цискаридзе.

Андрей Баталов, генеральный директор музеев Московского Кремля, неоднозначно оценивает перемены, произошедшие с Большим театром. С одной стороны, действительно, многим помещениям был возвращен их первоначальный облик, они стали доступны зрителям, но все же приспособление здания театра под определенные функции было совершено в ущерб историческому облику памятника архитектуры, что может создать опасный прецедент — подчеркивает Баталов.

Так, чтобы освободить место для ввоза крупных декораций, был разрушен портик с колоннами на северной стене театра, который имел историческое и культурное значение. Никита Шангин отмечает, что колоннаду планировалось перенести в один из новых подземных залов, за что ратовало и Министерство культуры и охрана памятников архитектуры. Однако в настоящее время колонны валяются в разобранном виде в неком пионерском лагере — подчеркивает Шангин.

Высказывался против «приспособления памятника истории к современным реалиям» и координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

Все без исключения средства на реконструкцию Большого театра (а это, напомним, более 700 миллионов долларов официально), были выделены из бюджета страны. Уже 2 ноября состоится первая премьера на обновленной сцене ГАБТ — «Руслан и Людмила» Юровского-Чернякова. По последним данным, стоимость билетов на билетных сайтах (на официальном сайте театра билетов просто нет) достигает 9-12 тысяч рублей, то есть 280-380 долларов. Для сравнения, средняя стоимость билетов на представление в Нью-Йоркской «Метрополитен-опера» — 120 долларов. Сколько будет стоить билет в Большой театр на традиционного предновогоднего «Щелкунчика» у перекупщиков — страшно даже представить.

Так что обычные москвичи вряд ли смогут себе позволить часто посещать обновленный, роскошный и сверкающий зрительный зал главного театра страны.

Анна Седых, рмнт.ру

03.11.11

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог