Кризис современной архитектуры

Часто понятие «архитектура» упоминается в связи с внешним обликом здания или в целом по отношению к пейзажу населенного пункта, например, «архитектура город Н. оставляла желать лучшего», однако первоначально слово «архитектура» означало только процесс проектирования и строительства зданий, причем обязательно подразумевало наличие эстетической составляющей.

Кризис современной архитектуры
Stuart Davis. Composition 1863 (Factory by the Sea). 1932

Недооценивать влияние архитектуры на формирование облика городов и поселков планеты, а также воспитание вкуса и даже духовное развитие человечества нельзя ни в коем случае, так как именно творения наших собственных рук — жилые дома, промышленные здания — окружают нас всегда и везде.

Приезжая в незнакомый город мы в первую очередь обращаем внимание именно на его архитектуру и по ней судим о культурном уровне страны в целом, знакомимся с обычаями, традициями и нравами местных жителей. И, согласитесь, намного приятнее любоваться стройными колонами и оригинальными фасадами, чем стандартными, серыми панелями типового микрорайона!

Архитектура — настоящее Искусство, искусство создания строений по законам красоты, формирования привлекательной окружающей среды.

Красивый дом способен поднять настроение и даже улучшить самочувствие, а многие сооружения становятся настоящими символами своей эпохи и главным, часто единственным украшением города.

Между тем, современная архитектура вызывает множество нареканий не только со стороны специалистов, но в первую очередь обычных горожан, сетующих на однообразие застройки, неудобную планировку, стремление максимально упростить или напротив, «выпятить» несуществующие достоинства какого-либо ультрасовременного здания.

В чем же причина возникновения явления, получившего название «кризис современной архитектуры»?

Архитектурные стили — от Древней Греции до 20 века

Прежде чем попытаться выяснить, что же происходит на современном этапе развития архитектуры, стоит коснуться развития основных, наиболее известных стилей прошлых веков, ведь именно на их основе, под их влиянием происходит (или, по крайней мере, должно происходить) формирование сегодняшнего городского пейзажа.

Античная архитектура — возникла в 1 тысячелетии до н.э., отличалась точными, четкими, симметричными формами, самые распространенные приемы — ордер и колонны. 

Парфенон, Акрополь, Афины
Парфенон, Акрополь, Афины

Романский стиль — лаконичный, привязанный к окружающей среде, получил широкое распространение в Европе X-XII веков.

Капелла кающихся грешников в Болье-сюр-Дордонь
Капелла кающихся грешников в Болье-сюр-Дордонь

Готический стиль — развивался с XIII по XVI века, характеризуется, как «Устрашающе величественный».

Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери
Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери

Архитектура Возрождения — период с XV по XVII века, появились «именные» стили знаменитых мастеров, многое взяла из античности.

Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра в Риме

Барокко — «причудливый, странный», отличался большим количество деталей, декоративностью и игрой форм и контрастов.

Королевский дворец в Мадриде
Королевский дворец в Мадриде

Говоря о стиле барокко нельзя не упомянуть и о его влияние на облик Москвы и Петербурга, выделяют такие направления, как «русское узорочье» — несколько адаптированная к традициям русского зодчества европейская вычурность фасадов, «петровское барокко» — одобренный Петром Первым стиль застройки Северной столицы, а также «зрелое русское барокко» времен правления Елизаветы.

Кунсткамера, Санкт-Петербург
Кунсткамера, Санкт-Петербург

Рококо — его основные характеристики: кокетливые капители, балюстрады и балясины, практически полное отсутствие прямых линий, получил название «вычурный барокко».

Амалиенбург под Мюнхеном
Амалиенбург под Мюнхеном

Классицизм — возвращение к истокам — античной, строгой и сдержанной архитектуре, возникшее, как альтернатива слишком экстравагантным барокко и рококо. Основателем этого стиля стал венецианский мастер Палладио, классицизм стал популярен во всем мире и оставался главенствующим направлением в архитектуре вплоть до начала XIX века.

Большой театр, Москва
Большой театр, Москва

Классицизм получил свое развитие в таких направлениях, как ампир — имперский стиль, второе рождение пережил в 30-е годы в Советском союзе, где получил название «сталинский классицизм». Именно в этом стиле были выстроены «сталинские высотки», украшающие московский пейзаж и по сей день.

В принципе, сталинский классицизм можно назвать последним, появившимся именно в России стилем архитектуры. После наши города «переживут» нашествие «хрущевок», «брежневок» и современные заимствования из западных архитектурных направлений.

Дом на Кудринской площади, строительство началось в 1948 году
Дом на Кудринской площади, строительство началось в 1948 году

Эклектика — смешение стилей, популярное в середине и конце XIX века.

Дом Севастьянова
Дом Севастьянова или Дом профсоюзов в Екатеринбурге, смешение классицизма и итальянской неоготики

Модерн — в этом стиле нашли свое применение материалы, ранее в архитектуре не использовавшиеся — металл и стекло, строители начали применять бетон. Для этого стиля, часто называемого ар-нуво, характерен отказ от прямых линий, возвращение к естественным, природным формам. Влияние модерна заметно в формировании облика и Санкт-Петербурга и Москвы. В этом стиле построены, например, Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» в Москве.

Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге
Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге, 1904 год

Современные архитектурные направления

Уже в модерне, название которого так и переводится, как «новый», «современный», проявились черты, ставшие типичными для настоящего времени — упрощение форм, рациональный, функциональный подход к внутренней планировке здания, использование только современных материалов, так называемая «борьба с излишествами».

Все последующие стили архитектуры, распространившиеся в 20 веке, продолжили традиции этого уклона в рационализм, максимально эффективное использование пространства и отказ от декоративности и украшений в пользу целесообразности. Причем, зачастую даже безопасность зданий считалась излишеством — зачем строить что-то надежное, если можно сэкономить и сделать стены тоньше, а потолок — ниже?

Объективно оценить достоинства и недостатки современных стилей, вероятно, смогут только наши потомки, которым придется знакомиться с наследием, как и нам, изучая памятники архитектуры. Мы же можем лишь попытаться выделить некоторые, удачные или уродливые, современные направления архитектуры.

Модернизм. С начала XX века и до 80-х годов минувшего столетия самым распространенным стилем оставался именно модернизм, он же рационализм и конструктивизм. Для этого направления проектирования и строительства зданий характерны использование современных материалов — стали, прочного стекла, бетона, пластика — в сочетании с традиционными камнем и деревом.

Интересно, что этот стиль носит интернациональный характер — появившиеся многоэтажные здания в Париже, Лондоне и Нью-Йорке очень похожи. Лучше всего модернизм характеризует выражение «призмы из стекла и бетона», ультрасовременные здания, лишенные таких атрибутов архитектуры прошлых лет, как колоны, ордеры и другие элементы внешнего дизайна.

Здание Баухауз в Дессау
Здание Баухауз в Дессау, Германия, 1926 год, после реконструкции, завершенной в 2006 году

Конструктивизм. В СССР самое широкое распространение получило такое направление модернизма, как конструктивизм. Именно в этом стиле было возведено большинство общественных зданий в 30 и 40-е годы минувшего века: Дворцы пионеров, Дома культуры, рабочие клубы. Это так называемое «пролетарское» направление архитектуры, призванное служить не для украшения города, а для рационального планирования пространства.

Основа конструктивизма — железобетонный каркас, четкие, строгие формы, рациональное планирование.

Поздний или зрелый конструктивизм, не обладающий монолитными формами своего предшественника, принято называть функционализмом, который получил распространение и в Европе, тогда как конструктивизм остался прерогативой Советской России.

Госпром, Харьков
Госпром, Харьков, 1928 год

Минимализм. В 40 годы 20 века получило развитие еще более сдержанное направление в архитектуре — минимализм, девизом которого стал — «ничего лишнего».

Простые формы и геометрия четких линий, избегание украшательства и малейшего намека на декор — все это минимализм. Принято считать, что корни этого стиля уходят в традиции японского интерьера — минимум деталей, обилие света, огромные окна на всю стену и рациональность планировки. Дома в стиле минимализма в целом нейтральны, их часто строят из натуральных материалов, однако любимейшими остаются сталь и стекло.

Минимализм подарил множество примеров удачного проектирования, если архитекторы следуют принципу американо-немецкого архитектора Людвига Мис ван дер Роэ — «меньше — значит больше», то есть отказываются от лишних деталей в пользу качественных материалов и продуманных форм, здания получаются необычными, функциональными и при этом достаточно недорогими.

Удачный пример минимализма — японский интерьер, есть оригинальные проекты частных зданий в этом стиле, отлично вписывающиеся в окружающий ландшафт, продуманные, строгие и в то же время красивые.

Частный дом в стиле минимализма
Частный дом в стиле минимализма, Киев

Однако, когда минимализм становится особенно строгим, когда здание превращается просто в коробку без какой-либо индивидуальности — это выглядит по крайней мере странно, а чаще всего — просто ужасно.

Дом в стиле строгого минимализма
Дом в стиле строгого минимализма, Токио

Если попытаться определить стиль наших «хрущевок», то минимализм явно оказал свое влияния на проектирование таких максимально упрощенных зданий. Хотя специалисты относят «хрущевки» к типовой функциональной архитектуре, но полный отказ от украшательства и «борьба с излишествами», так ярко выраженные в планировке и внешнем облике зданий постройки средины 20 века, явно перекликаются с минимализмом.

Действительно, когда на смену конструктивизму 30-х годов и сталинской монументальной застройке, так называемому «сталинскому классицизму» пришла максимально упрощенная, безликая форма пятиэтажек конца 50-х, иначе, чем стремлением довести жилой дом до состояния — четыре стены и крыша — назвать это было нельзя. Это ли не минимализм в действии? Впрочем, второй лозунг минималистов — «меньше — значит лучше» — все же не позволяет с уверенностью назвать «хрущевки» представителями этого направления.

Хай-тек. Девизом этого стиля высоких технологий стал принцип — «дом — это машина для жилья». Металл и стекло, аскетичный дизайн, ультрасовременные, индустриальные конструкции, крупные монолитные формы — вот главные характеристики стиля хай-тек.

Для хай-тека также характерна идеализация технологий, стремление превратить дом в максимально рациональное, а в дальнейшем — автономное, экономящее энергию строение. Выделяют индустриальный хай-тек — «этажерки», здания, у которых обычно спрятанные внутри элементы, такие как лестницы или лифты, выносятся на фасад. Геометрический хай-тек — это сложная каркасная система, использующая ультрасовременные элементы конструкции, например, связан со сложной каркасной системой с использованием новейших элементов конструкций, например, воздухонесомых или воздухоопорных пневматических конструкций. А также бионический хай-тек –использование форм живой природы, таких как мембраны, гибкие нити стали, подвесные конструкции в архитектуре.

Штаб-квартира компании Fuji TV
Штаб-квартира компании Fuji TV, Япония

Био-тек или бионический хай-тек — самое современное направление этого стиля, технология, пытающаяся «жить дружно» с природой. Именно в этом направлении были созданы наиболее удачные (с моей точки зрения) здания, например, Художественный музей Милуоки, архитектора Сантьяго Калатрава.

Художественный музей Милуоки
Художественный музей Милуоки, 2001 год

Деконструктивизм. Изломанные формы, агрессивность, стремление противопоставить себя окружающему пейзажу –типичные черты деконструктивизма, появившегося в противовес советскому конструктивизму.

Широкого распространения этот стиль, появившийся в 80-х годах, к счастью, не получил, но несколько весьма ярких зданий оставил.

Центр обработки данных MIT
Центр обработки данных MIT
Музей Гуггенхайма в центре Бильбао, 1997 год
Музей Гуггенхайма в центре Бильбао, 1997 год

Брутализм. Еще один стиль архитектуры, пропагандирующий полный отказ от украшательства, обнажающий форму материалов и конструкций. Не удивительно, что это направление получило такое «говорящее» название — от английского «brutal», то есть «грубый».

Преобладающий материал зданий в стиле брутализма — железобетон, причем не обработанный, так называемый «честный материал». Это направление пережило достаточно короткий период популярности в 20 веке и уже к концу столетия стало символом неудачного подхода к проектированию городских зданий.

Бостон Сити Холл
Бостон Сити Холл, Бостон, Массачусетс, США, 1981 год

Кстати, здания в стиле брутализма можно встретить и в СССР, в частности в этом стиле работал архитектор Игорь Виноградский, спроектировавший здание пресс-центра Олимпиады-1980.

Китч. В переводе с немецкого китч — это халтура, «дешевка», безвкусица. Часто архитекторы сознательно идут на «выпячивание» каких-то особенностей здания, создавая такие шедевры, как «Дом-яйцо» или «Перевернутый дом». Известные дизайнеры и архитекторы часто таким образом иронизируют над современной культурой, показывая, насколько показная пышность и использование лепнины ил папье-маше далеки от настоящего искусства.

Однако зачастую создатели здания или интерьера даже не догадываются, что их дом, который планировалось возвести в стиле классицизма или русского барокко стал настоящим китчем.

Кстати, китч пережил уже несколько взлетов и падений — он всегда под рукой, когда старое, общепринятое направление уже надоело, а ничего нового еще не изобрели. В СССР, например, китч возник еще в послевоенные годы, как противовес советской монументальности и строгости.

Сейчас характеристику «китч» часто получают здания так называемого «лужсковского периода», отличающегося большим разбросом стилей и попытками (обычно неудачными) возродить романтизм, классицизм или «русское узорочье».

В целом китч — понятие многогранное, захватывающее большую часть массовой культуры и относится далеко не только к архитектуре. Как говорится, стиль — дело вкуса, и здание, которое одни назовут классикой и шедевром, другим покажется настоящим образцом «кричащего» китча.

Как видим, все современные архитектурные стили пошли по пути упрощения, отказа от «лишних» деталей, а между тем существует целая наука, получившая название «видеоэкология», которая убедительно доказала, что если ежедневно видеть только глухие фасады бетонных зданий, асфальт, голые торцы многоэтажных башен или блеск стеклянных небоскребов, это негативно влияет на самочувствие человека.

Видеоэкологи назвали большое количество повторяющихся элементов агрессивной средой, подтвердив, что выражение «рябит в глазах» действительно имеет не только переносный, но и прямой смысл. К наиболее агрессивным зданиям, улицам и площадям Москвы специалисты отнесли здания Совета Федераций, вызывающее ощущение «тельняшки» своими одинаковыми рустами, Новый Арбат и площадь Октябрьскую.

Октябрьская площадь в Москве
Октябрьская площадь в Москве

В чем же причина такого архитектурного «ступора», отсутствия новых, привлекательных идей, которые бы смогли изменить облик городов?

Во-первых, большое влияние оказал разрыв, отделение двух процессов, которые раньше были неразрывно связаны — проектирования и строительства. Сейчас архитектор — это не творец, а просто обычный исполнитель, которому заказали проект здания с такой-то площадью, таким-то количество комнат и так далее. При этом, создавая проект будущего дома, архитектор руководствуется правилами, нормами, стандартами, которые учитывают что угодно — освещенность, вентиляцию, безопасность, но только не привлекательность здания.

Во-вторых, даже в создании самого проекта могут участвовать несколько человек. Например, архитектор и конструктор, архитектор и дизайнер. Человек уже не ощущает, что это, конкретное здание становится его творением, не ощущает ответственности за то, что создал.

В-третьих, сейчас конструкция здания часто не сочетается с его «нарядом», не подходит ни под один архитектурный стиль.

В-четвертых, и, видимо, это одна из главных причин, современная новостройка, за редким исключением — это не дом, это «объект строительства», «объект технического дизайна», маленький пазл в общей картине городского пейзажа, одно из многих, ничем не выделяющихся зданий.

Подводя итог, хочется с грустью признать, что во многом в таком достаточно плачевном состоянии наших городов виноваты мы сами. Обычным покупателям дома просто не хватит денег на оплату труда талантливого архитектора, способного предложить оригинальное решение, а другие просто не могут определиться — как именно должен выглядеть идеальный дом, требуя только «попросторнее» или «ну, как вот тут в журнале».

Возможно, сам темп современной жизни, неуверенность в завтрашнем дне и нестабильность формируют понятие о жилье, как о чем-то временном?

Наши предки строили действительно на века, не сомневаясь, что их творения переживут их и будут служить поколениям потомков. Современные же новостройки изначально имеют установленный лимит использования. И, хотя, как гласит поговорка «нет ничего более постоянного, чем временное», что уже доказали «хрущевки», строившиеся с расчетом максимум на 20 лет и уверенно простоявшие в 3 раза дольше, но такое отношение к архитектуре не могло не сказаться на внешнем облике зданий. Да и получающая все большее распространение ситуация, когда семья живет вовсе не в своей, а в съемной квартире или доме никак не улучшает ситуацию, ведь — «не свое — не жалко».

Кроме того, погоня за новизной и ставка на технологии, также приводят к тому, что между пластиком и деревом, бетоном и натуральным камнем многие выбирают именно пластик и бетон, не думая, как будет выглядеть фасад такого здания уже через пару лет…

Анна Седых, рмнт.ру

12.04.12

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог