Мини-отель — гостеприимный бизнес

В сфере гостиничного бизнеса специалисты выделяют отдельную категорию — так называемые мини-отели, небольшие частные «гостеприимные дома», которые становятся все более популярным видом малого бизнеса в нашей стране.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

В Европе и Америке небольшие гостиницы, рассчитанные на 10–20 номеров, давно уже стали привычным и обыденным явлением, такие есть практически у каждой автомобильной заправки, у придорожного кафе, просто на улицах больших городов.

В России же пока эта сфера гостиничного бизнеса только развивается и эксперты на сегодняшний день считают мини-отели наиболее доступным, не требующим больших вложений и окупающимся достаточно быстро видом деятельности.

Чем отличаются мини-отели

Определить, сколько именно номеров может быть в мини-отеле, сложно, так как в разных странах эти критерии весьма отличаются. В Америке, где принято измерять все в крупных масштабах, к категории «мини» относятся уже те гостиницы, в которых меньше 150 номеров, однако в Европе принято называть мини-отелями хостелы и небольшие гостиницы, рассчитанные максимум на 50 номеров.

Чаще же всего мини-отель — это небольшое здание, в котором расположено не более 10–20 номеров, а иногда — обычная квартира, в которой две-три комнаты стали отдельными номерами.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Главная особенность небольших гостиниц — здесь значительно легче создать по-настоящему домашний уют, атмосферу, в которой хозяева отлично знают всех своих постояльцев не только в лицо, где гости общаются, возможно, обедают и готовят на общей кухне, а постоянным клиентам рады, как друзьям или родственникам. Эту особенность можно назвать и главным достоинством мини-отеля, привлекающим постояльцев — обычно здесь очень тихо и уютно, владельцы уделяют внимание пожеланиям и привычкам своих гостей. Такое индивидуальное отношение невозможно в крупных гостиницах, где обслуживание гостей поставлено на поток.

Еще одна особенность мини-отелей — часто владельцы сами проживают в том же здании и самостоятельно занимаются обслуживанием всех постояльцев, предпочитая не нанимать посторонних. Конечно, такой семейный бизнес возможен только в совсем небольших отелях, до 10–15 номеров, однако в любом случае многие хозяева принимают активное участие в работе своей мини-гостиницы, в отличие от больших гостиничных комплексов, которые могут принадлежать одновременно нескольким крупным инвесторам.

Итак, главные отличительные черты и особенности мини-отелей это:

  • тишина и небольшое количество постояльцев;
  • более низкие цены, особенно в сравнении с пяти и четырехзвездочными отелями;
  • географическое разнообразие — мини-отели могут располагаться практически везде, в центре мегаполиса, около вокзала, аэропорта, придорожного кафе, на берегу моря или речки, что предполагает большой выбор, а также удобную транспортную развязку и близость к основным местным достопримечательностям;
  • домашний уют и высокий уровень комфорта, вполне сравнимый с обычными частными квартирами;
  • индивидуальный подход к клиентам;
  • концептуальность, часто каждый номер такой мини-гостиницы оформлен в особом стиле, типовых помещений нет, комнаты могут располагаться и в мансарде, и во флигеле, и в отдельной пристройке. А зачастую весь отель превращается в особняк начала 20-го века или средиземноморскую виллу, предлагающие номера в выбранной стилистике.

Какие бывают

Хотя присваивать «звезды» мини-отелям не принято, специалисты все же выделяют несколько видов таких небольших гостиниц:

  1. Хостелы. Самые недорогие, рассчитанные на молодежь, путешествующую по городам и странам налегке, а также командировочных, экономящих на проживании. Хостелы могут располагаться в обычной квартире, в комнате проживают от 4 до 8 постояльцев, иногда для экономии пространства владельцы даже устанавливают двухъярусные кровати.
  2. Семейные пансионы. Такие мини-отели очень популярны у семей с детьми, здесь большое внимание уделяется именно маленьким гостям, в каждой комнате, в отличие от хостела, есть собственный душ и санузел, а также кухня, где родители смогут приготовить еду для своих малышей. Если семейный пансион расположен в частном доме, владельцы часто обустраивают во дворе детскую площадку, чтобы создать дополнительные удобства и привлечь клиентов.
  3. Бизнес-отели, рассчитанные на тех постояльцев, кому часто приходится путешествовать по делам своего предприятия. Такие гости ценят тишину, возможность принять партнеров в своем номере или специально оборудованной комнате. Такие мини-отели обычно предлагают полный пансион, так как готовить еду занятым делами постояльцам некогда.
  4. VIP-отели. Самая дорогая категория небольших гостиниц, иногда это отдельные квартиры-студии с полным комплектом бытовой техники и открытой террасой, или же небольшие коттеджи, объединенные одним закрытым двориком с ландшафтным дизайном, где есть место для пикников.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Есть также так называемые имиджевые отели, где главный упор сделан на стиль и особую атмосферу. Например, в старинном особняке может появиться настоящий мини-отель-музей с обстановкой конца XIX века или небольшой готический замок предлагает «комнаты с привидениями». Назвать такие мини-отели распространенным явлением в России пока нельзя, скорее это особая приманка для туристов и располагаются они в местах, известных своими достопримечательностями и популярных среди путешественников. К тому же такие имиджевые гостиницы обычно предлагают довольно дорогие номера.

Где открыть

По словам Александра Лесника, генерального директора компании Hotel Consulting & Development Group, на сегодняшний день мини-отели занимают всего 5% гостиничного рынка Москвы и являются весьма перспективным направлением деятельности. Так, открыть небольшой отель в старинном, реконструированном особняке в центре столицы значительно легче, чем отыскать достаточно просторный участок под застройку в центральном районе и возвести крупную гостиницу.

В Санкт-Петербурге, признанном туристическом центре нашей страны, мини-отели получили куда большее распространение. Согласно исследованию международного консультационного агентства недвижимости DTZ, мини-отели сегодня занимают 25% гостиничного рынка Северной столицы. Интересно, что чаще всего в Питере под мини-отели перестраиваются бывшие коммунальные квартиры, которых в городе в конце 90-х годов было вполне достаточно. Площадь таких гостиниц обычно порядка 200 квадратных метров, располагаются около вокзалов, в историческом центре или в непосредственной близости от станций метро.

В последние несколько лет активно открываются мини-отели в городах Золотого кольца: Суздале, Владимире, Ярославле, Костроме, Иваново и других. Здесь также сравнительно много путешественников, а ниша небольших и недорогих гостиниц пока практически свободна.

Также к местам, перспективным с точки зрения открытия мини-отеля, специалисты относят Подмосковье, особенно курортные зоны у водоемов или же имеющие удобную транспортную развязку с Москвой, поселки Карелии, Байкала и Алтая, то есть те регионы, которые своим географическим положением и красивой природой привлекают путешественников, причем не только из России.

И, наконец, лидером по числу мини-отелей являются, безусловно, курортные южные районы. Огромное число коттеджей, домиков, квартир, разделенных на несколько номеров, открывает свои двери перед отпускниками ежегодно в Сочи, Геленджике, Анапе и других приморских городах и поселках.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Особенность курортных мини-отелей в том, что обычно они активно работают только в летнее время. На зимний период владельцы чаще всего просто закрывают свою гостиницу или же живут здесь сами, если, конечно, там предусмотрено отопление — во многих мини-отелях на побережье Азовского или Черного моря его просто нет, так экономнее, да и необходимости такой нет.

Сколько стоит

Дешевле всего открыть хостел в собственной квартире — обустройство дополнительных койко-мест, закупка бытовой техники и дополнительных комплектов посуды на общую кухню обойдутся максимум в 5 тысяч долларов. Конечно, при условии, что до этого в квартире уже был проведен хотя бы косметический ремонт.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Построить коттедж у федеральной трассы или на окраине города в средней полосе России стоит порядка 30–50 тысяч рублей. Еще экономичнее — переделать под мини-отель уже возведенный частный дом — достаточно пристроить флигель, переделать чердак под жилую мансарду или просто переоборудовать жилые комнаты.

Строительство коттеджа на пять-шесть номеров на берегу Азовского моря обойдется владельцам будущего мини-отеля в 50–60 тысяч долларов, а если использовать технологи каркасного строительства — еще дешевле. Конечно, более крупные мини-отели, на 10–20 номеров, обойдутся владельцам дороже, также стоит учесть и довольно крупные расходы на закупку новой мебели, установку кондиционеров в каждом номере, приобретение холодильников, телевизоров и иной бытовой техники, которые сами по себе могут значительно превысить затраты на строительство здания. В итоге цена мини-отеля «под ключ», полностью готового принять постояльцев, может достигнуть 200–300 тысяч долларов, то есть 6,5–9,75 миллионов рублей.

Самые крупные вложения требуются в открытие мини-отеля в центре крупного города, во-первых, отыскать свободную площадь под застройку здесь довольно трудно, во-вторых, земля сама по себе довольно дорога, а в-третьих, переоборудование особняка или коммунальной квартиры в мини-отель связано с бюрократическими проволочками и получением массы разрешений и справок.

Относительно сроков окупаемости небольших гостиниц эксперты во мнении не сходятся, здесь большую роль играет и удачное месторасположение, и человеческий фактор — личные качества самих владельцев, их способность создать настоящий уют и привлечь постоянных клиентов.

В среднем, считают специалисты, мини-отель в центре города окупается за 5–7 лет, а гостиница у моря, принимающая постояльцев только три месяца в году — через 10 лет.

Если подсчитать, что, например, небольшой отель на 10 номеров, открывшийся на берегу Азовского моря, предлагает комнаты по 1,5–2 тысячи рублей в сутки, то максимальная выручка его владельцев, с учетом того, что все без исключения номера будут заняты все 92 дня лета, составит 1,84 миллиона рублей. Расходы на оплату коммунальных услуг — свет, вода, газ, налогов, а также на заработную плату наемных работников, закупку бытовой химии и так далее могут достигать 400 тысяч рублей за сезон. Следует учесть и тот факт, что ухаживать за коттеджем необходимо круглый год, а прибыль он приносит только в летний сезон. А вот затраты на рекламу у мини-отелей чаще всего отсутствуют — они привлекают новых клиентов с помощью «сарафанного радио», постоянные клиенты сообщают об уютном и недорогом месте своим друзьям и знакомым. Максимум, на что обычно идут хозяева — дают объявление на специализированном сайте или вывешивают на ворота табличку, хорошо знакомую всем отдыхающим — «Сдам комнату».

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Итак, максимальная чистая прибыль достигает 1,44 миллионов рублей, если расходы на строительство и оборудование мини-отеля всем необходимым достигли 7–8 миллионов рублей, то действительно, окупить расходы хозяева смогут не ранее, чем через 5 лет, и то в случае популярности своей гостиницы.

Однако эксперты уточняют — все это только официальные данные, огромное количество владельцев мини-отелей просто не указывают свои истинные доходы, не регистрируются как частные предприниматели и, соответственно, не платят налоги.

Какие нужны документы

На сегодняшний день в Москве уже отменено лицензирование гостиничного бизнеса, так что получать лицензию на открытие мини-отеля вовсе не нужно. Единственная лицензия, которая понадобится хозяевам — на продажу алкоголя, если они пожелают открыть свой бар или кафе при отеле.

Однако владельцам мини-гостиницы необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то есть пройти обычную процедуру регистрации в налоговой инспекции по месту прописки, стать на учет во всех фондах, получить государственное свидетельство, официально оформить договоры со всеми работниками и, соответственно, честно платить налоги, в принципе, не слишком большие. ИП на упрощенной системе налогообложения будет платить всего 6% от дохода, плюс — налоги с заработной платы работников.

На этом отношения с органами государственного контроля у хозяев небольшого отеля не заканчиваются — им предстоят регулярные проверки пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической службы, необходимо подписать договоры на вывоз твердых бытовых отходов, проведение дезинфекции, завести книгу отзывов и предложений, журнал регистрации проверок и так далее. Если при мини-отеле действует кафе, в этот список должны входить договоры на поставку продуктов и санитарный паспорт автомобиля, на котором будут доставляться продукты. Кроме того, индивидуальный предприниматель обязан вести бухгалтерию, чтобы точно подсчитать сумму своих налогооблагаемых расходов.

Единственное исключение — хостел, в котором не более 9 мест, такие мини-отели эконом-класса официально регистрировать не нужно, владелец может просто заполнять ежегодную декларацию о доходах, оставаясь при этом обычным физическим лицом.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

И снова уточним — подавляющее число мини-отелей, действующих в России, в частности, в курортных районах, нигде официально не зарегистрированы, их хозяева предпочитают не получать статус индивидуального предпринимателя, справляются с обслуживанием постояльцев своими силами или не заключают договоры с наемными работниками, особенно если они привлекаются только на туристический сезон. Специалисты отмечают, что данная сфера бизнеса в нашей стране остается одной из самых закрытых и непрозрачных.

Как видим, открыть собственный мини-отель не так уж и сложно, да и инвестиции в сравнении с другими видами деятельности невелики. И хотя сроки окупаемости небольших гостиниц достигают 5–7 лет, очень многие жители популярных среди туристов городов и приморских поселков предпочитают вкладывать средства именно в строительство мини-отелей, справедливо считая такой бизнес самым надежным способом обеспечить будущее своей семьи на долгие годы.

Анна Седых, рмнт.ру

11.12.12

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог