Сейчас, когда до старта финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года осталось меньше 200 дней, и основные мероприятия по подготовке практически завершены, можно подвести промежуточные итоги. В этой статье мы и попробуем оценить во сколько же странам-хозяйкам обошлась подготовка к этому турниру.
André Lhote. Les Footballeurs. 1918
Ожидания и планы
В отношении перспектив Евро-2012 у чиновников УЕФА с самого начала были очень оптимистичные прогнозы. В УЕФА рассчитывают получить доход от чемпионата, который по прогнозам составит рекордную сумму 1,3 млрд евро. Однако пока в Швейцарии подсчитывают будущие доходы, Украине и Польше приходится считать только постоянно растущие расходы и надеяться на то, что они хотя бы частично окупятся.
Очевидно, проведение чемпионата подобного уровня — серьезное испытание. Не все страны могут себе позволить подобную роскошь. Тем не менее, в УЕФА на этот раз решили рискнуть и предоставить возможность провести первенство не самым богатым восточно-европейским странам — Польше и Украине.
По мнению чиновников УЕФА от проведения чемпионата и Украина, и Польша только выиграют. Ведь большая часть расходов будет направлена на развитие инфраструктуры. В наследство от Евро 2012 им останутся новые дороги, стадионы, аэропорты и отели. В странах участницах подтверждают, что проведение чемпионата — это большой стимул. Если бы не Евро, то строительства новых современных автомагистралей, отелей, реконструкции стадионов пришлось бы ждать еще как минимум несколько лет. Также ожидается большой приток туристов, которые принесут странам хозяйкам немалый доход. По прогнозам экспертов в период проведение футбольного чемпионата страны хозяйки посетит около 1 млн. человек.
Однако ожидается также и рост объемов потоков туристов уже после окончания Евро 2012. К примеру, польские аналитики подсчитали, что за счет притока туристов, ожидаемого в период с 2012 по 2020 год, страна как минимум получит доход в 1,1 млрд злотых (примерно $34 млн), а по самым оптимистическим прогнозам эта сумма составит около 6 млрд злотых (более $1,85 млрд).
Украинские чиновники также убеждены, что после чемпионата за 5-6 лет количество туристов в стране должно увеличиться как минимум в 2 раза. Они придут на смену болельщикам и обеспечат стране дополнительный доход. От самого же чемпионата в Украине рассчитывают получить доход примерно в 8 млн долларов.
Тем не менее, несмотря на такие радужные перспективы, для Украины и Польши потенциальные блага Евро-2012 могут стать непосильной ношей. Ведь кроме рекордных доходов, подготовка к чемпионату обойдется также в рекордную сумму. Только по первоначальным оценкам странам-хозяйкам на проведение европейского чемпионата придется потратить более 27 млрд евро.
Давайте подробнее остановимся на том, какой объем работ по подготовке чемпионата проделали обе страны.
Подготовка Украины
В целом Программа подготовки к Европейскому футбольному чемпионату 2012 года в Украине, согласно требованиям УЕФА, включает 22 пункта. Рассмотрим главные объекты, которые было решено построить и отреставрировать к Евро 2012.
Стадионы
В рамках подготовки к Евро украинские власти приняли решение построить 2 новых стадиона и отреставрировать 2 уже имеющихся:
- «Донбасс Арена» в Донецке (построен с нуля);
- «Арена Львов» в Львове (построен с нуля)
- НСК «Олимпийский» в Киеве (реконструкция);
- «Металлист» в Харькове (реконструкция).
В настоящее время все 4 стадиона сданы в эксплуатацию. Последним, 29 октября 2011 года, был сдан «Арена Львов». Однако следует отметить, что на львовской и киевской аренах еще должны провести некоторые работы, которые обещают закончить к началу футбольного чемпионата. В целом глава УЕФА Мишель Платини высоко оценил готовность украинских стадионов.
Макеев Сергей. Угловой удар. 2008
Аэропорты
Кроме стадионов, очень важным пунктом подготовки страны к Евро 2012 стала модернизация украинских аэропортов. Всего было запланировано обновить и привести в соответствие европейским стандартам 4 крупнейших аэропорта:
- Международный аэропорт «Борисполь» (г. Киев);
- Международный аэропорт «Донецк»;
- Международный аэропорт «Львов»;
- Международный аэропорт «Харьков».
Реконструкция в первую очередь направлена на повышение пропускной способности аэровокзалов. Это должно обеспечить строительство новых терминалов и расширение уже существующих. В донецком и львовском аэропортах также запланировано строительство и реконструкция взлетно-посадочных полос. Все эти мероприятия не только необходимы для проведения чемпионата, они позволят вывести работу украинских аэропортов на новый европейский уровень.
Гостиницы
Подготовка достаточного количества мест для размещения болельщиков — важный пункт в подготовке Украины, где в отличие от Польши наблюдается большой дефицит гостиничных номеров должного уровня. Согласно планам властей в стране предполагается построить порядка 70 — 80 новых гостиниц для принятия гостей Евро 2012. В целом в четырех городах, принимающих европейский чемпионат, запланировано построить 37,56 тыс. номеров, из которых 20,7 тыс. — в Киеве, 8,70 тыс. — в Львове и по 4,27 тыс. — в Харькове и Донецке.
Однако международные специалисты отмечают тот факт, что основная масса гостиниц будут 3-4 звездными, в результате наблюдается качественного предложения на уровне 5 звезд.
Следовательно, Украина не сможет полностью удовлетворить потребности богатых болельщиков. А это очень большой минус для страны, который не позволит получить определенную долю доходов, которые могли бы принести состоятельные туристы.
Дороги
Транспортное сообщение — одно из самых слабых мест в украинской подготовке к европейскому футбольному чемпионату 2012 года. Изначально к Евро 2012 предполагалось построить и отремонтировать 3460 км автодорог. Однако из-за проблем с финансированием активно работы в этом направлении начали производить только в 2010 году, по итогам которого Укравтодор отчитался о строительстве и модернизации 973 км дорог. В 2011 году рассчитывают модернизировать еще 1292 км дорог, на эти цели в программе подготовки заложено почти 21 млрд грн. бюджетных средств.
Общий процент готовности украинских автомобильных дорог, которые готовятся к Евро-2012, сейчас составляет примерно 70%. Среди принимающих чемпионат городов по готовности дорог лидируют Киев и Донецк. Харьков и Львов немного отстают, но отставание не критично.
Ремонтно-строительные работы ведутся почти на всех автомобильных дорогах регионального и государственного значения. До конца 2011 года украинские дорожники планируют закончить приведение в надлежащий вид подъездов ко всем пунктам пропуска на польско-украинской границе. В будущем году откроется движение еще на 1133 км дорог общего пользования, которые вошли в план подготовки к чемпионату Европы. На апрель-май 2012 года намечен ремонт внутригородских дорог.
Тем не менее, в силу нехватки времени и финансирования украинское правительство решило сэкономить на новых дорогах, активно взявшись за модернизацию. Так, к примеру, строительство дороги между Краковцем и Львовом было заморожено — решили ограничиться только капитальным ремонтом.
Подготовка Польши
В Польше для подготовки страны к Чемпионату Европы по футболу 2012 года привлечено 172 учреждения, которые должны обеспечить контроль выполнения принятого генерального плана. Польские власти серьезно подошли к тому, чтобы все необходимые для проведения чемпионата объекты: стадионы, аэропорты, вокзалы, железнодорожные и автомобильные дороги были готовы вовремя согласно установленному графику.
Власти отмечают, что масштаб и количество запланированных к постройке инфраструктурных объектов являются крупнейшими в стране, начиная с 1989 года. Это и не удивительно, ведь страна запланировала потратить на подготовку к чемпионату сумму превышающую 20 млрд евро.
Рассмотрим основные направления подготовки.
Стадионы
Как и Украина, Польша готовит к чемпионату 4 стадиона:
- Национальный стадион (Варшава);
- Городской стадион (Познань);
- Городской стадион в Вроцлаве;
- Стадион в Гданьске.
Пока Польша в этой части подготовки немного отстает. В отличие от Украины, которая уже сдала все свои стадионы, здесь еще продолжается строительство главной арены Евро 2012 — Национального стадиона в Варшаве, на котором пройдет первый матч европейского чемпионата. Первоначально его должны были сдать еще в начале сентября, но в силу некоторых обстоятельств работы затянулись. Поляки обещают закончить стадион к концу ноября 2011 года. Открытие Национального стадиона запланировано на февраль.
Польские власти к строительству новых стадионов подошли серьезно, каждый объект специально проектировался, как многофункциональная арена, которая будет использоваться не только для проведения чемпионата. Польские стадионы предназначены для организации спортивных соревнований, но и для проведения культурных социальных, светских и деловых мероприятий. Это поможет решить проблему с окупаемостью объектов, которые в дальнейшем смогут использоваться не только несколько раз в год для проведения крупных соревнований, но будут эксплуатироваться часть года.
Аэропорты
В рамках подготовки к Евро 2012 польская сторона запланировала модернизацию 6 аэропортов:
- Варшавский аэропорт имени Фредерика Шопена;
- Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы;
- Ворцлавский аэропорт имени Коперника;
- Аэропорт Познань-Лавица;
- Международный аэропорт имени Иоанна Павла II Краков-Балице;
- Катовицкий международный аэропорт в Пыжовице.
Прежде всего, как и в Украине, работы направлены на строительство новых терминалов, которые смогут обеспечить увеличение пропускной способности аэропортов. К примеру, Варшавский аэропорт после реконструкции сможет принять 5000 и отправить 3000 человек за час.
Польские власти кроме этого намерены расширить и продлить взлетные полосы и дороги к взлетным полосам, а также увеличить территорию для стоянки самолетов.
В настоящее время готовность польских аэропортов составляет около 90%. Продолжается реконструкция аэропорта в Познани. Ожидается, что здесь все работы закончатся в апреле 2012 года. В Вроцлавском аэропорте уже завершено расширение и модернизация существующего пассажирского терминала. Осталось закончить новый терминал с инфраструктурой и перроном для самолетов. Польские власти уверяют, что строительство будет завершено в декабре 2011 г.
На март 2012 года назначена сдача в эксплуатацию нового пассажирского терминала Гданьского аэропорта, но реализация данного плана из-за задержек с оформлением документов на строительство пока остается под вопросом. Существует вероятность, что в Гданьске не успеют завершить все работы до начала чемпионата.
Вместе с увеличением пропускной способности, количества и скорости осуществления операций, актуальным для польских аэропортов в преддверии Евро 2012 является модернизация и повышение эффективности координации управления полетами.
Дороги
Польша в рамках подготовки к Евро 2012 уже обновила 600 км железнодорожного полотна. К июню 2012 г. еще 400 км польских железных дорог будут модернизированы. Отметим, что один из крупнейших проектов — реконструкция железнодорожной дороги, соединяющей Варшаву и Гданьск.
Кроме этого, конечно же, польские власти не мало усилий направляют на строительство автобанов и новых магистралей. В планах строительство около 1000 км автобанов и столько же экспресс-трасс. Основной проект — строительство участков автомагистрали А2 Новый Томышль — Швенцко и Стрикув — Конотоп.
Предусмотрено также строительство участков автострады А1 Новые Мажы — Торунь и Торунь — Стрикув, общая протяженность которых составит около 200 км, что позволит заметно сократить время в пути и сделать комфортными поездки между Варшавой Познанью и Гданьском.
В программу подготовки к чемпионату включено обновление 3-х участков автомагистрали А4 Краков — Тарнов, Тарнов — Жешув, Жешув — Корчова. Организаторы уверяют, что все работы будут завершены к началу чемпионата.
Безопасность и медицина
Очень большое внимание в Польше уделяют обеспечению безопасности на Евро 2012. Еще в мае 2010 года в стране был создан специальный Комитет по безопасности под руководством генерала Адама Рапацкого. В работе этого Комитета участвуют более 30 разных учреждений, задача которых обеспечить безопасность и правопорядок во время проведения континентального футбольного первенства.
Польша гарантирует болельщикам и спортсменам полную безопасность, обеспечение правопорядка в аэропортах и на стадионах, комплексное медицинское обслуживание и эпидемиологический контроль.
Цена вопроса
Согласно официальным программам подготовки, Украине чемпионат обойдется в 145,03 млрд грн. (более $18 млрд), Польше — в 109,56 млрд злотых (почти $34 млрд). То есть, расходы Польши почти в 2 раза превышают затраты Украины. Такая разница в бюджетах в первую очередь обусловлена тем, что Польские власти только на модернизацию дорог и транспорта заложили почти 23 млрд долларов. В то время как Украина на эти цели предусмотрела потратить только 7,2 млрд долларов.
Перечень основных затрат на подготовку к чемпионату Европы 2012 года приведен в таблице 1.
Таблица 1. Расходы Украины и Польши на проведение Евро 2012*
Направления затрат при подготовке Евро 2012 | Украина | Польша | ||
млн грн. | млн $ | млн злотых | млн $ | |
Автомобильные дороги и транспорт | 57809,94 | 7244,35 | 73205,40 | 22693,67 |
Железные дороги | 18394,02 | 2305,02 | 17258,10 | 5350,01 |
Аэродромы | 12799,21 | 1603,91 | 3885,20 | 1204,41 |
Стадионы | 9376,40 | 1174,99 | 5007,10 | 1552,20 |
Тренировочные базы | 813,60 | 101,95 | 1697,40 | 526,19 |
Гостиницы | 33554,27 | 4204,80 | 4935,60 | 1530,04 |
Безопасность | 1537,63 | 192,69 | 665,90 | 206,43 |
Медицинское обслуживание | 1313,67 | 164,62 | 280,30 | 86,89 |
Защита прав интеллектуальной собственности | 4,98 | 0,62 | 0,70 | 0,22 |
Работа со СМИ и коммуникации | 3018,90 | 378,31 | 83,9 | 26,01 |
Подготовка стюардов, волонтеров и т.д. | 42,15 | 5,28 | 9,10 | 2,82 |
Прочее | 6366,14 | 797,76 | 2536,30 | 786,25 |
Всего | 145030,91 | 18174,30 | 109565,00 | 33965,15 |
*Таблица составлена на основе Паспорта государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 году и польского Генерального плана подготовки к проведению финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года.
Как видим из таблицы, самым затратным для обеих стран является строительство и реконструкция автомобильных дорог, а также решение транспортных проблем.
На модернизацию железных дорог потрачено Украиной 18,4 млрд грн. ($2,3 млрд), Польшей — 17,3 млрд злотых ($5,3 млрд).
Новые аэропорты обойдутся Украине почти в 13 млрд грн. ($1,6 млрд), Польше — в 3,89 млрд злотых ($1,2 млрд).
На строительство стадионов запланировано потратить в Украине почти 9,4 млрд грн. ($1,17 млрд), в Польше — 5 млрд злотых ($1,55 млрд).
Подготовка гостиниц к принятию гостей Евро 2012 обойдется Украине в 33,55 млрд грн. ($4,2 млрд), Польше — в 4,9 млрд злотых ($1,5 млрд).
Распределение расходов Украины и Польши по направлениям (в процентах)
Как видим из диаграммы, распределение расходов в странах заметно отличается. Это закономерно.
В Украине основные проблемы — это плохие дороги и острая нехватка гостиниц. Поэтому здесь 40% всех денежных средств, предусмотренных на подготовку футбольного чемпионата, пойдут на строительство и модернизацию автомобильных дорог, а на строительство гостиниц — 23%. 13% затрат будет направлено на модернизацию украинских железных дорог. На реконструкцию и строительство аэропортов и стадионов пойдет по 9% и 6% от всего бюджета соответственно.
В Польше основные расходы — это дороги и транспорт. На них приходится порядка 66% всех затрат на подготовку чемпионата. К ним добавляется еще 15% расходов на строительство железных дорог. В результате польские власти порядка 71% всех вложений решили направить на модернизацию транспортной системы страны. На возведение и модернизацию аэропортов и стадионов страна потратит по 4% всех средств. Новые гостиницы получили 5% бюджета подготовки к Евро 2012.
Несмотря на такие большие суммы расходов, стоит отметить, что власти обеих стран к прямым расходам на Евро 2012 относят строительство новых стадионов. Остальные вложения приравниваются к инвестициям в развитие инфраструктуры, которые в любом случае необходимы обеим странам, проведение чемпионата только стало стимулом к их осуществлению.
Таблица 2. Расходы Украины и Польши на строительство и реконструкцию стадионов
Стадион | Общая вместимость, тыс. чел. | Стоимость работ, млн $ |
«Донбасс Арена» | 51,5 | 400,0 |
НСК «Олимпийский» | 70,0 | 564,0 |
«Металлист» | 38,6 | 95,0 |
«Арена Львов» | 33,4 | 300,0 |
Национальный стадион в Варшаве | 55,9 | 655,0 |
Стадион в Ворцлаве | 46,6 | 340,0 |
Стадион в Познани | 42,7 | 285,0 |
Стадион в Гданьске | 43,6 | 246,0 |
Среди всех 8 стадионов, которые готовятся к Евро 2012, самым дорогим оказывается Варшавский национальный стадион. Тем не менее, по мнению экспертов, несмотря на большие расходы ($1,55 млн против $1,17 млн), польские стадионы уступают украинским по вместимости (188,8 тыс. против 193,5 тыс.). К тому же украинская сторона обещает больше сервисов, которые будут предлагать стадионы. Однако по внешнему виду и многофункциональности польские стадионы выигрывают.
Отметим, что приведенные в таблице 2 суммы, определены на основе последних опубликованных данных по фактическим расходам на подготовку стадионов. Но расходы на реконструкцию киевского, львовского и варшавского стадионов могут быть еще увеличены, так как не все работы еще закончены.
За 3 года проведения строительных работ смета затрат на строительство для этих трех стадионов увеличивалась не раз. Например, на реконструкцию НСК «Олимпийский» изначально рассчитывали потратить всего 265 млн долларов, а по последним данным расходы превысили уже 560 млн. долларов. Аналогичная ситуация и со львовским стадионом, который изначально рассчитывали построить за $ 200 млн, а сейчас сумма составляет уже больше $300 млн. Национальный стадион в Варшаве также заметно подорожал в процессе строительства: вместо потраченных $655 млн, изначально в смете была указанна сумма в 1,57 млрд злотых (около 480 млн долларов).
Следует отметить, что Украине строительство стадионов частично помогли осуществить частные инвесторы. Например, строительство «Донбасс Арены» полностью оплатил владелец донецкого футбольного клуба «Шахтер» Ренат Ахметов. Треть средств на реконструкцию харьковского стадиона предоставил владелец футбольного клуба «Металлист» А. Ярославский. И только подготовка стадионов в Киеве и Львове полностью оплачивается бюджетными средствами. В целом на подготовку стадионов к Евро 2012 из государственного и местных бюджетов выделено около 61% всех затрат, 39% оплачено инвесторами.
Источники финансирования строительства и реконструкции стадионов в Украине (в процентах)
Сравним расходы на строительство арен для Евро 2012 со стоимостью других больших стадионов, предназначенных для принятия крупных спортивных соревнований.
Большой стадион в Шэньчжэне, построенный специально для Универсиады 2011 года и способный разместить 60 тыс. зрителей, обошелся Китаю примерно в 720 млн. долларов. Олимпийский стадион в Лондоне вместимостью 80 тыс. человек, который будет принимать Олимпийские игры 2012 года, построили за 486 млн фунтов стерлингов (примерно $750 млн). Португальский стадион «Да Луж» (Лиссабон), на котором проходил финал чемпионата Европы 2004 года, обошелся организаторам всего в 94 млн. евро. (чуть более $120 млн).
Как видим, по сравнению с другими большими стадионами, построенными в последние годы, арены Евро 2012 не являются самыми дорогими. Однако и похвастаться какими-либо впечатляющими архитектурными или функциональными особенностями они также не могут.
Что касается реконструкции аэропортов, то тут расходы стран не сильно отличаются друг от друга: $1,6 млн и $1,2 млн соответственно в Украине и в Польше. Однако в Украине львиная доля этих расходов легла на плечи государства: 71% денежных средств выделено из государственного и местных бюджетов, и лишь 29% предоставили частные инвесторы.
Источники финансирования строительства и реконструкции аэропортов в Украине (в процентах)
На чем действительно смогло сэкономить правительство Украины, так это на строительстве гостиниц. Практически 97% всех средств на строительство и реконструкцию отелей (32,5 млрд. грн из 33,5 млрд. грн) предоставили инвесторы.
Источники финансирования строительства и реконструкции отелей в Украине (в процентах)
Кроме основных пунктов, планы подготовки имеют и второстепенные. Обязательным условием УЕФА является продажа специальных сувениров с символикой чемпионата и официальным логотипом УЕФА. Программа также включает расходы на обеспечение безопасности, медицинского обслуживания, подготовку волонтеров, стюардов и прочего обслуживающего персонала, который будет задействован на Евро-2012.
В Украине также немало денежных средств, около 1,36 млрд грн. ($17 млн) выделили на создание специальных туристических маршрутов и реконструкцию театров, музеев и других культурных объектов.
С какими проблемами столкнулись организаторы чемпионата
Изначально было много сомнений в том, справятся ли страны с подготовкой. В первую очередь опасения УЕФА были вызваны проблемами, возникшими в Украине, где общий бюджет подготовки менялся несколько раз (в 2008 г. расходы на Евро 2012 составляли 163 млрд грн., в 2009 г. их сократили до 127 млрд грн, а в 2010 г. вновь увеличили до 145 млрд грн.).
Украинская подготовка к чемпионату сопровождалась рядом скандалов, связанных с задержкой строительства, завышением расходов и произволом чиновников.
Больше всего разговоров было вокруг реконструкции НСК «Олимпийский» в Киеве. Достаточно назвать злоупотребление при выборе генподрядчика, договор с которым был подписан с большими нарушениями. А также вспомнить возбуждение уголовного дела по факту завышения стоимости сантехнического оборудования закупленного для реконструкции стадиона, на которое было потрачено почти 120 млн грн. бюджетных средств.
Запоминающимися стали и 10 новых скамеек для станции «Алексеевская» харьковского метрополитена, на которые чиновники потратили 630 тыс. грн.
Кроме этого, после упрощения тендерных процедур в Украине доступ к огромным бюджетным средствам некоторые компании-подрядчики получили напрямую. Например, компания «Альтком» из Донецка строит не только дороги, но и стадион во Львове, потеснив другого подрядчика — компанию «Азовинтэкс».
В Польше также не обошлось без серьезных проблем и громких скандалов. Партнеры Украины по проведению чемпиона повторили те же самые ошибки. Основные неприятности Польши аналогичны — растраты и срывы сроков строительства стадионов и новых дорог.
Национальный стадион в Варшаве до сих пор не построен, причина в ошибке проектировщиков. Лестница, которая ведет на трибуны, не выдерживала потока зрителей и могла привести к жертвам. По этой причине пришлось вносить коррективы в проект, перестройка по предварительной оценке потребовала порядка 63 млн евро дополнительных бюджетных средств.
Не обошлось и без коррупционных скандалов. Так польское Центральное антикоррупционное бюро при строительстве стадиона в Познани выявило нецелевое использовние10 млн злотых (около $3,6 млн) при замене одного стройматериала на другой, не указанный в смете. В дополнение к этому у инспекторов появились еще вопросы по поводу завышения стоимости проведения осветительных работ на данном стадионе, на которые было потрачено более $80 тыс.
Самые большие проблемы у Польши возникли с дорогами. И это, несмотря на то, что на их строительство было запланировано потратить больше всего средств. В данном вопросе организаторов очень сильно подвели китайские партнеры.
Так, Генеральная дирекция национальных дорог и автомагистралей (GDDKiA) Польши была вынуждена разорвать контракт с китайской компанией СOVEC, которая должна была построить часть самой главной для проведения чемпионата автомагистрали А2 между Варшавой и Лодзью протяженностью 50 км. Представители COVEC признали, что им не хватает денег на реализацию проекта: китайцы серьезно просчитались со стоимостью рабочей силы. В результате задолженность китайского консорциума перед польскими строителями оказалась больше $10 млн. После чего подрядчик обратился к GDDKiA и попросил увеличить финансирование проекта, на что поляки ответили отказом и разорвали контракт. В итоге Польша нашла нового генподрядчика, но его услуги обошлись стране уже в 360 млн. долларов (почти в 1,5 раза больше, чем было запланировано изначально).
Отметим тот факт, что польский контрольный орган подсчитал, что более 400 км важных для проведения Евро 2012 дорог их страна не успеет сдать в эксплуатацию до начала чемпионата. Яцек Эзерский, председатель Главной контрольной палаты, сообщил, что 14 важных участков дорог останутся недостроенными.
Несмотря на множество проблем власти Украины и Польши заверяют, что все основные объекты, необходимые для проведения чемпионата будут готовы к его началу. Если вспомнить, что в 2004 году Греция во время подготовки к Олимпийским играм официально завершила все строительные работы всего за пару часов до церемонии открытия, то, хозяева Европейского футбольного чемпионата 2012 года не сильно отстают от европейских традиций.
Подводим итоги
Готовность
В целом подготовка к Евро 2012 идет полным ходом, и уже вошла в свою завершающую стадию. Если говорить о готовности стран, то по оценке Мишеля Платини, который в конце сентября — начале октября 2011 года посетил Украину и Польшу с инспекцией, страны готовы принять чемпионат. Он очень высоко оценил усилия властей и ответственных лиц, которые за поселение несколько месяцев проделали огромную работу.
Следовательно, беспокоиться не о чем — Евро 2012 состоится, и все главные объекты будут готовы вовремя.
Расходы
Очевидно, что это будет один из самых дорогих чемпионатов Европы последних лет. Общие расходы Польши и Украины давно превысили сумму в 50 млрд долларов. Это притом, что бюджет подготовки финальной части Евро 2008 в Австрии и Швейцарии составил всего порядка $1 млрд. А на подготовку Евро 2004 Португалия, которая специально к чемпионату построила 8 новых стадионов, потратила чуть больше $5 млрд. Даже последние чемпионаты мира не были столь затратными: на ЧМ-2010 ЮАР потратили всего $3,5 млрд, а ЧМ-2006 обошелся Германии в $8,2 млрд.
Причем основная часть расходов приходится на бюджеты обеих стран. В условиях кризиса не все предполагаемые инвесторы согласились вкладывать средства в подготовку чемпионата. Даже Польша, которая изначально рассчитывала на поддержку Евросоюза, вынуждена была искать альтернативные источники финансирования. Финансовые проблемы в ЕС не позволили выделить Польше средства, на которые она рассчитывала.
Что же мы имеем в результате? Ответ очевиден — основная часть средств, на которые строились стадионы, аэропорты, дороги и прочие объекты инфраструктуры, были взяты в кредит. И Украина, и Польша были вынуждены так поступить, собственных средств на реализацию проекта им не хватало, а инвесторов найти не удалось.
Только на строительство дорог Украине было предоставлено 200 млн евро Европейским инвестиционным банком и 376 млн долларов Российским Сбербанком. Не считая займов в национальных банках.
Так же следует отметить, что и в Украине, и в Польше в процессе подготовки чемпионата бюджеты некоторых объектов стремительно росли. Это объясняется не только ростом цен на строительные материалы, но и завышением смет и расходами подрядчиков при простое техники в ожидании рабочего состава. Как отмечают некоторые эксперты, многие задержки строительства связаны именно с искусственным затягиванием графиков, что повлекло и дополнительные расходы.
Как видим, расходы огромны. Какова же ожидаемая прибыль от Евро 2012?
Доходы
В Украине прибыль государства оценивают в $8 млрд (за счет уплаты налогов). Доходы же частных инвесторов и бизнеса оценить довольно сложно. К тому же окупаемость некоторых капиталоемких объектов инфраструктуры может составлять несколько лет. По оценкам некоторых экспертов экономический эффект от проведения чемпионата может достичь нескольких десятков млрд. евро. Только это будет не мгновенная прибыль, а будущий доход от вложений в развитие инфраструктуры и привлечения новых туристов.
По оценкам польских экономистов, в связи с организацией Евро-2012 ВВП в Польше может вырасти на 2,3%.
Для сравнения Португалия от Евро-2004 за счет визита туристов получила доход порядка 92 млн. евро, а Австрия и Швейцария в 2008 году заработали 414 млн. евро.
Что касается УЕФА, то в 2012 году футбольная ассоциация рассчитывает получить доход от реализации прав на трансляцию и продажи билетов на уровне 1,3 млрд. евро. Какова будет чистая прибыль пока сказать сложно. Отметим только, что чистая прибыль УЕФА от проведения чемпионата Европы по футболу в 2004 году составила около 690 млн евро, а в 2008 году — около 728 млн евро. В этом году, возможно, она будет больше, но не намного.
Перспективы
Конечно, кроме доходов и привлечения туристов проведение Евро 2012 — это инвестиции в инфраструктуру страны. Очевидно, что, не смотря на проблемы, в ходе подготовки к Евро-2012 в обеих странах-хозяйках значительно улучшилось состояние транспортной инфраструктуры, (как автомобильных, так и железных дорог), построены новые отели, рестораны и кафе, появились современные стадионы, аэропорты приведены в соответствие европейским стандартам.
Конечно же, все понесенные расходы быстро не окупятся. Но большая часть инвестиций — это стратегические вложения, которые дали толчок для дальнейшего развития этих стран. Например, украинские власти уже сейчас заявляют о том, что после окончания чемпионата будут продолжать развивать города-миллионеры.
Кроме ожидаемых бонусов и доходов, Евро может привести к тому, что организаторы чемпионата столкнутся с серьезными проблемами.
В первую очередь это касается возврата долгов, которые накопились в процессе подготовки к Евро 2012. Возможность возврата этих средств в первую очередь зависит от того, оправдаются ли ожидания по уровню дохода и росту числа туристов. Если они не оправдаются, то проблемы действительно могут возникнуть.
Во-вторых, если новые стадионы не будут регулярно использоваться, то их содержание также может стать убыточным. Именно с такими проблемами после проведения Евро 2004 столкнулась Португалия. На этом фоне Польша выигрывает, так как их стадионы изначально задумывались как многофункциональные комплексы, а Украине придется искать варианты использования своих арен.
Что произойдет в действительности, мы узнаем в самом ближайшем будущем, когда чемпионат закончится. Остается только надеяться, что все работы будут завершены в срок и Евро 2012 пройдет на должном уровне, а Украина с Польшей не ударят в грязь лицом и подарят всем болельщикам настоящий праздник.
Строительство и реконструкция стадионов (включая обустройство пристадионной территории) | |
госбюджет | 5298,73 |
местный бюджет | 379,98 |
прочие источники | 3697,69 |
всего | 9376,4 |
Строительство и реконструкция тренировочных баз | |
госбюджет | 287,63 |
местный бюджет | 9,17 |
прочие источники | 516,8 |
всего | 813,6 |
Проектировка, строительство, реконструкция и ремонт аэропортов | |
госбюджет | 8727,76 |
местный бюджет | 344,37 |
прочие источники | 3727,08 |
всего | 12799,21 |
Строительство и реконструкция железных дорог | |
госбюджет | 2136 |
прочие источники | 16258,02 |
всего | 18394,02 |
Строительство, реконструкция дорог общественного пользования согласно европейским стандартам | |
госбюджет | 37999,4 |
прочие источники | 9005,03 |
всего | 47004,43 |
Обустройство пунктов пропуска через госграницу | |
госбюджет | 570,27 |
прочие источники | 71,9 |
всего | 642,17 |
Создание современных систем для обеспечения предоставления услуг общественного транспорта, а также контроль за безопасностью на дорогах, которые ведут к стадионам | |
госбюджет | 5368,63 |
местный бюджет | 5129,59 |
прочие источники | 307,7 |
всего | 10805,92 |
Строительство, реконструкция гостиниц, общежитий и прилегающих к ним территорий | |
госбюджет | 1016,8 |
прочие источники | 32537,47 |
всего | 33554,27 |
Обеспечение общественного порядка, безопасности людей, противодействие террористическим действиям | |
госбюджет | 489,24 |
всего | 489,24 |
Создание современных систем помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций | |
госбюджет | 989,24 |
местный бюджет | 50,15 |
всего | 1039,39 |
Защита прав интеллектуальной собственности УЕФА и его коммерческих партнеров | |
госбюджет | 4,98 |
всего | 4,98 |
Обеспечение медицинских услуг | |
госбюджет | 741,81 |
местный бюджет | 571,86 |
всего | 1313,67 |
Строительство, реконструкция и ремонт линий электропередач | |
госбюджет | 664,67 |
местный бюджет | 222,84 |
прочие источники | 3063,828 |
всего | 3951,338 |
Создание оптимальных условий для работы СМИ, введение современных информационно-телекоммуникационных технологий | |
госбюджет | 559,65 |
местный бюджет | 59,25 |
прочие источники | 2400 |
всего | 3018,9 |
Строительство и реконструкция в Киеве, Львове, Донецке, Харькове и в прилегающих к ним территориям инфраструктуры и создание спец. тур. маршрутов | |
госбюджет | 231,28 |
местный бюджет | 36,3 |
прочие источники | 20 |
всего | 287,58 |
Реставрация, ремонт, музеев, театров, библиотек и т.д | |
госбюджет | 743,65 |
местный бюджет | 289,66 |
прочие источники | 48,8 |
всего | 1082,11 |
Выпуск сувенирной продукции | |
госбюджет | 8,2 |
местный бюджет | 52,93 |
прочие источники | 61,17 |
всего | 122,3 |
Подготовка национальной сборной Украины | |
госбюджет | 58,67 |
всего | 58,67 |
Создание атмосферы праздника | |
госбюджет | 10,6 |
местный бюджет | 65,11 |
прочие источники | 66,9 |
всего | 142,61 |
Подготовка стюардов, волонтеров, рабочих сферы обслуживания, медиков и т.д. | |
госбюджет | 42 |
прочие источники | 0,15 |
всего | 42,15 |
Создание организационных и правовых условий для привлечения инвестиций | |
госбюджет | 6,857 |
всего | 6,857 |
Обеспечение получения небюджетных средств | |
госбюджет | 81,09 |
всего | 81,09 |
Совокупные расходы на проведение финальной части Евро 2012 | |
госбюджет | 66037,087 |
местный бюджет | 7211,21 |
прочие источники | 71782,608 |
ВСЕГО | 145030,905 |