Стационарное и осевое оборудование для мотоблока

Какие операции можно выполнять мотоблоком? Сколько существует разновидностей оборудования? Возможно ли усовершенствовать заводские изделия? В нашей статье мы рассмотрим эти важные для хозяйственника вопросы, связанные со стационарным и осевым навесным оборудованием.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Как известно, мотоблок — устройство универсальное. Его основные задачи:

  1. Создание тягового усилия для перемещения груза.
  2. Создание упорного усилия при работе (разработке почвы, очистке снега).
  3. Перемещение (транспортировка) навесных орудий во время их работы.

В предыдущей статье мы выяснили, что оборудование мотоблока подразделяется по принципу работы. Развиваясь от простого к сложному, эти приспособления порой превращаются в самостоятельные единицы техники. Так произошло с мотокультиватором, снегоочистителем, уборочными щётками. При сменной компоновке по способу крепления выделяют пять типов оборудования:

  1. Стационарное. Крепится к раме мотоблока или адаптера и работает за счёт его тяговых и упорных усилий.
  2. Осевое. Крепится на ось и работает за счёт её вращения под весом аппарата.
  3. Активаторное. Представляет собой механизм с закреплёнными на нём орудиями. Всегда имеет привод от силового агрегата мотоблока. В основном имеет в своей конструкции какую-либо разновидность редуктора.
  4. Адаптеры. Посадочно-рулевые устройства.
  5. Прицепное. Прицепы и телеги.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

В этой части мы рассмотрим первые два типа. Остальные — опишем в следующих статьях.

По назначению навесное оборудование разделяют всего на три категории:

  1. Сельскохозяйственное. Предназначено для обработки плодородной почвы с целью получения урожая.
  2. Коммунальное (коммунальная навеска). Очистка поверхности земли, уход за газоном.
  3. Универсальное. Транспортировка грузов, перекачка воды, выработка электричества и т. д.

В подавляющем большинстве случаев навесные приспособления перечисленных категорий, изготовленные на заводе (кроме активаторных), не устраивают владельцев. Причины всего две:

  • недостаточная надёжность и неудобство (отсутствие спектра регулировок);
  • местные условия (свойства грунта и расположение участка).

Эти причины в свою очередь вытекают из стеснённых финансовых условий, в которых чаще всего оказываются мелкие землевладельцы. Скромный бюджет заставляет их приобретать технику и оборудование любительского класса и подвергать её существенной модернизации для решения профессиональных задач. По ходу описания мы рассмотрим основные претензии к заводским изделиям и способы их устранения.

Стационарное навесное оборудование

Предназначено для того, чтобы разрабатывать грунт при помощи режущих плоскостей и зубьев, которые при «глухом» закреплении к раме становятся одним целым с мотоблоком. В работе участвует тяга и вес всего устройства.

В комплекте мотоблока всегда есть одна или несколько единиц этого оборудования. В основном это плуг, окучиватель, фреза. Штатные изделия выполняют свою функцию номинально, так как при их изготовлении экономят на металле. Логичным маркетинговым ходом становится предложение мощных и надёжных плугов и окучивателей, но уже по соответствующей цене.

Плуг

В самой простой форме, предназначенной для средней техники, представляет собой стальную пластину, выгнутую в особой форме и закреплённую на железном рычаге. В рабочей части находится сменный резец, а на рычаг крепится предплужник, который облегчает вспашку. Достойно выполнить работу лёгкий плуг сможет только по лёгкому грунту на небольшую глубину (до 180 мм).

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Для более мощных профессиональных мотоблоков (МБ) плуги усовершенствуют разными способами — укрупняют, усиливают, спаривают, дополняют регулировками угла наклона и отвала. Сам рычаг превращается (ещё на заводе) в мощную балку, передающую вес на орудие. Глубина вспашки увеличивается до 320 мм. Таким устройством можно возделывать целину.

Проблема: ненадёжное крепление к МБ. Устраняется самостоятельно путём изготовления индивидуального крепления.

Цена «любительского» плуга начинается от 700 руб. Надёжный плуг из толстого металла для мощного МБ с балкой и регулировками будет стоить уже 7000–8500 руб.

Борона

Используется для создания ровного «пушистого покрывала» на зиму, предотвращающего сильное промерзание почвы. Бывает двух видов — прицепная и осевая. Прицепная может быть выполнена в форме стальной решётки или рамы (иногда складной) с острыми штырями, закреплёнными перпендикулярно ей. Работает за счёт собственного веса и тягового усилия МБ — тянется по пашне волоком, разравнивая вспаханную землю.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Другая разновидность бороны — дисковая. Закреплённые на раме тарельчатые диски с крупными сегментами вращаются, взрыхляя при этом землю. Более надёжный и профессиональный вариант.

Проблема: малый вес. Утяжеляется грузами на время работы.

Цена самой лёгкой и компактной рамной бороны — примерно 1500 руб. За крупный профи-вариант придётся отдать в среднем 10 000 руб. Стоимость дискового орудия — от 20 000 до 38 000 руб.

Окучиватель

Предназначен для подгребания земли на грядки. По устройству они бывают двух видов.

Дисковый. Представляет собой два подвижных тарельчатых диска, укреплённых на балке под углом. Вращаясь по ходу движения, они подгребают землю друг к другу.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Проблема: ненадёжность пластиковой втулки. Она выходит из строя на первых 100 метрах работы и появляется люфт дисков, который впоследствии становится причиной преждевременного выхода их из строя. Устраняется заменой втулки на подшипник.

Крыльчатый. По сути — спаренный плуг с ограничителем заглубления. Врезается в землю на 5–7 см и распределяет её по сторонам пластинами.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Проблема: ненадёжность крепления к балке. Устраняется путём вбивания в полую балку дюймовой трубы, что позволяет применить более надёжные крепления.

Цена от 500 до 10 500 руб. в зависимости от комбинации исполнения, веса и наличия регулировок.

Картофелекопатель «ласточка»

Острый дельто-образный резец с прутами в виде шлейфа, закреплённый на рычаге. Резец зарывается в землю и подходит под гнездо, клубни проходят по прутам на поверхность. Актуальна при небольшом объёме работ или стеснённых условиях.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Проблема: неуправляемость орудия. Оно либо зарывается в землю слишком глубоко, останавливая МБ, либо врезается в гнездо и портит клубни. Устраняется путём наваривания «пятки» с килем на резец.

Цена от 500 до 1500 руб.

Нож-отвал

Уменьшенная вариация рабочего органа бульдозера. Относится к коммунальной навеске.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Проблема: слабые крепления к МБ и быстрый износ в нижней части ножа. Устраняется модернизацией креплений и укреплением нового резца на сварку или болты.

Цена 4500–9500 руб.

Осевые орудия

Этот вид приспособлений, как мы уже выяснили, вращается на оси МБ или мотокультиватора. Мы рассмотрим три основных орудия, на использование которых приходится до 90% от всех случаев применения осевых устройств.

Фреза или культиватор

Полая штанга с лопастями. Формы лопастей имеют огромное количество разновидностей — от плоскореза Фокина до сплошного шнека. Производительность культиватора определяется шириной и глубиной фрезы.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Цена от 900 до 1800 рублей за пару фрез (в зависимости от диаметра и толщины металла). Фрезы в комплекте с осью (полуось) обойдутся в 2500–4200 рублей за штуку.

Борона осевая

Барабан, боковыми сегментами которого служат стальные пруты. Вращаясь, взрыхляет землю на 5–7 см.

Цена от 680 до 2500 рублей.

Грунтозацепы и пахотное колесо

Вспомогательные осевые орудия, не выполняющие прямых «обязанностей» по разработке грунта.

Грунтозацеп — рамная конструкция в виде колеса, имеющая лопасти 30–50 мм, направленные по радиусу. Устанавливается вместо резиновых колёс для езды по пашне и в распутицу.

Навесное оборудование для мотоблока. Часть 1. Стационарное и осевое

Пахотное колесо — круглый сплошной металлический барабан с креплением для оси в центре. Толщина — около 100 мм, диаметр 200–400 мм, имеет грунтозацепные лопасти. В барабане имеется отверстие с приваренной гайкой, которое позволяет наполнять барабан жидкостью или песком и использовать в качестве пробки болт. Устанавливается на ось для утяжеления при пашне.

Проблемы у этого класса одинаковые — износ и деформация мест крепления, а также самих лопастей. Решение также для всех одно — регулярная ревизия и заточка режущих частей (уменьшит нагрузку на них при работе). Также причиной преждевременного износа может послужить работа в режиме предельных нагрузок. Во избежание этого приобретайте технику с запасом мощности.

Грунтозацепы стоят от 1400 до 3600 за пару + удлинители (для расширения колеи).

Пахотное колесо обойдётся от 800 до 1500 рублей за единицу.

В продаже имеются готовые комплекты, включающие в себя набор необходимых орудий разной комплектности. Цены на них в зависимости от производителя (качества стали и сварки) варьируются от 4500 до 13 600 руб.

Осевые и навесные приспособления требуют изрядных физических усилий при работе. Поэтому их в первую очередь попытались модернизировать как сами земледельцы, так и заводские инженеры. В результате появились два следующих класса. О том, как выбирать, применять и обслуживать навеску активаторного типа, читайте в следующей статье.

рмнт.ру

06.11.14

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог