Москвичи надеются обжаловать в Страсбурге решение суда, лишившего их права собственности на гаражи

Европейский суд по правам человека рассмотрит жалобу группы москвичей на решение суда, лишившего их права собственности на гаражи. За этим могут последовать тысячи исков: столичная мэрия запустила программу строительства многоуровневых парковок на месте существующих гаражей и автостоянок в московских дворах.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобу членов гаражно-строительного кооператива № 8 московского района Некрасовка, снесенного по решению Кузьминского районного суда.


Москвичи надеются обжаловать в Страсбурге решение суда, лишившего их права собственности на гаражи.

В марте в районе Некрасовка в результате «силовой операции» были снесены 640 гаражей.

По мнению членов ГСК, принятые судебные решения не соответствуют Гражданскому кодексу. У всех владельцев гаражей право собственности было законно зарегистрировано в ЕГРП, а земельный участок был выделен ГСК в постоянное бессрочное пользование и по федеральному закону считается предоставленным в частную собственность. За снесенные гаражи москвичам была присуждена компенсация, но она оказалась, по их мнению, в 2–2,5 раза меньше рыночной стоимости утраченного имущества.

Как рассказал член правления ГСК-8 Владимир Попов, жалобы в Европейский суд подали несколько десятков членов кооператива Некрасовки, отправляя документы в Страсбург небольшими группами. И в датированном 9 июня ответе из ЕСПЧ на первое такое письмо говорится, что жалоба некрасовцев принята и будет рассмотрена судом. «Граждане отчаялись найти защиту в «карманных» отечественных судах, и справедливость при таких очевидных и массовых нарушениях прав им приходится искать не на родине, а за границей», – считает поддерживающий некрасовцев лидер партии «Яблоко» депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.

Как сообщил депутат, снос около сотни гаражей признала незаконным даже прокуратура Москвы.

Из ответа заместителя прокурора Москвы Алексея Григорьева на депутатский запрос следует, что в состав ГСК-8 входили 640 гаражей и все они уничтожены, хотя для исполнения решения суда поступили только 544 исполнительных документа. Власти, похоже, так спешили со сносом, что не стали ждать выполнения всех формальностей. Впрочем, прокуратура все равно не нашла оснований для своего вмешательства. А обещавший три месяца назад на «круглом столе» в Мосгордуме поднять вопрос в мэрии о повышении размера компенсации и. о. первого замруководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Виталий Крючков теперь к этому вопросу возвращаться не желает. Как объяснил чиновник, сумма оценки гаражей и размер компенсации их владельцам утверждены судом и пересмотру не подлежат.


Примеру некрасовцев в ближайшем будущем могут последовать десятки тысяч горожан. Если раньше их гаражи «выводились» (уничтожались) с целью освобождения площадок под жилое и торгово-офисное строительство, то теперь мэрия планирует добавить к этому массовое «высвобождение» занятых старыми гаражами участков для реализации программы «Народный гараж».

16 июня столичное правительство одобрило новый порядок строительства многоуровневых гаражей-стоянок на участках, занятых сейчас «плоскостными» автостоянками (от открытых парковок до капитальных ГСК).

Что до владельцев существующих гаражей, то они, по словам Крючкова, «должны понимать, что им все равно придется освобождать неэффективно используемые участки». В случае если у владельцев сносимых гаражей имеются документы о зарегистрированном праве собственности на землю, их стоимость пойдет в зачет цены будущего машиноместа. Себестоимость машиноместа в «многоуровневом объекте манежного типа», по оценкам чиновников, составит 350 тыс. рублей.

Очевидно, что стоимость старых гаражей, по оценке мэрии, не будет превышать этой суммы. Так, в Некрасовке людям предложили подписать согласие на компенсацию в 300-350 тыс. рублей за оформленный в собственность капитальный, с ямой и погребом гараж либо заключить договоры долевого участия на строительство машиномест в многоуровневом паркинге, представляющем собой практически открытую стоянку с отделенными друг от друга металлической сеткой машиноместами. Всего разработано 18 типовых проектов таких парковок (как называют их сами чиновники – «этажерок») – открытых, с железобетонными или металлическими опорами и армированным бетонным полом.

Впрочем, подавляющее число владельцев гаражей, скорее всего, не получат вообще никакой компенсации.

Если гараж посчитают «самостроем» или движимым имуществом, то его собственнику останется довольствоваться, как объяснил Крючков, повышением статуса – «из временщика в собственника». Так, в Южном Чертаново намерены отправить под снос ГСК № 37, созданный силами жителей близлежащих домов в 70-е годы прошлого века на выделенной им на законных основаниях земле, и прилегающие к нему стоянки № 23 и № 42 Московского городского союза автомобилистов на Варшавском шоссе. 27 мая на гаражах появилось объявление, в котором власти потребовали демонтировать гаражи до 1 июня, угрожая в противном случае их снести.

Всего под снос могут попасть 850 оформленных в собственность капитальных боксов. «В некотором смысле этот случай еще более одиозный, чем в Некрасовке, где по большему числу гаражей были судебные решения, – считает Митрохин. – Здесь власть хочет ограбить людей, снеся гаражи без судебных решений и компенсаций. Поскольку в действующем законодательстве нет даже определения понятия «гараж», это позволяет властям говорить о неправомерности его причисления к недвижимому имуществу. Гараж рассматривается как временное сооружение, это позволяет заключать краткосрочные договоры аренды земельного участка и отказывать собственникам в регистрации такого договора, а также самого гаража как объекта недвижимости».

По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, действующее законодательство (Конституция и Гражданский кодекс) в любом случае требует равноценной компенсации при необходимости вынужденного отчуждения имущества. «Но потерять гараж в Москве проще простого, – считает правозащитник. – Городские власти плевали на Конституцию и заняты только тем, чтобы доказать, что гараж его законному владельцу не принадлежит и все его документы не легитимны».

В результате потерявшим гараж москвичам придется выкладывать стоимость еще одного автомобиля за место в «этажерке», и позволить себе это смогут не все.

«Как бы не получилось, что после того, как мы сломаем плоскостные гаражи, народ не захочет покупать новые машиноместа и начнет ставить машины во дворах, – считает депутат Мосгордумы Игорь Антонов. – Нужны социологические исследования на уровне управ о том, сколько людей готовы воспользоваться программой».

Что же касается значительного увеличения машиномест, то и это тоже не очевидно. «Власти называют цифры, касающиеся нового строительства, но молчат о том, сколько при этом будет снесено существующих гаражей, – считает Травин. – Возможно, это число будет значительно больше».

Кроме того, разрабатывая программу строительства «этажерок» в московских дворах, в мэрии явно забыли, что далеко не все горожане – автомобилисты.

Да и автовладельцы не испытывают восторга, когда в обмен на занимаемую автостоянкой землю им предлагают построить в 20 метрах от жилого дома многоярусный гараж высотой с 6-этажное здание. Как сообщила инициативная группа жителей дома № 8 по ул. Малыгина на северо-востоке столицы, жильцы нижних (и не только) этажей в шоке от планов подобного строительства под их окнами, но представители районной управы перед телекамерами уверяют, что жители согласны с проектом. А 29 июня прошел сход жителей домов № 47/1 и № 49/1 по проезду Шокальского, протестующих против строительства многоярусного гаража-стоянки в непосредственной близости от их жилья.

Впрочем, власти не признают такое строительство точечным. А на посвященном строительству гаражей заседании правительства даже обсуждалась необходимость внесения изменения в действующие нормативы, не позволяющие строить подобные комплексы на внутридворовых территориях.

03.07.09

Закрыть

Строительный каталог