Строительный каталог

Мини-отель — гостеприимный бизнес

В сфере гостиничного бизнеса специалисты выделяют отдельную категорию — так называемые мини-отели, небольшие частные «гостеприимные дома», которые становятся все более популярным видом малого бизнеса в нашей стране.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

В Европе и Америке небольшие гостиницы, рассчитанные на 10–20 номеров, давно уже стали привычным и обыденным явлением, такие есть практически у каждой автомобильной заправки, у придорожного кафе, просто на улицах больших городов.

В России же пока эта сфера гостиничного бизнеса только развивается и эксперты на сегодняшний день считают мини-отели наиболее доступным, не требующим больших вложений и окупающимся достаточно быстро видом деятельности.

Чем отличаются мини-отели

Определить, сколько именно номеров может быть в мини-отеле, сложно, так как в разных странах эти критерии весьма отличаются. В Америке, где принято измерять все в крупных масштабах, к категории «мини» относятся уже те гостиницы, в которых меньше 150 номеров, однако в Европе принято называть мини-отелями хостелы и небольшие гостиницы, рассчитанные максимум на 50 номеров.

Чаще же всего мини-отель — это небольшое здание, в котором расположено не более 10–20 номеров, а иногда — обычная квартира, в которой две-три комнаты стали отдельными номерами.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Главная особенность небольших гостиниц — здесь значительно легче создать по-настоящему домашний уют, атмосферу, в которой хозяева отлично знают всех своих постояльцев не только в лицо, где гости общаются, возможно, обедают и готовят на общей кухне, а постоянным клиентам рады, как друзьям или родственникам. Эту особенность можно назвать и главным достоинством мини-отеля, привлекающим постояльцев — обычно здесь очень тихо и уютно, владельцы уделяют внимание пожеланиям и привычкам своих гостей. Такое индивидуальное отношение невозможно в крупных гостиницах, где обслуживание гостей поставлено на поток.

Еще одна особенность мини-отелей — часто владельцы сами проживают в том же здании и самостоятельно занимаются обслуживанием всех постояльцев, предпочитая не нанимать посторонних. Конечно, такой семейный бизнес возможен только в совсем небольших отелях, до 10–15 номеров, однако в любом случае многие хозяева принимают активное участие в работе своей мини-гостиницы, в отличие от больших гостиничных комплексов, которые могут принадлежать одновременно нескольким крупным инвесторам.

Итак, главные отличительные черты и особенности мини-отелей это:

  • тишина и небольшое количество постояльцев;
  • более низкие цены, особенно в сравнении с пяти и четырехзвездочными отелями;
  • географическое разнообразие — мини-отели могут располагаться практически везде, в центре мегаполиса, около вокзала, аэропорта, придорожного кафе, на берегу моря или речки, что предполагает большой выбор, а также удобную транспортную развязку и близость к основным местным достопримечательностям;
  • домашний уют и высокий уровень комфорта, вполне сравнимый с обычными частными квартирами;
  • индивидуальный подход к клиентам;
  • концептуальность, часто каждый номер такой мини-гостиницы оформлен в особом стиле, типовых помещений нет, комнаты могут располагаться и в мансарде, и во флигеле, и в отдельной пристройке. А зачастую весь отель превращается в особняк начала 20-го века или средиземноморскую виллу, предлагающие номера в выбранной стилистике.

Какие бывают

Хотя присваивать «звезды» мини-отелям не принято, специалисты все же выделяют несколько видов таких небольших гостиниц:

  1. Хостелы. Самые недорогие, рассчитанные на молодежь, путешествующую по городам и странам налегке, а также командировочных, экономящих на проживании. Хостелы могут располагаться в обычной квартире, в комнате проживают от 4 до 8 постояльцев, иногда для экономии пространства владельцы даже устанавливают двухъярусные кровати.
  2. Семейные пансионы. Такие мини-отели очень популярны у семей с детьми, здесь большое внимание уделяется именно маленьким гостям, в каждой комнате, в отличие от хостела, есть собственный душ и санузел, а также кухня, где родители смогут приготовить еду для своих малышей. Если семейный пансион расположен в частном доме, владельцы часто обустраивают во дворе детскую площадку, чтобы создать дополнительные удобства и привлечь клиентов.
  3. Бизнес-отели, рассчитанные на тех постояльцев, кому часто приходится путешествовать по делам своего предприятия. Такие гости ценят тишину, возможность принять партнеров в своем номере или специально оборудованной комнате. Такие мини-отели обычно предлагают полный пансион, так как готовить еду занятым делами постояльцам некогда.
  4. VIP-отели. Самая дорогая категория небольших гостиниц, иногда это отдельные квартиры-студии с полным комплектом бытовой техники и открытой террасой, или же небольшие коттеджи, объединенные одним закрытым двориком с ландшафтным дизайном, где есть место для пикников.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Есть также так называемые имиджевые отели, где главный упор сделан на стиль и особую атмосферу. Например, в старинном особняке может появиться настоящий мини-отель-музей с обстановкой конца XIX века или небольшой готический замок предлагает «комнаты с привидениями». Назвать такие мини-отели распространенным явлением в России пока нельзя, скорее это особая приманка для туристов и располагаются они в местах, известных своими достопримечательностями и популярных среди путешественников. К тому же такие имиджевые гостиницы обычно предлагают довольно дорогие номера.

Где открыть

По словам Александра Лесника, генерального директора компании Hotel Consulting & Development Group, на сегодняшний день мини-отели занимают всего 5% гостиничного рынка Москвы и являются весьма перспективным направлением деятельности. Так, открыть небольшой отель в старинном, реконструированном особняке в центре столицы значительно легче, чем отыскать достаточно просторный участок под застройку в центральном районе и возвести крупную гостиницу.

В Санкт-Петербурге, признанном туристическом центре нашей страны, мини-отели получили куда большее распространение. Согласно исследованию международного консультационного агентства недвижимости DTZ, мини-отели сегодня занимают 25% гостиничного рынка Северной столицы. Интересно, что чаще всего в Питере под мини-отели перестраиваются бывшие коммунальные квартиры, которых в городе в конце 90-х годов было вполне достаточно. Площадь таких гостиниц обычно порядка 200 квадратных метров, располагаются около вокзалов, в историческом центре или в непосредственной близости от станций метро.

В последние несколько лет активно открываются мини-отели в городах Золотого кольца: Суздале, Владимире, Ярославле, Костроме, Иваново и других. Здесь также сравнительно много путешественников, а ниша небольших и недорогих гостиниц пока практически свободна.

Также к местам, перспективным с точки зрения открытия мини-отеля, специалисты относят Подмосковье, особенно курортные зоны у водоемов или же имеющие удобную транспортную развязку с Москвой, поселки Карелии, Байкала и Алтая, то есть те регионы, которые своим географическим положением и красивой природой привлекают путешественников, причем не только из России.

И, наконец, лидером по числу мини-отелей являются, безусловно, курортные южные районы. Огромное число коттеджей, домиков, квартир, разделенных на несколько номеров, открывает свои двери перед отпускниками ежегодно в Сочи, Геленджике, Анапе и других приморских городах и поселках.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Особенность курортных мини-отелей в том, что обычно они активно работают только в летнее время. На зимний период владельцы чаще всего просто закрывают свою гостиницу или же живут здесь сами, если, конечно, там предусмотрено отопление — во многих мини-отелях на побережье Азовского или Черного моря его просто нет, так экономнее, да и необходимости такой нет.

Сколько стоит

Дешевле всего открыть хостел в собственной квартире — обустройство дополнительных койко-мест, закупка бытовой техники и дополнительных комплектов посуды на общую кухню обойдутся максимум в 5 тысяч долларов. Конечно, при условии, что до этого в квартире уже был проведен хотя бы косметический ремонт.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Построить коттедж у федеральной трассы или на окраине города в средней полосе России стоит порядка 30–50 тысяч рублей. Еще экономичнее — переделать под мини-отель уже возведенный частный дом — достаточно пристроить флигель, переделать чердак под жилую мансарду или просто переоборудовать жилые комнаты.

Строительство коттеджа на пять-шесть номеров на берегу Азовского моря обойдется владельцам будущего мини-отеля в 50–60 тысяч долларов, а если использовать технологи каркасного строительства — еще дешевле. Конечно, более крупные мини-отели, на 10–20 номеров, обойдутся владельцам дороже, также стоит учесть и довольно крупные расходы на закупку новой мебели, установку кондиционеров в каждом номере, приобретение холодильников, телевизоров и иной бытовой техники, которые сами по себе могут значительно превысить затраты на строительство здания. В итоге цена мини-отеля «под ключ», полностью готового принять постояльцев, может достигнуть 200–300 тысяч долларов, то есть 6,5–9,75 миллионов рублей.

Самые крупные вложения требуются в открытие мини-отеля в центре крупного города, во-первых, отыскать свободную площадь под застройку здесь довольно трудно, во-вторых, земля сама по себе довольно дорога, а в-третьих, переоборудование особняка или коммунальной квартиры в мини-отель связано с бюрократическими проволочками и получением массы разрешений и справок.

Относительно сроков окупаемости небольших гостиниц эксперты во мнении не сходятся, здесь большую роль играет и удачное месторасположение, и человеческий фактор — личные качества самих владельцев, их способность создать настоящий уют и привлечь постоянных клиентов.

В среднем, считают специалисты, мини-отель в центре города окупается за 5–7 лет, а гостиница у моря, принимающая постояльцев только три месяца в году — через 10 лет.

Если подсчитать, что, например, небольшой отель на 10 номеров, открывшийся на берегу Азовского моря, предлагает комнаты по 1,5–2 тысячи рублей в сутки, то максимальная выручка его владельцев, с учетом того, что все без исключения номера будут заняты все 92 дня лета, составит 1,84 миллиона рублей. Расходы на оплату коммунальных услуг — свет, вода, газ, налогов, а также на заработную плату наемных работников, закупку бытовой химии и так далее могут достигать 400 тысяч рублей за сезон. Следует учесть и тот факт, что ухаживать за коттеджем необходимо круглый год, а прибыль он приносит только в летний сезон. А вот затраты на рекламу у мини-отелей чаще всего отсутствуют — они привлекают новых клиентов с помощью «сарафанного радио», постоянные клиенты сообщают об уютном и недорогом месте своим друзьям и знакомым. Максимум, на что обычно идут хозяева — дают объявление на специализированном сайте или вывешивают на ворота табличку, хорошо знакомую всем отдыхающим — «Сдам комнату».

Мини-отель — гостеприимный бизнес

Итак, максимальная чистая прибыль достигает 1,44 миллионов рублей, если расходы на строительство и оборудование мини-отеля всем необходимым достигли 7–8 миллионов рублей, то действительно, окупить расходы хозяева смогут не ранее, чем через 5 лет, и то в случае популярности своей гостиницы.

Однако эксперты уточняют — все это только официальные данные, огромное количество владельцев мини-отелей просто не указывают свои истинные доходы, не регистрируются как частные предприниматели и, соответственно, не платят налоги.

Какие нужны документы

На сегодняшний день в Москве уже отменено лицензирование гостиничного бизнеса, так что получать лицензию на открытие мини-отеля вовсе не нужно. Единственная лицензия, которая понадобится хозяевам — на продажу алкоголя, если они пожелают открыть свой бар или кафе при отеле.

Однако владельцам мини-гостиницы необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то есть пройти обычную процедуру регистрации в налоговой инспекции по месту прописки, стать на учет во всех фондах, получить государственное свидетельство, официально оформить договоры со всеми работниками и, соответственно, честно платить налоги, в принципе, не слишком большие. ИП на упрощенной системе налогообложения будет платить всего 6% от дохода, плюс — налоги с заработной платы работников.

На этом отношения с органами государственного контроля у хозяев небольшого отеля не заканчиваются — им предстоят регулярные проверки пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической службы, необходимо подписать договоры на вывоз твердых бытовых отходов, проведение дезинфекции, завести книгу отзывов и предложений, журнал регистрации проверок и так далее. Если при мини-отеле действует кафе, в этот список должны входить договоры на поставку продуктов и санитарный паспорт автомобиля, на котором будут доставляться продукты. Кроме того, индивидуальный предприниматель обязан вести бухгалтерию, чтобы точно подсчитать сумму своих налогооблагаемых расходов.

Единственное исключение — хостел, в котором не более 9 мест, такие мини-отели эконом-класса официально регистрировать не нужно, владелец может просто заполнять ежегодную декларацию о доходах, оставаясь при этом обычным физическим лицом.

Мини-отель — гостеприимный бизнес

И снова уточним — подавляющее число мини-отелей, действующих в России, в частности, в курортных районах, нигде официально не зарегистрированы, их хозяева предпочитают не получать статус индивидуального предпринимателя, справляются с обслуживанием постояльцев своими силами или не заключают договоры с наемными работниками, особенно если они привлекаются только на туристический сезон. Специалисты отмечают, что данная сфера бизнеса в нашей стране остается одной из самых закрытых и непрозрачных.

Как видим, открыть собственный мини-отель не так уж и сложно, да и инвестиции в сравнении с другими видами деятельности невелики. И хотя сроки окупаемости небольших гостиниц достигают 5–7 лет, очень многие жители популярных среди туристов городов и приморских поселков предпочитают вкладывать средства именно в строительство мини-отелей, справедливо считая такой бизнес самым надежным способом обеспечить будущее своей семьи на долгие годы.

Анна Седых, рмнт.ру

Специальные предложения

Арочное пластиковое окно Арочное пластиковое окно
от 12 630 до 18 050 руб
Купить
Ремонт и отделка офисов, квартир и ванных комнат Ремонт и отделка офисов, квартир и ванных комнат "под ключ"
от 6 000 руб
Купить
Мостик Мостик
от 8 500 руб
Купить
Чаша напольного унитаза Jacob Delafon Panache E1370 Чаша напольного унитаза Jacob Delafon Panache E1370
6 870 руб
Купить
Алмазная вышивка: Алмазная вышивка: "Сладость"
1 200 руб
Купить
Тепловая пушка SIAL GRY 28 Тепловая пушка SIAL GRY 28
от 26 000 руб
Купить
Алюминиевый профиль для дверей Алюминиевый профиль для дверей
от 1 000 руб
Купить

Интересно

Закрыть

Строительный каталог