Техническая эксплуатация АЗС, часть 2

5.21. При оформлении товарно-транспортных накладных в них, а также в путевом листе делается отметка о показаниях суммарного счетчика ТРК при каждом наливе и при выезде и возвращении ПАЗС к месту стоянки.

5.22. Водитель, заправщик ПАЗС, обязан записывать показания суммарных счетчиков ТРК в журнале учета через каждые два часа работы.

5.23. Продажа горюче-смазочных материалов с передвижных автозаправочных станций за наличные деньги допускается только со специально предназначенных для этих целей ПАЗС, водители которых имеют удостоверение установленного образца.

5.24. Водителям ПАЗС, осуществляющим отпуск нефтепродуктов владельцам транспортных средств за наличные деньги, ответственным лицом на нефтебазе, в комбинате автообслуживания, управлении АЗС за эксплуатацию ПАЗС, выдается Удостоверение на право продажи нефтепродуктов за наличный расчет (прил.9). В случае использования ПАЗС, ранее отпускавших нефтепродукты владельцам индивидуального транспорта за наличные деньги, для обслуживания государственного транспорта удостоверение изымается.

5.25. При работе на ПАЗС должны строго выполняться требования техники безопасности и пожарной безопасности.

5.26. В связи с транспортной тряской при движении ПАЗС должны быть приняты меры против ослабления болтовых контактов заземления.

5.27. Сопротивление заземляющего устройства не должно превышать 10 Ом. Вертикальный заземлитель при установке забивают в землю на глубину 0,5-0,6 м.

5.28. Все соединения электропроводов должны быть тщательно изолированы и исключать какую-либо возможность искрения.

5.29. При получении электропитания от внешних сетей оно подсоединяется через отключающее устройство в соответствии с правилами устройства электроустановок. Водитель должен иметь II квалификационную группу по электробезопасности.

5.30. Во время движения дверки шкафов раздаточных устройств и ящиков должны быть плотно и надежно закрыты. Не допускается самопроизвольное открывание их во время движения. Крышка горловины цистерны должна обеспечивать надежную герметичность, легко открываться и закрываться, при этом исключается ее самопроизвольное открывание, а заземляющая цепь должна касаться земли.

5.31. Не допускается обледенение поверхности цистерны ПАЗС, поручней рабочих площадок, которое может привести к травмам обслуживающего персонала.

5.32. Каждая ПАЗС должна быть укомплектована:

специальным оборудованием и инструментом;

одиночным комплектом запасных частей;

мерником образцовым II разряда вместимостью 10 л, двумя огнетушителями, одним - для тушения пожара на транспортном средстве, другим - для тушения пожара при загорании перевозимого нефтепродукта;

кошмой (асбестовым полотном);

индивидуальной медицинской аптечкой;

средствами для сбора и ликвидации разлившегося нефтепродукта.

5.33. Использование ПАЗС на территории стационарных АЗС разрешается только в случаях остановки АЗС на ремонт или зачистку резервуаров.

5.34. Запрещается оставлять ПАЗС в рабочем положении без водителя-заправщика, эксплуатировать ее с неустановленным заземлением, без заземляющей цепи.

5.35. За работу передвижных автозаправочных станций персональную ответственность несут руководители нефтебаз (комбинатов автообслуживания, управлений АЗС).


6. Подготовка АЗС к эксплуатации в осенне-зимних

и весенне-летних условиях


6.1. Для обеспечения бесперебойной эксплуатации АЗС в осенне-зимний период необходимо:

отремонтировать, опробовать и подготовить к эксплуатации системы отопления зданий и подогрева масел;

утеплить колодцы водопроводной системы и пожарный гидранты;

огнетушители перенести в отапливаемое помещение и вывесить плакат с надписью "Здесь находится огнетушитель";

подготовить системы водостоков и очистных сооружений;

утеплить дверные и оконные проемы зданий;

заменить летние сорта нефтепродуктов на всесезонные или зимние;

смесераздаточные колонки переключить на отпуск бензина или законсервировать;

законсервировать колонки "Воздух - Вода";

подготовить инвентарь для уборки территории во время гололеда;

откачивать воду из резервуаров, заготовить и просушить песок для противопожарных нужд и для посыпки площадок и подъездных дорог при гололеде.

6.2. С наступлением осенне-зимнего периода необходимо:

пустить в эксплуатацию систему подогрева масел и отопления зданий;

своевременно очищать от снега сооружения, оборудование и площадки АЗС;

посыпать песком площадки и подъездные дороги при образовании гололеда.

6.3. По окончании зимнего периода необходимо:

принять меры, предотвращающие затопление территории АЗС и подъездных дорог к ним и всплытие резервуаров;

обеспечить надежную герметизацию резервуаров, исключающую попадание в них воды и утечку нефтепродуктов из них до наступления паводка;

очистить от мусора и льда все колодцы и приямки производственно-дождевой канализации;

снять утепления колодцев водопроводной сети и пожарных гидрантов;

отключить подогрев масел и включить смесераздаточные колонки и колонки "Воздух - Вода" при установившихся плюсовых температурах окружающего воздуха;

провести техническое обслуживание огневых предохранителей и дыхательных клапанов резервуаров АЗС;

вынести из помещения огнетушители;

при необходимости окрасить оборудование.

6.4. Включение и выключение системы подогрева масел, смесераздаточных колонок и системы отопления АЗС производят на основании приказа по нефтебазе, комбинату или управлению АЗС.


7. Прием нефтепродуктов


7.1. Нефтепродукты, поступающие на АЗС в автоцистернах и расфасованные в мелкую тару, принимают по товарно-транспортной накладной и объему, измеренному в резервуаре.

7.2. Перед началом слива нефтепродуктов оператор обязан:

убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности переключения запорной арматуры, соответствии полученного нефтепродукта продукту, находящемуся в резервуаре, в который он будет слит;

измерить уровень и температуру нефтепродукта в резервуаре;

убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, правильности заземления автоцистерны и исправности ее сливного устройства;

принять меры по предотвращению розлива нефтепродукта;

убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);

прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;

проверить уровень заполнения до планки и убедиться в отсутствии воды с помощью водочувствительной ленты перед сливом нефтепродукта из цистерны, если цистерна не опломбирована;

отобрать пробу из цистерны и измерить температуру нефтепродукта в ней.

Примечание. В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб.

7.3. Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете (графа 9 на обороте отчета). В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.

7.4. Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне, а также определения подтоварной воды.

7.5. Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, отсмотрев цистерны после слива.

В процессе приема нефтепродукта оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и розлива нефтепродукта.

Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.

7.6. Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:

неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;

отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;

неправильное оформление товарных и отгрузочно-транспортных документов;

недостача нефтепродуктов;

содержание воды в нефтепродуктах;

присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение соответствия качества нефтепродукта требованиям стандарта.

7.7. При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, доставившему нефтепродукты.

При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составляется акт на недостачу по форме N 12-НИ в трех экземплярах, из которых первый прилагается к сменному отчету, второй вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

7.8. Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы, измеряя уровень, температуру до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.

По окончании перекачки нетфепродукта задвижку на трубопроводе от нефтебазы до АЗС пломбирует представитель администрации нефтебазы, пломбир хранится у руководителя нефтебазы.

7.9. На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт по форме N 15-НП (прил. 10) в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации нефтебазы. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию нефтебазы. Он является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально ответственных лиц нефтебазы, второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.

7.10. Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей розлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

7.11. При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

7.12. Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей (прил.2).

7.13. Операторы АЗС обязаны принимать от клиентов полиэтиленовую тару из-под нефтепродуктов по установленным ценам.

7.14. На АЗС назначается ответственный за прием и хранение отработанных нефтепродуктов с указанием его прав и обязанностей.

7.15. Отработанные масла принимаются от индивидуальных владельцев транспортных средств в соответствии с Инструкцией по организации приема отработанных нефтепродуктов на автозаправочных станциях Госкомнефтепродукта СССР дежурным оператором.

7.16. Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС от владельцев индивидуального транспорта без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные (ММО), все прочие нефтепродукты - как смешанные (СНО). Учет принятых отработанных нефтепродуктов ведется в журналах.

7.17. АЗС, выделенные для приема отработанных нефтепродуктов, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.

7.18. Операции с этилированным бензином должны осуществляться в строгом соответствии с Правилами техники безопасности и промышленной санитарии при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций.

7.19. Прием и хранение топлива и особенно этилированного бензина в резервуаре с подтоварной водой запрещаются.

7.20. Измерение уровня и температуры этилированного бензина должно осуществляться специально выделенными для этой цели средствами измерения.

7.21. Для контроля за поступлением и оприходованием нефтепродуктов на АЗС ведется журнал учета поступивших нефтепродуктов по форме N 24-НП (прил.3). Страницы журнала нумеруют и скрепляют печатью. Число листов в журнале заверяется подписью руководства нефтебазы, комбината, управления АЗС.


8. Хранение нефтепродуктов


8.1. Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и таре, отвечающих требованиям ГОСТ 1510-84.

8.2. Все изменения в расположении резервуаров, колонок, трубопроводов и арматуры должны проводиться в соответствии с документацией, утвержденной главным инженером нефтебазы, комбината или управления АЗС, и вноситься в технологическую схему АЗС.

8.3. Уровень масла в заполненном резервуаре при подогреве должен поддерживаться на 150-200 мм ниже предельного.

8.4. Масла и смазки в таре должны храниться в специально отведенных местах АЗС на стеллажах.

8.5. Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной продажи, за исключением тормозной жидкости, запасы которой в торговом зале не должны превышать 20 бутылок.

8.6. Начальник или оператор АЗС должны ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.

8.7. Технические средства сбора отработанных нефтепродуктов должны обеспечивать их сохранность при хранении, транспортировке и приемо-сдаточных операциях.

Принятые отработанные нефтепродукты допускается хранить в любых маркированных и калиброванных резервуарах, а также в бочках и бидонах.


9. Отпуск нефтепродуктов


9.1. При отпуске нефтепродуктов с АЗС необходимо руководствоваться инструкциями о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, о порядке отпуска нефтепродуктов по кредитным картам и за наличные деньги индивидуальным владельцам транспортных средств, утвержденными Госкомнефтепродуктом СССР.

9.2. Заправка автомобилей и других транспортных средств производится через топливо-, масло- и смесераздаточные колонки.

9.3. Отпуск нефтепродуктов в тару государственному транспорту запрещается, кроме случаев, предусмотренных пп.9, 4, 13, 20.

9.4. Разрешается отпуск нефтепродуктов в канистры на АЗС, обслуживающих государственный транспорт, представителям предприятий и организаций, имеющих на своем балансе катера и моторные лодки, спортивным школам (картинги), а также организациям, проводящим работы механизмами и агрегатами в городских парках, на площадках и т.д. При этом получатель предъявляет письменное разрешение руководителя соответствующего предприятия системы нефтепродуктообеспечения на право получения нефтепродуктов в канистры данным лицом, а также документ, удостоверяющий его личность и место работы; при этом талоны, предъявляемые к отовариванию, должны быть дополнительно проштампованы печатью предприятия или организации, выдавшей разрешение.

9.5. Расфасованные в мелкую тару нефтепродукты выставляют в витрине для ознакомления потребителей с ассортиментом, ценой. Отпускает их оператор АЗС.

9.6. Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:

следить за исправностью и нормальной работой колонок;

требовать от водителя заправляемого транспорта выполнения правил пожарной безопасности АЗС;

определять ежесменно погрешность работы колонок с помощью образцовых мерников II разряда; фактическую относительную погрешность колонок (в процентах) записывать в сменном отчете в графе "погрешность колонки" со знаком "+", если колонка недодает нефтепродукты, и со знаком "-", если она передает.

Погрешность колонок в абсолютных величинах (миллилитрах) определяется по шкале горловины образцового мерника, а в относительных величинах (процентах) по следующей формуле:


целесообразно поверку колонок, отпускающих нефтепродукты индивидуальным владельцам транспортных средств, проводить мерником вместимостью 2 или 5 л (для масел) и 10 или 20 л (для топлив), а для государственного транспорта - 20 или 50 л;

требовать от водителя государственного транспорта путевые листы и сверять серии и номера талонов, предъявляемых для отпуска нефтепродуктов, с серией в разделе о движении горючего; на обратной стороне талонов должна стоять печать предприятия, выдавшего путевой лист;

проверять наличие и исправность пломб по схеме, указанной в формуляре данной колонки;

поддерживать чистоту на рабочем месте.

9.7. Поверка топливораздаточных колонок проводится по ГОСТ 8.045-80, маслораздаточных - по ГОСТ 8.220-76. Колонки, не удовлетворяющие требованиям указанных стандартов, к эксплуатации не допускаются.

9.8. Топливо из образцового мерника при ежесменной проверке точности работы топливораздаточной колонки необходимо сливать в бак владельца автотранспортного средства, предварительно получив его согласие на слив, при этом заполнение мерника и проверка дозы осуществляются в присутствии водителя заправляемого автомобиля. Бензин из мерника, недолитого на величину, превышающую допустимую погрешность колонки, в бак автотранспорта не сливается. Колонку необходимо отключить и отрегулировать. Бензин из недолитого мерника следует слить в резервуар, оформив это актом с указанием причины и показаний счетчика колонки.

О результатах государственной поверки делают запись в паспорте колонки и журнале учета ремонта оборудования.

9.9. Отпуск нефтепродуктов через колонку с погрешностями более указанных в ГОСТ 9018-82 и ГОСТ 14537-81 запрещается.

9.10. Оператор АЗС, обслуживающий ТРК, через которые производится отпуск нефтепродуктов по кредитным картам, обязан:

при приеме смены занести на перфорационную и магнитную ленты информацию о начале смены, показания суммарных счетчиков колонок, остаток нефтепродуктов в резервуарах;

осуществлять контроль функционирования аппаратуры отпуска и топливораздаточных колонок;

заносить на перфорационную и магнитную ленты информацию о приеме нефтепродуктов;

при передаче смены заносить на перфорационную и магнитную ленты показания суммарных счетчиков колонок, остатков нефтепродуктов в резервуарах, информацию о конце смены.

9.11. Контроль функционирования аппаратуры отпуска нефтепродуктов и колонок включает в себя:

проверку колонок на точность отпуска нефтепродуктов;

отключение колонок в случае неисправностей (гаснет или мигает индикатор по какой-либо колонке и включается звуковая сигнализация);

сообщение в группу обслуживания об обрыве или полном заполнении перфорационной или магнитной ленты информацией;

сообщение нефтебазе номера государственной регистрации автотранспортного средства, у водителя которого изъята кредитная карта.

9.12. Изъятые кредитные карты ежедневно сдают вместе с перфорационной лентой на нефтебазу.

9.13. На АЗС, отпускающих нефтепродукты за наличный расчет, необходимо вести журнал учета показаний суммарных счетчиков колонок, снятых через каждые 2 ч (прил.11).

9.14. При заправке автотранспорта не должны допускаться розливы и переливы нефтепродуктов.

9.15. Весь автотранспорт заправляется нефтепродуктами в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения (автомобили пожарной охраны, милиции, скорой помощи, хлебные и молочные, инкассаторные, снегоуборочные, связи; автомобили, занятые междугородными перевозками грузов, рейсовые маршрутные автобусы), а также индивидуальных автомобилей инвалидов труда, Героев Социалистического Труда, участников войны. Автомобили Госагропрома СССР, перевозящие скоропортящиеся продукты, заправляются вне очереди без ограничения.

9.16. Директор нефтебазы, комбината, управления АЗС несут ответственность за бесперебойное обеспечение АЗС необходимым ассортиментом нефтепродуктов.

Начальник, мастер или старший оператор АЗС несет ответственность за своевременное представление заявок на завоз нефтепродуктов на АЗС.

9.17. Отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару запрещается.


10. Защита металлоконструкций от коррозии


10.1. Противокоррозионную защиту наружной поверхности подземных сооружений АЗС осуществляют согласно ГОСТ 9.015-74 и ГОСТ 25812-83 комплексно путем нанесения покрытий на основе битумных материалов на катодных станциях или протекторами.

10.2. При выполнении работ по защите подземных и наземных резервуаров стационарных, передвижных и контейнерных АЗС от коррозии следует руководствоваться требованиями СНиП II-28-73, СНиП 2.03-11-85 и ГОСТ 1510-84.

10.3. Защиту от коррозии внутренних поверхностей резервуаров стационарных, передвижных и контейнерных АЗС рекомендуется осуществлять с помощью маслобензостойких покрытий ХС-717 и ХС-5132 или цинковых (толщиной 0,1 мм) и алюминиевых (толщиной 0,2 мм) металлизационных покрытий.

10.4. Работы по подготовке поверхности перед нанесением покрытий выполняют по ГОСТ 9.402-80.

10.5. Подготовку внутренней поверхности металлоконструкций перед окраской и окраску следует проводить согласно Временной инструкции по окраске резервуаров антикоррозионной эмалью ХС-717 с соблюдением стандарта СТ СЭВ 3951-82.

10.6. Подготовка поверхности перед металлизацией осуществляется только механическим способом с помощью пескоструйных или дробеструйных установок.

10.7. Работы по защите наружной поверхности наземных резервуаров АЗС необходимо проводить согласно Инструкции по окраске наружной поверхности резервуаров со светлыми нефтепродуктами теплоотражающими эмалями ПФ-5135 и ЭФ-5144.

10.8. Состояние защитных покрытий подземных сооружений необходимо контролировать согласно ГОСТ 9.015-74 и ГОСТ 25812-83.


11. Особенности эксплуатации АЗС,

обслуживающих иностранных владельцев

транспортных средств


11.1. Обслуживание иностранных владельцев транспортных средств проводится в соответствии с Указаниями о порядке отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях Госкомнефтепродукта СССР для заправки автотранспорта, принадлежащего иностранным дипломатам, торговым и другим представительствам, международным организациям, их сотрудникам, а также иностранным автотуристам N 04-21/4-66-210.

11.2. Перечень АЗС, обслуживающих иностранных автотуристов, устанавливается приказом госкомнефтепродукта союзной республики.

11.3. На АЗС, выделенных для обслуживания иностранных автотуристов, должны быть дополнительно дублированные латинским шрифтом:

объявления о дополнительных услугах;

щиты-схемы расположения ближайших АЗС;

ассортимент отпускаемых нефтепродуктов через топливораздаточные колонки на трех иностранных языках;

краткие разговорники на английском, немецком, французском языках;

правила обслуживания иностранных автотуристов.

11.4. Работники АЗС, связанные с обслуживанием иностранных автотуристов, должны пройти курс обучения по программе, рекомендованной госкомнефтепродуктом союзной республики и управлением по иностранному туризму при Совете министров союзной республики.

11.5. Работники АЗС, обслуживающих иностранных автотуристов, должны быть обеспечены улучшенной формой рабочей одежды.

11.6. Работники АЗС, выделенных для обслуживания иностранных автотуристов, проводят следующую работу:

заправку нефтепродуктами;

подкачку шин;

протирку стекол и другие услуги за установленную плату согласно действующему прейскуранту.

11.7. Обслуживание экипажей автотранспортных средств иностранных владельцев на территории СССР осуществляется согласно Постановлению Госснаба СССР от 6 июня 1979 года N 39 "Об утверждении порядка отпуска на территории СССР иностранным владельцам грузовых автотранспортных средств горюче-смазочных материалов по сервисным книжкам, выдаваемым Совинтеравтосервисом Минавтотранса РСФСР" и Постановлению Госснаба СССР от 27.12.79 N 85 "О распространении порядка отпуска на территории СССР иностранным владельцам грузовых автотранспортных средств горюче-смазочных материалов по сервисным книжкам, выдаваемым Совинтеравтосервисом Минавтотранса РСФСР, на соответствующий отпуск горюче-смазочных материалов иностранным владельцам автобусов".

11.8. Отпуск нефтепродуктов экипажам автотранспортных средств (грузовых и автобусов) иностранных владельцев на территории СССР производится только по сервисным книжкам П/О "Совинтеравтосервис" на автозаправочных станциях общего пользования, выделенных для этой цели госкомнефтепродуктами союзных республик, по согласованию с Госкомнефтепродуктом СССР и Совинтеравтосервисом.

11.9. Оператор АЗС перед отпуском нефтепродуктов проверяет заполнение на левой стороне квитанции сервисной книжки графы: агент, страна, владелец сервисной книжки и регистрационный номер автомобиля. Если не все указанные графы заполнены, следует предложить водителю их заполнить.

После отпуска нефтепродуктов, в том числе в мелкой расфасовке, оператор АЗС подкладывает укороченную часть обложки сервисной книжки под четвертый (белый) экземпляр комплекта сервисной книжки (копировальная бумага не подкладывается), заполняет шариковой ручкой соответствующие графы правой стороны голубой квитанции, проставляет на всех четырех квитанциях оттиски кодового штампа АЗС (в левом нижнем углу), ставит свою подпись и дату отпуска (прил.12). Владелец сервисной книжки ставит свою подпись в правом нижнем углу квитанции. Автозаправочные станции обеспечиваются кодовыми штампами Совинтеравтосервисом. При отсутствии кодового штампа АЗС разрешается использовать штамп АЗС или нефтебазы с указанием даты отпуска. После выдачи нефтепродуктов оператор изымает первые три экземпляра квитанций (голубую, желтую и розовую), а четвертую (белую) вместе с сервисной книжкой возвращает владельцу.

11.10. Разрешается отпуск нефтепродуктов по отдельным заполненным комплектам квитанций сервисных книжек, предъявленных без сервисной книжки (прил.13). В этом случае отпуску подлежат только те сорта нефтепродуктов и в том количестве, которые указаны в квитанциях. Запрещается на отдельных комплектах квитанций вносить изменения в количество и стоимость нефтепродуктов или оказывать дополнительные услуги. Указанные квитанции после отпуска нефтепродуктов оформляются так же, как и квитанции, находящиеся в сервисной книжке.

11.11. Все квитанции, полученные АЗС, представляются в конце смены вместе со сменным отчетом нефтебазе, комбинату, управлению АЗС.

11.12. На автозаправочных станциях, выделенных для обслуживания экипажей автотранспортных средств иностранных владельцев по сервисным книжкам, должны быть:

образцы квитанции сервисных книжек,

кодовые штампы АЗС,

памятки для операторов АЗС,

информационные щиты Совинтеравтосервис у топливораздаточных колонок,

схема расположения ближайших АЗС, обслуживающих экипажи автотранспортных средств иностранных владельцев по сервисным книжками,

прейскуранты цен на нефтепродукты на трех языках (английском, немецком, французском).


12. Охрана окружающей среды


12.1. источником загрязнения окружающей среды на АЗС являются испарения нефтепродуктов ("большие и малые дыхания"), розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.

12.2. Для уменьшения испарения на АЗС нефтепродуктов следует:

поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность;

отрегулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью;

оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

герметично закрывать сливные и замерные устройства, люки смотровых и сливных колодцев после приема нефтепродуктов и измерения уровня, температуры, плотности;

не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автомашин;

сливать нефтепродукты из автоцистерн только с применением быстроразъемных герметичных муфт МС-1.

12.3. На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха. Отбор и анализ проб проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-76 и Временной методики по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР. Частота и место отбора проб определяются приказом директора нефтебазы, комбината, управления АЗС по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС) и фиксируются в журнале лаборатории, производящей отбор и анализ проб.

Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) в мг/куб.м по указанному стандарту:


бензин топливный в пересчете на углерод.............................................................

100

масла минеральные (нефтяные)...............................................................................

5

тетраэтилсвинец.......................................................................................................

0,005

окись углерода..........................................................................................................

20


Для жилых районов ПДК бензиновых паров соствляет (в мг/куб/м): среднесуточная - 1,5, максимально разовая - 5.

12.4. АЗС должна быть оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков. Разлившийся нефтепродукт собирают в сборник для отработанных нефтепродуктов, а площадку очищают сильной струей воды, направляя сток в канализацию. Сточные воды по производственно-ливневой канализации направляют на очистные сооружения, состоящие из колодца-отстойника, фильтра и колодца-сборника, или в накопитель сточных вод, из которого их вывозят на очистные сооружения других предприятий. Вопрос о наличии очистных сооружений или вывозе стоков решается в каждом конкретном случае.

12.5. Очистные сооружения эксплуатируют в соответствии с производственной инструкцией, составленной на основании требований типового проекта АЗС и Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов перекачивающих станций и АЗС и утвержденной руководством нефтебазы, комбината или управления АЗС.

12.6. Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.

12.7. Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости. Загрязненный фильтрующий материал и осадки отвозят в специально отведенные места и уничтожают.

12.8. Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заиливания их выходов, не реже 2 раз в год (весной и осенью) проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.

12.9. О всех изменениях, проведенных на очистных сооружениях, необходимо делать запись в паспорте.


13. Противопожарные мероприятия

и техника безопасности


13.1. При эксплуатации АЗС необходимо строго соблюдать действующие Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР.

13.2. Классификация помещений, установок и оборудования АЗС по взрывопожароопасности приведена в прил.14.

13.3. Все производственные и подсобные участки и помещения АЗС должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения по установленным нормам (прил.15).

13.4. ПАЗС и автоцистерны должны быть укомплектованы двумя огнетушителями, кошмой (асбестовым полотном), ящиком с сухим песком и лопатой и иметь информационные таблицы об опасности. Один из огнетушителей может быть малогабаритный (порошковый или углекислотный).

Закрыть

Строительный каталог