Пособие к ТСН 31-307-96 (МГСН 4.07-96), часть 2



3.2 Планировка и оборудование элементов участка



3.2.1 Организация полноценных условий для воспитания и оздоровления детей на участке ДОУ зависит от качества и количества размещаемого игрового оборудования, способствующего физическому развитию детей и соответствующего их возрастным особенностям.


3.2.2 Каждая групповая площадка оборудуется в соответствии с возрастом детей. Рекомендуемые комплекты оборудования представлены на рис. 3-8, общая номенклатура и габаритные размеры оборудования в Приложении 1 (справочное).


3.2.3 Каждый вид оборудования может иметь различное проектное решение, отличающееся материалом, технологией изготовления, габаритами, дизайном. Вместо единичных элементов оборудования на каждой групповой или общей площадках могут применяться единые объемно-пространственные физкультурно-игровые комплексы.


3.2.4 Оборудование общей физкультурной площадки рекомендуется применять в комплекте, разработанном НИИ дошкольного воспитания АПН. Примерное размещение оборудования на общей физкультурной площадке показано на рис. 9. Номенклатура и основные размеры оборудования представлены в Приложении 1 (справочное).


3.2.5 Размещать оборудование на групповых площадках следует в соответствии с эргономертическими данными и функциональными рабочими зонами элементов оборудования.


3.2.6 Теневой навес, предусматриваемый в составе каждой групповой площадки, не должен мешать двигательной активности детей, а также создавать "визуальную тень" для воспитателя, наблюдающего за детьми. Их ставят на границе групповой площадки, желательно, с ее северной стороны.


Навесы могут быть "сдвоенными" - на две смежные группы, а также могут быть сблокированы на 3-4 детские группы, но с условием сохранения групповой изоляции площадок.


Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию.


3.2.7 Полы теневых навесов следует делать деревянными (желательно из палубного бруса или рейки).


Вертикальная планировка участка должна обеспечить защиту пола теневого навеса от затекания дождевой воды: отметка пола должна быть выше отметки земли.


3.2.8 Конструкции теневых навесов должны быть выполнены из современных экологически чистых материалов.


Применение асбоцементных труб, а также кровельных асбоцементных листов и шифера не допускается.


3.2.9 Внутри теневого навеса может находиться различная переносная встроенная мебель и оборудование: детские стульчики и столики, стол и стул для воспитательницы, встроенная или пристроенная низкая и длинная скамейка вдоль стены для детей, встроенные или пристроенные шкафы для игрушек.


3.2.10 На групповой площадке для детей 0-1 года непосредственно у теневого навеса устанавливается барьер для овладевания ходьбой из четырех секций, столик-барьер, манежи в рассеянной тени от зелени.


3.2.11 На групповой площадке для детей 1 -2 лет размещается оборудование, на котором дети упражняются в ходьбе, беге, лазании и других движениях. Для детей, только овладевающих ходьбой, необходим барьер из четырех секций. Кроме того, на участке рекомендуется предусмотреть горку-манеж, состоящую из лестницы с ограждением, площадки и ската с боковыми бортиками, оборудования для профилактики плоскостопия.


Оборудование расставляется по периметру площадки и среди зелени таким образом, чтобы воспитатель хорошо видел всех детей. Утрамбованная площадка должна оставаться свободной для подвижных и индивидуальных игр с колясками, каталками, машинами.


3.2.12 Обязательным элементом групповой площадки для детей 1-2 лет является песочница или песочный столик с откидными бортиками для песочных изделий. Песочницы лучше делать приподнятыми от земли для игры стоя. В этом случае предусматриваются переносные скамеечки для игр с песком. Лучше применять песочницы из небольших секций, что удобно для смены загрязненного песка. Песочницы и песочные столики размещаются у деревьев или кустарника, дающих рассеянную тень.


3.2.13 На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет устанавливается оборудование, стимулирующее детей к упражнениям в основных движениях. Для упражнения в лазании младших детей рекомендуется лесенка-стремянка высотой 1 м, для более старших - вертикальная лесенка (гимнастическая лестница) высотой 2 м.


Для упражнения в равновесии устанавливаются столбики одинаковой высоты, балансиры. Для забрасывания мяча в горизонтальную цель можно использовать корзину, а в вертикальную - обруч, прикрепленный к гимнастической стенке.


Для упражнения в пролезании используются дуги, арки, тоннели.


В оборудование площадок входят разнообразные качалки и качели, позволяющие развивать вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Качалки могут быть одно-двухместные, простые и фигурные. Качели должны соответствовать росту детей: при росте 80, 90, 100 см сидение качелей устанавливается на расстоянии 0,17; 0,20; 0,24 м от земли.


3.2.14 На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет необходимо создавать условия для спокойных игр: строительных, игр с песком, куклами, мелкосборными конструкторами, крупными игрушками. Следует устраивать песочные дворики, которые могут быть разнообразной формы и легко вписываться в планировку участка. Песочный дворик располагают таким образом, чтобы он обязательно частично освещался солнцем. Желательно иметь тент-зонт.


Для игр с водой удобны надувные чаши из пластика (переносные); из строительных и гидроизоляционных материалов можно выполнить небольшие ванны-корытца и канальчики - для игры с корабликами и пр.


3.2.15 Для сюжетно-ролевых игр требуется легкое переносное оборудование: ажурные домики, строительный конструктор, декоративные объемные фрагменты ситуаций ("Джунгли", "Замок", "Ковбойская деревня", "Полицейская станция", "Аэродром", "Логово пиратов" и пр.).


В зимнее время на участке создаются снежные горки или используются горки высотой 1,2 - 1,5 м. Наверху горки должна быть ровная площадка 1,2х1,2 м, чтобы установить санки и сесть на них. Скат для малышей должен быть пологий, расширенный книзу.


3.2.16 На групповых площадках для детей 4-6 (7) лет должны быть созданы условия для разнообразной деятельности детей: совершенствования основных движений, закрепления конструктивных навыков, развития трудовых навыков; для сюжетно-ролевых игр.


Необходимо не только правильно подобрать оборудование и рационально разместить его на участке, но и определить места для игр, которые требуют специальных условий.


При применении на групповой площадке физкультурно-игрового оборудования, предполагающего возможность залезания (перелезания) ребенком на высоту более 1 м, под таким оборудованием внизу натягивается защитная, подстраховывающая от удара при падении, сетка.


3.2.17 Старшим дошкольникам доступны игры спортивного характера (городки, кегли, серсо, бадминтон). Для игр в городки выбирается площадка длиной 4-5 м. В кегли можно играть на площадке для городков. На групповой площадке детей 6-7 лет можно создать условия для игры в настольный теннис.


Укреплению вестибулярного аппарата детей и совершенствованию чувства равновесия помогают разные движущиеся устройства: качели, балансиры, бумы-балансиры. Для строительных игр необходим крупный строительный материал: кубы, бруски, цилиндры, призмы, дуги. Для спокойных игр устанавливается песочный дворик. Для игр с водой устраиваются короткие бетонированные ручейки, каналы. Могут устанавливаться специальные фирменные столики для мелкосборных конструкторов - LEGO и т. п., напольные и настольные трассы для механических и радиоуправляемых машинок и др.


Примеры планировки и оборудования групповых площадок для различных возрастных групп детей показаны на рис. 3-8.


Примечание: номера экспликации к рисункам даны в соответствии с Перечнем оборудования, малых архитектурных форм и элементов благоустройства участков (Рекомендации по размещению, планировке и оборудованию участков дошкольных учреждений, М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1984 г.).


3.2.18 Физкультурная площадка по своей организации и оборудованию является наиболее сложным и дорогостоящим элементом участка дошкольного учреждения. На ней должны быть: беговая дорожка, яма для прыжков, травяное поле для подвижных игр, спортивная площадка для двухкомандных игр, зона для размещения стационарного физкультурно-игрового, гимнастического и спортивного оборудования.


Беговая дорожка может быть замкнутой и проходить по периметру площадки или отрезком прямой. Длина кольцевой беговой дорожки может быть 100 м, а отрезка прямой - 30 м, ширина - 1,5-2 м.


Для покрытия беговой дорожки используются специальные смеси или современные синтетические покрытия. Применение асфальтового покрытия не допускается.


3.2.19 Около ямы для прыжков в длину и в высоту, размеры которой 2-4 х 1,5-2 м и глубина 0,3 - 0,4 м, должна быть дорожка для разбега длиной 8-14 м. По краям ямы устанавливается деревянный бортик, который для безопасности опускают ниже уровня земли на 0,01-0,02 м. Заполняется яма мелкозернистым песком, смешанным с опилками. На расстоянии 0,2-0,3 м от ямы на уровне земли укладывается деревянная планка для отталкивания шириной 0,2 м. Для прыжков в высоту на расстоянии 0,1-0,2 м от края ямы (в сторону заполнения) вкапываются две вертикальные стойки, на которые кладется рейка.


3.2.20 Спортивная площадка для двухкомандных игр имеет размеры 10х8,9х7 м; зеленая лужайка для подвижных игр с элементами спорта от 60 до 160 .


Площадка может иметь покрытие из естественного грунта или спецсмеси. По коротким сторонам площадки для игры в баскетбол устанавливаются деревянные щиты 1,0х0,8 м на металлических стойках. К щитам на высоте 1,8-2 м от земли закрепляются баскетбольные кольца с сетками.


Для игры в волейбол и бадминтон на расстоянии 0,5 м от боковых линий площадки устанавливаются металлические стойки, на которые натягивается сетка на 0,2 м выше поднятой вверх руки ребенка.


В спортивном ядре можно организовать площадку для игр в городки, кегли, серсо. На городошной площадке, размеры которой 7х10 м или 8х12 м, расчерчиваются: площадка "города", линии "кон" и "полукон". Площадка "города" может иметь грунтовое, бетонное или блочное покрытие. На расстоянии 2-3 м от нижней линии "города" наносится линия "полукон", на расстоянии 4-6 м - линия "кон". В 1,5-2м от верхней линии "города" устанавливается заборчик или сетка для перехвата бит.


3.2.21 Зеленая лужайка может быть произвольной конфигурации. На лужайке можно установить переносные воротца - 1,9х0,7 м для игр в футбол, хоккей; теннисный стол размерами 2,5х1,3 м и высотой 0,7 м; по краям лужайки - скамеечки для отдыха и болельщиков.


3.2.22 Зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами желательно размещать рядом с зеленой лужайкой. Рекомендуется устанавливать пространственно-стержневые конструкции и игровые гимнастические комплексы, в структуру которых входят стойки, перекладины, канат, гимнастическая стенка, сетка, наклонный бум, горизонтальные площадки и наклонные спуски.


Может применяться иное оборудование, способствующее укреплению костно-мышечной системы ребенка, предназначенное для лазания, балансирования, подлезания, пролезания, подтягивания, отжимания, развития меткости. Оборудование должно иметь сертификаты - гигиенический и соответствия.


Из отдельно стоящих элементов оборудования рекомендуются: горки и столбики для спрыгивания из отрезков бревен разной высоты; горки-ступеньки из досок, уложенных на металлические стойки высотой 0,2-i ,0 м; гимнастические стенки из 5-6 пролетов шириной по 0,7 м каждый и высотой 1,5-2,5 м; бревна-балансиры, которые укладываются непосредственно на землю или металлические опоры высотой 0,35-0,5 м, параллельно, по два в ряд, в "цепочку"; разновысокие перекладины и др.


3.2.23 Для упражнений в подлезании на площадке устанавливаются прямоугольные или арочные воротца разной высоты - 0,6-1,0 м, выполненные из гнутых металлических стержней или железобетонных элементов. Они размещаются в ряд или группами, образуя тоннели, лабиринты.


Для развития меткости используются стенки для игры в мяч и экраны для метания в цель, которые дополняются кольцами, корзинами, сетками для забрасывания мяча.


3.2.24 Над физкультурной площадкой желательно предусматривать тентовое покрытие для полного или частичного ее затенения от солнца. Для этого по краям зеленой лужайки или спортивного ядра устанавливаются металлические штанги, на которые крепят тентовое покрытие. У физкультурной площадки можно предусмотреть устройство душа.


3.2.25 Конструктивное решение монтируемого оборудования должно обеспечивать безопасность: снаряды следует устанавливать на прочном железобетонном фундаменте, под снарядами высотой до 1м - укладывать песчаную подушку слоем 0,3 м, у снарядов выше 1 м - предусматривать подстраховывающее устройство в виде натянутой горизонтальной сетки. Сетка натягивается на раму, по типу батута, охватывая площадь под снарядом радиусом (расстоянием от конфигурации снаряда до края сетки) не менее 1,2 м. Высота установки сетки - 0,6 м, при ее натяжении, не позволяющем в случае падения ребенка с высоты 2 м коснуться поверхности земли.


3.2.26 Площадка по обучению правилам поведения пешеходов на улице в своем составе может иметь имитируемые улицы, тротуары, перекрестки, сложные развязки. Для развития у детей зрительного восприятия кодовых элементов города на улицах устанавливаются светофоры, дорожные знаки и указатели, в местах перехода наносятся "зебры", обозначения "переход", "стоп", "стоянка". Ширина проезжей части "улицы" - две встречные "машины" - 2,0 м, ширина тротуаров - 0,6 -1,0 м. В составе автострады можно предусмотреть "гаражи", "автостоянки", "автозаправочную станцию", "Пост ГАИ" и пр.


Пример планировки и оборудования площадки для обучения детей правилам дорожного движения показан на рис. 10.


3.2.27 Покрытие "улиц" и "тротуаров" автогородка допускается выполнять из асфальта или бетона с цветным заполнителем. На серое асфальтовое покрытие можно нанести слой цветной полимерной мастики. Цветом можно выделить важные моменты игры, используя для этого локальные пятна красного, желтого, зеленого цвета.


3.2.28 Хозяйственная площадка оборудуется мусоросборниками, может иметь хозсарай с местом для хранения садового и уборочного инвентаря. Однако, последнее является принадлежностью в большей степени загородных территорий. В городе хозкладовую и кладовую садового инвентаря следует предусматривать в здании.


Хозплощадка одновременно используется как разворотная площадка для грузового автомобиля, поэтому в габаритах разворота не следует размещать хозяйственное оборудование или хозяйственные постройки.


3.2.29 Примеры планировки и оборудования групповых и общих специализированных (лечебно-гимнастических) площадок для детей с нарушениями развития (компенсирующих детских групп) представлены на рис. 12-16.



3.3 Благоустройство и озеленение



3.3.1 По периметру участка, как правило, устраивается зеленая защитная полоса, способствующая улучшению воздушной среды, снижению уровня шума и скорости ветра. Ширина полосы - не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6м.


Ветрозащитные полосы могут быть в виде одно-двухрядной или групповой посадки деревьев с расстоянием между деревьями не менее 4м.


При ориентации окон на юг, юго-восток и юго-запад, линия посадки должна быть удалена от здания на расстояние не менее двух высот полного роста дерева для лиственных пород и пяти высот - для хвойных. При восточной ориентации деревья могут высаживаться на расстоянии одной высоты полного роста дерева.


3.3.2 При озеленении допускается посадка фруктового сада. Не разрешается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении, а также привлекающие большое количество насекомых.


3.3.3 Группы деревьев и кустарника рекомендуется располагать на открытом газоне, в местах пересечения дорожек, у групповых площадок, возле общей физкультурной площадки и в других местах, требующих затенения.


В зависимости от общего архитектурного решения всего ансамбля здания ДОУ, характера окружающей архитектуры и организации благоустройства, высадка деревьев и кустарника, их оформление (подстрижка) могут носить стильный, регулярный характер, однако в любом случае следует стремиться организовать рассеянную тень от деревьев над игровым пространством для детей.


3.3.4 В рекомендуемый ассортимент зеленых насаждений входят деревья: липа, береза, клен, сосна, ель, лиственница, ясень, вяз, рябина; кустарник: кизильник, сирень, жасмин, вяз кустовой, клен татарский.


Пример ассортимента зеленых насаждений (для ДОУ на 10 групп) предложен в Приложении 2.


3.3.5 Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках рекомендуется создавать две контрастные по режиму радиационные зоны - открытую и затененную.


Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарника в одну полосу шириной 0,75-1,0 м.


Расстояние между кустами в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди - 1,0-1,25 м; при изоляции хоздвора она может быть увеличена до 2,5 м.


3.3.6 Важнейшим элементом озеленения является газон. Для его устройства применяется смесь трав, наиболее устойчивая к вытаптыванию: мятник, тимофеевка, клевер. Соотношения смеси трав для газонов приведены в Приложении 3.


3.3.7 Стрижка газона - обязательное условие его содержания; она придает эстетичный вид участку, озонирует его.


3.3.8 На групповых площадках детей от 0 до 2 лет должно быть сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц.


Физкультурная площадка может быть полностью засажена травой (кроме беговой дорожки и площадки для прыжков).


3.3.9 На групповых площадках для детей старше трех лет кроме травяного применяется покрытие из утрамбованного грунта площадью не более 60 . Гравийное покрытие (толщиной не менее 0,15 м, с уклоном 1-2 %) сверху засыпается слоем глины с отсевами гравия и несколько раз прокатывается.


Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и скамьями, т.к. трава в этих местах быстро вытаптывается.


Вокруг песочных двориков укладывают плиты шириной 1,0-1,5 м.


3.3.10 Обязательным условием благоустройства является покрытие подъездов к участку, а также мощение дорожек. Для устройства твердого покрытия на площадках и дорожках можно использовать природные или близкие к ним материалы: кирпичную крошку, бетонную плитку, изоловые покрытия, цветной бетон с добавками или нанесенным слоем цветной мастики, которая дает яркую однотонную поверхность.


3.3.11 Применять асфальтовое покрытие для групповых площадок, общей физкультурной площадки, специализированных площадок для игр и занятий с детьми (кроме площадки для изучения правил дорожного движения) - не допускается.


Допускается применение асфальтового покрытия для пешеходных дорожек, велосипедной дорожки.


Хозяйственная площадка, площадка для мусоросборников, грузовой автомобильный проезд к зданию должны иметь асфальтовое покрытие.


3.3.12 Около групповых площадок и здания могут быть высажены многолетние или однолетние декоративные цветы, не требующие сложного ухода, разнообразные по цвету и запаху. Цветы нужно подобрать так, чтобы они, сменяя общую цветовую гамму, цвели в течение всего сезона.


3.3.13 В огороде-ягоднике высаживают овощи и ягоды. Ширина грядок должна быть 0,6-0,7 м, рабочие дорожки между грядками - 0,4 м, направление грядок - широтное. Маршрутная дорожка при подходе к огороду ягоднику - шириной 1 м.


3.3.14 При благоустройстве участка требуются мероприятия по отводу дождевых и вешних вод с территории, а также подводка воды к плескательному или плавательному бассейну. Прокладка труб должна предусматриваться подземной.


3.3.15 На участках ДОУ устраивается электрическое освещение. Групповые площадки, вход на участок и входы в здание должны быть освещены. Рекомендуется освещать лыжню, зимний каток, другие площадки, которыми пользуются зимой в темное время суток.


Столбы с осветительной арматурой ставятся у площадок и возле пешеходных дорожек. Для освещения входов в ДОУ применяется наружная осветительная арматура, крепящаяся к стенам или элементам крылец у входов в здание.


Может быть применено декоративное освещение - фасадов здания или пейзажных фрагментов участка.


3.3.16 Возможные технические решения разных типов твердых покрытий на участках показаны на рис. 17-18; примеры посадки кустарников и решения живой изгороди - на рис. 19; рекомендуемые приемы посадки деревьев - на рис. 20.



4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ


4.1 Функциональная структура дошкольных учреждений



4.1.1 Функциональную структуру ДОУ определяет принятая в учреждении Программа воспитания и обучения. В сегодняшних условиях педагогическим коллективам предоставлена свобода выбора программ. Это может быть Программа, разработанная как в государственных системах образования, так и собственная, авторская. Однако при проектировании ДОУ следует учитывать ряд особенностей режима дня в детских группах и санитарно-гигиенических требований, имеющих общее значение.


4.1.2 Кормление детей в ДОУ осуществляется одновременно во всех группах 3-4 раза в день. Как правило, в одно и то же время во всех группах проводятся фронтальные занятия со всей группой детей одновременно (в первой половине дня, сразу после завтрака). После этих занятий все группы выводятся на прогулку (на групповые площадки земельного участка).


4.1.3 В разновозрастных группах или в группах детей младшего возраста (до 3-4 лет) дневной сон детей может быть для одних детей двухразовым, для других - одноразовым. В этой связи целесообразно проектирование спальни в виде двух сообщающихся пространств, с сохранением общей визуальной связи между ними. Также в разных режимах могут проходить занятия по подгруппам детей. При этом, если в составе групповой ячейки не предусматривается специальное помещение для занятий по подгруппам, следует организовать соответствующее зонирование площади групповой, чтобы с помощью столиков с защитными экранами, ширм, барьеров-перегородок, стульев с высокими спинками и т.п. выделить автономные зоны, предназначенные для занятий по подгруппам.


4.1.4 В компенсирующих ДОУ (компенсирующих группах в ДУ общего типа) программы общеразвивающие и общеоздоровительные сочетаются с лечебно-восстановительными мероприятиями, корректирующими основной дефект развития или компенсирующими утраченные способности.


4.1.5 Компенсирующие ДОУ следует проектировать с учетом создания необходимых условий для:


обучения и воспитания детей с аномалиями развития по специальным программам и учебным планам;


коррекции недостатков физического, психического и интеллектуального развития в процессе специальных занятий по исправлению дефектов развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.


4.1.6 Следует иметь в виду, что в компенсирующих ДОУ или в компенсирующих группах специальные занятия проводятся с каждым ребенком по очереди непрерывно в течение дня и независимо от остальных мероприятий в группе: ребенка на занятия могут пригласить с обеда или с прогулки. Это обстоятельство обусловливает определенные требования к размещению и планировочному решению компенсирующих групповых ячеек: их целесообразно проектировать в одном уровне, компактными, с удобной связью с комнатой коррекции и с групповой площадкой на участке.


Если комната коррекции предусматривается не в составе групповой ячейки, при комнате коррекции следует предусматривать детскую раздевальную верхней одежды на 4-6 мест.


4.1.7 Классическая функциональная модель ДОУ общего типа состоит из набора групповых ячеек, одного или двух залов музыкальных и гимнастических занятий, возможно, иных специализированных помещений для работы с детьми, а также сопутствующих групп помещений (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовых помещений (администрации, персонала, туалеты, кладовые).


4.1.8 В ДОУ общего типа степень групповой изоляции должна быть достаточно высокой. В функциональном отношении каждая групповая ячейка в здании автономна. Детские группы поочередно и организованно выводятся в залы для музыкальных и гимнастических занятий, иные специализированные помещения или на участок для прогулок или занятий на общей физкультурной площадке. Готовую пищу из пищеблока персонал поставляет непосредственно в групповую ячейку (в буфетную), где происходит порционирование с использованием комплекта столовой посуды. Каждая группа имеет собственный комплект столовой посуды, мытье и хранение которой осуществляется в буфетной.


4.1.9 Для детей старшего возраста (4-7 лет) могут применяться так называемые сдвоенные групповые ячейки, которые характеризуются наличием общих помещений служебно-бытового назначения (комната персонала, туалет персонала, помещение для сушки одежды), а также помещений для детей, которые двумя группами используются поочередно (комната для занятий по подгруппам, комната коррекции, комната психологической разгрузки, функциональные игровые модули - "Модуль-мастер", "Модуль-театр", "Модуль-гладиатор" - физкультурно-игрового оборудования), а также холлы, открытые террасы или остекленные веранды, входящие в планировочную структуру сдвоенных групповых ячеек.


4.1.10 Принципиальная модель функциональной структуры ДОУ заключается в том, что групповые ячейки распределяются по периферии здания, имея хороший фронт естественного освещения, а специализированные и сопутствующие помещения, для удобства пользования, размещаются в центре здания, при сохранении удобных и коротких связей с каждой групповой ячейкой.


4.1.11 Медицинские помещения в ДОУ на 4-7 групп представлены медицинской комнатой (12 ), совмещающей функции медицинского кабинета (педиатра) и процедурного (прививочного) кабинета. В ДОУ на 8-10 групп предусматриваются два помещения: медицинская комнта (10 ) и процедурный кабинет (8 ). В состав медицинских помещений входит изолятор, содержащий 1-2 палаты на 1-2 места каждая, приемную изолятора, оборудуемую мойкой и навесным шкафом для хранения посуды, а также туалет, который, как правило, в том числе используется для приготовления дезрастворов.


4.1.12 Пищеблоки в ДОУ общего типа предполагаются работающими на сырье и содержат загрузочную, кладовые продуктов, кухню и раздаточную, моечную кухонной посуды. В зданиях крупной вместимости (8-10 групп) в составе кухни выделяется холодный цех.


Постирочная в ДОУ работает из расчета стирки 1/3 общего объема стираемого белья, при стирке остального белья в городских прачечных.


4.1.13 Укрупнение зданий (увеличение числа детских групп) в определенной степени повышает эффективность использования его специализированных и сопутствующих помещений.


4.1.14 В малых ДОУ нет зальных помещений (их включение не предусмотрено МГСН 4.07-96 как обязательное). Составы и площади специализированных и сопутствующих помещений могут быть сведены к минимуму: медицинская комната используется для временного размещения заболевшего ребенка, комната персонала (общая), кабинет-оффис для заведующего (как правило, совмещающего обязанности воспитателя) и приема посетителей, кладовая.


4.1.15 Комплексы дошкольного воспитания преследуют цель сохранить психологический комфорт малых ДОУ одновременно с эффективностью централизованного использования помещений для работы с детьми, бассейна, зала-арены, и пр. а также сопутствующих помещений - пищеблока, прачечной, медицинского блока, помещений коррекции, которые могут быть лучше оснащены и иметь более развитый состав.


4.1.16 Если в КДВ предусматривается централизованный пищеблок, он работает на основе автотранспортной доставки готовой пищи (например, в специальных термоконтейнерах); централизованная прачечная - на основе автотранспортной доставки белья.


4.1.17 По части компенсирующей деятельности, коррекции и медицинского обслуживания в групповых отделениях КДВ - медперсонал и узкие специалисты осуществляют работу с детьми непосредственно в групповых отделениях - в медицинской комнате и комнате коррекции.


4.1.18 По статусу дошкольное образовательное учреждение, размещаемое непосредственно в здании ЦДВ - это может быть ДОУ общего типа с одним или несколькими приоритетными направлениями развития детей, а также Центром развития ребенка с оказанием педагогических, медицинских услуг, услуг по коррекции и психологической помощи в развитии, поддержке и оздоровлении всех воспитанников.


4.1.19 Достаточно эффективными в экономическом отношении являются прогулочные группы, не содержащие пищеблока, постирочной, не имеющие спален в групповых ячейках. В их составе предусматривается помещение для подстирки и функциональная зона кухни, где можно разогреть чай. Если для размещения прогулочных групп используется специально выделенная незаселенная жилая квартира, для этих целей используются санитарный узел и кухня жилой квартиры.


4.1.20 В дежурных группах кратковременного присмотра дети могут находиться от нескольких часов до нескольких суток (группы могут быть дневные и круглосуточные). Дети в них образуют разновозрастные - детские группы с постоянно меняющимся составом и численностью детей.


Организация питания и стирки белья в дежурных группах кратковременного присмотра должна строиться на основе договоров с предприятиями общественного питания или продовольственных торговых предприятий по поставкам полуфабрикатов или готовых блюд. Эти условия на стадии разработки задания на проектирование должны быть предварительно согласованы с органами Госсанэпиднадзора. Стирка белья может осуществляться в городских прачечных, а также своими силами в бытовых стиральных машинах.



4.2 Общие требования к функционально-

планировочной организации зданий



4.2.1 Все групповые ячейки (набор помещений основного пребывания детей, принадлежащий только одной детской группе) в ДОУ должны проектироваться универсальными. Для этого необходимо в составе групповой ячейки иметь пять помещений (раздевальная, групповая, спальня, буфетная и туалетная) с соответствующими площадями, определяемыми МГСН 4.07-96. Соответствие антропометрическим и возрастным особенностям детей, программным требованиям к детским группам разного возраста и с различными принципами комплектации по возрастам (одно-, двух- или трехвозрастные) в универсальных групповых ячейках достигаются, главным образом, подбором и установкой санитарно-технических и осветительных приборов, мебели и оборудования. Сюда же относится оборудование, обеспечивающее трансформацию планировочного решения отдельных помещений - это глухие или светопрозрачные трансформируемые перегородки, ширмы, перегородки-барьеры.


Целесообразность иметь групповые ячейки в зданиях ДОУ универсальными определяется динамикой соотношения детских групп детей разного возраста в процессе эксплуатации здания, а также возможностью, определяемой Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, по желанию родителей, в соответствии с конъюнктурой спроса, менять приоритетные направления работы с детьми - как в отдельных группах, так и во всем дошкольном учреждении в целом.

Закрыть

Строительный каталог