В прошедшем году рынок недвижимости сотрясало от многочисленных скандалов с недобросовестными застройщиками. В результате принятых законодательных мер они практически вышли из игры, оставив за собой недостроенные дома, пустые счета и почти потерявших надежду людей. Факты такого откровенного мошенничества посеяли самую настоящую панику даже в рядах тех соинвесторов, чьи дома возводятся с той или иной задержкой (а по нынешним реалиям в эту категорию попадают практически все новостройки). И вот налицо результат этой паники - в стремлении заявить о себе как можно громче и заметнее, достучаться до тех, кто принимает решение, в ход идут пикеты, митинги и голодовки. К стучащим касками шахтерам, месяцами не получающим зарплату, и пенсионерам, блокирующим магистрали в связи с отменой льгот, ко всем этим традиционным социально незащищенным группам населения активно присоединяются обманутые соинвесторы. Либо же те, кто хочет считать себя таковыми: многие поспешили объявить себя обманутыми, чтобы на волне всеобщего протеста получить от этого "героического" статуса определенные дивиденды. Кто обманут?
Мода на протесты внесла изрядную путаницу в само понятие "обманутые соинвесторы". К таковым себя сегодня причисляют не только те граждане, которые заплатили свои деньги компании, чьи активы арестованы, а руководство ударилось в бега, но и те, которые слишком долго (по их мнению) ждут ключи, а потому с помощью разных протестных акций надеются "ускорить процесс". В одном случае мы имеем дело с гражданским и уголовным преступлениями, в другом - с инвестиционными рисками, которые, по идее, должны в равной степени нести как застройщики, так и соинвесторы, несмотря на все протесты последних. Позволим себе небольшой экскурс в прошлое. Когда городские власти приняли решение разрешить заключать договора соинвестирования и долевого строительства, рынок воспринял это с энтузиазмом - у застройщиков появились деньги на начальном этапе, у частных граждан - возможность на нем же приобрести квартиру изрядно дешевле, чем если бы она была уже построена. Проблема в том, что, вводя в обиход совершенно новый тип взаимоотношений продавца и покупателя, никто толком не объяснил последнему, что статус соинвестора предполагает, помимо прочего, совместное разделение рыночных рисков, к которым в первую очередь относятся задержки строительства. Сегодня приходится констатировать, что лишь ничтожная часть домов сдается и заселяется точно по графику. Понятно, что подобное положение дел не может не нервировать. Но ведь нужно отдавать себе отчет в том, что взамен на незапланированное ожидание и потраченные нервы приобретается жилье, которое в готовом виде обошлось бы минимум на 40 - 50% дороже. Зато, наверное, безо всякой нервотрепки! Речь на самом деле идет об элементарном выборе: либо вы платите полную рыночную цену за квартиру, которую можно увидеть и пощупать руками, либо вы платите половину цены, но ждете, когда дом будет достроен. Причем в ситуации, когда стоимость жилья постоянно увеличивается, даже это незапланированное ожидание будет "оплачено" - за счет роста цены долгожданной квартиры. Нужно при этом понимать, что задержка строительства невыгодна никому - ни дольщикам, ни застройщикам: последние тоже несут немалые потери, в том числе и репутационные. В конце концов есть простой способ проверить, кинула ли вас компания-застройщик или же речь идет о рабочей проблеме, которая будет решена в определенные сроки. Чтобы поставить диагноз ситуации, нужно попытаться расторгнуть договор с застройщиком и потребовать вернуть назад свои деньги. Если будет получен отказ (или ответ в духе: заходите через полгода, тогда вернем), считай, что дело плохо. Если же компания будет готова вернуть вам деньги, стоит уточнить сроки реальной сдачи дома и ждать. Из всех дивидендов, которые можно получить в этой непростой ситуации, квартира - самый лучший вариант. Почувствуйте разницу Примеров, когда подобная диагностика работает, накопилось немало.
Сейчас у всех на устах печальная участь обманутых соинвесторов высотного жилищного комплекса "Вертикаль", где руководство компании-застройщика попросту сбежало. Городским властям пока не удалось привлечь на дострой объекта нового инвестора. А самый, пожалуй, запущенный случай - это ситуация с соинвесторами печально известной "Социальной инициативы".
Так, инвестиционный контракт по жилому дому на бульваре Маршала Рокоссовского (вл. 5 - 8, 41) был подписан 10 (!) лет назад, но до сих пор строительство так и не началось. Диагноз "обман" здесь поставлен и обжалованию не подлежит. "Лечить" столь запущенные случаи будет правительство Москвы и Московской области, которые практикуют перезаключение инвестиционных контрактов, договариваясь с проверенными строительными компаниями о завершении строительства. По такой схеме и привлечена к дострою домов на Щелковском шоссе и Ботанической улице (объекты компаний "Стройиндустрия" и "Стройметресурс") компания "СУ-155". Почти половину недостроенных домов того же "Стройметресурса" возьмет на себя компания "Ренова-девелопмент".
Компания "ПИК-Регион" достраивает дома пострадавших соинвесторов в Мытищах, Долгопрудном и пр.
Однако у "СУ-155" в 22-м микрорайоне г. Балашихи из-за волокиты с документацией по инженерным сетям сдача первой очереди домов задержана на год. В той же Балашихе более полутора лет стоят незаселенными дома ДСК-1 - и опять из-за сложностей с подключением коммуникаций.
Соинвесторы и того, и другого микрорайона проводили акции протеста, пытаясь таким образом привлечь к своим проблемам внимание. Безусловно, проблемы есть. Вот только имеет ли смысл решать их таким способом? Дело в том, что привлечение повышенного внимания к проблемному объекту может увеличить темпы работ на нем (иногда даже в ущерб качеству), а может и наоборот - затормозить их. Если начинаются проверки и комиссии, то зачастую на этот период работы на стройке замирают - например, для экспертиз. Опять-таки в Балашихе, в 20-м микрорайоне, в таком "вытребованном в протестах" доме новоселы почти полгода прожили без горячей воды - наспех подключенной котельной едва хватало на отопление.
И еще. Не стоит забывать и о таком важном моменте - митинги обманутых дольщиков по крайней мере в половине случаев попадают в телевизионные новости. Это и привлекает определенную категорию граждан, например, "охотников" за протестным электоратом. Более того, в Москве вот уже несколько лет существует настоящая индустрия митинга, которая используется в качестве инструмента конкурентной борьбы (когда один застройщик "заказывает" митинг на объекте другого). Поэтому иногда стоит задуматься, получая приглашения от очередных инициативных товарищей помитинговать в ближайшие выходные: что эта акция протеста принесет лично мне? Если конкретного ответа на данный вопрос не находится, можно задать следующий: не послужу ли я разменной монетой в чужой игре? А уж определившись с этим вопросом, каждый соинвестор может поступать согласно своему выбору.
Мода на протесты внесла изрядную путаницу в само понятие "обманутые соинвесторы"
Новости по теме
 31 января в Москве пройдет митинг обманутых дольщиков 31 января в Москве пройдет митинг обманутых дольщиков
 Застройщиков обяжут тратить средства дольщиков только на их жилье Застройщиков обяжут тратить средства дольщиков только на их жилье
 Минстрой предложил страховать каждого дольщика Минстрой предложил страховать каждого дольщика
 Уголовную ответственность для застройщиков могут ввести до конца года Уголовную ответственность для застройщиков могут ввести до конца года
 «СУ-155» нуждается в кредите, а не прямом финансировании «СУ-155» нуждается в кредите, а не прямом финансировании
 Минстрой создал рабочую группу по выводу из кризиса «СУ-155» Минстрой создал рабочую группу по выводу из кризиса «СУ-155»
