Что государство подразумевает, оперируя словосочетанием "доступное жилье"?

В федеральной целевой программе "Жилище" заложено понятие лишь рыночной доступности, основанной на покупательной способности и в итоге зависящей от цен на рынке. Но в 2006 году рост цен на жилье составил свыше 40 процентов, а рост реальных доходов населения - всего 10 процентов. Это значит, уровень доступности снизился. Что с этим делать? Все цивилизованные страны строят социальное жилье, которое сдается в аренду и принадлежит муниципалитетам. На его строительство выделяются бюджетные средства. Дальше проводится конкурс, где участвуют заинтересованные частные фирмы, и победитель получает заказ.

Это можно делать и у нас. Тогда государство, выступая в качестве инвестора, вправе устанавливать и регулировать цены, добиваясь от проектных и подрядных организаций снижения себестоимости жилья. Такое регулирование будет не административным вмешательством в рыночные отношения, а экономическим рычагом, оказывающим позитивное влияние на поведение профессиональных участников, действующих в коммерческих сегментах рынка жилья.

Конечно, со временем, когда соцжилья будет построено довольно много и острота проблемы снимется, государство может перекладывать функции застройщика на более эффективные в вопросах строительства жилищные ассоциации и кооперативы, финансово стимулируя их при этом через налоговые льготы и дешевые займы.

В России же пока нет ни одного законодательного акта, регламентирующего механизмы создания и управления жилищным фондом социального использования, а его финансирование из средств госбюджета практически полностью отсутствует.

Не госкорпорация нужна сейчас, а государственная жилищная политика, где были бы четко зафиксированы дифференцированные по категориям граждан механизмы и достаточные объемы финансового участия бюджетов всех уровней. Без этого мы не переломим ситуацию в жилищной сфере, а пресловутый "жилищный вопрос" будет вечным уделом россиян.

17.07.07

Закрыть

Строительный каталог