Как создать интерьер в стиле ар нуво

Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения. Эпоха Серебряного века в русской поэзии — завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины, сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.

Как создать интерьер в стиле ар нуво
Оформление камина и интерьера комнаты, Эжен Вален

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Многожанровое искусство стиля ар нуво и его интерпретаций процветало практически на протяжении полувека, вплоть до Великой Отечественной войны. В настоящий момент многие дизайнеры обращаются к этому стилю в поиске новых идей и решений. Реализация типичных для ар нуво стилистических форм в современных интерьерах — это композиционно-сложная, часто сложно-реализуемая задача. Дизайнерские ошибки при создании современных интерьеров в стиле ар нуво бросаются в глаза и делают дорогой интерьер совершенно безвкусным. Мы постарались подобрать материалы по данному стилю таким образом, чтобы помочь нашим читателям самостоятельно создать интерьеры с элементами ар нуво, а также проследить за авторской работой дизайнеров.

Чем отличается ар нуво от ар-деко и модерна

Название ар нуво (фр. artnouveau) обозначает «новое искусство», было дано новому художественному направлению, которое начало развиваться в конце 19 века. Несмотря на то, что названия одного и того же стиля модерн (фр. moderne — современный) и ар нуво практически идентичны, по сути их принято разделять. Так ар нуво связывается с авторами: дизайна мебели — Эмилем Галле, Камилем Готье, Михаэлем Тонетом, архитектурных объектов — Густавом Эйфелем, Антонио Гауди, Виктором Орта, живописи — Густавом Климтом, Альфонсом Мухой. Художественный стиль ар нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

В свою очередь ар деко — декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна. Для этого жанра характерна графическая закономерность, орнаментальность, преимущественно этническая, использование дорогих современных материалов как слоновая кость, редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром. Вышеприведенные стили часто путаются между собой.


Интерьер в стиле ар деко

Художественный стиль ар нуво заимствовал свои формы и линии от природы и в любом предмете искусства, архитектуре, интерьере выявляет свою органическую природу. Художникам, работавшим в стиле ар нуво, удавалось крупные и массивные предметы сделать хрупкими и визуально невесомыми. Во всех случаях для любого объемного декора в стиле ар нуво характерно плоскостное восприятие. В качестве основы используются волнистые и изогнутые линии, присущие природе. Художники стиля ар нуво черпали вдохновение в мире растений, многие из них досконально знали ботанику. В качестве сюжета часто использовались растительные элементы, предпочтительно лилии, орхидеи и ирисы, но могли применяться и другие природные формы для создания живого узора.

В период расцвета художественного направления ар нуво в промышленном дизайне предметов также часто возвращались к старым стилям: готике, ренессансу, барокко, классицизму. Если модерн включает в себя все веяния коммерческого дизайна, то ар нуво является настоящим чистым художественным направлением, свободным от прямого влияния старых стилей. Действительно, ар нуво подвергся наибольшей коммерциализации, но так и не сделался ремеслом.

Отличительные черты стиля ар нуво

Как любой художественный стиль ар нуво характерен присущими ему деталями. К наиболее часто используемым отнесем: витражи, лестницы с характерным растительным декором, резное оформление дверных проемов, декоративное освещение с витражной техникой в стиле «Тиффани», картины художников эпохи ар нуво, высокие вытянутые вазы. Эти элементы могут использоваться в интерьере, как в комбинации, так и отдельно. Часто в современном дизайне допускается совмещение стилей, прежде всего, при добавлении деталей из другого стиля. Эти детали становятся небольшим перформансом в принципиально другом по стилю интерьере. Самым простым и беспроигрышным вариантом дизайна считается сочетание классицизма и элементов, присущих стилю ар нуво.


Слева: Оригинальный светильник Тиффани с характерными зооморфными мотивами.
Справа: Светильник в стиле «Тиффани» с абажуром, выполненным по витражной технике

Изготовление витражей является сложной и дорогостоящей работой. В оригинальной витражной технике используется литье стекла с последующим обжигом. В настоящее время применяются различные техники, имитирующие витраж.


Современное оформление дверного проема в стиле ар нуво

Для создания входной группы, показанной на фото, применена техника росписи стекла, которая достаточно проста и доступна. Все материалы для росписи по стеклу можно найти в специализированных магазинах и выполнить имитацию витража самостоятельно. Оригинальные витражи, выполненные в венской технике, часто имеют баснословную стоимость. Во многих случаях они считаются полноценными предметами искусства.


Витражное окно в медицинском училище в Нанси, Жака Грюбер

При самостоятельной росписи стекла в стиле ар нуво нужно уделять внимание цветовым соотношениям — все основные цвета должны быть в разных пропорциях (80-40-20), не стоит использовать более трех цветов. Также важны соотношения формата орнаментальных рисунков, они должны наиболее близко соответствовать естественным природным пропорциям — допускается некоторая стилизация природных элементов, но она должна быть не в ущерб соотношениям природных линий. В данном случае лучше использовать «красивые» соотношения Пифагора. В самом простом случае самостоятельной росписи используется контурная техника со слабым цветовым тонированием стекла.

В некоторых случаях художники ар нуво стилистику витражей переносили на другие элементы интерьера. В качестве примера можно привести потолок в гостинице Old House, построенной в Ростове-на-Дону. За счет контраста темных стен и светлого потолка с темными деревянными орнаментальными вставками, потолок смотрится как гигантский витражный светильник. Также отметим, что шторы в интерьерах стиля ар нуво большей частью темные и тяжелые, напоминающие прожилки витража, часто выступают в контрасте со стенами, или ажурные и практически невесомые как стеклянные вставки.


Интерьер отеля Old House в Ростове-на-Дону целесообразно отнести к коммерческому стилю модерн, так как характерно заимствование элементов из старых стилей

Отдельного комментария заслуживают лестницы, которые в интерьерах ар нуво являются часто центром композиции. Для лестницы в стиле ар нуво характерна легкость и ажурность, несмотря на использование тяжелых и массивных элементов. Основным декором служит лестничное ограждение, которое может быть сделано с использованием техники ковки или резьбы по дереву. Такие работы делаются только вручную и имеют высокую стоимость.


Современная лестница в стиле ар нуво

Лестницы, характерные для стиля ар нуво, часто своим видом напоминают причудливые формы, напоминающие туловища гигантских животных. Этот прием был применен Антонио Гауди при оформлении знаменитого дома Батло и стал классическим для интерьеров в стиле ар нуво. Дорогая резьба и ковка может быть заменена на более незамысловатую, за счет использования стилизованных растительных орнаментов. Стиль ар нуво достаточно гибок и хорошо трансформируется, поэтому при всей первоначально высокой стоимости таких интерьеров, можно вполне заменить дорогостоящие детали на менее сложные в изготовлении элементы.


1. Современная лестница в стиле ар нуво. 2. Лестница в банке в Нанси, Луис Можерель.
3. Современная деревянная лестница в стиле ар нуво. 4. Современная лестница, Alex Haw

Оформление дверных проемов или входных групп для ар нуво имеет свои ярко выраженные особенности. Конечно, в большинстве случаев дверные проемы должны быть оформлены резными элементами. Часто для экономии средств современные дизайнеры создают входные группы при помощи гипсокартона. Такой прием не дает желаемого эффекта, а растительные элементы получаются тяжелыми и безвкусными. Для входных групп, выполненных как элементы стен, необходимо большое пространство и высокие потолки.


Вверху: Удачное современное решение входной группы в стиле ар нуво.
Внизу: Неудачное современное решение для входной группы в стиле ар нуво

Оформление входной группы в стиле ар нуво

Для оформления стен в стиле ар нуво характерно использования живописи, а, главное, графики, безусловно, в первую очередь речь идет о Густаве Климте и Альфонсе Мухе. Графичные выполненные с идеальным вкусом работы Альфонса Мухи часто становятся объектом не очень удачного плагиата, когда выбираются в качестве сюжетов оформления стен и других деталей интерьера. В настоящий момент в продаже имеются репродукции Альфонса Мухи, поэтому нет необходимости делать копии самостоятельно.


Неудачное оформление входной группы с элементами графики Альфонса Мухи

Слева. Дизайн календаря Альфонса Мухи.
Справа: Плакат рекламы сигарет Альфонса Мухи

В современных интерьерах практически не используется мебель в стиле ар нуво, прежде всего, потому, что она недоступна. Антикварная мебель практически не встречается на российских блошиных рынках, а современное изготовление мебели по эскизам или на заказ по каталогам европейских фирм — это очень дорогое удовольствие. Как правило, в современных интерьерах ар нуво используется мебель современных форм с небольшими исключениями, если они возможны.


1. Пианино, Луис Можорель. 2. Современный кабинетный стул в стиле ар нуво.
3. Кровать «Закат и сумерки», Эмиль Галле. 4. Современная модель кровати из красного дерева в стиле ар нуво

Декорирование помещений в стиле ар нуво на базе классических элементов с соблюдением основных правил стиля дает качественный результат поиска красивых интерьерных решений. Интерьер будет выразительным, интересным и живым, это особенности всех органических стилей дизайна.

Классические интерьеры в стиле ар нуво

В 1898 году в Париже вышел альбом «Art nouveau decoration & ameublement», посвященный интерьерам стиля ар нуво. В нем содержалось порядка 50 эскизов фрагментов интерьера. Если в то время эти интерьеры только входили в моду, в наше время с ними ознакомиться полезно, чтобы ощутить чистоту первых шагов стиля ар нуво. Заметим, в альбоме освящен подход, который показывал состояние стиля на 1898 год, позже стали известными работы Антонио Гауди, Эмиля Галле, Луиса Можореля, а также других мастеров этого удивительно утонченного художественного направления.


Бильярдная, «Art nouveau decoration & ameublement», 1898

Первые проявления ар нуво наиболее тесно связаны с характерными признаками рококо. Вычурная воздушная элегантность беспокойных линий нашла свое отражение в ар нуво. Для интерьерных композиций характерна симметричность, множественные стилизованные растительные орнаменты, которые выполняются в демократичной технике росписи стен или с применением обоев. Первая мебель ар нуво еще тяжелая и помпезная, но уже имеет характерные признаки стиля на базе легких изогнутых форм. При изготовлении мебели применяются аппликативные техники и инкрустация. Для ар нуво характерно использование резных деталей, которые сейчас имеют исключительно высокую стоимость.


Библиотека, «Art nouveau decoration & ameublement», 1898

Чтобы новый стиль стал популярным, декораторы интерьеров умело совмещали традиционные прямые линии с изогнутыми. Графической основой становилась композиция окружностей и прямых форм. Особый смысл придавали ритмическому рисунку и сочетанию орнаментов. Если проанализировать размеры мотивов орнаментов, то они соотносятся друг с другом по золотым пропорциям.


Слева: Каминная группа, «Art nouveau decoration & ameublement», 1898.
Справа: Лестница, «Art nouveau decoration & ameublement», 1898

В некоторых интерьерах раннего издания по стилю ар нуво уже прослеживаются новые веяния, категорично отличающиеся от стилизации рококо. Детали орнаментов все больше уплощаются и имеют сугубо декоративный характер. Симметрия становится второстепенным композиционным элементом. В оформлении интерьеров прослеживаются эксперименты композиционного сочетания форм плоских и объемных элементов, применяется декоративная ковка, ранее не используемая в оформлении интерьеров. Ритмический рисунок орнаментов становится более активным, вибрирующим, влияющим на всю композицию.


Спальня, «Art nouveau decoration & ameublement», 1898

Именно ар нуво является родоначальником мебельных решений, которые заполняют всю стену. Речь идет о традиционных современных мебельных стенках, которые были так популярны в меблировке гостиных в недавнем прошлом и еще сохраняют свою актуальность. При просмотре этих эскизов становится очевидным, что ар нуво внес значительных вклад в производный декоративный жанр — ар деко, для которого характерно не только использование дорогостоящих материалов, но и отказ от дорогостоящей резьбы.


Кабинет, «Art nouveau decoration &ameublement», 1898

Мастера ар нуво не могли проигнорировать оптическую игру света и тени, в интерьерах встречаются витражные решения и стеклянные вставки, которые вносят в интерьер легкость и ажурность.


Столовая, «Art nouveau decoration &ameublement», 1898

Интерьеры в стиле ар нуво всегда отличаются повышенной функциональностью и эргономичностью, кажется, что предусмотрено место для каждой мелочи, причем шкафы предусматривают отсеки для часто и редко используемых предметов. Некоторые столовые предметы становятся декоративной составляющей интерьера, для сохранности их прячут под стекло буфетов. Чтобы повышенная функциональность мебели не делала интерьер перегруженным, мебель делается более легкой и немного вычурной за счет формы, что только дополняет общую стилистику, не конфликтуя с ней.

Заключение

Создание классических интерьеров в стиле ар нуво подвластно только профессионалам, что характерно для чистого художественного стиля. Тонкое ощущение стилистики ар нуво не должно изменять дизайнеру на протяжении всего времени декорирования интерьера. Каждая деталь интерьера ар нуво имеет свое значение и участвует в создании общего впечатления, элементы интерьера только условно можно назвать основными и второстепенными. Самым простым методом будет создание современных интерьеров с элементами ар нуво, которые придают любому статическому классическому интерьеру живую декоративную нотку. Такой подход позволит избежать грубых ошибок интерьерного дизайна и внести изящество потрясающего стиля ар нуво в любую квартиру.

Зеленцова Жанна, rmnt.ru

21.09.11

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог