Строительный каталог

Московский метрополитен — история подземки большого города

Представить себе мегаполис без разветвленной сети подземных линий просто невозможно. Созданная для решения транспортной проблемы большого города система веток метро становится неотъемлемой частью жизни горожан, позволяя максимально быстро и с комфортом добраться до нужного места, оказывает существенное влияние на формирование облика города и даже на стоимость недвижимости.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Московский метрополитен отметил свой 77-й «День Рождения» 15 мая 2012 года, за это время он успел стать настоящим национальным достоянием, прославиться красотой своих станций, обрасти мифами, легендами и даже стать героем книг и компьютерных игр.

При этом московское метро не стоит на месте, постоянно развиваясь, протягивая «щупальца» линий все дальше, занимая уже не только территорию столицы, но и отдельные районы Подмосковья. Такая важная часть жизни Москвы, безусловно, заслуживает особого внимания и изучения не только истории, но и перспектив.

Немного истории

Впервые о строительстве подземных линий в Москве заговорили еще в 1873 году, тогда планировалось соединить одной веткой Курский вокзал и Марьину рощу, однако тогда даже до составления подробного проекта дело не дошло.

В 1902 году инженерами был предложен новый план, согласно которому подземная железная дорога должна была соединить Замоскворечье с Тверской заставой, но городская дума проект отклонила, так как в то время именно трамвай считался самым перспективным видом общественного транспорта и приносил в казну значительную прибыль.

В следующий раз к идее строительства метрополитена власти Белокаменной вернулись в 1913 году, намереваясь построить сразу три линии, однако таким планам помешало начало Первой мировой войны.

После революции новое правительство в полной мере ощутило необходимость строительства подземки, однако до начала 30-х годов средств на такую масштабную стройку в казне не нашлось. Только в 1931 году Сталин лично принял решение о начале возведения московского метрополитена, а в 1933 году трест Метрострой начал строительные работы на первой линии.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Датой открытия Московского метрополитена стало 15 мая 1935 года. Именно тогда была запущена первая очередь метро — часть Сокольнической линии, от станции «Сокольники» и до «Парка культуры», с ответвлением до станции «Смоленская» от станции «Охотный ряд». Тогда протяженность метрополитена столицы составляла всего 11,2 километра, он включал 13 станций, между которыми курсировали 12 составов по 4 вагона каждый. Уже в то время услугами московского метро пользовались порядка 177 тысяч человек в сутки.

До начала Второй мировой войны были построены и запущены в эксплуатацию еще две линии метрополитена — Горьковско-Замоскворецкая и Арбатская, которая дошла до станции «Курская». Во время войны станции метро служили не только местом пересадки, но и надежным бомбоубежищем во время налетов немецкой авиации.

Строительство третьей линии Московского метро было возобновлено сразу после того, как фашистские войска были отброшены от столицы — в 1942 году, всего за годы войны было возведено 7 станций, в том числе «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Площадь Свердлова» и «Завод имени Сталина» (сейчас — «Автозаводская»).

В 1950 году начала работу первая очередь Кольцевой линии, в 1954 году строительство данной ветки, соединившей 7 из 9 московских вокзалов, было полностью завершено.

Интересно, что уже в 1955 году правительство было вынуждено отказаться от дорогостоящей, помпезной отделки станций, приняв решение сэкономить на «лишних деталях» и сделать упор на быстроту строительства и функциональность. Именно поэтому только созданные до и сразу после Второй мировой войны станции отличаются таким пышным, поистине великолепным убранством, благодаря которому 44 станции московского метрополитена внесены в список культурного наследия.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Строительство новых станций и расширение линий продолжалось и в 60-е годы (Филевская линия, станции «Пионерская», «Первомайская», «Молодежная», «Преображенская площадь» и другие), и в 70-е (Рижско-Калужская линия, станции «Площадь Ногина», «Тверская», «Октябрьское поле» и другие).

В 80-е годы на многих линиях появились восьмивагонные составы, а расширение линий метро продолжалось, были открыты для пассажиров станции «Коньково», «Теплый стан», «Орехово», «Пражская», «Выхино».

В 2001 году московские власти начали рассматривать варианты расширения линий метров в спальные районы Белокаменной, которые остро нуждались в решении транспортного вопроса. Решено было расширять ветки с помощью строительства так называемого легкого метро, которое чаще всего является наземным, проходит по эстакадам или неглубоким тоннелям, то есть требует меньших затрат на возведение.

В 2002 году Московский метрополитен впервые «вышел» за границы МКАДа — была открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского» в Северном Бутово. А в 2009 году столичное метро «шагнуло» за административную границу города — Арбатско-Покровская линия была продлена от станции «Строгино» до «Митино», включив участок бывшей Филевской линии. На этой ветке и появилась первая станция на территории Московской области — «Мякинино». Еще одна важная особенность этой станции — впервые участок метро был возведен на средства частных инвесторов, а не бюджетные деньги. Люблинско-Дмитровская линия в 2009 году была продлена от станции «Чкаловская» через центр столицы до станции «Марьина Роща».

Московский метрополитен — история подземки большого города

В минувшем году эта же линия получила продолжение на южном участке от станции «Марьино» до «Зябликово».

Рассказывая о строительстве основных, самых заметных частях Московского метрополитена — станциях и линиях, нельзя забывать, что за этим стоит огромная работа по организации таких важных элементов системы, как усовершенствование вентиляции, разработка новых моделей подвижного состава, создание координационного и информационно-вычислительного центров, организация работы тысяч сотрудников и так далее.

Только цифры

По состоянию на конец 2011 года Московский метрополитен насчитывал уже 185 станций — из них всего одна — «Мякинино» — располагается на территории Московской области, остальные — в самой столице.

Общая протяженность линий московского метро на сегодня — 305,7 километров.

Каждые сутки поезда подземки перевозят в среднем 6,54 миллионов пассажиров.

В год эта цифра достигает 2,388 миллиардов человек.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Самые напряженные часы пик Московского метрополитена — с 8:00 и до 9:00, а также с 18:00 и до 19:00 часов. В это время на каждый квадратный метр площади вагона в среднем приходится 7,7 пассажира, что в 2 раза превышает установленные нормы.

Время работы столичного метро — с 5:20 до 01:00, в праздники, например, Новый год и Пасху время работы может быть продлено по решению правительства.

По загруженности Московский метрополитен занимает второе место в мире, уступив лишь Токийскому метро.

Самым загруженным является участок метро между станциями «Красногвардейская» и «Павелецкая» на Замоскворецкой линии.

В московском метро 12 линий, которые на схемах различаются по цветам:

  • красная — Сокольническая;
  • зеленая — Замоскворецкая;
  • синяя — Арбатско-Покровская;
  • голубая — Филевская;
  • коричневая — Кольцевая (единственная линия, которую сами москвичи по цвету практически никогда не называют, потому что Кольцевых линий больше просто нет);
  • оранжевая — Калужско-Рижская;
  • малиновая — Таганско-Краснопресненская;
  • желтая — Калининская;
  • серая — Серпуховско-Тимирязевская;
  • светло-зеленая — Люблинская;
  • бирюзовая — Каховская;
  • светло-серая — Бутовская.

Пока еще строящиеся станции метро обозначаются незаштрихованными кружками.

Самая длинная линия метрополитена столицы — Арбатско-Покровская — 43,5 километров, а самая короткая — Каховская — всего 3,3 километров.

Самый длинный перегон — между станциями «Крылатское» и «Строгино» — 6,5 километров, а самый короткий — между станциями «Выставочная» и «Международная» — всего 500 метров.

В момент открытия Московского метрополитена в мае 1935 года стоимость проезда составляла 50 копеек, но уже к октябрю была снижена до 30 копеек. Можно было приобрести месячный абонемент и сэкономить 5 копеек на каждой поездке.

В 1942 году цена проезда снова поднялась до 40 копеек, а в 1948 — до 50 копеек.

В 1961 году, после денежной реформы, стоимость проезда составила 5 копеек и оставалась на одном уровне в течение 30 лет!

Только в 1991 году, после распада СССР, цена выросла сразу в три раза — до 15 копеек, а уже в 1992 году увеличилась до 1 рубля.

Московский метрополитен — история подземки большого города

В течение 1993 года стоимость проезда на московском метро менялась три раза — от 1 рубля и до 30 рублей, а в 1994 — целых пять раз — от 50 и до 400 рублей. Впрочем, «сумасшедшая» инфляция в стране в то время просто вынуждала руководство метро менять стоимость практически каждый месяц.

В 1995 году цены на проезд также менялись часто — четыре раза — и выросли до 1,5 тысяч рублей.

В 1997 году был поставлен настоящий рекорд — поездка на метрополитене стоила тогда 2 тысячи рублей.

В 1998 году после очередной денежной реформы цена упала до 2 рублей, затем незначительно увеличивалась практически ежегодно, а по состоянию на январь 2012 года составила 28 рублей.

До 2020 года, согласно планам главного проектировщика «Метрогипротранс», будут возведены еще 43 станции, а общая протяженность московской подземки вырастет на 90,4 километров и достигнет 396,1 километров.

Станции метро и стоимость московской недвижимости

Специалисты агентств по недвижимости уже давно заметили прямую связь между близостью станции метро и стоимостью квартиры в столице. Встретить в объявлении о покупке или продаже квартиры строчку — «в непосредственной близости от станции метро» — не редкость, а скорее правило. Просто удивительно, как наличие красной буквы «М», обозначающее вход на станцию, увеличивает притягательность и соответственно, стоимость жилья!

Московский метрополитен — история подземки большого города

Эксперты советуют в том случае, если до ближайшей станции Московского метрополитена от понравившейся квартиры придется добираться на автобусах или маршрутных такси (даже если расстояние составляет всего две-три остановки), смело требовать снизить стоимость недвижимости на несколько тысяч долларов или даже на определенный процент от общей суммы сделки.

Интересно, что на стоимость квадратных метров влияют не только уже действующие, но даже пока еще не открытые станции метро. Например, в 2012 году мэрия столицы намерена открыть новые станции — откроет свои двери станция «Алма-Атинская» (относится к Замоскворецкой линии), а в декабре — станция «Пятницкое шоссе» (Арбатско-Покровская линия).

О планах правительства столицы стало известно в сентябре 2011 года, и стоимость недвижимости в Новокосино сразу же поползла вверх, причем весьма ощутимо. Если до утверждения планов мэрии средняя цена одного квадратного метра здесь составляла 100 тысяч рублей, то после появления информации о предстоящем строительстве новой станции метро выросла до 135 тысяч рублей.

Специалисты также отметили, что информация о строительстве станции метро «Новокосино» оказала влияние не только на стоимость недвижимости в этом районе, но и на стоимость квартир в подмосковном Реутове, откуда до метрополитена теперь будет легко добираться на общественном транспорте. Сегодня цена квадратного метра в городе Реутов достигла 80 тысяч рублей. Как отмечают эксперты «НДВ-Недвижимость», даже удаленность от МКАД не так сильно влияет на стоимость квартир, как наличие поблизости станции метро. Для сравнения — в Балашихе, которая расположена примерно на таком же расстоянии от Московской кольцевой автодороги, как и Реутов, средняя цена одного метра квадратного осталась на уровне 58 тысяч рублей.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Олег Репченко, руководитель «ИРН», заметил, что пока планы строительства новых станций метро находятся на стадии разработки и пока еще не утверждены, рынок недвижимости реагирует на эту информацию достаточно пассивно. Например, цены на жилье около проектируемых станций «Новопеределкино» и «Солнцево» не увеличились, поскольку пока неизвестно ни точное месторасположение будущих станций, ни точные сроки строительства.

Наиболее существенно — на 10-20% — растет цена квадратных метров, когда появляется точная информация о планах возведения и начинаются реальные строительные работы. А уже на само введение станции метро в эксплуатацию, рынок реагирует не так остро — событие оказало свое влияние ранее, «отыграно» и информация не вызывает такого сильного ажиотажа — подчеркивает эксперт.

Также на степень влияния новых станций метрополитена на увеличение цен на жилье оказывает развитие транспортной инфраструктуры, уже имеющейся в этой части города. В частности, если в районе предполагаемого строительства метро и до этого была неплохая транспортная развязка и не существовало больших проблем с поездками в центр столицы, то после появления станции стоимость квадратного метра может вырасти всего на 6–10% . А если транспортная доступность в районе была развита не слишком хорошо, риелторы и застройщики вполне могут поднять цены на 20 и даже 30%.

Как видим, недооценивать влияние Московского метрополитена на жизнь столицы в целом и на рынок недвижимости в частности, никак нельзя. Специалисты настойчиво советуют, прежде чем делать выбор между отдельными новостройками, расположенными на окраинах Москвы, узнать о ближайших (и даже долгосрочных) планах правительства относительно расширения линий метро, так как это может сделать покупку жилья именно сейчас гораздо более выгодным вложением капитала или, напротив, существенно увеличить предполагаемые расходы на приобретение.

Анна Седых, рмнт.ру

12.12.12

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Обсудить  /  15

Материалы из сети:

Закрыть

Строительный каталог