ПОТ РО 200-01-95, часть 4

2.3.1.22. Сцепка и расцепка производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля - тягача и полуприцепа при этом должны располагаться по одной прямой.

2.3.1.23. Борта полуприцепов должны быть при сцепке закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.

2.3.1.24. Соединительные шланги и электропровода должны быть подвешены при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке.

2.3.1.25. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат;

2.3.1.26. Места разгрузки автомобилей - самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами.

Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий и конуса осыпания грунта, что оговаривается в договоре на производство работ и доводится до сведения водителя.

2.3.1.27. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля.

2.3.1.28. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15 - 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

2.3.1.29. Перед подъемом части автомобиля домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).

2.3.1.30. При вывешивании автобуса с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него подставку (козелок) и опустить на нее кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

2.3.1.31. Запрещается:

подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;

движение автомобиля - самосвала с поднятым кузовом;

допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.);

устанавливать домкрат на случайные предметы;

выполнять какие-либо работы, находясь под автомобилем, вывешенном только на домкрате, без установки козелка;

использовать в качестве подставки под вывешенный автомобиль случайные предметы - камни, кирпичи и т.п.;

выполнение каких-либо работ по обслуживанию и ремонту подвижного состава на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

сцепщику при подаче автомобиля к прицепу находиться между ними;

проводить водителям городских автобусов какие-либо ремонтные работы под автобусом при наличии в предприятии службы технической помощи.

2.3.1.32. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

2.3.1.33. Водитель перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить ее.

2.3.1.34. Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требовать, а грузоотправитель обязан выделять человека для организации движения автомобиля.

2.3.1.35. Работа автомобилей на строительных площадках, территории промышленных предприятий и т.п. допускается только с разрешения ответственных лиц этих объектов.

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть дополнительно проинструктирован в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 52 Приложения 1 к настоящим Правилам) с записью в журнале регистрации инструктажа.

2.3.1.36. При движении на поворотах водитель автомобиля - цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4 объема, обязан снизить скорость до минимальной величины для исключения возможности опрокидывания.

2.3.1.37. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.

2.3.1.38. Буксировка неисправных автомобилей должна осуществляться в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 51 Приложения 1 к настоящим Правилам).

2.3.1.39. Для предотвращения возникновения пожара на автомобиле запрещается:

подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другими способами;

применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.);

допускать скопление на двигателе грязи и масла;

курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков);

пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов.

2.3.1.40. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

2.3.1.41. Перед началом работы автокран, автомобиль с монтажным подъемником и т.п. должен устанавливаться на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвижных опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки.

Запрещается:

устанавливать автокраны, автомобили с монтажными подъемниками и т.п. у края рва, кювета, обрыва и т.п., где возможно оползание грунта;

работать при невыдвинутых и незапертых опорах;

использовать в качестве подкладок случайные предметы;

передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;

сидеть на бортах поднятой люльки;

устанавливать автокраны, автомобили - самосвалы, автомобили с монтажными подъемниками и т.п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;

производить работы в темное время суток без достаточного освещения.

2.3.1.42. На местах заправки автомобиля топливом должны выполняться требования действующих нормативных правовых актов (п. п. 53, 54 Приложения 1 к настоящим Правилам), основные положения которых должны быть вывешены на видном месте.

2.3.1.43. На заправочном пункте запрещается:

курить и пользоваться открытым огнем;

производить ремонтные и регулировочные работы;

заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;

допускать перелив топлива;

нахождение пассажиров в кабине, салоне или кузове.


2.3.2. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей в зимнее время года

2.3.2.1. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава должны проводиться, как правило, в отапливаемых помещениях.

2.3.2.2. При проведении этих работ в неотапливаемых помещениях либо на открытом воздухе, если они проводятся лежа под автомобилем или стоя на коленях, необходимо применять утепленные маты.

2.3.2.3. Для предупреждения случаев обмораживания при устранении неисправностей в пути следует работать только в рукавицах.

2.3.2.4. При заправке автомобиля топливом заправочные пистолеты следует брать в рукавицах, соблюдая особую осторожность, не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

2.3.2.5. При отсутствии населенных пунктов на пути следования (на постоянных маршрутах протяженностью более 200 км) руководитель предприятия должен обеспечить водителям отдых в отапливаемом помещении.

Помещение для отдыха водителей должно быть оборудовано умывальником, устройством питьевого водоснабжения, кипятильником (типа "титан"), туалетом, аптечкой (сумкой с комплектом медикаментов и перевязочных средств).

2.3.2.6. При работе в зимнее время запрещается:

выпускать в рейс автомобили, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;

прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц;

подогревать двигатель открытым пламенем;

перевозить пассажиров, грузчиков и лиц, сопровождающих грузы, в открытом кузове.

2.3.2.7. Зимой в районах, отнесенных к II, III, IV и особому климатическим поясам, рабочим (водителям), занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа "Пингвин".


2.3.3. Движение по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправа через водоем

2.3.3.1. Руководитель перед направлением автомобилей в рейс по зимним дорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов Госавтоинспекции, медицинских и дорожно - эксплуатационных организаций и т.п., а также помещений для отдыха по всему пути следования.

2.3.3.2. При вынужденной остановке транспортных средств объезд их допускается только с разрешения лиц, ответственных за состояние ледовой дороги.

Неисправные транспортные средства должны быть отбуксированы с ледовой дороги на длинном тросе.

2.3.3.3. Во время следования автомобилей по ледовой переправе водители обязаны держать двери открытыми.

При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя).

2.3.3.4. В случае обнаружения трещин на ледовой дороге водитель обязан немедленно сообщить об этом работникам дороги и администрации своего предприятия.

2.3.3.5. На ледовой дороге запрещается:

заправлять автомобили топливом и смазочными материалами во избежание ее разрушения;

сливать горячую воду из системы охлаждения на лед; при необходимости воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову;

стоянка транспортных средств на ледовой дороге;

менять самовольно маршрут движения.

2.3.3.6. В условиях бездорожья единичное транспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

2.3.3.7. Переправа автомобилей через водоемы на паромах и других плавсредствах должна производиться в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 98 Приложения 1 к настоящим Правилам).

Ответственность и обеспечение безопасности по время переправы автомобилей через водоемы возлагается на руководство, в ведении которого находятся плавсредства.

Водители обязаны выполнять указания лица, ответственного за плавсредство.

2.3.3.8. Переправа автоколонны вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой лицом, ответственным за соблюдение требований безопасности, при этом осуществляется выбор и разработка плана переправы.

Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении.

2.3.3.9. Брод необходимо обозначить вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы брода. Проверенная ширина брода должна быть не менее трех метров.

2.3.3.10. Место брода, при регулярном пользовании им, должно быть помечено указателем "БРОД" с двух сторон.

2.3.3.11. Переправа вброд грузовым автомобилям разрешается при глубине брода не более 0,8 м и при скорости течения воды не более 0,7 м/с.

2.3.3.12. Одиночные автомобили могут переправляться вброд только в местах, обозначенных табличкой "БРОД", при этом водитель должен убедиться, что глубина брода и скорость течения воды не превышает норм, указанных в п. 2.3.3.11.

2.3.3.13. Запрещается:

встречное движение при переправе вброд;

переправа через водные преграды любой ширины в паводки, во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода и при скорости ветра более 12 м/с.


2.3.4. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе

2.3.4.1. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, работающих на газовом топливе, должны осуществляться с соблюдением требований, указанных в руководствах по эксплуатации этих автомобилей (п. п. 55, 56, 57 и 58 Приложения 1 к настоящим Правилам).

2.3.4.2. В процессе эксплуатации автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно при выпуске на линию и возврате подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

2.3.4.3. В случае неисправности газовой аппаратуры необходимо немедленно выполнить работы, предусмотренные в п. 2.1.2.7 для перевода на жидкое топливо.

После ночной или длительной стоянки необходимо открыть капот и проветрить подкапотное пространство, затем проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений, после чего осуществить пуск двигателя.

2.3.4.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона необходимо выпустить или слить газ из баллона. Выпуск сжатого газа или слив сжиженного газа в условиях предприятия должен производиться на специально оборудованных постах (п. 59 Приложения 1 к настоящим Правилам).

2.3.4.5. При обнаружении в пути утечки газа необходимо немедленно остановиться, остановить двигатель, закрыть все вентили и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить на предприятие.

2.3.4.6. Работа двигателя на смеси двух топлив - бензина и газа - не допускается.

2.3.4.7. При постановке автомобиля, работающего на газовом топливе, на ночную или длительную стоянку необходимо закрыть расходные вентили, выработать оставшийся в магистрали газ до полной остановки двигателя, затем выключить зажигание, отключить массу, после чего закрыть магистральный вентиль.

2.3.4.8. При остановке двигателя на короткое время (не более 10 мин.) магистральный вентиль может оставаться открытым.

2.3.4.9. Магистральный и расходный вентили следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.

2.3.4.10. Запрещается:

выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании;

оставлять в промежуточном положении расходные вентили, они должны быть полностью открыты или закрыты;

применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей;

ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением;

останавливать автомобиль, работающий на газовом топливе, ближе 5 метров от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры открытым огнем;

эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром;

пускать двигатель при утечке газа из газовой аппаратуры, а также при давлении газа в баллонах менее 0,5 МПа (5 кгс/кв. м) (для сжатого природного газа);

находиться на посту выпуска и слива газа посторонним лицам;

курить и пользоваться открытым огнем на посту слива или выпуска газа, а также выполнять работы, не имеющие отношения к сливу или выпуску газа.

2.3.4.11. Перед заправкой автомобиля газовым топливом необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, отключить "массу", закрыть магистральный вентиль; расходные вентили при этом должны быть открыты.

При заправке газовым топливом запрещается:

стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

подтягивать гайки соединений топливной системы и стучать металлическими предметами;

работать без рукавиц;

заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;

заправлять баллоны, срок освидетельствования которых истек.

2.3.4.12. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

2.3.4.13. После наполнения баллонов газом необходимо сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.

Отсоединять газонаполнительный шланг можно только после того, как оба вентиля закрыты.

Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизировался, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.


2.3.5. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей в отрыве от основной базы

2.3.5.1. Погрузку автомобилей на железнодорожные платформы и их разгрузку должны производить соответствующие службы железных дорог.

Как исключение допускается участие водителей в погрузке или выгрузке в тех случаях, когда она осуществляется без применения грузоподъемных механизмов ("своим ходом").

2.3.5.2. Перед погрузкой автомобилей на железнодорожные платформы с помощью грузоподъемных механизмов водитель обязан:

отсоединить клемму от аккумуляторной батареи;

довести уровень топлива в топливном баке до половины или менее половины его емкости в случае погрузки автомобилей уплотненным способом типа "елочка";

проверить исправность пробки топливного бака и надежность его закрытия.

2.3.5.3. После погрузки автомобиля на железнодорожную платформу необходимо убедиться в надежности его крепления, а также в отсутствии на автомобиле и железнодорожной платформе замасленных обтирочных материалов и дополнительных емкостей с горючими или смазочными материалами.

2.3.5.4. Перед погрузкой автомобилей на платформу с помощью грузоподъемных механизмов водитель должен выйти из кабины и удалиться на расстояние более 5 м от зоны действия грузоподъемных механизмов.

2.3.5.5. Весь персонал, командируемый на перевозки, должен перевозиться в пассажирских вагонах. Запрещается нахождение людей на железнодорожных платформах (полувагонах) и в кабинах автомобилей во время движения поезда.

2.3.5.6. Проверка состояния крепления перевозимых автомобилей в пути следования должна производиться только на остановках лицами, ответственными за эту перевозку.

2.3.5.7. Во время стоянки железнодорожного состава запрещается:

сидеть на бортах, перевешиваться через борт платформы;

производить посторонние работы;

производить какие-либо операции с открытым огнем, а также с горюче-смазочными материалами;

устраивать антенны, высокие тенты и производить аналогичные действия, которые могут привести к касанию линейных проводов высокого напряжения контактной сети, даже в том случае, если в данный момент контактная сеть над вагоном отсутствует.

2.3.5.8. При перевозке автомобилей по железной дороге необходимо соблюдать правила безопасности, действующие на железнодорожном транспорте.

2.3.5.9. Перевозка пестицидов должна производиться только на специально оборудованных автомобилях в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 60 Приложения 1 к настоящим Правилам).

2.3.5.10. Перевозка животных должна производиться специально оборудованными автомобилями - скотовозами. В случае перевозки животных на бортовом автомобиле борта кузова должны быть наращенными прочной деревянной решеткой.

2.3.5.11. Разгрузка автомобиля у силосной ямы (траншеи), не имеющей колесоотбойного бруса, допускается при наличии специально выделенного лица для организации маневрирования автомобиля.

2.3.5.12. Перед работой совместно с зерноуборочной техникой (комбайнами) необходимо дополнительно проверить исправность выпускной системы автомобиля, отсутствие попадания в нее горючей смеси, отсутствие утечки топлива и смазочных материалов, наличие и исправность искрогасителя.

2.3.5.13. Запрещается:

управлять автомобилем, находясь на подножке при открытых дверях кабины при одновременном движении с сельскохозяйственными машинами;

находиться в кузове автомобиля при перегрузке в него зерна, силоса из комбайна;

отдыхать (даже кратковременно) в копнах, скирдах, на валках соломы и сена, вблизи комбайнов и других сельскохозяйственных машин, а также у автомобилей и других транспортных средств;

курить, пользоваться открытым огнем, разводить костры, а также производить операции по переливу топлива при работе на зерновом поле.

2.3.5.14. При эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе, в отрыве от основной базы должны соблюдаться те же требования безопасности, что и при их эксплуатации в обычных условиях.

2.3.5.15. Продолжительный отдых (ночлег) должен осуществляться в специально отведенных местах (гостиницах, временных квартирах, палаточных лагерях и т.п. местах).


2.4. Погрузка, разгрузка и перевозка грузов


2.4.1. Общие требования

2.4.1.1. Погрузка и разгрузка грузов, крепление их и тентов на автомобиле, а также открывание и закрывание бортов автомобилей, полуприцепов и прицепов осуществляются силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций (базы, колонны механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.) с соблюдением настоящих Правил.

Погрузочно-разгрузочные работы могут выполнять водители только при наличии дополнительного условия в договоре (контракте).

2.4.1.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом руководителя организации, производящей погрузочно-разгрузочные работы.

2.4.1.3. Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

2.4.1.4. Запрещается:

использовать водителей автомобилей в качестве грузчиков для погрузки и разгрузки грузов, за исключением погрузки и разгрузки грузов массой (одно место) не более 15 кг для мужчин и 7 кг для женщин (с их согласия);

использовать неисправные механизмы и инвентарь.

2.4.1.5. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других грузоподъемных средств, а при незначительных объемах - средствами малой механизации.

Для погрузки (выгрузки) грузов массой более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 1,5 м необходимо использовать средства механизации.

При погрузке (разгрузке) контейнеров на колесах разрешается одному грузчику передвигать контейнер, требующий для передвижения приложение усилий не более 500 H (50 кг).

2.4.1.6. В исключительных случаях допускается производить вручную погрузку (выгрузку) груза массой 60 - 80 кг (одного места) не менее чем двумя грузчиками.

2.4.1.7. Женщинам запрещается поднимать и переносить тяжести вручную свыше норм, указанных в таблице 2.1 и соответствующих нормативному правовому акту (п. 61 Приложения 1 к настоящим Правилам).


Таблица 2.1


ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ€ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ

Характер работ Ѓ Предельно допустимая

Ѓ масса груза, кг

ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЉЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ

Подъем и перемещение тяжестей при Ѓ

чередовании с другой работой (до Ѓ

2 раз в час Ѓ 10

Подъем и перемещение тяжестей Ѓ

постоянно в течение рабочей смены Ѓ 7

Величина динамической работы, Ѓ

совершаемой в течение каждого Ѓ

часа рабочей смены, не должна Ѓ

превышать: Ѓ

с рабочей поверхности Ѓ 1750 кгм

с пола Ѓ 875 кгм

ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ‰ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ

Примечания. 1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары - упаковки.

2. При перемещении груза на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.


2.4.1.8. При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается следующая максимальная нагрузка:

от 16 до 18 лет - 16 кг;

старше 18 лет - 50 кг.

Подросткам от 16 до 18 лет разрешается грузить и выгружать только следующие грузы: навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т.п.), легковесные (пустая тара, фрукты в мелкой таре и т.п.), штучные (кирпич и т.п.), пиломатериалы (подтоварник, тес и т.п.).

2.4.1.9. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ в зоне обслуживания грузоподъемных механизмов запрещается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к этим работам.

2.4.1.10. Ответственный за производство погрузочно - разгрузочных работ обязан проверять перед началом работы исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям нормативного правового акта (п. 62 Приложения 1 к настоящим Правилам).

Во избежание скольжения в местах работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков трапы (подмости), платформы, пути прохода должны быть очищены и, в необходимых случаях, посыпаны песком или мелким шлаком.

2.4.1.11. Если при погрузке и разгрузке возникает опасность для лиц, выполняющих эту работу, то ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ должен прекратить работу и принять меры к устранению этой опасности.

2.4.1.12. Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи.

2.4.1.13. Автомобили, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, должны быть дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и, в случае необходимости, деревянными прокладками (досками).

2.4.1.14. Кроме обеденного перерыва, грузчикам предоставляются перерывы для отдыха, которые входят в их рабочее время.

Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливаются правилами внутреннего распорядка.

Курить разрешается только во время перерыва в работе и лишь в специально отведенном для этого месте.


2.4.2. Погрузка, перевозка и выгрузка грузов

2.4.2.1. Грузы, перевозимые автомобилями, по массе подразделяются на три категории, а по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании - на четыре группы.

Весовые категории грузов:

1 категория - массой (одного места) менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д.;

2 категория - массой от 80 до 500 кг;

3 категория - массой более 500 кг.

Группы грузов:

1 - малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.д.);

2 - опасные по своим размерам;

3 - пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

4 - опасные грузы в соответствии с нормативным правовым актом (п. 63 Приложения 1 к настоящим Правилам).

Опасные грузы подразделяются на классы:

класс 1 - взрывчатые вещества;

класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы;

класс 5 - окисляющие вещества и органические перекиси;

класс 6 - ядовитые (токсичные) вещества;

класс 8 - едкие и коррозионные вещества;

класс 9 - прочие опасные грузы, не включенные по своим свойствам ни в один из предыдущих классов.

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 64 Приложения 1 к настоящим Правилам).

2.4.2.2. Перемещение грузов 1 категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) - 3,5 м.

При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями.

Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2 и 3 категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы.

2.4.2.3. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова.

2.4.2.4. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками).

2.4.2.5. Ящичный, катно-бочковой и другой штучный груз должен быть плотно уложен без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.

2.4.2.6. При укладке грузов и катно-бочковой тары в несколько рядов их накатывают по слегам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

2.4.2.7. Катно-бочковые грузы разрешается грузить (разгружать) вручную путем перекатывания. Если пол площадки и пол кузова расположены на разных уровнях, то катно-бочковые грузы должны грузиться (разгружаться) по слегам двумя работниками вручную при массе одного места не более 80 кг, а при массе более 80 кг эти грузы могут грузиться (разгружаться) при помощи прочных канатов или механизмов.

2.4.2.8. Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально (пробкой вверх).

2.4.2.9. При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук каждый ящик необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы металлической обивки ящиков должны быть забиты (или извлечены).

2.4.2.10. Пылящие грузы разрешается перевозить в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнениями.

2.4.2.11. Водители и рабочие, занятые на перевозке, погрузке и разгрузке пылящих грузов, должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами, а ядовитых веществ - противогазами.

Спецодежда должна ежедневно обеспыливаться или обезвреживаться.

При работе в респираторах или противогазах рабочим должен предоставляться периодический отдых с их снятием.

Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену.

2.4.2.12. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозят на автомобилях с прицепами - роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

Погрузка и выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, труб, балок, бревен и т.п.), как правило, должна быть механизирована; разгрузка вручную требует обязательного применения прочных слег. Эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками.

Закрыть

Строительный каталог