ППБО 109-92, часть 3

6.45. Условия совместного хранения и разделения веществ и материалов, относящихся к разделу опасных и особо опасных по ГОСТ 19433, регламентируются приложением 7 ГОСТ 12.1.004-91 и должны строго выполняться.

6.46. Вещества и материалы, относящиеся к разрядам опасных и особо опасных при хранении на складах и открытых площадках следует располагать в строгом соответствии с требованиями таблиц 15, 16, 17 приложения 7 ГОСТ 12.1.004-91.

6.47. Опасные и особо опасные вещества и материалы в поврежденной таре или упаковке, а также с другими нарушениями, которые могут привести к пожару, взрыву и отравлениям, принимать к погрузке или хранению запрещается.

Склады лесоматериалов

6.48. Лесоматериалы должны быть уложены в штабеля по разработанным и согласованным с пожарной охраной дороги технологическим картам.

Размеры штабелей круглого леса не должны превышать по ширине длину бревна, по длине 50 м и по высоте - 2 м.

Размеры штабелей пиломатериалов и шпал не должны превышать по длине и ширине длины доски, шпалы или бруска, а по высоте - 4 м.

Штабеля должны формироваться в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы 50 м и ширине - 15 м. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 25 м.

6.49. Основания под штабеля пиломатериалов, круглого леса и шпал перед складированием должны быть очищены.

В случае значительных наслоений отходов основания под штабелями покрывают слоем песка, гравия или земли.

6.50. К штабелям лесоматериалов должен быть обеспечен свободный доступ. В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудования и т.п. Установка пакетов лесоматериалов в проездах и подъездах к водоисточникам запрещается.

На территорию склада разрешается въезд тепловозов, оборудованных искроулавливателями, и паровозов, работающих на жидком топливе.

6.51. В жаркую, сухую и ветреную погоду территорию, прилегающую к штабелям, и разрывы между ними рекомендуется ежедневно орошать водой.

6.52. Не допускается хранение на складе веществ и материалов, не относящихся к работе данного склада.

6.53. Отделка кабин мостовых, консольных, козловых, башенных и других кранов горючими материалами и хранение в них смазочных и обтирочных материалов запрещаются.

6.54. Территория склада лесоматериалов должна содержаться в чистоте и периодически очищаться от коры, щепы и других отходов древесины, а также сухой травы, опавших листьев и тополиного пуха.

Склады угля и торфа

6.55. Площадки для складирования угля и торфа должны быть очищены, ограждены, освещены и оборудованы пожарные гидранты. С площадок открытого складирования должен устанавливаться сток воды за пределы территории склада. Площадки с естественным грунтом должны быть утрамбованы. Грунты, содержащие органические вещества (битумы, колчеданы), не могут быть использованы для подштабельных оснований.

Применение асфальта, асфальтобетона и деревянных настилов для покрытия площадок запрещается.

6.56. Запрещается располагать штабеля угля и торфа под различными коммуникациями (газопроводом, электролинией) и над местами прохождения подземных сооружений и коммуникаций (тоннели, трубопроводы, кабели).

6.57. Уголь и торф различных марок и видов должны укладываться в отдельные штабеля. Запрещается складирование вновь привезенного угля на старые отвалы угля, пролежавшие более одного месяца.

6.58. Расстояние между сложенными штабелями угля должно быть не менее 1 м при высоте штабеля не более 3 м и не менее 2 м при большей высоте штабелей.

6.59. Для торфа высота штабелей не должна превышать 3 м, длина основания - 80 м, ширина - 15 м. Штабеля располагают попарно, с разрывами между каждой парой в 4 м и между смежными парами не менее 20 м. Между торцами штабелей устраивают разрыв для кускового торфа в 10 м, для фрезерного - 20 м. Для угля высота штабеля не должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м.

6.60. При укладке угля и торфа и их хранении не должны допускаться попадания в штабеля отходов древесины, ветоши, бумаги, сена.

6.61. Для предотвращения самовозгорания угля и торфа на складе необходимо производить систематический контроль за их температурой путем установки в откосах штабелей контрольных железных труб и термометров.

6.62. При повышении температуры выше 60 град. С следует производить уплотнение штабеля на участке образования очага возможного самонагревания или выемку разогревшегося угля (торфа) с немедленной засыпкой места выемки свежим углем (торфом) и тщательным его уплотнением.

6.6З. Удаленный из штабеля разогревшийся уголь охлаждается путем разброски его на запасной площадке слоем до 0,5 м. После охлаждения укладка такого угля обратно в штабель не допускается; он должен быть израсходован в первую очередь.

6.64. Запрещается приемка на склады угля и торфа с очагами самовозгорания.

6.65. Тушение или охлаждение угля водой непосредственно в штабелях не допускается. Загоревшийся уголь следует тушить водой только после выемки из штабеля.

6.66. При обнаружении загорания кускового торфа в штабелях необходимо очаги загорания залить водой с добавкой смачивателя или забросать сырой торфяной массой, после чего произвести разборку пораженной части штабеля. Загоревшийся фрезерный торф необходимо удалить, а место выемки заполнить сырым торфом и утрамбовать.

Склады горючих газов (ГГ)

6.67. Баллоны ГГ разрешается хранить в помещениях и на открытых площадках, защищенных от воздействия осадков и солнечных лучей, в строгом соответствии с требованиями таблиц 15, 16, 17 приложения 7 ГОСТ 12.1.004-91.

6.68. Допускается размещение групповых баллонных установок без разрывов от зданий только у глухих несгораемых стен зданий, не имеющих окон и дверей.

Хранение групповых баллонных установок допускается в шкафах или специальных будках из несгораемых материалов.

6.69. Склады необходимо разделять на отсеки. Количество отсеков устанавливается в зависимости от вида ГГ и возможности их совместного хранения согласно требованиям приложения 7 ГОСТ 12.1.004-91.

В каждом изолированном отсеке допускается размещать не более 500 баллонов с горючими или 1000 баллонов с негорючими газами. Общая емкость склада не должна превышать З000 баллонов (в пересчете на 40-литровые).

6.70. Баллоны, предназначенные для хранения ГГ в сжатом, сжиженном и растворенном состоянии, должны удовлетворять требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", а также "Правил безопасности в газовом хозяйстве". Наружная поверхность баллонов должна быть окрашена в установленный для данного газа цвет.

6.71. Запрещается заполнять емкости сжиженными газами падающей струей. Налив должен производиться под уровень (слой) жидкости, находящейся в резервуаре, цистерне. Запрещается проводить сливо - наливные операции сжиженных газов во время грозовых разрядов.

6.72. Не допускается превышение установленных норм заполнения баллонов сжатыми, сжиженными и растворенными газами.

Норма заполнения баллонов газами и методы ее контроля должны быть указаны в цеховой инструкции.

6.73. Баллоны с ГГ (водород, ацетилен, пропан, этилен и др.) должны храниться отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окислителями.

6.74. Во взрывоопасных помещениях станций сжиженных газов и в помещениях для хранения баллонов с ГГ должны быть установлены приборы, сигнализирующие о возникновении опасной концентрации газа в помещении. При отсутствии указанных приборов необходимо производить лабораторный анализ воздуха на содержание в нем газа не реже одного раза в смену.

Пробы воздуха для анализа следует отбирать в нижней и верхней зонах помещения.

6.75. При складировании нельзя допускать ударов баллонов друг с другом, падения баллонов на пол.

6.76. В складах баллонов ГГ не разрешается хранить другие вещества, материалы и предметы.

6.77. Покрытие полов склада и рампы должно быть из негорючих и неискрообразующих материалов. Эксплуатация закрытых складов, не оборудованных вентиляционной установкой запрещается.

6.78. При перекантовке баллонов вручную запрещается браться за вентили. Касаться вентилей кислородных баллонов и баллонов со сжатым воздухом руками, рукавицами и обтирочным материалом, загрязненными маслом и жирами не допускается.

6.79. В складах должны быть вывешены инструкции, правила, плакаты по обращению с баллонами. Размещать баллоны необходимо таким образом, чтобы имелся свободный доступ к ним для срочной эвакуации отдельных из них.

Материальные склады

6.80. На материальные склады полностью распространяются общие требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 1 Правил.

6.81. Размещение материальных ценностей в помещениях, через которые проходят транзитные кабели, питающие электроэнергией другие помещения и установки, а также в помещениях с наличием газовых коммуникаций и маслонаполненной аппаратуры запрещается.

6.82. Хранение грузов и погрузочных механизмов на рампах складов не допускается. Материалы, разгруженные на рампу, по окончании рабочего дня должны быть убраны.

Контейнерные площадки, сортировочные
платформы по переработке тяжеловесных грузов

6.83. Площадки и платформы должны иметь твердое покрытие, проезды, обеспечивающие свободный подъезд и разворот пожарных автомобилей, должны соблюдаться общие противопожарные требования, изложенные в разделе 1 Правил.

6.84. Ширина полосы движения на прямых участках должна быть не менее 4 м. При одностороннем расположении крытых складов и платформ расстояния от последних до забора должно быть не менее 16 м, при двустороннем расположении расстояние между складами должно быть не менее 28 м. При тупиковом проезде в конце его необходимо предусматривать площадку для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м.

6.85. Площадки и платформы должны постоянно содержаться в чистоте, сухая трава с территории должна своевременно удаляться.

6.86. По фронту установленных контейнеров на площадке, а также тяжеловесных грузов через каждые 100 м устраиваются и обозначаются противопожарные разрывы шириной не менее 5 м.

6.87. Ремонт мостовых, козловых кранов и других средств механизации погрузочно - разгрузочных работ с проведением газоэлектросварки должен производиться не ближе 20 м от мест установки контейнеров и грузов.

6.88. На контейнерных площадках, сортировочных платформах и площадках по переработке тяжеловесных грузов запрещается:

а) разводить костры, курить и пользоваться открытым огнем;

б) принимать от клиентуры порожние контейнеры, не очищенные от упаковочных отходов и прочего мусора;

в) производить маневровые работы тепловозами, паровозами без искрогасительных приборов;

г) загромождать противопожарные разрывы, проезды, подъезды и пожарные гидранты;

д) устраивать хранилища горючих жидкостей.

7. Порядок совместных действий администрации
и технического персонала объектов железнодорожного
транспорта и пожарной охраны
при ликвидации пожаров

7.1. Работники железнодорожного транспорта при обнаружении пожара обязаны:

а) немедленно сообщить о пожаре по телефону в пожарную часть (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию) и принять меры по вызову к месту пожара руководителя подразделения или другого ответственного лица;

б) принять меры по тушению пожара, эвакуации людей и материальных ценностей.

7.2. Руководитель подразделения или другое должностное лицо, прибывшее к месту пожара, обязано:

а) продублировать сообщение о пожаре в пожарную часть;

б) привлечь к тушению пожара добровольную пожарную дружину подразделения и поставить в известность администрацию объекта о пожаре;

в) в случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

г) произвести при необходимости отключение электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрытие сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций, остановку систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях и выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и успешному его тушению;

д) проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты), организовать встречу пожарной части и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к месту пожара;

е) прекратить все работы (если это возможно по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с тушением пожара, удалить из опасной зоны всех работников подразделения, не связанных с ликвидацией пожара;

ж) осуществлять руководство тушением пожара до прибытия пожарной части с учетом специфических особенностей горящего объекта, для чего поддерживать тесную связь с ИТР подразделения, обеспечить защиту людей, принимающих участие в тушении пожара от возможных обрушений конструкций, поражения электротоком, отравлений, ожогов;

з) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы города (объекта).

7.3. По прибытии подразделений пожарной охраны руководитель объекта (подразделения) или другое должностное лицо, руководившее тушением пожара, поступает в распоряжение руководителя тушения пожара (РТП) и действует по его указаниям.

7.4. Представитель объекта в оперативном штабе тушения пожара обязан:

консультировать руководителя тушения пожара по специфическим особенностям горящего объекта: его технологии, опасности воздействия на аппараты и материалы высокой температуры пожара и продуктов горения;

обеспечивать рабочей силой и инженерно - техническим персоналом для выполнения работ, связанных с тушением пожара и эвакуацией имущества;

обеспечивать автотранспортом для подвозки средств, которые могут быть использованы для тушения и предотвращения распространения пожара;

организовывать работы по отключению или переключению коммуникаций согласно указаниям руководителя тушения пожара;

корректировать действия служб и отдельных лиц, занятых выполнением работ, связанных с тушением пожара.

7.5. По каждому случаю пожара или загорания администрация объекта обязана провести расследование. Результаты расследования оформляются актом о пожаре по форме, установленной "Инструкцией по служебному расследованию, учету пожаров на железнодорожном транспорте и определению ущерба".

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ, ДЕПО ПО РЕМОНТУ
И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПУТЕВОГО
ХОЗЯЙСТВА, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ
1. Железнодорожные станции

1.1. Железнодорожные станции (пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые, промежуточные) всех классов должны отвечать требованиям СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм" и раздела 3 главы 1 настоящих Правил в части содержания территорий, зданий и сооружений депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава, складов, рабочих парков и других объектов, входящих в состав станций.

1.2. Противопожарное водоснабжение зданий, сооружений и устройств станций должно отвечать требованиям СНиП "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", СНиП "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП "Склады нефти и нефтепродуктов", а также главы 6 настоящих Правил.

1.3. Противопожарное водоснабжение в парках станций и базах отстоя вагонов пассажирских депо, в которых производится расформирование, формирование, погрузочно - разгрузочные операции и отстой составов осуществляется в соответствии с требованиями СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм".

1.4. В парках станций и базах отстоя вагонов с числом путей более трех через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсами в каждом лотке.

Количество лотков определяется расчетом, в зависимости от расхода воды на наружное пожаротушение.

При наличии 10 и более путей через каждые 150 м прокладываются сухотрубы диаметром 77 - 89 мм с установкой пожарных кранов, с интервалом не менее чем через пять путей. Пожарный кран должен оборудоваться заглушкой.

1.5. Средства связи железнодорожных станций (информационная, диспетчерская, громкоговорящая и др.) должны использоваться для передачи информации о пожаре (аварийной ситуации), содержаться в исправном состоянии и быть доступными для работы в любое время суток. По согласованию с гарнизоном пожарной охраны МВД железнодорожная станция оборудуется прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) гарнизона или пунктом связи пожарной части МВД.

1.6. На станциях, производящих переработку опасных грузов, должны быть разработаны и введены в действие специальные приложения к техническо - распорядительным актам (ТРА) станций, регламентирующие действия работников станции при возникновении пожара или аварийной ситуации с опасными грузами, а также вызове дополнительных сил и средств других ведомств для ликвидации пожара (аварийной ситуации). Разработка приложения к ТРА возлагается на начальников станций при соответствующей помощи со стороны пожарной охраны.

Содержание указанных приложений к ТРА и порядок действий работников станций регламентируется "Рекомендациями по организации и тактике тушения пожаров в подвижном составе железнодорожного транспорта" - 1987 г. МПС и МВД.

Выписки из приложения к ТРА должны находиться в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных по паркам станций и сортировочным горкам.

1.7. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасением людей, эвакуацией подвижного состава и грузов до прибытия пожарных подразделений возлагается на начальника станции и его заместителей, а в их отсутствие - на дежурных по станции в соответствии с требованиями раздела 7 главы 1 настоящих Правил.

1.8. Для обеспечения бесперебойной работы пожарных подразделений при тушении крупных пожаров на базе локомотивных депо станций I - II класса должны быть созданы пункты запаса пенообразователя из расчета 5 - 10 тонн в каждом пункте.

1.9. Ответственность за своевременное пополнение запаса пенообразователя и контроль за его хранением и качеством возлагается на начальников локомотивных депо.

1.10. Все депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава должны быть обеспечены пунктами (цехами) для производства ремонта, зарядки и испытания огнетушителей, а ответственные работники, производящие зарядку и испытание огнетушителей, должны иметь специальную подготовку.

1.11. Во всех производственных, складских и административных помещениях депо должен быть план эвакуации людей, подвижного состава и имущества в случае пожара, который должен практически отрабатываться 1 раз в год.

2. Локомотивные депо
Общие требования

2.1. Требования настоящего раздела распространяются на все депо, склады жидкого топлива и пункты технического обслуживания и экипировки локомотивов: электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава (далее - тяговый подвижной состав, сокращенно ТПС).

2.2. Начальники служб локомотивного хозяйства и их заместители (главные инженеры), начальники локомотивных отделов отделений дорог и их заместители, начальники основных локомотивных и моторвагонных депо и их заместители (главные инженеры) обязаны обеспечить выполнение требований, изложенных в разделах 2, 3, 6, и 7 главы 1 настоящих Правил, не допускать выхода на линию локомотивов с неисправностями, могущими привести к пожару, а также с неисправными установками пожарной сигнализации и пожаротушения, не обеспеченными огнетушащими средствами соответствующего качества.

2.3. Заместители начальника депо по ремонту, начальники баз топлива и нефтепродуктов, дежурные по депо, старшие мастера, мастера и бригадиры основных производственных участков локомотивных, моторвагонных депо и пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) обязаны на своих участках:

проверять в установленные сроки противопожарное состояние технологического оборудования, первичных средств пожаротушения и установок пожаротушения, инструмента, рабочих мест и закрепленного участка территории депо на их соответствие требованиям инструкций и правил пожарной безопасности;

контролировать выполнение работниками депо требований технологических регламентов по обеспечению пожарной безопасности в технологических процессах и при проведении пожароопасных работ, а также проверять знания и умение применять имеющиеся средства пожаротушения и действовать в случае возникновения пожара в соответствии с разработанным планом.

2.4. Главные механики, энергетики, старшие мастера, мастера и бригадиры вспомогательных отделений обязаны на своих участках:

обеспечить своевременные профилактические осмотры и ремонт технологического оборудования, инструмента, устройств, гарантирующие их исправное и пожаробезопасное состояние;

вести постоянный контроль за соблюдением сроков профилактического осмотра и планово - предупредительных ремонтов электроустановок, систем отопления и вентиляции в соответствии с требованиями раздела 4 главы 1 настоящих Правил и разработку местных инструкций по их безопасной эксплуатации;

обеспечить соблюдение требований взрывопожарной безопасности оборудования, приспособлений и устройств, изготовляемых в депо.

2.5. Во время текущего ремонта ТР-1 тепловозов следует проверять уровень водного раствора и качество пенообразователя в резервуаре установки пенного пожаротушения. При текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3 следует проверить работоспособность установок пожаротушения, которыми оборудованы тепловозы.

Территория, здания и помещения локомотивного депо

2.6. Содержание территории депо должно отвечать требованиям раздела 3 главы 1 настоящих Правил. Территория депо должна быть ограждена в соответствии с требованиями норм.

2.7. Содержание территорий резервуарных парков и складов топлива должны соответствовать требованиям раздела 6 главы 1 настоящих Правил (склады ЛВЖ и ГЖ). Открытые позиции для технического обслуживания и экипировки локомотивов на путях станции и депо должны содержаться в чистоте и обеспечивать свободный доступ к оборудованию в случае возникновения пожара.

2.8. Все ремонтные, монтажные и строительные работы на территории эксплуатируемых резервуаров, связанные с пожарной опасностью (сварка, резка, очистка резервуаров и т.п.), должны проводиться только с письменного разрешения главного инженера, согласованного с пожарной охраной.

2.9. Категории помещений и зданий депо по взрывопожарной и пожарной опасности должны устанавливаться в соответствии с ВНТП-05-89/МПС, а их содержание отвечать требованиям раздела 3 главы 1 настоящих Правил.

2.10. Проходы внутри производственных участков и отделений должны иметь ширину не менее 1 м. Ширина проездов для авто- и электрокаров вдоль производственного участка должна быть 1,8 м, а вдоль торцовых стен - 3 м в соответствии с нормами технологического проектирования.

Границы проходов и проездов должны быть размечены белыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными материалами,

2.11. Полы в депо и ПТОЛ должны содержаться в исправном состоянии, все траншеи, каналы, лотки должны плотно закрываться плитами из негорючих материалов.

На производственных участках и в помещениях, в которых применяются нефтепродукты, кислоты и другие пожароопасные вещества, должны быть оборудованы стоки (уклоны) для отведения пролитых на пол жидкостей к сборным колодцам.

2.12. Смотровые канавы должны иметь гладкие стены и уклон к сборным колодцам. Электропроводка низкого напряжения должна быть изолирована от рельс и шпал, а переносные светильники напряжением до 36 В защищены от механических повреждений. Ниши для размещения светильников и присоединения обдувочных воздушных рукавов должны быть защищены от попадания горюче - смазочных материалов.

2.13. Взрывопожароопасные и пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации в соответствии с действующими нормативными документами.

Экипировочные сооружения и устройства

2.14. Резервуары для хранения дизельного топлива и масла, складские здания и сооружения для хранения нефтепродуктов в таре, сливо - наливные эстакады, насосные должны соответствовать требованиям раздела 6 главы 1 настоящих Правил (склады ЛВЖ и ГЖ).

2.15. Сливо - наливные эстакады должны быть выполнены из огнестойких материалов, сливо - наливные эстакады железнодорожного пути, резервуары и трубопроводы должны иметь надежные заземления.

На границах сливо - наливных эстакад устанавливаются надписи "Запрещается пользоваться открытым огнем".

2.16. Раздаточные топливные и масляные колонки должны быть снабжены дистанционным пуском насосов. Оконцеватели, наконечники всасывающих и сливных шлангов должны быть изготовлены из материалов, исключающих возможность искрообразования при ударах и заземлены. Снабжение дизельным топливом и маслом тепловозов допускается непосредственно на ремонтных стойлах из раздаточных колонок с помощью раздаточных пистолетов.

2.17. В насосных станциях дизельного топлива, смазкораздаточных должны быть вывешены схемы технологической разводки трубопроводов, размещения насосов, вентилей, фильтров с подписями о их назначении.

2.18. Для подогрева нефтепродуктов в цистернах должны применяться переносные паровые змеевиковые подогреватели, слой жидкости над элементами подогревателя должен быть толщиной не менее О,5 м.

2.19. Эксплуатация и ремонт резервуаров для хранения нефтепродуктов и насосных станций должны производиться в соответствии с требованием раздела 6 главы 1 настоящих Правил (см. п. п. 6.35 - 6.42).

2.20. На складах жидкого топлива и в пунктах экипировки запрещается:

а) курить, разводить костры, пользоваться факелами, керосиновыми, свечными, карбидными фонарями и другими источниками открытого огня. Курение разрешается только в специально отведенных местах;

б) производить заправку топливных баков при работающих дизелях на тепловозах и действующих форсунках на паровозах;

в) при ремонте резервуаров или трубопроводов устанавливать электрогазосварочные агрегаты (в том числе баллоны) ближе 20 м от места проведения огневых работ и производить огневые работы на расстоянии менее:

20 м от работающих насосных по перекачке нефти и нефтепродуктов, от резервуаров с нефтепродуктами, канализационных колодцев и стоков, гидравлических устройств и мест утечки нефтепродуктов;

40 м при проведении операции по наполнению (откачке) резервуаров нефтепродуктами;

50 м от открытых нефтеловушек и мест утечек газа и от эстакад, когда слива и налива нефтепродуктов не производится;

100 м от эстакад во время слива и налива нефтепродуктов;

г) допускать въезд тракторов и автомашин на территорию внутри обвалования резервуаров с горючей жидкостью и нарушать призму обваловки. Въезд на территории складов жидкого топлива и пунктов экипировки автомобилей, тракторов и другого механизированного транспорта допускается только при наличии специальных искрогасителей и средств пожаротушения;

д) эксплуатировать экипировочное оборудование с наличием течи (подтеканий) и с неисправной предохранительной аппаратурой;

е) производить слив нефтепродуктов при грозовых разрядах;

ж) пользоваться металлическими предметами при открывании и закрывании крышек на цистернах и резервуарах и допускать установку крышек без прокладов;

з) оставлять открытыми люки резервуаров, сливные колодцы и лотки;

и) сливать загрязненное топливо и отработанное масло в канавы, кюветы и другие не предусмотренные для этой цели места;

к) производить замену электролампочек в насосных и смазкораздаточных при необесточенной сети и работе насосов;

л) подогревать открытым огнем емкости с сырой нефтью при сливе из цистерны, а также отогревать промерзшие сливные клапаны и застывшие масла;

м) производить ремонт насосных агрегатов и трубопроводов во время их работы;

н) хранить промасленные обтирочные материалы в неустановленных местах;

о) использовать опоры, клетки, стеллажи из горючих материалов (досок, шпал и т.п.) под расходные емкости и бочкотару с горючей жидкостью;

п) допускать посторонних лиц в насосные, смазкораздаточные, в зоны резервуарного парка и пункты экипировки;

р) пропуск паровозов и паровых подъемных кранов по сливным путям и местам слива и налива;

с) производить сдвиг цистерн с места слива, подкатку и торможение с применением металлических лап, ломов, башмаков и подобных приспособлений, способных высекать искры.

2.21. Осмотр резервуаров с нефтепродуктами, а также измерения и отбор обслуживающий персонал должен выполнять в обуви без стальных накладок и гвоздей.

Для подтормаживания железнодорожных цистерн следует применять деревянные подкладки.

Течь горючих жидкостей в трубопроводах, фланцах, задвижках, сальниках и других местах должна немедленно устраняться.

При опускании лота или пробоотборника в резервуар лента или цепь поддерживается на весу, исключая касание края замерного люка.

Осмотр заполненных и порожних цистерн или резервуаров допускается только с применением для освещения аккумуляторных фонарей во взрывобезопасном исполнении. Включение и выключение их должны производиться на расстоянии не менее 10 м от места осмотра.

2.22. При эксплуатации пескосушительных установок должны выполняться требования к отопительным установкам, изложенные в главе 1 настоящих Правил.

Водопроводные насосные
станции и водонапорные башни

2.23. В насосных станциях, оборудованных двигателями внутреннего сгорания и дизель - генераторами, расходный бак с топливом установленной емкости допускается размещать внутри помещения.

Топливный бак должен быть оборудован безопасным в пожарном отношении измерителем уровня жидкости, аварийной спусковой и переливной трубами для отвода топлива в аварийную емкость. Расходные баки котлов отопления должны устанавливаться за пределами помещений машинных отделений станций.

2.24. Насосные станции, в которых установлены пожарные или резервные насосы для целей пожаротушения, обеспечиваются телефонной связью с пожарной командой (пожарным поездом) или оборудуются средствами дистанционного включения насосов. Кроме того, подобные насосные станции должны обеспечиваться резервными автономными источниками электропитания (передвижными дизель - электростанциями) соответствующей мощности, обеспечивающей запуск и работу пожарных насосов.

Водонапорные башни должны быть оборудованы устройствами для забора воды пожарными автомобилями.

2.25. Существующие башни IV, V степеней огнестойкости подлежат обязательной обработке огнезащитным составом или защите штукатуркой, листовой сталью и другими негорючими материалами.

2.26. В резервуарах водонапорных башен должен постоянно содержаться неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения.

2.27. В водонапорных насосных станциях и водонапорных башнях запрещается:

а) отогревать трубопроводы открытым огнем;

б) хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, за исключением топлива, предназначенного для работы двигателей внутреннего сгорания, обслуживающих станцию.

Участки ремонта
паровозов и базы запаса локомотивов

2.28. Требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 1 настоящей главы и в п. п. 2.1 - 2.21 распространяются на участки ремонта паровозов и базы запаса локомотивов.

Закрыть

Строительный каталог