РД 10-112-3-97, часть 5

(рекомендуемое)


МЕТОДИКА

измерения перекоса поворотной опоры башенного крана.


Методика распространяется на краны как с поворотной, так и неповоротной башнями и предназначена для определения перекоса (суммарного люфта или рабочего зазора) шариковой или роликовой поворотной опоры (опорно-поворотного устройства) при проведении обследования или испытаниях крана в рабочем состоянии. Методика может использоваться при измерениях перекоса и других кранов.

Методика соответствует СТ СЭВ 3268.,


И3-1. Общие положения.

И3-1.1. Измерение перекоса ОПУ проводится для решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации опоры.

Признаком предельного состояния, при котором опора не допускается к дальнейшей эксплуатации, является перекос (за счет технологического люфта опоры и износа ее дорожек катания) более 0,004.

И3-1.2. Измерения проводят на действующем кране, находящемся в рабочем состоянии, как в летний, так и в зимний периоды при температуре воздуха не ниже минус 20°С при ветре не более 10 м/с.

И3-1.3. Положение поворотной части крана по отношению к неповоротной (в плане) - произвольное.

И3-1.2. Перед проведением измерений необходимо убедиться, что все болты крепления опоры имеются в наличии и затянуты моментом, отвечающим эксплуатационной документации.


И3-2. Объем, последовательность и порядок проведения работ.

И3-2.1. Для измерения величины перекоса опоры производятся замеры линейных перемещений противоположных точек А и Б полуобойм (см. рис. И3-1) опоры, жестко закрепленных к поворотной части крана, относительно его венца, закрепленного к неповоротной части.

Линейные перемещения определяются по разнице измерений при ненагруженном кране и с номинальной нагрузкой на крюке.



Рис. ИЗ-1. Схема для измерения линейных перемещений полуобойм ОПУ башенных кранов

Д - диаметр полуобойм; - расстояние от полуобоймы до оси ножки индикатора;

- расстояние между ножками индикаторов; и - линейные перемещения ( по шкале индикаторов); "0" - установочная высота индикатора


И3-2.2. Перемещения в каждой точке измеряются в вертикальной плоскости, проходящей через ось симметрии стрела-противовес с помощью двух индикаторов часового типа или иным способом.

Индикаторы устанавливаются неподвижно на неповоротной части крана на штативах по оси симметрии: поворотная платформа, (противовесная консоль) - стрела, на одинаковом расстоянии от центра вращения опоры или внешней вертикальной поверхности полуобойм опоры.

Места под установку основания штативов индикаторов и места упора их наконечников должны быть очищены от грязи. Ножки индикаторов должны быть расположены вертикально наконечниками вверх с упором их в нижний лист поворотной части.

Перемещения определяются, как среднеарифметическая величина по показаниям индикаторов при трехкратном подъеме-опускании груза.

Расстояние между точками, где производятся замеры, равно:

, мм, где

- внешний диаметр полуобойм, мм;

- расстояние от полуобоймы до оси ножки индикатора, мм.

И3-2.3. Измерение расстояний , и производят с помощью металлической линейки, рулетки, штангенциркуля и угольника. Проще измерять расстояние с учетом внешнего диаметра колец полуобойм опоры и двух расстояний от наружной вертикальной стенки полуобойм до оси ножки индикатора.

Расстояние следует выбирать минимальным, необходимым для установки индикатора.

И3-2.4. Установку индикаторов рекомендуется проводить после того, как предназначенный для подъема груз уложен в исходное положение для подъема и застроплен. При этом ножка заднего (со стороны противовеса) индикатора должна быть при установке утоплена примерно на 5 мм, переднего (со стороны стрелы) - на 1-2 мм, а нулевое деление "0" поворотной шкалы индикатора - совмещено с его стрелкой.

И3-2.5. Измерения линейных перемещений , проводят при подъеме груза на высоту 100-200 мм и опускании его до ослабления стропов.

И3-2.6. Перекос определяется по формуле:

где и - среднеарифметические результаты измерений ( и ) перемещений по шкале индикатора соответственно со стороны противовеса и стрелы при подъеме номинального груза.



Приложение К3

(рекомендуемое)

Метод отбора проб (образцов) для определения химсостава и механических свойств металла.


К3.1. Для проведения химического анализа металла основных несущих элементов с целью стандартного определения марки стали от каждого элемента обследуемого узла берут на анализ от 20 до 30 г. стружки*.

__________________

* При сложности отбора указанного количества металла по рекомендации СКТБ БК могут быть использованы опытные методы, при которых объем отбираемого металла может составлять 15-20 мм при площади образца не менее 5 мм.

Стандартный отбор проб для химического анализа металла производится в соответствии с требованиями ГОСТ 7565 "Стали и сплавы. Методы отбора проб" и осуществляется при обследовании металлоконструкций крана.

К3.1.1. Место, с которого берется стружка, должно быть предварительно очищено от пыли, грязи, смазочных материалов и зачищено до металлического блеска. Стружка отбирается засверливанием отверстия при температуре не ниже плюс 10°С. Диаметр сверла d=58 мм, но не более полуторной толщины элемента (листа, профиля, трубы) анализируемого узла. Расстояние между отверстием и краем элемента должно быть не менее 5d ( как правило, не менее 25 мм).

В тех случаях, когда температура окружающего воздуха ниже плюс 10°С, отбор стружки для анализа следует выполнять с подогретой до указанной температуры поверхности металла.

К3.1.2. Место, откуда взята стружка, подлежит восстановлению с применением сварки до пуска крана в работу, о чем должна быть сделана отметка в журнале осмотров, технических обслуживаний и ремонтов крана, а чертеж восстановления элемента металлоконструкции после взятия пробы должен храниться наравне с паспортом.

К3.1.3. Отобранная стружка упаковывается, маркируется, составляется ведомость с указанием места взятия стружки (узла, элемента) марки крана, его заводского и регистрационного номеров.

Химический состав стружки определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 22536.0., ГОСТ 22536.1, ГОСТ 22536.2, ГОСТ 22536.3, ГОСТ 22536.4, ГОСТ 22536.5.

К3.2. Определение механических свойств (предела текучести, временного сопротивления разрыву, относительного удлинения, ударной вязкости) производится из проб, вырезанных из элементов металлоконструкций, подлежащих проверке.

К.3.2.1. Наиболее приемлемым методом отбора металла для определения его механических свойств из листовых конструкций является вырезка заготовки в виде круга (блина) (рис. К.3.1.). Вырезка заготовки выполняется механическим путем (дрелью со специальной насадкой) или газовой резкой ацетиленовым или пропан-бутановым пламенем с обеспечением отсутствия пережога или перегрева вырезаемой заготовки. Из получаемой заготовки изготавливают два плоских образца I для определения предела текучести, временного сопротивления разрыву и относительного удлинения в соответствии с требованиями приложения 3 ГОСТ 1497 (тип 1 или 2).

Рис. К3.1.


Из этой же заготовки вырезают также три образца 2 для определения ударной вязкости. Образцы вырезают в соответствии с требованиями ГОСТ 9454. Образцы испытывают при минимальной температуре эксплуатации крана.

К3.2.2. Отбор проб в трубчатых конструкциях (секции башен, верхний пояс секций стрел, несущие пояса оголовка) производится следующим образом: например, из трубы несущего пояса 140х10 мм вырезается заготовка (рис. К3.2.) с закруглениями диаметром 60мм. Длина заготовки 120 мм.

Из нижних несущих поясов стрелы вырезать стандартные заготовки металла для проверки механических свойств не допускается ввиду невозможности восстановления конструкции без снижения ее прочностных свойств.


Рис. К3.2


К3.2.3. Из полученной заготовки размером 120х60 мм изготавливают (Рис. К3.3.) полосы шириной 16 мм (две шт.) и шириной 9 мм (две шт.). Из двух первых полос для определения предела текучести , временного сопротивления и относительного удлинения изготавливают два образца на растяжение по ГОСТ 1497, прил. 2. черт. 5 тип У, номер образца 5. Из двух других полос изготавливают три образца для определения ударной вязкости при температуре минус 40°С (краны исполнения У) или минус 60°С (краны исполнения ХЛ) согласно требованиям ГОСТ 9454 черт. 1, вид концентратора U, тип образца 7.

К3.2.4. Места вырезки заготовок должны быть восстановлены без снижения несущей способности конструкции с выполнением требований, записанных в п. К3.1.2. настоящего приложения.

К3.2.5. В случае сложности или невозможности вырезки стандартных заготовок заданных размеров механические свойства металлоконструкций могут быть определены опытным методом без вырезки дополнительных проб по тому же образцу, вырезанному согласно сноске * к п К3.1. настоящего приложения.


Рис. К3.3.



Приложение ЛЗ

Форма


Формат листа 210х297 мм

(пример заполнения)


"УТВЕРЖДАЮ"

______________________________

(Руководитель организации,

проводившей обследование крана)

_____________________Петров И.И.

(подпись) (Ф.И.О.)

" ___ "__________199 г.


АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Общие сведения по крану.


Тип крана

Башенный КБк-160.2

Завод-изготовитель

"Северянин"

Заводской номер

158

Регистрационный номер

14027

Город (село и т.п.), где установлен кран

г. Усть-Ордынский

Объект, где установлен кран

Склад

Организация - владелец крана

АО "Стройтехника"


2. Сведения об организации, проводившей обследование.


Наименование организации, проводившей обследование

АО "Стройсервис"

Номер лицензии Госгортехнадзора России

120-ХХ/ХХХ

Дата выдачи лицензии, срок действия

24.05.94 - 3 года

приказа на проведение данного обследования

22 от 8.01.98

Комиссия провела (указать первичное или повторное) обследование

Первое, повторное

Обследование проведено в соответствии с требованиями

РД 10-112-ч1, РД 10-112-3

Номера учтенных экземпляров РД, указанных в предыдущей строке

17, 14


3. Паспортные данные по крану.


Грузовой момент, т·м, или Грузоподъемность, т (Ненужное зачеркнуть)

132

Дата изготовления крана

1984, март

Группа классификации (режима работы)

А4

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

У1

Может быть установлен в ветровом районе по ГОСТ 1451 или в помещении

I-III

Нижний и верхний пределы по температуре рабочего состояния

-40° +40°

Допустимая сейсмичность района установки

до 6 баллов

Возможность установки в пожароопасной среде категории

Не предусмотрена

Возможность установки во взрывоопасной

Не предусмотрена

Проводился ли капитальный ремонт

ДА


4. Соответствие фактических условий использования крана паспортным данным.


Соответствие по виду выполняемых работ

Не соответствует

Соответствие по группе классификации (режиму работы)

Соответствует

По нижнему и верхнему пределам температур места установки

Не соответствует

По ветровому району места установки

Соответствует

По сейсмичности зоны установки

Не соответствует

По характеристике среды (пожароопасная, взрывоопасная, агрессивная и т.п.)

Соответствует

По состоянию эксплуатационной документации

В паспорте отсутствует электросхема

По состоянию кранового пути

Отсутствует проект пути на ВМГ*

По функционированию системы ТО и Р

Нет графика ТО и Р


___________________

* ВМГ - вечномерзлые грунты.


5. Результаты обследования.


Общее состояние крана (Исправное, неисправное, работоспособное или неработоспособное)

Работоспособное

Достижение предела по установленной группе классификации

Предел перейден

Необходимость выполнения оценки остаточного ресурса ("да" или "нет")

Да

Общее число дефектов (по ведомости дефектов)

16

Устранены при проведении данного обследования

10

в том числе

Требуют устранения до начала дальнейшей эксплуатации

-

Должны быть устранены за срок, указанный в Ведомости дефектов

5

Должны быть устранены при очередном ТО и Р

1

Масса груза при проведении статических испытаний, т

10,0

Масса груза при проведении динамических испытаний, т

8,8

Дефекты по результатам испытаний

Не обнаружены


6. Заключение комиссии.


Кран допущен к дальнейшей эксплуатации на срок до (указать срок до следующего обследования)


Январь 2000 г.

Кран подлежит ремонту:

полнокомплектному ПКР, капитальновосстановительному КВР (поставить "+" или "-")


+ (КВР - до января 2000 г.)

Кран подлежит списанию (поставить "+" или "-")

-


7. Рекомендации по изменению паспортных данных и/или уточнению условий использования.


Уточнение параметров и условий

Грузовую характеристику снизить на 25%

использования крана

Разработать проект пути на ВМГ

Привести кран в соответствие с ВРД 22-28-25-95

Провести расчет на сейсмические нагрузки

Оценка остаточного ресурса (ОР)

Провести расчет ОР


Вниманию владельца крана!

1. За невыполнение рекомендаций настоящего Акта и неустранение замечаний, отмеченных в Ведомости дефектов, комиссия, проводившая обследование, ответственности не несет.

2. Данный Акт является неотъемлемой часть Паспорта крана.


Приложения:


1. Ведомость дефектов (передается владельцу крана и в СКТБ башенного краностроения).

2. Справка о характере работ, выполняемых краном.

3. Выписка из паспорта об основных параметрах крана.

4. Копия приказа владельца крана о проведении обследования.

5. Акт о проведении статических и динамических испытаний.

6. Результаты проверки химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлоконструкций (если проводились).

7. Заключение по результатам неразрушающего контроля (если проводился) с указанием вида контроля и мест, где это выполнялось.

6. Заключение о состоянии кранового пути.

Примечания: 1. Приложения 2-8 хранятся в архиве организации, проводившей обследование, и передаются владельцу крана, если это было предусмотрено Договором.

2. При выполнении специализированной организацией оценки остаточного ресурса, копия отчета и расчеты должны быть направлены в СКТБ башенного краностроения.


Председатель комиссии: ___________________ ИВАНОВ Ю.И.

(Подпись)

Члены комиссии: ___________________ ПЕТРОВ С.И.

(Подпись)


___________________СУХОЙ Ю.С.

(Подпись)


Закрыть

Строительный каталог