По определению свободных (договорных) цен


МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО -

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО


от 10 ноября 1992 г. N БФ-926/12


Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального

хозяйства Российской Федерации направляет Методические рекомендации

по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен

на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, в

том числе в их составе Методические рекомендации по составлению

сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным

методом, рассмотренные и одобренные 5 ноября 1992 г. на заседании

рабочей группы, образованной для координации работ по переходу к

новой системе ценообразования в строительстве.



Министр Б.А.ФУРМАНОВ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по определению строительной деятельности свободных

(договорных) цен на строительную продукцию в

условиях развития рыночных отношений


Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений

в экономической системе, введение в действие нового российского

законодательства, в т.ч. Закона РСФСР "Об инвестиционной

деятельности в РСФСР", в соответствии с которым основным правовым

документом, регламентирующим производственно-хозяйственные и другие

взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является

договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных

изменений в систему ценообразования в строительстве.


В настоящих Методических рекомендациях, разработанных в

исполнение решения коллегии Минстроя России от 26.02.92 (протокол N

4) приведены:


I. Основные положения ценообразования в строительстве в

условиях развития рыночных отношений;


II. Методические рекомендации по составлению сметных расчетов

(смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.


В Основных положениях освещаются главные направления

перестройки действующей системы ценообразования в строительстве,

осуществляемом на территории Российской Федерации. Эти положения

предназначены для ориентировки всех участников инвестиционного

процесса в перспективах совершенствования системы и направлены на

обеспечение методологического единства при определении сметной

стоимости строительства и формировании свободных (договорных) цен на

строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений.


Положения новой системы рекомендуется применять для объектов,

проектирование и строительство которых начинается после 1 января

1993 г. По строительству, начатому ранее, где документация уже

разработана и свободные (договорные) цены согласованы, действуют

рекомендации, предусмотренные письмами Госкомархстроя РСФСР от

23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N

БФ-39/12, а также письмо Минстроя России и Госкомстата России от

23.04.92 N БФ-367/12/ N 17-1-17/67.


В процессе апробации в течение 1993 года новой системы

ценообразования в строительстве намечается уточнение ее отдельных

положений и выпуск дополнительных рекомендаций, способствующих

упорядочению процесса составления сметной документации и

формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию в

рыночных условиях.


В Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов

(смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом

освещаются положения, связанные с определением сметной стоимости на

основе выделяемых в проектных материалах и сметной документации

ресурсных показателей: затрат труда (трудоемкости), потребности и

времени использования строительных машин, расхода материалов,

изделий и конструкций. В условиях становления рыночных отношений,

когда стоимостные факторы крайне нестабильны и применение других (в

том числе традиционных) методов весьма затрудняет определение и

уточнение стоимости строительства, ресурсный метод позволяет это

сделать по желанию пользователя наиболее точно и на любой момент

времени, исходя из текущих цен на ресурсы.


Реализацию в практику капитального строительства ресурсного

метода намечается осуществить начиная с 1993 года. Этот метод

рекомендуется применять и при капитальном ремонте зданий и

сооружений в порядке, аналогичном разработанному для капитального

строительства, используя при этом нормативную базу, предназначенную

для ремонта (утверждена приказом Минстроя России от 23.07.92 N 176).


Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях,

распространяются на предприятия и организации, осуществляющие

капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений,

независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.


Министерства, комитеты Российской Федерации и другие

центральные органы федеральной исполнительной власти, местная

администрация республик в составе Российской Федерации, краев,

областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и

Санкт-Петербурга, акционерные общества, строительные концерны,

корпорации и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами

могут с учетом положений настоящей головной методики разрабатывать

соответствующие методические документы по определению стоимости

строительства, отражающие специфику отдельных отраслей народного

хозяйства и видов строительства, а также региональные особенности, и

применять их по согласованию с другими участниками инвестиционного

процесса.



I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ценообразования в строительстве в условиях

развития рыночных отношений



1. Особенности определения стоимости строительства

в новых условиях


1.1. Для оценки стоимости строительства в процессе подготовки

предложения по свободным (договорным) ценам на строительную

продукцию рекомендуется применять следующие методы определения этой

стоимости:


действующий (базисно-компенсационный);


ресурсный;


ресурсно-индексный.


1.2. Действующий (базисно-компенсационный) метод,

предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12

и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12,

рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по

документации, разработанной и согласованной заказчиком и

подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя

из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть

подсчитана только после завершения строительства.


При этом методе стоимость определяется в два этапа:


на первом этапе (стадии проектирования) - в базисном уровне.

Одновременно делается ориентировочный прогноз удорожания указанной

базисной стоимости в связи с ожидаемыми инфляционными процессами на

период строительства, т.е. ориентировочно определяется сумма средств

для компенсации дополнительных затрат, связанных с ростом цен и

тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные,

технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь,

услуги и пр.);


на втором этапе (в процессе строительства) - при оплате работ,

услуг, оборудования и др. производится расчет дополнительных затрат,

вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к

определенным на первом этапе.


Итоговая стоимость строительства складывается из ее базисного

уровня и всех дополнительных затрат, связанных с повышением цен и

тарифов на применяемые ресурсы.


1.3. Ресурсный метод определения стоимости строительства

представляет собой калькулирование в текущих (прогнозируемых) ценах

и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации

проекта. Калькулирование себестоимости (предстоящих издержек

производства) ведется на основе выраженных в натуральных измерителях

потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе

вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данных

о расстояниях и способах их доставки на площадку строительства,

расхода энергоносителей на технологические цели, времени

эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих.

Указанные ресурсы выделяются из проектных материалов и различных

нормативных и других источников.


Ресурсный метод, который в условиях неустойчивости рынка

приобретает приоритетное значение, применяется в порядке, подробно

изложенном в Методических рекомендациях по составлению сметных

расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным

методом. <*>


-----------------

<*> См. далее - раздел II настоящего документа.


1.4. После стабилизации экономической ситуации и вновь

созданных рыночных структур основными методами определения сметной

стоимости и свободных (договорных) цен на строительную продукцию

будут ресурсный и ресурсно-индексный.


Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с

системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.


1.5. При всех методах определения стоимости строительства в

составе технической документации может использоваться в качестве

рекомендуемой сметно-нормативная (нормативно-информационная) база,

введенная в действие с 1 января 1991 г. и уточненная в 1992 году с

применением новых нормативов накладных расходов, сметной прибыли

(плановых накоплений) и прочих затрат, методическое обеспечение для

разработки которых выпущено в 1992 году.<*> Учитывая отсутствие у

потребителей в нужном объеме указанной сметно-нормативной базы,

допускается по согласованию сторон применение базы, введенной в

действие с 1 января 1984 г.


-----------------

<*> См. Методические рекомендации по расчету величины накладных

расходов при определении стоимости строительной продукции,

сообщенные письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. N

БФ-907/12;


Методические рекомендации по определению величины сметной

прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию,

сообщенные письмом Минстроя России от 30 октября 1992 г. N

БФ-906/12;


Методические рекомендации по определению затрат на

строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат

при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат

на содержание заказчика - застройщика и технического надзора, прочих

работ и затрат при определении стоимости строительной продукции,

сообщенные письмом Минстроя России от 3 ноября 1992 г. N БФ-925/12.


1.6. Для определения стоимости строительства на ранних стадиях

проектирования или в составе предпроектных проработок рекомендуется

применять укрупненные нормативы, в т.ч. ресурсные.


Для объектов производственного назначения могут использоваться

укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),

разрабатываемые на основе технологических моделей отраслей и

подотраслей народного хозяйства.


По объектам жилищно-социального назначения для определения их

стоимости в текущих и прогнозируемых ценах на ранней стадии

проектирования, а также для расчетов капитальных вложений как для

городов в целом, так и для комплексной застройки жилых кварталов

(микрорайонов) рекомендуется использовать укрупненные показатели

базисной стоимости (УПБС), разрабатываемые на основе объектов -

представителей, характеризующих тип жилых зданий массовой застройки

в конкретном регионе.


1.7. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря

определяется по свободным (рыночным) оптовым ценам в порядке,

установленном Временным положением о порядке применения свободных

(рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического

назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным

Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339. При этом

в составе указанной стоимости учитываются затраты по их

приобретению, транспортные, посреднические, заготовительно-складские

и другие расходы.


Стоимость импортного оборудования (как и другой импортной

продукции), закупаемого за рубежом за счет централизованных валютных

средств, определяется в соответствии с порядком, сообщенным письмом

Комитета цен при Минэкономики России и Минфина России от 14.08.92 N

01-17/572-06/ N 74.


2. Организация работы по дальнейшему совершенствованию

системы ценообразования в строительстве



2.1. Реализация программы по переходу на новую систему

ценообразования во многом зависит от эффективности функционирования

региональных служб по ценообразованию, которые рекомендовано

образовать письмом Минстроя России от 10.04.92 N 12-6/167 и решением

коллегии Министерства от 30.09.92 (протокол N 21).


Создаваемые при содействии органов исполнительной власти и

методической поддержке Минстроя России региональные центры по

ценообразованию в строительстве, обеспечивая права субъектов

ценообразования, предоставленные им действующим законодательством,

выполняют следующие основные задачи:


сбор данных об уровне цен на материалы, изделия и конструкции,

используемые в регионе для строительства, о стоимости эксплуатации

строительных машин, транспортных и других услуг, а также подготовка

соответствующей информации в виде сборников цен на материалы,

эксплуатацию строительных машин, транспортные услуги и др.;


оперативное отслеживание текущих изменений цен с разработкой

соответствующих индексов (включая прогнозные);


сбор данных об уровне фактической заработной платы или затрат

труда по видам строительных и монтажных работ;


формирование регионального автоматизированного банка данных о

стоимости и ресурсных показателях по построенным и введенным в

эксплуатацию объектам и производственным мощностям.


2.2. Учитывая, что вся необходимая для выполнения указанных

задач информация находится в строительно-монтажных организациях,

рекомендуется местным органам власти создавать на правах

хозрасчетного органа региональные центры по ценообразованию с

участием строительной фирмы (акционерной компании, территориальной

строительной организации и др.). Деятельность этих центров

целесообразно осуществлять на договорной основе за счет средств

подрядчиков, заказчиков и других организаций.


Методологическая помощь в функционировании указанных центров

будет осуществляться Минстроем России совместно с соответствующими

строительными концернами, ассоциациями, корпорациями (акционерными

компаниями).


2.3. Подготавливаемые региональными центрами информационные

материалы и предложения, в том числе имеющие нормативную

направленность, носят рекомендательный характер.


2.4. В ходе апробации новой системы ценообразования будут

уточняться ее отдельные положения, рассматриваться методические и

практические подходы по дальнейшему совершенствованию системы

ценообразования в целом и ее отдельных звеньев.


Рекомендуемые нормативы (в т.ч. нормы накладных расходов по

видам строительных, монтажных работ и по видам строительства, а

также общеотраслевой норматив сметной прибыли) будут публиковаться в

качестве информации для пользователей, а при необходимости

корректироваться по результатам их применения и в случаях изменения

действующего законодательства.


2.5. Подготовку и уточнение индивидуальных норм накладных

расходов и сметной прибыли подрядные организации осуществляют,

привлекая для экспертизы на договорной основе специалистов

строительных концернов, ассоциаций, корпораций, акционерных обществ,

региональных центров, ведущих институтов (ЦНИИЭУС и др.) с

получением соответствующих заключений по расчетным материалам.


2.6. Практическая реализация новых методов определения

стоимости строительства (в том числе и ресурсного) будет

обеспечиваться созданием автоматизированной системы разработки

ресурсно-сметной документации, с помощью которой формируется уровень

свободных (договорных) цен на строительную продукцию. С этой целью

ЦНИИЭУСом ведется разработка информационно-программного комплекса,

который обеспечит задействование автоматизированного банка

нормативно-ресурсной и индексно-ценовой информации и

автоматизированный выпуск ресурсно-сметной документации на

персональных компьютерах.



II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению сметных расчетов (смет) на

строительные и монтажные работы ресурсным методом



Методические рекомендации по составлению сметной документации

на строительные и монтажные работы ресурсным методом разработаны

Управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных

материалов Минстроя России и Центральным научно-исследовательским

институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя

России при участии институтов "Гипропромтрансстрой", "Гидропроект",

ЦНИИОМТП и "Гипронефтеспецмонтаж". Предназначены для широкого круга

специалистов.


В разработке Методических рекомендаций участвовали: инженеры

А.М. Ивкина, Л.Н. Крылов, В.И. Кузнецов, В.К. Одинцов, В.А. Рогонов,

В.А. Степанов, Н.М. Степченкова (Минстрой России), к.э.н. В.И.

Корецкий, (научный руководитель работ, ЦНИИЭУС), к.т.н. Элькин Э.З.

(ответственный исполнитель, ЦНИИЭУС), инженеры Б.Е. Капланов

(Гипропромтрансстрой), К.А. Майер (ЦНИИОМТП), В.Н. Маланов

(Гипронефтеспецмонтаж), Ю.Н. Соловьев (Гидропроект).



1. Общие положения



1.1. Метод определения стоимости на основе оценки выделенных

ресурсов (затрат труда, потребности в строительных машинах, расхода

материалов, изделий и конструкций) может использоваться всеми

участниками инвестиционного процесса - заказчиками (инвесторами)

строительства, проектными и подрядными организациями независимо от

их форм собственности и ведомственной принадлежности.


Применение этого метода допускается на всех стадиях разработки

технической документации для строительства: технико-экономических

обоснований (ТЭО) инвестиций, проектов детальной планировки (ПДП)

объектов жилищно-социального назначения, проектов (эскизных

проектов) и рабочей документации (РД).


1.2. Метод распространяется на строительные, специальные

строительные, монтажные и пусконаладочные работы.<*>


Метод является рекомендательным и не исключает возможности

применения по усмотрению пользователя других методов составления

сметной документации.


-----------------

<*> На пусконаладочные работы подготавливается отдельная

методика.


1.3. Наиболее эффективное применение может быть обеспечено при

использовании компьютерной техники и программных средств,

разработанных для различных типов ЭВМ. При этом в автоматизированные

системы вводится вся дополнительная нормативная база, готовящаяся в

настоящее время и в перспективе с целью развития и расширения

ресурсного метода.


1.4. Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом

рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и

локального сметного расчета (локальной сметы), приведенные в

приложениях 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Может

применяться также и унифицированная форма N 4 локального сметного

расчета (локальной сметы), приведенная в приложении 3. Допускается

применение и других форм, более удобных для пользователя.


Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость

соответствующих работ, выделяются, как правило, в суммарном виде по

зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по

каждому из разделов локального сметного расчета (локальной

сметы).<*>


В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при

определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим

субподрядчиком.


-----------------

<*> В дальнейшем именуются "локальные сметы" или "сметы".


1.5. В качестве исходных данных для определения прямых затрат в

локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:


данные о трудоемкости работ (в чел.-часах) для определения

размеров основной заработной платы рабочих, выполняющих

соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;


данные о времени использования строительных машин (в маш. -

часах);


данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в

принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).


В составе последних данных выделяются такие данные как:


расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий и

конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;


масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.


1.6. Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости

рекомендуется производить как в базисном, так и текущем уровне цен.

Допускается применение и только текущего уровня цен.


1.7. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной

основе использоваться:


1.7.1. проектные материалы (в составе проектов, эскизных

проектов, рабочей документации) о потребных ресурсах:


ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости

потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно: на

конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные

строительные материалы, необходимые для производства строительных,

специальных строительных и монтажных работ <*>;


данные о затратах труда рабочих и времени использования

строительных машин, приводимые в разделе проекта "Организация

строительства" (в проекте организации строительства - ПОС, в проекте

организации работ - ПОР или в проекте производства работ - ППР);


-----------------

<*> В настоящее время готовятся предложения для утверждения

нового государственного стандарта Российской Федерации "Система

проектной документации для строительства. Ведомости потребности в

материалах, конструкциях и изделиях. (ГОСТ 21. ___)".


1.7.2. общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ),

применение которых предусматривается различными программными

комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы

расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и

заказчиков;


1.7.3. сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:


введенные в действие с 1 января 1991 г. в качестве

рекомендуемых нормативов сборники сметных норм и расценок на

строительные работы (СНиП 4.02-91, 4.05-91), в дальнейшем именуемые

"СНиР - 91". При их отсутствии (еще не получены потребителем)

допускается использование элементных сметных норм на строительные

работы и конструкции, действовавшие в период с 1 января 1984 г. по

31 декабря 1990 г., (ЭСН-84);


разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж

оборудования и специальные строительные работы <*>;


сборники ресурсных нормативов на объекты производственного

назначения, подлежащие разработке по отдельным видам строительства

(транспортное, энергетическое и т.п.) с учетом в них отраслевой

специфики и применению в укрупненном виде на стадии разработки

проектов (эскизных проектов) и даже в составе предпроектных

проработок <**>;


собственная нормативная база пользователя.


Ресурсные показатели, полученные из различных источников, могут

сопоставляться, и выбранный вариант, наиболее приемлемый по мнению

пользователя, применяется в ресурсном сметном расчете (смете) для

определения стоимости работ.


-----------------

<*> До разработки этих нормативов могут применяться ранее

выпущенные укрупненные сметные нормативы, если в них приведены

ресурсные показатели.


<**> В дальнейшем именуются "сборники РСН".


Часть сборников РСН на монтаж оборудования и специальные

строительные работы разработана в 1991 году и разрабатывается в 1992

году государственной корпорацией "Монтажспецстрой" и

распространяется на условиях, сообщенных ее письмом от 29.05.92 N

9/15-22 "Об определении стоимости строительства с применением

ресурсных сметных норм" (в нем приведена также номенклатура

сборников РСН).


Часть сборников РСН будет разрабатываться под методическим

руководством ЦНИИЭУСа Минстроя России начиная с 1993 года.


1.8. Внедрение ресурсного метода рекомендуется начинать на

стадии разработки рабочей документации. По мере разработки и

введения в действие укрупненных ресурсных нормативов появится

возможность его внедрения и на ранних стадиях проектирования, и при

предпроектных проработках.


1.9. В настоящей методике приводятся общие рекомендации и

направления применения ресурсного метода. Внедрение его в процесс

творческий и зависит от вида строительства или вида работ (особенно

по специальным строительным работам), условий строительства, а также

сложившихся взаимоотношений между участниками инвестиционного

процесса.


2. Порядок выделения ресурсных показателей для смет на

строительные и специальные строительные работы


2.1. Для определения прямых затрат в локальных сметах на

строительные и специальные строительные работы рекомендуется

предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой

выделяются ресурсные показатели. Они принимаются из имеющихся

ресурсных нормативов и заносятся в соответствующие графы ведомости,

составляемой по форме N 5, (приложение 1):


в графу 2 "Шифр, номера нормативов и коды ресурсов" - шифр

применяемого ресурсного норматива и коды соответствующих ресурсов;


в графу 3 "Наименование работ и затрат, характеристика

оборудования и его масса" - виды работ и затрат, а вслед за каждым

из видов - наименования ресурсов в следующей последовательности:

затраты труда рабочих - строителей, затраты труда рабочих, занятых

управлением строительных машин, наименования используемых

строительных машин (в т.ч. прочие машины), виды применяемых

материальных ресурсов (в т.ч. прочие материалы);


в графу 4 "Единица измерения" - единицы измерения работ и

ресурсов;


в графу 5 "Количество на единицу измерения" - расходы ресурсов

на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся;


в графу 6 "Количество по проектным данным" - объем работ против

наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным

данным, а против наименования соответствующих ресурсов - их

количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем

работ.


Все ресурсные показатели, принимаемые из ресурсных нормативов,

применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены

в технических частях соответствующих сборников и в Общих положениях

по применению СНиР-91 (СНиП 4.02-91) или в общих положениях к другим

ресурсным нормативам.


Показатели по прочим машинам и прочим материалам принимаются

обычно так, как они представлены в используемых нормативах.


В тех случаях, когда в сборниках СНиР-91 показатели

строительных машин по строке "прочие машины" приведены в рублях,

перевод их на ресурсные может производиться следующим образом: по

укрупненной номенклатуре, приведенной в приложении 4,

устанавливаются типы машин; затем показатели машин, приведенные в

норме в стоимостном выражении, делятся на расценку маш.-ч

соответствующей машины.


2.2. Локальную ресурсную ведомость рекомендуется выдавать

пользователю на магнитных носителях, т.е. не обязательно в

распечатанном виде. В целях контроля за правильностью формирования

набора ресурсных показателей ведомость может распечатываться в

ограниченном количестве (контрольная распечатка) в соответствии с

условиями заключенного договора с проектной организацией. Такой

подход необходим не только для экономного расходования бумаги и для

перехода на взаимоотношения по безбумажной технологии, но также и в

связи с тем, что одним из основных принципов в ресурсном методе

является проведение оценки всех ресурсных показателей лишь после

предварительного суммирования их по признаку однородности.


2.3. Суммирование ресурсных показателей производится по желанию

пользователя либо в целом по объекту (зданию, сооружению), либо по

соответствующим разделам локальной ресурсной ведомости (сметы).


Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей

последовательности:


Трудовые ресурсы


Затраты труда рабочих - строителей - чел.-ч ____


Затраты труда машинистов - чел.-ч ____


Строительные машины


070 149 Бульдозер мощностью ---- - маш.-ч ____

__________________________________________________________________


Прочие машины - руб. ____

Материальные ресурсы

408 - 9040 Песок природный - куб.м ____

__________________________________________________________________


Прочие материалы - руб. ____


В отдельной графе против наименований строительных машин и

материальных ресурсов проставляются соответствующие коды ресурсов,

приводимые в применяемых нормативах.


2.4. Пример составления локальной ресурсной ведомости с

применением СНиР-91 приведен в приложении 1. В нем суммирование

произведено в целом по зданию. При этом позиции 5 - 7 суммированных

показателей по строительным машинам, полученные путем расчета на

основе нормативов и помеченные сноской - звездочкой, в соответствии

с решением пользователя агрегируются на применение одного вида крана

(в примере решено применять кран на автомобильном ходу).


2.5. Допускается выделение и суммирование ресурсных показателей

производить непосредственно в составе локальной ресурсной сметы,

составляемой по форме N 4 (приложение 3), с заполнением граф 1 - 5.

При этом в графе 3 (с правой стороны ее через тире) проставляются

подождите, идет загрузка...    подождите, идет загрузка... 
Закрыть

Строительный каталог