Реконструкция дошкольных учреждений, часть 3

2.3.3 Сокращение вместимости до 6 групп (с объединением двух смежных групповых ячеек в одну в уровне каждого этажа) позволяет организовать полноценные групповые ячейки со спальными помещениями только средствами внутренней перепланировки, не выходя за пределы площади застройки. При этом одна из высвобождающихся раздевальных в каждой новой групповой ячейке может использоваться как дополнительное помещение для занятий по подгруппам, а лишняя туалетная - как площадь для проведения закаливающих гидропроцедур, устройства ванны-бассейна. Эти групповые ячейки будут одинаково эффективны как для размещения общеразвивающей детской группы, так и оздоровительной.

2.3.4 Возможны варианты использования здания для ДОУ с компенсирующей направленностью. Имея ввиду существенное снижение наполняемости групп детей с недостатками физического и умственного развития (в среднем 10-12 детей), можно сохранить существующую групповую ячейку, оборудуя на месте бывшей групповой, площадью 60 м, два помещения - собственно групповую площадью 36 м и спальню - площадью 24 м.

В этом случае следует предусмотреть сокращение общей вместимости здания с 12 до 10 или 8 групп, высвобождая один из этажей или весь средний двухэтажный блок для размещения комнат коррекции (в среднем по 18 м для каждой группы, но уточняется в зависимости от вида нарушений развития у детей). Здесь же следует иметь физиокабинет, кабинет педиатра, 1-2 кабинета врачей-специалистов (процедурный, массажа и др.). Состав этих помещений также уточняется в зависимости от вида нарушений у детей и принимается по Пособию к МГСН 4.07-96.

2.3.5 Для размещения компенсирующего дошкольного учреждения следует организовать большие групповые ячейки (как для общеразвивающего или оздоровительного детского сада), объединяя бывшие групповые двух смежных групп. Число детей в одной такой группе может доходить до 12-15. Вместимость здания после реорганизации составит 6 групп. В каждой групповой ячейке вместо лишней раздевальной и туалетной, при их объединении между собой, будет своя комната коррекции площадью 18-20 м, что соответствует требованиям проектирования групповых ячеек с компенсирующей направленностью.

2.3.6 Зальные помещения в зданиях этого типа могут быть решены надстройкой третьего этажа над центральным или двумя боковыми двухэтажными блоками. Надстройка третьего этажа над всеми тремя блоками решит вопрос с недостатком медицинских помещений, методкабинета, дополнительных специализированных помещений для работы с детьми или рекреационных, например, зимнего сада.

Зальные помещения, а также дополнительные специализированные помещения для работы с детьми весьма эффективно могут быть предусмотрены в надстройке второго этажа над центральным продольным блоком хозяйственных и служебно-бытовых помещений.

2.3.7 Вопрос с зальными помещениями также может быть решен с применением блока-пристройки (или двух симметрично расположенных блоков-пристроек). В массовой застройке Москвы использовались модификации здания с залом - под шифром VI-13a. Для этого типа здания модернизация с сокращением вместимости может быть достаточной.

2.3.8 Здание ДОУ типа VI-13 может быть также реконструировано за счет расширения центрального продольного блока общих помещений при одновременной надстройке над ним второго этажа. На основе этого приема возможны следующие варианты использования здания:

ДОУ на 10 групп;

Центр развития ребенка на 6 групп;

УВК на 2 дошкольные группы и 4 класса начальной школы.

Площадь застройки здания увеличивается на 50 %, однако, предложение по реконструкции учитывает конфигурацию здания и практику его размещения на участках, анализ которых подтверждает возможность расширения центрального блока. Полезная площадь увеличивается на 400 м на каждом этаже, что обеспечивает соответствие здания требованиям МГСН 4.07-96.

2.3.9 Для организации в здании 10 групп вновь возводимый блок выполняется в два этажа. На первом этаже размещаются помещения пищеблока, постирочной, медицинские помещения, бассейн, вестибюль с гардеробом и часть групповых ячеек. В блок-секциях основного здания размещаются ячейки по одной на этаж и спальня групповых ячеек, размещаемых в центральном блоке. На втором этаже центрального блока (помимо групповых ячеек) располагаются залы и служебно-бытовые помещения, включая методический кабинет.

2.3.10 В тех же габаритах здания может размещаться Центр развития ребенка. В этом случае вместимость здания сокращается до 6 групп, каждая из которых располагается по одной на этаже основного здания в блок-секциях. Площади ликвидированных групп используются для размещения специализированных помещений Центра.

В новой части здания размещаются двухсветные или односветные с эксплуатируемой кровлей помещения бассейна и зала физкультурных занятий. На первом этаже располагаются все сопутствующие и служебно-бытовые помещения, вестибюль с гардеробом, на втором этаже - универсальные залы.

2.3.11 Для размещения УВК на 2 дошкольные группы и 4 класса начальной школы габариты здания также увеличиваются за счет перестройки центрального блока, в котором размещаются все специализированные и сопутствующие помещения.

Две блок-секции основного здания используются для классов, имеющих три помещения: групповую, спальню, класс-кабинет и, аналогично групповым ячейкам, раздевальную, туалетную, буфетную. Одна из блок-секций остается в прежнем качестве и включает в себя две групповые ячейки по одной на каждом этаже. Излишек помещений может использоваться в зависимости от ситуации для специализированных кабинетов-студий.

2.3.12 Данные предложения показывают варианты перестройки одноэтажной части здания с максимальным увеличением габаритов здания, предполагающим не только соответствие нормам, но и перспективное развитие структуры здания. При постановке задачи точного соответствия положениям МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения" объем вновь возводимой части здания может быть сокращен.

2.3.13 Площадь групповых ячеек во всех вариантах соответствует требованиям новых норм и составляет 134 м.

Площади сопутствующих помещений: пищеблока, постирочной, медицинских и служебно-бытовых помещений соответствуют или приближены к требованиям МГСН 4.07-96.

Излишек площади предусмотрен в зальных помещениях и универсальных помещениях общевоспитательного назначения, являющихся резервным фондом учреждения.

2.3.14 Приемы пристраивания спален, вариант объединения двух групповых ячеек в одну, вариант решения второго этажа над одноэтажным продольным блоком хозяйственных и служебно-бытовых помещений, вариант решения центрального поперечного блока здания в случае, когда проектируется компенсирующее ДОУ, а также варианты использования здания на основе расширения площади застройки продольного блока хозяйственных и служебно-бытовых помещений показаны на рис.13-16.



2.4 Предложения по реконструкции зданий ДОУ, построенных по типовому проекту 2 МГ-04.3 (представитель 60-х годов строительства)


2.4.1 Здания дошкольных учреждений, построенных по типовому проекту 2 МГ-04.3, возводились в экспериментальных конструкциях с пониженной высотой этажа - 2,8 м. Это обстоятельство является причиной нецелесообразности проведения дорогостоящих мероприятий по увеличению объема здания с сохранением первоначальной вместимости. Отсутствие стационарных спален в групповых ячейках и невозможность их пристройки диктует необходимость объединения смежных ячеек с организацией взамен 8 центральнорасположенных групповых ячеек - 4 полноценных групповых ячеек со спальнями.

2.4.2 Для размещения дополнительных залов могут быть использованы помещения торцевых групповых ячеек на втором этаже здания (с сокращением вместимости ДОУ до 6 групп) или надстройка третьего этажа над двумя торцевыми двухэтажными блоками (вместимость ДОУ составит в этом случае 8 групп). Наличие зала на третьем этаже и дополнительные помещения на втором обеспечивают условия для нормальной работы учреждения. Предлагаемая модернизация здания является наиболее предпочтительным методом его усовершенствования.

2.4.3 Вариант объединения пар смежных групповых ячеек для достижения полноценного состава помещений каждой детской группы показан на рис.17.


2.5 Предложение по реконструкции зданий ДОУ, построенных по типовому проекту VI-52 в.2 (представитель 70-х годов строительства)


2.5.1 Основным недостатком зданий этого типа является отсутствие второго зала. Попытку решить проблему за счет сокращения числа групп и устройства второго зала на освободившейся площади одной из групповых ячеек (на площади групповой и спальни) на практике уже давно предпринимались в ряде действующих дошкольных учреждений этого типа. Анализ показывает, что наличие портала (увеличенного проема) в несущей перегородке между групповой и спальней в большой степени осложняет проведение физкультурных и музыкальных занятий в таком зале - создаются помехи при движении детей, а также ухудшается акустика помещения.

2.5.2 В качестве варианта модернизации здания предлагается сократить число групп с 12 до 11, при этом на место ликвидированной групповой ячейки (желательно в одном из центральных блоков первого этажа) переместить: служебно-бытовые, административно-хозяйственные, медицинские помещения и постирочную, а на их месте предусмотреть дополнительный зал для музыкальных и физкультурных занятий с кладовой.

2.5.3 Другим примером возможной реконструкции здания может стать надстройка третьего этажа над продольным центральным блоком (блок административно-хозяйственных, служебно-бытовых и специализированных помещений), используя для вертикальной связи две лестницы, расположенные в противоположных концах этого блока.

На третьем этаже могут быть предусмотрены второй зал для музыкальных и физкультурных занятий, а также помещения общей площадью около 100 м, которые в зависимости от приоритетной направленности дошкольного учреждения, могут быть решены в виде двух специализированных классных помещений (или четырех помещений для занятий по подгруппам, например, иностранным языком) - в общеразвивающих ДОУ, или как физиокабинет и дополнительные кабинеты (например, процедурный и коррекции) - для оздоровительного учреждения.

2.5.4 Вариант надстройки третьего этажа над центральным продольным блоком общих помещений показан на рис.18.


2.6 Предложения по реконструкции зданий ДОУ, построенных по типовому проекту VI-44 (представитель 70-х годов строительства)


2.6.1 Анализ функционально-планировочной структуры зданий ДОУ, построенных по типовому проекту VI-44, показывает, что основным недостатком здания является отсутствие полноценного второго зала. Сокращение вместимости и устройство зала на площади ликвидируемых групп нецелесообразно, т.к. жесткая конструктивная схема групповых ячеек, наличие несущей стены между помещениями групповой и спальни не позволяют организовать достаточно удобный зал таким способом. Здания типа VI-44 не имеют планировочного резерва, позволившего бы осуществить перепланировку и организовать зал без увеличения объема здания.

2.6.2 Первые два варианта реконструкции здания типа VI-44 предлагаются методом надстраивания одноэтажного продольного центрального блока хозяйственных и служебно-бытовых помещений до двух этажей и методом пристраивания дополнительного блока.

Предпочтение следует отдать второму варианту как наиболее независимому от технического состояния здания. При разработке проектов надстройки должны применяться соответствующие конструктивные решения и проводиться экспертиза, подтверждающая возможность надстраивания.

Оба предлагаемых варианта не предусматривают сокращения числа групп и рассчитаны для ДОУ на 10 групп. Планировка групповых ячеек остается неизменной.

2.6.3 Вариант с надстраиванием второго этажа центрального блока здания позволяет увеличить площадь сопутствующих и служебно-бытовых помещений, расположенных на первом этаже, за счет переноса зальных помещений на второй - надстраиваемый этаж. Дополнительные площади при этом могут позволить разместить в реконструируемом здании Центр развития ребенка.

2.6.4 Вариант с пристраиванием блока обеспечивает несколько меньшее, по сравнению с первым вариантом, увеличение площадей сопутствующих и служебно-бытовых помещений, но достаточное с точки зрения соответствия МГСН 4.07-96. В блоке-пристройке размещаются бассейн и залы. Это увеличивает вариантность специализации дошкольного учреждения, повышает его комфортность.

2.6.5 Третьим вариантом реконструкции здания предлагается надстройка третьих этажей над двухэтажными блоками с детскими группами. В ней могут быть расположены два зала для музыкальных и физкультурных занятий, напротив них - специализированные помещения для работы с детьми (компьютерный класс, комната ручного труда, помещения для занятий иностранными языками). Зальные помещения третьего этажа могут иметь 9-метровый пролет по ширине корпуса.

Третий этаж центрального блока может быть спланирован как группа помещений укрепления здоровья и коррекции недостатков развития детей (физиокабинет, кабинет коррекции, кабинет педиатра, процедурный кабинет). Состав помещений зависит от конкретного вида нарушений развития у детей.

Освободившееся помещение зала на первом этаже площадью 75 м целесообразно преобразовать в холл при главном входе в здание, оборудовать его мягкой мебелью для посетителей и родителей, ожидающих детей, для организации информационного стенда, выставки детских рисунков и т.п.

Это все повышает общий комфорт здания, а также обеспечивает условия для создания в нем Центра дошкольного воспитания.

2.6.6 Вариантом использования здания может стать преобразование его в учебно-воспитательный комплекс с размещением 4 ученических классов начальной школы в боковых блоках слева и справа по главному фасаду здания и двух дошкольных групп - на двух этажах центрального блока.

Это может быть филиал общеобразовательной школы или прогимназия с дошкольным отделением.

2.6.7 Здание УВК может быть решено трехэтажным. Тогда оно будет вмещать 6 начальных классов и 3 группы дошкольного отделения. В этом случае на третьем этаже целесообразно предусмотреть спортивный зал 912 м (в центральном блоке над служебно-бытовыми помещениями второго этажа), а над залом второго этажа - два кабинета по 36 м для занятий по подгруппам по изучению иностранного языка, или одно специализированное классное помещение, например - класс математики.

2.6.8 Варианты реконструкции здания VI-44 показаны на рис.19-21.


2.7 Предложение по реконструкции зданий ДОУ, построенных по типовому проекту VI-49 (представитель 70-х годов строительства)


2.7.1 В зданиях ДОУ, построенных по типовому проекту VI-49, дефицит нормируемой площади в сравнении с требованиями МГСН 4.07-96 составляет 70 м - в основном за счет недостающего второго зала.

2.7.2 Вариантом реконструкции здания может быть надстройка третьего этажа и увеличение общей вместимости здания до 9 детских групп. Такая потребность может возникнуть, например, при комплексной модернизации жилого фонда в микрорайоне, сопряженной с уплотнением этого фонда и увеличением числа жителей.

2.7.3 На третьем этаже следует разместить три групповые ячейки и второй зал для музыкальных и гимнастических занятий. Оставшуюся часть третьего этажа следует использовать в зависимости от программных приоритетов в развитии детей: в общеразвивающем ДОУ это могут быть два специализированных помещения для работы с детьми (например, класс-кабинет математики и компьютерных игр и изостудия или комната ручного труда), в оздоровительном ДОУ это может быть кабинет физиотерапии, гидропроцедур и комнаты коррекции.

2.7.4 В данном случае предпочтительно создание комбинированного дошкольного учреждения: когда два этажа - первый и третий - отводятся для размещения групп оздоровительного и (или) общеразвивающего направления, а второй этаж - под три группы для детей с недостатками развития (например, логопедические, для детей с нарушением зрения или слуха). Группы для таких детей не рекомендуется размещать выше второго этажа.

Помещения второго этажа - комната персонала, бельевая, комната завхоза, инвентарная и методический кабинет - следует перенести на третий этаж (в этом же месте), а вместо них на втором разместить три комнаты коррекции по 18 м каждая (по числу детских групп компенсирующей направленности) и кабинет педиатра и врача-специалиста. Состав этих помещений должен уточняться в зависимости от профиля компенсирующих программ (видов нарушений развития у детей).

2.7.5 Схема решения третьего надстраиваемого этажа показана на рис.22.


2.8 Предложения по реконструкции зданий ДОУ, построенных по типовому проекту VI-52 в.3 (представитель 80-х годов строительства)


2.8.1 Здания ДОУ на 12 групп, выстроенные по типовому проекту VI-52 в.3, имеют нормируемую площадь по проекту 2283,0 м, что соответствует требованиям МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения" практически полностью. Состав и площади помещений этого типа здания также в целом соответствуют современным требованиям.

2.8.2 Предлагаются следующие варианты модернизации этих зданий, связанные, во-первых, с изменением вместимости здания, а во-вторых, - с изменением назначения или специализации.

2.8.3 Вместимость ДОУ может быть снижена с 12 групп до 10, что соответствует новым требованиям ограничения вместимости зданий ДОУ общего типа. Лучше это сокращение осуществить за счет двух ясельных групповых ячеек первого этажа, так как маловероятно, что для ДОУ на 10 групп потребуется 4 ясельные групповые ячейки (по среднестатистическому соотношению, двух вполне достаточно).

2.8.4 На освободившихся площадях (около 300 м) целесообразно предусмотреть две группы помещений: специализированные, состав которых уточняется в зависимости от программных приоритетов развития детей (художественно-эстетического, физического, интеллектуального) и укрепления здоровья и коррекции недостатков развития.

2.8.5 В группу специализированных помещений могут войти:

2 классных помещения (математики, оборудованный компьютерами; ручного труда и моделирования) и четыре помещения для занятий по подгруппам иностранным языком - при приоритете интеллектуального развития;

два зала акробатики, ритмики и т.п. площадью по 75-100 м с раздевальными и душевыми или зал бассейна с ванной 37 м с раздевальными и душевыми - при приоритете физического развития;

одно классное помещение для специализированных занятий, два помещения для занятий по подгруппам или два классных помещения и группа помещений коррекции и оздоровления (физиокабинет и две комнаты коррекции) - при организации Центра развития ребенка.

2.8.6 Если здание реконструируется как компенсирующее ДОУ, в его состав вместо указанных выше двух ликвидируемых групповых ячеек следует включать физиокабинет, 1-2 комнаты коррекции, комнату гидропроцедур или лечебного массажа, кабинеты врачей-специалистов. Состав помещений уточняется в зависимости от вида нарушений у детей и программы работ по коррекции.

2.8.7 Вариантом использования здания может стать создание на его основе учебно-воспитательного комплекса. При современных нормах наполняемости 20 детей в дошкольной группе (столько же было раньше в ясельной) в ясельных групповых ячейках первого этажа (4 ячейки) могут быть размещены группы детей 3-6 (7) лет.

2.8.8 Следует отметить, что в здании данного типа при площади спален в 56 м имеются условия для размещения классов начальной школы, если в микрорайоне школы перегружены, а ДОУ недогружены. В этих зданиях на месте 8 дошкольных групповых ячеек можно разместить 8 начальных классов. Классные помещения следует разместить на площади бывших спален, а площади групповых использовать как рекреационные пространства, индивидуальные для каждого класса и с удобно расположенными также индивидуальными для каждого класса раздевальной, туалетной и буфетной, удачно вписывающимися в новую планировочную структуру.

При этом в раздевальной следует зону около окна переоборудовать в комнату для учителя площадью около 10 м, а оставшуюся площадь оборудовать как гардероб верхней одежды для школьников.

2.8.9 Методкабинет и кабинет заведующего дошкольным отделением могут быть организованы на первом этаже - на месте стиральной (20 м), т.к. для оставшихся 4 дошкольных групп достаточно постирочной, оборудуемой в одном помещении - бывшей гладильной. При этом учительская и кабинет заведующего школьным отделением могут находиться в помещениях бывших методкабинета и кабинета заведующей на втором и третьем этажах.

2.8.10 Предложение по снижению вместимости здания ДОУ, выстроенного по т.п. VI-52 в.3, с 12 до 10 групп и расширению группы специализированных помещений для работы с детьми в плане I этажа показано на рис.23. Предложение по размещению в этом же здании УВК на 4 группы и 8 классов - на рис.24.

Задания на проектирование реконструкции и модернизации зданий дошкольных образовательных учреждений необходимо согласовывать с городскими или муниципальными органами образования и госсанэпиднадзора. При принятии решения о надстраивании этажа необходимо проведение обследования несущей способности конструкций и фундаментов здания, а также соответствия плит покрытия характеру новых нагрузок на него в качестве перекрытия.

Предлагаемые варианты реконструкции наиболее массовых зданий ДОУ, выстроенных в Москве, представлены в Приложении 6.

В Приложении 7 представлены планировочные схемы типовых проектов наиболее массовых ДОУ Москвы, к которым в настоящих Рекомендациях даны предложения по реконструкции и модернизации.

Инженерное и технологическое оборудование реконструируемых и модернизируемых зданий ДОУ следует проектировать в соответствии с требованиями номативных документов, действующих на территории г. Москвы.

















ИЛЛЮСТРАЦИИ


Рис.1 Пример модернизации и реконструкции здания ДОУ, построенного по т.п. 2-04-11 *

а - детский сад на 50 мест - 2 дневные группы; б - модернизация (перепланировка помещений) здания с сокращением вместимости на одну группу; в - реконструкция здания (приведение в соответствие с современными нормами) с помощью двух пристраиваемых объемов с торцов здания

1 - раздевальная ясельной группы; 2 - групповая ясельной группы, 3 - спальня ясельной группы; 4 - туалетная ясельной группы; 5 - раздевальная дошкольной группы; 6 - групповая дошкольной группы; 7 - спальня дошкольной группы; 8 - туалетная дошкольной группы; 9 - буфетная;

10 - помещение для хранения кроваток и спальных мешков; 11 - медицинские помещения;

12 - служебно-бытовые помещения

(Полезная площадь здания - 267 м; полезная площадь пристраиваемых объемов -140 м).

Примечание. Здесь и далее значком * обозначены авторские предложения канд. архитектуры Л.А.Смывиной (ИОЗ), значком ** - авторские предложения арх. Т.С.Скобелевой (МНИИТЭП).


Рис.2 Пример реконструкции здания ДОУ малой вместимости, построенного по индивидуальному проекту: надстройка II этажа, увеличение вместимости с 2 до 4 групп (Полезная площадь здания - 340 м; надстраиваемого объема - 394 м)*

а - план I этажа (без изменения); б - план II этажа (надстраиваемого)

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - остекленная веранда; 7 - кабинет заведующей; 8 - медицинская комната; 9 - кухня.


Рис.3 Пример реконструкции здания ДОУ малой вместимости, построенного по индивидуальному проекту: надстройка II этажа, увеличение вместимости с 2 до 4 групп (Полезная площадь здания - 134 м; надстраиваемого объема - 278 м )*

а - план I этажа (существующее здание); б - план II этажа (надстраиваемого)

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - зал для музыкальных и гимнастических занятий.


Рис.4 Пример реконструкции здания ДОУ малой вместимости (индивидуальный проект): организация спален на надстраиваемом мансардном этаже и пристройка зала для музыкальных и гимнастических занятий (Полезная площадь здания - 664 м; надстраиваемого и пристраиваемого объемов -175 м) *

а - планы I и II этажей (существующее здание); б - реконструируемый II и надстраиваемый мансардный этажи здания

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 7 - кухня; 8 - кабинет заведующей.



Рис.5 Пример пристраивания недостающих спален к сблокированным дневным групповым ячейкам, в которых групповая имеет угловую ориентацию

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня (пристраиваемая); 4 - туалетная.


Рис.6 Типовая одноэтажная блок-пристройка для реконструкции ДОУ вместимостью 4-6 групп, не имеющих зала

а - план этажа; б - вариант использования блока-пристройки с классом для специализированных занятий с детьми площадью 50 м и служебно-бытовыми помещениями

1 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 2 - класс; 3 - кладовая; 4 - комната преподавателя; 5 - туалет.


Рис.7 Проектное предложение универсального блока-пристройки к ДОУ на 4-6 групп (не имеющих зального помещения) и к ДОУ на 8-10 (12) групп (имеющих только один зал)*

а - план I этажа; б - план II этажа

1 - зал бассейна с ванной 30 м; 2 - раздевальные бассейна; 3 - душевые; 4 - туалеты;

5 - комната тренера с душем и туалетом; 6 - инвентарная; 7 - комната медсестры; 8 - узел управления бассейном; 9 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 10 - помещение для специализированных занятий с детьми; 11 - кладовые.


Рис.8 Пример реконструкции ДОУ на 6 групп (т.п. 2-04-651/5, 2С-04-10, 2С-04-11 и т.п.) Полезная площадь 1080 м; расширение 504 м (надстройка III этажа)*

а - т.п. 2-04-651/5; б - пример реконструкции здания аналогичного типа: преобразование в УВК на 3 начальных класса и 2 дошкольные группы, с расширением пищеблока, служебно-бытовых помещений и надстройкой мансардного этажа со спортзалом и специализированными помещениями для занятий

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - классное помещение;

6 - рекреация; 7 - учительская; 8 - медицинские помещения; 9 - администрация; 10 - пищеблок; 11 - постирочная; 12 - зал; 13 - специализированные классы.


Рис.9 Пример модернизации ДОУ на 12 групп (т.п. 2С-04-7): с расширением центрального блока на 108 м*

а - план первого этажа: 2 первых класса и 2 дошкольные группы; б - план II этажа: начальные классы и 2 дошкольные группы

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - класс; 6 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 7 - рекреация; 8 - медицинские помещения; 9 - пищеблок.


Рис.10 Пример организации мансардного этажа здания ДОУ на 14 групп (т.п. 214-1-178), при реорганизации его в УВК*

1 - специализированные помещения для занятий с детьми; 2 - рекреационные помещения (зимний сад, комната сказок и т.п.).


Рис.11 Варианты реконструкции и модернизации зданий ДОУ, построенных по т.п.VI-01 и VI-02*

а - надстройка III-го этажа при проектировании универсального ДОУ общего типа; б - вариант III-го или перепланировка II-го этажа при проектировании общеразвивающего ДОУ; в - вариант III-го или перепланировка II-го этажа при проектировании оздоровительного ДОУ; г - вариант III-го или перепланировка II-го этажа при проектировании компенсирующего ДОУ

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 7 - кладовая при зале или кабинете; 8 - специализированное классное помещение; 9 - рекреация; 10 - физиокабинет или зал тренажеров; 11 - процедурный кабинет, кабинет массажа или др., определяемые программой ДОУ; 12 - комната коррекции, кабинет врача-специалиста.

Примечание: к этому и последующим предложениям схемы проектов-оригиналов даны в Приложении 7.


Рис.12 Вариант организации двухэтажного блока-пристройки к зданию VI-01 и VI-02 с переходом с промежуточных площадок лестничной клетки:

а - между первым и вторым этажом и б - между вторым и третьим (надстраиваемым) этажом, решенным по аналогии со вторым*

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 7 - класс для специализированных занятий; 8 - кладовые; 9 - бассейн с площадью ванны от 20 до 30 м.

Рис.13 Вариант реконструкции здания ДОУ, построенного по т.п. VI-13 (пристраивание блоков со спальнями)*

а - план I этажа; б - план II этажа

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - открытая терраса; 6 - блок хозяйственных и служебно-бытовых помещений.



Рис.14 Предложение по реконструкции ДОУ на 12 групп (т.п. VI-13).

Вариант с сокращением числа групп до 10 и перестройкой части здания**

а - план I этажа: 1 - групповая; 2 - спальня; 3 - раздевальная; 4 - туалетная; 5 - буфетная;

6 - пищеблок; 7 - постирочная; 8 - гардероб; 9 - бассейн; 10 - медицинские помещения

б - план II этажа: 1 - групповая; 2 - спальня; 3 - раздевальная; 4 - туалетная; 5 - буфетная;

6 - универсальный зал; 7 - служебно-бытовые помещения; 8 - зал для музыкальных занятий;

9 - класс-кабинет.

Примечание. Планировка помещений пищеблока, прачечной, медблока и бассейна конкретизируется при разработке проекта.


Рис.15 Предложение по реконструкции ДОУ на 12 групп (т.п. VI-13) с преобразованием его в Центр развития ребенка (сокращение числа групп до 6, перестройкой части здания)**

а - план I этажа: 1 - групповая; 2 - спальня; 3 - раздевальная; 4 - туалетная; 5 - буфетная;

6 - универсальное помещение для занятий; 7 - бассейн; 8 - пищеблок; 9 - постирочная;

10 - служебно-бытовые помещения; 11 - медицинские помещения; 12 - зал для музыкальных и гимнастических занятий

б - план II этажа: 1 - групповая; 2 - спальня; 3 - раздевальная; 4 - туалетная; 5 - буфетная;

6 - универсальное помещение для занятий; 7 - инвентарная; 8 - второй свет (эксплуатируемая кровля); 9 - зал для музыкальных и гимнастических занятий; 10 - выставочный зал.

Примечание. Планировка помещений пищеблока, прачечной, медицинских и служебно-бытовых помещений конкретизируется при разработке проекта.


Рис.16 Предложение по реконструкции ДОУ на 12 групп (т.п. VI-13) с преобразованием его в УВК на 2 группы и 4 начальных класса (перестройка части здания)**

а - план I этажа: 1 - групповая; 2 - спальня; 3 - раздевальная; 4 - туалетная; 5 - буфетная;

6 - класс для занятий; 7 - бассейн; 8 - пищеблок; 9 - постирочная; 10 - служебно-бытовые помещения; 11 - медицинские помещения; 12 - обеденный зал

б - план II этажа: 1 - групповая; 2 - спальня; 3 - раздевальная; 4 - туалетная; 5 - буфетная;

6 - класс для занятий; 7 - физкультурный зал; 8 - зал для музыкальных занятий;

9 - универсальный зал; 10 - выставочный зал-рекреация.

Примечание. Планировка помещений пищеблока, постирочной, медицинских и служебно-бытовых помещений конкретизируется при разработке проекта.


Рис.17 Предложения по модернизации здания ДОУ, выстроенного по т.п 2МГ-04.3 Сокращение вместимости до 8 групп с обеспечением повышенного состава и площадей помещений (ДОУ общего типа или Центр развития ребенка)*

а - план I этажа; б план II этажа; в - план III этажа

1 - раздевальная; 2 - групповая; 3 - спальня; 4 - туалетная; 5 - помещение для занятий по подгруппам; 6 - комната коррекции; 7 - зал для музыкальных и гимнастических занятий;

Закрыть

Строительный каталог