СП 31-103-99, часть 4

Общественное богослужение совершается постоянно по общим потребностям от лица всей Церкви. Оно состоит из молитв и песнопений и должно совершаться, как правило, в особо устроенном и освященном здании - храме по установленному Церковью Уставу в соответствии с каноническими правилами и церковной традицией.

В монастырских, соборных и городских храмах, имеющих несколько священников, богослужение должно совершаться ежедневно, а в храмах сельских и имеющих одного священника - по возможности чаще и обязательно в воскресные и праздничные дни.

Постоянных служб всего девять: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг и несколько видоизменяемые в течение недели и года. В современной приходской практике Церкви существуют три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы. В предпраздничные дни вечерня и утреня могут объединяться во всенощное бдение.

Православные богослужения совершаются клириками и мирянами стоя с коленопреклонениями. Сидеть разрешается только в редкие, определенные Уставом моменты службы, а также определенным категориям прихожан (больным, инвалидам). В притворе должны стоять оглашенные (готовящиеся к Крещению) и кающиеся; в средней части храма - верные (крещеные христиане); в алтаре - священнослужители; на клиросе - певчие. Во время богослужения внимание молящихся обращено в основном в сторону алтарной преграды с иконами святых и в направлении движения священнослужителей.

Каждое богослужение предваряется колокольным звоном - благовестом и далее трезвоном во все колокола. В колокола звонят и в определенные моменты службы.

Крестный ход совершается несколько раз в году, в том числе: на Пасху, во время храмовых праздников и др. Движение клириков и мирян происходит через западный вход наружу и далее вокруг храма против часовой стрелки.


ВЕЧЕРНЯ


Богослужение вечерни содержит воспоминание о временах Ветхого Завета от сотворения мира до пришествия на землю Спасителя. В молитвословиях, песнопениях и священнодействиях Церковь прославляет Бога за сотворение мира, напоминает о грехопадении прародителей, возбуждает верующих к сознанию грехов и молению перед Богом о их прощении, прославляет оправданных Богом святых.

В начале службы священнослужители входят южной дверью в алтарь и облачаются.

В воспоминание сотворения мира священником совершается обход со свечой и каждение фимиамом всего храма, символизирующего Вселенную. Открытые Царские врата алтаря означают при этом блаженное пребывание человека в Раю до грехопадения. По окончании каждения храма Царские врата затворяются в напоминание о недоступности Рая для согрешивших прародителей.

Следующее каждение всего храма служит напоминанием о тех жертвах и курениях фимиама, которые совершались в ветхозаветное время в знак ожидания обещанного Богом Спасителя мира.

Важным моментом богослужения вечерни служит "вечерний вход". Открытие Царских врат означает, что с пришествием на землю Спасителя людям вновь открылось Царство Божие. Священник выходит на солею северными вратами, а не Царскими в знак того, что Спаситель явился на землю не в славе. Войдя в алтарь, священник становится на Горнем месте лицом к народу, изображая Спасителя, после крестной жертвы воскресшего, вознесшегося на небеса и взирающего на верующих.

На всенощном бдении бывает выход священнослужителей для совершения богослужения литии в притвор, где стоят оглашенные и кающиеся, означая тем самым, что Спаситель явился в мир, чтобы привести грешных к покаянию.


УТРЕНЯ


Утреннее богослужение является продолжением вечернего и касается времени новозаветного: Рождества и Воскресения Христова.

В продолжении утрени большое значение имеет смена освещения храма. Погашение светильников во время чтения псалмов напоминает о той ночи, во время которой родился Христос, а зажжение светильников знаменует явление Христа, просвещающего всех людей. То же значение имеет обход со свечой и каждение всего храма священником, при котором полагается полное освещение храма.


ЛИТУРГИЯ


Литургия - главное богослужение Православной Церкви, во время которого человек соединяется с Богом через Таинство Причащения (или Евхаристию).

В конце Проскомидии (первая часть Литургии) совершается каждение всего храма с выходом священнослужителя из алтаря северными вратами и входом через южные врата.

Важными моментами Литургии являются "малый" и "Великий" входы, во время которых священник выносит Евангелие и Дары через северные врата на солею и далее снова в алтарь через Царские врата.

После совершения в алтаре священнодействий начинается Причащение Святыми Дарами верующих с амвона солеи, во время которого происходит таинственное соединение человека с Богом, а весь храм символизирует собой Царство Небесное, возвращенный человеку Рай.

Если в храме совершаются в один день две Литургии, то они должны совершаться на разных престолах (в разных приделах храма).

В особых случаях разрешается совершать Литургию на переносных антиминсах и престолах в часовнях и других приспособленных зданиях и сооружениях, а также на открытом месте, в том числе с применением инвентарного алтаря в виде палатки.


Схема передвижения священнослужителей при всенощном бдении










Схема передвижения священнослужителей при Божественной Литургии



1 - притвор (2 - трапезная часть); 3 - средняя часть; 4 - алтарь; 5 - солея; 6 - престол; 7- аналой;

- передвижение священнослужителей во время богослужения [5];

- передвижение клириков и мирян во время Крестного хода




































ПРИЛОЖЕНИЕ Ж


СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА С СИМВОЛИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

Духовная реальность храма выражается в его архитектуре посредством символов. Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие храм в целом символизирует собой Небесное Царство, возвращенный оправданному человечеству Рай. В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним.

ПРИЛОЖЕНИЕ И


ПРИМЕРЫ ХРАМОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕРКОВНО-КАНОНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ



Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ Дома Божия - Царя Небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях византийских и древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты "Царства Небесного". Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая "Царство Небесное".

По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества" [6].


ПРИЛОЖЕНИЕ К


ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА АЛТАРЯ И СОЛЕИ ХРАМА


1. Алтарь

1.1 - престол; 1.2 - жертвенник; 1.3 - Горнее место; 1.4 - запрестольный образ; 1.5 - семисвечник;

1.6 - выносной Крест; 1.7 - выносная икона Богоматери; 1.8 - аналой; 1.9 - место отдыха священнослужителя; 1.10 - стол для облачений; 1.11 - шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 - вытяжной канал для кадила; 1.13 - выключатель паникадила храма, общего освещения алтаря и местного освещения жертвенника; 1.14 - штепсельная розетка; 1.15 - рукомойник; 1.16 - место для выносных свечей; 1.17 - вешалка для одежды

2. Иконостас

2.1 - "Царские врата"; 2.2 - северные диаконские двери; 2.3 - южные диаконские двери

3. Солея с клиросами

3.1 - амвон ; 3.2 - ограждение солеи; 3.3 - аналой регента; 3.4 - выключатель местного освещения; 3.5 - шкаф для богослужебных книг; 3.6 - киот для иконы; 3.7 - подсвечник; 3.8 - место для хоругви


ПРИЛОЖЕНИЕ Л


СХЕМЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ИКОНОСТАСОВ


ПЯТИЯРУСНЫЙ ИКОНОСТАС


ОДНОЯРУСНЫЙ ИКОНОСТАС


1 ярус - Местный с диаконскими и "Царскими вратами"

2 ярус - Деисусный

3 ярус - Праздничный

4 ярус - Пророческий

5 ярус - Праотеческий

верх - Распятие




ПРИЛОЖЕНИЕ М

РАСЧЕТ РЕВЕРБЕРАЦИИ В ПОМЕЩЕНИЯХ ХРАМОВ


Акустическое проектирование должно быть ориентировано на оптимизацию времени реверберации, определяющего гулкость звучания храмовых помещений, методика которого разработана институтом НИИСФ.

Время реверберации , с, рекомендуется рассчитывать по формуле Эйринга:

(М.1)

где - общий воздушный объем помещения, м;

- общая площадь внутренних ограждений, м;

, - средний коэффициент звукопоглощения (КЗП) помещения, определяемый в диапазоне 125-4000 Гц,

- коэффициент, учитывающий поглощение звука в воздухе помещения (обычно вводится в расчет только для частот 2000 и 4000 Гц). КЗП в каждом диапазоне частот определяется по формуле

, (М.2)

где , (М.3)

здесь - сумма произведений площадей отдельных поверхностей м, на их КЗП - ;

- сумма эквивалентных площадей звукопоглощения (ЭПЗ), м, штучных эвукопоглотителей, а также ЭПЗ, создаваемые священнослужителями и прихожанами;

- коэффициент добавочного звукопоглощения, учитывающий звукопоглощение деталями меблировки интерьеров, не охватываемыми данными табличных расчетов (берется по результатам статистики натурных измерений);

- общий фонд звукопоглощения храма.

КЗП строительных материалов и конструкций приведен в ряде пособий и руководств [7,8]. Данные о звукопоглощении людьми, стоящими на отражающем полу, и добавочном КЗП церковных помещений приведены в таблицах М.1 и М.2.


Таблица М.1 - Звукопоглощение стоящими людьми (без верхней одежды), м

Плотность расстановки

Частота, Гц

125

250

500

1000

2000

4000


6 м/чел

0,15

0,23

0,61

0,97

1,1

1,1

3 "

0,13

0,21


0,48

0,81

0,96

1,0

1 "

0,11

0,2


0,32

0,66

0,81

0,89

0,5 "

0,1

0,18


0,28

0,59

0,65

0,72

0,25 "

0,07


0,16

0,26

0,45

0,54

0,6


Таблица М.2 - Средние значения добавочного звукопоглощения в храмах

Частота, Гц

125

250

500

1000


2000

4000

0,06

0,06

0,06

0,06

0,05

0,05

Примечание - В помещениях с обилием деревянных конструкций и гибких элементов следует увеличить на 30% в диапазоне 125-250 Гц, а при значительном количестве мелких членений, отверстий и тканевых деталей интерьера - на 30% в диапазоне свыше 500 Гц.



На графике рисунка М.1 приведена зависимость оптимумов времени реверберации от объема помещений в диапазоне 500-2000 Гц. Учитывая, что время реверберации зависит от степени заполнения храмов прихожанами, оптимальные значения времени реверберации должны укладываться в границах, верхний предел которых соответствует заполнению 6 м/чел., а нижний - 0,25 м/чел. На частотах 125-250 Гц допускается подъем времени реверберации на 25-30%, а на частоте 4000 Гц - снижение на 15-20%.


Рисунок М.1 - Рекомендуемое время реверберации на средних частотах для храмовых помещений в зависимости от их объема

- линия оптимумов

- зона допусков


В случае если расчет времени реверберации по формулам (М.1)-(М.3) покажет значения, выходящие из рекомендуемых по рисунку М.1, то следует провести корректировку объемно-планировочного решения и материалов отделки интерьеров проектируемого храма.

При избыточных значениях времени реверберации (при недостаточности общего фонда звукопоглощения) следует, во-первых, уменьшить воздушный объем помещения при неизменности площади пола основного и бокового нефов и, во-вторых, увеличить звукопоглощающие свойства материалов отделки интерьеров. Если проведенный контрольный расчет времени реверберации по-прежнему покажет избыточные значения времени реверберации, то следует принять дополнительные меры к увеличению фонда звукопоглощения храма. При значительном превалировании времени реверберации в диапазоне низких частот можно использовать "голосники", выполненные по современной строительной технологии, методы расчета которых приведены в издании [9]. В диапазоне средних и высоких частот для увеличения звукопоглощения рекомендуется использовать тканевые элементы убранства храма. Их общее количество определяется акустическим расчетом.

При недостаточности времени реверберации храма следует принять меры к увеличению его общего воздушного объема и к уменьшению фонда звукопоглощения в убранстве храма.

При выборе объемно-планировочных решений храмов кривизну куполов и сводов следует выбирать так, чтобы их центры размещались значительно выше отметки пола (не ниже уровня +3,0 м по отношению к уровню пола алтаря и солеи).

В храмах с делением на средний и боковые нефы или трапезную часть, особенно при высоком центральном куполе, статистический метод расчета времени реверберации неприменим.

Расчет процесса реверберации следует начинать с определения среднего КЗП каждого -го объема в диапазоне частот 125-4000 Гц , на основании которого рассчитывается его фонд звукопоглощения: - общая площадь ограждений каждого объема). Далее рассчитываются площади воздушных проемов между соседними объемами и их коэффициенты акустической связи, равные:

, (М.4)

где - площадь проема между соседними объемами и ;

;

.

При коэффициенте акустической связи расчеты времени реверберации связанных объемов производятся как для единого акустического объема по вышеприведенной методике. При < 1 производится детальный акустический анализ с рассмотрением соотношения площадей проемов к общей площади граничных ограждений, соотношения величин воздушных объемов и их фондов звукопоглощения.

При этом существуют следующие предельные случаи:

1. При соотношении соседних объемов их время реверберации рассчитывается по объему с введением в расчет КЗП проема , равного 0,1-0,3, в зависимости от величины .

2. При значениях и одного порядка, но при значительной разнице их фондов звукопоглощения (например, ), расчет времени реверберации в объеме производится по вышеприведенной стандартной методике с введением КЗП проема , равного 0,3 в широком диапазоне частот.

3. Стандартная методика расчета времени реверберации используется также в случае близких значений величин воздушных объемов и фондов звукопоглощения соседних помещений, но при малой величине площади проемов между ними по отношению к общей площади граничных ограждений. В этом случае расчет времени реверберации для каждого объема производится изолированно с введением в расчет КЗП проема , равного 0,2-0,3, в зависимости от величины их фондов звукопоглощения.

В остальных случаях процесс послезвучания в каждом связанном объеме рассчитывается численно, так как его огибающая не может быть объяснена одной кривой, по следующей формуле:

, (М.5)

где - уровень звука в процессе реверберации объема при коэффициенте акустической связи его с соседним объемом , равным К;

- текущий объем реверберации;

и - постоянные затухания звука в и .

При возможности объяснения расчетного хода логарифмической кривой отдельными линейными участками уровнеграмм их следует, по возможности, проводить в диапазоне спадания уровня отзвука не менее 15-20 дБ, и тогда в акустический анализ могут быть введены соответствующие этим участкам значения времени реверберации по следующей формуле:

, (М.6)

где - время реверберации, соответствующее -му участку линейно-ломаной аппроксимации уровнеграммы ;

- величина этого участка, дБ;

- интервал времени этого участка, с.

Определяющим для процесса слухового восприятия является так называемое начальное время реверберации, рассчитываемое по ходу кривой за первые 10-20 дБ реверберации.

ПРИЛОЖЕНИЕ Н


БИБЛИОГРАФИЯ


[1] Тилинский А.И. Руководство для проектирования и постройки зданий. - СПб. Изд. А.С.Суворина, 1911.

[2] Практичеcкие рекомендации по сохранению колоколов, бил и традиций православного звона / Московский Колокольный Центр при храме Свт.Николая в Заяицком. - М., 1999.

[3] Указания по проектированию освещения территорий учреждений культурно-бытового обслуживания населения и наружного архитектурного освещения. - М.: ЦНИИЭП инженерного оборудования.

[4] Субботин К. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. - СПб., "Сатис", 1994.

[5] Православное Богослужение: Практическое руководство для клириков и мирян (составитель И.В.Гаслов). - СПб., "Сатис",1998.

[6] Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексея II по случаю проведения выставки "Архитектура и религия" в выставочном комплексе Росстройэкспо в 1997 г.

[7] Руководство по акустическому проектированию залов многоцелевого назначения средней вместимости. - М.: Стройиздат, 1991.

[8] Справочник по защите от шума и вибраций жилых и общественных зданий. - Киев: Будивельник, 1989.

[9] Осипов Г.Л., Юдин Е.Я., Борисов Л.А. и др. Снижение шума в зданиях и жилых районах. - М.: Стройиздат, 1987.

Закрыть

Строительный каталог