Пособие к ТСН 21-301-96 (МГСН 5.01-94), часть 2


1 - ярусы (этажи)/помещения для хранения автомобилей;

2 - венткамеры;

3 - шахты/вертикальные коллекторы;

4 - вентиляторы дымоудаления;

5 - противопожарные нормально-закрытые клапаны;

6 - горизонтальный коллектор;

7 - вентилятор совмещенной системы/двухскоростной;

8 - противопожарные нормально-открытые клапаны

Рис.10. Схемы вытяжной противодымной вентиляции в помещениях хранения автомобилей

Для удаления продуктов горения при пожаре из объемов изолированных рамп могут быть использованы различные схемы: либо с удалением из верхней зоны рамп (рис.11-а), либо из части объема рамп, в которой произошло загорание (рис.11-б), либо с естественным побуждением тяги, для инициирования которой используется подача воздуха в нижнюю зону рампы (рис.11-в).

1 - 8 см. Рис.10

9 - приточные венткамеры

10 - изолированные рампы

11 - тамбур-шлюзы

12 - дифлекторы


Рис.11. Схемы вытяжной противодымной вентиляции визолированных рамках


3.2.2. Системы приточной противодымной вентиляции

Системы приточной противодымной вентиляции предусматриваются для подачи наружного воздуха:

в лифтовые шахты;

в лестничные клетки;

в тамбур-шлюзы горящего этажа (яруса).

Соответствующие типовые схемы систем приведены на рис.12.


1 - 12 см. Рис.10 и 11

13 - лифтовые шахты

14, 15 - лестничная клетка (нижняя и верхняя зоны)


Рис.12. Схемы приточной противодымной вентиляции


Подача воздуха в лифтовые шахты может быть предусмотрена либо раздельно в объемы этих шахт и тамбур-шлюзы на их выходах в подземных ярусах (рис.12-а), либо в варианте перетекания воздуха в тамбур-шлюзы подземных ярусов через нормально-закрытые противопожарные клапаны из объема лифтовых шахт (рис.12-б). Для лестничных клеток могут быть использованы варианты, приведенные на рис.12-в и 12-г. При этом подача воздуха в надземные и подземные зоны лестничных клеток может производиться также от общих систем и раздельно.

3.2.3. Параметры противодымной вентиляции

Основными параметрами систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции являются давление и расход на уровне защищаемых объемов (помещений). Для подбора вентиляторов необходимо учитывать подсосы (утечки) через неплотности вентиляционных каналов (в поверочном расчете для компоновки размещения венткамер и каналов).

Для определения основных параметров необходимо принимать следующие исходные данные:

возникновение пожара (возгорание автомобиля или загорание в одном из вспомогательных помещений) в надземной автостоянке на нижнем типовом этаже, а в подземной - на верхнем и нижнем типовых этажах;

геометрические характеристики типового этажа (яруса) - эксплуатируемая площадь, проемность, площадь ограждающих конструкций;

удельная пожарная нагрузка (энергетические характеристики, ГОСТ 12.1.004);

положение проемов эвакуационных выходов (открыты с этажа пожара до наружных выходов);

параметры наружного воздуха - по СНиП 2.04.05-91*.

Основные параметры противодымной вентиляции следует рассчитывать:

для систем вытяжной противодымной вентиляции по СНиП 2.04.05-91* (только при высоте этажей/ярусов не менее 3,0 м) или на основе теплогазообмена горящего и смежных помещений (по условиям предотвращения выхода продуктов горения в смежные помещения и на пути эвакуации);

для систем приточной противодымной вентиляции по условиям обеспечения минимально допустимых скоростей истечения воздуха через открытые проемы и давлений по СНиП 2.04.05-91*.

Расчетные параметры должны удовлетворять условиям обеспечения материального баланса. Величины перепада давлений на закрытых дверях не должны превышать 150 Па при совместном действии приточных и вытяжных систем противодымной вентиляции.

3.3. Конструкции и оборудование противодымной защиты

Для вытяжной противодымной вентиляции необходимо применять каналы (воздуховоды, коллекторы, шахты) класса "П" по СНиП 2.04.05-91* с пределами огнестойкости Е160, установленными согласно НПБ 240-97.

Для систем приточной противодымной вентиляции необходимо применять каналы с аналогичными характеристиками, вентиляторы могут быть общего сантехназначения.

Нормально-открытые (огнезадерживающие и другие), нормально-закрытые (в том числе дымовые) противопожарные клапаны должны иметь пределы огнестойкости Е160, определенные по НПБ 239-97, и приводы с автоматическим и дистанционным управлением.

Противопожарные двери эвакуационных выходов помещений хранения автомобилей и тамбур-шлюзов на входах в пожарные лифты должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении по МГСН 4.04-94.

Конструкции и оборудование противодымной защиты (вентиляторы дымоудаления, противопожарные клапаны, огнезащитные покрытия воздуховодов, ограждающие конструкции шахт, противопожарные и противопожарнодымогазонепроницаемые двери) должны быть сертифицированы в установленном порядке на соответствие системе противопожарного нормирования России согласно утвержденному "Перечню продукции пожарно-технического назначения, подлежащей обязательной сертификации".

3.4. Средства управления

Исполнительные механизмы и устройства противодымной защиты должны включаться в заданной последовательности и в требуемом сочетании в зависимости от реальной пожароопасной ситуации. Перечень таких ситуаций должен определяться с учетом конкретных объемно-планировочных решений и технологии эксплуатации проектируемой автостоянки. В числе требований к определению пожароопасных ситуаций следует принимать:

возможность возникновения пожара в одном из помещений любого этажа (яруса);

гидравлические связи этажей (ярусов);

предусмотренные проектом системы противодымной вентиляции.

Для каждой пожароопасной ситуации необходимо выбирать оптимальное сочетание совместного действия систем. Порядок (последовательность) включения систем должен предусматривать обязательное опережение запуска вытяжной вентиляции (не менее чем на 20 сек ранее приточной противодымной вентиляции).

Для управления системами необходимо предусматривать автоматический и дистанционный режимы.

В автоматическом режиме включение должно производиться от системы обнаружения пожара (пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения). В дистанционном управлении - с пульта (щита) из помещения дежурного персонала и от кнопок, установленных у эвакуационных выходов с каждого этажа (яруса) или в шкафах пожарных кранов.



4. ОТДЕЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ


4.1. Разъяснения к пунктам МГСН 5.01-94*

К. п. 1.2. Автостоянки с устройством над парапетами решетчатых наружных ограждений вместо сплошных стен относятся к автостоянкам открытого типа. Конструкции названных ограждений подлежат согласованию с органами государственного пожарного надзора.

К. п. 2.14. Помещения мойки, постов ТО и ТР могут находиться в пределах пожарного отсека.

Технические помещения, обслуживающие автостоянку, входят в состав комплекса автостоянки и могут иметь эвакуационный выход через помещения автостоянки.

К. п. 2.15. Настоящим пунктом установлено, что для погрузки (разгрузки) в помещении хранения автомобилей выделяются машино-места, предназначенные для легковых автомобилей, которые от всего помещения ничем не отделяются.

К. п. 2.20. Пожарный отсек - часть здания, обособленная от других частей здания противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 2,5 час. (см. МГСН 4.04-94).

В пожарный отсек подземной автостоянки могут входить до 5 этажей площадью каждый не более 3000 кв.м, в пожарный отсек надземной автостоянки могут входить до 9 этажей площадью каждый не более 5200 кв.м.

К. п. 2.24. Эвакуационный выход на рампу должен выполняться в соответствии с требованиями п.2.26. МГСН 5.01-94*.

К. таблице 3. Расстояние между двумя эвакуационными выходами в подземных автостоянках должно быть не более 80 метров, при этом до ближайшего эвакуационного выхода - не более 40 метров; соответственно в надземных автостоянках должно быть не более 120 и 60 метров.

4.2. Водоснабжение на хозяйственно-питьевые нужды, мойки

При оснащении автостоянок системами водопровода и канализации нормы водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды владельцев легковых автомобилей рекомендуется принимать 15 л/чел. в сутки, 4 л/чел. в час., в том числе горячей воды 5 л/чел. в сутки и 1,2 л/чел. в час.

Максимальное явочное (расчетное) количество владельцев легковых автомобилей целесообразно принимать в размере 60% в сутки и 5% в час от общего количества владельцев легковых автомобилей автостоянки.

Расходы воды на мойку легковых автомобилей рекомендуется определять по характеристике применяемого моечного оборудования, его производительности и времени мойки одного автомобиля.

Для ориентировочных расчетов нормы расходов воды на мойку автомобилей рекомендуется принимать 200 л на один автомобиль, в том числе:

180 л оборотной воды на мойку кузова и низа автомобиля;

20 л свежей воды из системы хозяйственно-питьевого водопровода на ополаскивание кузова автомобилей.


5. ПРИЛОЖЕНИЯ

(примеры планировочных решений)


Приложение 1


Автостоянка закрытого типа на 840 машино-мест с экспериментальными инженерными системами.


Заказчик


ГСК "Наука"


Проектная организация


проектная фирма "Овен"


Место строительства


"Ясенево", ул.Голубинской



Автостоянка с боксовым хранением автомобилей предназначена для индивидуальных автовладельцев.

Перемещение автомобилей осуществляется по двум однопутным изолированным рампам.

В подвальном и цокольном этажах предусмотрены индивидуальные кладовые для хранения сельскохозяйственных продуктов.

При автостоянке предусмотрен корпус автосервиса.

Конструкции здания - сборный железобетонный связевой каркас по московскому каталогу. Наружные стены - навесные керамзитобетонные панели. Степень огнестойкости - II. В здании 4 пассажирских и 3 грузовых лифта (один для пожарных подразделений) грузоподъемностью соответственно 500 и 1000 кг.

Особенностью проекта являются экологически чистые энергосберегающие инженерные системы. В системе отопления используется утилизация вторичного тепла от проходящего вблизи канализационного коллектора, что обеспечивает до 35% общего потребления тепла объекта. Система очистки воздуха от окислов СО и СН осуществляется с помощью 48 биофильтров. Водооборот технической воды осуществляется на базе мембранной технологии. Энергоснабжение (частично) осуществляется с помощью размещенных на покрытии ветроэнергетических устройств в безопасном и малошумном исполнении.

Основные технико-экономические показатели:


площадь застройки

6623 кв.м

в том числе корпус автостоянки

5200 кв.м

общая площадь

53850 кв.м

в том числе корпус автостоянки

50600 кв.м

строительный объем

164900 куб.м

в том числе корпус автостоянки

151800 куб.м


Экспликация помещений первого и типового этажей

1 Служебное помещение

2 Кладовая уборочного инвентаря

3 Уборная

4 Техническое помещение

5 Помещения хранения автомобилей

6 Помещение отдыха сменщиков

7 Венткамера

8 Охрана

9 Комната персонала

10 Зал собраний на 100 мест

11 Фойе

12 Секретариат

13 Директор

14 Бухгалтер

15 Контора

16 Вестибюль



Приложение 2


Автостоянка закрытого типа на 361 машино-место и на 70 машино-мест на эксплуатируемой кровле


Заказчик


АОЗТ ремонтно-строительная "Искра-Макс"


Проектная организация


творческая мастерская "Дельта"


Место строительства


Марьинский парк, м-н 6, Мячковский бульвар



Автостоянка с боксовым хранением автомобилей предназначена для индивидуальных автовладельцев.

Перемещение автомобилей осуществляется по двум изолированным рампам криволинейного очертания с полуэтажа на полуэтаж.

В связи с затесненностью участка объемно-пространственное решение здания автостоянки принято "ступенчатым" с нарастанием ширины корпуса в верхних этажах.

На эксплуатируемую кровлю выведены сухотрубы для тушения возможного пожара на площадке автостоянки.

Проектом предусмотрены два поста мойки автомобилей.

Конструкции - монолитный железобетонный каркас с сечением колонн 400 х 400 мм, ребристые перекрытия с приведенной толщиной 200 мм, навес на покрытии из профнастила по металлическому каркасу, наружные стены навесные из монолитного керамзитобетона толщиной 380 мм.

Основные технико-экономические показатели:


площадь застройки


2530 кв.м


общая площадь


16300 кв.м


строительный объем


39220 кв.м




1 - Контрольно-пропускной пункт

2 - Автосервис

3 - Мойка

4 - Гардероб

5 - Подсобное помещение

6 - Навес (уличное пространство)

7 - Лифт


Приложение 3


Автостоянка открытого типа на 593 машино-места


Заказчик


АОЗТ специализированная строительно-эксплуатационная компания "Система-А".


Генеральный проектировщик


АОЗТ "Курортпроект"


Место строительства


МО Митино, Пятницкое шоссе, вл.1



Автостоянка манежного хранения автомобилей предназначена для индивидуальных автовладельцев.

Перемещение автомобилей осуществляется по однопутным неизолированным рампам с полуэтажа на полуэтаж.

На участке автостоянки расположен отдельностоящий одноэтажный корпус автосервиса.

При одной из лестничных клеток предусмотрен пассажирский лифт грузоподъемностью 1000 кг.

Конструктивное решение - каркас из сборных железобетонных элементов "КПНС" - безригельной конструктивной системы с преднапряжением диска перекрытий в построечных условиях (модификация югославской конструктивной системы "ИМС"). Покрытие - из оцинкованных профилированных листов по стальным прогонам и балкам, покрываемым специальным огнезащитным составом.

Наружные ограждения - металлические панели и металлическая сетка, окрашенные цветной эмалевой краской. Полы - полимербетонные. Стены лестничных клеток - из полнотелого красного кирпича.

Основные технико-экономические показатели:


площадь застройки


2749 кв.м


общая площадь


16670 кв.м


строительный объем


47405 кв.м



1 - Контрольно-пропускной пункт

2 - Комната отдыха

3 - Подсобное помещение

4 - Санитарные узлы

5 - Насосная

6 - Электрощитовая

7 - Лифт


Приложение 4


Автостоянка на 50 машино-мест с механизированным устройством парковки автомобилей без участия водителей


Заказчик


АО "СИТИ"


Проектная организация


Архитектурно-строительная генподрядная фирма "Ростра" и ПТМ арх. И.Б.Нормана


Место строительства


Московский международный деловой центр (ММДЦ), 1 Красногвардейский проезд



Автостоянка предусматривается для временного размещения автомобилей и состоит из двух модулей по 25 машино-мест. В каждом модуле по 12 ярусов высотой по 1,85 м. Подъемник-манипулятор обеспечивает подъем и установку автомобиля в соответствующую ячейку и управляется автоматизированной системой с микропроцессором, может также работать от внешнего компьютера и индивидуальной карточки абонента. Среднее время установки и выдачи машины по данным проектной организации составляет - 47 сек.

В случае выхода из строя электрооборудования предусмотрена "ручная" выдача автомобиля. Место установки автомобиля оборудовано поддоном для защиты расположенных на нижних ярусах автомашин и оборудования от стекающей грязи и воды от вновь установленных машин.

Конструкции - несущий металлический связевой каркас, утепленный плитами на основе базальтового волокна, также огнезащитная окраска.

Наружные стены верхнего и нижнего ярусов - профилированные стальные окрашенные на заводе листы, остальных ярусов - из "просечной" сетки в рамках - сетчатых панелей.

Аналогичная автостоянка построена в 1992 г. - ул.Скаковая, 17.

(см. "Каталог проектов гаражей-автостоянок", Москва, 1997 г.).

Основные технико-экономические показатели:


площадь застройки


98,2 кв.м


потребляемая мощность


26 кВт



1 - Кабина оператора

2 - Вестибюль

3 - Шахта подъема


Приложение 5


Подземная 4-этажная автостоянка на 194 машино-места


Заказчик


Ассоциация "Мосинжстрой"


Инвестор


АО "Манежная площадь"


Проектная организация


Моспроект 2, мастерская 11



Автостоянка манежного хранения автомобилей расположена на площади Революции и предназначена для кратковременного хранения автомобилей. Автостоянка связана подземным переходом с торгово-рекреационным комплексом "Манежная площадь". На въезде на автостоянку предусмотрен контрольно-пропускной пункт.

Перемещение автомобилей осуществляется по одной изолированной двухпутной криволинейной рампе.

Между помещениями для хранения автомобилей и круговой рампой предусмотрены тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.

Из-за затесненности участка по согласованию с ЦГСЭН в г.Москве мойка не предусмотрена.

Конструкции - монолитные железобетонные. Перекрытия без внутренних опор сводчатые однопролетные.

Над сооружением автостоянки предусмотрен сквер.

Основные технико-экономические показатели:


площадь застройки


2100 кв.м


общая площадь


7100 кв.м


строительный объем


25200 куб.м



1 - технические и подсобные помещения

2 - тамбур-шлюз

3 - проход к выходу



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ АВТОСТОЯНОК

Рис.1 Шаблон для определения ширины проезда

Рис.2 Планировочные типы автостоянок

Рис.3 Примеры расстановки автомобилей

Рис.4 Классификация рамп

Рис. 5 Наиболее применяемые рампы

Рис.6 Расположение автомобилей (скатная стоянка)

Рис.7 Схемы скатной стоянки

Рис.8 Схема скатной стоянки с одним двухходовым винтом

Рис.9 Схема скатной стоянки с рамповым устройством

3. ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА

Рис.10. Схемы вытяжной противодымной вентиляции в помещениях хранения автомобилей

Рис.11. Схемы вытяжной противодымной вентиляции в изолированных рамках

Рис.12. Схемы приточной противодымной вентиляции

4. ОТДЕЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

5. ПРИЛОЖЕНИЯ (примеры планировочных решений)

Приложение 1

Чертеж

Чертеж

Чертеж

Чертеж

Чертеж

Приложение 2

Чертеж

Чертеж

Чертеж

Приложение 3

Чертеж

Чертеж

Приложение 4

Чертеж

Приложение 5

Чертеж

Чертеж

Чертеж

Закрыть

Строительный каталог