ТСН 31-314-98 (МГСН 4.15-98), часть 2

При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв.м.


Примечания.

1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении, но при этом помещения лаборантских должны быть предусмотрены раздельными.

2. Специальные кабинеты -географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в классах в составе блока учебных помещений или учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций.


#5.21. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,0-1,2 м2 на одно место в классе или кабинете.

5.22. В Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах предусматриваются:

- кабинет биологии-живой уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;

- компьютерный класс из расчета 6 м2 на 1 место с кладовой 16-18 кв.м;

- кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещениям 14-16 кв.м;

- кулинарный класс-кабинет социальной адаптации с комнатой приема гостей 70 кв.м и кладовой 10 кв.м;

- класс парикмахерского дела 28-30 кв.м с подсобным помещением 10-12 кв.м;

- комнату музыкальных занятий 36-40 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;

- класс рисования-изостудия 36-40 кв.м с кладовой 18 кв.м;

- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом 54-60 кв.м для детей с недостатками умственного развития, 80-100 кв.м в учреждениях остальных типов;

- методический кабинет 24-30 кв.м;

- кабинет заместителя директора по педагогической части 14-16 кв.м;

- кабинет заведующего учебной частью 14-16 кв.м;

- учительскую комнату 30-36 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.

5.23. В "Учреждениях" для детей школьного возраста рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:

- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники 4,0-4,2 кв.м;

- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5,0-5,6 кв.м.

При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.

Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий - назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможности дальнейшего трудоустройства и т.п.

При проектировании учебно-производственных помещений и кладовых для хранения материалов и готовых изделий должны быть учтены противопожарные требования действующих нормативных документов.

5.24. Воспитанники Домов проживания молодежи и постинтернатских групп Учебно-воспитательных комплексов, как правило, учатся в городских учебных заведениях или работают на городских предприятиях. Возможен вариант, когда в составе учреждений предусматриваются учебно-производственные мастерские, являющиеся также местом приложения труда воспитанников. Выбор варианта организации обучения и трудоустройства в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.

5.25. В "Учреждениях" допускается предусматривать специальный класс для подготовки младшего персонала для этих учреждений площадью 24-30 кв.м с кладовой учебных пособий 8-10 кв.м.

5.26. В составе"Учреждений"предусматриваются бассейны и физкультурно-спортивные залы.

В Детских домах для дошкольников:

- физкультурный зал - 70-72 кв.м;

- бассейн с ванной 3х7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.

В "Учреждениях" остальных типов:

- спортивный зал 12х24 м;

- бассейн с ванной 5х10 м или 6х12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.


Примечания.

1. Физкультурно-спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.

2. В Детских домах для дошкольников физкультурный зал используется также для проведения музыкальных занятий

3. В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития, требующих коррекции, вместо спортивного зала следует предусматривать 2-3 помещения для занятий физкультурой не более чем на 4-6 детей из расчета 4,5-5 кв.м на 1 ребенка.

4. В соответствии с заданием на проектирование допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.


#5.27. В Школах-интернатах и в Учебно-воспитательных комплексах следует проектировать актовые залы на 120% от числа детей школьного возраста (в расчете на персонал и гостей) площадью не менее 1,2 кв.м на 1 место в зале.


Примечания.

1. По заданию на проектирование допускается предусматривать актовые залы на 60% детей школьного возраста (в расчете на проведение раздельных мероприятий для детей разных возрастов).

2. В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития актовый зал с фойе, техническими

помещениями и помещениями для артистов не предусматриваются.

3. Если в состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов входит отделение для дошкольников, в состав

его помещений включаются зал универсального назначения площадью не менее 54 кв.м с кладовой инвентаря 12-14 кв.м.


#5.28. В состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью 54 кв.м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию на проектирование), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета 1,0-1,2 кв.м на 1 место в зале, помещение артистов (30-35 кв.м) с санитарным узлом (3-4 кв.м), помещение пожарного поста (15-16 кв. м), студия кабельного телевидения (18-20 квм), фильмовидеотека (16-18 кв.м), кладовая аппаратуры (10-12 квм), кладовая мебели и реквизита (20-24 кв.м).

5.29. В "Учреждениях" для детей школьного возраста рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:

- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др.площадью 30-36 кв.м с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий 16-18 кв.м;

- танцевальную студию (54-72 кв.м) с раздевальной (14-18 кв.м), санитарным узлом и душевой;

- театральный кружок (30-36 кв.м) с кладовой (16-18 кв.м);

- шахматный кружок (24-36 кв.м) с кладовой (8-10 кв.м).


Примечание.

Состав и площади кружковых помещений определяются заданием на проектирование.


5.30. В "Учреждениях" рекомендуется предусматривать помещения для хранения спортивного инвентаря (лыж, санок, велосипедов и т.п.).

5.31. В Школах-интернатах всех типов и Учебно-воспитательных комплексах предусматриваются кабинеты логопеда (12-14 кв.м); для дошкольников - 1 кабинет на секцию, в остальных типах -1 кабинет на учреждение.


Примечание. В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития вместо кабинета логопеда следуетпредусматривать кабинет дефектолога.


#5.32. В состав медицинских помещений "Учреждений" для детей детей дошкольного и школьного возраста должны входить кабинеты: педиатра - 12 кв.м, стоматолога - 15-16 кв.м, психоневролога-психолога - 14 кв.м, психотерапии - 18 кв.м, кабинет медицинской сестры-процедурная - 14 кв.м.

В Домах проживания молодежи предусматриваются только кабинет врача и кабинет медицинской сестры (процедурная) по одному на все учреждение.

#5.33. Производственные помещения пищеблока кроме питания детей, обеспечивают питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.

В Домах проживания молодежи централизованный пищеблок не предусматривается. В состав помещений включаются кухни, рассчитанные на самостоятельное приготовление пищи.

#5.34. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях пищеблока, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 1,6 кв.м на 1 место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, а в составе помещений пищеблока - раздаточная 18-24 кв.м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв.м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв.м при ручной мойке и не менее 30 кв.м в расчете на механизированную мойку.

Для питания персонала следует предусматривать специальные столы в общем обеденном зале.

#5.35. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 6-8% от числа мест для детей дошкольного возраста и детей с недостатками умственного развития и 4-5% от числа детей школьного возраста остальных учреждений. Изолятор должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением, при этом любой из мельцеровских боксов, представляющий собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванна) и выходом на участок, может служить приемно-смотровым боксом.

#5.36. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, которое служит для наблюдения за детьми.

5.37. Изолятор размещается в отдельном корпусе или в отдельном блоке. Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.

Размещение изолятора устанавливается в задании на проектирование.

#5.38. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть или полностью изолированным, или связан через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того в нем должен быть обеспечен подпор воздуха при пожаре.

#5.39. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур). необходимо предусматривать самостоятельный вход.

#5.40. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв.м в боксах на 1 место и 30 кв.м в боксах на 2 места.

При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:8.

#5.41. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с Приложением 11.

#5.42. В состав Домов проживания молодежи следует включать изоляционные палаты на 1 место с санитарным узлом 5-6 кв.м.

5.43. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию лечебно-профилактических учреждений.

5.44. В составе помещений "Учреждений" всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр с установкой персональных компьютеров (36-40 кв.м) с архивом (16-18 кв.м).

#5.45. Ширину дверей в помещениях, где находится 15 и более человек следует принимать не менее 0,9 м.

#5.46. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилых секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м, а ограждение высотой не менее 1 м.

#5.47. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов.

Примечание. В "Учреждениях",с организацией проживания по квартирному типу, и в учреждениях типа"Приемная семья", расположенных в жилых квартирах, могут быть применены требования к эвакуации на случай пожара, как для жилых домов (МГСН 3.01-96).

#5.48.На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение.

5.49. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условие в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площади помещений определяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.

Примечание. В "Учреждениях" на базе гаража рекомендуется предусматривать подготовку специалистов по ремонту автомобилей.


#5.50. В зданиях "Учреждений" должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию следует определять в соответствии с действующими нормативными документами.

Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (помещение охраны) и в ближайшую пожарную часть.

5.51. Системы внутреннего противопожарного водопровода, автоматического пожаротушения, противодымной защиты следует проектировать с учетом требований действующих на территории г. Москвы нормативных документов.

5.52. При разработке Программ и Заданий на проектирование "Учреждений" для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-11.

Состав и площади помещений обслуживания Домов проживания молодежи определяется в соответствии с МГСН 3.01-96.


Приложение 1

(справочное)

Типы "Учреждений"


№№


"Учреждения"


Типологическая характеристика


1


2


3



1.






Детский дом для

дошкольников


Контингент воспитанников:дети-сироты в возрасте от 3 до 7 лет с нормальным интеллектом, с задержкой умственного развития и нарушением умственного развития.

Основные функции учреждения: ранняя диагностика, медицинская реабилитация, возможная коррекция на ранней стадии, уход и воспитание.

Данное учреждение является первой ступенью фильтрации детей по уровню интеллекта.


2.


Школы-интернаты:









для детей с нор-

мальным интеллетом


Контингент воспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 7 до 18 лет.

Основные функции учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация, возможная профессиональная ориентация, уход.Для старших школьников предусматриваются классы профессиональной подготовки.






для детей с задержкой умственного развития


Контингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 7 до 18лет с задержкой умственного развития.

Основные функции учреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение, уход. Функции профессионально-технического обучения превалируют над общеобразовательными.




- для детей с нарушениями умственного развития


Контингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 7 до 18 лет, требующие коррекции.

Основные функции учреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение, уход.

Особенностью архитектурно-планировочного решения является возможность изоляции функциональных блоков помещений, отсутствие больших по площади помещений(так как такие дети плохо переносят большое скопление людей в одном объеме) и расширенная номенклатура мастерских профессиональной подготовки.


3.


Учебно-

воспитательный компекс


Контингент воспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 3 до 18 лет.

сновные функции учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация, возможность профессиональной подготовки, уход. Образ жизни прибижен к семейному.



Примечание.

В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов могут входить постинтернатские группы, расчитанные на подростков 16-23 лет, которые не приспособлены к самостоятельному проживанию и нуждаются в дополнительной социальной адаптации.


Приложение 2

(справочное)

Основные принципы проектирования жилых помещений

с учетом организации учебно-воспитательного

процесса и питания.


NN


Принципы

проектирования

жилых помещений


Организация

учебного процесса


Организация

питания


1


2


3


4



1.



По типу детского

сада



В групповой комнате



В групповой комнате


2.


По типу коридорной

системы:





в Школах-интерна

тах, а также в отделениях для детей

школьного возраста

Учебно-воспитательных комплексов


Повседневное обучение

в классах или классах

- игровых; специальное

обучение - в кабинетах

- и мастерских, общих на

учреждение


В столовых, предусматриваемых общими на учреждение, или на каждые 2-4 группы



в Домах проживания

молодежи


В учебно-производственных мастерских при учреждении или на производственной базе вне учреждения


В жилой комнате

- или в кухнях на - этаже.

В составе учреждения предусматривается буфет

с подсобным помещением


3.


По типу жилой

квартиры:







в Школах-интернатах и в Учебно-

воспитательных

комплексах


В одновозрастных семьях повседневное обучуние - в учебных комнатах, специальное обучение - в мастерских кабинетах, общих на учреждение; в разновозрастных семьях - в школьных помещениях при учреждении


- Как правило - в общей столовой; допускается частично (завтрак или ужин)

- в квартире



Примечание.

В исключительных случаях по согласованию с органами образования допускается предусматривать обучение детей в школах жилого района. При этом состав и площадь учебно-воспитательных помещений "Учреждений" в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.



Приложение 3

(справочное)

Размещение санитарных узлов, состав помещений

и оборудования


NN



Тип помещений

проживания


Расположение

санитарного

узла


Тип

санитарного

узла


Состав санитарного

оборудования


1


2


3


4


5


1


По типу дошкольного учреждения


В составе помещений групповой ячейки


Общая туалетная


- два унитаза в кабинках, огороженных экранами

- один душевой рожок с

поддоном

- три умывальника

- две ногомойки


2


По типу коридорной системы


1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре


1. Уборные для мальчиков и девочек


На каждые 15-20 мест

- по два унитаза для

- писсуар в уборной

для мальчиков







2. Кабины личной гигиены для девочек


- умывальник

- бидэ





3. Умывальные для мальчиков и девочек


- три умывальника

- по две ногомойки





4. Душевые кабины с раздевальными


-2-3 душевые кабины

по одному рожку




2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3-4 места


Совмещенный

санитарный узел


- душ

- унитаз

- умывальник


3


По типу квартиры


Санитраные узлы в составе каждой квартиры


1.Уборная с умывальником


- унитаз

- умывальник


Примечания.

1. Все помещения санитарных узлов, за исключением уборных и ванных учреждений типа "Приемная семья", должны иметь

полу трап для спуска воды.

2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах предусмотреть полотенцесушитель.

3. В учреждениях типа "Приемная семья" располагаемых в вартирах жилых домов, по согласованию с органами cанитарного надзора допускается предусматривать санитарный узел, включающий раздельную уборную и ванную.

Приложение 4

(справочное)

Рекомендуемые состав и площади помещений

Детского дома для дошкольников на 80 мест



NN


Наименование помещений


Площадь

помещений

м


Примечания


1


2


3


4



Жилая группа


1.


Раздевальная


10-12




2.


Групповая


20-22



3.


Спальная


20-22




Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек


4.


Туалетная


14-16




5.


Буфетная


5-6



6.


Комната индивидуальной

работы с ребенком


12-14




7.


Кладовая


6-8



8.


Комната хранения уборочного инвентаря


4



В составе оборудования предусматривается умывальник и слив


Жилая секция


9.


Столовая


36-40



Необходимость определяется заданием на проектирование


10


Буфетная


14-16


- " -


11


Кабинет логопеда


12-14




12


Санитарный узел

персонала


5-6



В санитарном узле предусматривается душ, унитаз, умывальник


13


Кладовая чистого белья


6-8



Помещения культурно-массового обслуживания



14


Зал гимнастических и

музыкальных занятий


72



Используется также как зал ЛФК



15


Кладовая спортивных

принадлежностей


10



Смежная с залом гимнастических

и музыкальных занятий


16


Бассейн с ванной 3х7


60




17


Инвентарная


10



18


Раздевальная для мальчиков и девочек


10х2



В раздевальной для девочек предусмотреть установку для сушки волос



19


Душевые при раздевальных, включая ножную ванну



4х2


По две душевых сетки и одной ножной ванне на каждую душевую


20


Уборные при раздевальных

с умывальником в шлюзе



4х2



21


Комната методиста с санитарным узлом


10+4



В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник


22


Комната медсестры


10


Должны располагаться смежно и иметь


23


Лаборатория анализа воды


8


выход на обходную дорожку


24


Узел управления


6




Помещения медицинского обслуживания


25.


Кабинет врача-педиатра


12



26.


Кабинет медицинской сестры -процедурная


14



27.


Кабинет стоматолога


15



28.


Кабинет психоневролога


16



29.


Кабинет психологической

Разгрузки


18



30.


Кладовая


4-6



31.


Санитарный узел с умы

вальником в шлюзе


4



32.


Санитарная комната


5



Помещения административно-бытового обслуживания


33.


Вестибюль с гардеробом

для посетителей


54


Используется как помещение для

собраний персонала


34.


Санитарный узел с умывальником в шлюзе


3



35.


Комната свиданий детей

с посетителями


12



36.


Кабинет заведующего


18



37.


Кабинет заместителя заведующего по медицинской

части


12


Может располагаться в составе

помещений медицинского обслуживания


38.


Кабинет завхоза


10



39.


Канцелярия и бухгалтерия


16



40.


Библиотека персонала,

методический кабинет


18



41.


Комната персонала


10



42.


Душевая при комнате персонала с уборной


6


В состав санитарного оборудования должно входить бидэ


43.


Хозяйственная кладовая


10



44.


Инвентарная


8



45.


Кладовые чистого и грязного белья


8+6



46.


Комната кастелянши


10



47.


Постирочная:



Предусматривается в случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена



- стиральная


18




- сушильная


8




- гладильная


6



48.


Дезкамера


По заданию на проектирование


Может располагаться в подвале или в хозяйственной зоне при прачечной


Помещения пищеблока


49.


Горячий цех


30



50.


Заготовочные:





- рыбы и мяса


10




- овощей


8



51.


Помещение первичной

обработки овощей


6



52.


Холодный цех


8



53.


Моечная кухонной посуды


10



54.


Охлаждаемые камеры:





- продуктов


12


Не менее двух камер



- отходов


4


С выходом наружу


55.


Кладовая сухих продуктов


6



56.


Кладовая суточного запаса


8



57.


Кладовая овощей


12



58.


Загрузочная


10



59.


Кладовая и моечная тары


10



60.


Комната персонала с душевой и санузлом


12



61.


Раздаточная


12



Закрыть

Строительный каталог