ВСН 004-88, часть 4

Для исключения возможного перемещения при перевозке каждую обвязку соединяют гвоздями с брусками коврика-прокладки.


Размещение и крепление на платформах труб диаметром 1420 мм

с заводским изоляционным покрытием

Вплотную к торцевым бортам устанавливают по 2 деревянные стойки согласно требованиям ТУ Министерства путей сообщения. На расстоянии 3 м от торцевых бортов кладут 2 подкладки размером 40х200 мм с набитыми на них клиньями из брусков.

Трубы укладывают так, чтобы нагрузка равномерно распределялась относительно продольной и поперечной осей платформы. В местах возможного соприкосновения поверхности трубы с бортом необходимо предусмотреть подкладки из эластичного материала (резина, дерево). Груз с торцов укрепляют упорными брусьями размером 100х100 мм и длиной 2770 мм. Каждый брус крепят к полу 12 гвоздями диаметром 6 мм и длиной 150 мм.

Продольные брусья поперечным сечением 100х100 мм отрезают по месту. Длину их выбирают из расчета плотного прилегания бруска к трубам. Продольные бруски крепят к полу 5 гвоздями диаметром 6 мм, длиной 150 мм.


Приложение 4

Справочное

Особенности перевозок труб водным транспортом*


_________________

* В справочном прил.4 использованы Технические условия погрузки, разгрузки, размещения и складирования труб диаметром 1020, 1220, 1420 мм на судах морского флота, разработанные Министерством морского флота СССР.


Размещение труб в трюмах


1. Перед погрузкой труб на палубы грузовых помещений, трюмы, твиндеки должны быть выстланы досками со средним размером в сечении 200х25 мм, размещенными поперек судна с интервалом 2 м.

2. От соприкосновения с металлическими конструкциями бортов судна трубы должны быть защищены досками, размещенными по выступающим частям корпуса (шпангоуты, пиллерсы, стойки и др.), а при отсутствии выступающих частей - по борту судна с интервалом 2 м. Вместо досок могут быть использованы другие мягкие материалы - транспортная лента, резиновые коврики, войлок.

3. При перевозке и погрузке труб со специальными предохранительными кольцами в деревянной обрешетке проведение мероприятий, о которых говорится выше, необязательно.

4. Трубы в грузовых помещениях укладывают поперек судна от борта к борту.

5. Во избежание повреждения покрытия в местах сварных швов контакт между трубами или труб и деревянной сепарации на линии сварных швов не допускается. В указанных местах следует подкладывать прокладки из резины или войлока или располагать трубы сварным швом вне зоны контакта.

6. Допускается укладка труб в штабель высотой не более 8 рядов.

7. При укладке труб высотой более 8 рядов должны быть проведены следующие мероприятия:

поверх досок, выстланных на палубах грузовых помещений, должны быть уложены ленты из резины или войлока;

между рядами нижних труб, расположенных ниже восьмого ряда, должны быть уложены резиновые коврики или ленты из резины или войлока не менее чем в двух местах (в местах контакта труб).

8. При погрузке труб не допускается их протаскивание по палубе, трюму или нижележащим трубам.


Размещение труб на верхней палубе


9. Схемы размещения труб на верхней палубе разрабатываются конструкторским бюро пароходства или судовой администрацией с учетом существующих типовых схем.

10. В каждом рейсе с трубами должно определяться допустимое число рядов для укладки на люковые крышки. При этом необходимо учитывать:

допустимую удельную нагрузку на люковые крышки;

требования к остойчивости (с учетом увеличения парусности).

11. Допустимое число рядов с учетом допустимой удельной нагрузки на люковые крышки составляет: при ; рядов.

12. На палубе трубы с полиэтиленовым покрытием укладывают не более чем в 6 рядов.

13. При погрузке труб на люковые крышки в плоскости элементов поперечного набора ставят деревянные прокладки сечением не менее 100х150 мм, число их должно составить не менее 6 шт. по длине трубы. На верхнюю палубу в аналогичных местах и при том же числе их укладывают деревянные прокладки, форма и размеры которых должны обеспечивать такое положение труб на палубе, чтобы оно сохраняло максимальную плотность укладки труб на люковых крышках.

Первую укладываемую в штабель трубу располагают таким образом, чтобы ее ось была параллельна диаметральной плоскости судна.

14. Каждую трубу нижнего ряда (в трюме и на палубе) укладывают на специальные опоры в виде деревянных прокладок и клиньев. Для этого под первую трубу с обеих сторон подкладывают клинья; их плотно подбивают под трубу и прибивают с торца двумя гвоздями длиной 200 мм к деревянным прокладкам.

15. На прокладку устанавливают трафарет (круг диаметром, равным диаметру трубы) и прижимают к первой трубе. Под трафарет с обеих сторон подводят вплотную клинья, трафарет затем убирают, клинья, не сдвигая с места, прибивают двумя гвоздями со стороны гипотенузы. Если при забивании гвоздей в материале клиньев появляются трещины, то клинья заменяются.

16. Разметку и установку клиньев делают на всех прокладках последовательно в процессе погрузки труб нижнего ряда.

17. При недостаточной устойчивости судна допускается перевозка труб только в один ряд. Число поперечных деревянных прокладок уменьшают до 3, а устойчивость труб обеспечивают только клиньями.

18. После окончания погрузки судно не должно иметь крена.


Крепление груза


19. Штабели труб на люковых крышках и верхней палубе должны быть закреплены охватывающими поперечными найтовами.

20. Найтовы крепят к рамам. Места установка рам определяет КБ пароходства с учетом местной прочности корпуса судна.

21. Число найтовов для крепления отдельного штабеля определяют как частное от деления 0,3 массы штабеля на разрывное усилие используемых для найтовов троса или цепи.

22. Два найтова заводят внахлест поверх поперечных найтовов с каждого борта на уровне половины высоты штабеля и крепят с торцов штабеля.

23. Найтовы представляют собой короткозвенную цепь из круглого железа диаметром не менее 19 мм или гибкий стальной трос диаметром 22 мм. Все элементы найтова должны быть равнопрочными.

24. Найтовы должны иметь устройство для натяжения (талреп или другое эквивалентное устройство), расположенное так, чтобы им было удобно пользоваться.

25. Во избежание повреждения покрытия труб в местах соприкосновения покрытия с найтовами ставят прокладки из резиновых или войлочных полос. Допускается применение другого материала, обеспечивающего сохранность покрытия.

26. Крайние поперечные найтовы располагают на расстоянии не менее 1 м от концов труб.

27. Для погрузки труб используют автоматические захваты, а также захваты с ручной строповкой и захваты-самоотцепы.

28. Захватный орган устройства должен располагаться на трубе на расстоянии не более 140 м от ее торцов.

29. Соприкосновение любых конструктивных элементов захвата (упоры, выступающие части и др.) с покрытием трубы не допускается.

30. Управление поворотом захвата с трубой или без трубы должно осуществляться из кабины крана или оттяжками (фалами) из мягкого каната, закрепленного на захвате.


Технические условия погрузки и размещения труб диаметром 1020, 1220 и 1420 мм на судах речного флота


31. Транспортировку труб рекомендуют производить на баржах-площадках проектов Р-56, 459К, 942, 349, 562Д/328, 1653, 944.

32. Размещение на судах труб производят с учетом обеспечения, сохранности судна и груза на всем пути следования, нормальных условий плавания (отсутствие крена и дифферента), свободного доступа ко всем палубным механизмам и швартовым устройствам.

33. При ширине грузовой палубы, превышающей длину перевозимых труб на 0,5 м и более, трубы укладывают поперек судна, при меньшей ширине грузовой палубы - вдоль судна.

34. Размещение труб на грузовой палубе параллельно диаметральной плоскости судна допускается при наличии по бортам деревянных или металлических стоек, исключающих возможность раскатывания труб. При необходимости стойки одного борта скрепляют со стойками противоположного борта проволочными стяжками.

При размещении труб с заводским изоляционным покрытием на грузовой палубе параллельно диаметральной плоскости в местах касания проволочными стяжками изоляции подкладывают деревянные или резиновые коврики.

35. Загрузку судов (в соответствии с требованиями, разработанными Главным ЦКБ МРФ) производят на причалах, оборудованных механизированными установками соответствующей грузоподъемности, с применением специальных захватных устройств.

36. Трубы на грузовой палубе укладывают в штабель. Вторые последующие ряды труб укладывают "в седло".

37. Число рядов труб определяют с учетом требований к остойчивости судна и к допустимой нагрузке на 1 м палубы из соотношения:


где

-

число рядов;


-

масса трубы, т;


-

допустимая нагрузка на складскую площадь, т/м;


-

длина трубы, м;


-

диаметр трубы, м.


Из условий прочности палубы число рядов труб в штабеле определяют по формуле



где

-

допустимое нормальное напряжение для материала труб, кгс/см;


-

толщина стенки, см.


38. Свес труб верхнего ряда по отношению к трубам нижнего ряда не должен превышать 0,3 м.

39. При отсутствии на судне габаритных стенок крайние трубы второго и четвертого рядов закрепляют тросами, струбцинами и другими приспособлениями, а трубы первого ряда крепят клиньями, упорами и т.п.

40. Допускается перевозка на судне труб равного диаметра не более трех типоразмеров.

Трубы разного диаметра укладывают отдельными штабелями.

41. Размещение труб на судне производят на подкладках из мягких пород древесины. Крайние подкладки укладывают на палубе на расстоянии 1,5 м от торцов труб. Ширина подкладок для труб должна быть не менее 200 мм, толщина 100 мм.

Число подкладок определяют в зависимости от допустимой нагрузки на 1 м палубы.

42. Размещение стальных труб на барже-площадке, имеющей прогиб палубы, производят поперек судна в один штабель. Толщина подкладки зависит от прогиба палубы. Размер их принимается из условия расположения концов труб первого ряда на подкладках, а средней части - на грузовой палубе судна.

43. Загрузку барж-площадок поперек судна при наличии габаритных стенок осуществляют следующим образом: вначале укладывают трубы первого ряда от кормовой габаритной стенки до носовой, затем производят укладку второго и последующих рядов.

44. Размещение труб с заводским изоляционным покрытием на судне производится преимущественно на баржах-площадках с габаритными стенками. Основные параметры металлических барж-площадок и технические нормы нагрузки судов трубами большого диаметра длиной до 12 м приведены в табл. 1 и 2 справочного приложения 4.

45. Трубы с заводским изоляционным покрытием первого (нижнего) ряда укладывают на баржах-площадках на 4 деревянные подкладки сечением 200х50 мм. В местах контакта труб с металлическими частями судна ставят оградительные деревянные стойки размером поперечного сечения 100х50 мм.


Таблица 1



Параметры барж-площадок


Проект барж-площадок



944



1653



562Д/328



349


942


459К


Р56


Грузоподъемность, т



300


500


800


1000


1000


1500


2800

Основные размеры, мм:


длина (габаритная)


46,42

63,8

70,2

68,6

66,25

78,15

86

ширина (габаритная)


10,04

11,85

14,4

14,04

14,03

15,06

17,3

высота борта (расчетная)


2

1,6

2

2

2

2,5

2,85

Средняя осадка баржи, м:


порожней


0,33

0,27

0,25/0,23

0,29

0,36

0,39

0,4

с полной нагрузкой


1,11

1,0

1,25/1,23

1,50

1,57

1,84

2,63

Размер палубы под груз, м


275

408

616

583

605

700

1205

Груз на 1 см осадки, т


3,85

6,85

8,1/8,0

8,26

3,26

10,3

12,56

Таблица 2




Наименование судна, номер проекта


Грузо- подъем- ность, т


Параметры труб, мм


Число штабелей, шт


Число рядов в штабеле


Высота штабеля, м


Число труб в штабеле, шт.


Масса одной трубы, т


Общая загрузка баржи, т


диаметр



толщина стенки


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Баржа-площадка проекта Р56


2800


1020


12,0


1


7


6,3


452


3,6


1627

14,0

1

7

6,3

452

4,2

1898


1220

14,0

1

6

6,5

335

5,0

1675


16,5

1

6

6,5

335

5,9

1977


1420


16,0

1

5

6,3

245

6,9

1642


19,5


1

5

6,3

3,1

1985

25,8


1

5

6,3

245

10,6

2597

Баржа-площадка проекта 459К

1500

1020

12,0

1

7

6,3

398

3,6

1433

14,0


1

6

5,4

345

4,2

1449

1220


14,0

1

6

6,5

287

5,0

1435

16,5


1

5

5,4

250

5,9

1475

1420

16,0

1

5

6,3

210

6,7

1407


19,5


1

4,5

6,3

185

8,1

1499


25,8


1

3,5

5,1

140

10,6

1484

Баржа-площадка проектов 349 и 942

1000

1020

12,0

1

5

4,6

260

3,6

936

14,0


1

4,5

4,6

240

4,2

1008

1220


14,0

1

5

5,4

200

5,0

1000

16,5


1

4

4,4

170

5,9

1003

1420


16,0

1

4

6,4

146

6,7

978

19,5


1

4

5,1

123

8,1

996

25,8


1

3

3,9

95


10,6

1007

Баржа-площадка проектов 562Д и +

800

1020

12,0

1

4

3,7

210

3,6

756

14,0

1

3,5

3,7

190

4,2


798


1220


14,0

1

4

4,4

160

5,0

800

16,5


1

3

3,3

130

5,9

767

1420


16,0

1

3

3,9

110

6,7

737

19,5


1

3

3,9

99

8,1

737

25,8


1

2

2,6

75

10,6

795

Баржа-площадка проекта 1653

500

1020

12,0

4

5

4,6

120

3,6

432

14,0


4

5

4,6

120

4,2

504

1220


14,0

4

4

4,4

100

5,0

500

16,5


4

4

4,4

84

5,9

496

1420


16,0

4

4

5,1

72

6,7

482

19,5


4

3

3,9

60

8,1

486

25,8


4

3

3,9

48

10,6

509

Баржа-площадка проекта 944

300

1020

12,0

3

4

3,7

66

3,6

238

14,0


3

4

3,7

66

4,2

277

1220


14,0

3

3

3,3

45

5,0

225

16,5


3

3

3,3

45

5,9

266

1420


16,0

3

3

3,9

36

6,7

241

19,5


3

3

3,9

36

8,1

292

25,8


3

2

2,6

2,7

10,6

286


Примечания: 1. Технологические нормы загрузки судов устанавливаются пароходствами.

2. Погрузка и размещение труб на судах производится по схемам, разрабатываемым пароходствами и портами применительно к местным условиям.

3. Необходимое число реквизитов для крепления и сепарации труб определяется пароходствами в зависимости от типа и конструкции судна.

4. Число ярусов труб при погрузке на баржи-площадки определяется с учетом остойчивости судна и обеспечения зоны видимости с толкача-буксира.


Приложение 5

Справочное

Основные технические данные транспортных

и грузоподъемных средств



Используемые виды транспорта



Грузоподъемность, т



Транспортные средства:


Железнодорожные полувагоны


60-75

Железнодорожные платформы


60-75

Трубоплетевоты (колесные и гусеничные)


9-40

Баржи-площадки


300-2800

Вертолеты


0,4-12


Грузоподъемные средства:


Автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны


10-40

Краны-трубоукладчики с грузовым моментом


10-115

Козловые краны


7,5-20

Приложение 6

Справочное

Основные типоразмеры и количество поставляемых

в полувагонах труб



Диаметр и толщина стенки труб, мм


Масса труб (т) при длине, м


Количество труб, шт.


1,0



11,5


11,0


10,5


1420х18,7



0,72



8,28


7,92


7,56


4

1420х15,8


0,60

0,69

6,60

6,30

4

1220х15,2


0,45

5,18

4,95

4,73

5

1220х12,5


0,37

4,26

4,07

3,9

5

1020х14


0,35

4,0

3,85

3,67

6

1020х11


0,27

3,11

2,97

2,83

6

820х11


0,22

2,53

2,42

2,31

8

820х9


0,18

2,07

1,98

1,89

8

720х11


0,19

2,18

2,1

2,0

10

530х10


0,13

1,49

1,43

1,36

20

Приложение 7

Справочное


Количество

труб (секций), перевозимых на подвижном составе, с учетом грузоподъемности

транспортных средств, массы труб и допускаемых габаритов



Диаметр труб, мм


Грузо- подъем- ность, т

Марка трубоплете- воза (тип тягача)


1420



1220



1020


820


720


530


Длина труб или секций, мм



12



24


36


12



24



36


12



24


36


12



24



36


12



24


36


12



24



36

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


9-12



ПВ-93

(УРАЛ-375Е)



1


-


-


2


1


-


2


1


-


5


2



1


5


2


1


7



4


2

ПВ-94

(ЗИЛ-131)


19


ПВ-204

(КрАЗ-255Б)


2

1

-

3

1

1

3

1

1

6

3

2

6

3

2

7

5

3

25


ПТГ-251

(гусеничный трактор тягового класса, 10 т)


2

2

1

3

3

2

3

3

2

6

6

3

6

6

3

9

9

7

ПВ-203

(КрАЗ-260)


ПТК-252

(К-701)


2

2

1

3

3

2

3

3

2

6

6

3

6

6

3

9

9

7

30


ПВ-301

(МАЗ-73101)


36


ПВ-361

(МАЗ-7310)


2

2

1

3

3

2

3

3

3

6

6

5

6

6

5

9

9

7

Закрыть

Строительный каталог