ВСН 013-88

Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты.

ВСН 013-88




ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ



МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Строительство магистральных и промысловых

трубопроводов в условиях вечной мерзлоты



Дата введения 1989-01-01



РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ) Миннефтегазстроя


Исполнители: И.Д.Красулин - канд. техн. наук;


Р.Д.Габелая - канд. техн. наук;


Р.С.Гаспарянц - канд. техн. наук;


М.Ю.Митрохин - канд. техн. наук;


В.П.Грошевский - канд. техн. наук;


Т.Я.Талызина - канд.экон.наук;


Л.Н.Головцова;


М.В.Машков;


И.А.Борисенков - канд. техн. наук;


Н.Т.Виленская;


Х.К.Мухаметдинов;


В.Е.Поляков - канд. техн. наук;


Р.М.Хафизoв - канд. техн. наук;


Е.Л.Семин - канд. техн. наук;


Л.П.Семенов - канд.техн.наук;


А.В.Благовещенский - канд .техн. наук;


С.О.Баталина;


В.Б. Ковалевский - канд. техн. наук;


В.П.Притула - канд. техн. наук;


В.Н.Сатаров;


Я. Г.Али-Заде - канд. техн. наук.


ВНЕСЕНЫ отделом технологии строительства.


ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Миннефтегазстроя - В.А.Шукаевым - эам. начальника.


УТВЕРЖДЕНЫ приказом Миннефтегазстроя № 332 от 1 декабря 1988 г.


СОГЛАСОВАНЫ:


Госстрой № А4-4129-8 от 22 ноября 1988 года


Мингазпром № 03-02/1445 от 28 октября 1988 года


Миннефтепром № 9-4-176/1699 от 1 ноября 1988 года


Госгазнадзор № 11-5-2/282 от 28 октября 1988 года



С введением в действие Ведомственных строительных норм "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты" утрачивают силу: "Временная инструкция по закреплению трубопроводов в условиях вечномерзлых грунтов вмораживаемыми дисковыми анкерными устройствами".


; "Закрепление трубопроводов вмораживаемыми стержневыми анкерами на вечномерзлых грунтах (для опытно- промышленных участков)" .




1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Настоящие Ведомственные нормы (ВСН) распространяются на сооружение в условиях вечной мерзлоты магистральных стальных трубопроводов в соответствии с п.1.1 СНиП III-42-80, а также промысловых стальных трубопроводов в соответствии с пп.1.1 и 1.2 "Строительство промысловых стальных трубопроводов. Технология и организация" .



1.2. Требования настоящих ВСН не распространяются на сооружение подводных трубопроводов, выполняемых с применением специальных подводно-технических средств, а также на внутриплощадочные трубопроводы газовых и нефтяных месторождений, сооружение которых должно осуществляться в соответствии с действующими нормами.


1.3. При выполнении взрывных работ следует руководствоваться "Едиными правилами безопасности при взрывных работах", утвержденными Госгортехнадзором СССР.


1.4. Требования к технологическим процессам сварки, сооружения подводных переходов, очистки полости и испытания, а также контроля качества регламентируются в следующих ВСН: "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка" ; "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ" ; "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание" ; "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы" .


1.5. Ширина полосы отвода земель на период строительства магистральных и промысловых трубопроводов определяется проектом в соответствии с требованиями СН 452-73, специфики их сооружения и способов прокладки, необходимости проведения мероприятий по защите от снегозаноса.


1.6. Сооружение трубопроводов, прокладываемых на вечномерзлых грунтах, должно осуществляться в основном в зимнее время с использованием грунтов в качестве оснований в соответствии со СНиП II-18-76 по I принципу. При этом в летний период при потере несущей способности деятельного слоя грунта выполняются внетрассовые работы:


транспортировка труб, грузов и оборудования водным путем на временные пионерные базы;


заготовка грунта в резервах для отсыпки насыпей под поверхностные опоры;


сварка и изоляция труб в секции на стационарных базах;


изготовление и изоляция гнутых отводов и кривых вставок;


сборка, изоляция и испытания укрупненных линейных крановых узлов, узлов подключения КС и других конструкций;


ремонт и подготовка строительной техники и автотранспорта к работе в зимних условиях.


В зимний период при промерзании деятельного слоя осуществляются линейные трассовые работы:


расчистка и планировка строительной полосы;


сооружение зимников;


развозка секций труб, материалов и оборудования вдоль трассы;


бурение скважин под установку свай;


установка свайных и устройство поверхностных опор;


земляные работы;


сварочно-монтажные работы на трассе, трассовая изоляция стыков труб, изоляция, укладка и закрепление трубопровода в проектном положении, теплоизоляция трубопровода, очистка полости и испытание.


1.7. В летний период при потере несущей способности деятельного слоя грунта и его использования в соответствии со СНиП II-18-76 по II принципу выполнение линейных трассовых работ допускается только c применением специальных технологий и техники, обоснованных технико-экономическим расчетом и отвечающих требованиям охраны окружающей среды.



2. ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ



2.1, Транспортные, погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с требованиями разд. 5 СНиП III-42-80.


2.2. На участках транспортировки грузов со спусками и подъемами 10-20° необходимо применять дежурные гусеничные тракторы, с помощью которых транспортные средства преодолевают эти участки.


2.3. При эксплуатации транспортных средств в зимний период для повышения тягово-сцепных свойств допускается применять шины с шипами противоскольжения, разработанные в отрасли.


2.4. Трубы (секции) малых диаметров (32-325 мм) следует перевозить пакетами или в контейнерах в соответствии с государственными стандартами и технологическими условиями на трубы.


2.5. Складирование труб осуществляют на подготовленных площадках, на которых должны быть предусмотрены водоотводы от поверхностного стока. При укладке в штабеля трубы располагают в поперечном направлении к проезжей части склада. Внутренняя полость трубных секций должна быть защищена от попадания снега с помощью инвентарных заглушек.


2.6. Транспортировка теплоизолированных трубных секций с целью исключения повреждения тепловой изоляции должна осуществляться в специальных кассетах, исключающих их продольное и поперечное перемещения, а также деформации тепловой изоляции в местах опирания.



3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ



3.1. Дополнительно к работам, изложенным в разд. 2 СНиП 3.01.01-85 и разд. 2 СНиП III-42-80,в районах распространения вечномерзлых грунтов проводятся следующие работы: геодезические разбивочные с восстановлением и закреплением оси зимней технологической дороги; разбивка и закрепление размещения карьеров, находящихся за пределами строительной полосы; заготовка и осушение грунта в карьерах; укрупнение и повышение технологической готовности конструкций и материалов; промораживание или осушение заболоченных и переувлажненных плохозамерзающих участков, подготовка оснований под насыпи; сооружение зимних технологических дорог.


3.2. Временные реперы на вечномерзлых грунтах при проведении геодезических разбивочных работ устраиваются в виде забуренных в мерзлоту металлических трубок или стержней. Глубина заложения и конструкция временных реперов на пучинистых грунтах должна обеспечивать отсутствие их вертикальных перемещений при процессах пучения.


3.3. Перед началом строительных работ необходимо: a) провести обследование трассы визуальным осмотром в натуре, инструментальными замерами для уточнения характера местности и мерзлотно-грунтово-геологических критериев (в частности, группы грунтов, типа и протяженности болот и заболоченных участков, протяженности участков с льдонасыщенными грунтами, наличия ледяных линз и погребенных льдов): б) определитъ возможность применения местных грунтов для сооружения дорог, подсыпки траншей и присыпки трубопроводов, глубину оттаивания грунтов, залесенность, глубину и ширину зеркала воды на переходах.


Результаты обследования необходимо сравнить с проектными данными, и если отклонения существенные, то необходимо скорректировать объемы работ и технологические решения, заложенные в проектах организации и производства работ, и при необходимости разработать дополнительные мероприятия по выполнению неучтенных видов строительно-монтажных работ.


3.4. Заготовку и осушение грунта для производства работ в зимний период производят преимущественно в карьерах в летний период послойной разработкой и формированием буртов.


3.5. На лесных участках трассы должны быть проведены работы по вырубке леса. Расчистку полосы строительства от леса и кустарника осуществляют с сохранением корневой системы, за исключением зоны расположения траншеи под трубопровод.


3.6. Планировку полосы отвода для прохода строительной техники следует осуществлять в основном за счет устройства грунтовых насыпей из привозного грунта. Планировка микрорельефа со срезкой неровностей допускается только по полосе будущей траншеи; на остальной части полосы отвода планировка микрорельефа осуществляется за счет формирования уплотненного снежного покрова. Уплотнение насыпного грунта следует выполнять послойно путем многократных проходов колесных или гусеничных транспортных средств.


3.7. Защиту строительной полосы от снежных заносов, расчистку или задержание снега осуществляют в соответствии с требованиями проекта производства работ на основании данных о розе ветров и объемах снегопереноса.


Для расчистки снега могут быть использованы шнекороторные снегоочистные машины, бульдозеры, путепрокладчики типа БАТ, прицепные снегоочистительные угольники.


3.8. Промораживание плохо замерзающих участков трассы осуществляют проминкой мохорастительного покрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более 0,25 кгс/см и удалением оседающего на полосе отвода снежного покрова. При этом убираемый снег необходимо разравнивать. Снежные отвалы высотой более 1 м рекомендуется осуществлять с откосами 1:6.


3.9. Устройство временных дорог на вечномерзлых грунтах следует проводить без снятия мохорастительного покрова.


Зимние снеголедовые дороги в зависимости от их расположения на местности и величины снегопереноса сооружают в нулевых отметках или насыпях.


3.10. При строительстве зимних технологических дорог в нулевых отметках следует преимущественно ограничиваться промораживанием поверхности грунта с последующим уплотнением снежного покрова до плотности не ниже 0,6 г/м.


Ширину проезжей части технологических дорог определяют проектом с учетом технико-экономического обоснования и местных условий (розы ветров, снегопереноса, рельефа местности, направления прокладки и поперечного профиля дороги), наличия строительных и дорожных машин, комплекса выполняемых снегозащитных мероприятий.


3.11. Сооружение зимних снеголедовых дорог в насыпи из снега производится в условиях повышенного снегопереноса (более 600 м/м ). Крутизна откосов должна составлять 1:6.


3.12. На залесенных участках трассы при наличии лесопорубочных материалов необходимо сооружать зимние технологические дороги продленного срока эксплуатации с устройством теплоизолирующего слоя из лесопорубочных остатков (древесные опилки, щепа, ветки деревьев и тонкомерная древесина). Слой укладывают на промороженное естественное основание зимней дороги толщиной 0,15-0,20 м, затем производят отсыпку на этот слой снегольда или смеси снегольда с добавками мохового очеса, древесных опилок или щепы. Толщина снегольда или смеси снегольда с опилками должна быть не менее 0,3-0,4 м (при плотности не менее 0,7 г/см в верхних слоях и не менее 0,5 г/см в нижних слоях покрытия).


3.13. При строительстве и эксплуатации ледовых переправ через реки, ручьи, озера несущая способность льда определяется в соответствии с "Инструкцией по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и северо-востока СССР" .


При толщине льда меньше минимально допустимой усиление переправы проводится армированием или намораживанием. Толщина намороженного слоя льда не должна превышать 40% от толщины естественного слоя.



4. МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ



4.1. Для обеспечения одновременного производства буровзрывных и сварочно-монтажных работ, подвоза грунта для устройства мягкого основания дна траншеи и выполнения paбoт по очистке траншеи от снега монтаж нитки трубопровода допускается на расстоянии 10-12 м от бровки траншеи, но в пределах полосы отвода.


4.2. Монтаж нитки трубопровода на снежных или грунтовых опорах должен осуществляться с обязательным применением страховочных опор, устанавливаемых под монтируемым стыком.


4.3. Монтаж ригелей и опорных элементов надземного трубопровода должен выполняться после оформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.


4.4. Монтаж надземных трубопроводов диаметром 530 мм и более разрешается производить из трехтрубных секций, свариваемых в базовых условиях. Надземные трубопроводы диаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует монтировать из отдельных труб или двухтрубных секций.


4.5. В местах монтажа компенсаторов надземных трубопроводов необходимо оставлять технологические разрывы. Сварочные работы при монтаже компенсаторов должны выполняться с применением наружных центраторов.


4.6. Сварку замыкающих стыков следует производить при температуре окружающего воздуха, регламентированной в проектной документации.


Замыкающий шов запрещено выполнять на трубах с различной толщиной стенки, а также в составе компенсатора.


4.7. После завершения монтажа трубопровода на опорах выполняется подводка ригелей под трубопровод с заданным усилием, величина которого указывается в рабочих чертежах.


4.8. Монтаж трубопроводов диаметром до 89 мм (метанолопроводы, ингибиторопроводы и т.д.) осуществляют с одновременным протягиванием нитки трубопровода вдоль опор, после чего осуществляется укладка ее на опоры.



5. ОЧИСТКА И ЗАЩИТА ПОЛОСТИ ТРУБ ОТ СНЕГА И НАЛЕДИ



5.1. Очистка полости труб от снега и наледи, как правило, должна производиться на трубосварочной базе до сварки одиночных труб в секции. Очистка может осуществляться либо механическим способом, либо с применением импульсного или теплового воздействия.


5.2. Полость секций труб после их сварки на трубосварочной базе защищается установкой инвентарных внутритрубных заглушек. Инвентарными внутритрубными заглушками защищаются также полости укрупненных трубных блоков и крановых узлов.


5.3. Секции труб вывозят на трассу с установленными внутритрубными заглушками. Снимают заглушки непосредственно перед установкой секций труб на штангу центратора или сварочной машины. Допускается вынимать заглушки перед вывозкой секций труб. В этом случае раскладку секций труб осуществляют встык с установкой между ними прокладки, обеспечивающих сохранность торцов, а также выполняют мероприятия, обеспечивающие защиту полости от снегозаноса.


5.4. После окончания сварочно-монтажных работ в свободный конец монтируемого трубопровода устанавливают инвентарную внутритрубную заглушку для предохранения от попадания снега в период между рабочими сменами.


5.5. Снятые на трассе при монтаже трубопровода заглушки собирают и вывозят на трубосварочную базу.



6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ



6.1. Земляные работы при строительстве магистральных и промысловых трубопроводов следует выполнять в соответствии с разд. 3 СНиП III-42-80 и настоящим разделом.


6.2. Предварительное рыхление грунта необходимо осуществлять одноковшовыми экскаваторами при разработке грунта под траншею в зимний период.


6.3. Предварительное рыхление грунта, как правило, должно осуществляться буровзрывным или щелевзрывным способом. При глубине разработки грунта менее 1,3 м и его прочности до 300 ударов по плотномеру ДорНИИ допускается механическое рыхление грунта бульдозерами-рыхлителями.


6.4. Определение наиболее целесообразных параметров взрыва для каждых конкретных условий рыхления вечномерзлого грунта осуществляется пробным взрыванием. Основные расчетные параметры взрыва для рыхления вечномерзлых грунтов, подлежащие уточнению опытным взрыванием, приведены в табл. 1.


6.5. Разработка траншей в зимний период землеройной техникой непрерывного действия осуществляется без предварительного рыхления грунта. Если разработка траншеи требуемого профиля за один проход невозможна, рекомендуется применять дифференцированный способ рытья роторными экскаваторами с различной шириной рабочих органов.





Таблица 1


Группа

грунтов


Мощность

мерзлого

слоя,м


Глубина

шпура

(скважина), м


Расчетная

линия сопротивления,

м


Расстояние

между шпурами (скважинами)

в ряду, м


Расстояние

между рядами шпуров

(скважина), м


Удельный

расход, ВВ, кг/м


Массса заряда

ВВ, кг


Раститель-


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5




0,22


ные и песча-


0,75


0,7


0,7


0,75


0,75




0,34


ные


1,0


0,95


0,95


1,0


1,0


0,5


0,5



1,5


1,3


1,3


1,5


1,5




1,7



2,2


1,9


1,9


2,0


2,0




5,3



Суглинки


0,5

0,75

1,0

1,5

2,0

2,5


0,5

0,7

0,95

1,3

1,8

2,0


0,5

0,7

0,95

1,3

1,5

2,0


0,5

0,75

1,0

1,3

1,5

1,5


0,4

0,6

0,9

1,2

1,5

1,5




0,6


0,26

0,4

0,6

2,1

4,8

6,4



Глины


0,5

0,75


0,5

0,7


0,5

0,7


0,5

0,75


0,4

0,6




0,38

0,5



1,0


0,95


0,95


1,0


0,8


0,8-1,0


0,8



1,5


1,35


1,35


1,3


1,3




2,8



2,0


1,8


1,8


1,5


1,3




6,4



2,5


2,0


2,0


1,5


1,3




8,5




6.6. Присыпку уложенного трубопровода осуществляют в зависимости от конкретных условий либо привозным грунтом одноковшовым экскаватором в соответствии со СНиП III-42-80, либо грунтом отвала роторным экскаватором. При применении роторного экскаватора необходимо предварительно осуществить планировку отвала, а поток грунта с транспортера направлять на противоположную стенку траншеи, избегая прямого попадания грунта на уложенный трубопровод. Если защита изоляции трубопровода грунтом невозможна, то допускается при соответствующем обосновании применение других способов защиты (футеровка, нетканые синтетические и пенополимерные материалы) в соответствии с проектом.


6.7. Для учета осадки грунта в период эксплуатации трубопровода засыпку траншеи в зимний период должны осуществлять с превышением над поверхностью строительной полосы не менее чем на 30% от глубины траншеи.



Устройство насыпей при наземной и призм при надземной прокладке

трубопровода на вечномерзлых грунтах



6.8. Размеры насыпи, а также крутизну ее откосов, определяют проектом.


Насыпи на вечномерзлых грунтах, как правило, должны устраиваться из привозного грунта, добываемого в карьерах. Запрещается брать грунт для насыпи на полосе строительства трубопровода. Карьер, из которого забирается грунт для устройства насыпи, следует устраивать по возможности в сыпучемерзлых грунтах, что обеспечивает круглогодичную эксплуатацию карьера.


6.9. Насыпи необходимо отсыпать горизонтальными слоями толщиной 0,1-0,2 м с последующим их уплотнением. Слои должны иметь выпуклую форму. Насыпку каждого слоя должны осуществлять на всю ширину сооружения. Во избежание образования внутри насыпи водяных линз и плоскостей скольжения вышележащих слоев грунта по нижележащим не рекомендуется отсыпать насыпь различными по свойствам грунтами. Не допускается возводить и уплотнять насыпь из несвязных грунтов при интенсивном выпадении осадков.


6.10. Насыпь возводится в два этапа. Вначале грунт отсыпают до уровня нижней образующей трубы, затем после выполнения сварочных и изоляционных работ засыпают трубопровод и возводят насыпь до требуемых размеров.


Толщина слоя грунта над трубопроводом после его засыпки и уплотнения должна соответствовать требованиям проекта.


6.11. Работы по устройству призм и технические требования к их выполнению для надземной укладки трубопровода аналогичны возведению насыпей при его наземной укладке.



7. БУРЕНИЕ СКВАЖИН И УСТАНОВКА СВАЙ



7.1. Буровые и свайные работы при строительстве трубопроводов в районах вечномерзлых грунтов выполняют в соответствии с проектом.


7.2. Технологические схемы бурения скважин и установки свай, необходимый состав машин определяют проектом производства работ в зависимости от гранулометрического состава вечномерзлых грунтов, температурного режима, наличия в них крупнообломочных включений, времени установки свай, а также конструкцией свайных опор.


Диаметр скважин и их глубину определяют не основе данных геологических изысканий и несущей способности грунтов.


7.3. Проходку скважин диаметром от 150 до 600 мм и глубиной до 12 м под установку свайных опор в вечномерзлых грунтах любой прочности и состава производят машинами термомеханического бурения, в однородных пластичных вечномерзлых грунтах невысокой плотности (I и II категории) - машинами вращательного бурения, а также установками лидерного бурения.


7.4. Лидерное бурение применяют для образования скважин в пластично-мерзлых однородных грунтах, содержащих не более 30% крупнообломочных включений. Лидеры и сваи забивают в грунт с помощью серийно выпускаемых вибропогружателей, вибромолотов, дизель-молотов и др.


7.5. При установке свай в предварительно пробуренные скважины диаметр последних должен быть на 50 мм больше, чем диаметр сваи.


При установке свай методом забивки в лидерные скважины диаметр последних должен быть на 50 мм меньше, чем диаметр сваи.


7.6. Установку свай в скважины погружным способом производят трубоукладчиками, автокранами или буровыми машинами, оборудованным грузозахватными механизмами.


7.7. Продолжительность между бурением скважин и погружением в них свай в зимний период не должна превышать 3 ч.



8. ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ



8.I. Требования к изоляции и укладке трубопровода в проектное положение определяется разд. 6 и 7СНиП III-42-80, СНиП 2.05.06-85, ГОСТ 25812-83.


Вид, тип и конструкция противокоррозионного покрытия, а также применяемые изоляционные материалы, определяются проектом. Все заводские покрытия труб, нанесенные в соответствии с требованиями утвержденных в установленном порядке технических условий, соответствуют покрытиям усиленного типа.


8.2. В трассовых условиях в зимний строительный сезон должны выполняться работы по изоляции сварных неповоротных стыков и ремонту изоляционного покрытия трубопровода. Работы по изоляции трубных секций (при строительстве из неизолированных труб) и изоляции поворотных стыков (при строительстве из труб с заводской изоляцией) в основном необходимо выполнять в подготовительный (летний) период в базовых условиях.


8.3. Технология нанесения, контроля качества и ремонта изоляционных покрытий на трубы и трубопровод в базовых и трассовых условиях должна отвечать требованиям "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция" ВСН-008-88.


8.4. Изоляция неповоротных сварных стыков при использовании изолированных труб осуществляется на месте монтажа нитки трубопровода до начала укладочных работ. Изоляция трубопровода при применении неизолированных труб осуществляется после перекладки трубопровода от места монтажа на берму траншеи совмещенно с его укладкой в проектное положение.


8.5. Очистку траншеи от снега осуществляют, если есть в этом необходимость, перед перемещением смонтированной и изолированной нитки трубопровода от места монтажа на бровку траншеи. Очистку осуществляют технологическим модулем, состоящим из одноковшового экскаватора и бульдозера, перемещающихся вдоль траншеи в зоне между бровкой и смонтированным трубопроводом.


8.6. При подземной прокладке трубопровода в случае его монтажа в 10-12 м от оси траншеи укладку осуществляют в два приема: перемещением смонтированной и изолированной нитки трубопровода от места монтажа на бровку траншеи и укладкой трубопровода в проектное положение. Перемещение нитки трубопровода осуществляют захватками, длина которых равна сменному темпу потока.


Перемещение трубопровода колонной трубоукладчиков к бровке траншеи должно осуществляться только в зоне между технологическими разрывами. Перекладка и укладка в траншею непрерывной нитки трубопровода не допускается.


8.7. Укладку трубопровода осуществляют на подготовленное основание дна траншеи, исключающее повреждение изоляционного покрытия трубопровода. Подготовка дна траншеи обеспечивается отсыпкой и планировкой слоя грунта в соответствии со СНиП III-42-80.


Допускается устройство мягкого основания дна траншеи из других материалов, обеспечивающих сохранность изоляционного покрытия трубопровода при его укладке и эксплуатации, и предусмотренных проектом.


8.8 При перемещении трубопровода от места монтажа на бровку траншеи и с бровки траншеи в проектное положение краны-трубоукладчики должны быть оснащены грузоподъемными механизмами и устройствами, исключающими повреждение изоляционного покрытия трубопровода.



9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И БАЛЛАСТИРОВКА ТРУБОПРОВОДОВ



9.1. Конструктивные решения по закреплению и балластировке трубопроводов на вечной мерзлоте включают: балластировку трубопроводов железобетонными утяжелителями типа УБО и УБК; закрепление трубопроводов вмораживаемыми анкерами; балластировку грунтом с нанесением нетканых синтетических материалов и которые определяются проектом.


9.2. Балластировку трубопроводов железобетонными утяжелителями типа УБО и УБК должны осуществлять в соответствии с требованиями СНиП III-42-80.


9.3. Установка вмораживаемых анкеров может осуществляться опускным, буроопускным или комбинированным методами.


9.4. Установку анкерных устройств опускным методом осуществляют при любой конструкции вмораживаемых анкеров; при этом перед установкой анкерных устройств выполняют подготовительные работы по сборке анкера, подготовке паровой иглы к пропариванию, раскладке анкеров вдоль траншеи.


9.5. Установку анкерных устройств опускным методом в зависимости от их конструкции выполняют совмещенным или раздельным способами. Совмещенный способ заключается в одновременном погружении анкера и паровой иглы и применяется для анкеров стержневого типа. При раздельном способе сначала формируется скважина, а затем в нее опускается анкер. Раздельный способ применяется для анкеров дискового типа. Перед опуском многодисковых анкерных устройств все диски на анкере должны быть жестко закреплены.


9.6. При раздельном способе погружения анкеров для определения требуемого диаметра скважины перед началом работ по установке анкеров опытным путем определяют скорость погружения паровой иглы в грунт.


9.7. Для формирования рабочей скважины паровую иглу с помощью грузоподъемного механизма устанавливают над отметкой установки анкера. Игла перемещается вертикально вниз, протаивая в грунте скважину.


9.8. Комбинированный способ предусматривает бурение лидерной скважины на неполную проектную глубину, последующее паропротаивание грунта до проектной глубины, затем погружение анкера и заполнение устья скважины буровым шламом. Бурение скважины выполняют на глубину не более 1 м.


9.9. Работы по бурению скважин выполняют буровыми машинами, перемещающимися по дну траншеи после выполнения работ по планировке и подсыпке дна траншеи. Допускается бурение скважин с бермы траншеи с помощью специального навесного оборудования к гидравлическим одноковшовым экскаваторам.

подождите, идет загрузка...    подождите, идет загрузка... 
Закрыть

Строительный каталог