ГОСТ 15467-79, часть 3


Понятие "брак" совпадает с понятием "забракованная продукция", если продукция состоит из одной единицы, оказавшейся дефектной, или из нескольких единиц, в каждой из которых имеется хотя бы один дефект.


Если продукция, состоящая из нескольких единиц (например, партия изделий), забракована по результатам выборочного контроля, то в ней, кроме дефектных единиц (дефектных изделий), могут содержаться также и годные единицы (годные изделия). В этом случае брак может выделяться из забракованной продукции при ее разбраковке методом сплошного контроля. Продукция, состоящая из годных единиц, может быть забракована в связи с получением при испытаниях неудовлетворительного значения показателя однородности.


В приведенных случаях понятия "брак" и "забракованная продукция" не совпадают.


Понятие "брак" относится, как правило, к условиям создания продукции. Однако, если брак обнаруживается при эксплуатации или потреблении продукции, то ответственность за выпуск брака и поставку его потребителю несет изготовитель (поставщик) продукции.


К терминам "Исправимый брак" и "Неисправимый брак" (пп. 49, 50)


Аналогично делению дефектов на устранимые и неустранимые отнесение брака к исправимому и неисправимому зависит от ряда факторов, например, от принятой технологии изготовления продукции, величины затрат на исправление брака и т.п.


К термину "Сорт продукции" (п. 51)


Некоторые виды продукции делятся на сорта в зависимости от количества, видов и значений допускаемых отклонений. При этом одни и те же недостатки продукции считаются ее дефектами применительно к более высокому сорту и относятся к допускаемым отклонениям для продукции менее высокого сорта.


В этих случаях сорт продукции заранее не планируется, а устанавливается после окончания ее изготовления и зависит, главным образом, от качества технологического процесса производства. Таким образом устанавливают, например, сорт эмалированной посуды. В этих случаях качество работы предприятий, изготавливающих разносортную продукцию, удобно оценивать с помощью коэффициента сортности.


В других случаях выпуск продукции определенного сорта планируется предприятию заранее, с учетом потребностей внутреннего и мирового рынка и (или) возможностей конкретного предприятия (уровня его технологической оснастки, обеспеченности его сырьем и материалами с определенным уровнем качества и т.п.).


Планируемые сорта, аналогично классам или маркам определенных видов продукции, иногда образуют параметрические ряды однородной продукции.


К термину "Категория качества продукции" (п. 52)


При аттестации продукции устанавливаются следующие категории ее качества: высшая, первая и вторая. Продукция высшей категории качества обозначается государственным Знаком качества.


Отнесение объектов аттестации к категориям качества производится по критериям, представляющим совокупность показателей. Номенклатура критериев устанавливается в зависимости от специфики отрасли и объекта аттестации.


Отнесение объекта аттестации к категории качества производится в результате сравнения значений критериев объекта аттестации со значениями, принятыми за базовые.


Для однозначного и объективного отнесения продукции к той или иной категории качества необходимо различать обобщенные предметные и обобщенные товарные показатели ее качества.


Обобщенными предметными показателями качества продукции называются показатели ее технического уровня, т.е. показатели, характеризующие техническое совершенство продукции, в том числе стабильность технологического процесса производства продукции и технические приемы ее использования.


Обобщенные товарные показатели, наряду с техническим совершенством продукции, учитывают условия ее реализации (сбыта), т.е. соответствие объема выпущенной продукции спросу на нее, а также ее себестоимость (или цену). Обобщенные товарные показатели обуславливают конкурентоспособность и экономичность рассматриваемой продукции, характеризуя ее как товар, обладающей потребительной стоимостью и стоимостью.


К термину "Управление качеством продукции" (п. 53)


Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.


При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции, организуемые и протекающие на допроизводственной и производственной стадиях создания продукции, а также на послепроизводственной стадии ее существования (эксплуатации или потребления).


Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками или характеристиками его результата (в нашем случае с характеристиками качества разрабатываемой, производимой, эксплуатируемой или потребляемой продукции), заданными программой управления.


Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на ее разработку, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки и т.д.), техническую документацию, устанавливающую требования к процессам разработки, производства, эксплуатации или потребления продукции, следует рассматривать как программы управления качеством продукции.


В зависимости от того, соблюдаются ли требования программы управления или имеют место недопустимые отклонения от этих требований, управляющие воздействия должны быть направлены соответственно на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния.


К термину "Система управления качеством продукции" (п. 54)


Система управления качеством продукции должна предусматривать совокупность взаимоувязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством продукции.


Система управления качеством продукции охватывает коллективы людей, технические устройства, материальные средства и массивы (потоки) информации.


Системный подход к вопросам управления научно-исследовательской или проектно-конструкторской организацией, промышленным (производственным), ремонтным или другим эксплуатационным предприятием (объединением) требует рассматривать систему управления качеством продукции как неотъемлемую, а не автономную часть управления организациями и предприятиями. Поэтому управление качеством продукции на уровне отдельной организации (отдельного предприятия) организационно не может осуществляться независимо от управления объемом производства (ремонта) данной продукции.


К термину "Качество труда работника" (п. 56)


Качество труда работника зависит от сложности труда, условий квалификации, навыков, психофизиологического состояния работника (его способностей) и его отношения к труду (стремления выполнить задание в соответствии с установленными требованиями).


В свою очередь качество труда работника (коллектива) наряду с другими факторами влияет на качество и количество создаваемой и эксплуатируемой или потребляемой продукции.


К термину "Показатель качества труда работника" (п. 57)


Примерами показателей качества труда работника или коллектива работников могут служить:


процент сдачи результатов труда с первого предъявления;


процент выхода годной продукции (или, наоборот, процент брака);


процент соблюдения параметров, характеризующих состояние управляемого процесса;


количество и значимость дефектов в работе;


производительность труда;


показатели качества результатов труда, в том числе показатели качества создаваемой продукции.


К термину "Качество создания (эксплуатации) продукции" (п. 58)


Качество создания продукции зависит от качества нормативной документации на разработку и производство продукции, качества труда разработчиков и производителей продукции, качества технических средств, необходимых для разработки и производства продукции и качества сырья, материалов, комплектующих элементов (частей).


Качество эксплуатации продукции зависит от качества эксплуатационной (включая ремонтную) документации, качества эксплуатационного (ремонтного) оборудования и инструмента, качества запасных частей, материалов и принадлежностей, применяемых при эксплуатации (ремонте, хранении, транспортировании) продукции, и от качества труда лиц, эксплуатирующих данную продукцию.


К термину "Показатель качества создания (эксплуатации)

продукции" (п. 59)


Примерами рассматриваемых показателей могут служить величины, количественно характеризующие частоту и степень нарушения требований технических заданий на разработку продукции, требований конструкторской, технологической и другой нормативно-технической документации на ее производство, а также требований эксплуатационной документации, регламентирующей условия ремонта, хранения и транспортирования продукции.


К термину "Показатель эффективности использования продукции" (п. 60)


Зависимость эффективности использования продукции от различных факторов показана на схеме.


Эксплуатационная (потребительская) ситуация включает в себя обстоятельства, обусловливающие:


цели и режимы использования продукции (у продукции многофункционального назначения бывает несколько вариантов использования);


условия внешней среды (температура, влажность, запыленность, вибрации и т.п.);


число единиц используемой продукции;


спрос на данную продукцию;


другие факторы, влияющие на процесс эксплуатации или потребления продукции, в том числе факторы случайного характера.


Эффективность использования продукции в ряде случаев должна учитывать наличие двух видов результатов (эффектов): полезных (с целью получения которых создается данная продукция) и побочных или вредных.


Так, например, полезный эффект от использования (сжигания) топлива зависит от качества топлива, его количества и полноты сгорания в данных условиях (конкретной потребительской ситуации). Побочный (вредный) эффект при этом состоит в загрязнении окружающей среды продуктами сгорания.


К термину "Прогнозирование качества продукции" (п. 61)


При прогнозировании качества продукции должны учитываться изменяющиеся общественные потребности, технические и экономические возможности производства, достижения в области науки, техники и организации труда, дополнительные затраты на эксплуатацию или потребление продукции, необходимость повышения квалификации работников и другие факторы, за счет которых обеспечиваются прогнозируемые значения показателей качества продукции.


К термину "Планирование качества продукции" (п. 62)


При планировании качества продукции могут устанавливаться следующие задания:


на разработку и производство новых образцов продукции с повышенными показателями качества;


на выпуск определенного количества продукции, аттестованной по высшей категории качества;


на увеличение абсолютного или (и) относительного объема выпуска важнейших перспективных высококачественных видов продукции (например, в черной металлургии - легированных сталей, термически упроченного проката, стальных фасонных профилей высокой точности, труб с упрочняющей термической обработкой и антикоррозионными покрытиями; в легкой промышленности - несминаемых, водоотталкивающих, малоусадочных тканей);


на улучшение отдельных показателей качества выпускаемой продукции (повышение мощности и к.п.д. двигателей, показателей долговечности приборов, показателей производительности станков и т.п.).


При этом значения планируемых показателей качества должны быть согласованы с имеющимися результатами прогнозирования качества продукции.



Текст документа сверен по:

официальное издание

Госстандарт СССР -

М.: Издательство стандартов, 1987.

Закрыть

Строительный каталог