СНиП 82-01-95

Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве Основные положения.

Утверждены

Постановлением

Министерства строительства

Российской Федерации

от 20 июня 1995 г. N 18-60

Дата введения 1 января 1996 года


СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ

РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


СНиП 82-01-95


ПРЕДИСЛОВИЕ


1. Разработаны Главным управлением совершенствования

ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя

России, Государственным предприятием "Туластройпроект" и

Центральным научно-исследовательским институтом экономики и

управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.

Внесены Главным управлением совершенствования ценообразования

и сметного нормирования в строительстве Минстроя России.

2. Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России

от 20.06.95 N 18-60.

3. Взамен СНиП 5.01.18-86 "Положение о производственном

нормировании расхода материалов в строительстве".


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Основные цели, принципы и структура подсистемы (комплекса)

5 Порядок и методы разработки норм расхода материалов

6 Содержание, построение, изложение и оформление норм расхода материалов в строительстве

7 Применение норм расхода материалов в строительстве

Приложение А Термины и определения

Приложение Б Перечень федеральных (типовых) элементных норм

Приложение В Перечень федеральных (типовых) усредненных норм

Приложение Г Перечень федеральных (типовых) укрупненных норм

Приложение Д Форма обложки нормативного документа по расходу материалов в строительстве

Приложение Е Форма первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве


ВВЕДЕНИЕ


Строительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) "Разработка и

применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в

строительстве. Основные положения" разработаны в соответствии с

новыми экономическими условиями и действующими в России

законодательством и нормативными актами федеральных органов

Российской Федерации.

СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой

нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП 10-01-94) и

устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода

материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные

методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и

нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс)

формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания

норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей

методической и технической основе. Нормативные документы,

детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны

выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и

вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.

Министерства и другие центральные органы федеральной

исполнительной власти, местная администрация республик в составе

Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,

акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в

соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать

методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели

по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и

природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных

отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При

этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и

нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего

СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных

материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях

потребителя в соответствии с областью их применения и

использоваться по согласованию между участниками инвестиционного

процесса.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

______________________________________________________________

РАЗРАБОТКА И ПРЕМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES

Дата введения 1996-01-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящие нормы и правила по разработке и применению норм и

нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве

определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы

(комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к

видам норм и области их применения.

СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94

"Система нормативных документов в строительстве. Основные

положения".

Положения настоящего документа обязательны для органов

управления, предприятий, организаций и объединений независимо от

организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для

организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода

материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6

и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.


2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих

документов:

ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Основные положения".

ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Порядок разработки государственных

стандартов".

ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации

Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению,

оформлению к содержанию стандартов".

СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве.

Основные положения".


3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в

соответствии с Приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.


4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА

ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)


4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода

материальных ресурсов в строительстве1 представляет собой

совокупность взаимоувязанных методической основой, правила

разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода

материалов, необходимого для производства строительной продукции,

исходя из структуры управления строительством и стадий

инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.

--------------------------------

1 В дальнейшем - подсистема (комплекс) норм расхода

материалов.


4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена

на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:

соответствия строительных материалов, конструкций и изделий

своему назначению, безопасности в процессе их производства и

эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и

общетехнических требований;

разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих

при оптимальной технологии получать строительную продукцию

заданного качества с минимальными затратами;

контроля за использованием государственных и других инвестиций

в строительстве;

рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных

вопросов между заказчиками и подрядчиками;

методического единства разработки и применения подсистемы

(комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять

привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях

производства с целью создания на их основе региональных, местных и

других норм расхода материалов.

4.3. Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм

расхода материалов являются: единица объема работ; укрепленные и

усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и

объекты строительства; виды строительных, специальных строительных

и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие

единицы измерения строительной продукции.

4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в

строительстве построена на принципах прогрессивности, научно -

технической обоснованности и взаимодействия с государственной

системой стандартизации Российской Федерации и международными

организациями по стандартизации.

Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них

тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы

объема работ и ориентации пользователя на рациональное

использование сырьевых ресурсов, расширение применения

материалов - заменителей и вторичных ресурсов.

Научно-техническая обоснованность определяется максимальным

отражением в нормах достижений в области техники, технологии,

организации производства материалов, конструкций и изделий,

методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных

способов их проектирования.

Взаимодействие с государственной системой стандартизации

Российской Федерации и международными организациями по

стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со

стандартами по строительству и промышленности строительных

материалов, строительным законодательством и стандартами

технического развития зарубежных стран.

4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов

определена исходы из единства целей, задач и объектов

нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных

норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и

укрупненные .

По масштабу применения данные виды норм подразделяются на:

федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные

(фирменные).

Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными,

усредненными и укрупненными.

Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и

укрупненными.

Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.

4.6. Федеральная (типовая) элементная норма - это расход

материалов, необходимый для производства единицы продукции или

объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их

стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и

производства строительно-монтажных работ на территории Российской

Федерации.

Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход

материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему

заданные свойства при рациональном использовании материала и

оптимальных способах изготовления изделий и производства

строительно-монтажных работ.

Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход

материала и не включает отходы и потери, образующиеся при

производстве, транспортировании и хранении.

Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в

Приложении Б.

Местная (фирменная) элементная норма - это разработанный

методами технического нормирования необходимый расход материала на

производство единицы продукции или единицы объема работ заданного

качества с учетом фактических характеристик материалов,

технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе

(полигоне) и производства подрядных работ в конкретной

строительной организации.

Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы

расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь,

образующихся в пределах строительной площадки.

4.7. Федеральная (типовая) усредненная норма - это расхода

материалов, необходимый для производства единицы продукции или

объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по

усредненным характеристикам качества материалов и технологическим

условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных

работ на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход

и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.

Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в

Приложении В.

Территориальная (региональная) усредненная норма - это расход

материалов, необходимый для производства единицы продукции или

объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик

материалов, технологий и условий изготовления изделий и на

производстве подрядных работ в данном регионе, территории,

республике, крае, области.

Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из

чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.

4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма - это расход

материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ,

технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий,

сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости

строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на

1000 кв. м приведенной общей площади жилых зданий и другие

показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с

учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности

объектов строительства на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход

материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным

нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при

транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход

материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ

(ремонтных, эксплуатационных и др.).

Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в

Приложении Г.

Территориальная (региональная) укрупненная норма - это расход

материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов,

технологических и пусковых комплексов работ, возведения здания,

сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимости

строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на

1000 кв. м приведенной общей площади жилых зданий и другие

показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с

учетом отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов

строительства, а также природно-климатических, экологических и

других особенностей данного региона, территории, края, области.

Территориальная (региональная) укрупненная норма может быть

сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой)

укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе

региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых

норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от

поставщика до потребителя, а также расхода материалов,

необходимого для выполнения вспомогательных работ (ремонтных,

эксплуатационных и др.)

4.9. Размерность норм расхода - единица измерения норм расхода

сырья, материалов, изделий и конструкций - должна отвечать

возможностям ее использования в организации и управлении

строительным производством, статистической отчетности,

бухгалтерском учете, других экономических расчетах и

соответствовать применяемым единицам измерения ресурсов. При

выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы

международной системы СИ: длина - в м, масса - в кг, объем - в

куб. м, площадь - в кв. м. При разработке усредненных или

укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные

(приведенные) единицы измерения: черные металлы - в тоннах стали

марки Ст3, цемент - в тоннах в пересчете на марку "400",

лесоматериалы - в кубических метрах круглого леса, стеновые

материалы - в тысячах штук условного кирпича, листы

асбестоцементные - в тысячах штук условных плиток, трубы

асбестоцементные и керамические - в метрах условных труб и т.д.

Единицы измерения объектов нормирования (п. 4.3) должны в

стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам

измерения, использующимся при планировании, организации и

управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и

уровней управления.


5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ


5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и применения

норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является

обязательным для разработчиков элементных, усредненных и

укрупненных норм - федеральных (типовых), территориальных

(региональных) и местных (фирменных).

5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов

и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые)

нормы, устанавливается Минстроем России.

Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим

руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными,

проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими

организациями.

Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются)

Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей

территории Российской Федерации.

5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов

и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы,

устанавливается местной администрацией республик в составе

Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или

действующими на всей территории региона предприятиями и

организациями независимо от форм собственности. Территориальные

нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным)

методикам с учетом местных условий по заданию администрации

региона проектными, проектно-технологическими, научно -

исследовательскими и другими организациями.

Территориальные нормы принимаются (согласовываются) в

соответствии с действующим порядком и рекомендуются к

использованию на территории данного региона.

5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов

и единиц измерения, по которым формируются местные нормы,

устанавливается руководством строительно-монтажной организации,

завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы

разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с

учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий

изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на

конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной

организации.

Местные нормы утверждаются (согласовываются) руководством

строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного

общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии

и в организации.

5.5. В зависимости от вида норм (элементные, усредненные,

укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования.

При разработке элементных норм используется сочетание

расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим

методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по

данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур,

технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины

трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на

основе карт технологических процессов, технологических карт

раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и

т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для

данной технологии конкретного производства и максимально

приближенными к условиям реализации.

При разработке усредненных и укрупненных норм используется в

основном расчетно-аналитический метод в сочетании с отчетно -

статистическим. При расчете указанным способом необходимо

учитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации

производства, опыт передовых организаций, изменение структуры и

ассортимента материалов с использованием данных об их фактических

удельных расходах на единицу продукции или вид строительно -

монтажных работ.

5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по мере

внедрения новых технологических процессов, повышения уровня

организации строительного производства, изменения свойств и видов

материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и

вид строительно-монтажных работ.


6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


6.1. Разработанные нормы и нормативные показатели расхода

материальных ресурсов объединяются в сборники, и им присваивается

соответствующий номер. Формы обложки и первой страницы

нормативного документа по расходу материалов в строительстве

приведены в Приложениях Д, Е. Сборники норм и нормативов расхода

материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм.

6.2. Техническая часть должна состоять из разделов: "Общие

указания", "Правила исчисления объемов работ" (или изделий) и

"Коэффициенты к нормам".

В разделе "Общие указания" должны помещаться общие для

сборника сведения о назначении и порядке применения норм.

Запрещается помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер

норм.

В разделе "Правила исчисления объемов работ", кроме правил,

могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов.

В разделе "Коэффициенты к нормам" при необходимости могут

помещаться коэффициенты, разработанные для сокращения количества

аналогичных норм при изменении условий производства работ,

технологии, замене материалов, приспособлений и т.п. При этом

условия использования коэффициентов должны быть четко определены.

Пункты технической части должны иметь двойную нумерацию,

состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела.

6.3. Таблицы норм должны иметь наименование, описание состава

работ, измеритель и количественные показатели норм. Наименование

таблицы должно обозначать процесс производства работ (изделий) и

иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускается

присваивать одно наименование нескольким таблицам.

Заголовочная часть таблицы может формироваться из нескольких

уровней по вертикали. На верхнем уровне помещается информация,

общая для многих норм; на втором - для нескольких норм и т.д.; на

последнем - для одной нормы. Последовательное соединение

наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части

таблицы, при прочтении сверху вниз должно давать законченное и

грамматически правильное наименование нормы.

В описании состава работ должен приводиться полный перечень

основных операций. Если работа относится не ко всем нормам

таблицы, то необходимо указывать номера граф, к которым она

относится.

6.4. Измеритель должен относиться ко всем графам таблицы и

содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст.

6.5. Наименование и единица измерения материала должны

совпадать с наименованием и единицей измерения, предусмотренными

Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции

(ОКП).

6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по конкретному

варианту выполнения данного вида работ (изделия), а таблица в

целом - объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в

одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий) или нормы,

имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать

примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм.

6.7. В сборниках таблицы норм рекомендуется объединять в

разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер

и наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а

подразделы - в пределах раздела. Наименование подраздела должно

конкретизировать наименование раздела, не повторяя его.

6.8. Нумерация разделов и таблиц норм ведется в целом по

сборнику сквозным методом, а страниц - от титульного листа,

являющегося первой страницей, без проставления на нем номера.

Каждый сборник должен иметь оглавление.


7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


7.1. Нормы и нормативные показатели расхода материалов в

строительстве применяются в пределах установленной каждым

документов области в соответствии с положениями, предусмотренными

настоящим СНиПом.

7.2. Обязательные положения и требования настоящих

строительных норм и правил подлежат применению всеми органами

управления, предприятиями и организациями независимо от

организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности,

включая общественные и иные организации, совместные предприятия с

участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и

физическими лицами. Разрешение на отступления от обязательных

требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях дает Минстрой

России в установленном порядке.

7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа применяются по

усмотрению исполнителя (разработчика норм) или потребителя

(заказчика). После согласования этих положений в установленном

порядке они являются обязательными как для исполнителя, так и для

заказчика.

7.4. Юридические и физические лица несут ответственность за

нарушение обязательных требований и правильность применения

положений настоящего СНиПа в соответствии с действующим

законодательством.



Приложение А


ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


------------------------------------------------------------------

¦ Термин ¦ Определение ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Единица продукции ¦Определенное количество продукции в единицах¦

¦ ¦измерения массы, объема, площади, длины, ¦

¦ ¦стоимости ¦

¦ ¦ ¦

¦Номенклатура мате- ¦Упорядоченный перечень наименований сырья и ¦

¦риальных ресурсов ¦материалов ¦

¦ ¦ ¦

¦Норма расхода ма- ¦Количество материальных ресурсов, необходи- ¦

¦териальных ресурсов¦мое для производства единицы продукции ¦

¦ ¦(работ) ¦

¦ ¦ ¦

¦Нормативы матери- ¦Поэлементные составляющие норм расхода сырья¦

¦альных ресурсов ¦и материалов ¦

¦ ¦ ¦

¦Объект нормирования¦Вид продукции или работ, на производство ¦

¦ ¦которых определяется норма или норматив ¦

¦ ¦расхода ресурсов ¦

¦ ¦ ¦

¦Метод нормирования ¦Способ разработки норм, нормативов или ¦

¦ ¦нормативных показателей расхода ресурсов ¦

¦ ¦ ¦

¦Чистая норма ¦Количество материалов, необходимое для ¦

¦ ¦производства единицы продукции (работ) без ¦

¦ ¦учета всех видов отходов и потерь ¦

¦ ¦ ¦

¦Отходы технологи- ¦Остатки сырья и материалов, образующиеся в ¦

¦ческие ¦процессе превращения (переработки) исходных ¦

¦ ¦материалов в готовую продукцию, если они не ¦

¦ ¦могут быть использованы в процессе изготов- ¦

¦ ¦ления этой продукции ¦

¦ ¦ ¦

¦Отходы технологи- ¦Отходы, возникновение которых обусловлено ¦

¦ческие трудноустра-¦техническим уровнем технологического обору- ¦

¦нимые ¦дования и качественными характеристиками ¦

¦ ¦сырья и материалов ¦

¦ ¦ ¦

¦Отходы технологи- ¦Отходы, возникающие при нарушении технологи-¦

¦ческие устранимые ¦ческой дисциплины, требований стандартов и ¦

¦ ¦т.п. ¦

¦ ¦ ¦

¦Потери технологи- ¦Часть сырья, материалов, которая утрачивает-¦

¦ческие ¦ся в процессе производства продукции (работ)¦

¦ ¦ ¦

подождите, идет загрузка...    подождите, идет загрузка... 
Закрыть

Строительный каталог