СНиП 2.06.01-86 (с изм 1 1988), часть 3

8.11. При проектировании каналов следует рассматривать целесообразность использования боковой приточности из постоянных водотоков, пересекающих трассу каналов.

При заборе воды из постоянного водотока необходимо обеспечивать сохранение санитарных расходов воды в нем.

8.12. В необходимых случаях следует учитывать возможность образования шуги и ледяного покрова на всей длине канала или его отдельных участках и рассматривать условия пропуска зимних расходов, обеспечивая при этом оптимальные условия эксплуатации на период ледостава и вскрытия ледяного покрова.

Ледоход по каналам, как правило, не допускается.

В необходимых случаях следует предусматривать мероприятия по предотвращению завалов каналов снегом.

8.13. Вдоль каналов следует предусматривать, как правило, устройство служебных (автомобильных) дорог для контроля состояния канала и сооружений на нем, а также ограждений в районах населенных пунктов.

8.14. Каналы следует, как правило, предохранять от разрушения дождевыми и талыми водами.

8.15. При пересечении трассы канала дюкерами и другими подземными сооружениями следует предусматривать мероприятия, гарантирующие эти сооружения от повреждения якорями судов, дноуглубительными снарядами и т. п.

КАНАЛЫ КОМПЛЕКСНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

8.16. Проектирование каналов комплексного водохозяйственного назначения следует производить на основе прогноза потребности в воде надлежащего качества для отраслей народного хозяйства в районах, намечаемых к обслуживанию каналом.

8.17. При использовании боковой приточности из постоянных водотоков необходимо соблюдать следующие условия:

качественные показатели воды в створе водозаборов должны соответствовать нормативным требованиям;

количество твердого стока и его фракционный состав должны соответствовать транспортирующей способности канала.

8.18. Гидравлический расчет каналов необходимо производить с учетом нестационарных режимов, возникающих при изменении расходов и уровней воды, а также вызываемых ветровым нагоном, ветровыми волнами и волнами перемещения, образующимися при маневрировании затворами регулирующих гидросооружений, агрегатами насосных станций, судоходных шлюзов.

8.19. В местах расположения водозаборных сооружений на каналах следует рассматривать целесообразность устройства регулирующих водохранилищ.

8.20. На участках трассы каналов с неблагоприятными топографическими условиями (изрезанным рельефом местности), а также при наличии легкоразмываемых или просадочных грунтов следует рассматривать целесообразность устройства лотка.

СУДОХОДНЫЕ КАНАЛЫ

8.21. При проектировании судоходных каналов наряду с требованиями данного раздела следует учитывать требования пп. 13.1 и 13.2. Расчетные уровни и габариты судоходных каналов следует устанавливать в зависимости от расчетного судна и структуры планируемого судопотока в соответствии с обязательным приложением 7. Как правило, следует предусматривать двустороннее движение судов.

8.22. Якорные стоянки для судов необходимо предусматривать на прилегающих к каналу акваториях.

8.23. При проектировании подходных каналов судостроительных и судоремонтных предприятий необходимо учитывать специфические особенности условий их эксплуатации (малые протяженность, интенсивность использования, скорости перемещения судов и плавобъектов по каналу; возможность ожидания судостроительными и судоремонтными предприятиями благоприятных погодных условий и уровней воды для прохода плавсредств и пр.).

8.24. Для судов и плавобъектов, резко отличающихся по своему назначению, форме и конструкции, проектирование подходных каналов следует выполнять по индивидуальным техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

9. БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ, ЗАЩИТНЫЕ. РЕГУЛЯЦИОННЫЕ И ОГРАДИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

9.1. Берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения следует проектировать в зависимости от назначения и характера использования защищаемого участка с учетом регулирования речного стока, прогноза переработки береговой полосы или русла реки, перемещения наносов, волновых и ледовых воздействий, возможных оползневых явлений и пр. При этом в необходимых случаях должны быть учтены требования судоходства, лесосплава, водопользования, охраны окружающей природной среды, а также перспективного развития населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

9.2. Берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения следует проектировать с учетом возможности их использования в народнохозяйственных и социальных целях (в качестве причальных, транспортных и других инженерных сооружений, для массового отдыха населения и спортивно-оздоровительных мероприятий).

9.3. Способы защиты и конструкции сооружений, применяемые для защиты от затопления и подтопления объектов народного хозяйства, следует проектировать согласно требованиям СНиП 2 .06.15-85.

Вопросы противопаводковой защиты необходимо решать одновременно с проектированием сооружений для регулирования речного стока.

9.4. При выборе конструкций сооружений следует учитывать кроме их назначения наличие местных строительных материалов и возможные способы производства работ. Конструктивные типы берегоукрепительных сооружений и основные условия их применения приведены в рекомендуемом приложении 8. Допускается по длине сооружения применять разные конструкции в соответствии с геологическими особенностями, глубинами, характером волнения и др.

9.5. Защиту побережий от размыва следует выполнять с помощью искусственных сооружений (волнозащитных и волногасящих) или созданием пляжа необходимой ширины путем использования поступающих наносов либо пополнения пляжа из карьеров пляжного материала.

9.6. При проектировании оградительных сооружений следует учитывать также требования разд. 12.

10. РЫБОПРОПУСКНЫЕ И РЫБОЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

10.1. При проектировании гидроузлов на реках, водохранилищах или внутренних водоемах, имеющих рыбохозяйственное значение, следует предусматривать, по согласованию с органами рыбоохраны, устройство рыбопропускных и рыбозащитных сооружений.

10.2. Рыбопропускные сооружения должны обеспечивать пропуск проходных, полупроходных, а в отдельных случаях — и жилых рыб из нижнего бьефа гидроузла в верхний для сохранения рыбных запасов.

10.3. При проектировании водозаборов на рыбохозяйственных водоемах необходимо предусматривать, по согласованию с органами рыбоохраны, установку специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.

11. ВОДОХРАНИЛИЩА

11.1. При проектировании водохранилищ должны быть решены вопросы переселения населения, возмещения потерь сельскохозяйственного производства, защиты от затопления сельскохозяйственных земель, инженерной защиты или переноса {сноса) населенных пунктов, промышленных объектов, отдельных сооружений или строений, исторических или архитектурных памятников, переустройства автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи и связи, санитарной подготовки ложа водохранилищ, лесосводки и лесоочистки, создания условий для транспортного и рыбохозяйственного освоения водохранилищ, а также вопросы охраны и рационального использования водных, гидробиологических, лесных и других природных ресурсов.

11.2. При проектировании водохранилищ следует:

составлять прогнозы изменения окружающей природной среды в результате создания водохранилищ с учетом гидрологических, геологических, гидрогеологических, геоботанических, сельскохозяйственных, экологических и других факторов, в том числе составлять прогнозы качества воды, заиления водохранилищ, переработки берегов, изменения уровня подземных вод, свойств грунтов;

рассчитывать кривые свободной поверхности водохранилищ;

предусматривать мероприятия, направленные на устранение затруднений при эксплуатации водохранилищ от всплывающих торфяных массивов, плавающей древесины и др.;

разрабатывать правила эксплуатации водохранилищ.

Прогнозы переработки берегов необходимо составлять на срок 10 лет и на конечную стадию. В полосе 10-летней переработки необходимо предусматривать мероприятия по выносу строений, захоронений и др.

ВОДОХРАНИЛИЩА ДЛЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ (ТЭС) И АТОМНЫХ (АЭС) ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

11.3. Параметры водохранилищ-охладителей, компоновку водосбросных и водозаборных сооружений необходимо определять на основании термических расчетов, уточнять при необходимости исследованиями на моделях и выбирать по результатам сравнения технико-экономических показателей вариантов.

11.4 . В качестве водохранилищ-охладителей следует рассматривать возможность использования водохранилищ комплексного назначения или отсеченной их части, при этом следует учитывать интересы водопользователей и водопотребителей.

11.5. При проектировании водохранилищ-охладителей следует предусматривать возможность комплексного их использования для рыбного хозяйства, орошения, организации зон отдыха и др.

12. ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

12.1. Портовые сооружения (причальные, оградительные и берегоукрепительные) следует проектировать исходя из технологических требований, на основании которых устанавливаются компоновка порта, длина сооружений, отметки вертикальной планировки, нормативные эксплуатационные нагрузки и т. д.

12.2. Расположение портовых сооружений следует определять исходя из создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.

12.3. Проектную навигационную глубину акватории порта следует назначать в зависимости от осадки расчетного судна и необходимых запасов.

Проектную навигационную глубину необходимо отсчитывать для внутренних водных путей — от расчетного наинизшего судоходного уровня воды, для морей — от отсчетного уровня.

12.4. Расчетный наинизший судоходный уровень воды (НСУ) следует, как правило, принимать не выше:

навигационного уровня с обеспеченностью, определенной по ежедневным данным за многолетний период (с учетом суточных колебаний на зарегулированных участках водных путей и в устьях ливных морей), для портов I и II категорий — 99 %, для портов III и IV категорий — соответственно 97 и 95 %;

проектного уровня воды на прилегающих участках водного пути с учетом перспективы его изменения, а на водохранилищах — уровня максимальной навигационной сработки.

Навигационный период следует устанавливать с учетом сроков навигации в корреспондирующих портах.

12.5. Отсчетный уровень для морских портовых акваторий следует назначать на основе многолетнего графика обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период в зависимости от разности между уровнем 50 %-ной обеспеченности Н50% минимальным уровнем Нmin по табл. 2.

Таблица 2

Н 50% - Нmin , см, для морей

Обеспеченность,

без приливов

с приливами

%

До 105

До 180

98

125

260

99

140 и более

300 и более

99,5

Для промежуточных значений Н 50% - Нmin отсчетный уровень определяется интерполяцией.

12.6. При изменении категории существующего порта допускается при соответствующем обосновании не изменять расчетные уровни воды или принятые в сооружениях, построенных ранее, отметки кордона и дна акватории у причалов.

12.7. При проектировании реконструкции портовых сооружений, связанных с увеличением глубин, повышением эксплуатационных нагрузок, следует использовать резервы несущей способности конструкций существующих сооружений.

12.8. При проектировании портовых сооружений в северной строительно-климатической зоне следует учитывать специфические особенности их работы: наличие значительных ледовых нагрузок, торошение льда, изменение характеристик грунта при его оттаивании и промерзании, а также возможность применения замораживающих устройств и использования льда и мерзлого грунта в качестве строительного материала.

12.9. Выбор типа и конструкции причального сооружения следует производить с учетом назначения причала, технологических требований, размеров территории и акватории порта, возможных способов производства работ и др.

12.10. Отметку территории причала у кордона следует определять в зависимости от категории речного порта, уровней воды и ледохода, с учетом назначения, рельефа прилегающей территории, ожидаемого изменения уровня воды, применяемого технологического оборудования и пр.

На свободных реках, как правило, отметка территории грузовых причалов назначается не менее уровня пика половодья с ежегодной вероятностью превышения, %, для портов:

I категории ............. 1

II и III категорий .... 5

IV категории ........... 10

На водохранилищах отметка территории причала у кордона должна быть не ниже указанной и не менее чем на 2 м выше НПУ, при этом она, как правило, должна быть не менее чем на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода, установленного наблюдениями за последние 50 лет с учетом заторных явлений.

12.11. При проектировании причальных сооружений следует предусматривать прокладку инженерных сетей, устройство пожарных проездов, установку колесоотбойных брусьев, стремянок, рымов, отбойных и швартовных устройств, покрытие территории с отводом поверхностных вод, крепление дна и пр.

Для причалов, на которых не устанавливается крановое перегрузочное оборудование (паромных переправ, причалов тяжеловесов, нефтепричалов и др.), следует предусматривать конструктивные мероприятия и устройства, обеспечивающие нормальную их эксплуатацию при изменении осадки судна и колебаниях уровня акватории.

Устройства для закрепления плавучих причалов должны обеспечивать безопасную швартовку судна при переменных уровнях воды.

12.12. При расчетной высоте волны, превышающей допустимую для перегрузочных работ, определяемую по СНиП 2.06.04.82, необходимость устройства оградительных сооружений следует определять на основе технико-экономических расчетов.

Для причалов, на которых не производятся перегрузочные работы, а также в портах-убежищах допустимая высота волны может быть увеличена на 50 % .

Допустимую высоту волны у причалов паромных переправ следует принимать 1,0 м, на акваториях, предназначенных для отстоя лихтеров, - 0,75 м, для грузовых операций с лихтерами — 1,5 м.

12.13. При проектировании оградительных сооружений следует обеспечивать:

расположение продольной оси оградительного сооружения под углом к фронту расчетного волнения;

угол между осью входа на акваторию и направлением штормовых ветров и волн не более 45 ;

угол между осью входа и общим направлением береговой линии не менее 30°;

ширину входа не менее длины расчетного судна или состава (при наличии судоходного канала расчетная ширина входа может быть уменьшена);

предотвращение проникания и аккумуляции льда на акватории порта;

требуемую глубину акватории на входе с учетом заносимости;

устойчивость основания и берегового примыкания от размыва.

12.14. Отметку верха парапета оградительного сооружения следует назначать на 0,5 м выше вершины расчетной волны с учетом ветрового нагона.

При швартовке судов с внутренней стороны оградительного сооружения для производства грузовых и пассажирских операций отметку верха парапета следует назначать из условий недопущения заплесков.

12.15. Габариты головного участка оградительных сооружений следует определять расчетом с учетом эксплуатационных требований (размещения портовых огней, маяков, служебных помещений и причалов для служебных катеров) и отделять его от основной части сооружения деформационно-осадочным швом.

12.16. Конструктивные типы оградительных сооружений и основные условия их применения приведены в рекомендуемом приложении 9.

При проектировании берегоукрепительных сооружений следует руководствоваться указаниями разд. 9.

13. СУДОХОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

13.1. Габариты, оборудование, компоновку, выбор отметок, число параллельных ниток судоходных сооружений необходимо назначать в зависимости от размеров расчетных судов (составов), обеспечения безопасности судоходства, а также грузо- и судооборота, определенных на основе схем развития водного транспорта на перспективный расчетный срок, а при их отсутствии — на основе специальных экономических исследований.

Расчетные уровни и габариты судоходных сооружений следует устанавливать в соответствии с обязательным приложением 7.

13.2. При проектировании гидроузла следует предусматривать возможность строительства дополнительной нитки судоходного сооружения (шлюза, судоподъемника) за пределами расчетного срока.

Для пропуска судов скоростного флота (на подводных крыльях, воздушной подушке, полуглиссирующих и др.) надлежит рассматривать целесообразность сооружения малогабаритных шлюзов или транспортных судоподъемников, располагая их, как правило, вне основной судоходной трассы.

13.3. В необходимых случаях для обеспечения работы судоходных сооружений при отрицательных температурах воздуха следует предусматривать соответствующую их компоновку, оборудование, средства для борьбы с обмерзанием и мероприятия по удалению льда.

СУДОХОДНЫЕ ШЛЮЗЫ И СУДОПОДЪЕМНИКИ

13.4. Тип и конструкцию шлюзов и судоподъемников надлежит выбирать в зависимости от величины напора, колебаний уровней воды в бьефах, топографии, климатических и инженерно-геологических условий местности, размера и характера грузопотока, типов и размеров расчетных судов на основе технико-экономических сравнений вариантов и с учетом пропускной способности и удобств эксплуатации шлюзов и судоподъемников.

13.5. При проектировании судоходных сооружений должны быть предусмотрены соответствующие устройства и оборудование, обеспечивающие проектную судопропускную способность сооружений, безопасные условия пропуска судов, их отстоя и маневрирования на подходах.

13.6. Мостовые переходы через судоходные сооружения следует проектировать в соответствии с ГОСТ 26775-85.

СУДОХОДНЫЕ ПЛОТИНЫ

13.7. Скорость течения воды в пределах судоходного отверстия плотины при всех уровнях, при которых допускается судоходство через плотину, как правило, не должна превышать 1, 8 м/с.

13.8. Механизмы для маневрирования затворами судоходной плотины, система управления их работой должны быть доступны для осмотра и ремонта при любом уровне воды в реке.

14. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

14.1. При проектировании гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий {стапельных, подъемно-спусковых, достроечных или судоремонтных причальных сооружений) надлежит соблюдать следующие основные требования:

подъемно-спусковые сооружения следует располагать в конце технологического потока постройки судов с учетом обеспечения удобной их связи с корпусными, сборочно-монтажными, достроечными цехами;

расположение достроечных или судоремонтных причальных сооружений должно обеспечивать беспрепятственное перемещение к ним судов от подъемно-спускового сооружения и удобную связь стоящих на плаву судов с достроечными или ремонтными цехами:

как правило, следует располагать оси подъемно-спусковых сооружений, а также фронт причальных сооружений по направлению наиболее сильных ветров;

для обеспечения безопасности операций по спуску и подъему судов размеры участка акватории перед подъемно-спусковыми сооружениями необходимо определять исходя из параметров расчетного судна и принятого типа подъемно-спускового сооружения;

при выборе положения акватории и трассировке подходных (выводных) каналов необходимо использовать естественные водоемы; места проведения швартовых испытаний выбирать так, чтобы проведение испытаний не вызывало подмыва сооружений, размыва дна и переотложения наносов в акватории; котлованы для погружения плавдоков должны быть минимально удалены от места их штатной стоянки или (для передаточных плавдоков) от причалов.

14.2. Для сооружений, предназначенных для спуска и подъема судов, расчетный уровень воды следует устанавливать с учетом:

вида и класса сооружения;

вида выпускаемой предприятием продукции;

продолжительности цикла постройки или ремонта судна и его спуска (подъема);

влияния задержки спуска (подъема) судна на технологический процесс постройки или ремонта последующих судов и экономические показатели предприятия;

возможности и экономической целесообразности спуска судов в майну замерзающей акватории;

экономической целесообразности увеличения глубины сооружения.

Для сооружений, предназначенных только для спуска судов, при выборе расчетного уровня дополнительно к перечисленным факторам следует учитывать:

для поперечных наклонных стапелей — возможность спуска судна с прыжком;

для продольных наклонных стапелей — результаты расчетов спуска судов, включая перспективные суда.

Расчетный уровень наполнения наливных доков и наливных док-камер должен быть определен технологическими факторами. Минимальное возвышение стен этих сооружений над расчетным уровнем должно составлять 0,3 - 0,4 м.

14.3. Параметры гидротехнических сооружений следует выбирать исходя из основных массогабаритных характеристик судов, технологии их постройки или ремонта, выбранных в соответствии с расчетным уровнем воды (см. п. 14.2), а также требований разд. 1.

СУХИЕ И НАЛИВНЫЕ ДОКИ

14.4. Камеру сухого дока во всех случаях, когда это позволяют инженерно-геологические и гидрогеологические условия площадки строительства, следует проектировать в виде конструкции облегченного типа.

Конструкции гравитационного типа допускается применять только в случае невозможности (или экономической нецелесообразности) использования конструкций облегченного типа.

При необходимости камеру сухого дока следует делить по длине промежуточным затвором на две камеры различной длины.

14.5. При проектировании сухого дока следует рассматривать возможность использования конструкций ограждения строительного котлована в качестве стен дока, а в конструкциях со снятым противодавлением на днище дока - и в качестве противофильтрационного экрана.

14.6. В качестве основных затворов доков, как правило, следует использовать батопорты откидные, откатные и др., в качестве промежуточных (в двухкамерных доках) — секционные шиты с подкосами или щиты плоские с опорами, откатные, секционные плавучие.

Для обеспечения ремонта основного затвора и его опорных поверхностей необходимо предусматривать возможность установки ремонтного затвора в голове сухого дока.

При установке ремонтного затвора со стороны камеры дока (по отношению к основному затвору) должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие ремонт порога основного затвора.

14.7. Насосную станцию, как правило, следует размещать в одном из устоев основной головы дока.

При групповом расположении сухих доков необходимо рассматривать вариант их обслуживания одной насосной станцией.

14.3. Сухие и наливные доки следует оборудовать необходимыми швартовными, отбойными и тяговыми устройствами, обеспечивающими удобное и безопасное выполнение операций по докованию судов.

14.9. Наливных доки, как правило, должны входить в состав комплекса сооружений, включающего помимо собственно наливного дока наливной бассейн (камеру) с заглубленной частью, полушлюз и насосную станцию.

Возможно использование наливного дока в комплексе с выводной камерой, являющейся продолжением наливного дока и используемой в некоторых случаях как сухой док.

НАКЛОННЫЕ ПРОДОЛЬНЫЕ СТАПЕЛИ

14.10. Ось продольного стапеля следует располагать перпендикулярно берегу либо под некоторым углом к нему исходя из размеров акватории и течений.

14.11. Поверхность скольжения спусковых дорожек следует выполнять плоской или кругового очертания.

Продольный уклон плоской поверхности скольжения спусковых дорожек должен определяться размерами и спусковым весом судов. Среднее значение уклонов спусковых дорожек следует. как правило, принимать при длине судна, м:

до 100 .............. 1:12-1:15

от 100 до 200 .......... .... 1:15-1:18

св. 200 .............. 1:18-1:20

Значения уклона хорды для стапелей кругового очертания следует принимать в пределах 1:14—1:20. Радиусы дуги спусковых дорожек в вертикальной плоскости могут быть от 2500 до 30 000 м. Стрелку дуги дорожек необходимо принимать от 0,20 до 1,25 м.

НАЛИВНЫЕ ДОК-КАМЕРЫ

14.12. Конструктивные решения элементов наливной док-камеры (заглубленной части, верхней ступени, ограждающих стен, нижней и верхней голов) должны обеспечивать безопасность выполнения подъемно-спусковых операций, отсутствие подтопления территории, организованный отвод воды, профильтровавшейся на территорию, недопущение возникновения обратного напора на стены при опорожнении док-камеры в процессе эксплуатации и ремонта.

14.13. Конструктивные решения верхней ступени, на которую устанавливается судно перед спуском или перед перемещением на горизонтальное стапельное место для ремонта, должны обеспечивать ее использование как стапельного места на период между подъемно-спусковыми операциями.

14.14. В качестве затворов нижней головы, как правило, следует применять двустворчатые, а верхней головы — откатные ворота.

Для ремонта порога и двустворчатых ворот нижней головы следует использовать шандорные заграждения со стороны заглубленной части и акватории.

КОМПЛЕКСЫ С ПЕРЕДАТОЧНЫМ ПЛАВУЧИМ ДОКОМ

14.15. Причал для плавучего дока должен быть оборудован судовозными путями, швартовными, отбойными и центровочными устройствами, металлическими опорными частями (при опирании плавдока непосредственно на причал), каналами и пунктами подключения промэнергопроводок.

14.16. Подводные опоры (мористые или береговые) следует возводить, как правило, на естественном основании. Использование свайного основания должно быть специально обосновано.

При конструировании подводных опор следует учитывать возможные их осадки, возникающие в период эксплуатации плавучего дока.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СУДОПОДЪЕМНИКИ

14.17. Ограждающие конструкции, образующие ковш вертикального судоподъемника, следует проектировать по типу причальных сооружений,

14.18. Опоры (фундаменты) под оборудование механических и гидравлических (с короткоходовыми домкратами) судоподъемников следует располагать выше уровня воды. Они должны входить в состав ограждающих конструкций ковша. Опоры гидравлических судоподъемников с длинноходовыми домкратами следует располагать под водой и выполнять, как правило, в виде отдельных фундаментов на естественном или свайном основании.

14.19. При расположении платформы вертикального судоподъемника в ковше, образованном несквозными ограждающими конструкциями, необходимо предусматривать меры по закреплению дна ковша от размыва.

СЛИПЫ

14.20. Для двухъярусного поперечного слипа с трансбордером горизонтальные пути необходимо располагать ниже планировочной отметки территории предприятия (в трансбордерной яме) .

14.21. Число и шаг расположения спусковых дорожек поперечного слипа должны определяться длиной расчетного судна и величиной нагрузки от спускового веса судна на 1 м длины с учетом конструктивных особенностей выбранного типа слипа и его оборудования.

Уклон спусковых дорожек должен определяться местными условиями площадки, спусковым весом судна и направлением спуска. Уклоны продольных слипов следует принимать, как правило, от 1:12 до 1:20, поперечных - 1:8.

14.22. В зависимости от нагрузок на спусковые дорожки и инженерно-геологических условий рельсовые пути следует проектировать либо на шпально-балластном основании, либо на железобетонных плитах или балках на естественном или свайном основании.

14.23. При выборе конструкции наклонных спусковых дорожек и способа их сооружения (подводный или насухо за перемычкой) следует учитывать условия эксплуатации слипа и возможность выполнения ремонтных работ по поддержанию подводной части слипа в состоянии, пригодном для нормальной эксплуатации.

14.24. Спусковые дорожки на горизонтальном и наклонном участках могут быть выполнены разной конструкции. При этом должно быть обеспечено сопряжение обоих участков с учетом разной жесткости оснований рельсовых путей.

15. СООРУЖЕНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ

15.1. При проектировании стационарных coop ужений навигационной обстановки в открытом море, озере или водохранилище в качестве фундаментов следует использовать:

свайные основания;

сваи-оболочки большого диаметра;

кладку из обыкновенных или пустотелых железобетонных массивов;

искусственно созданные острова.

При этом следует выполнять требования разд. 12.

15.2. Фундамент и нижнюю часть гидротехнических сооружений навигационного оборудования для обеспечения их долговечности в зоне воздействия льда и волн необходимо облицовывать.

15.3. При возможных ледовых нагрузках, как правило, следует предусматривать фундаменты с наклонными гранями или уменьшать площадь их сечения на уровне воздействия льда.

15.4. Надводная часть гидротехнических сооружений навигационного оборудования должна быть, как правило, башенного типа с расположением в ней при необходимости технологического оборудования.

При проектировании, кроме того, следует предусматривать возможность швартовки и стоянки судов обслуживания, установку подъемно-транспортного оборудования для приема с судов и перемещения эксплуатационного оборудования и расходных материалов, а также при необходимости — устройство вертолетной площадки.

15.5. Плавучие сооружения навигационной обстановки — плавучие маяки, буи, вехи необходимо устанавливать на якорях. Вес и число якорей, диаметры тросов, калибры цепей следует принимать в зависимости от типа и веса плавучего сооружения, навигационной обстановки, внешних нагрузок и гидрометеорологических условий.

16. МОРСКИЕ НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (МНГС)

16.1. Тип МНГС (грунтовые, ледяные, металлические, железобетонные и др.) и их конструкцию надлежит выбирать на основе технико-экономического сравнения вариантов в зависимости от функционального назначения МНГС, проекта разработки месторождения, учитывающего технологию бурения, добычи, сбора, хранения и транспортирования нефти и газа.

При выборе конструкции следует, как правило, отдавать предпочтение конструкции, которая допускает ее демонтаж при завершении эксплуатации месторождений и ликвидации промысла.

Основные условия применения МНГС приведены в рекомендуемом приложении 10.

16.2. Тип фундамента МНГС (свайный, гравитационный, свайно-гравитационный) следует выбирать в зависимости от инженерно-геологических условий. При близких технико-экономических показателях следует отдавать предпочтение гравитационному типу фундамента.

16.3. Зазор между вершиной расчетной волны с учетом ветрового нагона и прилива и нижней гранью надводных строений сквозных сооружений должен быть не менее 0,5 м. Отметка верха сооружения островного типа должна быть на 0,5 м выше уровня вскатывания волны на откос.

Закрыть

Строительный каталог