Строительный каталог

Три этапа истории Храма Христа Спасителя

Ровно 80 лет назад — 5 декабря 1931 года — в Москве прогремел взрыв, уничтоживший одно из самых знаковых и красивых сооружений столицы — Храм Христа Спасителя. В этот день столица более чем на шесть десятков лет лишилась одной из своих главных достопримечательностей, которая наряду с Кремлем, Собором Василия Блаженного и Александровским садом, занимала совершенно особое место в истории Москвы.

Три этапа истории Храма Христа Спасителя
Шалаев Алексей. Храм Христа Спасителя. 2005

Храм Христа Спасителя — сооружение, история которого поистине уникальна, наполнена драматическими событиями и является важной и значимой страницей летописи самой столицы.

В целом историю главного православного храма России можно разделить на три этапа: строительство (середина 19 века), разрушение (с 1931 по 1994 годы) и восстановление (с 1994 года).

Возведение Храма

Идея о строительстве крупного храма на территории Москвы возникла у императора Александра Первого сразу после того, как последний солдат французской армии Наполеона Бонапарта покинул Россию в 1812 году.

Отмечать победу в войне возведением церквей и соборов, было принято в нашей стране всегда. Например, Ярослав Мудрый построил Софию Киевскую сразу после победы над печенегами, множество соборов было построено после победы над полчищами Мамая на Куликовском поле, собор Покрова на рву (сейчас известный, как храм Василия Блаженного) был возведен Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством, а собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает об изгнании польско-литовских захватчиков из Москвы в 17 веке.


Собор Василия Блаженного

Поэтому, подписывая манифест 25 декабря 1812 года, в котором было сказано: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время», — Александр Первый продолжал древние традиции российских самодержцев.

Впрочем, до того момента, как идея императора стала явью, прошло еще немало лет и достраивать Храм пришлось брату Александра Первого — Николаю Первому, затем его сыну Александру Второму, а освящение собора состоялось лишь при внуке победителя Наполеона — Александре Третьем.

Первоначальный проект возведения Храма был утвержден в 1814 году, а первый камень собора заложен в 1817 году. Интересно, что в первом конкурсе на проект собора принимали участие такие известные архитекторы той эпохи, как Д. Кваренги, А. Мельников, А. Воронихин, А. Витберг, В. Стасов. А государь из более чем 20 вариантов выбрал проект никому неизвестного, 28-летнего Карла Магнуса Витберга, который даже не был архитектором, а работал художником, был масоном и притом лютеранином. Ради победы в конкурсе Витберг принял православие, а его оригинальный проект значительно отличался от окончательного варианта строительства.

Молодой художник спроектировал масштабнейшее сооружение, тройственность которого должна была символизировать единство Отца, Сына и Святого духа.

Предполагалось, что Храм будет иметь подземную часть в виде параллелепипеда, наземную крестообразную часть и круглую верхнюю. Предполагалось также увековечить имена всех солдат, погибших в Отечественную Войну 1812 года, установить две триумфальные колоны, материалом для создания которых должны были стать переплавленные пушки французской армии. Храм должен был стать самым высоким зданием в мире на тот момент — высота собора согласно проекту Витберга должна была составить 237 метров, наземную часть планировалось окружить колоннадами, длина каждой из которых должна была составить 604 метра.

Кстати, в качестве места сооружения были выбраны Воробьевы горы, по словам Александра Первого — «корона Москвы», единственное место, где могло быть размещено, по идее Витберга, столь колоссальное сооружение.

Императору чрезвычайно понравился проект художника, на строительство было выделено более 16 миллионов рублей из государственной казны, кроме того, огромные средства были собраны в виде пожертвований.

Возведение Храма на Воробьевых горах началось 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французской армии из Москвы. Церемония закладки первого камня была проведена в присутствии царя, в обстановке очень торжественной и завершилась крестным ходом. Первые несколько лет строительство шло быстрыми темпами, на строительной площадке работали до 20 тысяч крепостных одновременно.

Однако Александр Первый все же совершил ошибку, доверив Карлу Магнусу Витбергу руководить строительством — художник был человеком честным, но слишком неопытным и доверчивым и выделенные из казны средства начали просто разворовываться подрядчиками.

В течение 7 лет не удалось завершить даже первую часть строительства, начались проблемы с оседанием почвы — Воробьевы горы оказались местом, хотя и красивым, но слишком ненадежным. В итоге после смерти Александра Первого, его брат, новый император Николай Второй был вынужден и вовсе остановить строительство, а Витберг был отдан под суд за растрату казенных средств.

Специально созданная Николаем Первым комиссия, в которую входили известные московские инженеры и специалисты по земляным работам, признала, что строительство Храма Христа Спасителя по проекту Витберга на склонах Воробьевых гор завершить невозможно. Инженеры предупреждали о том, что многочисленные ключи и песчаные почвы могут привести к осадкам фундамента и столь масштабное здание может в итоге разрушится.


Вид на Воробьевы горы с Лужнецкой набережной

Государь прислушался к единодушному мнению специалистов и был объявлен второй конкурс на новый проект Храма, а местом его нового строительства был выбран Алексеевский монастырь. Во втором конкурсе проектов возведения собора принимали участие архитекторы К. Тон, А. Татищев, Ф. Шестаков, А. Кутепов, И. Таманский. Победителем стал Константин Тон.

Нельзя не упомянуть, что проект Храма Христа Спасителя для Карла Магнуса Витберга стал и главным триумфом в жизни и главной трагедией — суд признал его виновным в растрате и выслал в Вятку, под надзор полиции. Вернувшись в Петербург в 1840 году, архитектор узнал, что его проект окончательно отвергнут и начато строительство собора по новому плану и на другом месте. После такого разочарования Витберг еще строил православные храмы в Тифлисе и Перми, однако умер в безвестности и нищете.

Интересно, что согласно проекту Витберга, в Храме должны были быть увековечены имена всех воинов, погибших в войне 1812 года, а в проекте Тона предусматривалось упоминание лишь имен офицеров, отличившихся в военных действиях.

Кстати, место для нового строительства Храма Христа Спасителя выбрал лично император Николай Первый — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1837 году государь учредил особую Комиссию по вопросам построения нового Храма. Находившиеся на выбранном императором месте Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, были разрушены, а сам монастырь переведен в Сокольники.

С разрушением Алексеевского монастыря, памятника 17 века, связана довольно мрачная легенда: одна из монахинь предсказала, что новый Храм, возведенный на руинах монастыря, не простоит и 50 лет. Забегая наперед, можно отметить, что пророчество сбылось — через 48 лет после освящения Храм был взорван.


Репродукция картины «Алексеевский монастырь у Пречистенских ворот» неизвестного художника

Торжественная закладка первого камня новой стройки состоялась в августе 1839 года, в годовщину Бородинского сражения, камень для закладки был перевезен с Воробьевых гор, на нем была установлена позолоченная табличка с именами всех членов комиссии, на церемонии присутствовали митрополит Филарет и император с великими князьями. Активное строительство началось 10 сентября 1839 года, в этот раз практически все средства выделялись лишь из казны, суммы пожертвований были совсем не так велики, как при начале первой стройки.

Храм Христа Спасителя строился 44 года и стоил государству свыше 15 миллионов рублей. Возведение свода большого купола было завершено в 1849 году, а строительные леса вокруг здания убраны только в 1860 году. Еще более 20 лет продолжались работы по внутренней отделке Храма: над росписью работали такие известные художники, как В. И. Суриков, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской и другие художники из Императорской академии художеств. Украшение внешних стен храма горельефными изваяниями святых было доверено таким известным скульпторам как А. А. Иванов, А. В. Логановский и Н. А. Ромазанов.

В 1880 году храм получил официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, был составлен штат духовенства и причта, а также утверждена смета на содержание собора, которая составила 66850 рублей ежегодно. К 1881 году были полностью завершены работы по устройству набережной и площади вокруг Храма, окончена установка наружных фонарей.


Храм Христа Спасителя в 1881 году

26 мая, в День Вознесения Господня, в 1883 году прошла торжественная церемония освящения Храма, на которой присутствовал император Александр Третий с семьей. Освящение проводил митрополит Московский Иоанникий, присутствовал весь цвет российского духовенства, состоялось торжественное шествие и праздничный салют. Кстати, в этот же день, в Кремле, состоялась и коронация на Всероссийский Престол Императора Александра Третьего.


Внутреннее убранство Храма, конец 19 века

12 июня того же года состоялась церемония освящения придела во имя святого Николая Чудотворца, а 8 июля 1883 года был освящен и второй придел собора — во имя святого Александра Невского. С этого времени в Храме Христа Спасителя начались регулярные Богослужения.

Храм сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны: именно в этом соборе впервые прозвучала «Увертюра 1812 года» Чайковского, которая была написана композитором в ознаменование победы России в Отечественной войне с Наполеоном, хор Храма, организованный в 1901 году, считался лучшим в стране, в нем звучали голоса Константина Розова и Федора Шаляпина.

В соборе была собрана богатейшая библиотека, регулярно проводились экскурсии и состоялись такие значимые для страны события, как 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года, в 1913 году прошло празднование 300-летие Дома Романовых, состоялось открытие памятников Александру Третьему и Николаю Васильевичу Гоголю.

А главный престольный праздник собора — Рождество Христово — до революции 1917 года отмечался православной Москвой как важнейший праздник Победы в войне 1812 года.


Храм Христа Спасителя, 1909 год

Именно в Храме, в тревожном 1917 году состоялось Поместное собрание, на котором впервые за последние 200 лет был избран Патриарх России — Святейший Патриарх Тихон, который ныне причислен Русской Православной Церковью к лику Святых.


Интерьер собора, 1902 год

С 1902 года в Храме действовали общеобразовательные курсы для рабочих, во время Первой мировой войны в соборе шел сбор пожертвований для российских воинов, беженцам и раненным.

В 1918 году полностью прекратилась государственная поддержка Храма, и в дальнейшем он существовал лишь на средства прихожан, решением патриарха Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, которое ставило своей целью сохранение православной святыни.

Разрушение

Братству не удалось отстоять Храм — в 1931 году, 13 июля, на заседании ВЦИК СССР, председателем которого был М. И. Калинин, было принято решение снести собор. Поводом для такого решения стало строительство колоссального памятника новой, советской России — Дворца Советов: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москва со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

План реконструкции Москвы был принят еще 2 июня 1931 года, так что на заседании состоялось лишь официальное утверждение решения, которое являлось вполне логичным продолжением антирелигиозной политики советского государства. В самом деле, массовое разрушение церквей, которое шло в те годы по всей стране, не могло не затронуть главный православный символ столицы — Храм Христа Спасителя.

Взрыв, разрушивший собор, прогремел 5 декабря 1931 года. Стены Храма, толщиной практически 3,2 метра, устояли после первого взрыва, так что подрывникам пришлось повторить свою работу.


5 декабря 1931 года, взрыв Храма

Взрывы были слышны за несколько кварталов от собора и по-настоящему потрясли москвичей, не только православных, но и просто считавших Храм важной частью истории белокаменной.

Поэт Николай Арнольд написал стих, который стал выражением мнения общественности по поводу разрушения Храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Только разборка обломков собора заняла практически полтора года. После того, как место было расчищено, начались работы по возведению Дворца Съездов, который должен был стать настоящим шедевром советской архитектуры.


Проект Дворца Съездов

Венчать гигантскую башню Дворца должна была, конечно же, статуя Ленина. Такое решение — строительство коммунистического «храма» на месте православного, было весьма символично, проект нового дворца утверждался лично Сталиным. Согласно проекту Б. М. Иофана, победившего в объявленном советским правительством конкурсе, здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире, главным административным сооружением СССР, центром так называемой «Новой Москвы».


Сравнение размеров взорванного Храма и запланированного Дворца Советов

Строительство Дворца Съездов было начато в 1937 году, рабочие успели вырыть огромный котлован, началось возведение фундамента, которое осложнялось сложным грунтом и плывунами. До 1941 года строительство фундамента было завершено, за проведение работ отвечал конструктор Николай Никитин, сделавший все необходимые расчеты.

Великая Отечественная Война помешала планам строительства Дворца Съездов, однако многие историки считают, что главной причиной заморозки проекта было решение Сталина отказаться от возведения новых символов власти и сохранить более традиционные ориентиры. Доказательством тому служит история Дома Советов в Ленинграде, построенном на Московском проспекте. В итоге в здании был открыт военный институт, а органы центральной власти остались в Смольном институте и Мариинском дворце.

Во время обороны Москвы металлические конструкции будущего Дворца Советов были переплавлены на противотанковые ежи и какие-либо работы по возведению здания были прекращены.

Официально власти заявили об отказе от строительства Дворца только в конце 1950-х годов, в 1957-1959 годах проводился конкурс проектов нового административного здания, местом для возведения которого были выбраны все те же Воробьевы горы. А на месте котлована, вырытого еще в 1937 году, в 1960 году появился бассейн «Москва», строительство которого проекту архитектора Дмитрия Чечулина началось в 1958 году.


Бассейн «Москва»

Православные жители столицы неоднократно высказывали недовольство строительством на месте святыни открытого бассейн, появилась даже поговорка: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».


Бассейн «Москва» незадолго до сноса

Восстановление

Общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя начало действовать еще в конце 1980-х годов, после начала перестройки.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил восстановление святыни, а в годовщину разрушения Храма, 5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки был установлен гранитный «Закладной» камень. Фонд, собиравший средства на сооружение собора был основан в 1992 году, согласно указу президента Бориса Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы», в список объектов которого был внесен и Храм Христа Спасителя.

Уже в 1994 году было начато восстановление Храма. Интересно, что при строительстве был использован фундамент Дворца Советов, возведение которого стало формальным поводом для сноса собора. Главой Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Первоначальный проект восстановления главного храма Москвы был составлен реставратором Алексеем Денисовым, однако, как это часто бывает в нашей стране и уже однажды происходило при возведении Храма в 19 веке, стройка была окружена слухами, обвинениями властей в коррупции, растрате пожертвованных на строительство средств и скандалами.

В итоге Денисов покинул проект и за руководство восстановлением Храма взялся известный скульптор Зураб Церетелли, который отступил от проекта, утвержденного московскими властями. В частности, были установлены не мраморные, а бронзовые горельефные композиции (оригиналы, оставшиеся от разрушенного Храма, сохранились в Донском монастыре), вместо золоченой кровли было установлено покрытие на основе нитрида титана.


Один из фрагментов разрушенного Храма, хранящихся в Донском монастыре

Появились в Храме Христа Спасителя и такие современные атрибуты, как подземная двухуровневая парковка, рассчитанная на 305 машиномест и автомойка.


Современный вид Храма Христа Спасителя

7 января 1996 года состоялась торжественная закладка последних кирпичей в стену главного входа собора, на которой присутствовали Патриарх Алексий Второй, Борис Ельцин и Юрий Лужков.

19 августа 1996 года, в большой православный праздник — день Преображения, Патриарх Алексий Второй совершил освящение нижнего Спас-Преображенского храма, его главного престола и состоялась первая литургия. После этого начались регулярные богослужения в Храме, внутренняя отделка которого была еще не завершена, службы проводились каждое воскресенье и по праздникам.

7 сентября 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения торжественных мероприятий, на площади перед собор прошел молебен, после чего патриарх освятил стены Храма.

В 1999 году завершилось возведение верхней части собора, и уже 19 августа того же года именно в Храме прошла канонизация царской семьи, расстрелянной большевиками в 1918 году. В свое время, в прежнем соборе Николай Второй вместе с семьей торжественно праздновал 300-летие Дома Романовых и именно в восстановленном Храме последний российский император был причислен к лику святых.

Художники под руководством Зураба Церетелли начали роспись собора в апреле 1999 года, и уже в декабре внутренняя отделка Храма была полностью завершена.


Интерьер Храма, 2009 год

С 31 декабря 1999 года Храм Христа Спасителя открыт для всех верующих и желающих воочию увидеть самый большой православный храм Русской церкви, способный вместить одновременно до 10 тысяч человек.

Только в 2010 году состоялась замена временно установленных перед освящением собора пластиковых медальонов в тимпанах кокошников на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин заметил, что в современных условиях, при нынешней экологии столицы белокаменные медальоны, в 19 веке созданные из особого, редкого мрамора, не смогут служить долго, так что принято решение установить бронзовые, что станет главным отличием восстановленного Храма от разрушенного предшественника.

Такие медальоны из бронзы и бронзовые же горельефы вместо мраморных полностью противоречат историческому проекту Константина Тона. Специалисты говорят о том, что восстановленный Храм стал не точной, а условной внешней копией разрушенного в 1931 году собора.


Бронзовые скульптуры Храма

В восстановленном Храме проводятся самые масштабные богослужения в стране, именно здесь отпевали Патриарха Алексия Второго, президента Бориса Ельцина, певицу Людмилу Зыкину, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, балетмейстера Игоря Моисеева, актера Вячеслава Тихонова, советского и русского писателя Сергея Михалкова. В Храме Христа Спасителя был избран новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Пасхальное богослужение, 2011 год

В настоящее время Храм Христа Спасителя является собственностью Москвы, правительство города получает доход от эксплуатации отдельных коммерческих компонентов комплекса и распоряжается зданием. В 2004 году было объявлено о передаче собора в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, также был создан Совет попечителей Храма Христа Спасителя.

Кроме того, собор имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, в нем действует Музей, который принадлежит Музею истории города Москвы.

Анна Седых, рмнт.ру

05.12.11
Обсудить  /  11

Материалы из сети:

Закрыть

Строительный каталог