Неделя больших планов и упущенных возможностей

Минувшие семь дней привнесли в историю России события, которые вряд ли войдут в школьные учебники. Все шло скучным, привычным чередом: рост зарплат чиновников, бесчисленные проверки компаний, вялотекущая модернизация метро и автодорог, опять всплывшие факты махинаций в Минобороны. Жизнь парламента была повеселее: депутаты в панике отменили проекты, утверждение которых явно приуменьшило бы статусность народных избранников. Не жалея последних, под занавес аналитики подсчитали, что в Госдуме правят силы, пришедшие к власти незаконно.

Рассекречено: оклады в администрации президента

Издание Forbes сделало достоянием гласности информацию о заработной плате работников администрации Владимира Путина. Как оказалось, она была существенно повышена еще полгода назад, однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков публично заявил об этом только на прошлой неделе, комментируя данные Forbes. Итак, в сентябре 2012 года зарплаты сотрудников администрации были приравнены к окладам военнослужащих аппарата Минобороны и увеличились в два раза.

Сотрудники руководящего звена в администрации президента Российской Федерации получают зарплаты до 330 тысяч рублей, и это без учета множества надбавок.

Заместитель главы администрации теперь получает на уровне замминистра обороны, а замглавы аппарата администрации — как директор департамента военного ведомства. «Голый» месячный оклад без учета премий, материальной помощи и всевозможных надбавок для руководителей подразделений администрации теперь колеблется в диапазоне от 190 до 330 тысяч рублей. Надбавок немало — за сложные условия работы (до 100%), секретность, сверхурочную работу, чин и выслугу лет.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Непонятно, почему зарплаты госслужащих привели в соответствие военным окладам. Общеизвестно, что высокие заработки военнослужащих, по сравнению с гражданскими специалистами, объясняются обязательствами хранить верность присяге и выполнять приказы командиров, даже с риском для жизни, иначе — трибунал. Очевидно, что чиновники из администрации Путина жизнью не рискуют. В случае несогласия с начальством сотрудник имеет право в любой момент уволиться или перевестись. Военнослужащий же, не выполнивший приказ, будет осужден, не говоря уже о мерах наказания в боевой обстановке.

Военно-земельный бизнес

К сожалению, безупречный имидж вооруженных сил уже не так светел, а особенно сильно подпорчен в последние несколько месяцев. Министерство обороны в прессе только и ассоциируется с масштабными проявлениями коррупции. Вновь в «деле Сердюкова» вскрылись очередные факты земельных махинаций.

Участок, отведенный под строительство радиолокационной станции на черноморском побережье, был продан зятю экс-министра Валерию Пузикову за 100 млн рублей, что по самым скромным оценкам на 57 млн рублей дешевле, чем рыночная стоимость земли. Теперь здесь вместо возведения РЛС коммерсантами строится многоквартирный жилой комплекс.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Кроме того, Анатолий Сердюков по подсказке начальницы имущественного департамента Евгении Васильевой подписал распоряжение об отчуждении двух земельных участков Минобороны, расположенных на побережье Финского залива, и запрещенных для продажи. В итоге участки без труда приобрела компания «Трансстрой», у которой они не задержались и были перепроданы с наценкой 75 млн рублей.

Анатолий Сердюков придумал причину траты денег из федерального бюджета на строительство дороги к базе отдыха родственника.

Что касается строительства за государственные деньги дороги к частной базе отдыха, принадлежащей тому же Валерию Пузикову, то следствие получило информацию от новых свидетелей. Не в пользу Сердюкова дали показания глава правительства Астраханской области Александр Жилкин и заместитель министра обороны генерал Дмитрий Булгаков. Свидетели сообщили о том, что дорога строилась не просто с ведома экс-министра, но и при самом активном его участии.

Анатолий Сердюков, в свою очередь, наконец пояснил причину, по которой на прокладку дороги к коммерческой базе отдыха были затрачены бюджетные средства, а также обосновал привлечение солдат срочной службы к работам на этой базе.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Оказалось, что взамен на помощь военного ведомства администрация базы гарантировала отдых по льготным ценам для военнослужащих близлежащей части ПВО. Однако факты свидетельствуют об обратном: военнослужащие из этой части на злополучной базе только работали. Бесплатно отдохнуть успел лишь Сердюков в компании друзей, да еще на вотчине Пузикова с удовольствием порыбачили Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

У госкомпаний две беды — долги и проверки

Остается загадкой, как такие серьезные проблемы в министерстве не были обнаружены ранее — и это при наличии в России мощнейшего аппарата проверяющих органов. Государственные компании, например, даже неофициально ежемесячно отчитываются о своей деятельности перед Кремлем.

Как сообщили на прошлой неделе неназванные источники в правительстве, госкомпании ежемесячно подают в ФНС и Росфинмониторинг информацию о заключенных сделках в электронном виде на компакт-дисках. После анализа отчетов выявляются подозрительные операции, которые могут быть связаны с хищениями или отмыванием денег, о чем информируется Кремль.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Несмотря на то, что информация об этом появилась в СМИ только на прошлой неделе, на самом деле подобная практика была внедрена Игорем Сечиным еще в декабре 2011 года. К такому решению он пришел, будучи вице-премьером, когда уволил глав энергетических компаний — «Совета рынка», «Энергострима», «Холдинга МРСК», ФСК. Тогда появилась информация о том, что каждый второй руководитель энергокомпаний (то есть 170 человек) связан с коммерческими структурами.

Зачем была внедрена неофициальная отчетность на компакт-дисках, неизвестно. На сегодняшний день госкомпании контролируются Счетной палатой, правоохранительными органами, профильными министерствами, не считая специально созданных комиссий. Не следует сбрасывать со счетов также внешний аудит, осуществляемый солидными международными компаниями, и внутренний аудит, инициируемый советом директоров.

Система подачи «теневой отчетности» государственных компаний в Кремль дублирует работу десятка контролирующих и проверяющих организаций.

Не исключено, что такой сбор данных необходим для корректировки теневой деятельности компаний до момента составления официальной отчетности. Однако скорее всего, это по-прежнему осуществляется с подачи Игоря Сечина. Он возглавляет комиссию по вопросам ТЭК, в обязанности которой входит контроль за деятельностью энергокомпаний в рабочем режиме.

Хочется надеяться, что эти меры направлены на предупреждение злоупотреблений и повышение эффективности работы госкомпаний, улучшение ситуации с пополнением бюджета. К слову о пополнении бюджета. Часть доходов госкомпаний поступает в резервный фонд. И уж мало кто знает, что Минфин РФ обязан хранить деньги резервного фонда в разных валютах, но только не в рублях.

Январские доходы от нефтегазового бизнеса в размере 713,5 млрд рублей ведомство перевело в доллары, евро и фунты стерлингов в соотношении 45/45/10% соответственно. Необходимость конвертирования вполне объяснима, поскольку фонд не должен зависеть от рубля, и не исключено, что в экстренной для страны ситуации, для выхода из которой и предназначен резервный фонд, он может резко упасть в цене.

С другой стороны, затраты на конвертирование при обмене рубля на иностранную валюту несут нефтегазовые компании, а при выделении средств на различные цели она вновь переводится в рубли, на этот раз уже за счет фонда. Таким образом, возникают двойные затраты просто при пересчете валюты.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Однако самый большой вопрос вызывает то, куда вкладываются деньги фонда. Как оказалось, за его счет выдаются кредиты нуждающимся странам под мизерные проценты. В то же время отечественные госкомпании в поисках средств на развитие вынуждены подыскивать инвесторов за рубежом, влезать в долги, платить им дивиденды, а также делиться государственными активами с нерезидентами.

Россия уже должна загранице колоссальные деньги: совокупный долг РФ вырос до 623 млрд долларов, что в 7 раз больше, чем в 2008 году. Из этих средств непосредственно госдолг составляет около 50 млрд долларов, таким образом, остальное — это обязательства компаний.

Duty Free перекочует в поезда

«Российские железные дороги» относятся к немногим государственным компаниям, которые направляют свою деятельность напрямую для удовлетворения потребностей населения. Оттого и любые полезные нововведения для клиентов сразу же благотворно отражаются на ее финансовом состоянии. Среди последних полезных инициатив можно отметить план по внедрению Duty Free на поездах и вокзалах. К сожалению, дело двигается медленно.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

По информации «Федеральной пассажирской компании» — филиала РЖД, продающего билеты на поезда дальнего следования — первая точка беспошлинной торговли откроется в «Столичном экспрессе», курсирующем по маршруту «Москва–Киев». Никакой разницы с аэропортовыми магазинами Duty Free клиенты РЖД не увидят. Ассортимент будет привычным, как в аэропортах — ювелирные изделия, алкоголь, парфюмерия и косметика.

Возможно, магазины Duty Free начнут появляться в поездах РЖД и на железнодорожных вокзалах уже с апреля текущего года.

Вторым поездом с Duty Free, в случае успешной реализации пилотного проекта в киевском экспрессе, станет «Лев Толстой» («Москва–Хельсинки»). Предполагается, что запуск проекта ожидается в апреле, однако такая расторопность РЖД вызывает обоснованные сомнения. Еще в апреле прошлого года правительство разрешило открыть Duty Free на вокзалах, а РЖД поспешили заявить, что точки заработают также на поездах «Санкт-Петербург–Хельсинки», однако вот уже год все это — только на словах.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Компания упускает время и деньги— беспошлинная торговля является прибыльным бизнесом. За 2012 год в российских Duty Free продано товаров на 1 млрд долларов. Вот киевские коллеги из «Укрзализныци» и рады бы открыть такие точки, однако в украинских поездах запрещено употребление алкоголя, а остальные товары вряд ли вызовут интерес пассажиров.

В Египте Duty Free вообще работают под постоянной угрозой закрытия. Как сообщило агентство Duty Free News International, египетские власти вновь рассматривают обращения исламистов о запрете алкоголя в магазинах беспошлинной торговли в аэропортах.

От такого запрета пострадает небогатая экономика государства, поскольку основным оператором авиалиний является национальная компания Egypt Air, прибыльность работы которой обеспечивается только за счет Duty Free. В свою очередь, доля продаж алкоголя и табачных изделий в этих точках составляет 60%. Только по столичным аэропортам недополученная прибыль достигнет 30 млн долларов.

Нерезиновый метрополитен

Для руководства любого метрополитена, а особенно московского, актуальны вовсе не заработки, а совсем другая проблема. Метро становится слишком тесным для пассажиров. Параллельно со строительством новых линий, которое ввиду высокой сложности и трудоемкости двигается черепашьими темпами, постоянно предпринимаются попытки сделать проезд максимально комфортным для пассажиров. Отрадно, что при этом ни о каком повышении прибыли речи не идет, вопрос только в повышении качества услуг.

11 марта столичный метрополитен объявил тендер на расширение сети распространения билетов. На ожидаемую сумму контракта в 81,33 млн рублей администрация метро планирует организовать продажи в Интернете, торговых автоматах и точках партнеров. Кроме того, вновь будет проводиться конкурс на оснащение линий метро бесплатной сетью Wi-Fi за счет операторов сотовой связи.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Этот конкурс переносился и отменялся неоднократно и все потому, что компании-операторы посчитали необходимые вложения нерентабельными. Поэтому принято решение в условиях конкурса уменьшить сумму инвестиций, которая ранее предполагалась на уровне 5 млрд рублей.

Кроме того, по информации Владимира Муратова, главы службы безопасности московского метрополитена, на станциях Каховской линии в качестве эксперимента будут установлены платформенные автоматические двери, предназначенные для предотвращения падения клиентов подземки на рельсы. В среднем за год в метро Москвы гибнет 100 человек. Пассажиры прыгают под поезд с целью свести счеты с жизнью, а некоторые — падают по случайности.

Основной проблемой московского метрополитена является колоссальный пассажиропоток, что создает не только дискомфорт, но и определенные риски для клиентов «подземки».

Однако двери значительно замедляют процесс посадки в поезда, поэтому их внедрение на всех станциях может затянуться надолго. И это верно — усугублять проблему переполненности метро платформенными дверьми не стоит до тех пор, пока не будут введены в эксплуатацию новые линии, которые смогут разгрузить действующие ветки. Пока проблема загруженности остается и, к сожалению, иногда критические моменты в работе метро возникают по недосмотру персонала.

Так, 13 марта с 8:00 на Таганско-Краснопресненской линии из-за неисправности систем сигнализации поезда доезжали до центра за 50 минут, то есть в 3 раза больше, чем обычно. Задержка составов привела к переполнению пассажирами не только вагонов, но и платформ на станции «Щукинская».

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Все же, опоздание поезда — не самое худшее, что может произойти в метро в час пик. Критическая плотность пассажиров в метрополитене делает его наиболее уязвимой и привлекательной целью для потенциальных террористов. Благо, наши службы реагируют на возможные угрозы оперативно, о чем свидетельствуют мероприятия, эффективно проведенные правоохранителями на станции «Новые Черемушки» тогда же, 13 марта.

В 11:30 на станции была замечена бесхозная сумка. Паники удалось избежать, южный вестибюль был быстро заблокирован полицией, саперная служба примчалась буквально через несколько минут. К счастью, никакой взрывчатки или других опасных вещей в сумке не обнаружили.

Дороги будущего

Даже самые современные технологии и инновации, применяемые в метрополитене, уже не смогут сравниться с автодорогами нового типа. В «Роснано» объявили о планах реализации трех пилотных проектов строительства «инновационных дорог» в Москве (участок улицы Пятницкой), Татарстане (часть автотрассы «Шали–Бавлы») и Рязанской области (шоссе в Касимовском районе).

Неделя больших планов и упущенных возможностей

В компании заявили, что при строительстве будут применены самые передовые, уникальные технологии, количество которых достигает 80 (!). Магистрали станут настоящим прорывом в сфере обеспечения безопасности транспорта, а также удобства и комфорта проезда.

«Инновационные автомагистрали» будут оснащены светодиодным освещением, ветряками и солнечными батареями, интеллектуальными системами управления.

В числе технологических новинок, которыми будут оснащены дороги будущего, — энергоэффективное и экологичное светодиодное освещение, по экономии превосходящее люминесцентное в 4 раза, причем в качестве источников энергии будут использоваться ветер и солнечный свет. Модификаторы асфальтобетона планируется произвести из старых автопокрышек, такой слой прослужит в три раза больший срок, чем стандартный асфальт.

Специальные покрытия обеспечат бесшумность движения и идеальное сцепление с дорогой. Системы безопасности, начиная от светофоров и заканчивая блоками контроля состояния мостов и тоннелей, будут оснащены интеллектуальными схемами управления. С целью обеспечения безопасности участников движения предусмотрены даже столбы освещения, безопасные для столкновения благодаря использованию композитных материалов. «Инновационные дороги» предполагается ввести в опытную эксплуатацию уже в 2014 году.

Цена депутатского мандата

Пока в РЖД, столичном метрополитене и «Роснано» задумывались грандиозные планы, перед многими депутатами Госдумы в последние месяцы самым острым был более прозаический вопрос. Это вопрос выбора в пользу сохранения мандата или же собственного недвижимого имущества за границей.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Проект нового федерального закона, запрещающего парламентариям и госслужащим владеть недвижимостью за рубежом, предоставлял только один вариант выхода из ситуации — или лишиться должности (мандата), или же избавиться от заграничного жилья. Журналистам удалось узнать по этому поводу мнение двух депутатов-единороссов — Андрея Исаева и Леонида Симановского, владельцев зарубежной недвижимости.

Депутаты не поддержали законопроект по запрету владения заграничной недвижимостью по двум причинам: нежелание избавляться от своей собственности и предложение Владимира Путина.

Исаев однозначно решил продать свой домик (названный парламентарием «бунгало») за 130 тыс. долларов. Симановский также заявил, что не променяет мандат на свой отель в ФРГ и продаст гостиницу, если закон будет принят. К сожалению, этого не произошло и законопроект не был поддержан большинством. Собственно, результат голосования — это и есть своеобразный коллективный ответ тех депутатов и чиновников, которых журналистам не удалось проинтервьюировать по этому вопросу.

Как считает вице-спикер Сергей Железняк, против отказа от зарубежной недвижимости депутаты проголосовали в немалой степени благодаря инициативе Владимира Путина. Администрация президента разработала законодательное предложение, в котором предлагалось оставить заграничное жилье парламентариев и госслужащих как есть, но запретить владеть банковскими счетами за рубежом.

Ущемление свобод депутатов отменяется

На отклоненном законопроекте о зарубежной недвижимости список инициатив, не поддержанных народными избранниками, не исчерпывается. На прошлой неделе представитель фракции «Единой России» Михаил Старшинов поднял вопрос необходимости внесения поправок в регламент Госдумы или даже разработки специального законопроекта с целью запрета выезда депутатов за границу без разрешения спикера.

Поводом для подготовки проекта стало публичное выступление эсера Дмитрия Гудкова в США, в ходе которого он охарактеризовал российскую власть как коррупционную. Мнения остальных фракций разделились: ЛДПР поддержала единороссов, КПРФ высказалась против. Коммунисты считают, что такое ограничение можно было бы применить к госслужащим, но не к депутатам.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Политолог Георгий Федоров, глава Центра социальных и политических исследований высказался в пользу нововведения, считая, что таким образом депутатам будет гораздо сложнее организовать заграничный отдых за счет госбюджета. В то же время, политолог не исключает возможности злоупотреблений при согласовании выезда парламентариев за рубеж.

Не исключено, что это было бы существенным рычагом влияния на оппозиционных депутатов. От нововведения уж точно не отказались бы украинские депутаты. В отсутствие такого правового рычага, киевские провластные структуры вынуждены запрещать выезд оппозиционных народных депутатов за границу — того же Сергея Власенко (защитника Юлии Тимошенко) под надуманными предлогами, с помощью решений суда и тому подобных, практически силовых, мер.

Генпрокуратуре Украины уже пришлось несколько раз заявить прессе о том, что никакого отношения к запрету выезда Власенко она не имеет. Если бы украинские парламентарии последовали примеру российских коллег и успешно внесли соответствующие изменения в регламент, то ограничить свободу передвижения депутата Власенко они смогли бы всего лишь решением спикера парламента.

«Единая Россия» добровольно отказалась от собственной инициативы по ограничению права выезда депутатов за рубеж.

Впрочем, единороссы не довели дело до конца. В тот же день глава фракции Владимир Васильев заявил, что предложение отзывается, добавив, что депутаты должны хотя бы предупреждать о намерениях посетить зарубежье. Почему позиция фракции поменялась на противоположную в течение одного дня, объяснить сложно. Можно лишь предположить, что инициатива не была согласована с влиятельными представителями фракции, которые не хотели бы зависеть от спикера. А может быть, члены «Единой России» опасаются, что это оружие обернется против них самих, если в парламенте коренным образом поменяется расстановка сил.

Немного об альтернативной истории Госдумы

О том же, какой могла быть расстановка сил в Госдуме еще в 2011 году, стало известно на прошлой неделе. Аналитики Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, который возглавляет Владимир Якунин (более известный как действующий руководитель РЖД), проанализировав результаты парламентских выборов, пришли к неожиданным выводам.

Неделя больших планов и упущенных возможностей

Эксперты считают, что, не будь масштабных фальсификаций, большинство голосов набрала бы КПРФ, которой де-факто досталось до 30%, оставив «Единую Россию» позади с максимум 25%. Официальные результаты от ЦИК гласили об обратном: 49,32% против 19,19%. Реакция Владимира Чурова, главы ЦИК на выкладки центра, была довольно резкой. Чиновник не дал никаких комментариев по сути и посоветовал аналитикам пройти обследование в психиатрической лечебнице.

Аналитики вычислили, что на самом деле большинство голосов на выборах 2011 года набрала КПРФ, однако при этом не оспорили законность результатов выборов президента России.

В КПРФ, напротив, согласились с выводами специалистов центра, однако коммунисты заявили, что не намерены оспаривать решение ЦИК, резонно считая, что сейчас это уже невозможно. Кроме того, в КПРФ заподозрили аналитиков в пиар-компании «Общероссийского народного фронта».

Подозрения коммунистов находят косвенное подтверждение в том, что оспаривать достоверность результатов выборов Владимира Путина эксперты центра не стали и объявили, что его показатель в 65% был «накручен» всего на 13%. В этом случае глава Кремля все равно набрал большинство голосов, таким образом, действующий президент Российской Федерации пришел к власти абсолютно честным путем.

Андрей Захаров, рмнт.ру

19.03.13

Яндекс Дзен Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Закрыть

Строительный каталог