Проектирование театров (к СНиП 2.08.02-89), часть 6


Таблица 10


Вместимость зала, мест

Количество


артистов в помещении

помещений

100-300

2

2


6

2

300-500

3

1


6

1


3.161. Помещения ожидания выхода на сцену в трансформируемых залах можно заменять коридором шириной не менее 1,5 м.

3.162. Примерные состав и минимальные площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену, приведены в прил. 4.

3.163. Применение в малых залах трансформации ориентируется на преобладание ручных способов — в этом принципиальное своеобразие трансформации малых залов. Виды, способы и средства трансформации — см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса".

Для залов с глубинной сценой типичен прием трансформации, сохраняющей без изменения зону зрительских мест. В этом случае сцена может видоизменяться путем раскрытия порталов (переход к беспортальной сцене) или перемещения порталов в глубину сцены вдоль ее оси (увеличение или уменьшение глубины), устройства боковых порталов и пр. При проектировании залов с глубинной сценой и вместимостью до 250 зрителей возможно формирование сцены из стационарной части и сборных элементов, составляющих не более половины площади сцены. При переходе к иным типам сцены трансформации могут затрагивать площадь всего малого зала. При любых типах сцены в игровых целях целесообразно использовать галереи, ложи, дверные проемы, проходы в зале и пр.

3.164. К наиболее распространенным средствам трансформации, применяемым в малых залах, относятся переносные стулья и элементы сцены, телескопически складывающиеся трибуны-блитчеры, простейшие поворотные устройства, подвесные секции со зрительскими местами, разделительные экраны и перегородки. В качестве дополнительных средств применяются подъемно-опускные площадки, меняющие рельеф пола зала, кран-балки, подъемники и средства малой механизации, с помощью которых осуществляются перестановки в зале.

Переносные стулья и кресла рекомендуется преимущественно применять в залах свободного пространства, но продолжительность и трудоемкость работ ограничивает их применение вместимостью 250 зрителей.

Применение подвижных секций, разделительных экранов и перегородок возможно при всех вместимостях зала.

Блитчеры рекомендуется применять в залах вместимостью свыше 200 зрителей, а поворотные устройства — свыше 300 зрителей.

3.165. Планировочная особенность залов, в которых применяются перечисленные средства трансформации – наличие резерва площади или люфта, увеличивающего площадь малого зала до 7%. Эта величина складывается из разницы площадей сцен, оборудуемых в зале (глубинной, трехсторонней, центральной) и площади, необходимой для осуществления трансформации и зависящей от выбранного средства или комбинации средств трансформации. Примеры схем малых залов приведены на рис. 42.

Рис. 42. Примеры схем малых залов

а - трансформации зала на основе передвижных секций зрительских мест; б - залы с нетрансформируемой сценой; в - залы с вращающимися креслами


3.166. При проектировании помещений малого зала и помещений его обслуживания недостающие в настоящем разделе рекомендации восполняются данными предшествующих разделов.



Приложение 1


Примерный состав и минимальные площади помещений, м2 , театральных зданий


Помещения

Театры


драматический и музыкально-драматический

музыкальной комедии

оперы и балета


со сценами


С-1

С-2

С-3

С-3

С-4

С-4

С-5

ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА

По расчету, пп. 3.4—3.6

ПОМЕЩЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

Зрительный зал

По расчету, п. 3.38

Сцена

205

300

415

415

550

550

610

Арьерсцена

30

80

100

100

180

180

200

Карман

65

85

130

130

210

210

245

Трюм

205

300

415

415

550

550

610

Авансцена

По расчету. п. 3.36

Оркестровая яма

То же, п. 3.44

Помещения технологического обеспечения сцены

Звукофикация и связь

Звукоаппаратная

16

16

20

20

20

20

20

Ложа звукооператора

6

8

8

8

Кабина директора (речевая)

5

5

5

5

5

5

5

Кабина переводчика (в национальных театрах)

(6)

(6)

(6)

(6)

(6)

(6)

(6)

Электротехнические помещения

Светопроекционная

18

18

18

18

27

27

27

Светоаппаратная

15

15

15

15

24

24

24

Ложа осветительная фронтальная

18

18

18

18

22

22

22

Рирпроекционная

18

18

18

18

24

24

24

Тиристорная

80

80

80

80

120

120

120

Для электроприводов противопожарного занавеса

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

(12)

Щитовая

40

40

46

100

100

100

200

Для выносного софита

(12)

(12)

(16)

(20)

(24)

(24)

(28)

Ложа звукооператора

6

8

8

8

ПОМЕЩЕНИЯ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СЦЕНУ

Для творческого персонала

Артистические уборные

По расчету, п. 3.82

Помещения ожидания выхода на сцену

По расчету, п. 3.76

Дежурные костюмерные (мужские и женские)

20

20

20

25

30

30

40

Дежурные гримерно- парекмахерские (мужские и женские)

20

20

20

30

40

40

50

Помощников режиссера

8

8

8

8

8

8

8

Для отдыха артистов

22

25

30

30

35

35

40

Курительная и санитарные узлы при сцене

14

14

14

14

14

14

15

Отдыха и переодевания артистов оркестра

40

55

75

95

Отдыха дирижера

10

10

12

15

Инспектора оркестра

8

8

8

8

Гардеробная оркестра

12

12

12

15

Помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов

20

25

25

40

Кладовая музыкальных инструментов

10

12

15

20

Библиотека и архив нот

25

25

25

30

Для технического персонала

Постановочной части

10

10

10

10

15

15

15

Зав. монтировочной части

8

8

8

8

8

8

8

Среднего руководящего персонала

20

20

25

25

30

35

35

Для отдыха монтировочного персонала сцены (два)

20

20

25

25

30

30

40

Репетиционные помещения

Репетиционные залы

По расчету, п. 3.88

Вспомогательные помещения при репетиционных залах

120

130

130

165

180

225

225

Для занятий артистов

30

30

40

50

50

80

Студия звукозаписи

30

40

40

60

Аппаратная звукозаписи

16

16

16

16

16

16

16

Фонотека

6

8

8

12

12

12

12

Склады

Дежурные при сцене

Объемных и станковых декораций

120

180

200

240

260

260

350

Сценической электроаппаратуры и электрореквизита

20

25

25

25

30

30

30

Мебели, бутафории и реквизита с отделением исходящего реквизита

35

40

45

55

60

60

80

Сейф скатанных декораций

28

32

41

41

49

49

57

Склад звукотехнической аппаратуры

10

15

15

15

15

15

15

Склады текущего сезона

Объемных и станковых декораций

По расчету, п. 3.105

Сценической электроаппаратуры и электрореквизита

20

25

25

25

30

30

30

Мебели, бутафории и реквизита

40

40

50

70

80

80

110

Костюмов, головных уборов и белья

60

70

95

105

150

150

180

Обуви

10

15

15

20

20

20

25

Пастижерских изделий

10

12

Кладовая машиниста сцены

30

35

45

45

50

50

60

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Помещения для административного и художественного руководства и хозяйственного персонала

Главного режиссера

16

18

18

18

18

18

20

Директора

15

20

20

20

20

20

25

Заместителя директора

10

12

12

12

12

12

15

Секретаря и управления делами

8

8

8

8

10

10

15

Главного дирижера

15

18

18

20

Главного хормейстера

10

10

10

10

Главного балетмейстера

10

10

10

10

Заведующего труппой и репертуаром

8

8

8

8

10

10

10

Заведующего музыкальной частью

8

8

10

10

Заведующего литературной частью

10

10

10

Заведующего постановочной частью

8

8

8

8

8

8

10

Инспектора хора

6

6

8

8

Ассистентов режиссера, дирижера, хормейстера и балетмейстера

10

10

10

10

Концертмейстеров и репетиторов

15

15

20

20

Режиссерского управления

10

15

15

15

20

20

20

Очередных режиссеров

10

10

12

Канцелярия

8

8

10

12

Бухгалтерия и кабина кассира

15

20

20

20

25

30

30

Общественных организаций (две)

15

20

20

20

20

20

20

Главного инженера

10

10

10

10

10

10

15

Руководящего технического персонала

10

10

15

15

15

15

15

Заведующего хозяйством

6

8

8

8

8

8

8

Отдела кадров

10

10

12

12

12

12

Врача и ингаляционной

15

15

15

15

15

20

25

Коменданта

8

8

8

8

8

8

8

Буфет работников театра с подсобной

По расчету, п. 3.141

Архив

4

4

4

6

6

8

10

Библиотека, фонотека, видеотека

30

30

40

40

50

50

60

Вестибюль с гардеробом

25

30

30

30

40

50

90

Санитарные узлы

По расчету, п. 3.140

Инженерно-эксплуационные помещения

Аппаратная технологической связи

10

15

15

15

15

15

15

АТС и электрочасовая станция

15

15

15

15

15

15

20

Радиомастерская

10

10

15

15

15

15

15

Мастерские и кладовые службы эксплуатации здания

По заданию театра

Материальный склад

25

30

30

30

30

40

50

Пожарный пост-диспетчерская

22

22

25

25

25

27

32

Диспетчерская служба

15

15

20

20

20

20

25

Комната для хранения инвентаря

4

4

4

4

6

6

8

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Изготовление мягких декораций

Живописно-декорационная мастерская

По расчету, п. 3.143

Макетная

15

15

18

18

20

20

30

Комната для приготовления красок с мойкой и сушкой

10

12

12

12

15

15

15

Кладовая красок

10

10

13

15

15

15

15

Комната художников

10

10

10

10

10

10

10

Обойно-драпировочная мастерская

20

20

30

30

40

40

50

Красильная

20

28

25

25

30

30

35

Мастерская росписи тканей

20

30

35

35

35

35

40

Изготовление объемных декораций

Столярная с сушильной

90

96

96

96

96

96

96

Слесарная с участком сварки

50

60

60

60

70

70

70

Помещение для монтажа станковых декораций

83

96

126

126

160

160

198

Бутафорская с кладовыми оперативного хранения

35

45

50

50

55

55

70

Навес для лесоматериалов и труб

(13)

(15)

(20)

(20)

(30)

(30)

(40)

Изготовление костюмов, обуви и париков

Пошивочная

30

46

60

60

75

75

110

Примерочная

4

6

8

10

15

20

25

Закройная

9

9

10

10

12

12

15

Трикотажная

18

18

20

Мастерская головных уборов

15

15

15

Пропиточная

15

15

17

17

20

20

25

Постирочная, сушильная и гладильная

25

25

33

38

40

40

50

Пастижерская

11

11

11

18

Обувная

10

10

10

17

18

18

20


Руководство мастерских

Комната администрации

15

20

20

20

20

20

20

Комната художника-конструктора

8

8

8

10

Технический архив

6

6

6

6

6

6

6

Бытовые помещения

По расчету, пп. 3.139-3.140 и СНиП 2.09.04-87

Фотолаборатория

10

10

10

10

10

10

10

Ремонтно-поделочная мастерская - (при отсутствии производственных помещений в театре)

(50)

(55)

(70)

(75)

(75)

(75)

(80)


Примечания:

1. Примерные состав и площади помещений могут подлежать уточнению, корректировке и дополнению после проведения предпроектных исследований, предшествующих составлению задания на разработку ТЭР или задания на проектирование. Причинами изменений могут быть конкретная творческая практика театра, обоснованно выбранная технологическая система, штатное расписание театра и его перспектива, количество спектаклей в репертуаре, способы хранения декораций, жанровая специфика, национальные традиции, количество и особенности других театров и пр.

2. В итоговые величины площадей групп помещений и комплексов не входят площади помещений, указанные в скобках.

3. Площади технических помещений (трансформаторной подстанции, насосной, машинного зала и пр.) определяются проектом.

4. Площади помещений определяются исходя из номенклатуры и размеров устанавливаемого технологического оборудования и мебели. Изменение их возложено только в сторону увеличения.



Приложение 2


Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями


Гастрольные театры


1. Гастрольный театр — здание, рассчитанное на прием сменяющихся гастролирующих коллективов театров разных жанров и не предназначенное для постоянно работающей труппы. Здание гастрольного театра целесообразно размещать в структуре общегородского центра или планировочного района с учетом сложившейся сети объектов культуры города.

В городах, не имеющих собственного театрального коллектива, предусматриваются резервы территории под строительство подсобно-производственного и репетиционного комплексов для возможного последующего развития гастрольного театра в городской театр.

2. Гастрольный театр обеспечивает возможность воссоздания различных постановочных решений, обусловленных современным уровнем развития драматического, музыкально-драматического и оперно-балетного искусства во всем его многообразии, с учетом национальной культуры народов и стран, представляемых гастролирующими коллективами. Для максимального сближения гастролирующих коллективов с потребностями населения города, в котором проходят гастроли, и для проведения смотров творческой деятельности в других видах искусств, сопровождающих гастроли, здание гастрольного театра и его помещения непосредственно взаимосвязываются с окружающим городским пространством на основе устройства удобных рекреационных озелененных территорий, площадей, пешеходных зон, амфитеатров, крытых галерей и т.д.

3. Зрительский комплекс гастрольного театра круглогодичного действия не имеет особенностей в составе и площадях помещений.

4. При проектировании демонстрационного комплекса гастрольного театра наиболее вероятны особенности, состоящие в:

акустическом благоустройстве зрительного зала, которое рассчитывается как на драматические, так и на музыкальные спектакли;

в условиях видимости в зрительном зале, которые желательно определять исходя из более жестких требований драматического театра;

габаритах сцены и строительного портала, которые могут удовлетворять как драматическим, так и музыкальным спектаклям; один из путей достижения приемлемых условий - выбор сцены, которая может быть наибольшей для драматического театра, и одновременно наименьшей для театра оперы и балета или музыкальной комедии. То же относится и к габаритам строительного портала, который при всех условиях не может быть менее 12 м;

габаритах и устройстве оркестровой ямы, позволяющих разместить оркестр как драматического, так и музыкального театров и в то же время иметь возможность использования оркестровой ямы для увеличения авансцены. Применение широких трансформаций в этой зоне с целью создания оптимальных условий гастролирующими коллективами для театра данного типа наиболее уместно. Возможно также решение с размещением оркестра нетрадиционно — на галереях в зале, на сцене, арьерсцене, в первых рядах зрительских мест, на боковых крыльях авансцены и пр., что в свою очередь влечет за собой изменения в акустическом благоустройстве.

5. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену гастрольного театра, вероятны особенности в:

складских помещениях, которые могут быть значительно (до 1/2 площади) меньше, чем в иных театрах, поскольку на длительные гастроли обычно вывозится не более половины репертуара. Определяющими здесь являются театры музыкальных жанров;

артистических уборных и комнатах ожидания выхода на сцену, количество которых, а также площади и оснащение желательно, определить исходя из требований музыкальных театров для вокалистов и артистов балета;

группе репетиционных залов, в которой для обеспечения условий гастролей театров музыкальных жанров достаточно репетиционного зала балета, располагаемого вблизи сцены, с использованием его в качестве разминочного и универсального репетиционного помещения (30-36 м2 );

помещениях руководства и администрации, где сокращение возможно в пределах 1/3 площади по прил. 1;

помещениях для творческого и технического персонала, состав и площади которых имеют некоторую тенденцию к уменьшению.

Резкое сокращение состава и площадей помещений возможно также в комплексе производственных помещений, в котором достаточно обойтись ремонтно-поделочной мастерской (от 50 до 80 м2 ).

6. Гастрольный театр требует наличия закрытой погрузочно-разгрузочной площадки с механизированными коммуникациями между ней и складами декораций, мебели, бутафории, реквизита, костюмов и обуви, живописных скатанных декораций, электроосветительной аппаратуры и звукотехнических устройств.

В непосредственной близости от погрузочной площадки рекомендуется разместить склад транспортной тары (контейнеров, ящиков, кофров), площадью не менее 40 м2 .

7. В здание гастрольного театра может входить гостиничный комплекс с кафе-столовой работников театра.

8. Гастрольный театр может быть многозальным, т.е. включать отдельно залы для оперы и балета и залы для драматических представлений. Также его можно рассматривать как многофункциональный комплекс, включающий здания или помещения музеев, театральных библиотек, выставочных залов, кафе, торговых помещений, а также окружающие его открытые городские пространства с системой объектов внешнего оформления и благоустройства.

9. При ориентации гастрольного театра только на драматический или только на музыкальные жанры или создании соответствующих отдельных залов в едином здании гастрольного театра уточняются приведенные выше рекомендации.


Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров


1. Такое театральное здание в отличие от гастрольного театра рассчитано на собственную постоянную драматическую труппу.

2. Демонстрационный комплекс с учетом приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров в принципе может быть сходен с демонстрационным комплексом гастрольного театра (подраздел "Гастрольные театры").

3. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену такого театра, вероятны особенности:

складских помещений, где целесообразно учитывать, что декорации музыкальных спектаклей (из расчета примерно половины репертуара, вывозимой на гастроли) в хранении занимают больший объем нежели драматических;

артистических уборных, дополнительные помещения для которых из расчета музыкального театра возможно устраивать за счет комнат для административного и художественного руководства театра-стационара, что может сказаться на их размещении и оснащении;

Закрыть

Строительный каталог