МДС 11-4.99, часть 5

- применение прогрессивных способов обогащения и переработки минерального сырья, комплексное извлечение из него полезных компонентов. Рациональное использование вскрышных пород и вмещающих пород и отходов производства. Применение прогрессивных механизмов и оборудования, сокращающих потери полезных ископаемых в недрах;

- наличие данных по раздельному складированию и хранению попутно добываемых и временно не используемых отходов производства, содержащих полезные ископаемые и цепные компоненты;

- наличие радиационных характеристик полезных ископаемых и разрешения органов СЭН на их использование;

- наличие данных по обеспечению охраны месторождений от затопления, обводнения, пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

- наличие мероприятий по предотвращению вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок и буровых скважин, а также подземных сооружений;

- наличие мероприятий по предотвращению загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросов сточных вод;

- наличие мероприятий, направленных на сохранность редких геологических обнажений, минеральных образований, палеонтологических объектов и участков недр, объявленых в установленном порядке заповедниками, памятниками природы, истории и культуры.

2.8.6. Подраздел "Мероприятия по охране и воспроизводству рыбных запасов".

При рассмотрении и анализе представленных проектных материалов в этой части проверяются следующие аспекты:

- наличие подробной рыбохозяйственной характеристики водоема или водотока в районах размещения водозаборных или водосбросных сооружений, производства работ или строительства сооружений в водном объекте, выданной органами рыбоохраны;

- оборудование водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами, их характеристика (тип, конструкция, эффективность работы и др.) и соответствие их требованиям СНиП 2.06.07-87;

- обоснование целесообразности строительства рыбопропускных сооружений, использования проектируемого водохранилища в рыбохозяйственных целях. Условия подготовки ложа водохранилища, связанные с его рыбохозяйственным использованием (подготовка рыбопромысловых участков, искусственных нерестилищ и т.д.); размеры попусков, предусмотренных в нижний бьеф водохранилища, которые должны приниматься с учетом нужд рыбного хозяйства;

- факторы воздействия проектируемого объекта на условия обитания и воспроизводства рыбных запасов. Границы акватории, попадающей в зону влияния каждого фактора. Характер и степень воздействия каждого фактора на рыбные запасы;

- обоснование принятых на основе вариантных проработок проектных решений по охране рыбных запасов. При этом необходимо учитывать всю совокупность показателей, характеризующих как эффект обеспечения охраны рыбных запасов, так и технико-экономический уровень мероприятий и сооружений основного производственного комплекса;

- мероприятия, направленные на предотвращение ущерба рыбным запасам и восстановление мест обитания рыб. В случае невозможности предотвращения ущерба рыбным запасам проверяется наличие в материалах рыбоводно-биологических обоснований по определению его размера, направлению компенсационных мероприятий и включение в сметную стоимость строительства объекта капитальных вложений на их осуществление.

2.8.7. Подраздел "Мероприятия по защите от шума" .

При рассмотрении и анализе представленных проектных материалов в этой части проверяются следующие аспекты:

- наличие источников шума, их шумовые характеристики, пути распространения шума от его источника до расчетных точек;

- расчеты по определению ожидаемых уровней шума в расчетных точках и допустимых уровней шума в них;

- архитектурно-планировочные и строительно-акустические средства по снижению внешнего шума промышленного предприятия, проникающего на селитебную территорию (размещение цехов, устройство акустических экранов, шумозащитных полос зеленых насаждений, применение шумозащитных окон и др.);

- размеры границ санитарно-защитных зон по фактору шума.

2.8.8. Подраздел "Защита от воздействия электромагнитных полей".

При рассмотрении и анализе материалов данного подраздела проверяется следующее:

- данные, характеризующие источники излучения электромагнитных полей (радиостанции, радиотелевизионные передающие, радиолокационные станции, промышленные генераторы, воздушные линии электропередач высокого напряжения и др.), их нормативные защитные зоны;

- мероприятия, обеспечивающие защиту человека от вредного воздействия источников излучения электромагнитной энергии (создание защитных зон, зон ограничения застройки и др., ограничение высоты зданий и сооружений, ступенчатая застройка, электромагнитная экранировка зданий).

2.8.9 . Подраздел "Охрана животного мира".

При рассмотрении и анализе представленных материалов в этой части проверяются следующие аспекты:

- данные о количестве, видах, в том числе ценных, исчезающих, эндемичных животных, обитающих в зоне влияния проектируемого объекта; места обитания особо ценных видов животных, их состояние, прогноз их изменения при реализации планируемой деятельности;

- наличие миграционных путей, заповедников, заказников, расположенных в данном районе, области; на каком расстоянии от размещаемого объекта они расположены;

- наличие факторов, действующих на животный мир (техногенное и др. виды воздействий);

- наличие и достаточность мероприятий, направленных на охрану животного мира, сохранение среды обитания, условий размножения, воспроизводства, путей миграции животных и предотвращение их гибели от антропогенного воздействия (строительство переходов, экраны и др.);

- размер ущерба животному миру вследствие изменения экологических условий территории при реализации проектных решений.

2.8.10. Подраздел "Охрана растительного мира".

При рассмотрении и анализе материалов данного подраздела проверяется следующее:

- наличие характеристики растительности в зоне воздействия объекта и оценки состояния растительных сообществ (кадастровая характеристика лесов, распределение в зоне воздействия объекта, санитарное состояние лесов, тип насаждений, состав пород, возраст, полнота, бонитет, площади изымаемых лесных насаждений, разрешенные рубки в зоне воздействия объекта, специально охраняемые леса - рекреационные, водоохранные и др. - размещение площадки, состояние; геоботаническая и хозяйственная характеристика естественных травянистых сообществ, их продуктивность, характеристика болот);

- наличие в зоне воздействия объекта редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов растений, памятников природы;

- наличие материалов по оценке влияния планируемой деятельности на состояние растительных сообществ;

- наличие материалов по оценке ущерба, причиняемого растительности вследствие общего загрязнения природной среды (воздуха, воды, почв) и перепланировки поверхности.

2.8.11. Подраздел "Отходы производства".

При рассмотрении и анализе проектных материалов данного подраздела проверяются следующие аспекты:

- источники поступления отходов;

- количество отходов (всего т/год, на единицу продукции т/год);

состав отходов (твердые, жидкие, пастообразные);

- наименование химических загрязнений и примесей в отходах, их содержание и класс опасности;

- сведения о местах и условиях (в том числе длительности) хранения отходов; сведения о путях и объемах (в процентах от общего количества) переработки и утилизации отходов для получения полезной продукции, в том числе на рассматриваемом предприятии;

- сведения по обезвреживанию и ликвидации неутилизируемых отходов, включая оценку возможного воздействия на окружающую среду в зависимости от способа обезвреживания и ликвидации (данные о возможности образования экологически опасных веществ при хранении отходов, об их вымывании с атмосферными осадками, паводками, фильтрациями через грунт, поступления в воздух);

- необходимость захоронения (складирования) отходов на специально предназначенных для этого объектах (полигонах для твердых и бытовых отходов, отвалах и накопителях промышленных отходов хвостохранилищах, шламохранилищах);

- обоснование технических решений по сокращению объемов расходов, а также внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.

2.8.12. Подраздел "Социальная среда и последствия намечаемой деятельности".

При рассмотрении и анализе проектных материалов проверяется следующее:

- санитарно-гигиеническая обстановка в районе строительства (реконструкции, расширения объекта);

- источники, оказывающие отрицательное влияние на здоровье работающих и окружающего населения;

- наличие материалов по оценке прогнозных изменений социально-экономических условий жизни населения, комфортности проживания при реализации намечаемой деятельности;

- наличие оценки экологических последствий эксплуатации объекта (при нормальном режиме и авариях) для жизни и здоровья населения (увеличение смертности населения, изменение продолжительности жизни, наличие специфических заболеваний, увеличение заболеваемости детей и взрослых и т.д.);

- наличие мероприятий по обеспечению экологической безопасности;

- наличие мероприятий по регулированию социальных отношений в процессе намечаемой хозяйственной деятельности, включая обязательства инвестора по улучшению социальных условий жизни населения.

2.8.13. Подраздел "Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)".

При рассмотрении проектных материалов по указанному подразделу проверяется следующее:

- данные об оценке воздействия намечаемого вида хозяйственной деятельности на окружающую среду, определяющей характер и степень всех потенциальных видов влияния на природный территориальный комплекс строительства и эксплуатации проектируемого объекта, а также ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий.

2.8.14. Критерием оценки качества раздела "Охрана окружающей среды" является минимизация ущерба окружающей природной среды, наносимого при реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

2.8.15. Общая экспертная оценка запроектированных природоохранных мероприятий формируется с учетом:

- потенциальной экологической опасности принятых проектных решений и возможных социальных и экономических последствий;

- соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей природной среды; законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды; требованиям и ограничениям, выданным до начала проектирования органами госнадзора и охраны природы, а также местными органами государственного управления.

На основе проведенного анализа и оценки проектных решений делается вывод о целесообразности осуществления строительства (расширения, реконструкции) с социально-экологических позиций и даются рекомендации экспертизы с учетом изложенных замечаний и предложений.

2.8.16. Перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Охрана окружающей среды", приведен в приложении.



Приложение к разделу 2.8.


ПЕРЕЧЕНЬ

основных нормативных документов,

которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела

"Охрана окружающей среды" 1)


1. СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. - М: Минстрой РФ, 1995.

2. СП 11-101-95. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. - М.: Минстрой РФ, 1995.

3. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. - М.: Госстрой РФ, 1993.

4. Руководство по составлению раздела "Охрана природы и улучшение окружающей среды градостроительными средствами" в проектах планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. - М.: Стройиздат, 1982.

5. Руководство по составлению раздела "Охрана окружающей среды" схем генеральных планов промышленных узлов и схем упорядочения застройки промышленных районов. - М.: Стройиздат, 1981.

6. Методические рекомендации по согласованию и экспертизе мероприятий по охране атмосферного воздуха, разрабатываемых в предпроектной и проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) предприятий. - М.: Госкомгидромет СССР, 1984.

7. Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами. - М.: Госкомприроды СССР, 1990. (Срок действия продлен письмом Минприроды России от 15.04.93 № 07-37/65-1177).

8. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха. - М.: Минэкологии России, 1992.

9. Предельно допустимые концентрации (ПДК), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Дополнения с СанПиН 4630-88 № 1-5. - М.: Минздрав СССР, 1990, 1991; М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1993, 1995.

10. Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочных безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. (Утвержден Главрыбводом Роскомрыболовства по согласованию с Минприроды России, 1995).

11. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Список ПДК № 308684 и дополнения № 1 - 5 к нему. - М.: Минздрав СССР, 1984, 1985, 1987, 1989, 1991.

12. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Список ОБУВ № 4414-87 и дополнения к нему № 1 - 5. - М.: Минздрав СССР, Госкомсанэпиднадзор России, 1988, 1990, 1991, 1992.

Примечание. Списки ПДК и ОБУВ регулярно дополняются и уточняются Госкомсанэпиднадзором России.


13. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. - М.: Стройиздат, 1982.

14. ИВН 33-5.1.02-83. Инструкция о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование. - М.: Минводхоз СССР, Госстрой СССР, 1983.

15. ОНД 1-84. Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям. М.: Госкомгидромет СССР, 1984.

16. Руководство по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий. - М.: Стройиздат, 1984.

17. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. (Утв. Минприроды России 01.02.93, № 01-15/65-265, зарегистрировано Минюстом России 24.03.93, № 190).

18. Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды. - М.: Минприроды России, Минэкономики России, Минфин России, 1993.

19. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы. - М.: Минприроды России, Минэкономики России, Минфин России, 1992.

20. Уточнения к базовым нормативам платы за сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. - М.: Минприроды России, Минэкономики России, Минфин России, 1993.

21. Обобщенные перечни предельно-допустимых концентраций вредных веществ в почве. - М.: Госкомприроды СССР, 1990.

22. Временный перечень видов природоохранной деятельности. (Утв. приказом Госкомприроды РСФСР 22.04.91, № 35).

23. Перечень государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994 - 2005 гг. - Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94, № 572-р (Собр. РФ № 2, ст. 127).

24. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утв. Минприроды России (приказ от 18.07.94., № 222), зарегистрировано Минюстом России 22.09.94, № 695.

25. Положение о порядке передачи рекультивируемых земель землепользователям предприятиями, организациями и учреждениями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова. - М.: Колос. 1978.

26. Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства. Утверждено постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.01.93 г., № 77 с изменениями (собр. АПиП, 1993, № 6, стр. 483; собр. РФ, 1995, № 3, ст. 190).

27. ГОСТ 17.0.0.04-90. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения.

_______

1) Полный перечень законодательных актов и нормативно-методических документов, регламентирующих соблюдение требований природоохранительного законодательства при проектировании (по состоянию на 01.01.1996 г.) можно приобрести в Главгосэкспертизе России.


2.9. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 1)

2.9.1. Государственная экспертиза проектов строительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций2) и при воздействии современных средств поражения осуществляется на основании действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации и проводится по всем проектам строительства объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта.

При проведении государственной экспертизы проектных решений в области защиты населения и территорий следует руководствоваться следующими положениями:

- разработка проекта строительства должна осуществляться на основании задания на проектирование, согласованного с соответствующим территориальным органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- раздел проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" оформляется в систематизированном виде, в отдельном томе (книге), с необходимыми обоснованиями, описаниями и чертежами;

- термины и определения, применяемые при разработке раздела проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" должны соответствовать Государственному стандарту Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях, термины и определения основных понятий" (ГОСТ Р 22.0.02-94);

- глубина проработки проектных решений должна соответствовать стадийности (этапу) инвестиционного проекта.

2.9.2. На экспертизу должна представляться полностью укомплектованная проектная документация в следующем составе:

- задание на проектирование, согласованное с территориальным органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

________

1) Рекомендации по проведению государственной экспертизы указанного раздела более полно изложены в приложении к приказу МЧС России (согласованы с Главгосэкспертизой России) от 10.06.96 г., № 383.

2) Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

- общая пояснительная записка строительства;

- раздел проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций".

При необходимости представляются и рассматриваются другие разделы проекта, связанные с вопросами обеспечения безопасности, защиты населения и работающего персонала, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Для проектов потенциально опасных объектов1) производственного назначения дополнительно представляется "Декларация безопасности", разрабатываемая в соответствии с приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59.

Экспертная оценка проектных решений проводится по следующим направлениям:

- оценка инженерно-технических мероприятий гражданской обороны по защите населения и работающего персонала от воздействия современных средств поражения вероятного противника, разработанных в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны", СНиП II -11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны" и исходными данными территориального органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию условий безопасности для населения и работающего персонала при авариях и катастрофах на проектируемых объектах и прилегающей территории.

2.9.3. Содержание и объем проектных материалов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города и категории объекта по гражданской обороне, исходя из расчетных воздействий современных средств поражения вероятного противника, а также соответствующих им инженерных решений по защите и жизнеобеспечению населения и работающего персонала в условиях военного времени.

В ходе экспертизы проверяются:

- правильность отнесения проектируемого объекта и населенного пункта, в котором он располагается, к соответствующей категории по гражданской обороне и исходя из этого состав инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

_________

1) Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р.0.02-94).


- правильность определения и нанесения на ситуационном плане и генплане объекта зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника;

- обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени;

- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта;

- условия обеспечения проезда аварийно-спасательных и пожарных команд;

- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;

- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;

- противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения;

- устройство пунктов санитарной обработки. При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются также:

- правильность выбора места размещения, типов и классов защитных сооружений, в том числе запасных пунктов управления (ЗПУ) в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, СНиП II -11-77*, Рекомендациями по проектированию запасных пунктов управления;

- обоснованность принятых решений по ограждающим и защитным конструкциям, вводом инженерных коммуникаций, гидроизоляции сооружений (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечению общей герметизации сооружений;

- соответствие вместимости защитных сооружений численности наибольшей работающей смены и укрываемого населения, для ЗПУ - численности оперативного состава;

- соответствие состава помещений и объемно-планировочных решений защитных сооружений действующим нормам гражданской обороны;

- состав, характеристики и режим работы оборудования систем жизнеобеспечения, обоснованность решений по обеспечению воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции, решения по обеспечению гарантированного электроснабжения ответственных потребителей; для ЗПУ - соответствие действующим нормам и схемам организации связи, состава аппаратуры и условиям ее размещения на узлах связи;

- взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения и сооружения (здания), в которое оно встраивается;

- соответствие принятых радиусов сбора укрываемых нормативным требованиям, проектные решения по обеспечению условий и времени заполнения защитных сооружений;

- места расположения и конструкции входных устройств и аварийных выходов;

- возможность и порядок эффективного использования защитных сооружений для производственно-хозяйственной деятельности, порядок и условия их перевода к готовности приема укрываемых при чрезвычайных ситуациях, расчет необходимых для этого сил, средств и времени.

При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных.

В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства", а для объектов железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта - в соответствии с ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.

При экспертизе проектных решений объектов коммунально - бытового назначения проверяются мероприятия по их приспособлению в военное время или при чрезвычайных ситуациях в соответствии со СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".

2.9.4. Содержание и объем проектных материалов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представленных на экспертизу, должны формироваться в зависимости от степени опасности производственного объекта для населения и территорий, а также для предприятий, зданий и сооружений, расположенных вокруг этого объекта, с учетом возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. При этом проверяется как возможность воздействия природных и техногенных факторов на объект, так и возможные воздействия на население и окружающую среду аварий или катастроф, произошедших на объекте.

При оценке природных воздействий на проектируемый объект проверяются:

- правильность оценки вероятности возникновения в районе размещения объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;

- правильность оценки характеристик интенсивности проявления неблагоприятных природных воздействий на объект;

- достаточность проектных решений и рекомендаций по предотвращению чрезвычайных ситуаций или снижению негативных последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.

При оценке техногенных воздействий на проектируемый объект проверяются:

- правильность оценки вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на других функционирующих в регионе потенциально опасных объектах;

- правильность определения зон возможных разрушений и действия вторичных поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на других объектах;

- достаточность принимаемых мер по снижению последствий техногенного воздействия на объект.

При экспертной оценке опасности объекта проверяются:

- полнота перечня возможных чрезвычайных ситуаций и причин их возникновения;

- оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;

- общий эффект негативного воздействия поражающих факторов, характерных для данного объекта;

- специфика вызываемых поражений (прямое или косвенное, химическое, радиационное, механическое и т.д.);

- характеристика ущерба населению, окружающей среде и объектам производственной и социальной инфраструктуры в результате возможных аварий;

- сравнительная оценка снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при предусмотренных проектом инженерных мерах по их предупреждению;

- оценка развития аварий при вводе в действие предусмотренных проектом инженерных мер по локализации аварийных ситуаций по сравнению с развитием и масштабами аварии при их отсутствии.

Оценка безопасности объекта для населения и территорий проверяется для следующих основных ситуаций:

- эксплуатация объекта по утвержденной установленным порядком технологической документации;

- возможная проектная авария при штатной эксплуатации объекта;

- авария или повреждение (разрушение) объекта в результате террористического акта, военных действий или природных катастроф.

При оценке проектных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций проверяются также:

- правильность определения и нанесения на ситуационном плане и генплане объекта зон поражения при авариях и катастрофах на АЭС, химических, взрывоопасных и других опасных производствах, зон затопления паводковыми водами и волной прорыва при авариях на гидротехнических сооружениях;

- наличие системы контроля за безопасностью технологического процесса промышленного производства;

- наличие и технические характеристики защитных сооружений и защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (для радиационно - опасных объектов);

- объем и содержание мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

- решения по созданию локальной системы оповещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 178;

- наличие и качество сооружений и системы охраны и контрольно - пропускного режима на потенциально опасных объектах и производствах;

- противопожарные мероприятия;

- обеспечение проезда аварийно-спасательных и пожарных команд, наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;

- устройство пунктов санитарной обработки при авариях на АЭС, радиационно - опасных и химически опасных производствах;

- проектные мероприятия по безаварийной остановке или снятию с эксплуатации (консервации) объекта и реабилитации окружающих территорий.

В проекте строительства объекта должна быть проведена оценка стоимости предусмотренных мероприятий по защите населения и территорий, а также дана сравнительная оценка ущерба, который может быть нанесен при возникновении чрезвычайных ситуаций без проведения на объекте защитных мероприятий.

2.9.5. Критериями оценки качества проектных решений раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций" являются сохранение жизни и здоровья населения и работающего персонала, снижение размеров материальных потерь и ущерба окружающей среде, обеспечение функционирования объекта в условиях воздействия аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения.

Закрыть

Строительный каталог