МДС 11-4.99, часть 8

Показатели первой группы определяют для года, наиболее характерного для периода эксплуатации предприятия после завершения его строительства и (желательно) после погашения задолженности по кредитам.

В "Методических рекомендациях" указаны только интегральные показатели, которые наиболее полно характеризуют эффект, достигаемый в результате осуществления проекта.

Показатели эффективности инвестиций определяются на основе данных таблицы движения потоков наличности. Для обеспечения сопоставимости показателей таблицы, используемые для их определения, должны составляться в постоянных расчетных ценах без учета общей инфляции (п. 3.9.1. и п. 11.5.3. "Методических рекомендаций").

При оценке дисконтированных показателей следует оценивать обоснованность принятой в расчетах нормы дисконта с учетом соображений, приведенных в пп. 5.2.2., 5.2.3. и 5.2.4. "Методических рекомендаций". Обычно эта норма принимается исходя из существующей реальной процентной ставки по кредитам (при постоянных ценах без учета влияния инфляции). При этом следует учитывать риск, связанный с конкретным рассматриваемым проектом. При повышении степени риска норма дисконта увеличивается.

ВНД является одним из основных показателей, по величине которого инвестор может принять решение о целесообразности участия в осуществлении проекта. Этот показатель должен быть не меньше максимального процента (при постоянных ценах), под который могут быть предоставлены кредиты, с учетом степени риска.

Срок окупаемости (продолжительность периода, в течение которого затраты, связанные с осуществлением проекта, возмещаются полученными суммарными результатами). Его определяют без дисконтирования затрат и результатов (по продолжительности периода достижения положительной величины накопленного чистого недисконтированного дохода) и с дисконтированием. Срок окупаемости может определяться с начала осуществления проекта и с момента ввода предприятия в эксплуатацию.

При анализе показателей эффективности инвестиционных проектов следует проверять наличие в проекте вариантов, использовать фактические и проектные данные по аналогичным предприятиям, а также отечественной и зарубежной практики осуществления проектов; оценивать факторы, повлиявшие на уровень показателей.

Проектно-балансовый расчет, выполняемый в форме укрупненного бухгалтерского баланса, предназначен для оценки финансового состояния предприятия в течение всего расчетного периода. При расширении и реконструкции действующих предприятий оценивается также их исходное финансовое состояние, определяющее реальные возможности выделения собственных средств на осуществление проекта и надежность предприятия в качестве заемщика.

При составлении проектно-балансового расчета используются те же данные, что и в других сводных расчетно-аналитических таблиц.

На основе этого расчета определяются показатели финансового состояния - ликвидности, оборачиваемости, рентабельности. Для оценки полученных значений некоторых из этих показателей могут быть использованы критерии, установленные в "Положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса", утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности от 12.08.94 г. № 31р.

2.11.6. Анализ влияния неопределенности и риска на эффективность инвестиций (анализ чувствительности, устойчивости).

Этот анализ проводится с целью оценки влияния возможных изменений условий осуществления проекта на показатели эффективности инвестиций.

Основными факторами, изменение которых рассматривается при выполнении анализа, следующие:

- объемы реализации продукции;

- цены на продукцию;

- производственные издержки, в т.ч. влияющие на них цены на материальные и энергетические ресурсы;

- уровень зарплаты;

- инвестиционные затраты;

- сроки строительства;

- условия финансирования инвестиций.

При анализе проводят расчеты показателей эффективности при изменениях одного из указанных факторов или их сочетании. Следует учитывать, что изменения некоторых из этих факторов взаимосвязаны, например, изменения объемов реализации продукции и цен на нее под влиянием рыночной конъюнктуры, цен на продукцию и на те материальные ресурсы, рынок сбыта которых определяется спросом на получаемую из них продукцию.

Большое значение имеет принимаемый диапазон изменения рассматриваемых факторов. Этот диапазон должен быть достаточно широким и определяться исходя из практических данных об изменениях в данной сфере экономики, а также с учетом степени достоверности принятых проектных данных.

Показатели эффективности инвестиций могут быть признаны устойчивыми, если они сохраняют достаточно высокое положительное значение при изменениях факторов в принятом диапазоне.

В "Методических рекомендациях" указано и на другие методы учета неопределенности и риска. В связи с большой сложностью, необходимостью проведения специальных исследований они могут применяться при оценке проектов, требующих больших инвестиций и имеющих особое значение для страны.

2.11.7. Выводы и предложения.

Формулируется общий вывод о целесообразности или нецелесообразности осуществления проекта исходя из оценки уровня показателей эффективности инвестиций, их надежности и устойчивости. При этом должны учитываться также результаты рассмотрения других разделов проекта, в том числе оценка его экологического и социального эффекта.

Даются предложения по внесению изменений в исходные данные и расчеты экономических показателей с целью более полного и правильного определения интегрального эффекта и учета предложений экспертизы по другим разделам проекта.

2.11.8. Перечень основных нормативных (директивных) документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Эффективность инвестиций", приведен в приложении.



Приложение к разделу 2.11.


ПЕРЕЧЕНЬ

основных нормативных (директивных) документов,

которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела

"Эффективность инвестиций"


1. № 7-12/47 от 31 марта 1994 г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

2. ЕЯ-77 от 20 марта 1996 г. Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов.

3. СП 81-01-94. Свод правил по определению стоимости строительства составе предпроектной и проектно-сметной документации.

4. СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

5. Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552).

6. О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов. Постановление Правительства РФ от 01.07.95г. № 661.

7. О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ от 20.11.95 г. .№ 1133.

8. Положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12.08.94 г. № 31р).

9. О проверке правильности исчисления организациями налогооблагаемой базы (письмо Госналогслужбы России от 05.01.96 г. № ПВ-4-13/311).

10. Учетная политика предприятия (Приказ Минфина России от 28.07.94 г. № 100).

11. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера (Постановление Госкомстата России от 10.07.95 г.).

12. Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 19.10.95 г. 115).

13. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 26.12.94 г. 170).

14. О дополнительном стимулировании частных инвестиций в РФ. Постановление Правительства РФ от 01.05.96 г. № 534.

15. О порядке исчисления и уплаты акцизов. Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 17.07.95 г. № 36.

16. Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов. Постановление Правительства РФ от 19.08.94 г. № 967.

17. Методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности от 12.08.94 г. № 31 р.


3. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ


3.1. Критерием оценки качества проектов строительства является эффективность инвестиций в создание (развитие) предприятий, зданий и сооружений, а также рациональность технологических, объемно-планировочных, конструктивных и прочих решений и соответствие их современным техническим, природоохранным, социальным, эстетическим, градостроительным и другим требованиям.

При этом производится оценка качества каждого раздела проекта и на ее основе формируется общая экспертная оценка, указываемая в выводах и предложениях по проекту в целом.

3.2. Оценка качества формируется с учетом:

- анализа технико-экономических показателей, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики видов строительства, их сопоставления с показателями, определенными в составе обоснования инвестиций в строительство данного объекта, а также установленными заданием на проектирование;

- соответствия проектных решений заданию на проектирование;

- комплектности представленной документации и глубины проектных проработок, включая качество оформления документации;

- отмеченных нарушений и отступлений от требований действующих директивных и нормативных документов и пр.

3.3. При формировании выводов и предложений должно быть учтено влияние проведенной экспертизы на технико-экономический уровень проектируемого объекта с оценкой изменений эффективности инвестиций, технико-экономических показателей, расхода сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов в производстве и строительстве, уровня воздействия на окружающую среду, сметной стоимости строительства и т. д.

3.4. На основе проведенного анализа и оценок проектных решений может быть сделан один из следующих выводов:

- проект рекомендуется к утверждению (при отсутствии замечаний, ведущих к существенным изменениям проектных решений и основных технико-экономических показателей);

- проект возвращается на доработку (при серьезных замечаниях, вызывающих изменения проектных решений и основных технико-экономических показателей или необходимость проработки дополнительных вариантов проектных решений).

Может быть также сделан вывод о нецелесообразности осуществления проекта исходя из оценки уровня показателей эффективности инвестиций, их надежности, устойчивости и других условий реализации проектных решений.

При наличии незначительных замечаний в ходе экспертизы допускается корректировка проектной организацией документации, что должно быть оговорено в экспертном заключении.



СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ПРОЕКТОВ) СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1. Общие положения

2.2. Генеральный план и транспорт

2.3. Технологические решения

2.4. Управление производством, предприятием и организация условий труда рабочих и служащих

2.5. Архитектурно-строительные решения

2.6. Инженерное оборудование, сети и системы

2.7. Организация строительства

2.8. Охрана окружающей среды

2.9. Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

2.10. Сметная документация

2.11. Эффективность инвестиций

3. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

Закрыть

Строительный каталог