ПБ 10-257-98, часть 3

При любом методе контроля суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается нормативными документами и должна составлять не менее:

50% от длины стыка — на каждом стыке растянутого пояса коробчатой или решетчатой металлоконструкции;

25% от длины стыка или сжатого участка стенки — на каждом стыке сжатого пояса или на сжатых участках стенок;

75% от длины стыка — на каждом стыке металлоконструкций стрел;

25% от длины стыка — для всех остальных стыковых соединений, не указанных в предыдущих пунктах;

25% от длины шва — для других сварных соединений, контролируемых ультразвуковым методом и указанных в рабочей документации.

Перед проведением рентгенографического или гамма-контроля соответствующие участки сварного соединения должны быть промаркированы с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на снимках.

3.5.5. Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и неразрушающего контроля должна производиться в соответствии с техническими условиями на изготовление, доизготовление, реконструкцию и ремонт кранов-манипуляторов, которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, которые снижают их прочность и эксплуатационную надежность.

3.5.6. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:

а) трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе микротрещины, выявляемые при микроскопическом исследовании;

б) непровары (несплавления), расположенные на поверхности по сечению сварного соединения;

в) непровары в вершине (корне) угловых и тавровых соединений, выполненных без разделки кромок;

г) поры, расположенные в виде сплошной сетки;

д) подрезы и наплывы (натеки);

е) незаваренные кратеры;

ж) свищи;

з) незаваренные прожоги в металле шва;

и) прожоги и подплавления основного металла (при стыковой контактной сварке труб);

к) смещения кромок выше нормы, предусмотренной чертежами.

3.5.7. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных настоящими Правилами и нормативными документами на изготовление, доизготовление, реконструкцию и ремонт кранов-манипуляторов.

3.5.8. При выявлении во время неразрушающего контроля недопустимых дефектов в сварных соединениях контролю должно быть подвергнуто все соединение. Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, должны быть удалены механическим способом и переварены.

3.5.9. На специализированных предприятиях по изготовлению, ремонту и реконструкции кранов-манипуляторов механические испытания сварных соединений должны проводиться периодически в соответствии с техническими условиями, а при выполнении указанных работ неспециализированным предприятием механические испытания должны проводиться на контрольных образцах, свариваемых каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкций крана-манипулятора, в количестве не менее двух для каждого вида испытаний (на растяжение, на изгиб).

3.5.10. Проверка механических свойств сварного соединения на контрольных образцах проводится вне зависимости от вида сварного соединения изделия путем испытаний на растяжение и на изгиб образцов, сваренных встык. Результаты механических испытаний считаются удовлетворительными, если временное сопротивление не ниже нижнего предельного показателя временного сопротивления металла, установленного для данной марки стали государственными стандартами или техническими условиями, а угол изгиба для углеродистых сталей составляет не менее 120°, для низколегированных сталей при толщине элемента до 20 мм — не менее 80°, при толщине элемента более 20 мм — не менее 60°.


4. КРАНЫ-МАНИПУЛЯТОРЫ, КРАНОМАНИПУЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ,

ИХ УЗЛЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ,

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ЗА РУБЕЖОМ


4.1. Краны-манипуляторы, краноманипуляторные установки (КМУ), их узлы, механизмы и приборы безопасности, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил и нормативных документов, принятых в России (РД 03-247—98 и др.).

4.2. Соответствие материалов иностранных марок (приобретаемых для изготовления расчетных металлоконструкций кранов-манипуляторов) требованиям настоящих Правил и других нормативных документов или допустимость их применения в каждом конкретном случае должны быть подтверждены головной научно-исследовательской организацией, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России. Копии указанных документов должны быть приложены к паспорту крана-манипулятора или КМУ.

4.3. Организациям-заказчикам или поставщикам до заключения договора (контракта) на поставку кранов-манипуляторов или КМУ из-за рубежа рекомендуется обращаться в организацию, занимающуюся сертификацией грузоподъемных машин.

4.4. Эксплуатационная документация (паспорт, руководство по эксплуатации), поставляемая с кранами-манипуляторами, КМУ, их узлами, механизмами и приборами безопасности, должна быть на русском языке и соответствовать требованиям настоящих Правил. Возможные отступления от Правил организации-заказчику или поставщику рекомендуется согласовать с Госгортехнадзором России до заключения договора (контракта) на применение и эксплуатацию в России кранов-манипуляторов или КМУ, их узлов, механизмов и приборов безопасности.

4.5. Паспорт крана-манипулятора или КМУ должен быть составлен на русском языке по форме согласно приложениям 3—6.

4.6. Разрешение на применение кранов-манипуляторов, приобретенных за рубежом, выдается Госгортехнадзором России согласно РД 03-247—98.


5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ

5.1. Регистрация


5.1.1. Регистрации в органах Госгортехнадзора (управлениях, управлениях округов, инспекциях, отделах) до пуска в работу подлежат краны-манипуляторы, на которые распространяются настоящие Правила, за исключением указанных в ст.5.1.2.

5.1.2. Не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора:

а) краны-манипуляторы, устанавливаемые на фундаменте;

б) краны-манипуляторы автомобильные, пневмоколесные, короткобазовые, гусеничные, на специальном шасси, на шасси колесного и гусеничного тракторов, рельсовые, железнодорожные, переставные, прицепные, самоустанавливающиеся грузоподъемностью до 1 т включительно или с грузовым моментом до 4 т× м включительно;

в) краны-манипуляторы, предназначенные для учебных целей.

5.1.3. Регистрацию крана-манипулятора в органах Госгортехнадзора проводят по письменному заявлению владельца и паспорту крана-манипулятора. В заявлении должно быть указано наличие в организации инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний настоящих Правил, обученного персонала для обслуживания кранов-манипуляторов, а также подтверждено, что техническое состояние крана-манипулятора допускает безопасную его эксплуатацию. Если владелец не имеет необходимых специалистов, то при регистрации представляется договор со специализированной организацией на проведение надзора и обслуживания.

При регистрации крана-манипулятора, отработавшего нормативный срок службы, представляется заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации.

При регистрации крана-манипулятора, изготовленного за рубежом и не имеющего сертификата, в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" представляется заключение органа (центра) по сертификации о его соответствии требованиям промышленной безопасности.

5.1.4. Регистрация в органах Госгортехнадзора крана-манипулятора, не имеющего паспорта, основные характеристики которого не могут быть подтверждены документами предприятия-изготовителя, может быть проведена на основании дубликата паспорта, составленного специализированной организацией. Дубликат паспорта должен содержать следующие сведения;

а) заключение, составленное на основании расчета соответствия грузоподъемности крана-манипулятора полезной грузоподъемности (подтверждение полезной грузоподъемности может быть дано также путем сравнения основных расчетных элементов крана-манипулятора с такими же элементами другого крана-манипулятора той же модели);

б) свидетельство лаборатории о химическом анализе и механических свойствах материала металлоконструкций крана-манипулятора с определением аналога отечественной стали. Стружка для химического анализа материала металлоконструкций должна быть взята в выборочном порядке из поясов стрелы и платформы;

в) расчет крюка, если он не соответствует государственному стандарту или не снабжен клеймом предприятия-изготовителя;

г) акт проверки металлоконструкций и качества сварки. Проверка состояния сварных соединений металлоконструкций проводится в соответствии с нормативными документами;

д) протокол проверки технических характеристик и работоспособности крана-манипулятора.

5.1.5. Кран-манипулятор подлежит перерегистрации после:

а) ремонта, если был составлен новый паспорт;

б) передачи новому владельцу;

в) реконструкции или доизготовления.

5.1.6. При регистрации крана-манипулятора, подвергнутого реконструкции, должен быть представлен новый паспорт, составленный организацией, производившей реконструкцию, или старый паспорт, к которому должны быть приложены следующие документы:

а) справка о характере реконструкции, подписанная специализированной организацией, составившей проект реконструкции;

б) новая техническая характеристика крана-манипулятора и чертежи общего вида с основными габаритными размерами (при их изменении);

в) принципиальные гидравлическая и электрическая схемы (при их изменении);

г) кинематические схемы механизмов и схемы запасовки канатов (при их изменении);

д) копии сертификатов на примененные при реконструкции крана-манипулятора материалы;

е) сведения о результатах контроля качества сварных соединений металлоконструкций.

5.1.7. Ответ на заявление о регистрации должен быть дан владельцу не позднее чем через 5 дней со дня получения документов органами Госгортехнадзора. При отказе в регистрации крана-манипулятора должны быть письменно указаны причины отказа со ссылкой на соответствующий пункт настоящих Правил или нормативный документ.

5.1.8. При направлении крана-манипулятора для работы в другие регионы на срок более 3 мес. владелец обязан сообщить об этом в орган Госгортехнадзора, в котором зарегистрирован кран-манипулятор, указав его регистрационный номер, пункт назначения и на какой срок он направляется. По прибытии крана-манипулятора на место производства работ руководитель работ обязан поставить его на учет в органе Госгортехнадзора, на территории которого будут производиться работы, и получить разрешение на работу крана-манипулятора. При этом должны быть предъявлены документы, регламентирующие порядок проведения профилактических осмотров и технического обслуживания, проект производства работ, приказы о назначении лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, и обслуживающего персонала.

5.1.9. Кран-манипулятор подлежит снятию с регистрации в органах Госгортехнадзора в следующих случаях:

а) при его списании;

б) при передаче на баланс другому владельцу. Снятие крана-манипулятора с регистрации производится органами Госгортехнадзора по письменному заявлению владельца с записью в паспорте о причинах снятия с регистрации.


5.2. Разрешение на пуск в работу


5.2.1. Разрешение на пуск в работу крана-манипулятора, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:

а) перед пуском в работу вновь зарегистрированного или поставленного на учет крана-манипулятора;

б) после ремонта металлоконструкций с заменой расчетных элементов и узлов;

в) после реконструкции или доизготовления.

5.2.2. Разрешение на пуск в работу выдает инспектор Госгортехнадзора на основании результатов испытаний крана-манипулятора на предприятии-изготовителе или технического освидетельствования, проведенного владельцем. При этом для выдачи разрешения на пуск в работу инспектор Госгортехнадзора проводит контрольную проверку состояния крана-манипулятора, а также проверку организации обслуживания и надзора за ним на предприятии. О предстоящем пуске крана-манипулятора в работу владелец обязан уведомить орган Госгортехнадзора не менее чем за 5 дней до начала выполнения работ.


5.3. Техническое освидетельствование


5.3.1. Краны-манипуляторы, на которые распространяются настоящие Правила, до пуска их в работу должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию. Краны-манипуляторы, подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации. Техническое освидетельствование должно проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана-манипулятора, составленным с учетом нормативных документов. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующих указаний освидетельствование кранов-манипуляторов проводится в соответствии с требованиями настоящих Правил.

5.3.2. Краны-манипуляторы, находящиеся в работе, должны подвергаться техническому освидетельствованию:

а) частичному — не реже одного раза в 12 мес.;

б) полному — не реже одного раза в 3 года.

5.3.3. Внеочередное полное техническое освидетельствование крана-манипулятора следует проводить после:

а) реконструкции или доизготовления;

б) ремонта металлоконструкций с применением сварки или замены расчетных элементов;

в) замены стрелы;

г) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;

д) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания).

5.3.4. После замены изношенных стреловых и грузовых канатов, а также во всех случаях их перепасовки необходимо проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната, а также произвести обтяжку канатов грузом, соответствующим наибольшей грузоподъемности крана-манипулятора, о чем инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен сделать запись в паспорте крана-манипулятора.

5.3.5. Техническое освидетельствование крана-манипулятора проводится владельцем, за исключением случаев, указанных в ст. 5.3.6 настоящих Правил. Техническое освидетельствование должно быть возложено на инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов и осуществляться при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии. Допускается проведение технического освидетельствования поручать специализированной организации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России.

Техническое освидетельствование кранов-манипуляторов, статические и динамические испытания которых требуют перерегулировки клапанов или их замены (на период испытаний), рекомендуется проводить в сервисных центрах.

5.3.6. Полное первичное техническое освидетельствование вновь изготовленного крана-манипулятора, а также крана-манипулятора, прошедшего ремонт или реконструкцию на специализированном ремонтном предприятии и перевозимого на место эксплуатации в собранном виде, проводит служба технического контроля предприятия-изготовителя или специализированного ремонтного предприятия перед отправкой владельцу. Дата освидетельствования и его результаты должны быть записаны в паспорт крана-манипулятора. До пуска крана-манипулятора в работу владелец должен провести его частичное техническое освидетельствование (осмотр и проверку исправности оборудования и приборов безопасности), результаты которого занести в паспорт.

5.3.7. Техническое освидетельствование крана-манипулятора осуществляется с целью установления:

а) соответствия настоящим Правилам, паспортным данным и технической документации;

б) исправного состояния, обеспечивающего его безопасную работу;

в) исправного состояния приборов безопасности;

г) соответствия организации надзора и обслуживания требованиям настоящих Правил.

5.3.8. Полное техническое освидетельствование крана-манипулятора должно включать:

а) осмотр и проверку работы (в том числе приборов и устройств безопасности);

б) статические испытания;

в) динамические испытания.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания кранов-манипуляторов не проводятся.

5.3.9. При полном и частичном техническом освидетельствовании крана-манипулятора должны быть осмотрены и проверены в работе все механизмы, гидрооборудование, приборы безопасности, тормоза, аппараты управления. Обязательно должно быть проверено:

а) состояние металлоконструкций и их сварных соединений (отсутствие трещин, деформаций, изменения стенок вследствие коррозии и других дефектов), а также кабины, лестниц и площадок;

б) крепление осей и пальцев;

в) состояние крюка, колес, блоков, барабанов, элементов тормозов (нормы браковки элементов кранов-манипуляторов приведены в приложении 7);

г) фактическое состояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема;

д) состояние канатов и их крепление (нормы браковки стальных канатов приведены в приложении 8).

Работы, указанные в подпунктах а—д, могут быть проведены до технического освидетельствования. Результаты осмотра и проверок оформляются актом. Предельные нормы браковки элементов крана-манипулятора должны быть указаны в руководстве по эксплуатации.

5.3.10. Статические испытания проводятся при установке крана-манипулятора на горизонтальной площадке в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности. После установки на кран-манипулятор сменного стрелового оборудования испытания проводятся в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности, при установленном оборудовании. Краном-манипулятором поднимают груз, масса которого на 25% превышает его грузоподъемность, на высоту 200 мм от площадки и выдерживают его в таком положении в течение 10 мин. Кран-манипулятор считается выдержавшим испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на площадку, а также не обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений.

5.3.11. Динамические испытания крана-манипулятора проводятся с грузом, масса которого на 10 % превышает его грузоподъемность, с целью проверки действия механизмов и их тормозов. При динамических испытаниях производятся многократные подъем и опускание груза (не менее трех раз), а также проверка действия всех других механизмов крана-манипулятора при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации.

5.3.12. Для испытания крана-манипулятора владелец должен обеспечить наличие комплекта испытательных грузов с указанием их фактической массы.

5.3.13. Результаты технического освидетельствования крана-манипулятора должны быть записаны в его паспорт с указанием следующего срока освидетельствования. Разрешение на дальнейшую работу крана-манипулятора выдает инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов. Проведение технического освидетельствования может осуществляться специализированной организацией.

5.3.14. Периодический осмотр, техническое обслуживание и ремонт кранов-манипуляторов должны производиться в соответствии с руководством по эксплуатации и в сроки, установленные системой планово-предупредительного ремонта. График должен быть составлен с учетом фактической наработки и технического состояния крана-манипулятора. Владелец крана-манипулятора обязан обеспечить проведение указанных работ в соответствии с графиком и своевременное устранение выявленных неисправностей.

5.3.15. Результаты осмотров и технических обслуживаний, сведения о ремонтах кранов-манипуляторов должны записываться в ремонтный журнал. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного технического освидетельствования, заносятся в паспорт крана-манипулятора.

5.3.16. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:

а) грейферов, траверс, клещей и захватов — каждый месяц;

б) стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели, а также методы устранения обнаруженных повреждений. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений должны записываться в специальный журнал. Выявленные поврежденные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.


5.4. Надзор и обслуживание


5.4.1. Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели — владельцы кранов-манипуляторов, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны-манипуляторы, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. Для этого необходимо:

а) назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов, инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

б) создать ремонтную службу и установить порядок выполнения профилактических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии;

в) установить требуемый настоящими Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего краны-манипуляторы, а также проверки знания настоящих Правил ответственными работниками, указанными в подпункте а;

г) разработать проекты производства работ, технологические карты и инструкции для указанных ответственных лиц и обслуживающего персонала;

д) обеспечить снабжение инженерно-технических работников настоящими Правилами, должностными инструкциями и нормативными документами по безопасной эксплуатации кранов-манипуляторов, а обслуживающий персонал — производственными инструкциями;

е) обеспечить выполнение инженерно-техническими работниками настоящих Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом — производственных инструкций.

5.4.2. Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов владелец должен назначить инженерно-технических работников после проверки знания ими настоящих Правил экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения по форме согласно приложению 9. Периодическая проверка знаний инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов должна проводиться один раз в 3 года.

5.4.3. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов обязан:

а) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов и съемных грузозахватных приспособлений и принимать меры по устранению нарушений правил безопасности;

б) контролировать выполнение предписаний, выданных органами Госгортехнадзора, а также графиков периодических осмотров и ремонтов кранов-манипуляторов и съемных грузозахватных приспособлений;

в) проверять соблюдение установленного настоящими Правилами порядка допуска рабочих к управлению кранами-манипуляторами и их обслуживанию, а также участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего персонала, инженерно-технических работников, ответственных за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

г) проверять выполнение правил безопасности, проектов производства работ и технологических регламентов при производстве работ кранами-манипуляторами, обращая особое внимание на правильность строповки грузов, установки кранов-манипуляторов, применение работающими безопасных приемов работы, соблюдение порядка оформления нарядов-допусков при выполнении работы вблизи линии электропередачи и мер личной безопасности;

д) контролировать соблюдение установленного владельцем порядка выделения и направления кранов-манипуляторов на объекты;

е) проводить техническое освидетельствование кранов-манипуляторов и выдавать разрешения на эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

5.4.4. При обнаружении неисправностей, а также нарушений настоящих Правил при работе кранов-манипуляторов и их обслуживании инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов должен принять меры по их устранению.

Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов не должен допускать эксплуатацию кранов-манипуляторов при:

а) выявлении повреждений канатов, неисправностей тормозов, креплений канатов, крюков, лебедок, приборов безопасности;

б) наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях;

в) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана-манипулятора;

г) обслуживании кранов-манипуляторов неаттестованными операторами (машинистами), стропальщиками, а также если не назначены инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

д) отсутствии паспорта или регистрации крана-манипулятора в органах Госгортехнадзора;

е) отсутствии соответствующих массе и характеру перемещаемых грузов съемных грузозахватных приспособлений или их неисправности;

ж) невыполнении предписаний, выданных органами Госгортехнадзора.

5.4.5. Ответственность за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии владельцем возлагается на инженерно-технического работника соответствующей квалификации, в подчинении у которого находится обслуживающий персонал (кроме стропальщиков), после проверки знания им настоящих Правил экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и вручения ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции.

Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должна проводиться один раз в 3 года.

Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны быть указаны в паспорте крана-манипулятора. Эти сведения следует заносить в паспорт крана-манипулятора до его регистрации в органах Госгортехнадзора и каждый раз после назначения нового ответственного лица.

Во время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей возлагается приказом на работника, заменившего его по должности, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знания им настоящих Правил (без занесения его фамилии в паспорт крана-манипулятора).

Владелец должен создавать условия для выполнения ответственным лицом возложенных на него обязанностей.

5.4.6. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, обеспечивает:

а) содержание в исправном состоянии кранов-манипуляторов и съемных грузозахватных приспособлений путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также путем личного осмотра кранов-манипуляторов и съемных грузозахватных приспособлений в установленные сроки;

б) обслуживание и ремонт кранов-манипуляторов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также периодическую проверку знаний обслуживающего персонала;

в) выполнение операторами (машинистами) и ремонтным персоналом производственных инструкций по обслуживанию кранов-манипуляторов;

г) своевременную подготовку к техническому освидетельствованию кранов-манипуляторов, а также подготовку к обследованию кранов-манипуляторов, отработавших нормативный срок службы;

д) вывод в ремонт кранов-манипуляторов в соответствии с графиком;

е) хранение паспортов и технической документации на краны-манипуляторы и грузозахватные устройства, а также ведение журналов периодической проверки знаний обслуживающего персонала;

ж) выполнение предписаний органов Госгортехнадзора и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов.

Обязанности по содержанию в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений могут быть возложены распоряжением владельца крана-манипулятора на другого работника соответствующей квалификации.

5.4.7. На каждом участке работ кранов-манипуляторов, в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, из числа мастеров, прорабов, начальников участков, а также бригадиров. Назначение указанных работников в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, должно производиться после проверки знания ими соответствующих разделов настоящих Правил, должностной инструкции, а также производственной инструкции оператора (машиниста) крана-манипулятора и стропальщика экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора. Лицам, прошедшим проверку знаний, выдаются удостоверение и должностная инструкция. Периодическая проверка знаний у этих лиц должна проводиться не реже одного раза в 12 мес.; участие в работе комиссии инспектора Госгортехнадзора не обязательно.

5.4.8. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, обязано:

а) организовать ведение работ кранами-манипуляторами в соответствии с правилами безопасности, проектом производства работ, технологическими картами;

б) проводить инструктаж операторов (машинистов) кранов-манипуляторов и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы, обращая внимание на опасные факторы, особые условия на месте ведения работ, недопущение перегрузки крана-манипулятора, правильность строповки и зацепки грузов, правильность установки крана-манипулятора, безопасность выполнения работ, соблюдение стропальщиками мер личной безопасности;

в) непосредственно руководить работами по перемещению грузов несколькими кранами-манипуляторами, вблизи линии электропередачи, при перемещении грузов, на которые не разработаны схемы строповки, а также в случаях, предусмотренных проектами и технологическими регламентами;

г) не допускать к обслуживанию кранов-манипуляторов необученный и неаттестованный персонал, определять необходимость назначения сигнальщиков при работе крана-манипулятора;

д) не допускать использование немаркированных, неисправных и не соответствующих массе и характеру поднимаемого груза съемных грузозахватных приспособлений;

Закрыть

Строительный каталог