ПБ 08-37-93, часть 8

6.8.26. Во время работы клетевой подъемной установки на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания должен находиться рукоятчик-сигналист, а в околоствольном дворе действующего горизонта - стволовой.

6.8.27. При спуске и подъеме в клетях (бадьях) люди должны беспрекословно выполнять требования рукоятчика-сигналиста и стволового, последние должны находиться на той стороне клети, с которой люди входят в клеть или выходят из нее.

Запрещается:

а) посадка людей в клети (бадьи) и выход из них после сигнала;

б) переход людей через подъемное отделение ствола.

Для перехода с одной стороны околоствольного двора на другую должна быть пройдена обходная выработка.

Разрешается устройство перехода под лестничным отделением.

Допускается спуск-подъем людей с промежуточных горизонтов при отсутствии на них стволовых при соблюдении следующих условий:

а) на горизонтах не производится прием и выдача грузов;

б) на горизонтах имеется рабочая сигнализация машинисту подъемной машины и рукоятчику-сигналисту, а также прямая телефонная связь с ними;

в) в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации рукоятчику-сигналисту и машинисту подъемной машины, а также телефонная связь с ними.

6.8.28. Запрещается совместный в одной клети (бадье), а также одновременный в разных клетях (бадьях) спуск и подъем людей и грузов.

6.8.29. Клети для спуска и подъема людей должны быть снабжены парашютами.

Испытания шахтных парашютов должны проводиться не реже одного раза в полгода в соответствии с требованиями по эксплуатации и испытаниям.

6.8.30. Одноклетевые подъемы с противовесом для подъема и спуска людей и грузов должны удовлетворять следующим требованиям:

а) подъемный канат противовеса должен быть одинаковым с подъемным канатом клети по диаметру и запасу прочности; в отношении надзора и испытания к нему должны предъявляться те же требования, что и к канату клети;

б) масса противовеса грузо-людских подъемов должна быть равна массе клети плюс половина массы максимального расчетного груза, который поднимается в данной клети. В отдельных случаях на грузо-людских подъемных установках допускается уменьшение массы противовеса до значения, равного массе клети с порожними вагонетками;

в) противовесы должны перемещаться по направляющим и быть отделены от клетьевого отделения прочными перегородками, предотвращающими попадание противовеса при его обрыве в клетевое отделение ствола.

6.8.31. Зазоры между подъемными сосудами и крепью или элементами армировки в вертикальных стволах шахт должны соответствовать размерам, приведенным в табл. 2. Зазоры между бадьевой и стенкой (крепью) в шурфах должны быть не менее 200 мм.


Таблица 2


Допустимые зазоры между подъемными сосудами и крепью или элементами армировки в вертикальных стволах

Вид крепи ствола

Вид и расположение элементов армировки

Наименование зазора

Минимальная величина зазора, мм

Примечание

Деревянная, бетонная

Деревянные проводники с одно- и двусторонним расположением

Между подъемным сосудом и крепью

200

В случае особо стесненного расположения подъемных сосудов в стволе с деревянными проводниками допускается зазор не менее 150 мм, если наиболее выступающая часть сосуда отстоит от оси проводников не более чем на 1 м

Бетонная

Металлические проводники с одно- и двухсторонним расположенением

То же

150

-

Деревянная, бетонная

Металлические и деревянные расстрелы, не несущие проводников

Между расстрелами и подъемными сосудами

150

При особо стесненном расположении подъемных сосудов в стволе этот зазор может быть уменьшен до 100 мм

Деревянная, бетонная

Деревянные и металлические проводники с одно- и двусторонним расположением

Между расстрелами и выступающими частями подъемных сосудов, удаленных от оси проводников на расстояние до 750 мм

40

При наличии на подъемном сосуде выступающих разгрузочных роликов зазор между роликом и расстрелом должен быть увеличен на 25 мм

То же

Между наиболее выступающими и удаленными от центра частями сосуда и расстрелом с учетом износа проводников и башмаков на сосуде и возможного поворота сосуда

25

Для проектируемых шахт

Деревянная, бетонная

Металлические проводники с одно- и двусторонним расположением

Между наружной кромкой башмака подъемного сосуда и скобой для крепления проводника к расстрелу с учетом износа проводников и башмаков на сосуде

20

Для проектируемых шахт

Деревянные проводники с одно- и двусторонним расположением

Между наружной кромкой башмака подъемного сосуда и расстрелом, к которому прикреплен проводник

60

То же

Деревянные и металлические проводники с одно- и двусторонним расположением

Между клетью и элементами посадочных устройств

60

Для проектируемых шахт

То же

Между рельсами приемных площадок и клетей

35

То же

Деревянная

Канатные проводники проходческого подъема

Между бадьей или направляющей рамкой бадьи и крепью

250

Бетонная

То же

То же

200

Деревянная, бетонная

Канатные проводники проходческого подъема

Между бадьей или направляющей рамкой бадьи и расстрелом

250

Деревянные проводники проходческого подъема

Между наружной кромкой направляющей рамки бадьи и расстрелом, к которому прикреплен проводник

60

То же

Между бадьей и проводником

40


6.8.32. Зазор между движущимися бадьями и выступающими частями трубопроводов должен быть не менее: в стволах шахт - 400 мм, в шурфах - 200 мм.

6.8.33. Зазор между рабочими направляющими башмаками скольжения подъемного сосуда (противовеса) и контактными поверхностями проводников при их установке не должен превышать для металлических (рельсовых) проводников 5 мм и для деревянных - 10 мм на каждую сторону.

Башмаки скольжения либо их сменные вкладыши подлежат замене при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на каждую сторону.

Суммарный износ башмаков и проводников на каждую сторону не должен превышать при рельсовых проводниках - 10 мм, при деревянных-18 мм.

Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть не менее: для рельсовых проводников - 60 мм, для деревянных проводников - 70 мм.

Внутренний диаметр новых втулок направляющих муфт для канатных проводников при их установке должен быть на 5 мм больше диаметра проводникового каната. Не допускается эксплуатация направляющих муфт при износе втулок более 15 мм по диаметру.

6.8.34. Проводники подлежат замене при износе: рельсовые - свыше 8 мм на каждую сторону; деревянные - свыше 15 мм на каждую сторону; канатные - при износе на 15 % и более номинального диаметра каната или более чем на половину диаметра наружных проволок.

Износ полки, соединяющей головку рельсовых проводников с подошвой, допускается не более чем на 25% номинальной ее толщины.

При парашютах "резания" деревянные проводники подлежат замене, если суммарный износ боковых сторон превышает 20 мм.

Полная инструментальная проверка износа проводников должна производиться на каждом ярусе армировки: при металлических проводниках через 1 год, при деревянных - через 6 месяцев.

6.8.35. Высота переподъема должна быть для клетевых подъемных установок при скорости подъема до 3 м/с включительно - не менее 4 м, а при скорости подъема свыше 3 м/с - не менее 6 м; для бадьевых подъемных установок при спуске и подъеме людей - не менее 4 м, при спуске и подъеме грузов - не менее 2,5 м; для скиповых подъемных установок - не менее 2,5 м.

Высотой переподъема следует считать:

а) для неопрокидных клетей - высоту, на которую может свободно подняться клеть от нормального положения при разгрузке на верхней приемной площадке до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива или отдельных частей клети с элементами копра;

б) для скипов - высоту, на которую может свободно подняться скип от нормального положения при разгрузке до соприкосновения верхнего жимка каната ободом направляющего шкива или отдельных частей скипа с элементами копра;

в) для бадей с людьми - высоту, на которую может свободно подняться бадья, находящаяся над лядами нижней приемной площадки в нижнем положении, обеспечивающем беспрепятственное закрытие этих ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с элементами копра;

г) для бадей с грузом - высоту, на которую может свободно подняться бадья, находящаяся над лядами верхней приемной площадки в нижнем положении, обеспечивающем беспрепятственное закрытие этих ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки направляющей рамки с ободом направляющего шкива или с элементами копра.

Примечание. Для действующих бадьевых подъемных установок допускается отсчитывать высоту переподъема от положения бадьи на уровне соответствующей приемной площадки.

6.8.36. Высота переподъема для шурфовых кранов и агрегатов, а также для применяемых при проходке вертикальных выработок других грузоподъемных механизмов при скорости подъема груза до 1 м/с и людей в седлах - до 0,3 м/с должна быть не менее 1 м.

В этих случаях высотой переподъема следует считать:

а) для седел - высоту, на которую может свободно подняться седло с человеком из нижнего (над лядами) положения, обеспечивающего беспрепятственное и безопасное закрытие ляд, до соприкосновения верхнего жимка каната или верхней кромки защитного зонта с ободом шкива или с элементами стрелы крана (агрегата);

б) для бадей с грузом или грейферов, отводимых в сторону после подъема из выработок, - высоту, на которую может свободно подняться бадья (грейфер) от устья выработки до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом шкива или элементами стрелы крана (агрегата);

в) для бадей, поднимаемых шурфовыми кранами, оборудованными устройством для механизированной разгрузки, - высоту, на которую может свободно подняться бадья, установленная на разгрузочном устройстве, до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом шкива или элементами стрелы крана.

6.8.37. Угол отклонения (девиации) струны каната на направляющих шкивах подъемных установок и барабанах подъемных машин, а также шурфопроходческих кранов не должен превышать 1°30’, а на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих лебедок - 2°30’.

Угол наклона струны канатов к горизонту для подъемных установок вертикальных стволов должен быть не менее 30° при ее длине свыше 45 м. В отдельных случаях при обосновании в проекте этот угол может быть снижен.

Длина струны каната без поддерживающих роликов должна быть, как правило, не более 65 м: при угле наклона струны к горизонту свыше 45° допускается увеличение ее длины до 75 м.

6.3.38. Все верхние промежуточные и нижние приемные площадки вертикальных стволов, по которым производится подъем и спуск грузов в вагонетках, должны быть оборудованы стопорными устройствами, предотвращающими произвольное скатывание вагонеток в ствол.

6.8.39. Подъемные сосуды, прицепные устройства, парашюты, направляющие башмаки, проводники, кулаки, копровые шкивы, подъемные машины (лебедки) и другие элементы подъемной установки должны ежесуточно осматриваться и проверяться специально назначенным лицом и не реже одного раза в месяц главным механиком партии (экспедиции) или лицом, выполняющим его обязанности.

Если при осмотре будут обнаружены неисправности, представляющие опасность для людей или груза, спуск и подъем должны быть немедленно прекращены.

Результаты осмотра записываются в "Журнал осмотра подъемной установки" (см. прил. 7).

6.8.40. Деревянные копры должны осматриваться комиссией, назначаемой начальником партии (экспедиции), два раза в год, а металлические - один раз в год, с составлением акта о результатах осмотра.


Канаты, подвесные и прицепные устройства для спуска и подъема людей и грузов в вертикальных и наклонных выработках


6.8.41. Для подъемных установок в стволах разведочных шахт (в шурфах) должны применяться стальные канаты согласно ГОСТ или техническим условиям.

6.8.42. Для спуска и подъема людей при проходке стволов разведочных шахт должны применяться малокрутящиеся канаты или однослойные круглопрядные нераскручивающиеся канаты крестовой свивки.

6.8.43. Подъемные канаты для ручного и механизированного подъема при навеске должны иметь коэффициент запаса прочности не менее:

9,0 - для спуска и подъема людей;

7,5 - для спуска и подъема людей и грузов;

6,5 - для спуска и подъема грузов;

6,0 - для подвески в стволах насосов, труб водоотлива, полков, проходческих агрегатов, спасательных лестниц;

5,5 - для подвески грейферных грузчиков в стволе;

5,0 - для канатных проводников проходческих подъемных установок, а также подвески в стволах опалубок, труб вентиляции и сжатого воздуха, кабелей и др.;

3,0 - для оттяжки мачт и опор временно действующих кранов (со сроком работы до одного года) .

6.8.44. Все шахтные подъемные канаты (за исключением канатов на грузовых наклонных подъемах с уклоном менее 30°), а также канаты для подвески полков, спасательных лестниц и проходческих люлек перед навеской должны быть испытаны на канатно-испытательных станциях.

Все остальные канаты, размещаемые в стволах, а также канаты всех других установок и механизмов перед навеской не испытываются. Навеска этих канатов производится по данным заводского акта-сертификата.

Резервный испытанный канат перед навеской может вторично не испытываться, если срок хранения его не превышает 12 месяцев.

6.8.45. Канаты, испытанные перед навеской, должны повторно испытываться в следующие сроки:

а) через каждые 6 месяцев для людских и грузо-людских подъемных установок, а также для проходческих люлек;

6) через 12 месяцев после навески, а затем через каждые 6 месяцев для грузовых и передвижных подъемных установок, а также для спасательных лестниц;

в) через 6 месяцев после навески, а затем через каждые 3 месяца - подъемные многопрядные неоцинкованные малокрутящиеся канаты (грузовые и грузо-людские).

Канаты для подвески полков повторно не испытываются.

Для испытания каната отрезается конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний отрезается кусок каната длиной 1,5 м над последним жимком запанцировки.

Каждый образец каната, направляемый на испытание, должен быть снабжен копией заводского паспорта и ярлыком. На ярлыке должны быть указаны экспедиция, партия, дата навески, отрезки и отправки на испытание, диаметр каната, заводской номер, ГОСТ или технические условия.

Свидетельство об испытании каната сохраняется в экспедиции, партии в течение всего срока службы каната.

6.8.46. Подъемный канат должен быть заменен, если при повторном его испытании запас прочности окажется ниже 7-кратного для людских подъемов, 6-кратного для грузо-людских подъемов и проходческих люлек и ниже 5-кратного для грузовых подъемов, передвижных подъемных установок и спасательных лестниц; если суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25 % и более общей площади поперечного сечения всех проволок каната.

6.8.47. Каждый подъемный канат ежесуточно должен подвергаться тщательному осмотру по всей длине при скорости движения его не более 0,3 м/с, при этом определяется общее число обрывов проволок по всей длине каната. Кроме того, еженедельно должен производиться дополнительный осмотр каната с подсчетом числа обрывов проволок на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах.

Канаты при эксплуатации должны смазываться специальной канатной смазкой. Перед смазкой канат должен быть очищен от грязи и старой смазки.

6.8.48. Детальный осмотр каната производится ежемесячно, при этом поверхность каната очищается от корок затвердевшей смазки и внимательно осматриваются места, где скорее всего можно ожидать повреждений (под коушем, жимками и т.д.) и имеется наибольшее число оборванных проволок. Указанные места должны осматриваться при неподвижном канате. Концы оборванных проволок, выступающие из каната, должны откусываться.

Если при осмотре каната окажется, что на каком-либо участке, равном шагу свивки, число обрывов проволок составляет 5 % и более от их общего числа в канате, то канат должен быть заменен.

Если число обрывов проволок достигает на шаге свивки 5 % и более в месте крепления его к коушу прицепного устройства, то разрешается конец каната с оборванными проволоками отрубить и снова закрепить канат на коуше.

При концевой откатке по наклонным выработкам с уклоном до 30° канат должен быть заменен, если количество обрывов проволок на шаге свивки будет 10 % и более от общего их числа.

6.8.49. В случае экстренной нагрузки на канат (зажатие клети или бадьи в проводниках, резкая остановка машины и т.д.) спуск или подъем должны быть немедленно прекращены для осмотра каната. Если канат поврежден или диаметр его уменьшился на 5 % и более от первоначального диаметра (на участке, подвергшемся экстренной нагрузке) , он должен быть заменен.

6.8.50. Результаты осмотра канатов должны быть в тот же день занесены в "Журнал осмотра подъемных канатов и их расхода" (см. прил. 8). В журнал должны заноситься все случаи повреждения канатов.

6.8.51. Запрещается эксплуатация канатов с порванными прядями, с узлами, "жучками" и канатов, получивших утонение во время работы на 10 % и более от первоначального диаметра.

Счаленные канаты допускается применять только для откатки грузов по горизонтальным и наклонным выработкам с углом наклона до 30°.

6.8.52. В качестве канатных проводников шахтных проходческих подъемных установок необходимо применять однослойные круглопрядные нераскручивающие канаты крестовой свивки с металлическим или органическим сердечником, а также многопрядные малокрутящиеся канаты, имеющие наружные проволоки диаметром не менее 1,5 мм.

6.8.53. Запрещается применять для подвески проходческого оборудования спиральные канаты одинарной свивки из круглых проволок, а также в качестве канатных проводников закрытые подъемные канаты.

6.8.54. Канаты для подвески проходческого оборудования и канатные проводники проходческого подъема должны осматриваться один раз в неделю специально выделенным лицом, два раза в месяц механиком партии и один раз в месяц главным механиком экспедиции. Канаты осматриваются при скорости движения бадьи не более 0,3 м/с. Не реже одного раза в месяц должен производиться осмотр канатов ужимков и коушей из неподвижной бадьи. Результаты осмотра заносятся в "Журнал осмотра проходческих лебедок и их канатов".

Форма журнала устанавливается главным инженером экспедиции.

6.8.55. Канаты для подвески проходческого оборудования (кроме полковых и проводниковых) должны быть заменены, если на каком-либо участке, равном шагу свивки, количество оборванных проволок достигает 10 % и более общего числа проволок каната.

Канаты для подвески полков должны быть заменены, если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число обрывов проволок достигает 5 % и более общего числа проволок или если уменьшение диаметра каната за время работы составляет 10 % и более номинального диаметра.

Проводниковые канаты проходческого подъема должны быть заменены:

а) если на одном шаге свивки обнаружено 10 % и более оборванных проволок;

б) при наличии порванной пряди;

в) при износе канатных проводников на 15 % и более от номинального диаметра каната или на 50 % и более диаметра наружных проволок.

6.8.56. Канаты для подвески грейферных грузчиков должны осматриваться один раз в сутки специально выделенным лицом. Канаты грузчиков должны быть заменены при наличии 5 % и более обрывов проволок на шаге свивки или уменьшении диаметра каната на 10% и более от номинального.

6.8.57. Предельный срок службы канатов для подвески в стволах проходческого оборудования, а также проводников канатов проходческого подъема устанавливается в три года.

6.8.58. Подвесные и прицепные устройства подъемных сосудов должны изготавливаться в соответствии с ГОСТ или техническими условиями. Для стволов шахт подвесные и прицепные устройства должны иметь маркировку с указанием заводского номера и даты изготовления.

Для бадей вместимостью до 0,18 м допускается применение специальных прицепных устройств с крюком, изготовленным из полосовой или листовой стали и надежно предохраняющим канат от перетирания, а также прицепных устройств спирального типа.

Прицепное устройство бадей должно иметь приспособление, надежно закрывающее зев крюка и исключающее самопроизвольное его открытие.

Соединение подвесных устройств (крюков) полков, насосов, трубопроводов и другого оборудования с канатом должно исключать возможность их самопроизвольного разъединения.

6.8.59. Клети должны иметь двойную независимую подвеску: рабочую и предохранительную. Предохранительная подвеска может быть выполнена из цепей.

6.8.60. Запасы прочности подвесных и прицепных устройств (по отношению к расчетной статической нагрузке) при навеске должны быть не менее:

а) 13-кратного для подвесных устройств людских подъемных установок, а также прицепных устройств и дужек проходческих бадей;

6) 10-кратного для подвесных устройств подъемных сосудов на грузовых и грузо-людских подъемных установках вертикальных и наклонных выработок; подвесные устройства грузо-людских подъемных установок должны обеспечивать 13-кратный запас прочности по отношению к массе подъемного сосуда и максимально спускаемого количества людей;

в) 10-кратного для подвесных устройств полков, насосов, трубопроводов и другого проходческого оборудования;

г) 6-кратного для подвесных устройств канатных проводников на проходческих подъемных установках;

д) 4-кратного по отношению к пределу текучести материала для прицепных проходческих устройств спирального типа.

6.8.61. При проведении вертикальных и наклонных выработок, где производится подъем и спуск людей и грузов, подвесные и прицепные устройства подъемных сосудов перед навеской должны быть испытаны на двойную концевую нагрузку. Такие же испытания производятся не реже одного раза в полугодие.

Результаты испытаний должны заноситься в "Журнал осмотра подъемной установки" (см. прил. 7).

6.8.62. Подвесные устройства клетей должны заменяться новыми не реже, чем через пять лет, а прицепные устройства бадей для стволов разведочных шахт - через два года со дня начала эксплуатации.

Прицепные устройства бадей для проходки шурфов (шурфовых кранов) должны заменяться новыми при износе рабочего сечения крюка в зеве на 10 % первоначальной величины сечения или при суммарном износе шарнирных соединений его конструкции более 4 мм; охватывающие детали шарнирных соединений подлежат замене при износе их отверстия более чем на 2 мм.

6.8.63. Дужки бадей подлежат замене через два года со дня начала эксплуатации.

Дужка бадьи подлежит также замене при износе ее проушины на 5 % и более диаметра оси или ремонту при износе сменной втулки в проушине на ту же величину. Суммарный износ проушины или сменной втулки дужки и оси, соединяющей ее с бадьей, не должен превышать 10 % диаметра оси.


Подъемные машины и проходческие лебедки


6.8.64. Отношение наименьшего диаметра органа навивки или шкива к диаметру каната должно быть не меньше:

а) для направляющих шкивов и барабанов подъемных машин, установленных на поверхности, - 60;

б) для направляющих шкивов и барабанов подъемных машин, установленных в подземных выработках, а также проходческих подъемных машин, проходческих кранов, подъемников и передвижных агрегатов - 40;

в) для направляющих шкивов и барабанов проходческих лебедок, предназначенных для подвески полков, трубопроводов, подвесных насосов и т.п. - 20.

6.8.65. Конец каната должен крепиться специально предусмотренным конструкцией машины устройством внутри барабана. В месте прохождения через обечайку канат не должен деформироваться краями щели.

Запрещается прикреплять конец каната непосредственно к валу барабана.

6.8.66. Для ослабления натяжения каната в месте его крепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трения, если барабан футерован деревом или прессмассой, и не менее пяти витков трения, если барабан не футерован фрикционными материалами. Кроме витков трения должны быть запасные витки для периодических испытаний каната, которые могут располагаться как на поверхности барабана, так и внутри его на бобинах.

6.8.67. Для грузо-людских механических подъемов на разведочных шахтах и шурфах допускается двух-трехслойная навивка канатов на барабан при соблюдении следующих условий:

а) реборды барабана должны выступать над верхним рядом не менее чем на 2,5 диаметра каната;

б) навивочная поверхность барабанов подъемных машин должна иметь спиральные канавки для укладки витков нижнего ряда каната (на подъемы в шурфах это требование не распространяется);

в) за критическим участком каната длиной в четверть последнего витка нижнего ряда (переход на верхний ряд) должно вестись усиленное наблюдение (учет разорванных в этом месте проволок) и производиться передвижение каната на четверть витка через каждые 2 месяца.

Многослойная навивка канатов на барабан разрешается на передвижных подъемных установках (лебедки шурфопроходческих агрегатов, шурфопроходческих кранов и др.), на тихоходных лебедках со скоростью движения каната не более 0,35 м/с (грузовые проходческие лебедки и лебедки для спасательных лестниц), а также на лебедках с ручным приводом.

Барабаны проходческих лебедок должны иметь реборды с двух сторон, выступающие над верхним слоем навивки не менее чем на 1,5 диаметра каната, а для лебедок спасательных лестниц - не менее чем на 2,5 диаметра каната.

6.8.68. Ручной вороток должен изготавливаться по документации, утвержденной главным инженером экспедиции, с соблюдением следующих требований:

а) иметь храповое и тормозное устройства;

б) вал (барабан) воротка должен быть стальным или деревянным с окованными концами (бандажами) и иметь две стальные рукоятки;

в) закрепление рукояток должно исключать возможность их проворачивания;

г) прицепной крюк должен быть снабжен надежным предохранительным затвором;

д) отношение диаметра органа навивки воротка к диаметру каната должно быть не менее 30.

При спуске и подъеме людей ручным воротком должны применяться только стальные канаты. Запас прочности должен быть не ниже указанного в п .6.8.43.

Подъемный канат должен быть прочно прикреплен к валу (барабану) воротка, на котором должны всегда оставаться неразвернутыми не менее пяти витков каната при стальном барабане и не менее трех витков при деревянном барабане.

6.8.69. Для защиты от переподъема и превышения скорости каждая подъемная установка разведочных шахт должна быть оснащена следующими предохранительными устройствами:

а) концевым выключателем для каждого подъемного сосуда (противовеса), установленным на копре и предназначенным для выключения электродвигателя подъемной машины и включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда на 0,5 м выше уровня приемной площадки, и дублирующим концевым выключателем, установленным на указателе глубины (или регуляторе хода) и предназначенным для дублирования работы концевого выключателя, установленного на копре. Допускается установка дублирующих концевых выключателей на копре на одном уровне с основными при питании их по отдельным кабелям и при наличии устройств (без фиксации положения), позволяющих осуществлять с пульта управления раздельную проверку срабатывания каждого из основных и дублирующих концевых выключателей;

б) ограничителем скорости, отключающим электродвигатель подъемной машины и включающим предохранительный тормоз в случае, если скорость подхода сосуда к приемной площадке превышает 1 м/с при спуске и подъеме людей или 1,5 м/с при спуске и подъеме грузов, а также при превышении максимальной скорости равномерного хода на 15% (действующие подъемные установки со скоростью движения сосудов более 3 м/с и вновь монтируемые - более 2 м/с).

6.8.70. Подъемные установки разведочных шахт должны быть оборудованы следующими защитными и блокировочными устройствами:

а) максимальной и нулевой защитами, действующими соответственно при перегрузке электродвигателя и отсутствии напряжения;

б) защитами от провисания струны и напуска каната;

в) блокировкой предохранительных решеток на приемных площадках, включающей сигнал "Стоп" у машиниста при незакрытых решетках;

г) блокировкой, позволяющей включить двигатель после переподъема сосуда только в направлении ликвидации переподъема;

д) блокировкой, предотвращающей снятие предохранительного тормоза, если рукоятка маневрового тормоза не находится в положении "Заторможено", а рукоятка аппарата управления (контролера) в нулевом положении;

е) блокировкой посадочных кулаков приемных площадок, включающей сигнал "Стоп" у машиниста при выдвинутых в ствол посадочных кулаках;

ж) блокировкой, обеспечивающей остановку бадьи при подходе ее к нулевой площадке с закрытыми лядами, а также блокировкой, обеспечивающей при проходке стволов остановку бадьи за 5 м до подхода ее к забою ствола или к рабочему полку во время возведения крепи.

6.8.71. На проходческих лебедках канатных проводников и полковых канатов должны обеспечиваться контроль за натяжением и защита от перегрузок или напуска канатов с помощью специальных приборов, причем защита должна быть введена в схему управления лебедок.

Примечание. Указанные устройства должны внедряться по мере их изготовления и в сроки, согласованные администрацией геологоразведочной организации с местными органами Госпроматомнадзора.

6.8.72. При проходке шурфов с применением шурфовых кранов или передвижных агрегатов разрешается установка только одного концевого выключателя на стреле или копре, выключающего подъемную лебедку крана или агрегата, при подъеме бадьи (грейфера) на 0,5 м выше нормального положения при разгрузке.

6.8.73. Концевые выключатели, предназначенные для защиты от переподъема, запрещается использовать для оперативной остановки подъемных машин и механизмов.

Закрыть

Строительный каталог