СН 449-72, часть 3

5.13. Верх земляного полотна из переувлажненных глинистых грунтов в местах сопряжения с земляным полотном из непереувлажненного глинистого или дренирующего грунта следует проектировать с продольным уклоном не круче 0,05.

5.14. При разработке проектов насыпей автомобильных дорог из переувлажненных грунтов необходимо предусматривать мелиоративные мероприятия по осушению грунтов в резервах или конусах, а также осушение грунта посредством обработки негашеной известью или другими осушающими добавками, в том числе золой ТЭЦ и других предприятий, удовлетворяющей соответствующим требованиям.

Количество осушающих добавок необходимо назначать в зависимости от свойств этих добавок, а также от вида осушаемого грунта и степени его переувлажнения.

6. ВЫЕМКИ

6.1. Выемки следует проектировать в зависимости от их глубины, состояния и свойств грунтов, а также от климатических условий района.

Крутизну откосов необходимо принимать по нормам табл. 21 в зависимости от вида, состояния и свойств грунтов, вскрываемых выемкой.

Таблица 21

Вид грунтов и скальных пород

Высота откосов в м, до

Крутизна откосов

1. Скальные слабовыветривающиеся

16

1:0,2

2. Скальные:



легковыветривающиеся неразмягчаемые

16

1:0,5 — 1:1,5

легковыветривающиеся размягчаемые

6

1:1,0

то же

от 6 до 12

1:1,5

3. Крупнообломочные, песчаные и глинистые однородные, в том числе лессовидные, твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции

12

1:1,5

4. Пески:



мелкие барханные

2

l:10,0

то же

12

1:1,75

5. Лёсс в районах с засушливым климатом

12

1:0,1 — 1:0,5

6. Лёсс вне районов с засушливым климатом

12

1:0,5 — 1:1,5

Примечания: 1. В скальных слабовыветривающихся породах допускается предусматривать устройство вертикальных откосов.

2. Откосы высотой до 6 м выемок железных дорог I и II категорий в глинистых пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения следует проектировать крутизной 1:2; крутизну откосов высотой более 6 м следует устанавливать по данным расчетов.

3. Откосы высотой до 12 м автодорожных выемок в крупнообломочных грунтах допускается проектировать крутизной 1:1.

6.2. Выемки глубиной до 12 м в глинистых непереувлажненных, непылеватых грунтах следует проектировать в соответствии с поперечным профилем, приведенным на рис. 14, а — для железных дорог и 14, б — для автомобильных дорог; железнодорожные выемки глубиной до 2 м в мелких и пылеватых песках, в пылеватых глинистых грунтах, в том числе лёссовидных и лёссах, следует проектировать в соответствии с поперечным профилем, приведенным на рис. 14, а.

Рис. 14. Поперечные профили выемок в глинистых грунтах:

а — для железных дорог; б — для автомобильных дорог

В районах с засушливым климатом, а также в других районах, где происходит полное впитывание и испарение атмосферных осадков, выемки в дренирующих грунтах для железных дорог следует проектировать без кюветов в соответствии с поперечным профилем, приведенным на рис. 15.

Рис. 15. Поперечный профиль выемок в дренирующих грунтах для железных дорог в районах с засушливым климатом

6.3. Выемки глубиной до 1 м, а также начальные участки глубоких выемок для автомобильных дорог, в целях предохранения их от снежных заносов, необходимо проектировать раскрытыми или разделываемыми под насыпь (рис.16). Сопряжение поперечных профилей начальных участков с основным поперечным профилем глубоких выемок следует предусматривать в пределах участков длиной не менее 10 м. При этом выемки глубиной от 1 до 5 м следует проектировать с откосами крутизной от 1:4 до 1:6.

Рис. 16. Поперечные профили выемок глубиной до 1 м для автомобильных дорог

I — раскрытых; II — разделываемых под насыпь

6.4. Выемки глубиной более 2 м следует проектировать с закюветными полками: в мелких и пылеватых песках, в пылеватых глинистых грунтах, в том числе лёссовидных, лёссах и глинах (рис. 17, 18).

Рис. 17. Поперечный профиль выемок глубиной от 2 до 12 м для железных дорог

Рис. 18. Поперечный профиль выемок глубиной от 2 до 12 м для автомобильных дорог

Ширину закюветных полок необходимо устанавливать по табл. 22. Поверхность закюветных полок следует проектировать с уклоном 0,02 ¾ 0,04 в сторону кюветов; уклон можно не предусматривать для полок в скальных породах, а также в песчаных грунтах в районах с засушливым климатом.

Таблица 22

Вид грунта

Глубина выемки в м

Ширина закюветных полок в м

Скальные породы легковыветривающиеся, глинистые грунты переувлажненные, а также пылеватые и лёссовидные; лёсс

От 2 до 6



От 6 до 12*

1,0



2,0

Песок мелкий и пылеватый

От 2 до 12

1,0

* Для скальных пород допускается до 16 м.

Ширину закюветных полок в выемках для автомобильных дорог допускается уменьшать до 0,5 м.

Выемки в переувлажненных глинистых грунтах

6.5. В выемках для железных дорог I — III категории, сооружаемых в глинистых грунтах тугопластичной консистенции (0,25 < В £ 0,50), следует предусматривать замену глинистого грунта основания дренирующим или отходами асбестодобывающих предприятий (рис. 19).

Рис. 19. Поперечный профиль выемок для железных дорог в переувлажненных глинистых грунтах

1  — глинистый грунт, 2 — дренирующий грунт, h3 ¾ толщина слоя дренирующего грунта

При этом толщину слоя h3 , подлежащего замене, необходимо принимать по нормам, приведенным в табл. 20. Увеличение толщины слоя сверх этих норм допускается при соответствующем обосновании, учитывающем местные условия.

Продольный уклон дна траншеи вырезки следует назначать не менее 5%0 . Дренирующий грунт, используемый для замены, должен иметь коэффициент фильтрации не менее 1,0 м/сутки.

Крутизну откосов выемок в переувлажненных глинистых грунтах следует принимать по нормам, приведенным в табл. 21, а ширину закюветных полок — по нормам табл. 22.

Для глинистых грунтов, имеющих коэффициент консистенции В > 0,5, толщину слоя h3 следует назначать по результатам расчетов, в зависимости от прочностных характеристик грунта и его подверженности морозному пучению, но не менее 0,5 м.

Необходимость замены глинистого грунта основания дренирующим, а также толщина слоя h3 в выемках для дорог IV и V категорий должны быть обоснованы в проектах технико-экономическими расчетами.

Для автодорожных выемок в переувлажненных глинистых грунтах следует разрабатывать индивидуальные проекты с учетом местных условий.

Выемки в скальных породах

6.6. Выемки в скальных породах допускается проектировать без проверки расчетами устойчивости откосов на участках с благоприятными инженерно-геологическими условиями, в том числе:

при выдержанности залегания скальных пород в пределах проектируемого откоса;

в случае слоистых скальных пород с расположением поверхностей ослабления горизонтально, вертикально, с наклоном — вкрест простирания с плоскостью откоса, в сторону от полотна, а также в сторону полотна под углами, меньшими значений углов трения по поверхности ослабления.

6.7. Выемки в пределах крутых косогоров, в том числе на прижимах рек, а также выемки глубиной более 6 м в скальных породах во всех случаях необходимо проектировать для железных дорог под два пути, если строительство второго пути намечается в течение ближайших 15 лет.

6.8. Выемки железных дорог в слабовыветривающихся скальных породах следует проектировать применительно к поперечным профилям, приведенным на рис. 20.

Ширину по низу выемок глубиной до 6 м следует назначать равной 9 м, а выемок глубиной от 6 до 16 м — 10 м. Эти величины разрешается уменьшать в случаях устройства подпорных стен, причем расстояние от оси пути до откосов в уровне подошвы шпал, устанавливаемое в зависимости от применяемых способов разработки выемки, должно быть не менее: 3,7 м в каждую сторону на линиях I , II категорий и вторых путей; 3,7 м — в одну из сторон и 3 м — в другую на линиях III — V категорий.

В откосной части выемок необходимо проектировать камеры шириной 6 м, глубиной 2,5 м и высотой 2,8 м, располагая их в шахматном порядке через 300 м с каждой стороны полотна. В промежутках между камерами через каждые 50 м следует размещать нити шириной 3 м, глубиной 1 м, высотой 2 м (рис. 20, а).

Для регулирования отвода воды из пределов выемок необходимо предусматривать по обеим сторонам основной площадки полотна укладку бордюра из местного камня или бетонных блоков соответственно рис. 20, а или устройство кюветов применительно к рис. 20, б, в с обоснованием глубины кюветов данными гидравлических расчетов.

В обоснованных случаях разрешается проектировать основание земляного полотна в виде подготовки из крупнообломочного или песчаного грунта применительно к рис. 20, г.

Рис. 20. Поперечные профили выемок для железных дорог в слабовыветривающихся скальных породах

а — без кюветов, с камерами и нишами в откосной части; б, в — с кюветами, заглубленными в скальную породу естественного сложения; г — с кюветами, получаемыми за счет устройства основной площадки земляного полотна из крупнообломочного или песчаного грунта; 1 — камеры; 2 — ниши; 3 — бордюрные блоки; 4 — крупнообломочный или песчаный грунт

Выемки для автомобильных дорог в слабовыветривающихся скальных породах следует проектировать применительно к поперечному профилю рис. 21, I .

Рис. 21. Поперечные профили выемок для автомобильных дорог в скальных породах

I — слабовыветривающихся; II — легковыветривающихся

Крутизну откосов выемок в слабовыветривающихся скальных породах следует принимать по нормам, приведенным в табл. 21.

6.9. Выемки в легковыветривающихся скальных породах следует проектировать с закюветными полками (рис. 21, II; 22), а также с кювет-траншеями (рис. 23), поддерживающими или ограждающими стенками для защиты пути и дорожного полотна от материала выветривания, осыпающегося с откосов.

Рис. 22. Поперечный профиль выемок для железных дорог в легковыветривающихся неразмягчаемых скальных породах

Рис. 23. Поперечный профиль выемок с кювет-траншеями в легковыветривающихся неразмягчаемых скальных породах

1 — порода в естественном залегании или подготовка из крупнообломочного грунта; 2 — кювет-траншея

Крутизну откосов выемок надлежит принимать согласно табл. 21 в зависимости от состояния и свойств породы, характера напластования, высоты откосов и способов разработки выемки, ширину закюветной полки — по табл. 22.

Ширину L и глубину h т траншей в выемках для дорог I  — III категорий следует назначать равными соответственно 3,0 и 1,1 м; в пределах участков, где возможны вывалы отдельных камней из откосов выемок и со склонов косогоров, ширину и глубину траншей следует назначать по данным расчетов. Целесообразность применения траншей и их размеры в выемках для дорог IV — V категорий должны быть обоснованы в проектах.

6.10. В легковыветривающихся размягчаемых скальных породах выемки следует проектировать применительно к поперечным профилям рис. 14, 17 и 18 с откосами крутизной, назначаемой по табл. 21, и закюветными полками шириной — по табл. 22.

6.11. Верхнюю часть откосов скальных выемок в пределах элювиальных и делювиальных отложений, следует проектировать крутизной от 1:1 до 1:1,5 в зависимости от мощности слоя отложений, вида породы и степени ее разрушенности.

Если мощность рыхлых отложении будет превышать 3 м, необходимо в обоснованных случаях предусматривать устройство полки шириной не менее 3 м, разделяющей откосы рыхлых отложений и скальной породы.

7. НАСЫПИ НА БОЛОТАХ '

7.1. Насыпи на болотах следует проектировать с учетом:

категории железной и автомобильной дороги, типа дорожной одежды (для автомобильных дорог);

вида используемого грунта;

высоты насыпи;

глубины и типа болот, устанавливаемого в зависимости от строения, состояния и свойств торфа и других болотных отложений, слагающих болото, как основание насыпи;

уклона минерального дна болота;

рельефа местности.

7.2. При проектировании и строительстве земляного полотна дорог следует различать три основных типа болот:

I — заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, снимающимися под воздействием насыпи высотой до 3 м;

II — заполненные торфом и другими болотными отложениями разной консистенции, в том числе выдавливающимися под воздействием насыпи высотой до 3 м;

III — заполненные илом и водой, в том числе при наличии торфяной корки (сплавины).

Тип болот необходимо устанавливать по данным инженерно-геологических изысканий на основании:

геологического разреза на глубину не менее 1 м ниже поверхности минерального дна;

физико-механических характеристик и качественных (визуальных) показателей торфа и других болотных отложений (приложение 3, табл. 43).

7.3. При проектировании насыпей на болотах необходимо предусматривать:

пересечение болот трассой в узких местах, преимущественно на участках с меньшей глубиной и минимальным поперечным уклоном минерального дна;

ограничение сроков осадки насыпи по возможности строительным периодом;

осушение болота до начала земляных работ в случаях, когда это технически возможно и экономически целесообразно;

использование преимущественно дренирующих грунтов для сооружения всей насыпи или ее нижней части.

Насыпи железных дорог

7.4. Для насыпей на болотах I и II типов при отсутствии дренирующих грунтов допускается применять пылеватый песок, а также легкую крупную и легкую супесь. Применение этих грунтов для насыпей на болотах III типа, а также других глинистых грунтов на болотах всех типов допускается только для верхней надземной части насыпей при соблюдении следующих условий:

для нижней части насыпи необходимо использовать дренирующие грунты:

величину возвышения бровки нижней части насыпи из дренирующих грунтов над поверхностью болота или над уровнем поверхностной воды следует назначать не менее 0,5 м;

поперечный профиль надземной части насыпи и очертание ее верха следует проектировать соответственно виду, состоянию и свойствам применяемого глинистого грунта или пылеватого песка.

Величину возвышения бровки насыпей над поверхностью болот следует назначать не менее норм, приведенных в табл. 23. Насыпи из пылеватого песка и легкой супеси, сооружаемые в пределах осушенных или осушаемых болот, допускается проектировать высотой 2,0 м и более над уровнем грунтовой воды или над уровнем воды в водоотводных канавах.

Таблица 23

Вид грунта, используемого для насыпи

Величина возвышения бровки над поверхностью в м


болота

воды

Дренирующий

0,8 ¾ 1,2*

1,0

Мелкий песок, легкая крупная супесь

1,2

1,2

Пылеватый песок, легкая супесь

2,0

¾

* 0,8 и 1,2 — величины возвышения соответственно при полном или частичном удалении торфа из основания насыпи.

7.5. На болотах I типа насыпи высотой до 3 м следует проектировать с расчетом на полное или частичное удаление торфа из основания с заменой торфа минеральным грунтом в зависимости от глубины болота.

Полное удаление торфа необходимо предусматривать на болотах глубиной до 2 м (рис. 24).

Рис. 24. Поперечные профили железнодорожных насыпей высотой до 3 м на болотах I типа глубиной до 2 м

1 — поверхность болота; 2 — поверхность минерального грунта дна болота

Частичное удаление торфа допускается применять на болотах глубиной более 2 м (рис. 25). При этом глубину траншеи необходимо назначать, исходя из условий, что сумма величин высоты насыпи над поверхностью болота и глубины траншей выторфовывания должна быть не менее 3,5 м для дорог I и II категорий и не менее 3 м для дорог III категории, а отношение общей высоты насыпи, включающей величину ее части, расположенной ниже поверхности болота, и величину расчетной осадки, к толщине уплотненного слоя торфа в основании насыпи должно быть не менее 2:1.

Рис. 25. Поперечные профили железнодорожных насыпей высотой до 3 м на болотах I типа глубиной от 2 до 4 м

a  — из дренирующих грунтов; б — из мелких и пылеватых песков, легкой крупной и легкой супесей; h 3 глубина траншеи выторфовывания

Крутизну откоса траншей выторфовывания следует устанавливать в зависимости от способа производства работ, в пределах от 1:0 до 1:0,5.

Для дорог IV и V категорий перечисленные в п. 7.5 параметры допускается устанавливать, исходя из условий обоснованного снижения сметной стоимости с учетом местных условий.

Насыпи высотой более 3 м, сооружаемые на болотах I типа, следует проектировать в соответствии с поперечными профилями, приведенными на рис. 26, с расчетом использования торфа в качестве естественного основания земляного полотна.

Рис. 26. Поперечные профили железнодорожных насыпей высотой более 3 м на болотах I типа

a  — из дренирующих грунтов; б — из мелких и пылеватых песков, легкой крупной и легкой супесей; 1 — продольный прорез на глубину растительно-корневого слоя, но не менее 1 м

В этом случае, а также при частичном выторфовывании объемы земляных работ необходимо определять с учетом осадки насыпи вследствие сжимаемости торфа в основании земляного полотна.

Величину осадки насыпей высотой до 4 м на болотах глубиной до 4 м разрешается определять на стадии разработки технического или технорабочего проектов, по нормам, приведенным в табл. 24; величину осадки у краев траншей выторфовывания S 1 при проектировании насыпей из пылеватых песков и легких супесей (см. рис. 25, б) допускается принимать равной 10 % толщины обжимаемого слоя торфа ho .

Таблица 24

Толщина обжимаемого слоя

Величины осадки S в % толщины обжимаемого слоя торфа под насыпями высотой

торфа в м

£ 3 м при частичном выторфовывании

от 3 до 4 м на естественном основании

2

30

60

От 2 до 4

25

50

Осадку насыпей высотой более 4 м, а также насыпей высотой до 4 м при необходимости уточнения объемов работ следует устанавливать расчетом согласно указаниям п. 7.22.

7.6. Насыпи, сооружаемые на болотах II типа, необходимо проектировать независимо от их высоты, с расчетом полного удаления торфа устойчивой консистенции посадки насыпи на минеральное дно болота, применительно к поперечным профилям, приведенным на рис. 27.

Рис. 27. Поперечные профили железнодорожных насыпей на болотах II типа

a  — из дренирующих грунтов; б — из мелких и пылеватых песков, легкой крупной и легкой супесей; 1 — торфоприемники; 2 — вспомогательная линия для определения ширины траншеи выторфовывания

Глубину канав-торфоприемников следует назначать равной толщине растительно-корневого покрова, но не менее 1 м.

В лесных районах для железных дорог III — V категорий взамен выторфовывания допускается устройство насыпей на сланях при технико-экономическом обосновании проектного решения и соблюдении следующих условий:

общая высота насыпи над сланями с учетом ее просевшей части должна быть не менее 3 м;

в период эксплуатации дороги слани должны быть постоянно ниже уровня грунтовых вод.

7.7. Насыпи, сооружаемые на болотах III типа, следует проектировать, предусматривая использование минерального дна болота в качестве основания земляного полотна с учетом предварительного удаления торфяной корки (рис. 28) или без удаления. В последнем случае высота насыпи с учетом ее подземной части должна быть не менее 3 м над поверхностью торфяной корки. Величину осадки насыпи за счет сжатия торфяной корки следует определять по нормам, приведенным в табл. 24.

Рис. 28. Поперечный профиль насыпей па болотах III типа

1 — торфяная корка

Для нижней части насыпи необходимо предусматривать применение дренирующего грунта; крутизну откосов насыпи ниже поверхности болота следует назначать по нормам, приведенным в табл. 25.

Таблица 25

Вид грунта

Крутизна откосов

Песок мелкий и пылеватый

1:4

Песок крупный и средний

1:2

Гравий, галька, щебень, камень слабовыветривающихся пород

1:1,5

7.8. Для насыпей, проектами которых предусматривается использование торфа в качестве основания земляного полотна, в том числе в случаях применения частичного выторфовывания, необходимо предусматривать статическое и динамическое испытание готового земляного полотна.

Насыпи автомобильных дорог

7.9. Требования к грунтам верхней части насыпей на болотах, а также необходимое возвышение низа дорожной одежды определяются указаниями пп. 5.5 — 5.8 применительно к III типу местности.

Нижнюю часть насыпей следует устраивать из дренирующих грунтов. Толщина дренирующего слоя должна быть на 0,5 м больше суммы величин расчетной осадки и глубины выторфовывания.

Глинистые грунты допускается использовать для нижней части насыпей при соответствующих технико-экономических обоснованиях. К земляному полотну на болотах, кроме общих требований, изложенных в разделах 1 — 5, предъявляются следующие дополнительные требования:

должна быть исключена возможность выдавливания или выпирания болотных отложений из-под насыпи, если это не предусмотрено проектом;

интенсивная часть осадки основания (80 — 90 % консолидации) должна завершиться до сооружения покрытия;

упругие деформации земляного полотна не должны превышать величину, допустимую для принятого типа покрытия.

7.10. В случаях, когда болотные отложения полностью или частично оставляются в основании насыпи, необходимо определять расчетную величину осадки основания и ее изменение во времени, а также назначать мероприятия, в том числе допустимый режим производства работ по возведению земляного полотна, обеспечивающие ускорение осадки и устойчивость основания.

7.11. Насыпи высотой до 3 м, сооружаемые на болотах I типа глубиной до 4 м, следует проектировать в соответствии с поперечными профилями, приведенными на рис. 29, а, б, в.

7.12. При проектировании насыпей высотой до 3 м на болотах II типа глубиной до 4 м, следует учитывать, что слабые слои болотных отложений будут отжаты в стороны под нагрузкой от веса насыпи (рис. 29, б, в).

Рис. 29. Поперечный профиль автодорожных насыпей на болотах

а — I типа с полным выторфовыванием; б ¾ I и II типа с частичным выторфовыванием; в ¾ I и II типа без выторфовывания; 1 — профиль отсыпаемой насыпи; 2 — профиль насыпи после осадки; 3 — линия выторфовывания; 4 — линия посадки насыпи; 5 — торфоприемник

Для ускорения отжатия слабых слоев болотных отложений в этой случае необходимо предусматривать торфоприемники, прорезающие прочные слои торфа. Объем торфоприемников должен быть не менее половины объема отложений, подлежащих выдавливанию.

7.13. Насыпи, сооружаемые на болотах III типа, следует проектировать с учетом необходимости размещения их вместе с торфяной коркой или без нее на прочном грунте, слагающем дно болота (рис. 30). Крутизну откосов нижней части насыпей следует назначать в зависимости от применяемого грунта по нормам, приведенным в табл. 25.

Рис. 30. Поперечный профиль автодорожных насыпей на болотах III типа

1 — торф, 2 — выдавливаемые торфяные отложения или вода

7.14. Полное выторфовывание целесообразно, как правило, предусматривать на болотах I и II типа глу биной до 4 м при проектировании дорог с усовершенствованными капитальными покрытиями и до 2 м при проектировании дорог с усовершенствованными облегченными покрытиями. При этом на болотах II типа следует предусматривать выдавливание болотных отложений, не обладающих необходимой несущей способностью.

Выторфовывание не следует назначать:

при расположении края траншеи выторфовывания от существующих зданий и сооружений на расстоянии ближе удвоенной глубины болота;

в торфяных залежах уплотненного торфа, если торф покрыт слоем минерального грунта или залежь имеет минеральные прослойки, при общем соотношении толщины минеральных слоев к толще торфа не менее 1:2.

7.15. Частичное выторфовывание целесообразно предусматривать на болотах I и II типа при глубине болота до 4 м на дорогах с переходными и низшими типами покрытий.

Для дорог с другими типами покрытий такое решение может быть целесообразным в случаях, когда:

плотность торфяной залежи увеличивается по глубине;

на некоторой глубине болота имеется слой высокой пнистости, не позволяющей применять другие конструкции земляного полотна;

требуется ускорить консолидацию основания.

Частичное выторфовывание необходимо проектировать так, чтобы толщина остающегося слоя торфа с учетом его уплотнения составляла при переходных дорожных покрытиях не более 1/3, а при низших — не более 1/2 толщины минеральной части насыпи или было бы выполнено требование п. 7.24 и табл. 26.

7.16. Посадку насыпи на прочное минеральное дно следует предусматривать для дорог с любым типом покрытий на болотах III типа глубиной до 4 м, а также для дорог с усовершенствованным капитальным типом покрытий — на болотах II типа глубиной от 2 до 4 м.

Для ускорения посадки насыпи на минеральное дно в проектах необходимо предусматривать соответствующие технологические меры: отсыпку грунта в узкие продольные траншеи, пригрузку, обкатку насыпи тяжеловесной нагрузкой или поднасыпные взрывы.

Крутизну откосов насыпи ниже поверхности болота следует принимать согласно табл. 25.

7.17. На дорогах IV и V категорий в лесной местности в отдельных случаях при технико-экономической целесообразности дорожное полотно допускается проектировать на настилах из бревен, фашин и т.п.

7.18. Насыпи, сооружаемые без удаления болотных отложений, целесообразно проектировать на болотах I и II типа для дорог с переходными и низшими типами покрытий.

Такое решение также целесообразно применять для дорог с усовершенствованными облегченными и капитальными типами покрытий на болотах I и II типов глубиной более 2 м при условии, что проектом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие завершение осадки грунтов основания к началу работ по сооружению дорожной одежды.

7.19. Для завершения осадки грунтов основания в соответствующие сроки необходимо предусматривать устройство:

временной пригрузки;

дренажных прорезей (на болотах I типа глубиной до 3 м);

вертикальных дрен (на болотах I и II типов глубиной более 3 м).

Временную пригрузку насыпи целесообразно применять как самостоятельный способ ускорения осадки основания и в сочетании с прорезями или дренами.

7.20. Для исключения недопустимых по величине упругих деформаций толщина насыпей, сооружаемый без выторфовывания или с частичным выторфовыванием, должна быть не менее величин, приведенных в табл. 26.

Таблица 26

Начальная

Толщина насыпи в м при типе дорожной одежды

мощность сжимаемого слоя в м


капитальном


облегченном


переходном

2

2,5

2,0

1,5

4

3,0

2,0

2,0

7.21. Величину осадки основания на болотах I типа допускается устанавливать согласно соответствующим требованиям п. 7.5 настоящих Указаний.

7.22. На стадии разработки технического или техно- рабочего проектов величину осадки основания в см следует уточнять по формуле

(10)

где Н — высота насыпи по продольному профилю в см;

g н  — объемный вес грунта насыпи в кг/см3 ;

Нб  — суммарная мощность сжимаемых слоев болотных отложений в см;

еср  — осредненный модуль деформации сжимаемых слоев в кгс/см2 , определяемый по формуле

Hi  — мощность отдельных слоев в см;

Ei  — модуль деформации отдельных слоев торфа в кгс/см2 , устанавливаемый по табл. 43 приложения 3 в зависимости от показателей состава и состояния торфяных отложений.

Уточненный расчет осадки на стадии разработки рабочих чертежей следует выполнять по результатам компрессионных испытаний болотных отложений.

7.23. Осадка основания на болотах II типа S в см определяется по формуле

S = S сж + S выд , (10' )

где S сж  — осадка за счет сжатия более прочных слоев, определяемая по п. 7.22;

S выд  — осадка за счет выдавливания отложений, не обладающих несущей способностью, равная суммарной мощности этих отложений.

7.24. Степень устойчивости основания и необходимость ограничения режима отсыпки насыпи устанавливаются по данным расчетов.

При быстрой отсыпке насыпи степень устойчивости основания определяется по величине коэффициента безопасности , определяемого по формулам:

; (11)

Pp = g н (H + S ) ; (12)

Рб = А0 Су , (13)

где Pp  — расчетная нагрузка в кгс/см2 .

Pб  — безопасная нагрузка в кгс/см2 ;

Су  — расчетная величина полной сопротивляемости грунта основания сдвигу в кгс/см2 , определяемая в полевых условиях с помощью лопастного прибора (крыльчатки);

Ао  — параметр, зависящий от очертания насыпа и относительной глубины расположения расчетного слоя, значения которого следует принимать по табл. 27.

Таблица 27

Относительная глубина расположения слоя с минимальной сопротивляемостью сдвигу (в долях от полуширины насыпи по подошве), до


A 0

0,1

5,25

0,2

3,84

0,3

3,51

0,4

3,34

0,6

3,23

7.25. Устойчивость основания считается полностью обеспеченной, независимо от интенсивности возведения насыпи, при условии, что ³ 1.

При меньшем значении типовая конструкция насыпи допускается к применению при условии обеспечения необходимого режима отсыпки насыпи, устанавливаемого расчетом.

8. НАСЫПИ НА УЧАСТКАХ ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТОВ

8.1. В районах распространения засоленных грунтов земляное полотно следует проектировать с учетом степени и качественного характера засоления грунта (см. приложение 3), используемого как материал для возведения насыпи или в качестве ее основания.

8.2. Слабо- и среднезасоленные грунты допускается использовать для насыпей типовой конструкции в соответствии с требованиями разд. 5 настоящих Указаний.

Сильнозасоленные грунты допускается использовать только на участках с сухим или осушаемым основанием и глубоким залеганием грунтовых вод при обязательном применении мер, направленных на предохранение верхней части земляного полотна от большего засоления.

Избыточнозасоленные грунты для возведения насыпей применять не допускается.

8.3. Насыпи на участках с сухим естественным основанием (см. п. 2.23), сложенным слабо- и среднезасоленными грунтами следует проектировать по нормам разд. 5 настоящих Указаний.

Закрыть

Строительный каталог