СН 449-72, часть 4

8.4. На участках местности с сильно- и избыточнозасоленными грунтами необходимо сравнивать варианты:

обхода этих участков;

устройства земляного полотна, как правило, насыпями из привозных незасоленных, слабо- или среднезасоленных грунтов с принятием мер против их большего засоления, в том числе с назначением высоты насыпей по нормам табл. 18 и 28 или соответствующим понижением уровня грунтовых вод и др.

Насыпи железных дорог

8.5. На участках с сильно- и избыточнозасоленными грунтами, а также на участках с сырым и мокрым естественными основаниями из слабо- и среднезасоленных грунтов необходимо предусматривать мероприятия по предотвращению избыточного засоления грунта в теле насыпей, в том числе:

использовать дренирующий грунт для возведения всей насыпи или нижней части на высоту не менее 0,7 м при наличии грунтовых вод, периодически выходящих на дневную поверхность;

высоту насыпей из мелких и пылеватых песков, глинистых и других недренирующих грунтов назначать не менее величин, приведенных в табл. 18;

предусматривать удаление рыхлого поверхностного толщиной до 0,5 м слоя грунта с засоленностью более 10 % с заменой его качественным грунтом применительно к рис. 31, а — под насыпями высотой до 6 м, на участках с сухим естественным основанием и глубоким залеганием грунтовых вод и применительно к рис. 31, б на участках с неглубоким залеганием грунтовых вод, периодически выходящих на дневную поверхность;

Рис. 31. Поперечные профили железнодорожных насыпей на засоленных грунтах на участках

а — с сухим основанием; б — с неглубоким уровнем грунтовых вод, периодически выходящих на дневную поверхность; 1 — местный, недренирующий грунт; 2 — дренирующий грунт

предусматривать дренажные и водоотводные устройства, понижающие уровень грунтовых вод.

Насыпи автомобильных дорог

8.6. В условиях среднезасоленных и сильнозасоленных грунтов следует проектировать насыпи с возвышением низа дорожной одежды над поверхностью земли на 20% выше норм, приведенных в табл. 18.

8.7. Наименьшее возвышение низа дорожной одежды в наиболее низком месте поперечного профиля над уровнем грунтовых вод в зимне-весенний период принимается по табл. 28.

Таблица 28

Вид грунта насыпи

Величина возвышения в м при грунтах основания


слабо- и среднезасоленных

сильнозасоленных

1. Пески мелкие; супеси легкие крупные

0,5

0,7

2. Пески пылеватые; супеси легкие

0,9

1,1

3. Суглинки тяжелые; глины

1,4

1,6

4. Супеси пылеватые и тяжелые пылеватые; суглинки легкие, легкие пылеватые в тяжелые пылеватые

1,6

1,9

При проектировании насыпей из сильнозасоленных глинистых пылеватых грунтов на участках местности 2-го и 3-го типов (см. табл. 13) низ дорожной одежды необходимо размещать не менее чем на 2,4 м над уровнем грунтовых вод или предусматривать соответствующее понижение последнего.

При глубоком залегании грунтовых вод, но затрудненном стоке и возможности длительного подтопления земляного полотна поверхностными водами, возвышение низа дорожной одежды, указанное в табл. 28, принимается над горизонтом поверхностной воды при длительном подтоплении.

8.8. При сильнозасоленных глинистых грунтах и нецелесообразности возвышения низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод до величин табл. 28 необходимо предусматривать устройство капилляропрерывающих или изолирующих прослоек согласно требованиям п. 5.8.

8.9. Насыпи с резервами следует проектировать на участках с залеганием уровня грунтовых вод на глубине не менее 1,0 м. При этом расстояние от дна резерва до наивысшего уровня грунтовых вод должно быть не менее 0,3 м.

Безрезервные профили следует применять на участках с высоким уровнем залегания грунтовых вод и предусматривать, как правило, использование для насыпей привозного грунта. В случаях использования местного грунта его заготовку необходимо предусматривать посредством равномерной срезки поверхностного слоя толщиной 0,2 — 0,3 м в пределах полосы шириной 25 — 30 м в каждую сторону от оси земляного полотна.

Для лучшего отвода воды вдоль краев резервов следует устраивать продольные канавы. На солончаках и солонцах, где отвод воды из резервов будет затруднен, необходимо проектировать бермы.

При одновременном проектировании земляного полотна и ирригационной сети разрешается совмещать резервы с открытыми дренами и коллекторами глубиной до 3 м.

8.10. На участках мокрых солончаков, в пределах которых уровень грунтовых вод залегает на глубину менее 0,6 м в течение всего года, насыпи следует проектировать согласно положениям пп. 5.5 — 5.8 из привозных, преимущественно песчаных грунтов или супесей.

8.11. В пределах такыров (см. приложение 3) насыпи необходимо проектировать высотой не менее 0,5 м. Вдоль полевой стороны резервов следует проектировать валики высотой 0,3 — 0,4 м из грунта.

9. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО В РАЙОНАХ ПОДВИЖНЫХ ПЕСКОВ

9.1. Проектирование земляного полотна в районах подвижных песков заключается в выборе конструкции земляного полотна, мало подверженной песчаным заносам, в установлении мер по укреплению откосов, а также в разработке комплекса работ по предохранению земляного полотна от выдувания и образования песчаных заносов на полосе шириной не менее 50 — 150 м с учетом местных условий:

рельефа местности;

скорости и направления ветра, вызывающего перенос песка;

степени закрепления растительностью поверхности песка;

зернового состава песка, его влажности и засоленности;

характеристики поверхностного слоя песка в отношении возможности закрепления его растительностью;

глубины залегания грунтовых вод и др.

Степень естественного закрепления поверхности и подвижности песка на местности, прилегающей к трассе проектируемой дороги, оценивается по табл. 29.

Таблица 29

Наименование поверхности

Растительностью покрыто в % от пересекаемой площади

Степень подвижности песка

1. Незаросшая (пески барханные)

¾

Очень подвижны

2. Слабозаросшая

Менее 15

Подвижны

3. Полузаросшая

15-35

Неподвижны

4. Заросшая

Более 35

Неподвижны

9.2. В районах распространения барханных незаросших и слабозаросших песков земляное полотно следует проектировать преимущественно в виде насыпей высотой 0,5 — 0,6 м, возводимых, как правило, из резервов глубиной до 0,2 м. В пределах равнин и межбарханных понижений в проектах земляного полотна, кроме того, необходимо предусматривать:

планировку придорожной полосы шириной 15 — 40 м с каждой стороны полотна, с разравниванием на ней подвижных форм рельефа;

закрепление подвижных форм рельефа механической защитой, растительностью или другими способами на ширину до 200 м за пределами придорожных полос.

Укрепление откосов и обочин земляного полотна необходимо предусматривать согласно разд. 16 настоящих Указаний, независимо от степени естественной закрепленности поверхности песка на местности, прилегающей к земляному полотну проектируемой дороги.

Насыпи высотой более 1 м через межгрядовые или межбарханные понижения для автомобильных дорог следует проектировать с использованием песка из выемок или карьеров, размещаемых с подветренной стороны на расстоянии не менее 50 м от проектируемой дороги.

Насыпи для железных дорог следует проектировать с использованием грунта преимущественно из узких и глубоких резервов, а крутизну откосов принимать по нормам табл. 21; насыпи для автомобильных дорог следует проектировать согласно рис. 32.

Рис. 32. Поперечный обтекаемый профиль насыпей для автомобильных дорог в районах распространения барханных песков

Выемки глубиной до 2 м следует проектировать раскрытыми с откосами крутизной 1:10 и более пологими, с применением поперечного профиля рис. 15 для железных дорог и рис. 33, а — для автомобильных дорог.

Рис. 33. Поперечные профили выемок для автомобильных дорог в барханных песках

а — глубиной до 2 м; б — то же, раскрытых; в — глубиной более 2 м

В районах, где по опыту эксплуатации существующих автомобильных дорог в песчаных выемках необходим водоотвод, выемки следует проектировать разделанными под насыпь высотой 0,3 — 0,4 м и с откосами не круче 1:4 (рис. 33, б).

Выемки глубиной более 2 м для железных дорог следует проектировать с применением поперечных профилей по рис. 15 и 18. Поперечный профиль рис. 15 разрешается применять в районах с засушливым климатом, если будет обеспечено впитывание и испарение атмосферных осадков в любое время года; крутизну откосов необходимо назначать в зависимости от силы и направления ветра, крупности песка, по не круче 1:2. Выемки для автомобильных дорог необходимо проектировать разделанными под насыпь высотой 0,3 — 0,4 м (рис. 33, в); расстояние между подошвой насыпи и откосом выемки следует принимать шириной 10 — 20 м в зависимости от силы ветра, его направления и крупности песка.

9.3. На участках с полузаросшей и заросшей поверхностью земляное полотно следует проектировать с расчетом максимального сохранения растительности и естественного рельефа прилегающей местности.

При этом насыпи для автомобильных дорог необходимо проектировать минимальной высоты без резервов; возведение насыпей следует предусматривать с применением продольной возки и использованием грунта из выемок или из карьера, закладываемых с подветренной стороны на расстоянии не менее 50 м от проектируемой дороги.

Насыпи для железных дорог следует проектировать с узкими и глубокими резервами, а крутизну откосов насыпи принимать по табл. 17.

Выемки для железных дорог следует проектировать с применением поперечных профилей по рис. 15 и 18. Крутизну откосов выемок разрешается принимать соответственно углу естественного откоса песка в данном массиве, но не круче 1:1,5. Выемки глубиной до 2 м проектировать раскрытыми не требуется.

Выемки для автомобильных дорог необходимо проектировать минимальной ширины с откосами 1:2. Выемки, грунт из которых будет использован для возведения насыпей, следует проектировать в соответствии с поперечным профилем рис. 34.

Рис. 34. Поперечный профиль уширенной автодорожной выемки глубиной более 2 м в барханных песках с заросшей поверхностью

10. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО В РАЙОНАХ ИСКУССТВЕННОГО ОРОШЕНИЯ

10.1. На орошаемых территориях земляное полотно следует проектировать с учетом неблагоприятного водного режима, возникающего вследствие:

общего повышения уровня грунтовых вод при поливе и промывке грунтов;

местного повышения уровня грунтовых вод при размещении дороги рядом с сооружениями оросительной и водосборно-сбросной сетей;

затопления резервов, водоотводных нагорных канав и кюветов промывными и поливными водами.

10.2. Проектировать земляное полотно следует с учетом минимального использования площади орошаемых земель. При этом использование ирригационных дамб и сооружений для размещения автомобильных дорог требуется согласовывать с местными организациями, а также с проектно-изыскательской организацией, разработавшей проект ирригационной системы ее развития.

10.3. Земляное полотно дорог, размещаемых на расстоянии менее 60 м от магистральных и распределительных каналов и других сооружений ирригационной сети, необходимо проектировать с учетом рельефа местности, конструкции канала и расхода в нем воды, условий отвода поверхностной воды от дороги, наличия и расположения подъездных дорог к населенным пунктам, необходимости устройства водопропускных сооружений, возможности увеличения высоты насыпи при приближении дороги к каналу, условий эксплуатации дороги и канала, возможности сельскохозяйственного использования земли между каналом и дорогой.

10.4. Расстояние между бровками канала водосборно-сбросной сети и резерва или водоотводной канавы следует принимать не менее 4,5 м; использование кюветов, нагорных и водоотводных канав в качестве распределителей не допускается.

10.5. Расчетный горизонт грунтовых вод следует устанавливать по многолетним данным стационарных гидрогеологических наблюдений в районе проектируемой дороги. При отсутствии таких данных расчетный горизонт грунтовых вод следует устанавливать при инженерно-геологическом обследовании района с учетом сезонных многолетних колебаний уровня грунтовых вод в других районах с аналогичными условиями, а также возможных последующих изменений этого уровня, связанных с освоением и орошением земель. Во всех случаях в качестве расчетного следует принимать наивысший многолетний уровень грунтовых вод.

10.6. На территориях, подлежащих освоению и орошению в период эксплуатации дороги, расчетный горизонт грунтовых вод необходимо принимать по перспективным данным органов водного хозяйства с учетом прогноза изменений естественного уровня грунтовых вод, связанных как с орошением и промывками, так и с дренажными мероприятиями.

10.7. На участках расположения дорог в непосредственной близости от ирригационных сооружений необходимо учитывать, что фильтрационный максимум уровня грунтовых вод возникает в период работы канала с наибольшей нагрузкой.

Фильтрационный максимум уровня грунтовых вод следует принимать в качестве расчетного в случаях, когда он будет выше естественного уровня.

10.8. В районах искусственного орошения земляное полотно следует проектировать, как правило, насыпями с использованием поперечных профилей рис. 35. Высоту насыпей необходимо определять с учетом предохранения верхней части земляного полотна от увлажнения грунтовыми и поверхностными водами в зависимости от вида используемого грунта, степени его засоления и условий водоотвода.

Рис. 35. Поперечные профили насыпей вблизи ирригационных сооружений

а — насыпь, размещаемая вдоль закрытых трубчатых дрен или коллекторов; б — то же, вдоль каналов из железобетонных лотков, в — то же, вдоль каналов за пределами влияния фильтрационного максимума уровня грунтовых вод (УГВ); г — то же, вдоль открытых коллекторов; 1 — трубчатая дрена или коллектор; 2 —лоток; 3 — расчетный уровень воды в канале; 4 — коллектор; 5 ¾ УГВ, пониженный дреной или коллектором; 6 — естественный максимум УГВ; 7 — фильтрационный максимум УГВ; 8 — расчетное возвышение низа дорожной одежды над УГВ; L — расстояние, назначаемое по расчету

11. РЕЗЕРВЫ, КАВАЛЬЕРЫ, БАНКЕТЫ

Резервы

11.1. Резервы, размещаемые вдоль насыпей или сосредоточенные резервы — грунтовые карьеры, располагаемые в удалении от насыпи, следует проектировать в случаях непригодности для насыпи грунта из смежных выемок или нецелесообразности его транспортирования.

Вдоль насыпей не допускается размещать резервы в случаях, когда невозможно отвести воду из них, а так же при проектировании автомобильных дорог с сохранением ландшафта окружающей местности.

Не допускается размещать резервы в пределах раздельных железнодорожных пунктов и населенных мест, в местах расположения путевых зданий и переездов, на участках развития карста, а также, как правило, на поймах рек.

Смежные резервы у отдельных зданий и переездов следует соединять водопропускными канавами, лотками или трубами.

Размеры и конфигурация грунтовых карьеров назначаются с учетом потребности в грунте и в соответствии с требованиями техники безопасности.

11.2. Расположение резервов относительно проектируемой насыпи следует назначать согласно табл. 30 с учетом местных условий, влияющих на конструкцию и технологию сооружения земляного полотна.

Таблица 30

Поперечный

расположение резервов

уклон местности

оптимальное

допустимое

Положе 1:10

С двух сторон

С одной стороны

От 1:10 до 1:5

С нагорной стороны

С двух сторон или с низовой стороны

Круче 1:5

Резервы не проектировать

С нагорной стороны по отдельным решениям с расчетом общей устойчивости косогора и насыпи после устройства резерва

Расстояние между внешней бровкой резерва и границей полосы отвода должно быть не менее 1 м.

В районах распространения подвижных песков резервы следует размещать согласно требованиям разд. 9 настоящих Указаний.

11.3. Между подошвой откоса насыпи и бровкой резерва необходимо оставлять берму шириной не менее 3 м для железных дорог и не менее 2 м для автомобильных дорог. У насыпей высотой до 2 м на сухом основании ширину берм разрешается уменьшать до 1 м; автодорожные насыпи высотой до 1,5 м, возводимые из резервов, допускается проектировать без берм (см. рис. 6, а; 7). Со стороны будущего второго пути железных дорог I  — III категорий ширину бермы следует назначать равной 7,1 м.

Бермам с нагорной стороны необходимо придавать поперечный уклон от 0,02 до 0,04 в сторону резерва за счет срезки или присыпки грунта применительно к рис. 4, а, б.

11.4. Резервы необходимо, как правило, включать в общую систему водоотводных устройств, ограждающих земляное полотно от воздействия поверхностной воды, или предусматривать отдельные выпуски воды из резервов в пониженные места прилегающей местности, согласно требованиям разд. 12 настоящих Указаний.

11.5. Замкнутые резервы без водоотводов допускается применять на участках с дренирующими грунтами в районах с засушливым климатом и в районах распространения подвижных песков.

11.6. Дну резервов, входящих в общую систему водоотводных устройств, необходимо придавать поперечный и продольный уклоны. Поперечный уклон должен быть не менее 0,02, а продольный — не менее 20 /00 . Дно резерва при его ширине до 10 м следует проектировать односкатным с поперечным уклоном от земляного полотна, а при ширине более 10 м — двускатным, с уклоном от краев резерва к его середине. Наибольший продольный уклон резерва с низовой стороны насыпи не должен превышать 80 /00 , а для легкоразмываемых грунтов 50 /00 . Уклон дна резервов с нагорной стороны насыпей следует назначать по расчету в зависимости от вида грунта, количества и скорости течения воды. В случаях, когда по условиям рельефа местности продольный уклон дна резерва получается круче допускаемого по размываемости грунта, резервы следует проектировать отдельными участками с наибольшим допустимым уклоном дна. Между соседними участками резерва необходимо оставлять полосы ненарушенного грунта шириной не менее 3 м, а в местах сопряжения нижнего участка резерва с косогором — не менее 2 м и предусматривать в них устройство канав с перепадами высотой до 0,5 м, согласно требованиям разд. 12 настоящих Указаний.

11.7. Откосы резервов следует проектировать не круче 1:1,5.

11.8. Размеры резервов следует назначать по условиям потребности в грунте, а глубину, кроме того, — с учетом параметров применяемых землеройных машин и требований по устройству продольного водоотвода.

При невозможности или нецелесообразности увеличения глубины резерва, используемого в качестве водоотвода, а также в резервах с продольным уклоном менее 50 /00 для пропуска воды следует проектировать водоотводную канаву с размещением ее в пониженной части резерва.

Поперечные размеры, продольный уклон и тип укрепления канавы следует назначать согласно требованиям разд. 12 и 16 настоящих Указаний.

11.9. На поймах рек закладка резервов допускается в исключительных случаях, причем:

расположение резервов необходимо увязывать с регуляционными сооружениями;

расстояние между нижним концом резерва и урезом меженных вод должно быть не менее 10 м;

отметку дна резервов назначать выше уровня меженных вод;

для выпуска воды из резерва предусматривать устройство канавы;

бермы между подошвой насыпи и бровкой резерва назначать не менее 4 м;

со стороны насыпи в резервах оставлять выступы в виде траверс, если в паводке возможно течение воды вдоль резерва.

11.10. Переходы от одной ширины резерва к другой следует назначать за счет отклонения полевого откоса под углом около 15°.

11.11. В грунтовых карьерах после их выработки необходимо предусматривать планировку откосов с учетом последующей посадки деревьев, использования карьера под водоем или для других народнохозяйственных целей.

Кавальеры

11.12. Кавальеры необходимо предусматривать в случаях непригодности или нецелесообразности использования грунта из выемки для насыпей, а также при отсутствии в непосредственной близости от выемки пониженных мест рельефа, где, как правило, непригодный или лишний грунт из выемок следует размещать и планировать.

Размещение грунта в кавальерах не допускается:

на территории станционных площадок, населенных пунктов и промышленных предприятий;

в местах, где кавальеры могут способствовать снежным или песчаным заносам полотна, в том числе вдоль мелких выемок;

с нагорной стороны полувыемок.

11.13. Кавальеры следует проектировать согласно рис. 36 и размещать в зависимости от поперечного уклона местности (табл. 31), с учетом условий заносимости снегом или песком, а также свойств и состояния грунта, подлежащего укладке в кавальер.

Рис. 36. Схема размещения кавальеров и водоотводных устройств

а — с трапецеидальной забанкетной канавой; б — с треугольной забанкетной канавой, 1 — нагорная канава: 2 — кавальер; 3 — забанкетная канава; 4 — банкет; 5 — откос выемки

Таблица 31

Поперечный

Расположение кавальеров

уклон местности

оптимальное

допустимое

Положе 1:5

С двух сторон

С одной стороны

От 1:5 до 1:3

С низовой стороны

С верховой стороны с проверкой расчетом общей устойчивости сооружения

Круче 1:3

Необходимо устанавливать с учетом местных условий и с проверкой расчетом общей устойчивости сооружения

11.14. Расстояние от подошвы кавальера до бровки проектируемой выемки, а на участках устройства в ближайшей перспективе второго пути железных дорог — до бровки выемки для будущего полотна должно бить не менее 5 м, для автомобильных дорог — не менее 3 м. На участках с глинистыми переувлажненными грунтами, в том числе при наличии верховодки, это расстояние должно быть не менее (5 + Н ) ³ 10 м, где Н — высота откоса проектируемой выемки.

11.15. Кавальеры с низовой стороны полотна следует проектировать с разрывами в пониженных местах, не реже чем через каждые 50 м; ширина разрыва понизу должна быть не менее 3 м. Площадке между бровкой выемки и подошвой низового кавальера необходимо придавать продольный уклон в сторону разрыва.

11.16. В пределах полувыемок, а также раздельных пунктов железных дорог, размещенных на крутых косогорах, лишний или непригодный для насыпей грунт следует размещать с низовой стороны полотна, причем верх отсыпки необходимо проектировать ниже бровки земляного полотна не менее чем на 0,5 м, с поперечным уклоном 0,02 — 0,04 от полотна.

11.17. В песчаных районах на сильно заносимых участках лишний грунт из выемок следует размещать не в форме кавальеров, а слоями высотой до 1 м и немедленно укреплять его поверхность. В пределах мало заносимых участков кавальеры необходимо проектировать согласно требованиям п. 11.12 — 11.16 настоящих Указаний.

11.18. Проектом производства работ по устройству кавальеров необходимо предусматривать отсыпку грунта слоями до 1 м и планировку каждого слоя бульдозером.

Банкеты

11.19. Банкет необходимо проектировать для регулирования отвода поверхностной воды в забанкетную канаву с площадки между нагорным откосом выемки и подошвой кавальера, применительно к рис. 36.

Банкеты следует проектировать треугольной формы, высотой не более 0,6 м, назначая откос со стороны полотна не круче 1:1,5, расстояние от подошвы откоса банкета до бровки выемки — 1 м. Верху банкета придается уклон 0,02 — 0,04 в сторону забанкетной канавы.

11.20. Забанкетная канава, размещаемая между банкетом и кавальером, должна иметь: продольный уклон не менее 50 /00 , глубину и ширину по дну при трапецеидальной форме, равные 0,3 м, откосы крутизной 1:1,5, расстояние от бровки канавы до подошвы откоса кавальера — 0,5 м. Забанкетные каналы разрешается проектировать треугольной формы глубиной 0,4 м.

11.21. Банкеты с забанкетными канавами не следует проектировать на косогорах крутизной 1:5 и более, а также у выемок в лёссовых и скальных грунтах.

Водоотводные устройства в этих случаях необходимо проектировать индивидуально с учетом местных условий.

11.22. В пределах пологих косогоров, а также у неглубоких выемок, когда устройство банкетов и забанкетных канав нецелесообразно, проектом необходимо предусматривать планировку поверхности косогора на полосе шириной около 3 м, прилегающей к бровке выемки, с приданием поверхности поперечного уклона к выемке не менее 0,02 и укрепление ее посевом трав.

12. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТВОДА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД

12.1. Устойчивость и прочность земляного полотна, а также нормальная работа дороги в условиях строительства и эксплуатации во многом зависят от наличия и состояния водоотводных устройств. Поэтому в проекты земляного полотна необходимо включать постоянные и временные на период строительства устройства для отвода поверхностных вод.

Устройства для отвода поверхностных вод допускается не предусматривать при проектировании земляного полотна на участках с песками в районах с засушливым климатом.

12.2. Отвод поверхностных вод следует предусматривать:

от насыпей и полунасыпей — канавами (нагорными, продольными и поперечными водоотводными, осушительными) или резервами;

от откосов выемок и полувыемок — канавами (нагорными и забанкетными);

от основной площадки земляного полотна железных дорог и верха земляного полотна автомобильных дорог в выемках и полувыемках — кюветами или лотками.

Поверхностную воду необходимо отводить от земляного полотна в пониженные места рельефа, в том числе к водопропускным сооружениям.

С нагорной стороны полотна должен быть предусмотрен сплошной продольный водоотвод на протяжении от каждого водораздела, пересекаемого дорогой, до водопропускного сооружения или до мест, от которых возможен поперечный отвод воды в сторону от полотна.

12.3. В состав работ по проектированию водоотводных устройств входят:

определение объема воды, притекающей с водосборного бассейна:

назначение вида, размеров и местоположения водоотводного устройства, позволяющих использовать землеройные машины для его выполнения, а также очистки в период эксплуатации;

назначение продольного уклона и скорости течения воды, исключающих возможность заиливания или размыва русла при принятом типе укрепления откосов и дна;

проверка расчетом площади поперечного сечения для пропуска расчетного расхода при заданном уклоне.

Водоотводные устройства в пределах участков со сложными инженерно-геологическими условиями следует проектировать индивидуально.

12.4. Минимальные размеры и другие параметры водоотводных устройств следует назначать на основе гидравлических расчетов, но не менее норм, приведенных в табл. 32. Для железных дорог кюветы следует проектировать, как правило, трапецеидального поперечного профиля, а при соответствующем обосновании — полуциркульного; глубину кюветов в обоснованных случаях допускается устанавливать равной 0,4 м.

Таблица 32



Ширина по


Крутизна откоса в грунтах


Возвышение

Водоотводные устройства

дну после укрепления в м

Глубина в м

глинистых; песчаных; крупнообломочных

пылеватых, глинистых и песчаных

торфяных

Продольный уклон в 0 /00

бровки над расчетным уровнем воды в м

1. Нагорные и водоотводные канавы

0,6

0,6

1:1,5

1:1,5

¾

5*

0,2

2. Забанкетные канавы

0,3

0,3

1:1,5

1:2

¾

5

¾

3. Канавы на болотах:








I типа

0,8

0,8

¾

¾

1:1,5

2**

II типа

2,0

1,0

¾

¾

1:1

2**

¾

4. Кюветы железных дорог

0,4

0,6

1:1,5

1:1,5

¾

2 ***

0,2

5. Кюветы автомобильных дорог:








треугольного профиля

¾

0,3

1:1

1:1,5

¾

5

0,2

трапецеидального профиля

0,4

0,3

1:1

1:1,5

5

0,2

* По условиям рельефа местности допускается уменьшать до 30 /00 .

** В исключительных случаях допускается уменьшать до 1 0 /00 .

*** В районах с суровым климатом и избыточным увлажнением грунтов — не менее 30 /00 .

Для автомобильных дорог наряду с выполнением технических требований по устройству водоотводов необходимо учитывать условия вписывания земляного полотна в ландшафт местности.

Наибольший продольный уклон водоотводных устройств для железных и автомобильных дорог следует назначать по расчету в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы и допускаемых скоростей течения воды по размыву. Если наибольший допускаемый продольный уклон водоотводного устройства при заданных расчетных параметрах будет меньше естественного уклона местности или продольного уклона земляного полотна, при расходах воды более 1 м3 /сек необходимо предусматривать устройство быстротоков и перепадов, проектируемых индивидуально.

12.5. Поперечное сечение водоотводных устройств следует проверять на пропуск расчетного расхода воды с использованием методов гидравлических расчетов малых искусственных сооружений и русл. При этом вероятность превышения расчетных расходов следует принимать по нормам табл. 33.

Таблица 33


Вероятность превышения расчетных расходов в % для

Категория линий, дорог

кюветов, нагорных канав и водосбросов

водоотводных (продольных и поперечных) канав

I

1

4

II

3

6

III

3

6

IV

5

10

V

5

10

12.6. На водоразделе двух смежных бассейнов, на полосе шириной, не менее 5 м, устройство резервов и канав не допускается, если выпуск, воды будет осуществлен в различные водопропускные сооружения. В необходимых случаях на водоразделе следует предусматривать устройство разделительной дамбы шириной поверху не менее 2 м с заложением откосов не круче 1:2, с возвышением ее верха над расчетным уровнем воды не менее 0,25 м.

Закрыть

Строительный каталог