Пособие к ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94), часть 2


Рис. 4.3. Вариант планировки групповой комнаты спальной ячейки для дошкольников


ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Унитаз детский

2. Умывальник детский

3. Душевой поддон

4. Поворотное кресло

5. Ногомойка

6. Банкетка

7. Вешалка для полотенец

8. Поручни-держатели

9. Шкаф хозяйственный

10. Инвалидная коляска


Рис. 4.4. Планировочные схемы санитарных узлов для дошкольных групп


I - Раздевальная на 8 мест в помещениях проживания, проектируемых по типу коридорной системы

II - Прихожая-раздевальная в помещениях проживания, проектируемых по типу семейной квартиры

III - Раздевальная на 8 мест в групповой ячейке, проектируемой по типу дошкольных учреждений

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Индивидуальный шкаф для одежды и обуви

6. Встроенный шкаф для одежды и обуви на семью

2. Индивидуальный шкаф для инвалида

7. Шкаф персонала

3. Сушильный шкаф

8. Открытая вешалка с крючками и полкой для головных уборов

4. Инвалидная коляска

9. Корзина для зонтов и палок

5. Скамья для одевания

10. Зеркало


Рис. 4.5. Примеры планировки раздевальных с учетом потребности инвалидов-колясочников



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кровать

2. Диван

3. Тумбочка

4. Комбинированный шкаф

5. Стол

6. Стул

7. Кресло

8. Торшер

9. Банкетка

10. Инвалидная коляска


Рис. 4.6. Планировочные схемы спальных комнат на 2 и 3 места



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кровать для школьника

7. Кресло

2. Кровать для дошкольника

8. Торшер

3. Диван

9. Шкаф

4. Тумбочка

10. Инвалидная коляска

5. Стол

11. Столик для дошкольника

6. Стул

12. Банкетка


Рис. 4.7. Планировочные схемы спальных комнат на 2 и 3 места, рассчитанные на размещение одного инвалида-дошкольника


ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кровать

6. Стул

2. Диван

7. Кресло

3. Тумбочка

8. Торшер

4. Комбинированный шкаф

9. Банкетка

5. Стол

10. Инвалидная коляска


Рис. 4.8. Планировочные схемы спальных комнат на 3 и 4 места



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Ванна

2. Унитаз

3. Душевой поддон

4. Умывальник

5. Инвалидная коляска

6. Поворотное кресло


I - Уборная с умывальником

II - Санитарный узел при спальной комнате, вариант с душем

III - Санитарный узел при спальной комнате, вариант с ванной


Рис. 4.9. Планировочные схемы санитарных узлов



I - Детский поселок либенау для умственно отсталых детей и подростков близ Теттнанга

II - Детский дом для умственно отсталых детей в швабском Гмюнде

III - Детский поселок близ Клеве

IV - Детский интернат для психически и физически неполноценных детей в Нордкирхеле


ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ


1. Спальни на 1 место

8. Кухня

2. Спальни на 2 места

9. Комната для занятий

3. Спальни на 3 места

10. Комната персонала ("мамы" или "тети")

4. Спальни на 4 места

11. Помещение дежурной

5. Раздевальная

12. Кладовые

6. Гостиная, общая комната

13. Помещение медицинского назначения

7. Столовая

14. Веранда, терраса


Рис. 4.10. Примеры планировочных решений семейных жилых ячеек в учреждениях для инвалидов за рубежом (Германия)



ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ


1. Спальная комната на 3 места

2. Общая комната-столовая

3. Кухня

4. Учебная комната

5. Комната персонала

6. Передняя-раздевальная

7. Кабинет врача или медицинской сестры

8. Кладовые инвентарные

9. Лоджия-отстойник с откидным тобогганом (10)


Рис. 4.11. Вариант планировки спальной секции на 2 квартиры на 6 и 9 мест



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол обеденный 160х90

10. Табурет

2. Стол обеденный 140х90

11. Телевизор

3. Стул

12. Холодильник

4. Инвалидная коляска

13. Кухонный стол

5. Диван

14. Подвесные шкафы

6. Кресло

15. Электроплита

7. Журнальный столик

16. Мойка

8. Торшер

17. Лоджия

9. Стол-стойка

18. Откидной тобогган


Рис. 4.12. Пример планировки общей комнаты-столовой и кухни в жилой ячейке для семьи из 9 чел.



ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ


1. Стол ученический

8. Шкаф для книг и учебных пособий

2. Стул ученический

9. Стол-стеллаж для игрушек

3. Стол ученический для инвалида-колясочника

10. Табурет

4. Инвалидная коляска

11. Стол игровой для инвалида

5. Стол учителя

12. Живой уголок

6. Стул учителя

13. Ковер для игр на полу

7. Доска

14. Столик шахматный


Рис. 4.13. Пример планировки комнаты для игр и учебных занятий в жилой ячейке для семьи из 8 чел.


5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Помещения учебно-профессиональной подготовки занимают важное место в домах-интернатах, поскольку являются базой для обеспечения главной функции этих учреждений - социальной адаптации детей-инвалидов.

В домах-интернатах обычные учебные занятия происходят в классах, закрепленных за каждой группой, в привычном, психологически обжитом помещении, где у каждого ученика есть его собственное место. В таких классах по рекомендации психологов и педагогов предусматривается зона психологической разгрузки с кушеткой (за экраном), креслом, небольшой шведской стенкой, чтобы уставший от занятий ребенок мог полежать, посидеть в кресле или размяться на шведской стенке.

Кабинетная система предусмотрена только для специализированных занятий - уроков физики, химии, биологии, обучения компьютерной технике, машинописи. На рис. 5.1 приводится пример планировки класса на 10 чел. (в том числе 2 инвалида-колясочника) с зоной психологической разгрузки, а на рис. 5.2-5.5 - примеры планировки специализированных кабинетов - физики, химии, биологии с живым уголком, компьютерного класса, класса обучения машинописи.

Кабинет физики и химии может быть совмещен в одном помещении, но при этом лаборантские должны быть раздельными и запроектированы по нормативам общеобразовательных школ.

В домах-интернатах обязательно предусматривается кабинет социальной адаптации, который служит для обучения детей-инвалидов домоведению - умению подобрать продукты, изготовить из них определенные блюда, накрыть и сервировать стол, принять гостей и т.п. В этом кабинете могут проводиться дни рождения, праздники с приглашением гостей. Кабинет состоит из рабочей зоны (кухни), а также представительной зоны, где стоят столы со стульями, проводятся танцы и игры. Обе зоны разделены стойкой - рабочим столом для разделки продуктов и подготовки блюд к подаче на стол.

Предложения по расстановке оборудования в представительной зоне разработаны для двух вариантов размещения детей и их гостей - на 11 и 21 место (рис. 5.6). Комбинированная стенка рассчитана на хранение столовой посуды, белья, музыкальной техники, видеотехники, кассет, дисков и т.п.



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол ученический

9. Кресло

2. Стул ученический

10. Кинопроекционный аппарат

3. Стол учителя

11. Табурет

4. Стул учителя

12. Тумбочка

5. Стол ученический для инвалида-колясочника

13. Кушетка

6. Инвалидная коляска

14. Экран

7. Доска

15. Умывальник

8. Шведская стенка



Рис. 5.1. Планировочная схема класса на 10 чел.

с зоной психологической разгрузки



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол ученический лабораторный

7. Доска-экран

2. Стул ученический

8. Распределительный щиток

3. Стол демонстрационный

9. Шкаф-стеллаж

4. Стул учительский

10. Кинопроекционный аппарат

5. Мойка

11. Инвалидная коляска

6. Бак для мусора



Рис. 5.2. Планировочная схема кабинета физики, химии на 10 человек



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол ученический-лабораторный

8. Шкаф стеллаж

2. Стул ученический

9. Низкий стеллаж на уровне

3. Стол демонстрационный

подоконника для размещения

4. Стул учительский

аквариума, ящиков с растениями,

5. Мойка

клеток с птицами и животными

6. Бак для мусора

10. Кинопроекционный аппарат

7. Доска-экран

11. Инвалидная коляска


Рис. 5.3. Планировочная схема кабинета биологии на 10 человек



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол ученический

6. Стол для сервера (центрального процессора)

2. Стул ученический

7. Стол для ученического компьютера (терминала)

3. Стол ученический для инвалида-колясочника

8. Доска

4. Стол учительский

9. Полки подвесные

5. Стул учительский

10. Инвалидная коляска


Рис. 5.4. Планировочная схема компьютерного класса на 8 человек



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол учителя

5. Шкаф-стеллаж

2. Стул учителя

6. Умывальник

3. Стол ученический

7. Доска

4. Стул ученический

8. Инвалидная коляска


Рис. 5.5. Планировочная схема класса машинописи на 8 человек



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол обеденный

6. Мойка

1а. Стол резервный

7. Плита

2. Стул

8. Стол-шкаф кухонный

3. Инвалидная коляска

9. Сервировочная стойка, разделочный стол-шкаф

4. Комбинированная стенка

10. Табурет

5. Холодильник



Рис. 5.6. Планировочная схема кабинета социально-бытовой адаптации,

комната для приема гостей на 11 и 21 посадочных места



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Шкаф для открытого хранения книг

4. Стол для абонементного обслуживания

2. Стол для занятий

5. Табурет

2а. Стол для занятий инвалида-колясочника

6. Полки подвесные

3. Стул

7. Инвалидная коляска


Рис. 5.7. Пример планировки библиотеки с открытым доступом к книгам и читальным залом



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Шкаф-стеллаж для рисунков, моделей, реквизита

6. Вешалка с зеркалом

2. Мольберт

7. Стол преподавателя

2а. Специальный мольберт для инвалида-колясочника

8. Стул

3. Помост для моделей и натурщиков

9. Выставка рисунков и картин

4. Кресло отдыха натурщиков

10. Инвалидная коляска

5. Ширма



Рис. 5.8. Пример планировки кабинета рисунка



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стул

4. Пианино

2. Пюпитр

5. Табурет винтовой

2а. Специальный пюпитр для инвалида-колясочника

6. Шкаф музыкальных инструментов, нот и т.п.

3. Помост руководителя

7. Инвалидная коляска


Рис. 5.9. Пример планировки кабинета музыкальных занятий



СПЕЦИФИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол рабочий

5. Письменный стол мастера

2. Табурет регулируемый

6. Стул

3. Проволочно-швейный аппарат

7. Умывальник керамический

4. Стол-зонт с электроклеевой сваркой

8. Инвалидная коляска


Рис. 5.10. Пример планировки картонажной мастерской



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Верстак столярный

6. Стул

2. Табурет регулируемый

7. Дисковая электропила

3. Стол-зонт

8. Станок токарный по дереву

4. Умывальник керамический

9. Инвалидная коляска

5. Письменный стол мастера



Рис. 5.11. Пример планировки столярной мастерской



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол обувщика

7. Шарашечно-полировальный станок

2. Табурет регулируемый

8. Верстак слесарный с машиной для обрезки подошв

3. Машина для пристрочки подошв

9. Швейная машина со столом

4. Машина для отделочных операций

10. Письменный стол мастера

5. Пресс для приклеивания каблуков к женской обуви

11. Стул

6. Машина для приклеивания подошв

12. Умывальник керамический


13. Инвалидная коляска


Рис. 5.12. Пример планировки обувной мастерской



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол рабочий

5. Письменный стол мастера

2. Стол ремонта телерадиоаппаратуры

6. Стул

3. Табурет регулируемый

7. Умывальник керамический

4. Стол-зонт

8. Инвалидная коляска


Рис. 5.13. Пример планировки мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Швейная машина

5. Гладильный стол

2. Табурет регулируемый

6. Рабочий стол

3. Стол раскроечный

7. Умывальник керамический

4. Гладильный стол

8. Письменный стол мастера


Рис. 5.14. Пример планировки швейной мастерской


Примыкающая к кабинету социальной адаптации кладовая-инвентарная служит для хранения запасов белья и посуды, мебели и т.п.

Библиотека с читальным залом и открытым доступом к книгам (рис. 5.7), а также классы рисунка и музыкальных занятий (рис. 5.8, 5.9) могут быть предусмотрены как в составе учебных помещений, так и в составе помещений культурно-массового обслуживания.

На рис. 5.10-5.14 приведены примеры планировок производственных мастерских для наиболее распространенных видов деятельности.

Швейная мастерская, кроме ее основной специализации, может быть использована для занятий различными видами рукоделия (вязания, вышивания, художественной аппликации).

Столярная мастерская может быть, кроме того, использована для художественной резьбы по дереву.




6. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


Эти помещения предназначены как для текущего медицинского обслуживания, так и для медицинской реабилитации инвалидов.

Примеры планировки основных помещений медицинского обслуживания даны только в тех случаях, когда должна быть отражена специфика обслуживания инвалидов. Остальные помещения проектируются по действующим нормативам для лечебно-профилактических учреждений.

Габариты оборудования приводятся примерно, что объясняется большим разнообразием типов применяемых в практике приборов, устройств и т.п.

Разработка планировочных схем должна учитывать следующие положения:

- необходимость учета технологических требований к размещению оборудования (расстояние между приборами, между приборами и стенами и т.п.);

- учет необходимости обслуживания инвалидов-колясочников (подъезды, проезды, повороты);

- учет размещения устройств для перемещения инвалидов к приборам и оборудованию (применение поворотных и подъемных устройств для опускания инвалида в ванну, на кушетку и т.п.).

Применяемые на практике устройства для перемещения инвалидов к оборудованию приводятся на рис. 3.15 - 3.17 (раэд. 3), а примеры самого оборудования на рис. 6.13 и 6.14.

При разработке планировочных схем для кабинетов, обслуживающих только дошкольников следует учитывать необходимые размеры поворотного круга для инвалидов-колясочников - 1,2 м; для кабинетов, которые предназначены для детей всех возрастов - 1,4 м.

На рис. 6.1-6.12 и 6.15-6.21 приведены примеры планировочных решений лечебно-процедурных кабинетов с учетом обслуживания инвалидов-колясочников, а также применения специального оборудования и устройств для их перемещения.

На рис. 6.22 разработаны примеры планировки мельцеровских боксов на 1 и 2 места с учетом обслуживания инвалидов-колясочников и возможностью эвакуации больного на насилках.



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол врача однотумбовый

5. Стул

2. Кушетка смотровая

6. Умывальник керамический

3. Инвалидная коляска

7. Весы медицинские

4. Шкаф врача

8. Ростомер


Рис. 6.1. Кабинет врача (педиатра, терапевта, психоневролога)



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол врача

9. Стол палатный

2. Стул

10. Офтальмоскоп

3. Таблица

11. Табурет

4. Кушетка смотровая

12. Периметр настольный с регистрирующим устройством

5. Столик инструментальный

13. Бачок для отходов

6. Шкаф медицинский

14. Вешалка

7. Холодильник бытовой

15. Светозащитный занавес

8. Умывальник керамический



Рис. 6.2. Кабинет консультативного приема с темной комнатой



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол медсестры

6. Шкаф медицинский

2. Кушетка смотровая

7. Столик инструментальный

3. Стул

8. Бачок для отходов

4. Стол палатный

9. Умывальник керамический

5. Холодильник бытовой

10. Инвалидная коляска


Рис. 6.3. Процедурная




ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кресло стоматологическое

7. Столик инструментальный

2. Установка стоматологическая универсальная

8. Стул

3. Столик стоматологический

9. Плевательница

4. Стул стоматологический

10. Бачок для отходов (педальный)

5. Стол врача

11. Инвалидная коляска

6. Шкаф медицинский одностворчатый



Рис. 6.4. Кабинет стоматолога



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кресло гинекологическое

7. Кушетка

2. Столик инструментальный

8. Умывальник керамический

3. Светильник однорефлекторный, передвижной

9. Шкаф медицинский

4. Стул винтовой

10. Инвалидная коляска

5. Стол врача

11. Бачок для мусора

6. Стул



Рис. 6.5. Кабинет гинеколога, уролога



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стационарная ингаляционная установка

1а. Стационарная ингаляционная установка, рассчитанная на пользование

инвалидом-колясочником

2. Винтовой табурет

3. Умывальник

4. Экран

5. Инвалидная коляска

Рис. 6.6. Ингаляторий на 3 места



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кушетка смотровая

2. Стол для переносной аппаратуры

3. Стул

4. Инвалидная коляска


А - Для приема процедур лежа

Б - Для приема процедур сидя


Рис. 6.7. Фрагменты размещения оборудования в кабинетах электросветолечения



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол палатный

6. Шкаф вытяжной

2. Стул

7. Мойка

3. Кушетка для электросветолечения

8. Умывальник керамический

4. Столик для аппаратуры

9. Машина стиральная, бытовая

5. Шкаф медицинский

10. Инвалидная коляска


Рис. 6.8. Кабинет электросветолечения для дошкольников



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Условная зона расстановки оборудования для механотерапии

2. Стол медицинской сестры

3. Стул

4. Шкаф для хранения салфеток, полотенец и пр.

5. Инвалидная коляска

6. Умывальник


Рис. 6.9. Кабинет механотерапии



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Ванна керамическая ангобированная

2. Душ

3. Поворотное кресло

4. Подъемник для помещения больного в ванну

5. Инвалидная коляска


Рис. 6.10. Фрагменты ванного зала кабинета водолечения



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Ванна

3. Трос или балка

2. Подвесное кресло

4. Инвалидная коляска


Рис. 6.11. Планировочные схемы ванных залов на 4 и 6 ванн



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Ванна подводного массажа

2. Аппарат для подводного массажа

3. Подъемник для помещения больного в ванну

4. Банкетка

5. Вешалка на 2 крючка

6. Полотенцесушитель

7. Умывальник керамический

8. Ведро педальное


Рис. 6.12. Кабинет подводного массажа


Сидячая ванна со стационарным подъемником

Передвижная ванна для инвалидов

Кресло-подъемник с разворотом при ванне

Ванна для физиотерапии

Стационарное кресло-подъемник при ванне

Лифт-стул для погружения в ванну

Ножная ванна для подводного массажа


Рис. 6.13. Типы оборудования, применяемого для водолечения инвалидов



1, 1а - ванна с откидным бортом

2, 2а - опрокидывающая ванна ("ракушка")

3, 3а - ванна с откидной стенкой и возможностью въезда в нее на каталке

4 - ванна с откидной стенкой, рассчитанная на пересадку инвалида с коляски


Рис. 6.14. Типы оборудования, применяемого для водолечения инвалидов



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол врача однотумбовый

2. Инвалидная коляска

3. Кушетка смотровая

4. Шкаф врача

5. Стул

6. Умывальник керамический

7. Весы медицинские

8. Ростомер


Рис. 6.15. Кабинет врача (терапевта, психоневролога)



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кушетка смотровая

2. Тумбочка прикроватная

3. Стол медсестры

4. Стул

5. Инвалидная коляска


Рис. 6.16. Кабинет озокерита, парафинолечения и горячего укутывания



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Аппарат для проведения электросна

5. Умывальник керамический

2. Шкаф медицинский

6. Стул

3. Стол

7. Инвалидная коляска

4. Кровать для сна



Рис. 6.17. Кабинет лечения электросном



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол врача

5. Умывальник керамический

2. Стул детский

6. Стол детский

3. Шкаф медицинский

7. Зеркало

4. Кушетка смотровая

8. Стул


Рис. 6.18. Кабинет врача логопеда для дошкольников



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Стол врача

6. Стол палатный

2. Стул

7. Зеркало

3. Шкаф медицинский

8. Стеллаж библиотечный

4. Кушетка смотровая

9. Инвалидная коляска

5. Умывальник керамический



Рис. 6.19. Кабинет логопеда для школьников



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кушетка смотровая

6. Шкаф вытяжной

2. Стол палатный

7. Холодильник

3. Стул

8. Инструментальный столик

4. Шкаф медицинский

9. Инвалидная коляска

5. Раковина керамическая



Рис. 6.20. Аминозиновый кабинет



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Пульт управления

5. Душ шарко

2. Душ циркулярный

6. Откидные поручни

3. Душ дождевой

7. Инвалидная коляска

4. Душ восходящий



Рис. 6.21. Кабинет гидропатии



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Кровать

6. Вешалка для сменных халатов

2. Тумбочка

7. Умывальник

3. Поворотное кресло для инвалида

8. Унитаз

4. Инвалидная коляска

9. Ванна

5. Каталка для эвакуации лежачего больного



Рис. 6.22. Примеры планировки мельцеровских боксов на 1 и на 2 места


7. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


В состав помещений культурно-массового обслуживания домов-интернатов для детей-инвалидов, как правило, входят зрительный зал с эстрадой, фойе и вспомогательными помещениями, кружковые помещения, спортивный зал, бассейн.

Зрительный зал предусматривается с учетом расстановки мест для обычных ходячих зрителей и для инвалидов-колясочников (рис.7.1). Количество мест, которое следует предусматривать для инвалидов-колясочников, определяется заданием на проектирование.

Кружковые помещения (живописи и рисунка, музыкальных занятий) приведены в разделе 5 "Требования к помещениям учебно-профессиональной подготовки" (рис. 5.8 и 5.9).

Планировочные особенности раздевальных при спортивном зале и бассейне, учитывающие специфику функционирования инвалидов-колясочников, приведены на рис. 7.2.

На рис. 7.3, 7.4, 7.5 приведены примеры приспособлений и оборудования, применяемых для облегчения входа инвалидов в бассейн.



ЭКСПЛИКАЦИЯ


1. Сцена

2. Места для ходячих зрителей

3. Места размещения инвалидов-колясочников

4. Пандус


Рис. 7.1. Варианты размещения мест в зрительном зале



ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ


1. Скамья с открытой вешалкой и местом для обуви

6. Унитаз

2. Инвалидная коляска (индивидуальная)

7. Умывальник

2а. Инвалидная коляска (закрепленная за бассейном)

8. Душевая кабина обычная

3. Окно для наблюдений

9. Душевая кабина с учетом возможности пользования инвалидом-колясочником

3а. Окно для наблюдений, выдача чистых полотенец

10. Трап

4. Бачок для грязного белья

11. Подвесное кресло для инвалида-колясочника

5. Слив

12. Трос или балка


I. Раздевальная при бассейне с санитарным узлом, душевой и комнатой хранения предметов уборки

II. Вариант планировки душевой и комнаты хранения предметов уборки в расчете на перемещение инвалида-колясочника при помощи подвесного кресла

III. Раздевальная при спортивном зале с санитарными узлами и душевой


Рис. 7.2. Примеры возможной планировки раздевальных и душевых при бассейне и спортивном зале

1. СТАЦИОНАРНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ


1а - лебедочного типа

1б - рычаговые


2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ВХОДА В БАССЕЙН С ВЫСОТОЙ БОРТА НА УРОВНЕ ПОЛА


2а - с пандусом

2б - с лестницей


3. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ВХОДА В БАССЕЙН С ВЫСОТОЙ БОРТА НА УРОВНЕ КОЛЯСКИ


3а - без пандуса

3б - с пандусом


Рис. 7.3. Примеры различных приспособлений для входа инвалидов в бассейн


1. ОБЩИЙ ВИД ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА С ПОДЪЕМНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ И ПАНДУСОМ ДЛЯ ОПУСКАНИЯ В ВОДУ


2. СХЕМА РАЗРЕЗА БОРТА БАССЕЙНА ВЫСОТОЙ НА УРОВНЕ СИДЕНИЯ КОЛЯСКИ


с сидением для пересаживания в воду


с пандусом для съезжания в воду


Рис. 7.4. Примеры оборудования плавательного бассейна, рассчитанного на инвалидов



Рис. 7.5. Примеры приспособлений, используемых для инвалидов в плавательных бассейнах


8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ПИТАНИЯ


В состав помещений питания входят обеденные залы и производственные помещения кухни.

Обеденные залы могут размещаться как в составе жилых помещений, куда пища доставляется в бачках или термосах, так и непосредственно при блоке кухонных помещений. Обеденные залы для школьников, независимо от того, где они располагаются, в составе жилых помещений (в том числе и при семейном проживании) или при кухне, проектируются с учетом обслуживания инвалидов-колясочников на основе принципов организации обеденных мест, приведенных на рис. 8.1.

Для дошкольников обеденные места располагаются на площади групповой комнаты и проектируются в соответствии с планировочными схемами, приведенными в разделе 4 "Требования к помещениям проживания" (рис. 4.2, 4.3).

Производственные помещения кухни не имеют специфики проектирования в связи с обслуживанием инвалидов и поэтому формируются в соответствии с общими требованиями к проектированию производственных помещений предприятий общественного питания.


РАСЧЕТ ВМЕСТИМОСТИ СТОЛОВОЙ (БУФЕТА) ПЕРСОНАЛА


Вместимость столовой или буфета для обслуживания персонала определяется Заданием на проектирование по расчету в зависимости от конкретных условий.

Коэффициент числа обслуживающего персонала принимается К=1-1,2 по отношению к вместимости учреждения и уточняется заказчиком при выдаче Задания.

Как показала практика, 70% персонала работает в первую смену. Из этого числа исключаются воспитатели ("мамы", "тети" при семейном проживании) и няни, питающиеся в группах (если столовая для детей располагается в составе помещений проживания) или при группах (если предусматривается общая столовая на несколько групп в составе помещений проживания или при производственных помещениях кухни). Их число составляет ориентировочно 1,5-1,7 на одну группу.

Как показала практика, только 50-60% остального персонала первой смены пользуется столовой или буфетом.

Таким образом, число персонала, питающегося в столовых или буфетах можно определить по формуле:

где:

N - общее число питающихся, принимаемых в расчет вместимости столовой или буфета;

Р - вместимость учреждения;

n - число групп;

- коэффициент, учитывающий общее число персонала по отношению к вместимости учреждений ( = 1,0-1,2);

Закрыть

Строительный каталог