Пособие к ТСН 31-305-96 (МГСН 4.05-95)

Школы-интернаты для детей-инвалидов.

Пособие к МГСН 4.05-95


МОСКОМАРХИТЕКТУРА


ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ


Предисловие


1. РАЗРАБОТАНО МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд.арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.)


2. ПОДГОТОВЛЕНО к изданию Архитектурно-техническим Управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.)


3. СОГЛАСОВАНО с Комитетом образования г.Москвы, Управлением архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры, Мосгосэкспертизой, комитетом социальной защиты населения г.Москвы


4. УТВЕРЖДЕНЫ указанием Москомархитектуры от 22.11.96 № 17.


1. Общие положения


1. Настоящее Пособие разработано в развитие и дополнение МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов".

2. В Пособии на основе МГСН 4.05-95 даны развернутые рекомендации по проектированию школ-интернатов для детей-инвалидов. Текст рекомендаций снабжен функциональными и планировочными схемами участков, зданий и помещений школ-интернатов, а также схемами оборудования помещений и размещения приспособлений, облегчающих условия обучения и воспитания детей-инвалидов, а также оздоровления и ухода за ними.

3. В Пособии приведены требования к проектированию школ-интернатов следующего назначения:

- для умственно отсталых детей;

- для слепых и слабовидящих детей;

- для глухих и слабослышащих детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- для детей, больных сколиозом;

- для детей с недостатками речи.


2. Концептуальные положения проектирования школ-интернатов

для детей-инвалидов


Школы-интернаты входят в систему учебно-воспитательных учреждений, занимая место между домами-интернатами для детей-инвалидов и общеобразовательными учреждениями для практически здоровых детей.

На современном этапе развития общественного сознания, характеризующемся формированием отношения к инвалидам как к равноправным и полноценным членам общества, главной задачей в области проектирования для них является создание безбарьерной среды, начиная с детского возраста, а также качественно новых учебно-воспитательных комплексов и зданий, учитывающих выработанные мировым сообществом требования доступности для инвалидов городских зданий, сооружений и комплексов.

Зарубежный опыт, а также практика последних лет отдельных городов России и СНГ показали, что главным результатом педагогического и оздоровительного процессов в школах-интернатах должны стать социальная и трудовая адаптация ребенка с аномальным развитием, приобретение им бытовых навыков, приспособленность к жизни, профессиональная ориентация. Это даст ребенку-инвалиду возможность адаптироваться в обществе, не быть для него обузой в будущем.

Сложившаяся система учреждений для инвалидов не учитывает разнообразия индивидуальных потребностей детей и подростков-инвалидов, она заставляет их "вписываться в ее крайне ограниченные возможности. С учетом этого основная задача настоящего документа - развитие нормативно-методической базы для проектирования и строительства школ-интернатов для детей-инвалидов, более полно соответствующих современным требованиям к организации и осуществлению процессов воспитания, оздоровления, обучения в этих учреждениях.

В Пособии разработаны как общие требования к проектированию школ-интернатов для детей-инвалидов, так и специфические требования для каждого из шести типов учреждений, представленных в настоящем документе (см. раздел 1 п. 3).

Школы-интернаты для детей-инвалидов проектируются универсальными - для пребывания детей, живущих в семьях, и для проживания детей-сирот. Соответственно, учреждения могут работать в режиме круглогодичного (включая каникулы) пребывания, недельного (с уходом домой на выходные дни) и дневного пребывания (с ежедневным уходом домой). Соотношение детей, находящихся на различных режимах пребывания, определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

Одной из наиболее важных проблем организации пребывания детей в школах-интернатах является проблема формирования детской группы. Пребывание большого числа детей в учреждении в течение длительного времени создает в коллективах детей с недостатками умственного и физического развития, наиболее уязвимых в нервно-психическом плане, социологическое и психологическое напряжение, а также ряд других проблем.

Медиками и психологами выявлено, что эффективность действия воспитательных и адаптационных процессов в группах детей выше, чем эффективность тех же процессов применительно к отдельному ребенку. При этом важно определить оптимальную численность первичной организованной детской группы, которая бы создала благоприятные условия для процессов, происходящих в учреждении. В психологии существует понятие филицитации (облегчения протекания различных групповых процессов), которое в последнее время широко учитывается в терапии и педагогике, в частности при определении количественного состава детских групп в интернате.

На основании исследований, проведенных врачами, социологами, психологами и педагогами, а также данных натурных обследований и данных зарубежной практики, определено, что для групп-классов детей школьного возраста оптимальная численность колеблется от 8 до 12 человек в зависимости от вида заболевания, а для дошкольного отделения (см. МГСН 4.05-95 п. 3.2, примечание 1) наиболее оптимальной считается группа из 6-8 чел.

Далее такие группы могут объединяться в более крупные (секции, отделения), величина которых зависит от вида заболевания и возраста детей.

Существенное значение имеет учет эмоциональных и психодвигательных потребностей ребенка. Удовлетворение эмоционально-двигательной активности детей (с учетом вида заболевания) - необходимое условие эффективности обучения и воспитания и зависит от организации среды пребывания в здании и на территории.

Помещения проживания детей должны обеспечивать обстановку, приближенную к семейной, что особенно необходимо детям-сиротам и детям из неблагополучных семей. В этой связи предусматривается организация учебно-жилых ячеек, рассчитанных на проживание и проведение учебных и игровых занятий, что благоприятно сказывается на психике детей и помогает сплачиванию коллектива. Вместимость спальных комнат для детей школьного возраста сокращена до 3-4 мест, при каждой спальной комнате предусматривается санитарный узел.

В составе школ-интернатов для детей-инвалидов предусматриваются учебно-воспитательные помещения, куда кроме собственно учебных помещений входят помещения для профессиональной подготовки и социальной адаптации. Состав учеников в группах формируется по возрастному принципу, а для детей старшего школьного возраста еще и по профессиональным склонностям.

Таким образом, учебно-образовательный процесс является частью непрерывного процесса воспитания детей и подростков с недостатками умственного и физического развития, с главным упором на их социальную адаптацию, приобретение профессиональных навыков. На учебно-образовательный процесс в учреждениях для детей-инвалидов оказывают существенное влияние современные направления в педагогике, которые можно сформулировать следующим образом:

- отказ от авторитарного метода преподавания, ликвидация условного барьера, по разные стороны которого находятся учитель и ученики;

- переход от игры, свободного товарищеского общения между учителем и учениками к совместной работе по овладению знаниями, профессией;

- отношение к каждому ребенку или подростку, как к личности, оказание максимальной помощи в раскрытии его индивидуальных возможностей;

- стремление сделать учебно-образовательный процесс интересным, увлекательным занятием, предоставление ученику права выбора интересующих его предметов и отказ от предметов, не соответствующих его склонностям.

Учебно-образовательный процесс строится с учетом индивидуальных возможностей детей. В школах-интернатах различных типов есть одаренные дети, и есть дети, которые с трудом за время учебы овладевают грамотой. В то же время такие дети успешно осваивают навыки отдельных ремесел - шитье, вышивание, плетение и т. п. Есть дети, которые за время пребывания в школе-интернате овладевают знаниями и профессией и в то же время в силу своих индивидуальных психических особенностей не способны к социальной адаптации в обществе. Все это учитывается при разработке индивидуальных программ учебно-образовательного процесса.

Оздоровление ориентировано на общее физическое развитие детей, закаливание, повышение способности детского организма противостоять вредному влиянию окружающей среды. Комплексная программа оздоровления детей-инвалидов включает следующие положения:

- отказ от казарменных условий проживания;

- смягчение жестокости общей зарегулированности режима дня, предоставление возможности группам и отдельным детям и подросткам проводить свободное время в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;

- проведение мероприятий профилактического закаливания, привитие привычек здорового образа жизни;

- проведение максимального числа занятий на свежем воздухе.

Состав медицинских кабинетов ориентирован как на оказание детям и подросткам текущей медицинской помощи, так и на их медицинскую реабилитацию. При этом учитывается специфика методов лечения детей с различными видами инвалидности. Для оздоровительных и профилактических мероприятий предусматриваются зал лечебной физкультуры, бассейн и др.

В состав помещений культурно-массового обслуживания включаются зрительный зал со сценой и кинопроекционной, фойе-выставочный зал, кружковые помещения.

В состав обслуживающих помещений также входят административно-хозяйственные помещения, кухня, буфет или столовая персонала.

В составе школ-интернатов могут размещаться школы подготовки кадров для работы в данной отрасли. Для этого в группе административных помещений предусматриваются один-два класса-аудитории для проведения занятий, кабинет заведующего, комната педагогов с помещением для учебных пособий.

Таким образом, в состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений:

- помещения проживания детей;

- помещения учебно-профессиональной подготовки и социальной адаптации;

- помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);

- изолятор, приемно-карантинное отделение;

- хозяйственные помещения.

В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" школы-интернаты (за исключением школ для слепых и слабовидящих детей) проектируются с учетом доступности для инвалидов-колясочников. При этом в специализированных учреждениях для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата число колясочников составляет 20-30%, а в остальных учреждениях - 2-3%. Наличие инвалидов-колясочников учитывается при проектировании как всего здания (ширины коридоров, проходов, наличие специальных лифтов), так и отдельных помещений (место для стоянки коляски, возможность ее разворота, специальные приспособления для инвалидов и т. п.).

Таким образом, с точки зрения обеспечения обслуживания инвалидов-колясочников школы-интернаты можно разделить на следующие типы:

1. Специализированные школы-интернаты для детей с поражением опорно-двигательного аппарата, в которых все помещения, включая классные комнаты, рассчитываются на инвалидов-колясочников.

2. Школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, помещения которых, за исключением служебно-административных, лифтов, мест общего пользования, коммуникаций и т. п., не рассчитываются на инвалидов-колясочников.

3. Остальные типы школ-интернатов, в которых все помещения, за исключением 85-90% спальных комнат, рассчитываются на инвалидов-колясочников.

Общий концептуальный подход к проектированию самих зданий школ-интернатов и отдельных групп помещений ориентирован на создание детям и подросткам с недостатками умственного и физического развития комфортной среды обитания, максимально исключающей физические и нервные перегрузки. Содействие этому процессу - одно из условий организации пространства и оборудования помещений.

Большое значение имеет для детей приближение к природе, связь с ландшафтом, особенно тех помещений, где ребенок в основном проводит дневное время. Поэтому применение малоэтажной павильонной или блочной системы застройки является условием правильной функциональной организации архитектурного пространства для данного типа учреждения.

Настоящее Пособие разработано в помощь проектировщикам школ-интернатов для детей-инвалидов.

При этом в Пособии рассматриваются вопросы, которые не нашли отражения в существующих нормативных документах:

- планировка помещений, учитывающая специфику отдельных видов инвалидности, а также потребности инвалидов-колясочников;.

- планировка помещений, новых для данного типа учреждения;

- планировка помещений, учитывающая новые функциональные требования к обслуживанию инвалидов.

Помещения, не являющиеся специфическими для данного типа учреждений, например, административно-бытовые помещения, производственные помещения, кухни, подсобные помещения и т. п., в Пособии не рассматриваются и проектируются в соответствии с требованиями действующих норм к аналогичного типа помещениям.


3. Общие требования


Общие требования к проектированию школ-интернатов, учитывающие потребности детей-инвалидов, разделены на три основные группы:

- функциональные требования;

- эргонометрические требования;

- требования к устройствам и приспособлениям.


3.1. Функциональные требования


Функциональные требования - это требования к функционально-планировочной организации здания и к функциональному зонированию территории. Для детских учреждений требование необходимой изоляции отдельных групп детей - одно из самых важных. Наиболее жесткие требования обособления предъявляются к спальным помещениям (помещениям проживания), в частности их не допускается проектировать проходными.

Существенным элементом функционального зонирования и функциональной взаимосвязи отдельных групп помещений школ-интернатов являются так называемые "нейтральные зоны" - планировочные элементы здания, не принадлежащие ни к одной основной функциональной группе помещений. Как правило, в нейтральной зоне располагаются горизонтальные и вертикальные коммуникационные развязки - вестибюли, холлы, лестницы, пандусы, лифты.

На Рис. 3.1 приводится принципиальная схема функциональной взаимосвязи отдельных групп помещений школы-интерната для детей-инвалидов, все группы помещений которой достаточно изолированы и одновременно удобно связаны между собой через нейтральную зону. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую обособленность достаточно сложно. Поэтому допустимо некоторые группы помещений, исключая спальные, предусматривать проходными. Наиболее безболезненно для нормального функционирования учреждения проходными могут быть административно-бытовые, медицинские помещения и помещения учебно-профессиональной подготовки.

На Рис.3.2 приводятся примеры некоторых возможных объемно-планировочных решений школ-интернатов для детей-инвалидов, в которых связь по первому этажу предусматривается через коридоры административно-бытовых и медицинских помещений.

В рамках приведенных примеров возможно решение, когда связывающий отдельные группы коридор остается незастроенным, а административно-бытовые помещения выносятся в отдельный блок или даже в отдельный корпус. С функциональной точки зрения это решение более чистое. Но это менее рациональный прием, поскольку значительно усложняется конфигурация здания, удлиняются функциональные связи и увеличивается стоимость строительства и эксплуатации.

Приведенные на Рис. 3.2 схемы иллюстрируют некоторые примеры возможных объемно-планировочных решений в рамках технологических требований. Возможны принципиально другие решения с соблюдением необходимых требований технологии.

Функциональное зонирование территории детских учреждений имеет свою специфику. Согласно МГСН 4.05-95 (п. 4.2) на территории школы-интерната для детей-инвалидов должны быть выделены следующие основные зоны:

- зона проживания и обучения с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;

- зона обслуживания с площадкой при кухне;

- зона изолятора, приемного и карантинного отделений;

- зона огорода, ягодника, живого уголка;

- хозяйственная зона.

На основании требований МГСН 4.05-95 расчетный показатель площади участков (п. 4.1) составляет 140-160 м 2 на одного ребенка при вместимости менее 160 мест и 120-140 м 2 на 1 место при вместимости свыше 160 мест. Таким образом, для учреждений вместимостью 150-160 мест, наиболее распространенных в практике проектирования, общая площадь участка составит 2, 2-2, 4 га.

Как показывает практика, подобрать участок такого размера в московских условиях довольно затруднительно. Поэтому допустимо использовать следующие возможности уменьшения территории:

- сокращение площади на 15-20% (Примечание к п. 4.1 МГСН 4.05-95);

- сокращение общей вместимости учреждения; при этом возможно разделение учреждений на 2 типа: учреждений, приближенных к месту проживания (для приходящих детей), и учреждений, вынесенных за пределы города (для детей-сирот);

- повышение этажности здания до четырех в соответствии с п. 3. 6 (Примечание);

- максимально возможное использование подземного пространства для хозяйственно-административных помещений.

Важный вопрос - размещение игровых групповых площадок с теневыми навесами. Учитывая, что численность детей в группах относительно небольшая (6-8 человек для дошкольников и 8-12 для школьников), игровые площадки в целях экономии территории целесообразно блокировать (на 2-4 группы). При этом количество площадок зависит от конкретного возрастного состава детей школы-интерната. Группы для дошкольников должны быть обеспечены площадками полностью; игровые площадки для детей школьного возраста могут обеспечивать только 40-50% этого контингента учеников.

Изолятор и приемно-карантинное отделение предпочтительно располагать в отдельном корпусе со своей зоной участка, обеспеченной удобным подъездом. Этот корпус должен быть по возможности отдален от спальных помещений и игровых площадок и удобно связан с кухней.

Площадка при кухне может быть совмещена с хозяйственной зоной, входить в ее состав.

В состав сооружений рекомендуется включать аэросолярий, который должен быть размещен в окружении зелени и ориентирован на юг или восток.

Кроме групповых игровых площадок на участке рекомендуется предусматривать общую лечебно-игровую площадку, в которой наряду с игровыми элементами, в зависимости от профиля учреждения могут размещаться устройства, имеющие лечебное назначение (см. Приложение).

В зоне огорода-ягодника, живого уголка возможно предусматривать теплицы.

На участок предусматривают два въезда - главный и хозяйственный. При этом подъезд к приемно-карантинному отделению и изолятору может быть предусмотрен как с главного, так и с хозяйственного въезда. При приемно-карантинном отделении следует предусмотреть возможность кратковременной стоянки и разворота автомашины. Длительная стоянка автотранспорта предусматривается в хозяйственной зоне, в которой могут располагаться гараж, мойка и т.п.

Для требуемого противопожарными нормативами объезда вокруг здания не обязательно использовать дороги с твердым покрытием. Такой объезд может быть предусмотрен через газоны, а также через участки с гравийным покрытием.

На Рис. 3.3 приведены примеры возможных планировочных решений территории школы-интерната для детей-инвалидов.


3.2. Эргонометрические требования


Эргонометрические требования обуславливают размеры пространства, необходимого для функционирования детей-инвалидов, в том числе и колясочников. Сюда относятся ширина проходов, коридоров, дверных проемов, лестниц, пандусов, необходимые размеры разворотов, поворотов и т. п., которые определяют основные габариты помещений, а также специфические требования к организации пространства для разных категорий инвалидов. При разработке требований учитывались усредненные габариты детей-инвалидов и используемых ими средств передвижения (Рис. 3.4-3.6, 3.8), а также отечественный и зарубежный опыт по проектированию отдельных элементов пространства.

Для инвалидов-колясочников, кроме обеспечения прямого прохода, необходимо предусматривать места разворота колясок на 180°. Для дошкольников диаметр поворотного круга принимается 120 см, для детей школьного возраста -140 см.

Необходимые условия для обеспечения передвижения инвалидов-колясочников следует соблюдать при проектировании поворотов в коридорах, пандусов, лифтов (Рис. 3.7).

Пандус и лифт являются единственными средствами обеспечивания вертикальных связей (между этажами) для инвалидов-колясочников. Пандус имеет преимущества перед лифтом в том, что им инвалиды-колясочники могут пользоваться независимо от дежурного персонала, который обязателен при лифтах в детских учреждениях. Между тем, как показывает опыт строительства, в двухэтажных зданиях пандус стоит в 5-8 раз дороже лифта, а в трехэтажных - 7-10 раз.

В специализированных учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата, где большое количество колясочников, пандус предусматривается обязательно. В учреждениях остальных типов устройство пандуса определяется заданием на проектирование.


3.3. Требования к устройствам и приспособлениям


Специальные устройства и приспособления предназначены для обеспечения инвалидам возможности передвижения в пространстве, а также пользования приборами и оборудованием. Из этого типа устройств и приспособлений важное значение имеют средства, служащие для подъема и эвакуации инвалидов, в том числе и на случай пожара - это пандусы, микроподъемники, тобогганы (Рис.3.10-3.13).

В учреждениях для слепых и слабовидящих детей очень важное значение имеют пространственные ориентиры, заключающиеся в устройстве участков с измененной поверхностью пола у входов в спальные помещения, в помещения учебно-профессиональной подготовки, в лестничные клетки, кабинеты, залы и т.п. Такая же измененная поверхность пола должна быть предусмотрена при устройстве лестниц - окантовка ступеней, площадок. При этом важно, чтобы соблюдалась единая методика размещения ориентиров по отношению к проемам дверей. Например, рельефный участок во всех случаях со стороны открывания должен быть шире полотна двери на 10 см с каждой стороны и отстоять на 10 см от открывающегося полотна (Рис.3.9). Со стороны, противоположной открыванию двери, рельефный участок должен иметь несколько другую структуру и по ширине должен совпадать с рельефным участком со стороны открывания, а по глубине быть равным половине ширины дверного проема. Ребенок привыкает к системе размещения ориентиров по отношению к дверям и легко ими пользуется.

В спальных помещениях, классах, игровых, т.е. помещениях, где ребенок живет, учится, рельефные ориентиры внутри помещений предусматривать необязательно, поскольку слепые привыкают к этим помещениям и умеют ими пользоваться по памяти. Со стороны коридоров рельефные ориентиры следует предусматривать при входах во все помещения.

Необходимым условием проектирования помещений для слепых и слабовидящих детей является устройство смотровых окон со стороны коридора практически во все помещения проживания, учебы, профессиональной подготовки и т.п. для возможности постоянного наблюдения персонала за слепыми детьми. Смотровые окна можно не предусматривать в тех помещениях, где дети не остаются одни, например, в кабинетах врачей, лечебных и процедурных кабинетах и т.п.

Рис.3.1. Схема функциональной взаимосвязи отдельных групп помещений

школы-интерната для детей-инвалидов.

Экспликация помещений


1. Главный вестибюль

2. Обеденный зал

3. Фойе

4. Зрительный зал

5. Кружковые помещения

6. Спортивный зал

7. Бассейн

8. Жилые помещения для старших школьников

9. Учебно-жилые помещения для дошкольников и младших школьников

10. Кухня

11. Административно-бытовые медицинские помещения (1 этаж)

12. Помещения учебно-профессиональной подготовки (2, 3 этажи)


Рис. 3.2. Примеры объемно-планировочных решений школ-интернатов

для детей-инвалидов



Экспликация


1. Главный въезд

2. Хозяйственный въезд

3. Главный корпус

4. Игровые площадки для дошкольников

5. Игровые площадки для школьников

6. Физкультурно-спортивные площадки

7. Лечебно-игровая площадка

8. Приемно-карантинное отделение

9. Аэросолярий

10. Живой уголок

11. Хозяйственная площадка

12. Теплицы


Рис.3.3. Примеры планировочных решений территории школы-интерната

для детей-инвалидов


Рис. 3.4. Необходимые габариты коммуникаций, устройств и средств

передвижения инвалидов



I - самоуправляемая коляска

II - коляска, рассчитанная на сопровождение взрослого


Рис. 3.5. Габариты колясок, применяемых для передвижения дошкольников



Рис. 3.6. Габариты колясок, применяемых для передвижения школьников



Рис. 3.7. Габаритные схемы пандусов, поворотов в коридорах, открывания

дверей, лифтовых площадок; лифтовых дверей



Рис. 3.8. Площади, занимаемые детьми-инвалидами с различными заболеваниями

(по данным В.К.Степанова)



Рис. 3.9. Схема размещения ориентиров с измененной поверхностью пола

(для слепых и слабовидящих детей)


1. Применение дополнительного пандуса

2. Устройство микролифта

Рис. 3.10. Варианты устройств для подъема инвалида-колясочника

на уровень нулевой отметки



3.11. Примеры устройства входных лестниц и пандусов,

рассчитанных на инвалидов



I - Стационарный тобогган

II - Приставной тобогган

III - Откидной тобогган, обеспечивающий эвакуацию людей из лоджии-отстойника


Рис. 3.12. Типы тобогганов, используемых для эвакуации на случай пожара



Рис. 3.13. Схемы тобогганов


4. Требования к помещениям проживания


Согласно МГСН 4. 02-94 "Дома-интернаты для детей-инвалидов" предусматривается два основных планировочных типа помещений проживания:

1 - по типу дошкольных учреждений, когда раздевальная, групповая, спальная и туалетная образуют единый блок помещений;

2 - по типу коридорной системы, когда спальные с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор.

Главный принцип организации проживания в школах-интернатах - отход от укоренившейся казарменной системы и максимальное приближение жилой ячейки в целом и отдельных ее помещений к организации проживания по семейному принципу независимо от планировочного типа помещений проживания. При этом должны быть созданы условия для наиболее полного вовлечения во все процессы, происходящие в жилой ячейке (прием пищи, игры, отдых, учеба, развлечения) персонала - учителей, воспитателей, нянь.

Жилые помещения, проектируемые по типу детского сада, как показала практика, также удобны и для младших школьников. В предлагаемых на Рис. 4.1-4.3 планировочных схемах учтены потребности инвалидов-колясочников: предусмотрены необходимые габариты проходов, возможности разворотов и др. При этом размер разворотного круга принимается для детей-дошкольников - 1,2 м.

В спальных помещениях, рассчитанных на группу дошкольников, следует соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования - отказ от спаренных кроватей, возможность проходов и разворотов для инвалидов-колясочников т. п. (Рис. 4.1).

Групповая комната - помещение многофункционального назначения, предназначенная для приема пищи, учебы, игр. Для того, чтобы помещение могло работать во всех режимах, в отечественной практике традиционно используется мебель, пригодная для всех вышеприведенных функций. Это легкие передвижные столики, служащие для приема пищи, учебных занятий, настольных игр.

Несмотря на то, что обучение дошкольников занимает в течение дня всего 1-2 часа, требование к организации процесса обучения является определяющим в планировке этого помещения. Задача его рационального проектирования усложняется еще и тем, что групповая комната является связующим звеном между раздевальной, спальной, туалетной и буфетной комнатами.

На Рис. 4.2, 4.3 приводятся возможные варианты планировки групповой комнаты, разработанные с учетом приведенных выше положений. При этом все двери, ведущие в групповую, сосредоточены в одной зоне, которая на время проведения учебных занятий служит местом прохода и возможного разворота инвалидов-колясочников, а на время игр служит местом для подвижных игр.

Возможность обслуживания инвалидов-колясочников предопределяет особенности организации (планировочной) санитарных узлов для дошкольников. Необходимость предусматривать проходы, развороты для колясок, возможность подхода колясочников к санитарным приборам, устройства поворотного кресла при душевой - главные условия проектирования туалетных для дошкольных групп (Рис. 4.4).

Соблюдение требований прохода и разворота инвалидных колясок должны учитываться при проектировании раздевальных (Рис. 4.5).

При проектировании помещений проживания для слепых и слабовидящих дошкольников, в условиях отсутствия инвалидов-колясочников, проходы должны быть рассчитаны: 90 см в расчете на одностороннее движение и 120 см в расчете на движение навстречу друг другу.

Во всех помещениях для дошкольников, несмотря на то, что они практически почти не остаются одни, должны быть также предусмотрены смотровые окна. Это делается для того, чтобы дети с самого раннего возраста привыкали к тому, что они всегда находятся под наблюдением.

Проектирование спальных помещений для школьников по типу коридорной системы - наиболее традиционный планировочный прием для школ-интернатов.

Новое - это сокращение вместимости спальных комнат для детей-инвалидов (2 - 4 места), а также возможность предусматривать санитарные узлы при каждой спальной комнате. На Рис. 4.6-4.7 приводятся примеры проектирования спальных комнат, а на Рис. 4.8 - санитарных узлов при них с учетом потребностей инвалидов- колясочников. При разработке планировочных схем спальных комнат должна преследоваться цель создания уютной, семейной обстановки жилой комнаты. Необходимость устройства смотровых окон в спальных комнатах для слепых и слабовидящих детей обуславливает особый подход к проектированию этих помещений (Рис. 4.9).


Экспликация оборудования


1.Кровать

1а. Кровать, предназначенная для инвалида-колясочника

2. Инвалидная коляска

3. Стул для воспитателя


Рис.4.1. Примеры планировки спальных комнат для дошкольников


I - Расстановка оборудования для проведения учебных занятий

II - Расстановка оборудования при использовании помещения

как столовой и игровой


Экспликация оборудования


1. Стол ученический

2. Стол ученический для инвалида-колясочника

3. Стул детский

4. Стол учителя

5. Стул учителя

6. Доска ученическая

7. Шкаф-стеллаж

8. Телевизор

9. Живой уголок

10. Кинопроекционный аппарат

11. Инвалидная коляска


Рис. 4.2. Вариант планировки групповой комнаты спальной ячейки

подождите, идет загрузка...    подождите, идет загрузка... 
Закрыть

Строительный каталог