ВСН 139-80, часть 2

Таблица 7


Длина плита , м

Толщина плиты , см

5

8

10

15

20


Расход продольной арматуры , кг/ м2

24

-

2 , 3

2 , 8

4 , 1

-

20-22

1 , 8

2 , 0

2 , 5

3 , 7

4 , 5

18

1 , 2

1 , 4

1 , 7

2 , 5

3 , 4

Примечания: 1. Количество арматуры установлено из условия раскрытия трещин до 0,2 мм с целью предотвращения коррозии.

2. При промежуточной длине плит расход арматуры должен назначаться по интерполяции.

2.30. Покрытие шириной 7 -7,5 м следует армировать сетками не шире 2300 мм. При длине плит до 7 м сетки следует располагать вдоль продольного шва и краев плит с перепуском (нахлесткой) стыков в продольном направлении на 30 см. В плитах длиннее 10 м сетки необходимо размещать равномерно по ширине покрытия и не доводить до поперечных швов на 50 см (расстояние между сеткой и штыревым соединением в поперечном шве должно быть 25 -30 см).

Минимальное и максимальное расстояние между осями рабочих продольных стержней в сетках допускается соответственно 100 мм и 200 мм. При несплошном армировании покрытия, которое рекомендуется на дорогах II и III категорий с интенсивностью движения до 5000 авт./сут. и насыпями выше 5 м , в сетке, укладываемой вдоль края одной плиты, должно быть не менее семи продольных стержней, а вдоль продольного шва одной плиты не менее трех стержней (см. рис. 8, б ). Наибольшее расстояние между осями поперечной гладкой арматуры диаметром до 6 мм должно быть равно 50 см.

Рис. 8. Примерные схемы армирования плит длиной до 7 м

2.31. В однослойных покрытиях сетки необходимо укладывать на 6 см ниже верхней поверхности плит, в двухслойных - между верхним и нижним слоями. В плитах длиннее 8 м сетки допускается располагать на уровне половины толщины покрытия.

При строительстве покрытия машинами со скользящими формами разрешается армировать только продольными стержнями, располагая их на уровне половины толщины покрытия.

2.32. С целью более эффективной работы плит длиной 4 , 5 и 6-7 м допускается применять плоские сетки длиной соответственно 2,5; 3 и 3,5 м при общем расходе арматуры на всю плиту согласно данным табл. 7. Такие сетки необходимо укладывать в средней части плиты с равным удалением концов сетки от середины плиты (см. рис. 8, а и 8, в ). Схемы армирования, изображенные на рис. 8, а и 8, б , различаются по диаметру арматуры продольных стержней при одинаковой их массе на 1 м2 плиты. При этом на 1 м2 покрытия, построенного на основании из грунтов, укрепленных вяжущими , расход арматуры допускается уменьшать на 15%.

2.33. Для армирования покрытий следует применять плоские сварные сетки, изготовляемые на заводе или на месте строительства, с продольной рабочей арматурой из горячекатаной стали периодического профиля класса А-II . Сетки заводского изготовления должны подбираться по ГОСТу на сварные сетки для армирования железобетонных конструкций с расходом арматуры, указанным в табл. 7. Длину плоских сеток по осям крайних поперечных стержней следует назначать исходя из удобства работы, и оговаривать в заказе.

Для сеток, изготовляемых на месте строительства количество арматуры следует подбирать по табл. 7. При изготовлении сеток на месте строительства не допускается применение электросварки в местах пересечений стержней.

2.34. При строительстве покрытий на дорогах II категории с основаниями из песка и гравийно-песчаных смесей края плит, примыкающие к обочинам, следует армировать двумя стержнями из арматуры периодического профиля диаметром 12 мм. Стержни необходимо располагать на 5 см выше подошвы плит, при этом первый стержень должен быть на расстоянии 10 см от боковой грани плиты, а второй - на 20 см от первого. Стержни не доводят на 50 см до поперечных швов.

При укреплении обочин монолитным бетоном в соответствии с указаниями СНиП на проектирование автомобильных дорог в них необходимо устраивать швы сжатия и расширения без армирования как продолжение швов сжатия или расширения покрытий.

2.35. Толщину бетонных оснований разрешается назначать по расчету, приведенному в “Методических рекомендациях по проектированию и строительству дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями на основаниях из бетона разных марок” (Союздорнии. М., 1971).

2.36. В бетонных основаниях необходимо устраивать продольные и поперечные швы сжатия из бетона марок 150 -200. Расстояние между швами сжатия должно быть 5 м при основании толщиной 20 см и более и 4 м, если оно тоньше 20 см. Швы сжатия и продольные следует устраивать в свежеуложенном бетоне, закладывая в них прокладки из изола или полиэтилена. В швах сжатия и продольных необходимы штыревые соединения. Количество штырей, их размеры и порядок размещения следует принимать такими же, как при устройстве бетонных покрытий.

2.37. Расстояние между швами расширения в бетонных основаниях следует назначать по табл. 8.

Таблица 8

Климатические условия строительства

Марка бетона основания

Расстояние между швами расширения

Покрытие и основание, устраиваемые при температуре воздуха выше +5°С в течении одного строительного сезона

Основание из бетона марок 75 -200

Швы расширения не устраивают

Бетонирование в зимних условиях при температуре воздуха от +5 до -10°С

Основание из бетона марок 150 -200

40 м - в континентальном климате; 60 м - в умеренном климате

Бетонирование в любое время года с устройством покрытия через 1 -3 года

Основание из бетона марок 150 -200 , швы сжатия или поперечные трещины в основании подвержены засорению песком, щебнем и др.

30- 40 м


Основание из бетона любых марок, независимо от сезона бетонирования, примыкающее к мостам, путепроводам, либо пересекающее дорогу с покрытиями или основаниями жесткого типа в одном уровне

Перед мостами и у пересечения дорог устраивают не менее 3 швов расширения через 1 -2 плиты или 15 -20 м, если перед ними в основании длиной более 100 м не устроены швы расширения

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ

БЕТОННЫХ ПОКРЫТИИ И ОСНОВАНИЙ

Бетон

3.1. Требования к бетону покрытий и оснований и материалы для его приготовления должны соответствовать указаниям ГОСТ на дорожный бетон. Марку бетона по прочности следует назначать в соответствии с табл. 9.

Таблица 9


Дороги I и II категории

Дороги III категории

Характер работы бетона

Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия

Нижний слой двухслойного покрытия

Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия

Нижний слой двухслойного покрытия


Марка бетона

Растяжение при изгибе

50

40

45

35

Сжатие

400

300

350

250

Примечания: 1. На дорогах II категории, если в первые три года эксплуатации бетонного покрытия интенсивность движения не превысит 3000 авт./сут., допускается применять марку бетона по сжатию 350 и по растяжению при изгибе 45.

2. При подборе состава бетона с добавками ПАВ допускается снижать предел прочности бетона при сжатии на 10%, сохраняя проектную марку по прочности на растяжении при изгибе.

Для строительства оснований усовершенствованных капитальных покрытий следует применять бетон, марки которого по прочности соответствуют указаниям ГОСТ на дорожный бетон.

3.2. Морозостойкость бетона однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий, а также оснований усовершенствованных капитальных покрытий должна соответствовать требованиям ГОСТ на дорожный бетон.

3.3. Требуемая морозостойкость бетона обеспечивается применением материалов для его приготовления в соответствии с нормами ГОСТ на дорожный бетон, проектированием состава бетонной смеси по методике, изложенной в настоящей Инструкции, обязательным применением воздухововлекающих ПАВ, строгим соблюдением содержащихся в Инструкции правил приготовления, транспортирования, распределения и уплотнения смеси, а также своевременным и эффективным уходом за бетоном в процессе его твердения.

3.4. Испытание на морозостойкость должно производиться до начала строительства при подборе состава бетона на материалах, намеченных к использованию в строительстве покрытий.

3.5. Для повышения морозостойкости и стойкости бетона против совместного действия растворов хлористых солей, применяемых для борьбы с гололедом, и мороза, а также для улучшения технологических свойств бетонной смеси должны применяться комплексные (совместно пластифицирующие и воздухововлекающие) добавки ПАВ в соответствии с указаниями ГОСТ на дорожный бетон и табл. 10 Инструкции.

Таблица 10

ПАВ

Содержание ПАВ, % массы цемента

Примечание

Концентраты сульфитно-дрожжевой бражки (СДБ)

0,15 -0,25

В расчете на сухое вещество

Мылонафт

0,05 -0,1

В расчете на товарный раствор, содержащий 45 -50% воды

Асидол-мылонафт (после омыления или эмульгирования)

0 , 05 -0,1

То же

Нейтрализованная воздухововлекающая смола (СНВ)

0 , 005 -0,03

В расчете на сухое вещество

ГКЖ-94

0,1 -0,2

В расчете па исходное вещество 100 %-ной концентрации

Указанное в табл. 10 количество поверхностно-активных веществ (ПАВ) является ориентировочным и должно уточняться при подборе состава бетонной смеси в зависимости от допускаемого ГОСТ на дорожный бетон объема вовлеченного воздуха.

При приготовлении бетона на заполнителях из карбонатных пород в качестве ПАВ, повышающего морозостойкость бетона, как правило, следует применять гидрофобную кремнийорганическую жидкость ГКЖ-94.

Бетонная смесь

3.6. Свойства бетона в покрытии, качество его поверхности, производительность бетоноукладочных машин зависят от того, насколько технологические свойства бетонной смеси соответствуют средствам укладки, уплотнения и отделки.

Бетонная смесь должна иметь подобранный зерновой состав с достаточным количеством песка и растворной части, хорошую удобообрабатываемость (отделываемость), обеспечивающие получение ровной и замкнутой поверхности покрытия при принятой подвижности или жесткости. Она должна обладать достаточной связанностью, не расслаиваться во время транспортирования и распределения по основанию. Бетонная смесь должна обладать высокой воздухоудерживающей способностью и при укладке машинами со скользящими формами, кроме того, создавать устойчивые кромки и боковые грани после прохода бетоноукладчика.

3.7. Подвижность или жесткость бетонной смеси на месте укладки во время уплотнения должны соответствовать требованиям стандарта на дорожный бетон.

В соответствии с указаниями СНиП по производству и приемке работ при строительстве автомобильных дорог при устройстве бетонных покрытий комплектом машин со скользящей опалубкой показатели подвижности или жесткости бетонной смеси перед уплотнением выбираются с учетом принятой скорости движения бетоноукладчика и должны соответствовать данным табл. 11.

Во избежание недопустимых деформаций кромок и боковых граней покрытия после прохода бетоноукладчика со скользящей опалубкой не следует использовать бетонные смеси с осадкой конуса на месте укладки более 4 см. С этой же целью при строительстве многополосных покрытий не следует использовать бетонные смеси с осадкой конуса более 2 см.

Таблица 11

Скорость движения бетоноукладчика, м/мин

Подвижность

(осадка конуса), см

Жесткость, с

£ 2

1 -3

2

8 -10

2 -2,5

2 -4

3

5-8

2,5 -3

3-5

4

3 -5

Примечание. В числителе - допускаемые пределы подвижности смеси, в знаменателе - среднее значение.

Цементы

3.8. Для бетона покрытий и оснований следует применять портландцемент без минеральных добавок или с ними и шлакопортландцемент в соответствии с указаниями стандарта на дорожный бетон, а также Технических условий на портландцемент для бетона дорожных и аэродромных покрытий.

Дорожный бетон, как правило, нужно готовить на цементе, имеющем срок хранения после отгрузки не более 2 -3 месяцев. При поставке цемента зимой следует заготавливать преимущественно цемент с введенными при его помоле гидрофобизирующими ПАВ. Цемент со сроком хранения более одного месяца после отгрузки должен быть испытан перед использованием.

Мелкий заполнитель

3.9. В качестве мелкого заполнителя в дорожном бетоне следует применять пески природные или дробленые, в том числе обогащенные и фракционированные, а также дробленые пески из отсевов дробления, в том числе обогащенные, соответствующие требованиям стандартов на песок для строительных работ и на дорожный бетон.

Крупный заполнитель

3.10. В качестве крупного заполнителя в дорожном бетоне следует применять щебень, гравий, щебень из гравия, щебень из доменного шлака, удовлетворяющие требованиям соответствующих стандартов, а также стандарта на дорожный бетон.

3.11. Зерновой состав каждой фракции или смесей нескольких фракций крупного заполнителя должен находиться в пределах, указанных в стандарте на дорожный бетон. Количество фракции размером 5 -20 мм в смеси крупного заполнителя с наибольшим размером зерен 40 мм следует, как правило, принимать не менее 50% по массе.

Ускорители твердения

3.12. В качестве ускорителей твердения цемента следует преимущественно применять: хлорид кальция гранулированный, плавленый или жидкий; хлорид натрия в виде поваренной пищевой или технической соли.

Хлориды кальция и натрия должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов или технических условий.

3.13. Оптимальное количество хлорида кальция или хлорида натрия необходимо устанавливать экспериментальным путем при подборе состава бетона. Количество указанных добавок для бетона, твердеющего при среднесуточной температуре наружного воздуха более 5°С и минимальной суточной температуре выше 0°С, не должно превышать следующих величин:

в неармированных или конструктивно армированных бетонных покрытиях - 3% массы цемента;

в железобетонных и армобетонных покрытиях с ненапрягаемой расчетной арматурой диаметром более 5 мм - не более 2% массы цемента.

Добавки хлорида кальция и хлорида натрия в неармированные бетонные покрытия в количестве, превышающем указанные выше нормы, следует применять в соответствии с указаниями по строительству автомобильных дорог в зимних условиях.

3.14. Хлорид кальция и хлорид натрия нельзя добавлять в бетоны, предназначенные для устройства предварительно напряженных покрытий.

Арматурная сталь

3.15. Штыри следует изготовлять из стержневой горячекатаной гладкой арматурной стали класса А-I .

3.16. Для армирования покрытий следует применять сварные плоские сетки с продольной рабочей арматурой из стержневой горячекатаной стали периодического профиля класса А-II в соответствии с указаниями раздела 2 Инструкции.

Материалы для прокладок температурных швов

3.17. Прокладки, устанавливаемые в швах расширения, нужно изготавливать из чистообрезных досок I и II сортов из мягких пород древесины (ели, сосны).

Прокладки из других материалов должны быть упругими и достаточно жесткими для установки и закрепления их в проектное положение.

Прокладки из листового материала для швов сжатия, закладываемые в свежеуложенный бетон, должны быть морозостойкими, бензо- и маслостойкими. Для таких прокладок разрешается применять изол, удовлетворяющий требованиям соответствующего стандарта.

Материалы для ухода за бетоном

3.18. Пленкообразующие материалы для ухода за свежеуложенным бетоном должны удовлетворять следующим требованиям:

хорошо распределяться на поверхности бетона и создавать сплошную пленку, обладающую достаточной влагоудерживающей способностью и сцеплением с бетоном в течение не менее 28 дней;

не оказывать вредного влияния на здоровье рабочих при условии соблюдения правил техники безопасности; не ухудшать процессы твердения и долговечность бетона; в момент нанесения жидкостей их вязкость не должна превышать 20 с по вискозиметру ВЗ-4 ;

период формирования пленки при температуре воздуха +20°С не должен превышать 5 ч;

пленка не должна уменьшать сцепления колес автомобиля с бетонным покрытием; пленка предпочтительно должна иметь светлый цвет.

3.19. Для ухода за бетоном следует применять пленкообразующие материалы:

анионные быстрораспадающиеся битумные эмульсии класса БА-2; допускаются быстрораспадающиеся эмульсии класса БА-1 и среднераспадающиеся эмульсии класса СА;

светлые пленкообразующие материалы ПМ-86 (помароль), ПМ-100А, ПМ-100АМ;

лак этиноль.

С разрешения Минтрансстроя в каждом отдельном случае допускается применять разжиженные битумы. Для использования других пленкообразующих материалов, не указанных в п. 3.19, также необходимо разрешение Минтрансстроя, выдаваемое на основе специальных испытаний.

Жидкости, используемые для осветления пленкообразующих материалов, должны иметь следующий состав (по массе):

суспензия алюминиевой пудры - одна часть алюминиевой пудры ПАП-I или ПАП-II и три части осветительного керосина;

водный раствор извести - одна часть извести-пушонки и четыре части воды.

Все материалы, применяемые для ухода за бетоном, должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и технических условий.

Материалы для герметизации температурных швов

3.20. Материалы для герметизации температурных швов должны обеспечивать их водонепроницаемость и предохранять швы от засорения песком, щебнем, гравием и другими твердыми материалами.

Для заполнения швов в бетонных покрытиях разрешается применять следующие герметизирующие материалы: мастики, пасты (вводимые в швы под давлением), готовые эластичные прокладки.

Материалы-заполнители швов могут быть холодные, применяемые без предварительного подогрева, а также горячие, подогреваемые перед употреблением.

Заполнители, укладываемые в холодном состоянии должны отверждаться при температуре окружающего воздуха (не ниже +5°С) не позднее 10 сут.

3.21. Заполнители должны иметь следующую температуроустойчивость для различных дорожно-климатических зон:

I зона от - 40 до +50°С

II зона от -30 до +60°С

III -V зона от -20 до +80°С

Заполнитель должен обладать способностью деформироваться в интервалах указанных температур без нарушения сцепления с бетоном боковых граней плит (сцепление заполнителя шва с бетоном должно сохраняться в течение всего срока его работы).

3.22. Для герметизации деформационных швов бетонных покрытий дорог в зависимости от категории дороги и дорожно-климатической зоны разрешается применять резинобитумные мастики (РБВ), полимерно-битумные мастики (ПБМ и МББГ) и тиоколовые герметики типа гидром, указанные в табл. 12.

Таблица 12

Состав мастики,

массовые доли

Температура размягчения , ° С

Категория дороги

Дорожно-климатическая зона

Резинобитумные мастики (РБВ) РБВ-25, 35 , 50*


160


I-III


II- IV

Резиновая крошка - 20




Кумародовая смола - 5




Битум БН-IV -58 -75




Масло АК-15-0 -7




Полиизобутилен П-200-0 -5




Полимерно-битумные мастики (ПБМ)

ПБМ-1



70



I-III



II- IV

Битум БН-V -33




Битум БНД-60/90-48




15 %-ный раствор ДСТ в бензине А-72-14




Асбестовая крошка - 5




ПБМ-2

80

I-III

II- IV

Битум БН-V -33




Битум БНД -60/90 -48




15 %-ный раствор ДСТ в бензине А-72-10




Асбестовая крошка - 9




МББГ-70**

70

I-III

I- V

Битум БН-V -70




Бутилкаучук - 15




Асбестовая крошка - 15




Полимерный герметик Гидром***


-


I , II


I- V

Герметизирующая паста - 100




Отверждающая паста № 30 -20




* Черниговский завод кровельных материалов.

** Лилойский комбинат строительных материалов.

*** Казанский завод РТИ.

3.23. Материалы для приготовления резинобитумной мастики (РБВ) должны соответствовать нормативным документам на битум, резиновую крошку, кумароновую смолу, автотракторное масло АК-15, полиизобутилен П-200.

Материалы для приготовления полимерно-битумной мастики должны соответствовать нормативным документам на строительный битум марки БН-V и нефтяной дорожный битум марки БНД-60/ 90, дивинилстирольный термоэластопласт, автомобильный бензин А-72.

Битумнобутилкаучуковая мастика МББГ-70 выпускается промышленностью по техническим условиям Министерства промышленности строительных материалов СССР.

В качестве грунтовок для мастики на основе битума разрешается применять вязкие битумы марки БНД-60/90 или БНД-40/60, разжиженные бензином или зеленым маслом в соотношении 1:1, а также жидкие битумы по ГОСТ на нефтяные дорожные битумы.

3.24. Полимерный герметик гидром, приготавливаемый на основе жидкого тиокола, должен состоять из герметизирующей пасты по техническим условиям Миннефтехимпрома СССР и из отверждающего реагента (пасты № 30) по техническим условиям Миннефтехимпрома СССР.

Герметик гидром должен быть использован в соответствии с техническими условиями не позднее трех месяцев со дня выпуска.

3.25. Следует применять, как правило, резинобитумные мастики, битумнобутилкаучуковые мастики и тиоколовый герметик, выпускаемые промышленностью.

3.26. Полимерно-битумные мастики разрешается приготавливать централизованно на базах и поставлять потребителям в таре с приложением паспорта, в котором указывают их характеристики.

3.27. При отсутствии централизованного снабжения допускается готовить мастики на строительном объекте.

Полимерно-битумные мастики следует готовить под руководством представителя лаборатории в следующем порядке:

в металлической емкости полностью растворяют дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ) в бензине при температуре 18 -20°С в течение 3 -4 сут;

в котле нагревают битум БН-V до 140°С и смешивают его с нагретым до 120°С битумом БНД-60/90;

при 120°С и потушенной топке в расплавленную смесь битума добавляют 15 %-ный раствор ДСТ и тщательно перемешивают; затем смесь подогревают до 140°С, выдерживают при этой температуре в течение 3 -4 ч до полного улетучивания легких фракций растворителя;

в подготовленную таким образом смесь примешивают минеральный порошок (асбестовую крошку) и варят в течение 30 мин при тщательном перемешивании до получения однородной по составу мастики.

3.28. Для заполнения случайных трещин не шире 5 мм применяют мастику в холодном состоянии, приготавливаемую на основе быстрораспадающейся или медленнораспадающейся битумной эмульсии с добавкой латекса СКС-65 в количестве 15% по массе.

4. ПОДБОР СОСТАВА ДОРОЖНОГО БЕТОНА

Общие положения

4.1. Подбор состава заключается в определении рационального соотношения между компонентами бетонной смеси в соответствии с предъявляемыми требованиями:

к подвижности (жесткости) бетонной смеси;

к объему вовлеченного воздуха (или выделившегося газа) в свежеуложенной бетонной смеси;

к долговечности бетона, т.е. длительной и устойчивой его работе в окружающей среде в соответствии с проектными марками морозостойкости;

к прочности бетона в соответствии с проектными марками прочности.

4.2. По технологическим свойствам бетонная смесь должна удовлетворять требованиям, изложенным в п. 3.6 Инструкции.

Наиболее существенное положительное влияние на воздухоудерживающую способность бетонной смеси оказывает увеличение относительной доли песка в смеси заполнителей (или коэффициента раздвижки щебня раствором), дисперсности песка и количества воздухововлекающей добавки. Устойчивость кромок и боковых граней свежеотформованной плиты повышается с уменьшением подвижности бетонной смеси, крупности заполнителя и с увеличением относительной доли песка в смеси заполнителей (коэффициента раздвижки щебня раствором).

4.3. Показатель подвижности (жесткости) бетонной смеси должен назначаться с учетом уплотняющей способности бетоноотделочной машины, скорости бетонирования, удобообрабатываемости (отделываемости), длительности транспортирования, периода между укладкой и уплотнением, температуры воздуха в период производства работ.

4.4. Объем вовлеченного воздуха должен назначаться по стандарту на дорожный бетон с учетом длительности транспортирования бетонной смеси и температуры воздуха в период производства работ. Содержание воздуха в бетонной смеси при подборе состава бетона следует регулировать изменением дозировки воздухововлекающей добавки.

4.5. При подборе состава определение показателя подвижности, объема вовлеченного воздуха, а также изготовление контрольных образцов должно производиться не ранее 30 мин и не позднее 60 мин после приготовления бетонной смеси. Бетонная смесь должна быть защищена от испарения воды затворения.

4.6. При подборе состава бетона с воздухововлекающей или комплексной добавкой ПАВ (совместно пластифицирующей и воздухововлекающей) необходимо, как правило, подвижность бетонной смеси, кроме осадки конуса, оценивать и показателем жесткости.

4.7. Подбор состава бетона должен производиться расчетно-экспериментальным методом с расчетом по формулам и графикам и с последующим уточнением экспериментальным путем в следующем порядке:

определить расчетным путем ориентировочное водоцементное отношение (В/Ц ), необходимое для получения заданной марки бетона по прочности на растяжение при изгибе;

назначить в зависимости от требований к бетону средний объем вовлеченного воздуха и ориентировочное количество добавки ПАВ;

определить водопотребность бетонной смеси принятой подвижности (жесткости) на основе имеющегося в лаборатории опыта или по рекомендуемым в литературе таблицам и графикам;

рассчитать по величинам водопотребности и В/Ц содержание цемента в 1 м3 бетона;

назначить коэффициент раздвижки крупного заполнителя раствором и найти содержание крупного заполнителя в 1 м3 бетона;

рассчитать содержание песка в 1 м3 бетона;

уточнить экспериментальным путем состав бетона.

4.8. Подбор состава бетона должен производиться на материалах, удовлетворяющих требованиям ГОСТ на дорожный бетон и раздела 3 Инструкции и принятых к производству работ.

Бетонную смесь при подборе состава следует приготавливать в бетоносмесителях, например марки С-674А, с объемом годового замеса 60 л, поскольку от способа перемешивания компонентов зависит объем вовлеченного воздуха. Длительность перемешивания после введения раствора ПАВ и воды затворения должна быть в пределах 1,5 -2 мин.

Расчет состава бетона

4.9. Ориентировочно В/Ц следует рассчитывать по формулам: для бетона с нормированным стандартом на дорожный бетон

содержанием вовлеченного воздуха В/Ц =

.для бетона без вовлеченного воздуха В/Ц =

где-предел прочности цемента на растяжение при изгибе, определенный экспериментально или принятый для данной марки цемента по ГОСТ на портландцемент и шлакопортландцемент;

-марка бетона по прочности на растяжение при изгибе.

4.10. Ориентировочно содержание воды следует назначать не более 165 -170 кг.

Для снижения водопотребности бетонной смеси, помимо совместного применения пластифицирующих и воздухововлекающих добавок ПАВ, следует применять обогащенные мелкий и крупный заполнители, укрупняющие добавки природного и дробленого песков.

4.11. Содержание цемента следует определять по формуле:

Ц=В: В / Ц ,

где В - содержание воды, кг/м3 ;

Ц - содержание цемента, кг/м3 .

4.12. Содержание крупного заполнителя следует определять по формуле:

где -содержание крупного заполнителя в 1 м3 бетона, кг;

-коэффициент раздвижки, минимальное значение которого для бетона с вовлеченным воздухом в зависимости от крупности песка следует назначать в пределах 1,7 -1,9 и в дальнейшем уточнить экспериментально;

-пустотность крупного заполнителя в стандартном насыпном состоянии в виде относительной величины, которую следует находить по формуле:

-объемная насыпная масса крупного заполнителя, кг/л;

-плотность крупного заполнителя, кг/л, определяемая по стандарту на методы испытания щебня из естественного камня, гравия, щебня из гравия для строительных работ.

Минимальное значение коэффициента раздвижки щебня раствором в зависимости от крупности песка следует принимать равным:

1,7 - для мелких песков с модулем крупности от 1,5 до 2;

1,8 - для средних песков с модулем крупности от 2 до 2,5;

1,9 - для крупных песков с модулем крупности более 2,5.

Максимально возможное значение коэффициента раздвижки разрешается уточнять экспериментально на пробных замесах путем построения графика зависимости осадки конуса и показателя жесткости бетонной смеси с одинаковым В/Ц и водосодержанием от коэффициента раздвижки.

Закрыть

Строительный каталог