ВСН 005-88, часть 3

Операции по "насадке" и "сходу" колонны следует выполнять по схемам, специально разработанным в составе ППР; при этом должен быть предусмотрен строгий синхронизированный порядок замещения и передвижения трубоукладчиков.

8.17. При совмещенном способе изоляционно-укладочных работ их выполнение допускается при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30°С в соответствии с техническими условиями на изоляционные материалы.

8.18. При раздельном способе производства изоляционно-укладочных работ очистку, огрунтовку и изоляцию трубопровода разрешается производить при температуре окружающего воздуха минус 30°С и выше, а укладку изолированного трубопровода - не ниже минус 20°С.

8.19. Работы по укладке нескольких трубопроводов в общую траншею можно производить как одновременно, так и последовательно.

При одновременной укладке возможны две схемы производства работ: 1) одновременный монтаж всех ниток непосредственно в проектном положении (на дне траншеи) из отдельных труб или секций; 2) поочередный спуск сваренных плетей с бровки траншеи.

При последовательной укладке все нитки, предварительно сваренные на строительной полосе, укладывают в траншею, начиная с ближайшей к ней, при этом данная нитка должна занять положение в траншее, наиболее удаленное от строительной полосы.

Если при прокладке нескольких трубопроводов ширина траншеи по низу и грунтовые условия позволяют обеспечить проход строительных машин, то часть ниток может быть смонтирована и заизолирована непосредственно на дне траншеи, а остальные должны быть уложены со строительной полосы.

При последовательной укладке в одну траншею нескольких трубопроводов должны быть приняты меры по сохранности уже уложенных трубопроводов.

В процессе работ по укладке нескольких трубопроводов в общую траншею необходимо обеспечивать заданное проектом расстояние между осями смежных трубопроводов; для этого можно использовать балластирующие устройства или прерывистые присыпки в виде призм в сухих грунтах.

8.20. При одновременном строительстве многониточных трубопроводов в раздельных траншеях укладку начинают с левого крайнего (по ходу движения строительных бригад) трубопровода, чтобы исключить необходимость устройства проездов строительной техники над уже проложенными трубопроводами.

8.21. Монтаж технологических захлестов следует выполнять после укладки трубопровода в проектное положение.

8.22. Количество трубоукладчиков, занятых на укладке трубопровода, их грузовые характеристики, а также расстояния между ними в колонне следует определять расчетным путем в соответствии с методиками, приведенными в рекомендуемых приложениям 9 и 10.

Примерные расстояния между кранами-трубоукладчиками при разных способах изоляционно-укладочных работ для трубопроводов диаметром 57-530 мм приведены в рекомендуемом приложении II. Для трубопроводов диаметром более 530 мм схемы укладки приведены в "Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация".

8.23. При прокладке надземных трубопроводов (на опорах или на эстакадах), где в единое конструктивное решение могут входить несколько ниток трубопроводов, работы по укладке можно осуществлять по трем схемам:

монтаж отдельных ниток трубопроводов на опорах (эстакаде);

одновременный монтаж всех ниток трубопроводов;

комбинированный метод, являющийся сочетанием двух предыдущих методов и предусматривающий монтаж одной или нескольких ниток трубопровода по разным схемам.

Схемы укладки выбирают в зависимости от конструктивных решений прокладки, очередности ввода (этапов пускового комплекса) и конкретного назначения отдельных трубопроводов.

8.24. Монтаж ригелей и опорных элементов надземных трубопроводов следует выполнять после оформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.

8.25. Монтаж надземных трубопроводов диаметром 530 мм и более следует производить из трехтрубных секций, свариваемых в базовых условиях или на трубосварочных стендах. Надземные трубопроводы диаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует сооружать из двухтрубных секций.

8.26. При строительстве надземных трубопроводов сборка и сварка секций в нитку должна производиться на установленных опорах. Для поддержания свисающей консоли плети трубопровода и центратора, устранения прогиба, обусловленного весом плети, следует применять дополнительный трубоукладчик, оснащенный мягким монтажным полотенцем.

8.27. В местах монтажа компенсаторов необходимо оставлять технологические разрывы. Сборку стыков при монтаже компенсаторов следует выполнять с применением наружных центраторов.

8.28. Перед вваркой П-образных компенсаторов в нитку их необходимо подвергать предварительной растяжке (или поджатию). Величина растяжки компенсатора определяется проектом.

8.29. Монтаж замыкающих стыков следует производить при температуре окружающего воздуха, регламентированной в проекте.

8.30. После сварки трубопровода в нитку следует установить опорные элементы на подвижных опорах.

8.31. После завершения монтажа трубопровода на опорах следует выполнить подводку ригелей под трубопровод с заданным усилием, величина которого указывается в рабочих чертежах.

8.32. Подземную или подводную укладку обетонированного трубопровода или трубопровода, оснащенного балластировочными утяжелителями кольцевого типа, в зависимости от гидрогеологических условий ведут следующими методами:

сборкой и сваркой одиночных труб непосредственно в траншее;

протаскиванием длинномерных плетей по дну траншеи или водоема;

сплавом длинномерной плети, оснащенной поплавками, по обводненной траншее или водоему с последующей отстроповкой поплавков;

с бровки траншеи колонной трубоукладчиков способом "перехвата" или "переезда";

путем разработки траншеи под смонтированной на поверхности болота по створу перехода плетью трубопровода (метод "подкопа").

8.33. Протаскивание плети необходимо производить без длительных перерывов (не более 12 ч), во избежание присоса, заноса траншеи или примерзания плети (в холодное время); при большом уклоне местности в зоне расположения береговой монтажной площадки и урезов для удержания плети от самопроизвольного сползания следует использовать подвижной якорь.

Конструкция (вес, габариты) плети определяется расчетом.

8.34. При сплаве расстояние между поплавками, считая заданной их грузоподъемность, определяют в ППР по формуле


где - расстояние между поплавками;

- грузоподъемность поплавков;

- вес единицы длины обетонированного трубопровода под водой;

- коэффициент запаса положительной плавучести ().

8.35. Укладку сплавленной плети трубопровода производят последовательной отстроповкой; с этой целью каждый из них оснащен механическим затвором (замком)*.

_______________

* Работой затворов управляют дистанционно с одного из берегов (или с плавсредства) с помощью специального троса.

8.36. В целях безопасности производства работ не допускается нахождение людей в момент отстроповки поплавков на расстоянии ближе 20 м от места отстроповки.

Для перемещения персонала вдоль плавающего трубопровода следует использовать инвентарные плавсредства (надувные лодки, плоты и т.п.). Не допускается ходить по плавающему трубопроводу, а также устраивать помосты с использованием в качестве одной из опор плавающего трубопровода.

8.37. Поплавки должны быть связаны между собой канатом, проложенным вдоль плети и предназначенным для организованного сбора поплавков на берегу после освобождения их от нагрузки.

8.38. Укладка обетонированной плети или плети, оснащенной кольцевыми балластировочными утяжелителями, методом "подкопа" применяется на участках трассы, где не обеспечивается устойчивость стенок траншеи на время производства укладочных работ; при этом плеть предварительно протаскивают вдоль оси прокладки по поверхности болота, затем под трубопроводом отрывают траншею, куда плеть опускается под действием собственного веса. Для рытья траншеи следует применять специальные экскаваторы (трубозаглубители). Для защиты трубопровода от механических повреждений экскаватором следует использовать инвентарные щиты, перемещаемые от забоя к забою.

8.39. На криволинейных участках трассы (в отдельных случаях и на прямолинейных ) допускается укладка обетонированного трубопровода с бровки траншеи двумя способами: "перехватом" или "переездом". При первом способе каждый трубоукладчик, по мере укладки, освобождаясь от нагрузки, перемещается последовательно к впереди стоящему трубоукладчику; при втором способе последний трубоукладчик, освободившись от нагрузки после опуска плети, объезжает колонну и становится впереди, после чего он снова начинает воспринимать нагрузку.

Высота подъема трубопровода над строительной полосой не должна превышать 0,5 м.

Количество трубоукладчиков и их расстановка определяются по методике, изложенной в приложении 9. Необходимое для укладки число трубоукладчиков принимается равным +1.

При расчете необходимо учитывать, что изгибная жесткость обетонированного трубопровода повышается на 25-30% (по сравнению с обычным).

В качестве грузозахватной оснастки следует использовать мягкие монтажные полотенца.

8.40. Радиус допустимого упругого изгиба трубопровода (он прямо пропорционален его жесткости) со сплошным бетонным покрытием (без прорезей) определяется проектом по формуле


где - допустимый радиус упругого изгиба необетонированного трубопровода, принимаемый по СНиП III-42-80;

- толщина бетонного покрытия, мм.

8.41. Обетонированные трубы, получаемые с завода, должны иметь маркировку с указанием их массы с точностью до 7% и величины отрицательной плавучести (вес под водой) при объемной массе воды 1000 кг/м.

8.42. Тяговые усилия для протаскивания обетонированной плети трубопровода определяют расчетом, выполненным на стадии разработки ППР. Значения коэффициентов трения и трогания приведены в рекомендуемом приложении 12. Тяговые средства и оснастку выбирают по максимальному значению расчетного тягового усилия.

8.43. Расчет тяговых усилий следует производить по методике, изложенной в "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы".


9. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДОВ ТРУБОПРОВОДОВ

ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ


9.1. Работы по строительству переходов через естественные и искусственные препятствия следует производить с опережением в соответствии с требованиями разд. 8 СНиП III-42-80 и настоящих ВСН.

9.2. Строительство многопролетных и однопролетных переходов следует выполнять по индивидуальным проектам производства работ с предусмотрением мер, обеспечивающих безопасность при производстве работ и надежность конструкций в процессе эксплуатации.

9.3. Сборные железобетонные элементы опор (плиты, сваи, стойки, ригели, подушки, кольца и т.д.), а также арматурные каркасы и щиты опалубки (по возможности инвентарные) для монолитных бетонных и железобетонных опор необходимо доставлять на строительную площадку перехода в готовом виде в соответствии с проектом.

9.4. Строительство однопролетных переходов, не имеющих по проекту искусственных опор и компенсаторов, следует осуществлять по ходу трассовых работ. В этом случае плети трубопровода на всю длину перехода (с учетом перекрытия пролета перехода) сваривают и укладывают с помощью кранов-трубоукладчиков путем надвижки плети с одного берега на другой.


10. СТРОИТЕЛЬСТВО ТРУБОПРОВОДОВ В ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Строительство через болота и озера


10.1. Строительство промысловых трубопроводов в особых природных условиях следует выполнять в соответствии с разд. 9 (пп. 9.1-9.6 и 9.32-9.36) СНиП III-42-80 и требованиями разд. 10 настоящих ВСН.

10.2. До начала строительно-монтажных работ по прокладке трубопровода на болотах и обводненной местности выполняют следующие мероприятия:

выбор участков трассы для первоочередного строительства в зимнее и летнее время;

составление графиков производства строительно-монтажных работ и поставка необходимых машин, материалов и оборудования;

выбор мест и устройство площадок для складирования материалов и базирования техники, а также мест для вертолетных площадок;

разработка транспортной схемы завоза материалов, вариантов объездов непроходимых участков и преодоление труднопроходимых;

определение границ участков работы потоков с учетом характеристик сложных участков трассы;

оснащение производственных участков необходимыми машинами, оборудованием, материалами и рабочей силой;

устройство сварочно-монтажных и изоляционных баз, полигонов для обетонирования труб и обустройства жилых трассовых городков;

строительство временных технологических дорог и подъездов к ним, а также водопропускных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль нее;

устройство и оснащение необходимым оборудованием береговых монтажных площадок при прокладке трубопроводов методом сплава.

10.3. Способы производства строительно-монтажных работ на болотах, заболоченной и обводненной местности должны определяться проектами организации строительства и выполняться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

10.4. Комплекс организационных и технологических решений должен предусматривать непрерывный производственный процесс строительства трубопроводов по мере продвижения потока на всем протяжении участка с учетом типа болот, характера обводненности местности, грунтовых условий, диаметра сооружаемого трубопровода и времени года.

10.5. Строительство трубопроводов на сложных участках на болотах и обводненных территориях следует осуществлять, как правило, из труб с заводской изоляцией или из труб, изолированных в базовых условиях.

10.6. При строительстве трубопроводов на болотах и обводненной местности используются способы прокладки трубопроводов, приведенные в табл. 2.









Таблица 2


Период строительства

Грунтовые условия прокладки трубопровода

Способ прокладки трубопровода

Особенности технологии прокладки трубопровода

Метод балластировки и закрепления трубопровода в проектном положении


1

2

3

4

5


Зимний



Минеральные устойчивые и многолетнемерзлые грунты



С бермы траншеи



Типовые технологические схемы



Навеска железо- бетонных пригрузов или балластировка грунтом обратной засыпки с применением НСМ


Промороженные болота


С зимней дороги

Устройство специальных дорог с продленным сроком эксплуатации


Навеска железобетонных пригрузов с зимней дороги


Непромораживаемые болота

С искусственно намороженных и усиленных дорог


Устройство специальных усиленных дорог со снежно-ледовым покрытием


Навеска железобетонных пригрузов с зимней дороги или с полосы намывного грунта


С полосы намывного грунта


Предварительный намыв грунта на полосе строительства


Болота сплавинного типа (с промороженной торфяной коркой толщиной не менее 1 м)


Посредством монтажа на поплавковые опоры


Устройство поплавковых опор и монтаж на них трубопровода


Обетонирование труб или навеска кольцевых пригрузов


Погружением под действием собственного веса и пригруза


Устройство майны для погружения трубопровода на глубину до 3 м


Весенний, летний, осенний


Минеральные устойчивые грунты


С бермы траншеи

Типовые технологические схемы

При наличии грунтовых вод навеска железо- бетонных пригрузов и завинчивание или забивка анкеров с бермы траншеи


Обводненные участки с минеральными грунтами, длительным стоянием поверхностных вод и участки с вечномерзлыми грунтами


С грунтовой насыпи, отсыпанной на НСМ


Отсыпка грунтовой насыпи на НСМ


Навеска железо- бетонных пригрузов, завинчивание или забивка анкеров и балластировка грунтом обратной засыпки с применением НСМ


Болота I и II типов


С временной технологичес- кой дороги различной конструкции


Сооружение временной технологической дороги


Навеска железо- бетонных пригрузов и завинчивание или забивка анкеров с временной дороги


Болота III типа обводненные

Методом сплава или протаскивания


Устройство береговых монтажных площадок или траншей


Обетонирование или навеска кольцевых пригрузов


Болота II и III типов большой протяженности

С полосы намытого грунта


Предварительный намыв грунта на полосе строительства


Навеска железо- бетонных пригрузов, завинчивание или забивка анкеров



10.7. Для прохода сварочно-монтажной и изоляционно-укладочной колонны по болоту при минусовой температуре наружного воздуха толщина промороженного слоя торфяной залежи должна быть не менее 0,8-1,0 м.

10.8. Строительство трубопроводов в зимнее время на болотах сплавинного типа и глубиной более 3 м с промороженной торфяной залежью не менее 1 м заключается в предварительном промораживании торфяной залежи и устройстве по ней зимних проездов для автотранспорта и строительных машин, а также для выполнения работ по монтажу, сварке и изоляции трубопровода.

Строительно-монтажные работы в этом случае выполняются по технологическим схемам, применяемым для строительства трубопроводов на устойчивых минеральных грунтах.

10.9. Укладку трубопровода с поплавками в летний период на болотах с высокой обводненностью и на обводненных участках трассы производят в такой последовательности: на монтажной площадке укладывают секции в створе траншеи, сваривают их в нитку, изолируют в зоне стыков, балластируют, разрабатывают траншею в створе прокладки, закрепляют на трубопроводе поплавки. Сплав плети выполняют с помощью лебедки или других тяговых средств, расположенных на противоположном берегу болота или обводненного участка, а также трубоукладчиков, находящихся на монтажной площадке. Сплав осуществляют по мере наращивания последующих секций трубопровода. После окончания сплава трубопровод опускают с помощью регулируемых тяг в проектное положение.

Методом сплава прокладывают, как правило, прямолинейные участки трубопровода. При необходимости слабоизогнутые участки следует устраивать на береговых участках болота.

10.10. Укладку трубопровода методом протаскивания осуществляют на болотах протяженностью не более 100 м. В зимнее время протаскивание осуществляют либо по замороженной поверхности болота, либо по льду, находящемуся в траншее, с последующим опуском его под действием собственного веса после оттаивания верхнего мерзлого слоя торфяной залежи или льда.

10.11. Технологическая последовательность основных работ по сооружению участков трубопровода через болота или обводненную местность методом сплава включает:

разработку траншеи в створе перехода;

организацию монтажной площадки и сварку на ней изолированных и обетонированных труб в секции;

раскладку секций труб с изолированными стыками на площадке параллельно створу перехода или сварку секций в плети и их изоляцию при поставке обычных труб;

укладку головной плети на рольганги, установленные в створе переходов;

подачу плети в обводненный канал трубоукладчиками и ее сплав;

наращивание последующей плети к первой с контролем и изоляцией стыков;

продолжение процесса наращивания и сплава плетей трубопровода до полного перехода через болота.

10.12. Специфика технологии укладки трубопровода с грунтовой насыпи состоит в предварительной специальной подготовке строительной полосы, заключающейся в спуске поверхностной воды с участка трассы посредством устройства водоотводных канав и водосбросных сооружений, а также возведении грунтовой насыпи, которую с целью снижения расхода грунта и повышения устойчивости полотна в обоснованных ПОС случаях отсыпают на уложенный непосредственно на слабый грунт нетканый синтетический материал или лежневый настил (или на тот и другой). Грунтовую насыпь можно возводить как в летнее, так и в зимнее время.

10.13. Выбор вида укладки обусловливается главным образом несущей способностью и степенью обводненности участка, обосновывается технико-экономическими расчетами и определяется на стадии проектирования.

10.14. Выбор периода укладки трубопровода через болота и участки с переувлажненными минеральными грунтами в насыпях и по поверхности отсыпанного грунта производится в зависимости от проходимости строительной техникой участка, технико-экономической целесообразности сооружения той или иной конструкции временной технологической дороги и определяется расчетом.

10.15. В зависимости от несущей способности торфяного покрова, его мощности, типа и характеристик подстилающего грунта и размеров траншеи разработку траншей на болотах в теплое время года осуществляют:

на болотах с несущей способностью 0,02-0,01 МПа - специальными болотными одноковшовыми экскаваторами на базе болотохода или обычными одноковшовыми экскаваторами, установленными на перекидных щитах, пеноволокушах или понтонах;

на болотах с несущей способностью ниже 0,01 МПа - специальными болотными экскаваторами или обычными экскаваторами, установленными на понтонах или пеноволокушах.

10.16. При прокладке трубопровода через озера шириной до 30 м и глубиной до 1 м траншеи разрабатывают с двух противоположных берегов озера с использованием одноковшовых экскаваторов-драглайнов. Для этой цели с каждого берега можно устраивать пионерным способом насыпи, на которых размещаются экскаваторы-драглайны, разрабатывающие траншеи на дне озера. Длина насыпей должна обеспечивать разработку траншеи на дне озера с первой стоянки экскаваторов-драглайнов с каждой стороны до образования общей траншеи на дне водоема.

10.17. При укладке трубопровода через озера шириной более 30 м траншею можно устраивать в предварительно сделанной насыпи обычным способом. Размеры насыпи, а также крутизна ее откосов должны определяться проектом в зависимости от характеристик грунта дна озера, наличия и скорости течения воды в озере, степени его зарастания растительностью и других факторов. Насыпи следует устраивать заблаговременно и разработку в них траншей проводить после полной осадки насыпи.

10.18. При укладке трубопровода через озера шириной более 50 м и глубиной более 2 м траншеи на дне этих водоемов любых размеров разрабатывают одноковшовыми экскаваторами-драглайнами, установленными на понтонах.

10.19. В зависимости от глубины траншеи и мощности торфяного слоя траншеи на проектную глубину устраивают полностью в торфяной толще или одновременно в торфяном и минеральном грунтах. На участках траншеи в неустойчивых грунтах глубина ее должна быть больше проектной на величину деформации профиля, которая зависит от конкретных грунтовых условий, определяется в ходе выполнения работ и уточняется по проекту. Для уменьшения объема земляных работ в этом случае разрыв по времени землеройной и изоляционно-укладочной колонны должен быть минимальным (не более суток).

10.20. При выполнении работ по устройству траншей в зимнее время во избежание заноса их снегом и смерзания отвала грунта темп разработки траншей должен соответствовать темпу изоляционно-укладочных работ. Технологический разрыв между землеройной и изоляционно-укладочной колоннами должен быть минимальным (не более двухсменной производительности землеройной колонны). Устройство траншей в задел в зимних условиях не допускается.

10.21. Технологические схемы устройства траншей в мерзлых грунтах выбирают с учетом глубины промерзания грунта, его прочностных характеристик и времени выполнения работ.

При промерзании грунта на глубину до 0,4 м в обычных грунтовых условиях траншеи устраивают по технологическим схемам и теми же механизмами, что и в обычных условиях. При промерзании грунта на глубину более 0,4 м устройство траншей одноковшовыми экскаваторами требует предварительного рыхления мерзлого грунта механическими рыхлителями или буро-взрывным способом.

10.22. При глубине промерзания от 0,4 до 0,8 м траншею разрабатывают одноковшовым экскаватором после предварительного рыхления мерзлого грунта рыхлителем, который производит рыхление грунта на всю глубину промерзания за один технологический прием. При глубине промерзания грунта до 1 м рыхление его осуществляют теми же рыхлителями за два прохода. При большей глубине промерзания траншеи разрабатывают одноковшовыми экскаваторами после предварительного рыхления грунта буро-взрывным способом. Бурение шпуров и скважин на полосе траншеи выполняют буровыми машинами в один или два ряда, шпуры заряжаются БВ и взрываются. При глубине промерзания грунта до 1,5 м рыхление грунта для разработки траншей, расположенных на расстоянии до 10 м от сооружений, производят шпуровым методом, при глубине промерзания грунта более 1,5 м - шпуровым методом с послойным взрыванием. При глубине промерзания грунта более 1,5 м и отсутствии сооружений ближе 10 м рыхление грунта осуществляют скважинным методом.

10.23. Насыпи на болотах I и II типов (глубиной до 2 м) устраивают после удаления торфа на полосе укладки трубопровода на всю глубину. На болотах III типа (без сплавин) насыпь сооружают без выторфовывания. В этом случае торфяная масса выдавливается весом насыпаемого минерального грунта. На болотах III типа с толщиной сплавины до 0,5 м насыпь отсыпают непосредственно на сплавину с погружением ее на дно. При толщине сплавины более 0,5 м целесообразно устройство в ее теле двух продольных прорезей на расстоянии, равном ширине основания насыпи, на которую отсыпается минеральный грунт, с погружением ее на дно болота.

Устройство прорезей осуществляют одноковшовыми экскаваторами, установленными на сланях, или взрывным способом.

10.24. Отсыпку насыпи следует выполнять в таком порядке: первый слой на 25-30 см выше уровня болота отсыпают пионерным способом самосвалами, разгружающими материал отсыпки на берегу болота, затем бульдозерами его сдвигают в сторону наращивания насыпи. Отсыпку можно вести с одного или с двух сторон болота. После отсыпки первого слоя на полную длину насыпи сооружают второй слой до проектной отметки низа трубы с последующим уплотнением. Третий слой до проектной отметки насыпают после полной осадки насыпи.

10.25. На залитых водой болотах II и III типов большой протяженности при наличии в основании болот хорошо дренированных гравийно-песчаных, песчаных или супесчаных грунтов целесообразно строительную полосу сооружать посредством намыва грунтовой дамбы гидромеханизированным способом, при наличии вблизи трассы достаточных объемов воды для этих целей.

10.26. Для намыва таких дамб следует применять безэстакадный продольно-встречный способ гидронамыва, который должен осуществляться специальными подразделениями, заблаговременно, до начала основных работ. Дамбы намывают участками шириной до 35 м и протяженностью 200-350 м, так называемыми "картами намыва". Для образования "карты намыва" по ее контуру устраивают грунтовые валики или устанавливают сборно-разборные деревянные щиты, задерживающие намытый грунт на "карте намыва".

Гидросмесь (пульпу) на намываемую площадку подают торцевым или рассредоточенным способом с низких инвентарных опор. Для отвода воды в конце карты намыва устраивают пруды-отстойники и водоотводные канавы. Грунтовые дамбы под магистральные трубопроводы следует намывать с запасом на осадку.


Строительство в условиях пустынь и орошаемого земледелия


10.27. При сооружении промысловых трубопроводов в условиях пустынь на солончаках, такырах и песках следует применять грунтовые конструкции проездов с покрытиями или без покрытия в зависимости от грунтовых условий в соответствии с ПОС.

10.28. Временные проезды для строительной техники на песках устраивают с помощью бульдозера с созданием незаносимого песком поперечного профиля обтекаемой формы.

10.29. На участках трассы с сорами, в солончаках и такырах насыпь для проездов целесообразно отсыпать на нетканые синтетические материалы (геотекстиль). При этом допускается использовать местный, подстилающий песок и грунт.

10.30. Траншеи в условиях пустынь устраивают после срезки барханов в соответствии с проектом.

10.31. При многониточной прокладке трубопроводов в одной траншее в условиях песчано-барханных пустынь широкие траншеи следует, как правило, разрабатывать бульдозерами продольно-поперечным способом.

10.32. В песчаных сыпучих грунтах траншею следует разрабатывать одноковшовыми экскаваторами или бульдозерами.

10.33. Во влажных или естественно закрепленных песках при прокладке одной или двух ниток промысловых трубопроводов в одной траншее разработку следует вести роторным экскаватором с откосниками до проектной глубины или разрабатывать верхний слой на глубину 90 см бульдозерами с последующей доработкой траншеи одноковшовыми экскаваторами до проектного профиля.

10.34. Сооружение промысловых трубопроводов на поливных землях выполняют в наиболее благоприятный, как правило, в невегетационный период года. При рекультивации земель следует восстанавливать поливные борозды.

10.35. Для передвижения машин через оросительные каналы и арыки необходимо устраивать переезды с водопропуском в соответствии с проектом.

При разработке траншеи на пересечениях арыков оставляют перемычки, которые разрабатывают непосредственно во время укладки трубопровода с устройством водопропуска через траншею во избежание перерывов в поливе полей.

10.36. Траншеи в грунтах нормальной влажности и плотных устойчивых минеральных грунтах следует разрабатывать роторными траншейными экскаваторами. Траншеи глубиной до 1,0-1,2 м для трубопроводов малых диаметров целесообразно разрабатывать плужными канавокопателями. Для разработки траншей в переувлажненных малоустойчивых грунтах следует применять одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой на уширенном гусеничном ходу.


11. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ

Закрыть

Строительный каталог