ВСН 01-82, часть 4

В районах с активно развивающимися оврагами .предусматриваются защитные мероприятия, обеспечивающие земляное полотно от вредного воздействия растущих оврагов.

4.2.61. Бровка земляного полотна дорог летнего действия на подходах к мостам и трубам в пределах разлива и при рас ложения дороги вдоль рек и в зоне водохранилищ и бровка оградительных дамб должны возвышаться не менее чем на 0,5 и, бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм у насыпей - не менее чем на 0,25 м над отметкой подпорного горизонта, определяемого по расчетному расходу с вероятностью превышения согласно п. 4.2.120.

У больших и средних мостов подпертый горизонт определяется с учетом набега волны и возможного размыва русла под мостом, но не более 50% от полного размыва.

При расположении насыпей на соймах в необходимых: случаях для обеспечения устойчивости насыпи должны предусматриваться бермы шириной не менее 2 м.

На дорогах, где предусматриваются перерывы движения, в местах пересечения широких пойм рек и ручьев, при соответствующем обосновании разрешается устройство затопляемых подходов к мостам в пределах разлива. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению возможного размыва земляного полотна.

4.2.62. При реконструкции автомобильных дорог необходимо предусматривать максимально возможное использование существующего земляного полотна применительно к типовым конструкциям.

4.2.63. Уширение земляного полотна следует предусматривать, как правило, с одной стороны.

4.2.64. При уширении земляного полотна реконструируемой дороги или его досыпке до новых проектных отметок следует использовагь дренирующие грунты. Местные глинистые грунты разрешается применять при условии обеспечения однородности нового и существующего земляного полотна по составу грунтов, их влажности и плотности, с устройством уступов шириной от 1 до 1,5 м с поперечным уклоном 10-20 . На участках, где плотность грунта существующего земляного полотна ниже требуемой, в проекте необходимо предусматривать работы по рыхлению грунта существующего полотна на глубину 30-40 см с последующим уплотнением его до требуемой плотности.


Насыпи


4.2.65. Грунты, применяемые для возведения насыпей, долям обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна.

Камень, щебенистые, гравелистые грунты и пески (за исключением пылеватых) допускаются для воздействия насыпей без ограничения.

Глинистые грунты (супеси, суглинки, глины) допускается для возведения насыпей при влажностях, не превышающих оптимальные при стандартном уплотнении более чем на 10%.

Не допускаются для отсыпки насыпи:

илистые грунты - ил, мелкий песок с примесью торфа им ила, жирные глины с примесью ила;

недренирующие грунты, содержащие водорастворимые соли в количестве более 8% при хлоридном и более 5% при сульфатном засолении;

торф;

жирные глины, меловые и тальковые грунты и трепелы при наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м и на поймах рек.

4.2.66. Легкие пылеватые суглинки и тяжелые пылеватые супеси в сырых местах во II и III климатических зонах на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий допускаются только для отсыпки нижней части насыпи. Верхняя часть насыпей высотой (считая от поверхности покрытия) 1, 2 м при цементгобетонном покрытии и 1 м при асфальтобетонном покрытии во II зоне и высотой соответственно 1 и 0, 8 м в III зоне должны быть отсыпаны из непылеватых преимущественно песчаных и легких супесчанных грунтов.

4.2.67. Крутизна откосов насыпей высотой до 1 м, возводимых из нескальных грунтов, получаемых из боковых резервов, а также крутизна внутренних откосов канав и канав-резервов назначается от 1:1,5 до 1:3 в зависимости от рода грунтов, способов производства работ и применяемых средств механизации.

4.2.68. Крутизна откосов насыпей высотой более 1м, а также насыпей высотой до 1 м, но возводимых из привозного грунта, в благоприятных инженерно-геологических условиях принимается по табл.21.

Таблица 21


Виды грунтов

Наибольшая крутизна откосов при высоте насыпи, м, до


6

12

1. Камни из слабовыветривающихся пород

1:1-1:1,3

1:1-1:1,3

2. Каменистый (валунный), щебенистый (галечниковый), дресвяный (гравийный);

1:1,5

1:1,5

песок гравелистый, крупный и средней крупности;

шлак металлургический



3. Песок мелкий и пылеватый

глинистые грунты, в том числе лёсса и лёсовидные суглинки

1:1,5

1:1,75х

В верхней части (высотой 6 м)

1:1,5

1:1,75х

В нижней части (высотой 6 м)

1:1,75

1:2х


Примечание. Крутизна откосов каменной наброски, предохраняющей откосы насыпи или берег от размыва, должна приниматься:

при глубине воды до 6 м - 1:1,5,

при глубине воды свыше 6 м - 1:2.

________

х Для пылеватых грунтов в районах избыточного увлажнения и для одноразмерных мелких песков.

4.2.69. Корчевка пней на дорогах круглогодового и летнего действия назначается под насыпями на косогорах, на которых проектируется снятие растительного слоя, рыхление основания насыпи или устройство уступов, а также на участках, занимаемых выемками, канавами и резервами.

При высоте насыпи от 0, 5 до 1 м пни срезаются в уровень с землей. При большей высоте насыпи пни высотой не более 0,2 разрешается оставлять.

На лесовозных усах при высоте насыпи до 0,5 м пни разрешается срезать в уровень с поверхностью земли, а при большей высоте насыпи допускается оставлять пни высотой не более 0,2 м.

4.2.70. Подготовку основании под насыпи земляного полотна следует предусматривать:

а) при поперечном уклона местности до 1:10 - удаление растительного слоя под насыпями высотой до 0, 5 м (считая низа дорожной одежды);

б) при поперечном уклоне местности от 1:10 до 1:5 удаление растительного слоя под насыпями высотой до I м а рыхление основания под насыпями высотой более I м.

в) при поперечном уклоне местности от 1:5 до 1:3 устройство уступов по всей подошве насыпи; на косогорах, сложенных дренирующими грунтами (рыхлые пески, гравий, галька, обломки слабовыветривающихся пород и т.п.), не покрытых растительностью, уступы не делаются.

На косогорах с поперечным уклоном более 1:3, а также скальных грунтах подготовка основания насыпей производится по индивидуальным проектам.

На участках веток, усов и прочих дорог с невыраженным грузооборотом, где земляное полотно сооружается на основании из слоя лесосечных отходов, хвороста и т.д., снятие растительного слоя не предусматривается.

4.2.71. Для повышения устойчивости и устранения последующих осадок насыпи должны быть послойно уплотнены до требуемой плотности.

Наименьший коэффициент уплотнения грунта в насыпях (отношение наименьшей требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) принимается:

для верхней части (до 1, 5 м от бровки) - 0,98-0,95

для нижней части - 0,95.

Для дорог с грунтовым, грунтовым улучшенным и деревогрунтовым покрытиями коэффициент уплотнений может быть снижен до 0, 9.

4.2.72. Боковые резервы вдоль насыпи должны проектироваться исходя из условий обеспечения потребности в грунте и использования их в качестве водоотводного сооружения. Резервы должны проектироваться с нагорной стороны насыпи и обеспечивать отвод воды в пониженные места в сторону от полотна дороги или к ближайшим искусственным сооружениям.

В местности с поперечным уклоном менее 1:10 резервы могут проектироваться с обеих сторон насыпи.

На затапливаемых речных поймах закладка резервов допускается в исключительных случаях и только с низовой стороны при условии оставления между подошвой откоса насыпи и бровкой внутреннего откоса резерва бермы шириной не менее 4 м.

4.2.73. Резервы должны иметь правильную трапецеидальную форму. Глубина резервов назначается не более 1, 5 м. Дно резерва должно располагаться выше уровня грунтовых вод.

Крутизна внутренних откосов резервов принимается:

при высоте насыпи до I м - 1:1, 5 или 1:3,

при большей высоте насыпи - 1:1, 5.

Крутизна наружных откосов резервов принимается 1:1. Поперечный уклон дна резерва должен быть не менее 20 в сторону от полотна дороги при его ширине до 10 м и к середине резерва - при ширине свыше 10 м.

4.2.74. На участках, где возможен подмыв насыпи поверхностными водами, между подошвой откоса насыпи и бровкой резервa должны устраиваться бермы шириной не менее 2 м. Поверхность бермы планируется с уклоном в сторону резерва.


Выемки


4.2.75. Крутизна откосов выемок в благоприятных инженерно-геологических условиях принимается по табл.22.

Верхняя поверхность кавальеров должна иметь уклон в сторону от дороги.

Откосы кавальеров должны назначаться 1:1, 5. Кавальера с нагорной стороны проектируются сплошными по всей длине выемки с расчетом обеспечения отвода поверхностных вод от откоса выемки. Кавальеры с низовой стороны назначается с разрывами в пониженных местах шириной I м через 50-100 м. Площадке между бровкой выемки и подошвой низового кавальера придается продольный уклон в сторону разрывов. Расстояние от бровки откоса выемки до подошвы кавальера должно быть не менее 3 м. На участках с глинистыми переувлажненными грунтами, в том числе при наличии верховодки, это расстояние должно быть не менее (5+Н)³ 10 м, где Н - высота откоса проектируемой выемки.

Площадка между кавальером и нагорной бровкой выемки планируются с уклоном не менее 20 в сторону выемки.

4.2.77. На устойчивых горных салонах крутизной более 1:3 земляное полотно, как правило, проектируют в виде полки, врезанной в косогор.

В случаях, когда не могут быть устроены откосы необходимой крутизны, предусматривают устройство подпорных или одевающих стенок.

4.2.78. В выемках, прорезающих водонасыщенные слабые грунты, необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна (устройство дренажей, замену грунта дренирующим, уположение откосов и их укрепление и т.п.).


Земляное полотно на болотах


4.2.79. Конструкция земляного полотна на болотах (насыпи анторфовывания, частичное или полное удаление торфа в основа, насыпи на сланях или на песчаных дренах) должна решаться на основе данных геологических обследований с учетом типа болота, его глубины, характера заполняющих его торфов, рельефа минерального дна, водного режима торфяной залежи, типа дороги г наличия местных грунтов.

4.2.80. Земляное полотно на болотам проектируют в соответствия со следующей классификацией болот:

I тип - заполненные торфом и другими болотными отложениями устойчивой консистенции, сжимающимися под воздействием насыпи высотой до 3 м;

II тип - заполненные торфом и другими болотными отловениями разной консистенции, в том числе выдавливающимися под воздействием насыпи высотой до 3 м;

III тип - заполненные илом или водой, в том числе при наличии торфяной корки (сплавины).

4.2.81. При проектировании земляного полотна на болота следует предусматривать:

а) пересечение болота в наиболее узком и неглубоком месте, имеющем минимальные поперечные уклоны минерального дна;

б) ограничение срока стабилизации осадки насыпи по возможности периодом ее возведений;

в) осушение болота во всех случаях, когда это технически возможно и экономически целесообразно (при этом мелиоративные работы следует производить до возведения насыпей).

4.2.82. На дорогах с капитальными усовершенствованными покрытиями при глубине болота до 4 м, а с облегченными усовершенствоваными покрытиями при глубине болота до 2 м торф, как правило, должен быть удален полностью.

Для ускорения стабилизации осадки насыпей и повышения устойчивости торфа, оставляемого под насыпью, следует в co ответствующих условиях применять прорези, заполненные песком, вертикальные песчаные дрены и др.

Проектирование насыпей с полным выторфовыванием должно обосновываться рассмотрением вариантов устройства насыпей песчаных дренах.

При проектировании дорог с переходными и низшими типами покрытий на болотах с устойчивыми торфами насыпи могут предусматриваться без выторфовывания или с частичным выторфовыванием с таким расчетом, чтобы толщина оставшегося торфа с учетом его обжатия была при переходных типах покрытий не более 1/3, а при низших - не более 1/2 толщены минеральной часта насыпи.

На болотах, где торфяной слои подстилается сапропелями, также на болотах сплавинного типа насыпи должны возводиться с опиранием их на минеральное дно.

На дорогах с переходными и низшими покрытиями допускается возведение насыпей на сланях при условии постоянного нахождения сланей ниже уровня воды в болоте.

4.2.83. Ветки и усы лесовозных дорог с деревянным колейным покрытием на болотах I и II типов допускается устраивать на деревянных латах и клетках из бревен без устройства земляного полотна, земляное полотно усов на болотах I и II типов проектируется согласно п.4.2.57.

4.2.84. Насыпи на болотах следует проектировать, как правило, из водоустойчивых песчаных, супесчаных и гравенистых грантов.

Высота насыпи на болоте после осадки на магистралях, ветках летнего действия и хозяйственных дорогах додана удовлетворять требованиям табл. 20, но должна быть не менее 0,6 м при солном удалении торфа и не менее 0,8 м при его сохранении,

4.2.85. На болотах, имеющих поперечный ток воды, должны, как правило, предусматриваться водопропускные сооружения, а если они не предусматриваются, то насыпи должны возводиться из хорошо дренирующих крупнозернистых материалов (камня, щебня, гравия, гравелистого песка).

При поперечном уклоне дна болота более 1:10 должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие устойчивость насыпи Против скольжения.


Водоотводные сооружения


4.2.86. При проектировании земляного полотна должен быть усмотрен отвод от него поверхностных вод, а в необходимых отвод и понижение уровня грунтовых вод.

На поизводственных площадках, кроме того, должен быть предусмотрен отвод поверхностных вод от зданий и. сооружений.

4.2.87. Отвод поверхностных вод от земляного полотна, также воды, поступающей по дренажным устройствам из основания дорожной одежды, предусматривается продольными канавами или резервами от насыпей и нагорными канавами и кюветами выемов.

В отдельных случаях при необходимости могут применять специальные водоотводные сооружения (перепады, быстротоки др.), а для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата отвода от земляного полотна могут проектироваться дренажные устройства.

Водоотводные устройства на лесовозных дорогах в сырых заболоченных лесных массивах должны проектироваться с учетом их использования для осушения прилегающих участков лесного массива в увязке с общей системой водосточных устройств лесомелиоративного назвачения.

4.2.88. При явно выраженном уклоне местности (более когда поступление воды к земляному полотну возможно только верховой стороны, продольные канавы необходимо предусматривать только с нагорной стороны.

В местности с невыраженным направлением поперечного уклона по отношении к оси зeмлянoгo полотна при высоте насыпи менее указанной в табл.20, а также на болотах канавы устраиваются с обеих сторон насыпи.

4.2.89. Глубина кюветов, продольных канав и резервов должна быть такой, чтобы расстояние от их дна до низа дренажных устройств, отводящих воду из основания дорожной одежды было не менее 0, 2 м. Низ дренажных устройств при этом не должен быть ниже горизонта воды в кювете или канаве.

Размеры кюветов в выемках и канав у небольших насыпей в нормальных условиях в нескальных грунтах принимаются по табл. 23


Таблица 23


Виды грунтов

Очертания канавы или кювета

Глубина канавы или кювета, м, в дорожно-климатических зонах

Ширина канавы или кювета по дну, м

Откосы



II, III

IV


внутренние

наружные

1.Гравелистый песок, гравий







насыпь

Треугольное

0, 3

без канавы

-

1:3

1:1,5-1:2

выемка

То же

0, 3

0, 3

-

1:3

1:1, 5

2.Песок, супесь и пылеватый песок:













насыпь

«

0, 5

0, 4

-


1:1,5-1:3

1:1,5-1:2

выемка

«

0, 6

0, 5

-

1:3

1:1, 5

3.Суглинок, глина, пылеватый грунт:













насыпь

Трапеце- идальное

0, 6

0, 5

0, 4

1:1,5-1:3

1:1.5

выемка

То же

0, 8

0, 6

0,4

1:1, 5

1:1, 5


Примечания:

1. Глубина канав при насыпях считается от поверхности земли.

2. На водораздельных участках глубины канав может быть уменьшена до 0,2 м.

3. В скальных грунтах кюветы могут иметь иное очертание и размеры в соответствии с допускаемой скорстью течения воды.

4. Крутизна откосов и ширина канав по дну могут приниматься иными с учетом применяемых средств механизаций для их устройства.


4.2.90. С нагорной стороны выемок должны устраиваться нагорные канавы.

Низовая бровка нагорных канав должна располагаться бровки выемки не ближе 5 м.

В случае расположения нагорной канавы за кавальером расстояние от бровки канавы до подошвы полевого откоса кавальера должно быть не менее I м в не заносимых снегом местах и не менее 5 м в заносимых местах.

При уклоне местности круче 1:10 с нагорной стороны насыпи в случае отсутствия резерва предусматривается продольная водоотводная канава. Низовая бровка канавы должна располагаться не ближе 2 м от подошвы насыпи. Полоса между насыпью и канавой планируется с уклоном 20 в сторону канавы.

В горной местности на крутых устойчивых склонах при скальных и щебенистых грунтах нагорные канавы разрешается не y страивать. Земляное полотно при атом проектируется о расчетом p ассредоточенного стока воды, поступающей с косогора. На участках развития оползней отвод воды осуществляется по индивидуально проекту.

4.2.91. Размеры поперечного сечения продольных канав нагорной стороны насыпи и нагорных канав у выемок определят по расходу воры вероятностью превышения 5% на магистрали и 10% на ветках и прочих дорогах.

Низовая бровка канав должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,15 м.

Глубина и ширина по дну канав должны быть не менее 0,6 м на магистрали и 0, 5 м на ветках, усах и дорогах, не имеющих выраженного грузооборота. На водоразделах глубину канавы разрешается уменьшать до 0, 2 м.

Крутизна откосов канав принимается во всех грунтах 1:1,5, а в скальных грунтах 1:1.

Крутизна откосов и ширина по дну канав могут приниматься иными с учетом применяемых средств механизации для их y стройства.

При песчаных, щебенистых, гравийных и других хорошо дренирующих грунтах (с коэффициентом фильтрации более 1 м/сут ) в климатических зонах с осадками менее 300 мм в год водоотвод и нагорные канавы могут не предусматриваться.

Углубление продольных водоотводных и нагорных канав до водоносного слоя запрещается за исключением случаев, когда эти канавы служат для перехвата грунтовых вод.

4.2.92. Для осушения болот, пересекаемых дорогой, в тех случаях, когда имеется возможность отвода воды в ближайший водоток, проектируются осушительные и отводные канавы.

Осушительные канавы предусматриваются с обеих сторон полотна на расстоянии не ближе 2 м от подошвы откоса насыпи. Ширина осушительных канав по дну принимается не менее 0, 6 м, а глубина не менее 0,8 м. Крутизна откосов канав в торфах с ненарушенным сложением принимается 1:1.

4.2.93. Продольный уклон осушительных канав принимается не менее 2 , а в исключительных случаях 1 .

4.2.94. Дну продольных водоотводных канав, кюветов и резервов, отводящих воду, при отсутствии бермы придается продольный уклон в сторону ближайшего искусственного сооружения или ложбины не менее 5 , а в исключительных случаях - не менее З .

При наличии бермы уклон дна канав и резервов принимается не менее 3 в сторону ближайшего искусственного сооружения или ложбины. На болотах, речных поймах и в других затруднительных случаях допускается уклон 2 .

Наибольший уклон дна канав определяется в зависимости от расхода воды, степени размываемости грунта и типа укрепления.

4.2.95. Спуск воды из нагорных канав в кюветы выемок допускается только в исключительных случаях при условии устройства специальных водопропускных сооружений по индивидуальным проектам.

4.2.96. Грунтовые воды, могущие оказать вредное влияние на устойчивость земляного полотна, должны быть перехвачены дренажными сооружениями и отведены в пониженные места или водотоки.

4.2.97. В местах перехода из выемки в насыпь и на пересечениях оврагов при наличии выклинивающихся грунтовых вод должны устраиваться дренажные прорези-преградители с целью недопущения доступа грунтовых вод в насыпь.При прорезании кюветом водоносного слоя должны устраиваться подкюветные дренажи.


Укрепление относов земляного полотна и канав


4.2.98. Откосы земляного полотна, защитных и водоотводных сооружений, возводимых из грунтов или сооружаемых в грунтах, подверженных разрушению от атмосферных воздействии, размыву или подтоплению, должны быть укреплены.

В качестве укрепления применяются посев трав, о дероновка, посадка кустарника, мощение камнем, плетневые клетки, хворостяные выстилки, фашины, бетонные или железобетонные плиты, каменные наброски, а также обработка грунтов вяжущими материалами.

4.2.99. Выбор типа укрепления производится в зависимости от интенсивности воздействия внешних факторов и физико-механических свойств грунтов с учетом назначения укрепляемого сооружения, местных климатических, гидрологических и топографических условий, материалов, имеющихся на месте, а также максимальной механизации работ.

При малых (до 0, 1 м3 /с) расходах воды и при продольных уклонах до 10 , независимо от величины расхода, откосы и дно канав не укрепляются.

При расходах воды более 0, 1 м3 /с и при уклонах более в легко размываемых грунтах (мелкие супеси и лёссы) и более 25 при более связных грунтах (пылеватые суглинки и супеси) откосы и дно канав должны быть укреплены.

Канавы в трудно размываемых грунтах (глинистых, щебенистых) укрепляются лишь в тех случаях, когда возникают скорое превышающие допустимые по размыву для этих участков.

На ветках со сроком службы до 5 лет и усах неподтопляемые откосы земляного полотна разрешается не укреплять. Канавы на таких дорогах следует укреплять только в том случае, размыв их может повлечь за собой повреждение каких-либо сооружений, находящихся вблизи земляного полотна, или послужить причиной образований оврагов.

4.2.100. Отметка верха укрепления откосов канав и кюветов должна быть на 0, 1 м выше расчетного горизонта воды.

Если по условиям местности скорости течения воды в канавах и кюветах превышают допустимые для существующих типов укреплении, необходимо проектировать устройство перепaдoв, быстротоков, водобойных колодцев и т.п.


Земляное полотно зимних дорог


4.2.101. Земляное полотно зимних лесовозных дорог, не используемых в легши период для лесохозяйственных целей, проектируется в соответствии с типовыми поперечными профилями (приложение 3, схемы 1, 2, 3).

При использовании зимней дороги в летний период для лесохозяйственных целей на грузовой полосе предусматривается устройство насыпей, выемок, мостов и водоотводных сооружений, проектируемых по нормам веток (приложение 3, схема 4).

4.2.102. Земляное полотно грузовой и поржняковой полос зимних дорог проектируется по возможности в нулевых отметках. При этом на снегозаносимых участках предусматриваются мероприятия по борьбе со снежными заносами согласно п. 4.2.54. Водоотвод предусматривается только на участках, где проектируется устройство земляного полотна.

Земляное полотно зимних дорог в поперечном профиле должно быть горизонтальным.

4.2.103. Производство земляных работ для порожняковых полос допускается в исключительных случаях. На порожняковых полосах производятся срезка, пней заподлицо на. ширину земляного полотна с необходимой планировкой.

4.2.104. Корчевка пней на грузовых полосах магистрали, веток и усов зимних дорог предусматривается под насыпями высотой менее 0,5 м. При высоте насыпи or 0,5 до 1 м пни срезаются заподлицо с землей. При высоте насыпи более I м пни вызотой не более 0, 2 м разрешается оставлять.

4.2.105. Проектирование зимних дорог на болотах производится с учетом глубины болота, свойств торфа и его в мерзаемосги.

На хорошо промерзаемых сырых и заболоченных местах с глубиной залегания торфа до I м, в целях ускорения промерзания пуска в эксплуатацию дорога, производится проминка тракторами. На хорошо промерзаемых болотах глубиной более I м основание зимних дорог усиливается путем укладки поперечных бревен (прошпаливание) длиной 5-6 м, толщиной 10-14 см через 0, 4-0, 7 м.

На глубоких медленно промерзающих болотах следует предусматривать устройство сплошных настилов из бревен.


Мосты и трубы

Общие указания


4.2.106. Моста и трубы автомобильных дорог лесозаготовительных предприятий следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию мостов и труб и с учетом требований настоящего раздела.

4.2.107. При проектировании в целях сокращения трудозатрат на площадке и ускорения сроков строительства следует предусматривать применение сборных конструкций и индустриальных методов строительства.

4.2.108. На лесовозных магистралях рекомендуется проектировать сборные железобетонные трубы (или из гофрированного металла) и постоянные железобетонные или деревянные многопролетные мосты в зависимости от местных условий; на лесовозных ветках - деревянные мосты, при сроке действия до 5 лет временные, при большем - постоянные.

Постоянные деревянные мосты должны иметь степень капитальности, обеспечивающую нормальную их эксплуатацию не менее 20-25 лет. Далее они именуются сокращенно - деревянные мосты.

4.2.109. Для деревянных мостов пролетные строения длиной от 9 до 18 м рекомендуется проектировать из клеевой древесины, а при необходимости устройства пролетных строений длиной от 18 до 33 м разрешается применение инвентарных металлических пролетных строений с деревянной проезжей частью.

4.2.110. Капитальные мосты (железобетонные а сталежелезобетонные) пролетом более 33 м допускается проектировать на судоходных и сплавных реках, на реках о сильным ледоходом и карчеходом, а также в других случаях при соответствующем технико-экономическом обоснования.

4.2.111. В горных районах допускается проектировать фильтрующие насыпи и комбинированные фильтрующие сооружения, а также брод-лотки для перепуска небольших расходов воды по верху дороги.

4.2.112. На зимних дорогах при пересечении периодических и хорошо замерзающих постоянных водотоков с удобными съездами водопропускные сооружения могут не предусматриваться.

4.2.113. На дорогах, допускающих перерывы движения, могут предусматриваться паромные и ледяные переправы.

4.2.114. Ледяные переправы допускается сооружать в местax, где скорость течения в реке составляет не более I м/с.

Для переправы выбирают участок о невысокими пологими берегами. Уклон съезда к переправе не должен превышать 60 . Для укрепления кромки льда и уменьшения уклонов у берегов устраивают настил из дровяного долготья, бревенчатые мостики или эстакады.

В плане переправы устраивают по прямой линии перпендикулярно к реке или под углом не менее 45°. В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, нагромождения торосов, площадок для заготовки льда, входов грунтовых вод, мест сброса теплых вод.

На ледяных переправах организуют однопутное движение. Для встречного потока транспорта устраивают другую ледяную переправу на расстоянии не менее 150 м.

Толщина плотного слоя льда в естественном виде на переправах при непрерывных отрицательных температурах в зависимости от массы поезда должны быть не менее указанной в табл.24.


Таблица 24


Массса поезда, т

Наименьшая толщина плотного слоя льда, см

Массса поезда, т

Наименьшая толщина плотного слоя льда, см

5

35

25

75

10

45

30

85

15

55

35

90

20

65

40

100


Для ускорения наращивания требуемого слоя льда полосу переправы шириной не менее 20 м расчищают от снега.

При недостаточной толщине льда ледяной покров усиливают искусственным намораживанием (слой его не должен превышать 2/3 толщины естественного ледяного покрова) или устройства деревянного настила. Каждый сантиметр пористого слоя льда образованного намораживанием с использованием снега, приравнивается к 0,5 см естественного плотного льда.


Размещение мостов и труб


4.2.115. Выбор мостового перехода следует производить на основе камерального изучения имеющихся картографических, аэросъемочных, геологических и гидрологических материалов и выявления оптимального технико-экономического решения для соответствующего участка дороги с учетом ее дальнейшего развития.

4.2.116. На каждом пересеченнии водотока, как правило должно быть предусмотрено одно водопропускное сооружение. Устройство дополнительных водопропускных сооружений на пойме также пропуск нескольких соседних водотоков через одно соору жение допускается лишь при обосновании гидравлическими и экономическими расчетами.

4.2.117. Мостовой переход должен выбираться вн прямом участке реки в наиболее узкой части поймы, не имеющей озер и староречий, нормально к направлению основной массы воды время паводка.

4.2.118. Мосты следует располагать на прямых участках дороги и продольных уклонах не более 30 . В стесненных условиях допускается располагать деревянные однопролетные мосты кривых и уклонах, принятых для дороги.

4.2.119. Трубы под насыпями допускается располагать на любых сочетаниях профиля и плана, предусмотренных нормами проектирования дороги.

Отверстия и высоту в свету труб следует назначать, как правило, не менее I м, а при длине трубы свыше 30 м - не менее 1,25 м.

Допускается применять трубы с отверстием 0, 75 м и 0, 5 м [ри длине не более 15 м.

В населенных пунктах трубы с отверстием 0, 5 м допускаются только с устройством ограждающих приспособлений.

Закрыть

Строительный каталог