ВСН 52-89, часть 5


Методика основывается на получении данных о продолжительности расчетных периодов в сутках ТEi и фактических типичных состояниях дорожных конструкций Ефpi в эти периоды по каждому году за нормативный срок службы Тo дорожной одежды (прил. 7). Продолжительность расчетных периодов устанавливают в соответствии с п. 2.4.9. По полученным данным определяют приведенный модуль упругости дорожной конструкции на характерном участке дороги:

, (1)

где t но  — коэффициент нормированного отклонения. Назначают его в зависимости от принятого уровня надежности дорожной одежды (табл. 1).



Таблица 1

Уровень проектной надежности, Кн

0,60

0,85

0,90

0,95

Коэффициент нормированного отклонения, t но

0,26

1,06

1,32

1,71


 — коэффициент вариации модуля упругости.

Величину коэффициента определяют по формуле:

, (2)

где ¾ среднеарифметическое значение фактических модулей упругости дорожной конструкции, МПа.

Величину находят по формуле:

, (3)

В случае, если в i -ом году наблюдалась зимняя оттепель (не менее 4 дней подряд с положительной среднесуточной температурой воздуха, по данным гидрометеостанции, ближайшей к обследуемой дороге), то величину Ефрi определяют по формуле:

Ефрi = Ефр × , (4)

где Ai  — климатический коэффициент, характеризующий i -й год;

Ao ¾ тоже, характеризующий год проведения испытаний.

Климатические коэффициенты определяют по формуле:

, (5)

где Q  — количество осадков в предзимний период (в месячный срок до перехода среднесуточной температуры воздуха через   5° С, по данным гидрометеостанции);

М1  — параметр вычисляют по формуле:

М1 = D1 Т /(0,5 T1   D1 ) (6)

где D1  — сумма градусо-дней мороза за период до наступления продолжительной и интенсивной оттепели (не менее 4 дней с положительной среднесуточной температурой, по данным гидрометеостанции);

T1  — сумма градусо-дней тепла за зиму;

T ¾ тоже, мороза за зиму.

Величину модуля упругости Ефр , характеризующую типичное состояние дорожной конструкции в расчетный период года проведения испытаний, находят по формуле:

Ефр = Ефл × , (7)

где KQ =  — температурный коэффициент, равный отношению прогиба lp в при температуре покрытия , соответствующей расчетному периоду года проведения испытаний к прогибу, измеренному в период испытаний lo ;

W  — относительная влажность грунта земляного полотна в расчетный период года проведения испытаний, %. Определяют ее в середине расчетного периода года проведения испытаний в шурфе, вырытом на обочине напротив контрольной точки (см. п. 2.4.10). При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается определять величину влажности расчетным путем. Остальные параметры аналогичны использованным в формуле (3.9).

Величину температуры покрытия находят по формуле:

= а × t в + в , (8)

где а и в — эмпирические коэффициенты. а = 1,05; в = 1,9 при 10° С ³ > 0° С; a = 2,1; в = 2,1 при > 10° С;

t в  — среднеарифметическая температура воздуха за расчетный период года проведения испытаний (значения температуры берут на 15°° каждого дня по журналу ТМ-1 в ближайшей гидрометеостанции), ° С.

По найденной величине , используя график температура покрытия — прогиб (см. рис. 3.3), определяют величину lp в .

В случае, если в i -ом году не было зимних оттепелей, величину Ефрi определяют по формуле:

Ефрi = Ефp × , (9 )

где W фр  — относительная расчетная влажность грунта земляного полотна в расчетный период года проведения испытаний, %;

Wpi  — относительная расчетная влажность грунта земляного полотна в расчетный период i -го года, % ;

KQi =  — температурный коэффициент, равный отношению прогиба lpi при температуре покрытия к прогибу, соответствующему расчетному периоду года проведения испытаний l рв .

Величины находят по формуле (7), так же как . При этом среднеарифметическую величину температуры воздуха определяют для каждого i -го года. По найденным величинам , используя график температура покрытия — прогиб (см. рис. 3.3), определяют величины lpi .

Величины W фр и Wpi находят по формуле:

, ( 10)

где e — коэффициент, равный 0,97(град.сут)2 /мм;

Q — сумма отрицательных среднесуточных температур воздуха за октябрь-декабрь предыдущего года, град. сут. Определяют ее по данным ближайшей гидрометеостанции (журнал ТМ-1);

— гидротермический коэффициент Селянинова, мм/град, сут;

r — сумма осадков за период со среднесуточной температурой воздуха выше 10° С в проведшем году, мм. Определяют эту сумму по данным гидрометеостанции (журнал ТМ-1);

Т2  — сумма среднесуточных температур воздуха за тот же период, град. сут. Находят ее по данным гидрометеостанции (журнал ТМ-1).

В зависимости от принимаемой точности решения задачи допускается вычислять приведенные модули упругости по приближенной, формуле, позволяющей сократить объем вычислений:

; (11)

, (12)

где ¾ коэффициент, учитывающий температуру покрытия на контрольной точке в период проведения испытаний (табл. 2);

 — коэффициент, учитывающий влажность грунта земляного полотна на контрольной точке в период проведения испытаний;

 — комплексный коэффициент (табл. 3).


Таблица 2

Толщина

Коэффициент К при температуре покрытия, ° С

покрытия, см

10

20

30

40

50

5

1

1,04

1,14

1,23

1,29

7

1

1,06

1,19

1,34

1,42

10

1

1,11

1,26

1,45

1,62

12

1

1,14

1,36

1,56

1,81

15

1

1,19

1,43

1,43

2,02


Таблица 3

Коэффициент,

Комплексный коэффициент Ккл при типе грунта

супесь легкая

суглинок легкий пылеватый


относительная влажность грунта


0,55

0,60

0,65

0,70

0,75

0,65

0,7 0

0,75

0,80

0,85

0,90

0,76

0,80

0,83

0,86

0,90

0,66

0,72

0,78

0,84

0,90

1,00

0,85

0,89

0,93

0,95

1,00

0,73

0,80

0,87

0,93

1,00

1,10

0,93

0,97

1,02

1,05

1,10

0,80

0,88

0,96

1,02

1,10

1,20

1,02

1,06

1,11

1,14

1,20

0,87

0,96

1,04

1,12

1,20

1,40

1,19

1,24

1,30

1,33

1,40

1,02

1,12

1,22

1,30

1,40

1,60

1,36

1,42

1,49

1,52

1,60

1,17

1,28

1,39

1,49

1,60

1,80

1,53

1,60

1,67

1,71

1,80

1,32

1,44

1,57

1,67

1,80

2,00

1,70

1,78

1,86

1,90

2,00

1,46

1,60

1,74

1,86

2,00


Таблица 4


Коэффициент приведения дорожной конструкции к типичному состоянию, Кт

Тип дорожной одежды

грунт земляного полотна супесь легкая и песчаный грунт

грунт земляного полотна-суглинки, супеси пылеватые и тяжелые пылеватые


W фл /Wp

W фл /Wp


0,65

0,70

0,75

0,80

0,85

0,9

0,65

0,70

0,75

0,80

0,85

0,90

Капитальный

1

1

1

1

1

1

1,84

1,39

1,23

1,13

1,06

1

Облегченный

1,62

1,36

1,21

1,12

1,03

1

5

3

1,85

1,50

1,27

1,10


ПРИЛОЖЕНИЕ 9


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА


Показатель роста интенсивности движения определяют на основании данных учета движения по дороге за предыдущие годы с момента ввода дороги в эксплуатацию после строительства (для новых дорог) или после последнего ремонта дорожной одежды.

Вычисляемый показатель q  — это среднее из наблюдаемых значений за рассматриваемые годы, расчет его начинают с определения частных значений показателя роста интенсивности движения qi :

, (1)

где N Тi , N Тi -1 ¾ соответственно интенсивности движения в последующий и предыдущий годы, авт./сут.

Расчетное значение показателя роста интенсивности движения определяют по формуле:

, (2)

где Tj  — анализируемый период эксплуатации дороги, годы. Например, используя данные табл. 1:

q =


Таблица 1

Годы

Фактическая интенсивность движения, авт/сут

1980

N1 = 1260

1,07

1981

N2 = 1350

1,05

198 2

N3 = 1420

1,06

198 3

N4 = 1500

1,05

1984

N5 = 1570

1,07

198 5

N6 = 1680

1,04

1986

N7 = 1750



Величину интенсивности движения транспортного потока на полосу N либо суммарную интенсивность движения транспортного потока на дороге N* в расчетный период года при отсутствии данных учета движения определяют по формуле:

N, N* = N л × К1 × К2 , (3)

где N л  — интенсивность движения транспортного потока, измеренная в течение одного часа в период проведения испытаний, авт./ч. Измерения проводят только в рабочие дни;

K 1 — коэффициент приведения среднечасовой интенсивности движения к среднесуточной (табл. 2);

K 2  — коэффициент приведения среднесуточной интенсивности в период проведения испытаний к интенсивности, соответствующей расчетному периоду года (табл. 3).


Таблица 2

Категория

Значения коэффициента К1

дороги

часы суток проведения измерений интенсивности движения


7-8

8-9

9-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

17-18

18-19

19-20

20-21

I

10,5

8 ,8

7,8

7,3

7,6

8,6

9,8

10,7

10,7

9,8

9,1

8 ,3

7,7

7,9

II -IV

1 2,0

10,3

9,3

8,8

8 ,8

9,5

10,2

10,7

10,7

10,4

9,9

9,7

10,0

11,1

V

17,9

14,9

13,3

12,3

11,9

11,8

11,8

12,0

12,5

13,2

14,1

15,4

17,2

20,0


Таблица 3

Район расположения

Значения коэффициента K2

обследуемой дороги

месяц проведения измерений интенсивности движения


V

VI

VII

VIII

IX

X

В пригородной зоне больших городов

0,95

0,90

0,86

0,84

0,84

0,87

В промышленных районах

0,96

0,94

0,94

0,94

0,95

0,95

В сельскохозяйственных районах

1,07

1,08

1,00

0,82

0,73

0,86

На курортных дорогах

0,86

0,76

0,64

0,50

0,44

0,44


Закрыть

Строительный каталог