ВСН 8-89, часть 2

2.4.10. При выполнении механизированных работ в населенных пунктах или около них следует соблюдать нормы по уровням вибрации в жилых помещениях жилых зданий, установленные “Санитарными нормами допустимых вибраций в жилых помещениях жилых зданий, № 1304-75” и “Методическими рекомендациями по измерению и гигиенической оценке вибрации в жилых помещениях, № 2957-84.

Основное воздействие вибрации ограничивается рабочей зоной (вредное для живых организмов воздействие - до 10 м, опасное для зданий и сооружений - до 30 м).

При применении ударных или вибрационных машин проектом должна быть рассмотрена необходимость специальных мер или сооружений для зашиты от вибрации жилых и коммунальных зданий, архитектурных памятников и т.п.

Следует учитывать, что тяжелые вибрационные катки имеют частоту колебаний близкую к собственной частоте фундаментов и полов зданий.

2.4.11. Заправка автомобилей, тракторов и др. самоходных машин топливом и маслами должна производиться на стационарных или передвижных заправочных пунктах в специально отведенных местах, удаленных от водных объектов. Заправка стационарных машин и механизмов с ограниченной подвижностью (экскаваторы и др.) производится автозаправщиками.

Заправка во всех случаях должна производиться только с помощью шлангов, имеющих затворы у выпускного отверстия. Применение для заправки ведер и др. открытой посуды не допускается.

На каждом объекте работы машин должен быть организован сбор отработанных и заменяемых масел с последующей отправкой их на регенерацию. Слив масла на растительный, почвенный покров или в водные объекты запрещается.

2.5. Дорожно-строительные материалы. Приготовление и хранение

2.5.1. Состав и свойства всех материалов, применяемых при выполнении дорожно-строительных и ремонтных работ, должны на момент их использования соответствовать указанным в проектной документации стандартам, техническим условиям и нормам.

2.5.2. Основными условиями минимального загрязнения окружающей среды при приготовлении дорожных материалов является выполнение технологических правил, соответствие исходного сырья и топлива установленным для данного процесса требованиям, соблюдение производственной дисциплины.

При совершенствовании технологических процессов обязательно должны повышаться эффективность пыле- газоулавливания.

2.5.3. Применение при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог химических материалов, отходов или побочных продуктов промышленного производства (включая карьерные, шахтные и обогатительные отходы добычи различных руд, золы уноса ТЭЦ и др.) допускается в соответствии с проектной документацией с обязательным выполнением специальных указаний проекта по технологии и устройству дополнительных конструктивных элементов (защитных слоев, изоляции и т.п.).

Применение промышленных отходов по инициативе производственной организации допускается по согласованию с местными (областными, городскими) органами санитарной инспекции, причем в разрешении должны быть приведены требования, исключающие его замену, возможные ограничения к применению (конструктивные элементы, особенности перевозки и складирования, правила санитарии и т.п.).

2.5.4. При строительстве и эксплуатации дорожных производственных предприятий как промышленного типа (стационарного) так и подсобно-вспомогательного типа (передвижные, временные) должны соблюдаться установленные или вновь разработанные с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) предельно допустимые выбросы (ПДВ) или временно согласованные выбросы (ВСВ), определяемые по “Методическим указаниям по установлению норм предельно допустимых выбросов для производственных предприятий отрасли “Дорожное хозяйство” (Минавтодор РСФСР, М., 1983). Установленные нормы выбросов должны обеспечивать соблюдение предельно-допустимых концентраций (ПДК) для выбрасываемых веществ.

Необходимость разработки и установление ПДВ (ВСВ) подлежат согласованию с Госкомгидрометом или СЭС в соответствии с “Инструкцией о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям, ОНД1-84 (Госкомгидромет).

2.5.5. На предприятиях и установках по добыче, производству и переработке минеральных и органических материалов, предприятиях по обслуживанию и ремонту машин и механизмов, а также на подземных сооружениях, в соответствии с “Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах” от 9 июля 1975 г., “Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик”, Законом СССР “Об охране и использовании животного мира” (должны предусматриваться меры, обеспечивающие обезвреживание сточных вод, вредных веществ, отходов производства и других веществ и материалов или их локализацию в строго определенных границах и предотвращение проникновения в почву, недра, горные выработки, на земную поверхность и водные объекты.

2.5.6. Установки для приготовления смесей минеральных материалов с органическими вяжущими с подогревом должны быть оборудованы эффективной системой пылегазоочистки, обеспечивающей соблюдение установленных предельно-допустимых норм.

Эффективность очистки должна проверяться систематически силами центральной лаборатории производственной организации (предприятия).

Установленные пылегазоочистные системы должны работать бесперебойно. Снятие или отключение их допускается только по условиям технической эксплуатации.

2.5.7. Существенное снижение загрязнения атмосферы и экономия топлива достигаются при переходе с жидкого топлива на газообразное.

Разогрев битума в битумохранилищах следует осуществлять электронагревателями или с помощью пароподогрева.

2.5. 8. Применяемые в горячих смесях каменные материалы и песок в местах их производства должны очищаться от пылеватых частиц увлажнением или аспирацией.

Дробильно-сортировочное оборудование следует снабжать укрытиями для изоляции очагов пылеобразования.

Транспортирование исходных компонентов и готовых материалов, как правило, должно осуществляться с помощью транспортных систем, снабженных укрытиями.

2.5.9. При хранении материалов инертного состава (каменные материалы, песок и т.п.) должны быть приняты меры для предотвращения размыва ливневыми и талыми водами и выноса материалов в водотоки. Это достигается складированием на возвышенных площадках с уплотненной или защищенной покрытием поверхностью, вертикальной планировкой территории, устройством нагорных и водоотводных канав по периметру площадки для хранения. Хранение материалов инертного состава в прибрежных полосах (зонах) рыбохозяйственных водоемов допускается только по согласованию с органами рыбоохраны.

Хранение материалов, активно взаимодействующих с водой (цемент, известь, соли и т.п.) следует осуществлять только в специальных складах под крышей или, более предпочтительно, в герметических емкостях с механизированной погрузкой и разгрузкой.

Хранение органических вяжущих (битум, гудрон, деготь, смола и т.п.) должно осуществляться в специальных закрытых хранилищах ямного типа, или в герметических емкостях. Хранение органических вяжущих в открытых ямах и емкостях не допускается.

При подземном хранении веществ и материалов, захоронении в согласованном с органами госнадзора порядке вредных веществ и отходов производства должны предусматриваться меры, исключающие их распространение за пределы отведенных для этих целой мест и проникновение в подземные и поверхностные воды.

2.5.10. Погрузку и выгрузку пылящих материалов (цемент, минеральный порошок и т.п.) следует производить механизированно. Ручные работы с этими материалами допускаются как исключение при принятии соответствующих мер против распыления (защита от ветра, потерь и т.п.).

2.6. Временные здания и сооружения. Временные построечные дороги

2.6.1. В целях снижения загрязнения окружающей среды следует располагать временные производственные и бытовые сооружения в единых комплексах. При этом бытовые сооружения размещаются с наветренной стороны.

Производственно-бытовые комплексы, как правило, должны обеспечиваться водопроводом и канализацией с системой очистки сточных вод.

2.6.2. Водопровод и канализация устраиваются по требованиям соответствующих глав СНиП с учетом степени капитальности и возможностей централизации.

2.6.3. На территории, временно отведенной для вспомогательных сооружений, следует до застройки выполнять вертикальную планировку с системой поверхностного водоотвода. В местах расположения стоянок дорожных машин и транспортных средств капитального типа, их заправки, станций и площадок технического обслуживания, ремонтных баз и др. должны быть приняты меры по отводу и очистке поверхностных сточных вод. При выборе схемы очистки необходимо руководствоваться “Временными рекомендациями по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты”.

2.6.4. Для перевозки строительных грузов следует в максимальной степени использовать существующую дорожную сеть с усилением или устройством в необходимых случаях покрытий, искусственных сооружений.

Разовый проезд машин и транспортных средств за пределами постоянного или временного отвода без дорог допускается в зимнее время по снеговому покрову, а также по грунтовой поверхности, лишенной почвенного и растительного покровов.

2.6.5. Временные объезды при ремонте дорог с переносом движения устраиваются, как правило, в пределах отведенной дорожной полосы. Размещение и ширина проезжей части временного объезда, а также конструкции покрытия принимаются в соответствии с проектом. Эксплуатация временных объездов с грунтовым покрытием при ремонте дорог I -III категорий допускается только в сухое время года. При этом должно проводиться систематическое обеспыливание грунтового покрытия.

2.7. Противопожарная безопасность

2.7.1. При необходимости подогрева воздуха, материалов, воды, разогрева грунта и т.п., как правило, следует использовать тепловое оборудование централизованного питания (электрическое, паровое, водяное и т.п.), что обеспечивает меньшие затраты топлива и меньшее загрязнение атмосферы.

2.7.2. Применение открытого сжигания горючих материалов в целях теплообразования или ликвидации отходов допускается как исключение в разовом порядке с разрешения вышестоящей организации. Категорически запрещается применение открытого огня для разогрева органических вяжущих, мастик, полимерных материалов и других горючих веществ.

2.7.3. Заправка дорожных и транспортных машин топливом и смазочными материалами должна проводиться в специально выделенном месте, оборудованном средствами и инвентарем противопожарной безопасности.

2.7.4. При приготовлении и применении горючих материалов не должны допускаться к работе машины с неисправными или неотрегулированными двигателями.

2.7.5. Склады горючих материалов должны быть отделены от других зданий и сооружений, лесных массивов, сельскохозяйственных территорий противопожарными разрывами и оборудовать средствами противопожарной безопасности.

2.7.6. В зоне радиусом 10 м от ствола дерева не допускается разводить открытый огонь для сжигания отходов и других целей.

2.7.7. Сжигание порубочных остатков и неделовой древесины может осуществляться только с разрешения органов лесной охраны в специально отведенных местах. При этом должно быть установлено постоянное дежурство до полного затухания огня.

2.7.8. Производство сварочных работ при изготовлении конструктивных элементов должно осуществляться в специально отведенных огороженных местах, оборудованных настилом и другими средствами, исключающими возгорание горючих веществ и материалов, а также средствами пожаротушения.

3. СТРОИТЕЛЬНЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ

3.1. Подготовительные работы

3.1.1. Назначение состава и сроков выполнения подготовительных работ следует осуществлять с учетом наименьшего ущерба для окружающей природной среды (зимняя вырубка и вывозка леса, сокращение возможности размыва в период половодья, обеспечение беспрепятственной миграции животных и рыб и т.д.) в благоприятные для этого периоды года.

3.1.2. Расчистку дорожной полосы и площадей для дорожных сооружений следует выполнять строго в отведенных границах. Складирование леса, порубочных остатков, материалов, оставшихся после разборки сооружений по краям полосы отвода, допускается только на период выполнения расчистки, до вывоза в специально отведенные проектом места.

3.1.3. Расчистка дорожной полосы от леса и кустарника должна выполняться отдельными участками в порядке очередности возведения на них земляного полотна или выполнения других работ. В залесенной местности расчистка, как правило, производится в зимнее время. Опережение расчистки дорожной полосы от леса и кустарника не должно превышать возможностей поточного строительства и объема работ в предстоящем сезоне.

3.1.4. При вырубке леса трелевочные волоки и лесосечные склады должны размещаться в пределах отведенной для дороги полосы, а в случае невозможности - в местах, определенных проектом, с соответствующим оформлением временного отвода.

Ввозка древесины и отходов производится по временным дорогам, проложенным в пределах полосы отвода или по установленным проектом маршрутам с использованием сети местных дорог или автозимников, а также по специально прокладываемым временным порогам, предусмотренным проектом.

Деловая древесина и отходы расчистки, включая выкорчеванные пни, должны быть полностью вывезены в установленные места до начала земляных работ. Оставление отходов очистки на границе полосы отвода не допускается.

При невозможности использования порубочных остатков и неделовой древесины по согласованию с органами лесного надзора допускается их ликвидация путем захоронения или сжигания в специально отведенных местах.

На болотах порубочные остатки могут использоваться в виде хворостяной выстилки в основании насыпи.

3.1.5. При расчистке дорожной полосы от леса допускается оставлять пни высотой не более 10 см в основании насыпей высотой не менее 1,5 м от среза пня.

Сплошная палка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами и перемещением их вместе с корнями и почвой на границу дорожной полосы не допускается.

Пересадка деревьев ценных пород производится в соответствии с установленными дендрологическими правилами.

3.1.6. При подготовке к разработке грунтовых резервов и карьеров следует выполнять следующие природоохранные работы:

расчистить от леса и кустарника отведенную территорию с соблюдением правил п.п. 3.1.2 - 3.1.5;

снять с площади, предназначенной для разработки и отвалов плодородный слой почвы и складировать его в штабель в установленном проектом месте;

выкопать (начиная с устья) установленные проектом нагорные и водоотводные канавы;

снять и уложить в установленном месте грунт вскрышного слоя.

Водоотводные канавы в целях предупреждения загрязнения прилегающей территории должны окружать не только разрабатываемые площади, но и места отвалов почвы и вскрыши.

3.1.7. При выявлении в период строительства выхода ростков в пределах отведенной полосы, при положительной оценке местными органами санинспекции качества воды, следует оборудовать эти родники для придорожного водозабора.

3.2. Сооружение земляного полотна

3.2.1. В соответствии с требованиями “Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик” при выполнении любых работ, связанных с нарушением почвенного покрова, плодородный слой почвы должен быть снят и сохранен в целях использования его для биологической рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. Контроль за снятием, хранением и рациональным использованием плодородного слоя грунта возложен на органы землеустроительной службы.

Снятию подлежит плодородный грунт по всей площади, ограниченной внешними контурами земляного полотна и других дорожных сооружений. Толщина снимаемого слоя задается проектом по указанию землепользователей.

Снятие почвы не производится на болотах (не освоенных для сельскохозяйственного производства), в песчаных пустынях, на засоленных землях, а также во всех случаях нецелесообразности вторичного ее использования, установленных органами землеустройства.

При нехватке почвенного грунта для целей рекультивации следует собирать и хранить потенциально плодородный грунт верхних слоев вскрышных пород.

3.2.2. При снятии слоя почвы должны быть приняты меры к защите ее от загрязнения смешиванием с минеральным грунтом, засорения, водной и ветровой эрозии.

Штабели плодородного грунта следует располагать на сухих местах за пределами зоны выполаживания откосов насыпи (выемки) раздельно в форме, удобной для последующей погрузки и транспортирования. Высота штабелей должна составлять не более 10,0 м, а угол неукрепленного откоса - не более 30°. Поверхности штабелей плодородного грунта и потенциально плодородных пород должны быть укреплены посевом многолетних трав.

Для предохранения штабелей грунта от размыва устраивают водоотводные канавы.

3.2.3. В целях предупреждения эрозии очищенных от дернового покрова грунтовых поверхностей и выноса смытых частиц грунта на поверхность почвы и в водоемы до начала работ по возведению насыпей, разработке выемок и притрассовых резервов должен быть обеспечен строительный водоотвод. Строительный водоотвод состоит из системы нагорных канав, ограждающих валов на ск лонах, водосборных и отводных канав в пониженных местах, выборочной вертикальной планировке в местах затрудненного стока. В систему строительного водоотвода могут включаться сооружения постоянного водоотвода.

Во избежание размывов продольные уклоны неукрепленных водоотводных канав не должны превышать 20 % в несвязных и малосвязных грунтах и 40 % - в связных.

3.2.4. При сооружении насыпи из боковых резервов проектом должна быть предусмотрена их рекультивация с уполаживанием откосов, созданием почвенного покрова и устройством организованного водоотвода поверхностных и грунтовых вод. Рекультивированный боковой резерв может быть передан под сельскохозяйственное или лесохозяйственное использование.

Не допускается заболачивание бокового резерва из-за недостаточного водоотвода, а также размыв его дна из-за недопустимых уклонов.

3.2.5. При пересечении склона, а также при прохождении дороги у этого подножья, в период строительства должна быть проведена визуальная оценка оползневой устойчивости склона. К оползнеопасным относятся склоны с внешними проявлениями смещений (разрывы, наплывы грунта, искривленные стволы деревьев и т.п.), склоны с выходами грунтовых вод на поверхность, склоны, подрабатываемые естественными либо техническими процессами.

При возникновении оползневых явлений в период проведения строительства или ремонта должны быть приняты неотложные меры по их прекращению и локализации (уположение откоса, устройство контрпригрузки, снятие нагрузки, сооружение подпорных стен, глубинное закрепление инъектированием и т.п.) с соблюдением соответствующих правил безопасности.

3.2.6. При наличии на откосах и склонах проявлений потери местной устойчивости (оплывины, оплывы и т.п., как правило, захватывающие толщу не более глубины промерзания) должны быть приняты неотложные меры по их локализации и устранению.

Явления потери местной устойчивости устраняются уполаживанием крутизны, укреплением сборными бетонными конструкциями, глубинным закреплением, инъектированием, посадкой многолетних растений и т.п.

3.2.7. При выполнении земляных работ, ремонте и содержании земляного полотна наибольший ущерб окружающей среде наносится эрозионными явлениями.

Предупреждение эрозии достигается быстрейшим устройством и включением в работу сооружений водоотвода, водопропускных устройств, быстротоков, укреплением откосов.

При всех видах ремонтов к первоочередным работам следует относить устранение очагов эрозии и ликвидацию ее проявлений. Особое внимание при этом должно быть уделено предупреждению превращения плоскостной эрозии в линейную.

3.2.8. Выявленные места сосредоточенного стока подлежат немедленной засыпке грунтом с уплотнением. К простейшим методам закрепления размывов относятся отсыпка слоя обломочного грунта (щебня, гравия), укладка мешков с песком, геотекстиля (с надежным закреплением краев), гидрофобизация жидким битумом, эмульсиями и т.п.

К длительно действующим методам относится закрепление посевом трав или искусственными покрытиями.

3.2.9. Для прекращения процесса оврагообразования вследствие длительного воздействия сосредоточенного размыва в первую очередь должен быть выполнен отвод воды с организацией ее сбора в укрепленный водоток с устройством в необходимых случаях быстротоков.

Образовавшиеся овраги и промоины засыпают грунтом с укреплением в необходимых случаях подпорными стенками, анкерными устройствами, посадкой саженцев кустарников и деревьев с развитой корневой системой.

3.2.10. При глубине выемок более 2 м в полосе по 30 м с каждой стороны следует учитывать постепенное увядание леса и предусматривать его замену кустарниками.

3.2.11. При обнаружении с одной стороны насыпи подпора поверхностных вод в период снеготаяния, явлений заболачивания вследствие переувлажнения верхних слоев грунта, необходимо устройство или углубление существующих боковых водоотводных канав, отводящих воду в места организованного или естественного оттока. В случае невозможности отвода воды вдоль земляного полотна необходимо устройство водопропускной трубы.

3.3. Устройство дорожной одежды

Устройство дополнительных слоев оснований

3.3.1. При планировке поверхности земляного полотна перед вывозкой и распределением материала для дополнительного слоя основания в сухую погоду необходимо производить обеспыливание путем розлива (распределения) обеспыливающих веществ или воды с помощью поливомоечных машин, цистерн, оборудованных распределительными устройствами или специальных распределителей сыпучих материалов.

Обеспыливание следует осуществлять в соответствии с требованиями гл. 4.2 настоящей Инструкции.

3.3.2. При устройстве гидроизолирующих слоев из плиточных материалов, гидроизолирующих слоев из рулонных материалов, дренирующих и капилляропрерывающих слоев из нетканых синтетических материалов необходимо предупредить засорение полосы отвода дороги кусками, обрывками этих материалов.

3.3.3. При устройстве морозозащитных и дренирующих слоев из крупнозернистого материала (гравий, щебень, песок) следует предотвращать ветровой вынос пыли и мелких частиц за пределы земляного полотна при погрузке, выгрузке и распределении. Для этой цели в необходимых случаях следует применять увлажнение материала либо в месте погрузки либо при выгрузке.

Устройство оснований и покрытий из материалов, укрепленных неорганическими и органическими вяжущими

3.3.4. Доставка укрепленных смесей, приготовленных в смесительных установках, на место производства работ должна осуществляться в автобетономешалках, автобетоновозах или приспособленных автосамосвалах с плотно закрывающимися бортами.

3.3.5. При уходе за основанием или покрытием из материалов, укрепленных цементом, во избежание загрязнения окружающей среды испаряющимися токсичными растворителями, входящими в состав пленкообразующих материалов, следует отдавать предпочтение пленкообразующим материалам на водной основе, например, осветленной битумной эмульсии или использовании слоя песка толщиной 4-6 см с поливкой водой.

3.3.6. При устройстве оснований и покрытий из материалов, укрепленных органическими вяжущими, следует отдавать предпочтение битумным эмульсиям и вязким битумам, вызывающим наименьшее загрязнение природной среды.

Санитарных ограничений на применение битумных материалов не устанавливается.

3.3.7. Запрещается применение отходов коксохимического производства в качестве вяжущего материала или добавки при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд, а также иное их применение в дорожном строительстве.

3.3.8. На всех стадиях производства органических вяжущих материалов должна быть обеспечена изоляция технологических линий, емкостей сбора и транспортировки готовой продукции. В цехах, связанных с производством и хранением готовой продукции, устраивается приточно-вытяжная вентиляция. Хранение готового продукта должно осуществляться в специально отведенных местах в закрытых емкостях.

3.3.9. При работе с органическими вяжущими материалами всех видов следует пользоваться спецодеждой, спецобувью, а в соответствующих случаях - индивидуальными средствами защиты в соответствии с “Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог”.





Устройство асфальтобетонных покрытий и оснований

3.3.10. При устройстве поверхностной обработки асфальтобетонных и других черных покрытий в качестве вяжущего материала следует отдавать предпочтение менее токсичным битумным эмульсиям - катионным БК, СК и анионным БА-1 и СА.

3.3.11. При приготовлении асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства верхних слоев покрытия, в качестве добавок ПАВ рекомендуется использовать менее токсичные анионактивные вещества.

Использование катионактивных веществ в качестве добавок ПАВ возможно при приготовлении асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства оснований и нижних слоев покрытий дорожных одежд.

3.3.12. Выгрузка асфальтобетонных смесей должна производиться в приемные бункера асфальтоукладчиков или специальные расходные емкости или на подготовленное основание. Выгрузка асфальтобетонных смесей на землю запрещается.

Устройство цементобетонных покрытий и оснований

3.3.13. Очистку и промывку кузовов бетоновозов и автосамосвалов, используемых для доставки цементобетонных смесей, следует производить в специально отведенных местах. Вода после промывки должна отводиться в специальные отстойники, откуда она может быть использована повторно. Сброс этих вод в поверхностные водоемы запрещается.

3.3.14. Уход за свежеуложенным бетоном следует осуществлять с учетом п. 3.3.5 настоящей Инструкции.

Рабочие органы распределителей пленкообразующих веществ должны быть отрегулированы таким образом, чтобы расход пленкообразующих материалов соответствовал нормам, установленным “Инструкцией по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог”, ВСН 139-80 Минтрансстроя СССР”. При этом пленкообразующий материал не должен стекать с покрытия.

Распределение пленкообразующих веществ не рекомендуется производить при направлении движения воздушных масс от дороги в сторону водных объектов, полей, занятых сельскохозяйственными культурами, садово-огородных участков, населенных пунктов и т.п.

3.3.15. При приготовлении на месте, разогревании и транспортировании резинобитумных, битумно-полимерных мастик, тиоколовых герметиков и грунтовок, применяемых для заполнения деформационных швов в бетоне, необходимо принимать меры, исключающие возможность попадания этих материалов на почвы и растительность.

3.4. Разработка карьеров и резервов. Общие положения

3.4.1. При выполнении работ по разработке и рекультивации карьеров и резервов следует руководствоваться требованиями “Земельного кодекса РСФСР”, постановления Совета Министров СССР от 2 июня 1976 г. № 407 “О рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ”, “Основных положений о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ”, а также требованиями “Технических указаний по изысканиям, проектированию и разработке притрассовых карьеров для железнодорожного и автодорожного строительства” ВСН 182-74 Минтрансстроя СССР, “Методических рекомендаций по рекультивации земель, нарушаемых при транспортном строительстве” (ЦНИИС, 1982).

3.4.2. Для размещения карьеров и резервов следует, как правило, выбирать земли, непригодные для сельскохозяйственного использования или сельскохозяйственные земли худшего качества, а из земель лесного фонда - участки, не покрытые лесом или занятые кустарниками и малоценными насаждениями.

3.4.3. При разработке карьеров и резервов необходимо предусматривать меры, предотвращающие вредное влияние вскрышных и добычных работ на недра, экологические условия в пределах пойм и прибрежных зон рыбохозяйственных водоемов, сохранность запасов полезных ископаемых, эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин, а также подземных сооружений.

Запрещается всякая деятельность, нарушающая сохранность геологических образований, палеонтологических объектов и других участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность и объявленных заповедниками либо памятниках природы или культуры, а также на участках, представляющих особую ценность как среды обитания животных.

3.4.4. Сокращение площади земель, занимаемых под карьеры и резервы достигается за счет увеличения числа и высоты уступов при разработке вскрышных пород.

3.4.5. Глубину карьеров и резервов следует устанавливать с учетом прогноза изменения гидрогеологических условий прилегающих территорий и направления рекультивации нарушенных земель.

Так, при сельскохозяйственном направлении рекультивации расчетный уровень грунтовых вод должен быть не выше 0,5 м, а при лесохозяйственном направлении рекультивации - не выше 2,0 м от поверхности.

3.4.6. Для предотвращения понижения уровня грунтовых вод при разработке карьеров и резервов следует, как правило, предусматривать устройство противофильтрационных завес (барражей), проектирование которых выполняется в соответствии с “Временной инструкцией по проектированию стен сооружений и противофильтрационных завес, устраиваемых способом “стена в грунте” СН 477-76.

При этом следует прогнозировать изменение режима грунтовых вод на прилегаемых территориях.

3.4.7. Снижение загрязнения природной среды пылью при погрузочно-разгрузочных работах, выполняемых при разработке и рекультивации карьеров и резервов следует осуществлять за счет уменьшения количества перевалок, пылящих материалов, снижения высоты погрузки и разгрузки, применения гидроорошения и др. мероприятий.

3.4.8. При выполнении вскрышных, добычных, рекультивационных работ на подъездных и карьерных дорогах, следует производить обеспыливание в соответствии с “Указаниями по строительству, ремонту и содержанию гравийных дорог”, ВСН 7-85, Минавтодора РСФСР.

Вскрышные работы

3.4.9. При совместном залегании различных вскрышных пород следует производить их селективную разработку и селективное отвалообразование. В первую очередь это относится к плодородному слою почвы .

3.4.10. Плодородный слой почвы следует снимать в талом состоянии в теплый и сухой период.

Мероприятия по защите от загрязнения плодородного слоя почвы следует осуществлять в соответствии с п. 3.2.2. настоящей Инструкции.

3.4.11. Для складирования вскрышных пород, непригодных для строительства дороги, наиболее целесообразно использовать выработанное пространство карьера или размещать вне карьера.

Для размещения вскрышных пород вне карьера следует в первую очередь использовать естественные и искусственные понижения рельефа местности. При этом следует исключить возможность образования бессточных территорий, приводящих к подтоплению местности, прилегающей к карьерному полю. Для этого необходимо предусматривать специальные водоотводные и водопропускные устройства.

Закрыть

Строительный каталог