ВСН 8-89

Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 8-89

МИНАВТОДОР РСФСР

МОСКВА 1989

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минтрансстроя СССР: руководитель темы д.т.н. И.Е. Евгеньев, исполнители; к.т.н. В.В. Савин, д.т.н. М.М. Журавлев, НПО “Росдорнии” Минавтодора РСФСР: руководитель темы к.т.н. В.И. Мазепова, исполнители: инж. Ю.Н. Розов, инж. Ю.А. Бережная, к.б.н. В.Н. Бурков (Свердловский НПО “Росдорнии”)

ВНЕСЕНЫ Союздорнии Минтрансстроя СССР и НПО Росдорнии Минавтодора РСФСР

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главнаучтехом Минавтодора РСФСР

СОГЛАСОВАНЫ:

Госкомгидрометом СССР

Минрыбхозом СССР

Минсельхозом РСФСР

Минздравом РСФСР

Минлесхозом РСФСР

Минводхозом РСФСР

Главдорупром Минавтодора РСФСР

Министерство автомобильных дорог

Ведомственные строительные нормы

ВСН

8-89

РСФСР

Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог

Вводится впервые


Внесены Союздорнии и НПО “Росдорнии”

Утверждены Минавтодором РСФСР 04.09.89 МНА-17/315

Срок введения в действие с 01.01.90

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящей Инструкции должны соблюдаться при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования министерства автомобильных дорог РСФСР. На основе действующих законов и правительственных актов об охране природы настоящая Инструкция устанавливает отраслевые требования охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов и правила соблюдения этих требований при производстве и приемке работ.

1.2. Требования инструкции не распространяются на работы по производству дорожно-строительных материалов и конструкций в промышленных (стационарных) условиях, на работы по строительству крупных (титульных) мостов, мостов через участки рыбохозяйственных водоемов высшей (особой) категории, а также зданий и сооружений производственного, жилищного и культурно-бытового назначения.

1.3. При выполнении работ в сложных условиях, отнесенных п. 6.4, СНиП 2.05.02-85 к местам индивидуального проектирования, вопросы охраны природной среды разрабатываются в индивидуальном порядке с учетом специфики и требований специальных нормативных документов по производству работ в таких условиях.

1.4. Земля, недра земли, воды, растительный и животный мир, как элементы природной среды, являются в СССР всенародным достоянием. Долг всех государственных и общественных организаций, каждого гражданина СССР постоянно беречь природу, принимать все необходимые меры для охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в сфере производственной деятельности и в других сферах деятельности людей.

Все предприятия, организации и учреждения обязаны строго соблюдать правила охраны природы, не допускать загрязнения или уничтожения элементов природной среды, внедрять в производство более совершенные технологию, машины, материалы, применение которых позволяет снижать нагрузку на окружающую среду (загрязнение, шум, вибрация и т.п.).

1.5. При нарушении требований природоохранного законодательства лица, непосредственно виновные в причиненном ущербе, а также руководители министерств, ведомств и их организаций, несут административную, материальную или уголовную ответственность в зависимости от размеров ущерба в установленном законодательством порядке.

1.6. Независимо от привлечения к указанной ответственности, ущерб, нанесенный природе, согласно существующим положениям возмещается организациями или отдельными гражданами в порядке гражданско-правовой ответственности. За незаконную порубку каждого дерева, незаконную добычу животных, рыб, а также за действия, повлекшие их гибель, взыскиваются фиксированные величины денежных сумм. В других случаях причинения вреда в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды виновные организации полностью возмещают ущерб в установленном законодательством порядке.

1.7. При строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог следует постоянно на всех стадиях производства работ учитывать требования охраны природной среды путем предупреждения и ограничения их отрицательного воздействия на природную среду до установленных предельно допустимых уровней.

Запрещается выполнение воздействующих на элементы природной среды работ, не предусмотренных проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке, применение в конструкциях автомобильных дорог материалов, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду, а также производство работ, добыча природных материалов на неразведанных месторождениях за пределами площадей, оформленных постоянным или временным отводом.

Примечание: исключение составляет производство работ по предотвращению или ликвидации последствий внезапных стихийных явлений, представляющих опасность для людей, сооружений или нарушающих природные условия в крупных масштабах.

1.8. При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:

сокращение земельных площадей, отводимых в соответствии с действующими нормативами для постоянного, временного и разового использования, максимальное сбережение сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, пойм и лесных водоохранных полос вдоль рек; других земель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным водоемам;

уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной полосе (грунт, минеральные материалы, лес, почва и т.п.);

сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление нарушенных условий обитания и воспроизводства всех животных и рыб;

предотвращение недопустимого загрязнения поверхности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и другие газы, твердые выбросы, противогололедные, обеспыливающие и другие химические вещества, шум, вибрация и др.); недопущение превышения установленных предельно допустимых уровней загрязнения и воздействия;

предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидродинамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т.п., а также изменение гидрологического и биологического режимов естественных водоемов;

предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условия существования людей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т.п.);

предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения форы объектов индивидуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья или их группы и т.п.).

1.9. При обучении и повышении квалификации рабочих, руководящего персонала в состав учебных программ следует включать тему - охрана окружающей среды: основные законы и нормативные документы, виды ответственности за нарушение установлений, правила производства работ с учетом предупреждения ущерба для природной среды.

При проведении инструктажей по технике безопасности следует объяснять работникам требования и правила охраны природной среды на рабочем месте.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТ

2.1. Землепользование

2.1.1. Оформление документации на предоставление земель производится в соответствии с действующим в РСФСР “Положением о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков” (1974 г.) при наличии согласованной и утвержденной проектной документации. В состав документации должен входить проект рекультивации временно отведенных земель.

2.1.2. Приступать к производству работ или иному пользованию представленным земельным участком до установления местными землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.

В соответствии со ст. 50 “Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик” лица, виновные в самовольном занятии земельных участков несут уголовную или административную ответственность.

2.1.3. Размеры предоставления земель устанавливаются по “Нормам отвода земель для автомобильных дорог”, СН 467-74.

В состав бессрочного отвода согласно СН 467-74 должна входить полоса, включающая ширину насыпи или выемки по кромкам откосов, кюветы, забанкетные канавы и банкеты, предохранительные полосы шириной 1 м от кромки откосов насыпи, выемки или водоотводные канавы, боковые резервы, если они являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна.

В случаях индивидуального проектирования (обусловленных СНиП) ширина полосы бессрочного отвода устанавливается проектом.

Включение в состав проекта сооружения насыпей из боковых резервов на орошаемых или осушенных землях, пашне, участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, согласно СН 467-74 допускается как исключение с отводом в краткосрочное (на срок до 3 лет) пользование и при условии приведения по окончании земляных работ в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве.

Отвод земель для снегозащитных лесонасаждений, постоянных снегозащитных заборов, а также защитных сооружений от оврагов, оползней, заносов, лавин, обвалов и т.п. производится по проекту, выполненному в соответствии с правилами СНиП 2.05.02-85 “Автомобильные дороги. Нормы проектирования”.

На существующей дорожной сети снегозащитные лесонасаждения устраивают в соответствии с “Рекомендациями по изысканиям и проектированию снегозадерживающих полос вдоль автомобильных дорог”, одобренными Госстроем СССР и Гослесхозом СССР от 29 декабря 1981 г.

2.1.4. Площади земель, представляемых во временное пользование для размещения отвалов грунта из плодородного слоя почвы и для проезда транспортных средств, осуществляющих его вывозку, в соответствии с СН 467-74 приведены в таблице 1.

Приведенные величины являются осредненными и при соответствующем обосновании могут быть увеличены.

Отвод участков земель, представляемых во временное пользование для других нужд строительства, следует оформлять дополнительно на основе данных типовых или индивидуальных проектов.

Таблица 1


Площадь временного отвода, га/км

Категория дороги и количество полос движения

на землях сельскохозяйственного пользования

на землях, не пригодных для сельскохозяйственного пользования


8

1,8

2,3

I

6

1,7

2,2


4

1,6

2,1

II

2

1,4

2,0

III и IV

2

1,3

2,0

V

[

1,2

2,0

2. 1.5. В соответствии с действующим Положением о государственном контроле за использованием земель правила использования и охраны земель устанавливаются органами землепользования и землеустройства. Эти правила и требования являются обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений независимо их ведомственной принадлежности.

На землеустроительную службу возложен контроль за соблюдением установленных правил землепользования, за правильностью использования земель, включая осуществление противоэрозионных мероприятий и др. защитных мер.

2.1. 6. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета ССР от 14 мая 1970 г. “Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства” должностные лица подвергаются штрафу до 100 руб., налагаемому в административном порядке за порчу сельскохозяйственных и др. земель, загрязнение их производственными и иными отходами и сточными водами, в бесхозяйственном использовании земель, в невыполнении обязательных мероприятий по улучшении земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и др. процессов, ухудшающих состояние почв; использование земельных участков не по назначению; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и другие нарушения.

2.2. Охрана водных ресурсов

2.2.1. В соответствии с “Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Верховным Советом СССР в 1970 г., все водные объекты в СССР составляют единый государственный водный фонд. Регулирование, контроль за использованием и охраной вод возложены на Госкомприроды СССР, Министерство водохозяйственного строительства, Министерства рыбного хозяйства и их органы на местах.

В соответствии с действующими “Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами” запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые могут быть устранены путем рациональной технологии, использования систем оборотного и повторного водоснабжения или бессточного производства.

Запрещается устройство выпусков и отведение сточных вод в водные объекты без регистрации и без получения разрешения в органах по охране и без согласования с органами санитарно-эпидемиологической службы и рыбоохраны.

На участках массового нереста, нагула рыб и расположения зимовальных ям, спуск сточных вод не разрешается.

Аналогичные правила введены по санитарной охране прибрежных вод морей.

Подлежат согласованию с органами по регулированию использования и охране вод и органами рыбоохраны: все работы по землечерпанию, углублению и расчистке русла, прокладке подводных траншей, добыче полезных ископаемых.

2.2.2. В соответствии с “Временными рекомендациями по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий” и расчету условий выпуска его в водные объекты”, разработанными ВНИИ “ВОДГЕО” Госстроя СССР и ВНИИВО Минводхоза СССР” (1983 г.), дорожные строительные, ремонтные, эксплуатационные предприятия, предприятия дорожностроительной индустрии, обслуживания, а также непосредственно строительные объекты и транспортные сооружения по составу примесей поверхностного стока относятся к предприятиям первой группы.

Для уменьшения выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком на указанных предприятиях и сооружениях должны осуществляться следующие мероприятия: исключение сброса в дождевую канализацию отходов производства; организация регулярной уборки территорий; проведение своевременного ремонта дорожных покрытий; ограждение зон озеленения бордюрами, исключающими смыв грунта на дорожное покрытие; повышение степени пыле- и газоочистки; повышение технического уровня эксплуатации автотранспорта; ограждение строительных площадок с упорядочением отвода поверхностного стока по временной системе открытых лотков, осветлением его на 50-70 % в отстойниках и последующим сбросом в водные объекты или дальнейшим очищением, локализация участков, где неизбежны просыпи и проливы сырья и промежуточных продуктов с последующим отведением и очисткой поверхностного стока; упорядочения складирования и транспортирования сыпучих и жидких материалов.

2.2.3. Выбор схемы отведения и очистки поверхностного стока определяется его качественной и количественной характеристикой, требуемой степенью очистки и осуществляется на основании технико-экономического сравнения вариантов и оценки технической возможности их реализации.

Условия сброса после очистки в водный объект поверхностного стока должны отвечать требованиям “Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами”. Места выпуска поверхностного стока в водный объект согласуются с органами Госкомприроды СССР, санитарно-эпидемиологической службы и рыбоохраны.

2.2.4. Водоемы и водотоки (водные объекты) считаются загрязненными, если показатели состава и свойств воды в них изменились под прямым или косвенным влиянием производства работ или эксплуатации дороги и дорожных сооружений и стали частично или полностью непригодными для одного из видов водопользования. Пригодность состава и свойств поверхностных вод определяется их соответствием требованиям и нормативам, установленным ГОСТ 2761-84 “Источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора”, ГОСТ 17.1.5.02-80 “Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов”, “Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами”, (1974 г.) и “Правилами охраны от загрязнения прибрежных вод морей” (1984 г.) (Приложение 4.).

2.2.5. При попадания в водоемы нефтепродуктов в объеме, который может привести к превышению предельно допустимой концентрации, должны быть немедленно приняты меры по предотвращению их распространения и к последующему удалению.

Учитывая, что нефтепродукты и другие легкие нерастворимые загрязнения до окисления делительное время остаются и виде поверхностной пленки, изоляция места загрязнения производится оконтуриванием боновыми заграждениями.

2.2.6. Сбор и удаление нефтяных загрязнений должны осуществляться механическими способами. В тех случаях, когда это невозможно, могут быть применены впитывающие препараты - сорбенты (пенополиуретан, торф, опилки и др.) с последующим их сбором и удалением. Порядок и условия применения сорбентов должны быть согласованы с контролирующими органами.

2.2.7. При выполнении гидромеханизированных работ не допускаются затопление и подтопление населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, а также земель сельскохозяйственного или лесохозяйственного пользования.

Мероприятия по очистке и осветлению сбрасываемой с карт намыва воды, а также спуск ее в водотоки и водоемы осуществляется только с разрешения органов Госкомприроды СССР и по согласованию с органами санитарного надзора и рыбоохраны. При этом должны обеспечиваться сохранение гидрологического режима рыбохозяйственных водоемов, миграции и ската производителей рыб и их молоди, обводнение пойменных нерестилищ и другие требования по сохранению биоресурсов и условий их воспроизводства.

2.2.8. В целях предотвращения изменения водных экосистем, включая изменение биологической активности водорослей, микроорганизмов и других гидробионтов, изменение гидрологического режима водоемов (устройство плотин, запруд, перемычек, отводов, подходов к мостам и т.д.) без согласования с природоохранными органами не разрешается.

2.2.9. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.01.81 “Об усилении охраны малых рек от загрязнения, засорения и истощения и о рациональном использовании их водных ресурсов” установлены специальные меры по охране малых рек, протяженностью до 200 км, с целью восстановления их водности и чистоты.

Территория, прилегающая к акваториям малых рек является водоохранной зоной. Размеры водоохранной зоны в каждую сторону от среднего летнего уреза воды устанавливаются не менее:

для рек длиной до 50 км - 100 м

для рек длиной до 100 км - 200 м

для рек длиной свыше 100 км - 300 м.

В водоохранных зонах малых рек запрещается загрязнение поверхности земли, в частности, свалка мусора, отходов производства, а также стоянка, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин.

Запрещается засыпка пойменных озер и стариц без разрешения и согласования природоохранных органов.

Ширина прибрежных полос, в пределах которых запрещается распашка земель, производственное строительство и расширение существующих объектов, в зависимости от вида использования и крутизны склонов составляет от 15 до 100 м и определяется в каждом конкретном случае органами Минводхоза.

2. 2.10. За загрязнение и засорение вод, ввод в эксплуатацию сооружений без устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод, бесхозяйственное использование воды, нарушение водоохранного режима на водосборах и другие нарушения, виновные лица несут административную, материальную и уголовную ответственность в установленном законодательством порядке.

2.3. Охрана лесов, растений, животных

2.3.1. Строительство дорог и дорожных сооружений в лесах, а также на землях гослесфонда, не покрытых лесом, производится по согласованным проектам, в пределах отведенных участков. Работы при этом должны выполняться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

2.3.2. Заготовка и вывозка древесины и второстепенных лесных материалов допускается только по специальному разрешению - лесорубочному билету (ордеру), выдаваемому органами лесного хозяйства.

Должностные лица и граждане несут уголовную, административную и материальную ответственность за незаконные порубки и другие лесонарушения.

Ущерб, причиненный предприятиями и организациями незаконной порубкой или повреждением растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста, возмещается в десятикратном размере действующих такс на древесину, отпускаемую на корню, по первому разряду.

2.3.3. При строительстве и эксплуатации дорог и дорожных сооружений следует соблюдать требования Закона СССР “Об охране и использованию животного мира”, а именно: должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по предотвращению гибели животных, сохранению среды обитания и условий размножения, путей миграции, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания животных.

При производстве строительных и ремонтных работ на путях миграции для защиты животных в необходимых случаях следует устраивать ограждения, как правило, оборудованные отпугивающими устройствами (катафотами, сигнальными лампами, звуковыми сигналами и др.).

2.3.4. Сохранение деревьев при строительстве и эксплуатации дороги является главным условием защиты сложившейся экологической системы.

При производстве работ запрещается проезд машин и механизмов ближе 1 м от кроны деревьев, не попадающих в полосу расчистки. При невозможности выполнения этого требования в пределах установленной зоны должно быть уложено специальное защитное покрытие.

2.3.5. При необходимости устройства засыпки поверхности земли у деревьев с целью защиты корневой системы или повышения отметки земляного полотна следует учитывать следующие требования:

Виды деревьев

Допустимая толщина засыпки, м

сосна, ель, пихта, бук лесной, береза, липа, клен, дуб, платан

0

лиственница

до 0,5

ольха, ясень, тополь, ива

до 1,0

Для засыпки пригодны крупнозернистый песок, гравелистые или щебенистые грунты без вредных примесей. Не допускается укладка в пределах корневой системы недренирующих грунтов или слоев недренирующих материалов любой толщины.

Снятие грунта над корнями не допускается.

2.3.6. Разработку траншей, котлованов и выемок допускается производить не ближе 2 м от ствола взрослого дерева, причем откос выработки в зоне корневой системы должен быть закреплен от обрушения. Корни обрезают в 0,2-0,3 м от края откоса и образовавшееся пространство заполняют плодородной почвой с уплотнением.

Срезы ветвей производят в случае необходимости вблизи ствола. Поверхности среза ветвей, а также корней, должны быть обработаны специальными составами против заражения.

При прохождении коммуникаций ближе 2 м от ствола, прокладку в проделах проекции на поверхность земли кроны дерева следует производить закрытым способом (прокалыванием) в асбоцементных или бетонных трубах-кожухах.

2.3.7. Для сохранения деревьев на площадках, занятых дорожным покрытием (стоянки, смотровые площадки, площадки отдыха и т.п.) следует устраивать вокруг стволов дренирующие конструкции.

В целях сохранения деревьев в зоне производства работ не допускается: забивать в стволы деревьев гвозди, штыри и др. для крепления знаков, ограждений, проводов и т.п.; привязывать к стволам или ветвям проволоку для различных целей; закапывать или забивать столбы, колья, сваи в зоне активного развития деревьев; складывать под кроной дерева материалы, конструкции, ставить строительные машины и грузовые автомобили.

В зоне радиусом 10 м от ствола не допускается: сливать горюче-смазочные материалы; устанавливать работающие машины; складировать на земле химически активные вещества (соли, удобрении, ядохимикаты).

2.3.8. В защитных зонах, отделяющих производственные объекты от жилых домов и др. зданий зеленые насаждения следует устраивать в виде полос из 7-10 рядов деревьев с расстоянием в рядах между деревьями 5-10 м и посадкой между ними кустарников. Расстояние между полосами должно составлять 5Н, где Н - высота деревьев.

Виды растений следует выбирать с учетом климатических и почвенных условий (предпочтительно местных пород), газоустойчивостью, газо- и пылезащитными свойствами (Приложение 5). Для посадки в полосах следует выбирать растения с более ажурными кронами, а в крайней полосе к жилью - с более плотными кронами.

Площади, свободные от деревьев и кустарников, засеваются устойчивыми травянистыми растениями (Приложение 5). При согласовании c местными органами санитарной службы допускается посев между полосами сельскохозяйственных культур.

2.4. Дорожные машины и оборудование

2.4.1. Дорожные машины и оборудование должны находиться на объекте только на протяжении периода производства соответствующих работ. Не допускается хранение на приобъектных площадках временного отвода неиспользуемых, списанных или подлежащих ремонту в стационарных условиях машин или их частей и агрегатов.

2.4.2. Дорожные машины при работе оказывают воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами.

Уровни загрязнения от дорожных машин, механизмов и транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почв (приложения 1, 3), предельных уровней шумового воздействия для зданий и территорий различного хозяйственного назначения (приложение 2), а также санитарных нормативов и требований безопасности при производстве работ.

Параметры применяемых машин, оборудования, транспортных средств в части состава отработавших газов, бума, вибрации и др. воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям предприятия-изготовителя, согласованным с санитарными органами.

2.4.3. Определяющим условием минимального загрязнения атмосферы отработавшими газами дизельных двигателей дорожных машин и оборудования является правильная эксплуатация двигателя, своевременная регулировка системы подачи и ввода топлива.

При проведении технического обслуживания дорожных машин следует особое внимание уделять контрольным и регулировочным работам по системе питания, зажигания и газораспределительному механизму двигателя. Эти меры обеспечивают полное сгорание топлива, снижают его расход, значительно уменьшают выброс токсичных веществ.

2.4.4. Для всех видов автомобилей и машин с бензиновыми двигателями объемная доля окиси углерода в отработавших газах автомобилей должна соответствовать ГОСТ 17.2.2.03-77.

Проверку соответствия содержания окиси углерода в отработавших газах следует проводить на предприятиях, эксплуатирующих автомобили после ремонтов или регулировки системы питания двигателя.

Методика определения содержания окиси углерода приведена в ГОСТ 17.2.2.03-77.

2.4.5. При работе дорожных машин необходимо осуществлять контроль за соблюдением допустимого уровня шума в населенных пунктах, на территориях жилой застройки, в помещениях жилых и общественных зданий установленного Постановлением Совета Министров СССР “О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее” (1981 г.), а также регламентируемого “Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки” № 3077-84, ГОСТ 12.1.036-81 “Шум. Допустимые уровни в помещениях жилых и общественных зданий” и СНиП II-12-77 “Нормы проектирования. Защита от шума”.

Особое внимание следует обратить на предупреждение резких шумовых воздействий в малоосвоенных местах в целях сохранения безопасности диких животных.

2.4.6. При контроле допустимости уровня шума измерения следует выполнять шумометром в соответствии с требованиями РД 2 22-20-79 “Машины строительные и дорожные. Методы определения шумовых характеристик на рабочих местах и внешнего шума”.

2.4.7. При необходимости снижения уровня шума дорожных машин следует применять следующие меры:

технические средства борьбы с шумом (применение технологических процессов с меньшим шумообразованием и др.);

защитные акустические устройства (шумоизоляцию, ограждения, специальные помещения для источников звука и др.);

организационные мероприятия (выбор режима работы, ограничение времени работы и др.).

Зоны с уровнем звука выше 85 дБА должны быть обозначены знаками безопасности. Работающие в этих зонах должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.

2.4.8. При необходимости в случае превышения допустимого уровня звука для звукоизоляции двигателей дорожных машин целесообразно применять защитные кожухи и капоты с многослойными покрытиями, применением резины, поролона и т.п. За счет применения изоляционных покрытий и приклейки виброизолирующих матов и войлока шум можно снизить на 5 дБА. Для изоляции локальных источников шума следует использовать противошумные экраны, завесы, палатки. Помещение передвижного компрессора ДК-9М в звукопоглощающую палатку снижает шум на 20 дБА.

Для сваебойных машин целесообразно применение защитных кожухов, выполненных из многослойных материалов, в том числе парусины, свинцовой фольги (5 кг/м2 ), стекловолокна толщиной 5 см, стальной и медной сетки, с помощью которых уровень шума может быть снижен на 25 дБА.

Во многих случаях снижение шума достигается герметизацией отверстий в противошумных покрытиях и кожухах.

2.4.9. При постоянном или длительно (в течение ряда лет) функционирующем источнике шума целесообразно устройство полосы зеленых насаждений, защищающей окружающую объект территорию как от шума, так и от загрязнения.

При наличии зеленых насаждений или леса следует учитывать их снижающее действие на уровень шума.

вид зеленых насаждений

среднее снижение уровня шума, дБА, на м ширины

сосновый лес

0,15

еловый лес

0,18

густой лиственный лес

0,1-0,17

снегозащитные плотные лиственные посадки, зеленая изгородь

0,25-0,35

подождите, идет загрузка...    подождите, идет загрузка... 
Закрыть

Строительный каталог